Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПАДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЖИВОПИСИ 2000-Х ГОДОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПАДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЖИВОПИСИ 2000-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
2000-Е ГОДЫ / АЗЕРБАЙДЖАН / ЖИВОПИСЬ / ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ УКЛОНЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рзаева Наргиз Аслановна

Цель: Основная цель статьи - интерпретировать западные тенденции в азербайджанской живописи 2000-х годов в хронологическом порядке, определить глубокий смысл содержания и выразительность произведений художников, работающих в этой области, и своеобразие стилистических особенностей, выявляющих художественно-эстетическую ценность. Методы: сравнения, обобщения, наблюдения, системного анализа, группировки данных, теоретического познания. Результаты: В результате отметим о применении западных художественных тенденций в азербайджанской живописи 2000-х гг. С конца XX века в творчестве представителей старого, среднего и молодого поколений азербайджанских живописцев прослеживаются обогащающиеся новым художественным качеством признаков различных «измов» (импрессионизм, примитивизм, фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм и др.), существующие в прогрессирующем искусстве мира. В этом смысле отметим классические европейские традиции реализма в портретном творчестве Октая Садыхзаде; стиль художественного воплощения средневековой европейской классики в творчестве Сакита Мамедова; импрессионизм в творчестве Исы Мамедова; примитивизм в творчестве Эльдара Гурбанова, Расима Бабаева; в работах Имрана Нур Али, Карима Джалала, Акифа Казымова можно заметить применение таких западных художественных течений, как сюрреализм и др. Научная новизна: Научная новизна статьи определяется тем, что именно 2000-е годы с точки зрения изучения азербайджанской живописи в контексте западных тенденций, впервые комплексно представлены в азербайджанском искусствоведении как целостный и завершенный объект исследования. Практическая значимость: Статья может быть использована как ценный ресурс для студентов искусствоведения в высших и средних учебных заведениях с художественным уклоном, а также для художников-студентов, работающих в области живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF WESTERN ARTISTIC TRENDS IN AZERBAIJANIAN PAINTING IN THE2000S

Purpose: The main purpose of the article is to interpret Western trends in Azerbaijani painting of the 2000s in chronological order, to determine the deep meaning of the content and expressiveness of the works of artists working in this field, and the originality of stylistic features that reveal artistic and aesthetic value. Methods: comparison, generalization, observation, system analysis, data grouping, theoretical knowledge. Results: As a result, we note the use of Western artistic trends in Azerbaijani painting in the 2000s. Since the end of the 20th century, in the works of representatives of the old, middle and young generations of Azerbaijani painters, signs of various “isms” (impressionism, primitivism, fauvism, cubism, futurism, expressionism, surrealism, etc.) that exist in the progressive art of the world, are being enriched with a new artistic quality. In this sense, we note the classical European traditions of realism in the portrait work of Ogtay Sadygzade; style of artistic embodiment of medieval European classics in the work of Sakit Mammadov; impressionism in the work of Isa Mammadov; primitivism in the works of Eldar Gurbanov, Rasim Babayev; in the works of Imran Nur Ali, Karim Jalal, Akif Kazimov, one can notice the use of such Western artistic movements as surrealism, etc. Scientific novelty: The scientific novelty of the article is determined by the fact that the 2000s, from the point of view of the study of Azerbaijani painting in the context of Western trends, are for the first time comprehensively presented in Azerbaijani art history as a complete and complete object of study. Practical significance: The article can be used as a valuable resource for students of art history in higher and secondary educational institutions with an artistic bias, as well as for student artists working in the field of painting.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПАДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЖИВОПИСИ 2000-Х ГОДОВ»

Section 6. Theory and history of art - European Journal of Arts 3-4 (2022) - ISSN 2310-5666 -

Раздел 6. Теория и история искусства Section 6. Theory and history of art

УДК 7(091); 7.03 DOI: 10.29013/EJA-22-3.4-45-50

РЗАЕВА Н. А. 1

1 Азербайджанской Художественной Академии, г. Баку, Азербайджан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПАДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЖИВОПИСИ 2000-х ГОДОВ

Аннотация

Цель: Основная цель статьи - интерпретировать западные тенденции в азербайджанской живописи 2000-х годов в хронологическом порядке, определить глубокий смысл содержания и выразительность произведений художников, работающих в этой области, и своеобразие стилистических особенностей, выявляющих художественно-эстетическую ценность.

Методы: сравнения, обобщения, наблюдения, системного анализа, группировки данных, теоретического познания.

Результаты: В результате отметим о применении западных художественных тенденций в азербайджанской живописи 2000-х гг. С конца XX века в творчестве представителей старого, среднего и молодого поколений азербайджанских живописцев прослеживаются обогащающиеся новым художественным качеством признаков различных «измов» (импрессионизм, примитивизм, фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм и др.), существующие в прогрессирующем искусстве мира. В этом смысле отметим классические европейские традиции реализма в портретном творчестве Октая Садыхзаде; стиль художественного воплощения средневековой европейской классики в творчестве Сакита Мамедова; импрессионизм в творчестве Исы Мамедова; примитивизм в творчестве Эльдара Гурбанова, Расима Бабаева; в работах Имрана Нур Али, Карима Джалала, Акифа Казымова можно заметить применение таких западных художественных течений, как сюрреализм и др.

Научная новизна: Научная новизна статьи определяется тем, что именно 2000-е годы с точки зрения изучения азербайджанской живописи в контексте западных тенденций, впервые комплексно представлены в азербайджанском искусствоведении как целостный и завершенный объект исследования.

Практическая значимость: Статья может быть использована как ценный ресурс для студентов искусствоведения в высших и средних учебных заведениях с художественным уклоном, а также для художников-студентов, работающих в области живописи.

Ключевые слова: 2000-е годы, Азербайджан, живопись, Западная Европа, художественные уклоны.

Для цитирования: Рзаева Н. А. Использование западных художественных тенденций в Азербайджанской живописи 2000-х годов// European Journal of Arts, 2022, № 3-4.- С. 45-50. DOI: https://doi.org/10.29013/ EJA22-3.4-45-50

European Journal of Arts 3 - 4 (2022)

I PREMIER

ISSN 2310-5666

Section 6. Theory and history of art

Введение

Если рассматривать этапы развития азербайджанской живописи 2000-х годов, можно заметить, что её нынешняя панорама многогранна и богата стилями и почерками. С конца XX века в творчестве представителей старого, среднего и молодого поколений азербайджанских живописцев прослеживаются обогащающиеся новым художественным качеством признаки различных «измов» (импрессионизм, примитивизм, фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм и др.), существующие в прогрессирующем искусстве мира. В этом смысле отметим классические европейские традиции реализма в портретном творчестве Октая Садыхзаде; стиль художественного воплощения средневековой европейской классики в творчестве Сакита Мамедова; импрессионизм в творчестве Исы Мамедова; примитивизм в творчестве Эльдара Гурбанова, Расима Бабаева; в работах Имрана Нур Али, Карима Джалала, Акифа Казымова можно заметить применение таких западных художественных течений, как сюрреализм и др.

Вышеупомянутые азербайджанские художники экспериментируют с различными западными художественными течениями и пытаются применить в своём творчестве новые методы и стили выражения. В то же время, прибегая к абстрактным методам, они пытаются визуализировать национальную тематику, окружающую среду и внутренний мир. Свобода творчества, господствующая в искусстве, побуждает к применению новых форм выражения, позволяющих художникам осваивать «запрещённые» в недавнем прошлом сюжеты и приёмы изображения. По мере того, как творчество художников, отражая внутренний и внешний мир, стремятся к универсальности, нарастают усилия по обретению черт художественного языка, привычного и воспринимаемого западным миром. Они отражают тенденции интернационализации современного азербайджанского изобразительного искусства. Отмеченные нами выше черты можно увидеть у перечисленных выдающихся художников и их произведений таких, как: «Королева Великобритании Елизавета II» (2002 г.) Октая Садыхзаде (рис. 1), «Женский портрет» Исы Мамедова (2003 г.), «Игрок» Микаила Абдуррахманова (2003 г.), «Спокойствие» Акифа Кязымова (2005 г.), «Метафора» Мирнадира Зейналова (2007 г.), «Художник и модель» Мусеиба Амирова (2008 г.), «Святой Себастьян» Рашада Бабаева (2009 г.), (Рис. 2), «Пианист» Нияза Наджафо-

ва (2009 г.), «Тайные переговоры» Алтая Садыгзаде (2010 г.), «Виолончель» Асима Расул оглы (2012 г.), «Сон» Вугара Гулиеа (2015 г.), «Метафизическое понимание граната» Имрана Нуралиева (2019 г.) и др.

Рисунок 1. Октай Садыхзаде «Королева Великобритании Елизавета II», 2002 г.

«Стиль выражения, характеризующий творчество Исы Мамедова, близок творческому стилю импрессионистов, вошедших в историю изобразительного искусства как мастера впечатления, и создающих с ними ассоциации-воспоминания. Яркое свидетельство этому - построение композиции произведений художника, отличающиеся свободой творчества, использованием раздельных мазков и лирико-поэтиче-ского взгляда на реальную жизнь». (4, стр 12). Среди работ Исы Мамедова особо отличается портрет «Женщина» (2003 г.), (Рис. 3), здесь особо чувствуется мастерство художника в использовании цвета и света. В произведении созданном автором с большим волнением и любовью, создаётся очень интересный контраст, яркая взаимосвязь женского платья и окружающей среды, точнее сказать зелёная шапка дерева обрамляющая голову женщины. В то же время художника вдохновляли композиция и содержание используемое художниками импрессионистами, характерные для импрессионизма цвета которые он использовал в художественном решении портрета. Та-

Section 6. Theory and history of art

PREMIER

Publishing

European Journal of Arts 3 - 4 (2022)

ISSN 2310-5666

ким образом, в конце XIX - начале XX века основной темой произведений представителей направления импрессионистов, нашедшей широкое распространение на Западе, как в однофигурных, так и в многофигурных композициях, были женские образы отдыхающие на природе, сидящие под деревом, держащие зонт в руках и шляпу на голове для защиты от солнца. На картине Исы Мамедова «Женщина» изображённая женская фигура запечетлена именно в этой позе, сидящей под деревом на зелёном фоне, держащей зонт и в шляпе защищающей её от палящего солнца.

ttS'6'Vv.h

* Wi*'

«is« _

Рисунок 2 Рашад Бабаев «Святой Себастьян», 2009 г.

Рисунок 3. Иса Мамедов «Женщина», 2003 г.

Следует отметить, что в указанный период в творчестве многих азербайджанских художников можно наблюдать так же применение направления сюрреализма. В этом смысле влияние сюрреализма отчётливо видно в работе Имрана Нурали «Метафизическая концепция граната». (2019 г.), (Рис. 4.) В произведении, по композиционному построению состоящем из двух частей, на заднем плане изображена поверхность, обрамлённая синей рамкой в форме водяных часов, а на переднем плане изображены четыре граната и сопровождающие их прямоугольные формы под наклоном золотистого цвета. В произведении, где описывается единица измерения в метафизической форме, изображение лодки, часов и большей части дерева в воде, а остальной части на суше словно указывает на некую относительность. Если мы внимательно рассмотрим произведение, то можем заметить, что человеческие фигуры изображены в ощутимой степени несколько меньшего размера. Точнее сказать, изображения гранатов даны в более крупном размере. А это признак того, что жизнь не такая, какой мы её видим. По мнению художника, здесь важен не размер предметов, а выражаемое им смысловое содержание. То есть одна из причин, по которой людей изображают в маленькой форме, заключается в том, что они не знают общего смысла картины. Вместе с этим, как было уже сказано выше, сам факт, что лодка, часы и дерево находятся наполовину в воде и наполовину на суше, является признаком того, что художник хотел показать, что люди не осознают, что всё происходящее находится как в этом, так и в другом мире. Интересный момент в том, что лодка словно изображена на льду. Для того, чтобы растопить замерзшую воду, человек должен обладать определёнными знаниями. То есть, не имея определённых знаний, человек никогда не сможет растопить эту замёрзшую воду - этот лёд. По мнению художника, рамка нашедшая своё местно в композиции, играет роль занавеса между этим и потусторонним миром. Люди потустороннего мира могут видеть этот мир. Люди нашего мира ничего не знают о том мире. Только совершенные люди имеют представление о загробной жизни. В общем, человек должен понимать, что жизнь не только для еды и питья. Жизнь не такая простая как кажется. Человек смотрит в землю, на небо, на звёзды, но не понимает всех секретов. Чтобы понять это, нужно достичь вершин совершенства [5].

По замыслу художника, изображение на картине в виде гранатов четыре единицы измерения, каждый

European Journal of Arts 3 - 4 (2022)

PREMIER

Publishing

Section 6. Theory and history of art

ISSN 2310-5666

из которых сам по себе символизирует мир. Использование изображения граната в произведении связано со сном увиденным художником. Отметим, что как и другие произведения Имрана Нуралиева, содержание и композиционное решение этой работы является видением художника, которое открылось ему во сне, и конечно же автор в полной мере воплотил увиденное им на полотне. Говоря о цветовой гамме произведения, следует отметить, что Имран Нуралиев как и его предшественник Салвадор Дали, и в этом произведении отдавал большее предпочтение коричневым и золотистым тонам, хотя в то же время использовал голубой, жёлтый и красные цвета. Эти цвета в свою очередь символизируют небо, жизнь и землю. Выделение той части композиции, где изображены люди жёлтым цветом - является знаком того, что эта часть является местом совершенных людей, которые совершают добрые дела.

Рисунок 4. Имран Нурали «Метафизическая концепция граната», 2019 г.

Среди современных азербайджанских художников, таких как: «Малик Агамалов, Элияр Алимирза-ев, Мусеиб Амиров, Инна Костина, Рена Амрахова, Асмар Нариманбекова, Айтан Рзакулиева, Бахрам Халилов, Ирина Эльдарова, и др. в своих творческих поисках, опираясь на новые тенденции в Европейском искусстве, создали интересные работы и про-

екты представляющие сегодня азербайджанскую живопись. Если в творчестве Малика Агамалова сильно ощутимо преклонение перед традициями барокко, то у Рены Амраховой эта цитата носит античный характер. И такие примеры не единичны.» [2, с.175].

Сегодняшнее положение отражает своеобразное отношение самых разных поколений художников к жизни и красочное художественное осмысление этих разных взглядов. Вместе с этим, главная заслуга произведений разных поколений художников с различной тематикой состоит в том, что они как бы свободны от какого-либо идеологического прикрытия. Иногда в таких работах если и слышны намёки на обращение авторов к многочисленным прогрессивным и современным «измам», они далеки от лекал «соцреализма», пытающегося удержать их творчество в ограниченных рамках.

В итоге отметим, что сегодня для наших художников нет обязательной установки на создание «национальных по форме, социалистических по содержанию» произведений, как это было в советское время. Таким образом, «для нашего молодого поколения характерно обращение к философским концепциям и высокий психологизм. Именно поэтому, кажется, что можно более отчётливо выражать свои взгляды и мысли на такие темы. В целом же, анализ современного авангарда позволяет сделать вывод о том, что у наших молодых художников ещё не сформировалась потребность в создании собственных эстетических программ и широкой системы нравственных основ. Видимо, что главным толчком для их творчества является чувство гнева, возникшее из-за предыдущих обид и порицаний. Хочется верить, что это станет огромным катализатором новых эстетических художественных идей. А пока идёт процесс ассимиляции эстетических и формальных идей, выработанных западным классическим модернизмом. Сильный интерес к авангарду отчасти проистекает из юношеского максимализма. Общеизвестно, что человеку мило то, что запрещено. Однако запреты уже сняты...» [3, с. 32].

Список литературы

1. Ахундзаде Л. Мировое искусство XX века / Л. Ахундзаде.- Баку: Азернешр, 2011.- 224 с.

2. Аскерова X. Развитие Азербайджанской живописи XX века / X. Аскерова.- Баку: АГУНП, 2015.- 187 с.

3. Ибрагимов T. Авангард. Перспективы и проблемы / - Баку: Гянджлик, 1990.- № 9-10.

4. Халилов A. Выразитель лирических эмоций. Газета "Палитра". - 8 июнь, 2011. - 12 с.

5. URL: https://525.az/news/156948-salvador-dalinin-ozunun-davamcisi-saydigi-ikinci-ressam-menem/ (12.08.22).

Section 6. Theory and history of art - f^MIER European Journal of Arts 3-4 (2022)

- ISSN 2310-5666 -

6. Алескерова Н. Р. Проблема интерпретации зарубежной тематики в творчестве азербайджанских художников: / диссертации на соискание ученой степени доктора философии по искусствоведению / - Баку, 2012.- 142 с.

7. Вагабова Д. Р. Азербайджанская живопись сегодня: новые традиции / Azerbaijan IRS. Наследие.- № 5-6 (17-18). 2005.- С. 68-71.

8. Вагабова Д. Р. У истоков азербайджанского авангарда / Azerbaijan IRS. Наследие.- № 9-10. 2002.- С. 128-145.

9. Вагабова Д. Р. Новые тенденции в азербайджанской живописи 1970-х-80-х годов: / Диссертация на соискание степени канд. наук / - М.: - 1993.

10. Зохрабова А. Э. Аксиологические аспекты современного изобразительного искусства Азербайджана: / диссертации на соискание ученой степени доктора философии по искусствоведению / - Баку, 2013.

11. Ибрагимов Т. И. Коммуникативность в изобразительной культуре Азербайджана / Материалы Конференции «Архитектура и искусство Ближнего и Среднего Востока»,- Баку, 1989.

12. Тагирова М. Б. Проблемы и тенденции современной Азербайджанской живописи (1980-2000): / диссертации на соискание ученой степени доктора философии по искусствоведению / - Баку, 2005.

Информация об авторе

Наргиз Аслановна Рзаева, диссертант Азербайджанской Художественной Академии, Азербайджанская Художественная Академия

Адрес: Az1141, Баку, Ясамальский район, улица Ахмеда Джамиля 70, кв. 251

E-mail: nargiz_rzayeva@hotmail.com ORCID: 0000-0001-9088-2315

N. A. RZAYEVA 1

1 Azerbaijan State Academy of Fine Arts, Baku, Azerbaijan

USING OF WESTERN ARTISTIC TRENDS IN AZERBAIJANIAN PAINTING IN THE2000s

Abstract

Purpose: The main purpose of the article is to interpret Western trends in Azerbaijani painting of the 2000s in chronological order, to determine the deep meaning of the content and expressiveness of the works of artists working in this field, and the originality of stylistic features that reveal artistic and aesthetic value.

Methods: comparison, generalization, observation, system analysis, data grouping, theoretical knowledge.

Results: As a result, we note the use ofWestern artistic trends in Azerbaijani painting in the 2000s. Since the end of the 20th century, in the works of representatives of the old, middle and young generations of Azerbaij ani painters, signs ofvarious "isms" (impressionism, primitivism, fauvism, cubism, futurism, expressionism, surrealism, etc.) that exist in the progressive art of the world, are being enriched with a new artistic quality. In this sense, we note the classical European traditions of realism in the portrait work of Ogtay Sadygzade; style of artistic embodiment of medieval European classics in the work of Sakit Mammadov; impressionism in the work of Isa Mammadov; primitivism in the works of Eldar Gurbanov, Rasim Babayev; in the works of Imran Nur Ali, Karim Jalal, Akif Kazimov, one can notice the use of such Western artistic movements as surrealism, etc.

Scientific novelty: The scientific novelty of the article is determined by the fact that the 2000s, from the point of view of the study of Azerbaijani painting in the context of Western trends, are for the first time comprehensively presented in Azerbaijani art history as a complete and complete object of study.

European Journal of Arts 3-4(2022) - PREM|ER Section 6. Theory and history of art - ISSN 2310-5666 -

Practical significance: The article can be used as a valuable resource for students of art history in higher and secondary educational institutions with an artistic bias, as well as for student artists working in the field of painting. Keywords: 2000 s, Azerbaijan, painting, Western Europe, artistic trends.

References

1. Akhundzade L. World art of the XX century / L. Akhundzade.- Baku: Azerneshr, 2011.- 224 p.

2. Askerova Kh. Development ofAzerbaijan painting of the XX century / X. Askerova.- Baku: ASOIU, 2015.- 187 p.

3. Ibragimov T. Vanguard. Prospects and problems / - Baku: Ganjlik, 1990.- No. 9-10.

4. Khalilov A. Expressor of lyrical emotions. Newspaper "Palette". 2011.- June 8-12 p.

5. URL: https://525.az/news/156948-salvador-dalinin-ozunun-davamcisi-saydigi-ikinci-ressam-menem/ (12.08.22).

6. Aleskerova N. R. The problem of interpretation of foreign themes in the works of Azerbaijani artists: / dissertations for the Phd in Art History / - Baku, 2012.- 142 p.

7. Vagabova D.R. Azerbaijan painting today: new traditions / Azerbaijan IRS. Heritage.- No. 5-6 (17-18). 2005.-P. 68-71.

8. Vagabova D.R At the origins ofthe Azerbaijani avant-garde / Azerbaijan IRS. Heritage.- No. 9-10. 2002.- P. 128-145.

9. Vagabova D. R. New trends in Azerbaijani painting in the 1970s-80s: / Dissertation for the degree of Cand. Sciences / - M.: 1993.

10. Zokhrabova A. E. Axiological aspects of the contemporary fine arts of Azerbaijan: / dissertations for the Phd Art History / - Baku, 2013.

11. Ibrahimov T. I. Communication in the fine culture ofAzerbaij an / Materials of the Conference "Architecture and Art of the Near and Middle East".- Baku,- 1989.

12. Tahirova M. B. Problems and trends of modern Azerbaijan painting (1980-2000): / dissertations for the Phd in Art History / - Baku, 2005.

Author Information

Nargiz Aslan Rzayeva, student of the Azerbaijan Art Academy, Azerbaijan Art Academy Address: AZ 1141, Baku, Yasamal district, 70, Ahmad Jamil street, apartment 251. E-mail: nargiz_rzayeva@hotmail.com ORCID: 0000-0002-1288-5710

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.