Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ГРУППА "VK.COM" / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОНЛАЙНОПРОСЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анохина Н.М., Чеснова Е.В.

В статье рассмотрено несколько направлений использования социальных сетей в учебном процессе преподавателями, студентами разных форм обучения и абитуриентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Анохина Н.М., Чеснова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ВУЗЕ»

Формирование информационно-образовательной среды

Н.М. Анохина, Е.В. Чеснова

Использование возможностей социальных сетей в вузе

В статье рассмотрено несколько направлений использования социальных сетей в учебном процессе преподавателями, студентами разных форм обучения и абитуриентами.

Ключевые слова: социальные сети; группа «vk.com»; учебный процесс; онлайн-опросы.

В настоящее время происходит изменение способов и форм коммуникаций в Интернете от простого информирования, деловой переписки и обсуждения проблем к организации общения и обучения с помощью веб-технологий. Наиболее востребованными становятся социальные сети, гостевые книги, форумы и блоги. Необходимость использования ресурсов и технологий Интернета для целей образования сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений. Объективная необходимость наличия сайтов в высших учебных заведениях продиктована требованиями нового ФЗ «Об образовании».

Самым популярным сервисом, удерживающим внимание большей молодежной части интернет-аудитории, являются социальные сети. Социальным сетям удалось технически реализовать то, в чем нуждается современный молодой человек, а именно общедоступные социальные инструменты и средства взаимодействия для построения своего собственного пространства. В России лидирующие позиции занимает социальная сеть «vk.com», о чем свидетельствуют результаты исследования популярности социальных сетей, представленные на диаграмме (см. рис. 1.).

Практически все студенты общаются в самой популярной в России социальной сети «vk.com», некоторые проводят там значительное количество времени, поэтому современному преподавателю также необходимо использовать социальные сети, конечно, преимущественно в воспитательных и учебных целях. Рассмотрим некоторые примеры, показывающие использование в настоящее время

Пп дэнньинТМЬЩеЬ 1пйек, н.зй 5013

Рис. 1. Результаты исследования популярности социальных сетей

социальных сетей в учебном процессе. Студенты первого курса, распределенные по учебным группам, в начале учебного года создали свои группы в «ВКонтакте» под названием, соответствующим номеру группы, например «612 группа». Оказалось, это открыло большие возможности. Рассмотрим некоторые из них.

В группе размещается любая информация, касающаяся учебного процесса: расписание занятий и сессии, вопросы и билеты к экзаменам и зачетам, задания для контрольных работ, методические указания по их выполнению, домашние задания, темы курсовых, электронные учебники.

Рис. 2. Изображение примера обмена информацией в группе

В случае нештатной ситуации была возможность быстро донести информацию, которая размещалась в группе в виде сообщения или любого файла (фото, видео, текст). Информация сразу попадала в новостную ленту, и ее видел любой, кто заходит в социальную сеть (например, отмена или замена занятия, перенос занятия на другой день или другое время). Это стало намного удобнее, чем обзванивать всех по телефону. Кроме того, такой способ передачи информации является бесплатным. А учитывая, что пользователи заходят в сеть несколько раз в день, информация всегда доходила до них своевременно.

В группе студенты совместно выполняли домашние задания и контрольные работы, делая фото решенных заданий и размещая их на «стене». Преподаватели также принимали участие в этом процессе, указывая на ошибки и давая необходимые рекомендации. Такая «учебная нагрузка» в нерабочее время была полезна студентам и интересна преподавателю.

Рис. 3. Изображение примера обмена информацией в группе

Нештатная ситуация складывалась и у студентов, если не получалось присутствовать на занятиях по болезни или другой причине. Особенно это актуально было для студентов заочной формы обучения и молодых мам, которые не хотели прерывать обучение и старались посещать занятия со своей группой.

В таких случаях студенты фотографировали конспект лекций или даже записывали лекцию на видео (на планшет) и размещали это видео в группе в «ВКонтакте». Поскольку, например, для лекций по математике не всегда бывает достаточно увидеть решение задачи, часто необходимым является объяснение преподавателя в процессе выполнения решения.

Очень удобной формой взаимодействия преподавателя со студентами была возможность выложить в группе результаты проверки контрольных работ для студентов-заочников, чтобы те из них, чья работа не зачтена, могли ее забрать и своевременно исправить ошибки.

Особенно востребованным оказалось общение в группе для студентов-заочников первого курса, которые, в отличие от старшекурсников, только начинают включаться в учебный процесс. У них всегда возникает много вопросов организационного и учебного характера, отсутствие ответов на которые вызывает у студентов большие переживания. Нередко студент едет из другого города лишь затем, чтобы уточнить у преподавателя некоторые незначительные детали, касающиеся, например, решения контрольной работы. Преимущества общения преподавателя и студентов в соцсети в данной ситуации оказались неоспоримы.

В группе создавались онлайн-конференции, на которые приглашались только те студенты, с которыми нужно было обсудить конкретную ситуацию, например, дату и время пересдачи зачета. В основном они проводились вечером, когда в сети находится большинство пользователей.

Группы могут различаться по длительности существования, в зависимости от цели:

1) группа-клуб существует достаточно долго, до тех пор, пока актуальна или пока администратор не решит ее закрыть. Например, «612 группа» создана на время учебы (а может быть, продолжит свое существование и после окончания ее участниками учебного заведения);

2) группа-мероприятие носит временный характер, создается для определенного события. Например, для организации и проведения научно-практической конференции была создана группа «Научно-практическая конференция», которая содержала всю информацию о конференции: информационное письмо, порядок, дату и место проведения, изменения в расписании, состав участников, темы предполагаемых докладов (чтобы случайно не дублировались). В этой группе студенты работали над докладами, оперативно на каждом этапе получая рекомендации и консультации преподавателя. Конечно, после проведения конференции и подведения ее итогов такая группа может быть закрыта.

Создаваемые группы могут различаться и по степени доступа:

1) открытые группы: любой пользователь может зайти в группу и оставить там любую информацию или рекламу. Это не очень удобно, так как вскоре можно «замусорить» рекламой большую часть информационного пространства;

2) ограниченные в доступе: в такой группе оставить информацию можно только с разрешения администратора. Право самостоятельного размещения информации участник группы также может получить у администратора группы.

Первые группы были созданы совсем недавно — примерно три года назад, но уже можно провести сравнительный анализ групп студентов, использующих и не использующих соцсети в учебных целях, и сделать некоторые выводы.

В тех группах, в которых учебный процесс распространился в соцсети,

- повысилась посещаемость занятий студентами на 23 %;

- сократилось число отчисленных студентов на 16 %;

- уменьшилось количество должников в каждую сессию на 21 %;

- повысилась активность участия студентов в жизни высшего учебного заведения на 12 %.

Здесь произошли изменения, которые трудно выразить количественными характеристиками:

- сложились хорошие отношения с преподавателями;

- процесс обучения, по мнению студентов, «стал более веселым, интересным, современным»;

- повысилась заинтересованность в результатах обучения;

- в большинстве групп сложился дружный коллектив, готовый всегда прийти на помощь в разных ситуациях.

Для современных вузов Интернет становится также источником получения первичной аналитической информации при проведении опросов в режиме онлайн, организации электронных фокус-групп, изучении мнения посетителей сайтов — абитуриентов или студентов.

Преимуществом является возможность проведения и обработки результатов в режиме онлайн следующих видов опросов:

имейл-опрос — рассылка в почтовые ящики респондентам приглашений к участию в опросе;

веб-опрос: анкета размещается на корпоративном сайте компании, и любой желающий, увидевший ссылку на проведение исследования, может принять участие в опросе.

Опросы онлайн используются для изучения количественного и качественного состава аудитории как всей Сети, так и отдельных ее сегментов: социально-демографические и имущественные характеристики, регулярность пользования сетевыми ресурсами, цели посещения Интернета и различных сайтов.

Например, для популяризации образовательного учреждения в социальной сети «vk.com» была организована группа «Абитуриент». В группе размещена актуальная информация по набору 2013 года и организована работа по поддержанию диалога с заинтересованными абитуриентами. Результатом проведения такой рекламной кампании в 2013 году стало открытие заочного отделения в вузе, увеличение численности студентов в три раза.

После проведения последнего дня открытых дверей в апреле 2014 года наблюдалось возрастание интереса к данной группе с увеличением количества подписчиков. Целевая аудитория, которой демонстрируется рекламный бан-нер, с марта была расширена за счет введения около 30 городов и населенных пунктов северного Подмосковья, а также близлежащих областей (см. рис. 4) и составляла 16 500 человек. В нее вошли молодые люди 15-18 лет, т. е. именно те школьники, которые выпускаются из школ (9 и 11 классы) (см. рис. 4).

Рис. 4. Демографический результат демонстрации рекламного баннера

Благодаря этому администрация вуза имеет возможность отслеживать динамику предпочтений абитуриентов по направлениям и профилям подготовки, достаточно точно прогнозировать ситуацию с приемной кампанией в текущем году и планировать лицензирование новых направлений подготовки. Соцсети — мощный и эффективный инструмент, имеющий широкий спектр возможностей и уникальных положительных особенностей, потенциал которых необходимо развивать и адаптировать для того, чтобы качественно использовать в современном образовании.

Литература

1. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник для бакалавров. М.: Дашков и К, 2013. 308 с.

2. «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». URL: http://base.consultant.ru/search.

3. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р (ред. от 26.12.2013).

4. Рощин С.М. Как быстро найти нужную информацию в Интернете. М.: ДМК Пресс, 2010. 144 с.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступил в силу с 01.01.2014). URL: http://base.consultant.ru/search.

6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». URL: http://base. consultant.ru/search.

7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О персональных данных». URL: http://base.consultant.ru/search.

8. Федотова Е.Л., Портнов Е.М. Прикладные информационные технологии: учеб. пособие. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 336 с.

Literatura

1. Kiselev G.M. Informacionny'e texnologii v pedagogicheskom obrazovanii: ucheb-nik dlya bakalavrov. M.: Dashkov i K, 2013. 308 s.

2. «O gosudarstvennoj programme Rossijskoj Federacii «Informacionnoe obshhest-vo (2011-2020 gody')». URL: http://base.consultant.ru/search.

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 20.10.2010 № 1815-r (red. ot 26.12.2013).

4. Roshhin S.M. Kak by'stro najti nuzhnuyu informaciyu v Internete. M.: DMK Press, 2010. 144 s.

5. Federal'ny'j zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 25.11.2013) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstupil v silu s 01.01.2014). URL: http://base.con-sultant.ru/search.

6. Federal'ny'j zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ (red. ot 28.12.2013) «Ob informacii, informacionny'x texnologiyax i o zashhite informacii». URL: http://base.consultant.ru/search.

7. Federal'ny'j zakon ot 27.07.2006 № 152-FZ (red. ot 23.07.2013) «O personal'ny'x danny'x». URL: http://base.consultant.ru/search.

8. Fedotova E.L., Portnov E.M. Prikladny'e informacionny'e texnologii: ucheb. po-sobie. M.: ID FORUM: NIC INFRA-M, 2013. 336 s.

N.M. Anokhina, E.V. Chesnova

Using Opportunities of Social Networks in the University

The article considers some directions of the use of social networks in the learning process by teachers, students of different forms of learning and leavers.

Keywords: social networks; group «vk.com»; learning process; on-line surveys.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.