Научная статья на тему 'Использование возможностей компьютерных технологий в образовательном процессе на уроках английского языка'

Использование возможностей компьютерных технологий в образовательном процессе на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / МОТИВАЦИЯ / PRESENTATION / MODERN COMPUTER TECHNOLOGIES / MOTIVATION / PROJECT - BASED FEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тухватуллина Светлана Юрьевна

Дается анализ использования преподавателем и учащимися информационно-коммуникационных технологий при подготовке домашних заданий и в процессе ведения практических занятий иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тухватуллина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student Presentations: A Language Learning Tool

The paper is devoted to the computer technologies in the process of learning English. It reviews the publications on the efficient ways of studying English

Текст научной работы на тему «Использование возможностей компьютерных технологий в образовательном процессе на уроках английского языка»

туры и искусств, каф. соц.-культур. деятельности]. - М., 2000. - 21 с.

6. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 2. - С. 42-47.

7. Динес, В.А. Рейтинг объектов высшей школы [Текст] / В.А. Динес, В.А. Прокофьев, Р.Р. Богданов. - Саратов: СГСЭУ, 2001. - 88 с.

8. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

9. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

10. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, поня-

тия, инструментарий [Текст]: учеб.-метод. пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.

11. Комиссарова, Н.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих переводчиков: дис. ... кан. пед. наук / Н.В. Комиссаров. - Челябинск, 2003. - 185 с.

12. Коробова, Н.Ю. Модульно-рей-тинговая система обучения высшей математике в вузе: на примере спец. «Геология и поиски месторождений полез. ископаемых» [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.02 / Н.Ю. Коробова. - Новосибирск, 2000. - 18 с.

13. Мухаметзянова, Ф.С. Технология модульного обучения. Модульно-рей-тинговая система контроля [Текст] / Ф.С. Мухаметзянова, Н.Ю. Корнилова, П.Г. Тамаров; Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульян. гос. пед. ун-те им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. - 83 с.

УДК 378.147+371.333 ББК 74.58+74.26

С.Ю. Тухватуллина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Дается анализ использования преподавателем и учащимися информационно-коммуникационных технологий при подготовке домашних заданий и в процессе ведения практических занятий иностранным языком.

Ключевые слова: презентация, информационно-коммуникационные технологии, познавательная деятельность, качество обучения, проектно-исследовательский метод, мотивация.

Память человека устроена так, что образы усваиваются лучше, чем роль, но самый удачный вариант для восприятия - это комбинация аудио и визуальной методики проведения презентации. Чем эффективнее и красочнее презентация, тем больший эффект будет достигнут. С помощью презентации изложе-

ние темы будет легко сделать доступным, логичным и последовательным. Презентации так же очень эстетичны. С помощью презентации очень удобно распределять время урока, следственно, повышается его рациональность.

Человеку необходимы четыре базовых навыка, чтобы выжить в современ-

ном обществе, это умение читать, писать, считать и умение использовать информационно-коммуникационные технологии в профессии, которая приобретена студентами, в повседневной жизни. И как показывает практика, информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Анализируя результаты уроков по иностранному языку, которые проводились с использованием информационно-коммуникационных технологий, можно сделать вывод о том, что объём выполненных заданий примерно на одну третью часть больше того, что было бы сделано на обычном уроке.

Если взять во внимание воспитывающий момент, то здесь налицо стимулирование положительного отношения обучающихся к учению, высокая мотивация учащихся. Это следует заключить из следующих выводов:

• урок английского языка с презентацией положительно влияет на интеллектуальное развитие учащегося, у них появляется заинтересованность, повышается их познавательная активность;

• возможность автоматизации процесса обучения;

• возможность многократного повторения;

• возможность самостоятельной работы учащегося; средство контроля и средство обучения;

• учитывается дифференцированный подход;

• возможность использовать при любых формах обучения, на любых этапах урока;

• возможность быстро произвести необходимую корректировку.

• экономия времени за счёт интенсификации хода учебного процесса;

• возможность своевременно (по мере необходимости) менять визуальную базу образов для обучения;

возможность повысить средний уровень качества обучения, отслеживать индивидуальные процессы формирования у учащегося умений (навыков). В структуре занятия с презентацией можно выделить три этапа:

• подготовительный,

• восприятие презентации учащимся, контроль понимания основного содержания [1, с. 22].

С помощью презентаций выполняются основные дидактические принципы: системность, научность, связь с жизнью, доступность учебного материала, выделение ключевых понятий, актуальность, межпредметная связь, оптимальность объёма предложенной информации, осознанность, посильность, наглядность, творческие знания.

Психологические особенности воздействия учебных презентаций.

В связи с тем, что учебные презентации все еще являются новинкой для наших учащихся - повышается организованность, улучшается дисциплина, культура поведения, развивается навык коллективной работы; тем самым повышается степень воспитательного воздействия урока, улучшается морально-психологический и эмоциональный климат на уроке.

Все эти факторы вместе взятые обеспечивают успешность выполнения домашнего задания. Стоит отметить, что презентация способствует развитию различных сторон психологической деятельности учащегося (внимания, памяти).

Во время просмотра презентации на иностранном языке в аудитории возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный студент становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание презентации, учащемуся необходимо приложить определённые усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное, а его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания информации (слу-

ховое, зрительное, моторное восприятие). Использование различных каналов восприятия положительно влияет на прочность запечатления материала [2].

Компьютерные технологии открывают новые возможности для реализации замыслов, интерпретации наших фантазий, поэтому интересно попытаться соединить такие разные предметы, как иностранный язык и «Основы работы на персональном компьютере».

В своих презентациях, которые создают сами студенты, мы старались решить задачи, поставленные на уроке, с помощью технологии технического дизайна (визуализация, медиамодерниза-ция образования).

Новые технологии сегодня - это мощная мотивация учащегося к обучению. Очень скоро эта острота пройдёт, но в данный момент она работает на нас, поэтому если мы не внедрим их в профессиональное образование сейчас, завтра это уже не будет иметь такого эффекта.

Преподаватель сегодня выступает в роли «навигатора», помогающего студенту пройти через все «дебри» в поисках информации, показывающего эффективные приёмы её обработки.

Возможно, кто-то попытается построить курс в рамках «Презентационного пакета», когда на занятиях даются основные, установочные положения, а углубиться в предмет учащийся уже может самостоятельно, дополнив и расширив сведения.

С помощью презентаций происходит радикальное обновление методики проведения аудиторных занятий по иностранному языку.

Новые методики, прежде всего, направлены на то, чтобы научить учащегося грамотно извлекать информацию из визуальных сообщений.

Можно приготовить раздаточный материал, где уже обозначена информация, которую услышат и увидят учащиеся.

Им не надо тратить время на то, чтобы переписать диалоги, нарисовать таблицы, схемы и т.д., на занятии они занимаются непосредственно их заполнением. Это необходимо, иначе учащиеся будут просто не в состоянии «уловить» достаточный объём информации.

Если речь идёт о специалисте 3-го тысячелетия, то он должен знать, какие новые технологии появились, иначе он просто не выдержит конкуренции. Доступ к новым информационным технологиям повышает престиж учебного заведения, но нужен постоянный доступ к технике.

Презентации призваны стимулировать учебную и внеучебную деятельности преподавателя и студентов, расширить кругозор, обогатить словарный запас, заставляют учиться мыслить, учат работать со справочной литературой и интернет ресурсами.

В результате участия студентов в разработке презентаций прививаются навыки самообразования («...я использовал навыки работы на компьютере, делая презентацию темы»), так как материал приходиться искать самим, появляется удовлетворение своей работой, повышается самооценка, раскрываются творческие возможности, поднимается авторитет.

Обучая студентов - мы готовим их к жизни, тем самым делая очень хорошее дело. По моему мнению, очень важно научить студентов саморазвитию, так как в современном мире технологии меняются постоянно.

Моя задача - вывести учащихся на отсутствие страха перед учёбой. Библиографический список

1. Yamak, L.A. Student Documentaries [Текст] / L.A. Yamak // English Teaching Forum. - 2008. - № 2. - 56 с.

2. Ястребцева, Е.Н. Обучение для будущего [Текст] / Е.Н. Ястребцева. - М.: Русская Редакция, 2004. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.