Научная статья на тему 'Использование возможностей google-карт при изучении интересных природных объектов по дисциплине «География туризма»'

Использование возможностей google-карт при изучении интересных природных объектов по дисциплине «География туризма» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
318
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GOOGLE-КАРТЫ / 3D КАРТЫ GOOGLE / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА / ОНЛАЙН ПУТЕШЕСТВИЯ / INNOVATIONS IN EDUCATION / GEOGRAPHICAL EDUCATION / GOOGLE MAPS / 3D MAPS OF GOOGLE / GEOGRAPHICAL RESEARCHES / TOURISM GEOGRAPHY / TRAVEL ONLINE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна, Бакиева Эльвира Валерьевна, Галкин Антон Викторович, Салахов Руслан Рамилович

В данной статье рассмотрено использование возможностей Google-карт при изучении туристских объектов на занятиях по ряду дисциплин направления «География» географического факультета Башкирского государственного университета. Созданный и обработанный нами материал предполагает различные варианты своего использования в онлайновом режиме на лекциях, практических занятиях и семинарах. В статье представлены конкретные рекомендации, как в теоретическом плане, так и с показом возможностей онлайн-путешествия к изучению следующих туристско-рекреационных регионов: британского, альпийского, французского, Германии и стран Бенилюкса. Авторы подробно описывают указанные районы, чтобы у читателя (как потребителя информации) была возможность для оценки восприятия словесной информации и онлайн-прогулки по этим местам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна, Бакиева Эльвира Валерьевна, Галкин Антон Викторович, Салахов Руслан Рамилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF OPPORTUNITIES OF GOOGLE MAPS WHEN STUDYING INTERESTING NATURAL OBJECTS ON DISCIPLINE "TOURISM GEOGRAPHY"

The article considers opportunities of applying Google Maps when studying tourism objects at Geography direction lessons of the geographical faculty in Bashkir State University. The material accumulated and processed by the authors can be applied online during the lectures, tutorials and seminars. The authors provide both theoretical and practical recommendations, showing opportunities of online tours to study the following tourist and recreational regions: British, Alpine, French, Germany and Benelux countries. The authors give detailed description of the regions for the readers (as information consumers) to percept the text information and assess the opportunity of online tours to the above mentioned locations.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей google-карт при изучении интересных природных объектов по дисциплине «География туризма»»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 21, №67, 2019 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.21, no. 67, 2019

УДК 378:[910.1+912.43] (Высшее образование. Университеты. Академическое обучение. Географические исследования (предмет, теория, система дисциплин, методы). Картографические изображения. Карты. Планы)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ GOOGLE-КАРТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНТЕРЕСНЫХ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА»

© 2019 Р.З. Хизбуллина, Э.В. Бакиева, А.В. Галкин, Р.Р. Салахов

Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической географии,

картографии и геодезии. E-mail: hizbullina@\andex.ru Бакиева Эльвира Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической географии, картографии и

геодезии. E-mail: [email protected] Галкин Антон Викторович, студент кафедры физической географии, картографии и геодезии.

E-mail: galkinantonio@yandex. ru Салахов Руслан Рамилович, старший преподаватель кафедры физической географии, картографии и геодезии.

E-mail: [email protected]

Башкирский государственный университет. Уфа, Россия

Статья поступила в редакцию 28.06.2019

В данной статье рассмотрено использование возможностей Google-карт при изучении туристских объектов на занятиях по ряду дисциплин направления «География» географического факультета Башкирского государственного университета. Созданный и обработанный нами материал предполагает различные варианты своего использования в онлайновом режиме на лекциях, практических занятиях и семинарах. В статье представлены конкретные рекомендации, как в теоретическом плане, так и с показом возможностей он-лайн-путешествия к изучению следующих туристско-рекреационных регионов: британского, альпийского, французского, Германии и стран Бенилюкса. Авторы подробно описывают указанные районы, чтобы у читателя (как потребителя информации) была возможность для оценки восприятия словесной информации и онлайн-прогулки по этим местам.

Ключевые слова: инновации в образовании, географическое образование, Google-карты, 3D карты Google, географические исследования, география туризма, онлайн путешествия.

Введение. В современном мире Интернет занимает важное место в нашей жизни и поэтому он не может обойти такую неотъемлемую часть наших будней как работа или учеба. Сейчас сеть Интернет - основной источник поиска и добычи информации для школьников, студентов и простых пользователей сети. Использование данных из Интернета, электронных учебников и приложений к ним делает образовательный процесс оптимальным по затратам личного времени преподавателя на подготовку к уроку, лекции или практическому занятию и позволяет сделать учебную деятельность ученика более увлекательной, дающей ему возможность развиваться и демонстрировать свои творческие навыки.

Материалы и методы исследования. На протяжении двух лет мы проводили опытно-практическую работу со студентами III и IV курсов направления «География» Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Башкирский государственный университет Географический факультет. В основу

своего исследования мы положили системно-структурный подход, разработав лекционные и практические занятия по ряду тем курсов «География туризма» и «Физико-географические основы рекреационной деятельности». В работе использовался и метод моделирования, значимый при рассмотрении различных виртуальных экскурсий, в том числе с точки зрения их возможной реализации в действительности. Также нами использовались следующие методы исследования: систематизация, классификация, сравнение, тестирование, опросные методы, изучение и анализ работы студентов.

На занятиях по географии невозможно обойтись без наглядности. Студентам легче воспринимать географическую информацию, которую они видят перед собой или представляемую с помощью средств мультимедиа, но зачастую мы сталкиваемся с проблемами материально-технического характера: учебные кабинеты географии не оснащены современным мультимедийным оборудованием или не имеют выхода к сети Ин-

тернет. Всё это ведёт к ухудшению качества географического образования. К тому же, большинство педагогов использует в образовательном процессе в лучшем случае только фотографии тех объектов, процессов, явлений или интерактивные карты, на которых нужно указать конкретное положение объекта [1]. Имея возможность подключения к сети Интернет, мы получаем доступ во время образовательного процесса к неограниченным ресурсам и электронным данным, позволяющим повысить наглядность и восприятие материала на занятии. В последнее время всё большую популярность приобретают 3D карты Google, которые, к сожалению, мало используются на занятиях. В рамках курсов «География туризма» и «Физико-географические основы рекреационной деятельности», рассматривающих как природные, так и культурные туристские объекты, можно применять данный ресурс, например, при ознакомлении с туристско-рекреационным потенциалом европейских и североамериканских городов.

О городах справедливо говорят, что они являются зеркалами эпохи: зеркалом местности, зеркалом страны, именно поэтому с давних пор города привлекали внимание и исследователей, и путешественников, и туристов. Перечень городов, приобретающих всё большую туристскую популярность, увеличивается с каждым днём, однако

многие крупные европейские города всегда остаются востребованными. Города, как результат труда и творения многих поколений, предстают перед нами как свидетели и участники великих событий. Среди наиболее популярных туристских направлений западноевропейской туристско-рекреационной зоны можно выделить следующие макрорайоны: британский, альпийский, французский, Германию и страны Бенилюкса.

Британские острова, в первую очередь о. Великобритания, представляют туристам широкий набор исторических и культурных памятников, расположенных в городах или на фоне ухоженной природы. Конечно, главный центр познавательного туризма в районе - Лондон (основан в I веке), столица одного из великих государств - город дворцов, музеев, монументов и парков, особняков (крепость Тауэр, Вестминстерское аббатство, собор святого Павла, здание парламента, Трафальгарская площадь с монументом адмиралу Нельсону и другие) и всё ещё сохранившихся трущоб. В Лондоне - столице государства неимоверное количество достопримечательностей. Здесь около 80 театров, более 30 музеев, среди которых особенно популярны Британский музей, Музей естественной истории, Музей истории имперских войн, Музей детских игрушек, знаменитый Музей восковых фигур мадам Тюссо [2].

Рис. 1 Виды в 3D картах Google на Трафальгарскую площадь (Сост. авт. на основе 3D карт Google) (Views in 3D Google maps on Trafalgar square (Compiled by the authors on the basis of 3D Google maps))

Примечание: на рис. 1А представлен один из наиболее популярных видов на площадь, а на рис. 1Б представлен вид, отражающий окружающее пространство площади.

Однако, в телекоммуникационной сети Интернет по запросу «Достопримечательности Лондона» в основном выходят однотипные картинки с изображением Вестминстерского аббатства, Трафальгарской площади, знаменитого Лондонского колеса обозрения, Букингемского дворца и так далее, при этом к нашему поисковому запросу примешиваются различные другие, например,

фотографии героев британского сериала «Шерлок» и другие. Причём, абсолютное большинство достопримечательностей запечатлено с одного ракурса и для того, чтобы найти несколько наиболее удачных или редких кадров приходится долго «листать» страницу поискового запроса. А когда обнаруживается подходящая фотография, появляется следующая проблема - необходимо найти

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 21, №67, 2019 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.21, no. 67, 2019

качественное изображение, которое сохранило бы свою чёткость при демонстрации презентации. Вот именно здесь, широко проявляется спектр возможностей 3D карт Google, которые позволяют не только быстро найти сам объект на карте мира или города, попутно предоставляя наиболее популярные фотографии этого объекта, но и давая

возможности пользователю самому найти наиболее удобный и запоминающийся вид здания, показать положение искомого географического объекта в городском пространстве и так далее. Так, на рис. 1 представлены два вида в 3D картах Google на Трафальгарскую площадь, с установленным на ней монументом адмиралу Нельсону.

Рис. 2 Вид в 3D картах Google на известные туристские объекты Лондона, входящего в состав Британского туристского региона. (Сост. авт. на основе 3D карт Google) (View in 3D Google maps on famous tourist attractions of London, which is part of the British tourist region. (Compiled by the authors on the basis on Google 3D maps)) Примечание: на рис. 2А изображён дом Флорин Карт (англ. - Florin Court), ставший домом Эркюля Пуаро в сериале «Пуаро Агаты Кристи». На рис. 2Б изображена Трафальгарская площадь. На рис. 2В изображён Замок Тауэр. На рис. 2Г изображено Вестминстерское аббатство. На рис. 2Д изображён собор св. Павла. На рис. 2Е представлен знаменитый Музей восковых фигур мадам Тюссо.

Изучив многие достопримечательности Лондона, среди которых стоит отметить известное на весь мир Вестминстерское аббатство (построено в XIII - XVIII вв.), которое служило усыпальницей английских королей, многих государственных деятелей и знаменитостей; грандиозный Сент-Пол - собор св. Павла (отстроенный в XVII - XVIII вв.), являющийся главным собором столицы Туманного Альбиона. Особый акцент в рассказе о Лондоне стоит сделать на замке Тауэр (XI - XIV вв.), который в разное время служил и крепостью, и королевским дворцом, и тюрьмой для политических преступников и местом для проведения казней, и обсерваторией, и даже зоопарком. Разумеется, что неизменным интересом туристов является символ Лондона - готический мост Тауэр, а также ряд других районов Британской столицы, как Вест-Энд, славящийся дорогими магазинами Пикадили, как богемный Ковент-Гарден, как аристократический жилой квартал Мейфери. Но первое место по популярности и посещаемости в Лондоне занимает «рабочий кабинет монархии» - Букингемский дворец. Также Лондон поражает обилием парков, самые известные из которых - Гайд-Парк, Риджентс-Парк с прекрасным зоопарком, расположенный рядом с Музеем мадам Тюссо, Кью-Гайднз с оранжереей, аквариумом и «Домом бабочек», Сент-Джеймс - самый старый парк столицы [2]. Как раз напротив одного из парков - Чартер Хаус Сквер - находится ещё одна достопримечательность Лондона - дом Флорин Карт (англ. - Florin Court), получивший мировую известность благодаря режиссёрам сериала «Пуаро Агаты Кристи». Представленный на рис. 2А Florin Court является тем самым домом, где согласно сериалу жил великий бельгиец. Для съёмок сериала на здании было заменено название с Флорин Карт на Уайтхевенменшенс (англ. -Whitehaven Mansions), и сейчас этот дом является ещё одним местом паломничества туристов, поклонников творчества «тётушки Кристи».

Французский макрорайон включает в себя территорию Франции без её альпийских районов и средиземноморского побережья. Равнинный на большей части своей территории, средневысот-ный в Центральном французском массиве районе, который пересекают реки Сена, Рона, Гаронна, Луара с их притоками и многочисленными живописными речными долинами, выходит в западной своей части к Атлантике и обладает огромным числом исторических памятников и музеев разных эпох (начиная с античных времён и до наших дней). Французский район - один из самых аттрактивных не только в Европе, но и в ми-

ре, о чём говорит и число ежегодно прибывающих сюда туристов [2].

Конечно, главным туристским мезорайоном является Париж - Мекка всех туристов мира. Следует отметить, что в сети Интернет с первого раза найти фотографию Парижа без Эйфелевой башни, окружённой невысокими домами, довольно не просто. Практически тоже самое можно сказать и в отношении другой - менее известной, но такой же популярной достопримечательности Парижа, как Сорбонне или печально известном Соборе Парижской Богоматери. Найти его фотографии до пожара становится также тяжело, как и изображение столицы V Республики без всемирно известной башни. На наш взгляд именно при подборе изображений для презентационного материала или онлайн-путешествия по городу любви наиболее полно и широко открываются возможности использования 3D карт Google. Данные Интернет-ресурса позволяют преподавателю во время занятия совершать онлайн-прогулки вместе со студентами, акцентировать внимание на архитектуре того или иного здания, а также выбирать наиболее удобный ракурс для визуализации географического положения той или иной достопримечательности на плане города. На рис. 3 представлен вид в 3D картах Google на известные туристские объекты столицы Франции.

Достопримечательности Парижа хорошо известны (Собор Парижской богоматери, Лувр, Ели-сейские поля и Триумфальная арка, Дом инвалидов с гробницей Наполеона, кладбище Пер-Лашез, пригородный Версаль и многие другие). Они дополняются хорошо развитой туристской инфраструктурой, разной для различных социальных групп туристов. Но помимо Парижа, который, как известно, стоит мессы, во французском регионе множество достопримечательных мест буквально везде. Можно сказать, что весь район дышит историей, архитектурой, легендами.

Париж - столица Франции и самый посещаемый город мира. Архитектурный ансамбль Лувра создавался в течение нескольких веков, а на сегодняшний день это всемирно известный музей с богатейшей коллекцией произведений искусств. Собор Парижской Богоматери находится в центре Парижа, на острове Сите, и именно благодаря 3D картам Google можно увидеть изначальный - не тронутый пламенем - облик собора. Совершенный по своим архитектурным пропорциям, Нотр Дам-де-Пари является жемчужиной готической архитектуры. Знаменитые Елисейские поля -проспект длиной 1,8 км, соединяющий Триумфальную арку с площадью Согласия.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 21, №67, 2019 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.21, no. 67, 2019

Рис. 3 Вид в 3D картах Google на известные туристские объекты Парижа - Мекки всех туристов мира и

центра Французского туристского макрорайона. (Сост. авт. на основе 3D карт Google). (View in 3D Google maps on the famous tourist sites of Paris - Mecca of all tourists in the world and the center of the

French tourist macro-district. (Compiled by the authors on the basis of 3D Google maps)) Примечание: на рис. ЗА изображён Собор Парижской Богоматери - Нотр Дам (данные с сервиса Google карты по состоянию на 20 апреля 2019 года). На рис. ЗБ изображена Триумфальная арка и площадь Согласия, от которой расходятся улицы города, в том числе проспект Елисейские поля. На рис. ЗВ представлен Люксембургский сад. На рис. 2Г изображён Пантеон. На рис. ЗД представлен Музей армии и дом инвалидов. На рис. ЗЕ изображена часть садово-паркового комплекса Версальского замка.

Версальский замок, находящийся в 20 км от Парижа, построен при Людовике XIV. Версаль -образец архитектуры эпохи французского классицизма, а дворцовый парк с фонтанами и множеством скульптур - вершина паркового искусства [2]. Как было отмечено выше, Французский туристический макрорайон обладает огромным числом исторических памятников, начинающих свою историю от античных времён и расположенных в таком живописном месте, как Французский Центральный массив, который пересекают

крупнейшие реки Франции - Рона, Гаррона и Луара. В живописной долине Луары и в долинах её многочисленных притоков, находятся замки эпохи Возрождения - это Шамбор, Амбуаз, Ше-нонсо и многие другие. Именно ради них стоит выехать из задушенного бензиновым мороком Парижа и посетить долину самой длинной реки Франции, где можно не только увидеть эти замки, но и попробовать знаменитые французские вина, виноград для которых более не выращивается нигде в мире. Если поехать ещё дальше на юг - к

истоку Луары, а дальше вниз по течению Роны, минуя Лион и Вьен, Монтелимар и Оранж, то можно посетить всемирно известный Лазурный берег (франц. - la Côte d'Azur). Лазурный берег -главный средиземноморский туристско-рекреа-ционный район Франции, протянувшийся на 180 км, куда входят такие широко известные морские курорты, как Ницца, Канны, Монако и другие, также его называют Французской Ривьерой. Центром Лазурного берега считается Ницца - город с давней историей, где всё ориентировано на тури-

стов: парки, музеи, пляжи, одни из самых модных магазинов мира и многое другое. Наиболее популярные места для прогулок в городе - площадь Массена и Английский променад. Первая получила своё название в честь одного из генерала времён Наполеоновских войн, а второй - назван так из-за англичан, прибывавших сюда на отдых и начавших здесь проживать. На рис. 4 представлены виды в 3Э картах Google на известные туристские объекты Французского туристского макрорайона.

Рис. 4 Вид в 3D картах Google на известные туристские объекты Французского туристского макрорайона (города Байонна, Амбуаз и Мон-Сен-Мишель). (Сост. авт. на основе 3D карт Google) (View in 3D Google maps on the famous tourist sites of the French tourist macro-district (the city of Bayonne, Amboise

and Mont Saint-Michel). (Compiled by the authors on the basis of 3D Google maps)) Примечание: на рис. 4А изображена окраина города Байонна. На рис. 4Б представлен Байоннский католический собор. На рис. 4В демонстрируется замок Мон-Сен-Мишель, построенный на острове и соединённый с материком автомобильной дорогой. На рис. 4Г изображён один из замков города Амбуаз, расположенного в долине Луары.

Следующим туристским макрорайоном, о котором пойдёт речь, является Германия, представляющая особую туристскую часть западноевропейской зоны с примыкающими к ней странами Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Этот туристский макрорайон расположен в центре Европы и хорошо обеспечен коммуникациями, особенно сухопутными, что облегчает не только внутрирайонные туристские миграции, но и общеевропейские. Многие туристы, путешест-

вуя по данному району, нередко захватывают и соседние (что упростилось в связи с Шенгенским соглашением). Благодаря разнообразному рельефу: от равнин и низменностей Северного и Балтийского морей до средневысотных гор юга -Гарц, Рудные горы, Шварцвальд, Баварский лес и многие другие, Германия и страны Бенилюкса привлекают к себе львиную долю туристов из Европы и со всего мира.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 21, №67, 2019 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.21, no. 67, 2019

Рис. 5 Вид в 3D картах Google на известные туристские объекты Германии и стран Бенилюкса.

(Сост. авт. на основе 3D карт Google). (View in 3D Google maps on famous tourist sites Germany and the Benelux countries (Compiled by the authors on the basis on Google 3D maps))

Примечание: на рис. 5А изображён Рейхстаг - историческое здание немецкого парламента. На рис. 5Б представлен замок Шарлоттенбург - самый большой и роскошный из берлинских дворцов Гогенцоллернов. На рис. 5В изображён парт Люстгартен и Берлинский кафедральный собор. На рис. 5Гпредставлена Брюссельская ратуша. На рис. 5Д демонстрируется Брюссельский ботанический сад. На рис. 5Е отражён Берлинский (Немецкий) собор.

В долинах южной Германии климат наиболее благоприятен для отдыха, что и обусловило развитие там курортов, в том числе и с использованием целебных вод. Многих туристов район привлекает не только разнообразной природой четырёх стран, на территории одной из которых часть земель отгорожена от моря дамбами, но и большим числом исторических памятников, являю-

щихся свидетелями многих исторических подъёмов и падений и символами культуры разных эпох. Такие памятники расположились как в столичных городах - Берлин, Бонн, Брюссель, Гаага, Амстердам и Люксембург, так и во многих провинциальных - Антверпен, Брюгге, Роттердам, Мюнхен, Гамбург, Бремен и всемирно известный курорт Баден-Баден. Именно из-за разнообразия

природы и культуры Германии и стран Бенилюкса преподаватель во время занятия может не только проводить онлайн-путешествие по тому или иному городу, но и сопровождать такую экскурсию метапредметными комментариями касательно различных исторических событий, произошедших в том или ином месте.

Рассказывая о Германии нельзя не упомянуть её столицу - Берлин - город развлечений, театра, богемы и авангарда. В центре города находится большой парк Тиргартен площадью 200 га с 25 км прогулочных дорог, в котором озёра зимой покрываются льдом, превращаясь в катки. Особый акцент, в том числе и на метапредметных комментариях на стыке географии, истории и политики, можно сделать на знаменитых Бранден-бургских воротах - символе разделённой, а после воссоединённой страны. Говоря о северной части Берлинского острова на реке Шпрее нельзя не упомянуть о его звании - это Музейный остров. Такое название он получил из-за своих пяти всемирно известных храмов искусств. На рисунке 5 представлен вид в 3D картах Google на известные туристские объекты Германии и стран Бенилюкса.

Отметим, что очень удобно и практично использовать материалы данного Интернет-ресурса во время практических работ, а также применять 3D карты Google во время контрольных или самостоятельных работ, где данные с ресурса будут представлены в качестве видов контрольно-измерительных материалов. Но среди таких преимуществ 3D карт Google как возможность преподавателю самому выбирать ракурс отображения объекта и его окружение другими зданиями, памятниками и так далее, есть один недостаток. Он не заметен в тех случаях, когда человек использует данные сервиса онлайн-карт для просмотра улиц, 3D видов памятников и достопримечательностей, однако при использовании 3D карт Google для демонстрации физико-географических объектов следует учитывать наличие или отсутствие облаков над искомым объектом. Ведь из-за запе-чатлённого на космоснимке облака над каким-то озером или водопадом, теряется возможность использования данных карт Google для данной территории.

Результаты исследования. Использование 3D карт Google позволило нам создавать презентации по отдельным регионам и странам мира. В анкетах студентов по использованию возможно-

стей ресурса 3D карты Google наиболее часто встречались следующие ответы:

1. нам было приятно совершать прогулки по известным европейским и североамериканским городам и обнаруживать в ходе данных путешествий объекты, встречающиеся во многих популярных зарубежных кинофильмах;

2. усиливается эффект непосредственного участия в путешествии или прогулке по выбранному нами маршруту по любому европейскому городу;

3. появилась возможность самим прокладывать и создавать экскурсионные маршруты по интересующим нас направлениям.

Обогащение курса предусматривает «очеловечивание» предмета, показ географических явлений, процессов и объектов, прежде «всего через человека». Культурные различия и сходства могут быть как внутри страны, так и между странами, что определяет необходимость воспитания уважения культуре, взглядам, образу жизни, хозяйствованию и истории этих стран [8]. Необходимо также отметить, что, конечно же, подготовка к таким занятиям требует много времени и сил, однако креативный подход позволяет заинтересовать студентов, а чаще «ненавязчиво» заставить их самих стать экскурсоводами.

Заключение, выводы. Таким образом, сфера использования карт Google в образовательной среде для студентов практически не ограничена. С их помощью можно проводить учебные занятия намного информативнее, удобнее, показательнее, а главное - по-современному, ведь Интернет на сегодняшний день - наш главный информационный помощник. Использовать его ресурсы в образовательных целях целесообразно, удобно и просто. В современном географическом образовании стоит отводить отдельную роль использованию 3D карт Google, как современному способу передачи географической информации, повышающему наглядность и позволяющему повысить качество географического образования и развить у студентов познавательные интересы. Данные возможности Интернет-ресурса способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений, имеющих место в мире, именно они и составляют первоначальный этап формирования новых географических знаний. Помимо этого, ресурсы таких карт позволяют выделять существенные признаки предметов и явлений, и как следствие, способствовать более эффективному усвоению географических знаний.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 21, №67, 2019 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.21, no. 67, 2019

1. Адельмурзина И.Ф., Галкин А.В., Хизбуллина Р.З. Использование возможностей google-карт в качестве наглядных пособий в географическом образовании // Перспективы науки и образования. 2017. № 6 (30). С. 162 - 168.

2. Асташкина М.В., Козырева О.Н., Кусков А.С. Санинская А.А. География туризма: учеб.пособ. М., Альфа-М.: ИН-ФРА-М, 2008. 432 с.: ил. (Серия «ПРОФИль»).

3. Галкин А.В. Практическое использование возможностей Google-карт в географическом образовании // Геосфера: сб.научных ст. студентов, магистрантов и аспирантов географич. ф-та. Вып. 11 / отв. ред. А.М. Фархутдинов. Уфа, БашГУ, 2018. С. 283 - 286.

4. Ибрагимова З.Ф., Саттарова Г.А. Роль музея в туризме и учебно-познавательной деятельности // Актуальные вопросы университетской науки. Вып. V / отв. ред. В.П. Захаров. Уфа, РИЦ БашГУ, 2018. С. 66 - 70.

5. Иванова Е.Е., Хайруллина Н.М. Некоторые аспекты использования новых педагогических технологий в эколого-экономическом образовании и воспитании // Инновационные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в школе и ВУЗе: Мат-лы региональной научно-методич. конф. 23 - 24 ноября 2004 г. Казань, РИЦ «Школа», 2004. С. 104 - 107.

6. Крылова О.В. Современный урок // География в школе. 2006. №2. С. 33 - 35.

7. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Ч. 5: Инновационные уроки. Ростов н/Д, Изд-во «Учитель», 2007. 208 с.

8. Михайличенко Е.В. Направленность преподавания экономической и социальной географии стран в современном реформировании образования // Инновационные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в школе и ВУЗе: Мат-лы региональной научно-методич. конф. 23 - 24 ноября 2004 г. Казань: РИЦ «Школа», 2004. С. 134 - 136.

9. Пожидаев Р.А., Разина С.Ю., Яхина А.М., Хафизова Г.Р., Гильманова Г.Р. Возможности использования учителем географии информационно-коммуникационных технологий // Организация территории: статика, динамика, управление: Мат-лы VII Всероссийской научно-практической конф. / БГПУ им. М. Акмуллы, УНЦ РАН, АН РБ. Уфа, Изд-во БГПУ, 2010. С. 280 - 282.

10. Саттарова Г.А., Халилова А.Б. Туризм как фактор развития депрессивных территорий в зарубежных странах // Актуальные вопросы университетской науки. Вып. V / отв. ред. В.П. Захаров. Уфа, РИЦ БашГУ, 2018. С. 248 - 256.

USE OF OPPORTUNITIES OF GOOGLE MAPS WHEN STUDYING INTERESTING NATURAL OBJECTS ON DISCIPLINE "TOURISM GEOGRAPHY"

© 2019 R.Z. Hizbullina, E.V. Bakieva, A.V. Galkin, R.R. Salakhov

Rezeda Z. Hizbullina, Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of physical geography, cartography and geodesy. E-mail: hizbullina @yandex.ru

Elvira V. Bakieva, Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of physical geography, cartography and geodesy. E-mail: ev-bakieva@mail. ru Anton V. Galkin, student of the Department of physical geography, cartography and geodesy.

E-mail: galkinantonio@yandex. ru Ruslan R. Salakhov, senior lecturer of the Department of physical geography, cartography and geodesy.

E-mail: [email protected]

Bashkir State University. Ufa, Russia

The article considers opportunities of applying Google Maps when studying tourism objects at Geography direction lessons of the geographical faculty in Bashkir State University. The material accumulated and processed by the authors can be applied online during the lectures, tutorials and seminars. The authors provide both theoretical and practical recommendations, showing opportunities of online tours to study the following tourist and recreational regions: British, Alpine, French, Germany and Benelux countries. The authors give detailed description of the regions for the readers (as information consumers) to percept the text information and assess the opportunity of online tours to the above mentioned locations.

Keywords: innovations in education, geographical education, Google Maps, 3D maps of Google, geographical researches, tourism geography, travel online.

1. AdeTmurzina I.F., Galkin A.V., Xizbullina R.Z. IspoFzovanie vozmozhnostej google-kart v kachestve naglyadny'x posobij v geograficheskom obrazovanii (Using google maps as visual AIDS in geographic education). Perspektivy" nauki i obrazovaniya. 2017. № 6 (30). S. 162 - 168.

2. Astashkina M.V., Kozy'reva O.N., Kuskov A.S. Saninskaya A.A. Geografiya turizma (Geography of tourism): ucheb.posob. M., ATfa-M., INFRA-M, 2008. 432 s.: il. (Seriya «PROFIT»).

3. Galkin A.V. Prakticheskoe ispol"zovanie vozmozhnostej Google-kart v geograficheskom obrazovanii (Practical use of Google maps in geographic education). Geosfera: sb.nauchny"x st. studentov, magistrantov i aspirantov geografich. f-ta. Vy"p. 11 / otv. red. A.M. Farxutdinov. Ufa, BashGU, 2018. S. 283 - 286.

4. Ibragimova Z.F., Sattarova G.A. Rol" muzeya v turizme i uchebno-poznavateFnoj deyatel"nosti (The role of the Museum in tourism and educational activities). Aktuafny^e voprosy" universitetskoj nauki. Vy"p. V / otv. red. V.P. Zaxarov. Ufa, RICz BashGU, 2018. S. 66 - 70.

5. Ivanova E.E., Xajrullina N.M. Nekotory"e aspekty" ispol"zovaniya novy"x pedagogicheskix texnologij v e"kologo-e"konomicheskom obrazovanii i vospitanii (Some aspects of the use of new pedagogical technologies in ecological and economic education). Innovacionny^e obrazovatefny^e texnologii v ucheb-no-vospitateVnom processe v shkole i VUZe: Mat-ly" regionaFnoj nauchno-metodich. konf. 23 - 24 noyabrya 2004 g. Kazan", RICz «Shkola», 2004. S. 104 - 107.

6. Kry"lova O.V. Sovremenny"j urok (Modern lesson). Geografya vshkole. 2006. №2. S. 33 - 35.

7. Lakocenina T.P., Alimova E.E., Oganezova L.M. Sovremenny"j urok. Ch. 5: Innovacionny"e uroki (Modern lesson. Part 5 : Innovative lessons). Rostov n/D, Izd-vo «Uchitel"», 2007. 208 s.

8. Mixajlichenko E.V. Napravlennost" prepodavaniya e"konomicheskoj i social"noj geografii stran v sovre-mennom reformirovanii obrazovaniya (Orientation of teaching economic and social geography of the countries in the modern reform of education). Innovacionny^e obrazovateTny^e texnologii v uchebno-vospitateVnom processe v shkole i VUZe: Mat-ly" regional"noj nauchno-metodich. konf. 23 - 24 noyabrya 2004 g. Kazan": RICz «Shkola», 2004. S. 134 - 136.

9. Pozhidaev R.A., Razina S.Yu., Yaxina A.M., Xafizova G.R., Gil"manova G.R. Vozmozhnosti ispol"zovaniya uchite-lem geografii informacionno-kommunikacionny"x texnologij (Opportunities for teachers of geography to use information and communication technologies). Organizaciya territorii: statika, dinamika, upravlenie: Mat-ly" VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konf. / BGPU im. M. Akmully", UNCz RAN, AN RB. Ufa, Izd-vo BGPU, 2010. S. 280 - 282.

10. Sattarova G.A., Xalilova A.B. Turizm kak faktor razvitiya depressivny"x territorij v zarubezhny"x stranax (Tourism as a factor of development of depressive territories in foreign countries). AktuaVny^e voprosy" universitetskoj nauki. Vy"p. V / otv. red. V.P. Zaxarov. Ufa, RICz BashGU, 2018. S. 248 - 256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.