Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАЖНЕНИЕ / ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / EXERCISE / VOCAL EXERCISES / ADDITIONAL EDUCATION / PRIMARY SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Тамара Алексеевна, Соколова Юлия Николаевна, Карпушина Лариса Павловна

В статье рассматриваются особенности использования вокальных упражнений в работе с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF VOCAL EXERCISES IN WORK WITH CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE IN ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM

The article discusses the features of the use of vocal exercises in working with children of primary school age in the system of additional education.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗВАНИЯ»

Педагогика

УДК 374:78(045)

кандидат исторических наук, доцент Козлова Тамара Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Соколова Юлия Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); доктор педагогических наук, профессор Карпушина Лариса Павловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования вокальных упражнений в работе с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: упражнение, вокальные упражнения, дополнительное образование, младший школьник.

Annotation. The article discusses the features of the use of vocal exercises in working with children of primary school age in the system of additional education.

Keywords: exercise, vocal exercises, additional education, primary school student.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по

приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Теоретико-методические основы дополнительного образования детей средствами искусства в условиях поликультурного региона» (руководитель: Карпушина Л.П.; рег. № 2019-08-01, датарег.: 25.09.2019)

Введение. Музыкальное развитие детей младшего школьного возраста имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. В этом возрасте активно формируются музыкальный слух и музыкальная память, закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этой проблемы возможно путем приобщением детей к музыкальному искусству через пение в хоровых коллективах, функционирующих в системе дополнительного образования. Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и/или профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [10; 9].

Однако, несмотря на то, что хоровое пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса в хоровом коллективе достаточно сложный и требует определенной системы. Проблемами хорового пения занимались В.А. Багадуров [2], Ю.Б. Алиев [1], Т.И. Глушакова [3], Л.Б. Дмитриев [4], В.П. Морозов [8], Г.П. Стулова [12], Г.А. Струве [11], В.К. Тевлина [13] и др.

Занятия по обучению пению состоят из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокально-хоровых навыков. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским видам деятельности - певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности [2]. На начальном этапе находится развитие вокальных навыков. В возрасте 7-10 лет у ребенка еще не сформирован голосовой аппарат - тонкие связки, малоподвижное нёбо, слабое, поверхностное дыхание. Певческое звучание характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует бережного к себе обращения.

Изложение основного материала статьи. Практика показывает, что певческие данные участников хорового коллектива неоднородны, что у некоторых из них в голосах присутствуют природные и приобретенные в результате бесконтрольного пения недостатки: «открытый» звук, отсутствие правильного певческого дыхания, нечеткая дикция и др. Вокально-хоровые упражнения стимулируют рост исполнительского мастерства певцов. Вокальные упражнение, согласно А.Г. Менабени, - это многократно повторяемые, специально организованные вокальные действия, включающие в себя три компонента: повторность, определенную организацию и целенаправленность на улучшение качества голоса [7]. Благодаря выработке единой манеры звукообразования, единообразию в выполнении элементов хоровой звучности, штрихи, нюансы, совершенствуется качество хорового ансамбля и строя, следовательно, улучшается исполнение произведений в целом.

Руководитель, возглавляющий хоровой коллектив, является не только дирижером-интерпретатором, но и преподавателем пения, умеющим как замечать, так и исправлять вокальные погрешности у отдельных певцов в хоровой партии, а также способным заниматься с солистами [14]. Именно поэтому в своей деятельности он, как и педагог любой другой специальности, руководствуется общими дидактическими принципами.

С первых занятий руководитель должен стремиться к воспитанию у хора сознательного отношения к выполнению вокальных упражнений, внушать всем какое огромное значение имеют они для каждого участника хора и какое благотворное влияние окажут на весь исполнительский процесс [6]. Учебные задачи

любого из упражнений четко формулируются. Бессмысленное пропевание звукорядов, трезвучий, попевок недопустимо. Рапевания не могут растись от случая к случаю. Решающую роль в освоении вокально-хоровых навыков играет систематичность и последовательность в подборе музыкального материала. Нет никакой необходимости брать к изучению упражнения, не соответствующие на данной момент уровню вокальной подготовки певцов. Так, например, заведомо обречена на неудачу попытка петь звуки в крайних зонах диапазона, не сформировав удовлетворительного звучания на центральном участке. В упражнении, как правило, преследуется узкоспециальная задача, прочно усвоив которую, можно переходить к последующему материалу, идя по пути от доступного к более трудному. Умение руководителя наглядно вокально грамотно исполнить задаваемое упражнение усваивается хоровым коллективом с большой эффективностью, чем, нежели после пространных, пусть даже очень правильных объяснений.

Руководитель, начиная репетицию, обязан совершенно точно представлять: какие упражнения, в какой последовательности, и с какой целью он предложит коллективу для распевания. Для этого ему необходимо знать общий исполнительский уровень вокального коллектива, а также интеллектуальные, музыкальные (слух, ритм, память) и вокальные возможности его участников. В распевании обычно ставятся следующие задачи: во-первых, создать предпосылки к ансамблевому музицированию (творческое и эмоциональное отношение к предлагаемым звуковым образам), подготовить голосовой аппарат певцов к работе над разучиванием программы (к концерту); во-вторых, закрепить имеющиеся навыки и ознакомить с вокально-техническими приемами.

Для выработки вокальных навыков применяются легко запоминаемые, несложные в интонационном и ритмическом отношениях музыкальные построения (фразы), а также отдельные звуки. Исполняются они на начальном этапе работы в удобной тесситуре, где голоса звучат наиболее свободно, без напряжения. Это обстоятельство позволяет участникам хора сконцентрировать на певческих ощущениях и способствует образованию необходимых рефлекторных связей между частями певческого аппарата. Для активизации слухового контроля распевания рекомендуется проводить без сопровождения, используя игру на музыкальном инструменте лишь для ладотональной настройки.

Специфика коллективного пения ограничивает время индивидуальной работы с юными певцами, имеющими какие-либо недостатки голосообразования, поэтому совместное исполнение упражнений, в случае необходимости, чередуют с исполнением их партиями коллектива, группами. Упражнения должны развивать вокальных слух детей, каждый должен научиться различать качественный звук от плохого, а также интонационно, тембрально и динамически подстраиваться к общему звучанию. Работа над упражнениями складывается из следующих моментов: 1) руководитель объясняет цель и приемы предлагаемого к исполнению упражнения, а затем демонстрирует его, формируя у детей слуховые и двигательные представления о звуковом образе; 2) исполнение упражнения вокальным коллективом, контроль руководителя и певцов за качеством воспроизводимого звучания; 3) повторение исполняемого упражнения с целью уточнения соответствия реального звучания идеальному преставлению, а также с целью совершенствования и закрепления приобретенного навыка [5].

Правильное звукообразование в вокальном коллективе неотделимо от уверенного владения навыком певческого дыхания. Его развитие, как правило, начинается с пропевания выдержанных звуков и небольших мелодических фраз, исполняемых в медленном темпе.

Упражнение № 1

Ф

ш

у.

У.

У.

Упражнение следует пропевать с сохранением вдыхательной установки, т.е. следить за тем, чтобы передняя стенка живота и нижние ребра, по возможности, дольше удерживали принятое при вдохе положение. Не ослаблять силы громкости звучания. Губы несколько вытянуты вперед, округленные. Артикуляционный уклад гласного «У», как и любой другой фонемы, начинающей упражнение, принимается во время задержки дыхания до начала выдоха. Во время пауз расслаблять мышцы дыхательного аппарата, чтобы затем вновь привести их в активное состояние.

Упражнение № 2

Умеренно

ЗШ

Задача равномерного выдоха во втором упражнении осложняется тем, что вокализация гласного протекает на тонах различного высотного уровня. Более высокая нота требует от певца особых приспособительных средств: больше приподнять верхнее небо, т.е. придать звуку более высокую позицию, а также активизировать подачу дыхания. Подача дыхания не должна сопровождаться резкими толчками диафрагмы и брюшного пресса, т.к. это незамедлительно повлияет на плавность голосоведения.

Упражнение № 3

м

^ям

Упражнение № 3 рекомендуется коллективу для приобретения умения петь на цепном дыхании. Разучивается упражнение на сонорных согласных «М» и «Н» которые включают в фонационный процесс весь голосовой аппарат и способствует как экономному расходу дыхания, так и ощущению близкого звучания - головного резонирования. Согласные «З», «Б» и «Д» дают ощущение дыхательной опоры. Упражнения помогают бороться с сипотой в голосе и горловыми признаками. Перед исполнением детям объясняется положение артикуляционного аппарата на согласных «М» и «Н» (рот закрыт, зубы разомкнуты) и правила пользования цепным дыханием. Певцы возобновляют дыхание равномеренно, перед очередным вдохом снимают динамику звука, а вступление исполняют, незаметно усиливая звук. В произведениях дыхание можно брать на выдержанных звуках, посредине слова, но не на грани построений формы, не перед сильной метрической долей и не перед завершающим звуком (аккордом).

Выравнивание гласных очень кропотливый, сложный и долговременный процесс. В его основе лежит эффект следового рефлекса и фонетические особенности певческой речи. Первыми из основных гласных выравниванию подлежат вокально устойчивые А-О-У.

Упражнение № 4

Ф" 1° § I 1° ^^

У А У А У У А У

О А ОАО ОАО

Упражнение № 5

Ф

Упражнения № 4, 5 поются на среднем участке диапазона и транспонируются по полутонам вверх и вниз. Необходимо следить за сохранением округлого звучания в гласном «а», за единообразным формированием положения губ, выдерживать ровность звучания на протяжении всего упражнения, стремиться, чтобы высокая позиционная настроенность гласных «У» и «О» передавалась гласному «А», снимая его излишне светлую окраску. В упражнении закрепляется округлое звучание гласного «А». Постоянно направлять внимание детей на ощущение при вдохе и пении зевковой позиции, на артикуляционный уклад гласного - рот открывать почти как на гласный «О». Пропевание гласных А-О-У с добавлением к ним сонорных, звонких и йотированных согласных положительно влияют на высокую позицию, собранность звука, на точность и вступления.

Упражнение № 6

4

Мму. Ллю

Ммо Ллё.

Мма. Лля

Выпевание удвоенных сонорных согласных делает более близким звучание следующих за ними гласных, способствуют единообразию звукообразования (упражнение № 6). Размеры фраз регламентируют глубину вдоха. Если в первых коротких двух фразах не следует чрезмерно наполнять легкие дыханием, то в последней фразе сгеЛе^о завершающих звуков должно быть обеспечено дыхательной поддержкой (опорой). Работа над гласными У-Э-И начинается с установления для каждого из них правильной артикуляционной формы. Узкие, гласные «э», «и» стараться петь шире открывая рот, но не напрягая мышц челюсти. Для выравнивания звучания данных гласных можно использовать упражнения № 4-6, соответственно подтекстовывая их, высокие ноты на данном этапе могут браться как исключение и только лишь проходящими, низкие - в мелодическом движении сверху.

Порядок следования гласных в пятерках (И-Э-У-О-А) зависит от степени владения коллективом выравненностью звучания. Например, если звучание приглушенное, затемненное, то между гласными «О», «У» ставится гласный «ф» (И-Э-О-А-У) или начинают упражнение со светлых и близких гласных (А-Э-И-О-У). Смена гласных тренирует гибкость частей артикуляционного аппарата (гортани, мягкого неба, челюсти, губ), если, разумеется их работа направлена на улучшение выравненности звучания.

Упражнение № 7

||

Мм " ---

А И

В первом варианте упражнения № 7 исполнять звук с закрытым ртом мысленно пропевая все гласные, формируя их как бы в единой позиции. В последующих вариантах упражнение поется с названием гласных на цепном дыхании. К гласным полезно присоединять звонкие согласные.

Упражнение № 8

ш

Мо.

Ма_

Мэ.

т

Ми.

Му

В упражнениях № 7-8 петь не спеша, напевно, как вокализ, не «отбивая горлом» переходы с ноты на ноту. Дыхание может быть цепным или браться по фразам (звеньям секвенции). Следить за тембральной однородностью чередования гласных.

Для тембрального сближения далеких по фонетическому ряду гласных применяют сочетания «ми-а», «зи-ма», «ку-ма» и т.д.

Упражнение № 9

|1......

Ку - ма, ку - ма, ку Зи - ма, зи - ма, зи

В упражнении № 9 согласный «К» создает, как известно, предпосылки для приподнятости мягкого неба, согласные «З» и «М» применяются для удержания высокой позиции в последующих гласных. В упражнениях № 8-9 при переходе с более узких гласных на «А» нижняя челюсть плавно опускается. Важно стремиться сохранить направленность резонирования первого слога.

В детских вокальных коллективах интонационные и ансамблевые погрешности чаще всего возникают в моменты, связанные с звучанием на крайних участках диапазона. Сглаживание регистров преследует цель -научить участников коллектива петь все без исключения звуки также округло, тембрально ровно и вокально устойчиво, как и центральные. Для сглаживания регистров важны упражнения, как на повторяющихся тонах, так и развернутые построения, в мелодии которых присутствуют звуки смежных регистров.

Сглаживание регистров производят концентрическим методом - с центральных звуков вниз и вверх, включающим в «круг» пропевания постепенно все большее число низких и высоких звуков. Темп упражнений медленный, контролировать качество звука и певческие ощущения.

Упражнение № 10

Сдержанно

1

У(0,А).

У(0,А)

В упражнении № 10, интонируя верхние звуки, мысленно представлять звучание гласного «У», стремясь придать артикуляционному аппарату и гортани соответствующую ему форму. В упражнении можно попросить спеть переходную ноту на гласный «У». Затем, ничего не меняя в ротоглоточном канале, продолжить упражнение на наиболее открытый звук «А», и так несколько раз. Важно вслушиваться в звучание, стараясь удержать артикуляционную форму и положение гортани первого гласного.

В упражнениях, следующих в направлении из центрального регистра в грудной, верхнее небо, которое непроизвольно понижается, нужно стремиться удерживать как можно в более высоком положении. Гортань постепенно опускать, а звук как бы «выдвигать вперед» на предельно низких нотах, во избежание резкого тембрального скачка, углублению грудного резонирования помогает более широко раскрытие рта, нижней челюсти. В восходящем движении звуки нижнего регистра брать, не перегружая дыхания, позиционно высоко, как бы «сверху». Наиболее удобные гласные, препятствующие «проваливанию» звучания, сфокусированные близкие «И», «Э»; на последующем этапе подключаются «У», «О», «А».

Роль дикции в вокальном искусстве трудно переоценить. Без ясного произношения литературного текста невозможно художественно достоверно воссоздать правдивый музыкальный образ. Хорошая дикция предполагает свободу артикуляционного аппарата: нижней челюсти, губ, языка. Бывают случаи, когда на требования дирижера произносить текст более разборчиво, певцы отвечают скандированием слов, акцентированием гласных, разрывающих кантилену вокальной линии. Зная, что согласные - это шумы, возникающие как результат сопротивления воздуху частями артикуляционного аппарата, в данной ситуации необходимо усилить это противодействие благодаря плотности смыкания губ, языка, не забывая о краткости произношения согласных, а, как говорят, «не ворочать губами». Для освобождения от зажатости нижней челюсти рекомендуются упражнения, построенные на слогах, имеющих звонкие согласные с гласными, требующих широкого раскрытия рта. Выработка умения управлять более тонкими движениями нижней челюсти может решаться в упражнениях на выравнивании полярных по раскрытию рта гласных. Для активизации гибкости и подвижности языка чередуют близкий по образованию гласный «И» и далекий «Ы», исполняя их сначала в медленном темпе, а затем в более быстром. С этой же целью применяют слоги с язычными согласными «Д», «З», «К», «Л», «Н».

При наличии у участников вокального коллектива хороших музыкально-слуховых и вокальных данных, правильное функционирование всего певческого аппарата, работа над точностью интонирования ведется в плане осознания ими ладотональных связей в исполняемом музыкальном произведении. В таком случае, знание и практическое умение петь мажорный и минорные звукоряды, соответственно схеме, разработанной П.Г. Чесноковым, до известной степени облегчает работу над поставленной задачей.

В произведениях, имеющих сложный гармонический язык, отклонения и модуляции в далекие по степени родства тональности, установление хорового строя производится интервальным способом, который

основывается на следующих принципах: малые интервалы исполняются с тенденцией одностороннего сужения (м.2, м.3, м.6, м.7); большие интервалы - одностороннего расширения (б.2, б.3, б.6, б.7); увеличенные и уменьшенные (ув.4, ум.5) - соответственно исполняются с тенденцией двухстороннего расширения и двухстороннего сужения; хроматический полутон (до - до#) - с тенденцией расширения, диатонический (до - ре бемоль) - сужения. В произведениях, насыщенных знаками альтерации, преодолению ладовой инерции в интонировании помогают упражнения, составленные из тетрахордов натуральных диатонических ладов.

Педагог, для того чтобы глубоко познать природу певческих голосов, должен сам пройти все этапы ученичества от артиста хора до его руководителя, совершенствуя свое вокальное мастерство на занятиях по сольному пению.

Выводы. Таким образом, рекомендации, по нашему мнению, учитывая вышесказанное, должны расширить и систематизировать знания в области вокально-хоровой педагогики, полученные детьми на занятиях в системе дополнительного образования.

Литература:

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта: учебное пособие. - М.: Владос, 2000. - 336 с.

2. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 1953. - 98 с.

3. Глушакова Т.И. Комплексы вокально-хоровых упражнений в формировании певческих навыков школьников // Работа хормейстера в детском хоре. - М.: Прометей, 1992. - С. 47-65.

4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2007. - 368 с.

5. Игнатьев К.А. Вокально-хоровые упражнения: методические рекомендации; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 1986. - 37 с.

6. Козлова Т.А., Карпушина Л.П., Соколова Ю.Н. Подготовки педагогов дополнительного образования в области вокального исполнительства // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -Вып. 63. - Ч. IV. - С. 97-101.

7. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми // Музыкальное воспитание в школе. -1978. - Вып. 3. - С. 8-37.

8. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М.: ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, 2002. - 496 с.

9. Неясова И.А., Соколова Ю.Н. Особенности формирования опыта творческой деятельности у младших школьников в условиях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. -2017. - №4(32). - С. 45-51.

10. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». - URL: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html/ (дата обращения: 10.10.2019).

11. Струве Г.А. Школьный хор: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - С. 76-81

12. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению: учебное пособие. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1988. - 69 с.

13. Тевлина, В.К. Активизация вокально-хорового обучения младших школьников и их музыкальное развитие: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1975. - 26 с.

14. Чинякова Н.И. Основы структурирования учебно-концертной подготовки в музыкально-педагогическом образовании [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - Нижний Новгород: Изд-во ННГК (академия) им. М.И. Глинки, 2012. - 5(26). - С. 41-45. -Режим доступа www.nnovcons.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); преподаватель Дегтярева Августа Петровна

Государственное бюджетное профессиональное учреждение «Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов» (г. Якутск)

ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В СУРОВЫЕ ВОЕННЫЕ ГОДЫ 1941-1945 Г.Г.

Аннотация. В данной статье рассмотрена деятельность Якутского педагогического института в экстремальных обстановках военного времени. Испытанием на жизнеспособность системы высшего образования Якутии явилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Обстановка военного времени предъявила повышенные требования к работе высшей школы республики. Трудности военного времени не снимали с повестки дня основную задачу, стоявшую перед высшей школой Якутии, подготовку высококвалифицированных кадров и научно-исследовательскую деятельность.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, якутский педагогический институт учебный процесс, студенчество, героизм советских преподавателей и студентов, научно-исследовательская работа, материальная база.

Annotation. This article discusses the activities of the Yakut Pedagogical Institute in extreme wartime situations. The test for the viability of the higher education system of Yakutia was the Great Patriotic War of 1941-1945. The situation in wartime made increased demands on the work of the higher school of the republic. The difficulties of wartime did not remove from the agenda the main task facing the higher school of Yakutia, the training of highly qualified personnel and research activities.

Keywords: The Great Patriotic War, the Yakutsk Pedagogical Institute, the educational process, college students, the heroism of Soviet teachers and students, research work, material base.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.