Научная статья на тему 'Формирование интонационной культуры участников любительских хоровых коллективов'

Формирование интонационной культуры участников любительских хоровых коллективов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование интонационной культуры участников любительских хоровых коллективов / формирование / интонация / этапы развития / подготовка к выступлению / formation of intonation culture of participants of amateur choral groups / formation / intonation / stages of development / preparation for performance

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Парягина А.В.

Статья посвящена изучению структуры формирования интонационной культуры участников любительских хоровых коллективов. Воспитание интонационной культуры. Раскрываются проблемы формирования интонационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of intonation culture of participants of amateur choral groups

The article is devoted to the study of the structure of the formation of intonation culture of participants of amateur choral groups. Education of intonation culture. The problems of intonation culture formation are revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование интонационной культуры участников любительских хоровых коллективов»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-5-633-638

Формирование интонационной культуры участников любительских хоровых коллективов

А.В. Парягина

Московский государственный институт культуры

141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7

State University of Culture

Bibliotechnaya str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia

Ключевые слова: формирование интонационной культуры участников любительских хоровых коллективов, формирование, интонация, этапы развития, подготовка к выступлению.

Key words: formation of intonation culture of participants of amateur choral groups, formation, intonation, stages of development, preparation for performance.

Резюме: Статья посвящена изучению структуры формирования интонационной культуры участников любительских хоровых коллективов. Воспитание интонационной культуры. Раскрываются проблемы формирования интонационной культуры.

Abstract: The article is devoted to the study of the structure of the formation of intonation culture of participants of amateur choral groups. Education of intonation culture. The problems of intonation culture formation are revealed.

[Paryagina A.V. Formation of intonation culture of participants of amateur choral groups]

Хоровая культура имеет большой удельный вес в области в музыкального искусства в целом. Хоровое пение, с его многовековыми традициями, высоким уровнем профессионализма, духовным содержанием, глубоким воздействием на эмоциональную, нравственную и интеллектуальную сферу исполнителей и слушателей, было и остается мощным фундаментом отечественной певческой культуры.

Существуют хоровые коллективы разных направлений: академические, которые специализируются на исполнении классической музыки; народные, как правило, специализирующиеся на народном творчестве конкретного региона; джазовые хоры; хоровые коллективы, чей репертуар основан на творчестве конкретной эпохи, либо стиля (творчество композиторов эпохи Возрождения, произведения современных авторов и т.п.); церковные хоры, исполняющие духовную музыку. Также коллективы могут различаться по уровню профессиональной подготовки (профессиональный, учебный, любительский) и по составу (однородный, смешанный, однородный расширенный, детский).

Каждый отдельно взятый коллектив имеет свои специфические особенности. Мы рассмотрим подробней студенческий любительский смешанный хор академической направленности.

Следует отметить, что по сравнению с прошлым столетием изменилась и специфика самодеятельных коллективов в нашей стране. Сейчас репертуар любительских академических хоров могут составлять произведения различных жанров и стилей. Это западноевропейская музыка, охватывающая период от эпохи Возрождения до наших дней, русская духовная и светская академическая музыка, обработки народных песен, африканские спиричуэлы и многое другое. В связи с проникновением в репертуар различной духовной музыки, более тесным знакомством с исполнительской манерой зарубежных хоровых коллективов, изменилась и звуковая направленность.

Специфика студенческого любительского хора предполагает, что участники коллектива - певцы-любители, студенты разных специальностей, не связанных с профессиональным музыкальным образованием. Это могут быть люди, обучавшиеся в музыкальных школах и имеющие какую-либо теоретическую и практическую базу, певцы-любители, имеющие опыт концертной певческой деятельности (сольно или в коллективе), либо вовсе не имеющие певческого опыта, но желающие научиться. Владение аппаратом у них может быть совершенно разным. Следовательно, хормейстер должен обучить певца, пришедшего в коллектив, некоторым основам вокального мастерства, помочь ему в формировании начальных и развитии имеющихся навыков.

В работе с любительским коллективом в первую очередь выполняются дыхательные упражнения (правильная постановка дыхания) , правильное пропевание гласных и произношение согласных, пение интервалов. Эти упражнения формируют певческую интонацию.

Интонация (от лат. «intono» - запеваю ) - звуковое воплощение музыкальной мысли. Понятие употребляется для обозначения интервала в мелодии, соотношения её тонов и как степень чистоты звучания ноты. Интонация в музыке имеет очень большое значение. Под интонацией понимают музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков.

Способность воспринимать, узнавать и воспроизводить звуки разной высоты, то есть чувство чистоты интонации, строя называется интонационным слухом. Так как в основе интонирования лежит способность выделения основной высоты звука, то, следовательно, интонационный слух можно называть звуковысотным.

Само слово формирование имеет обширное значение. Формирование разговорных и вокальных звуков осуществляется артикуляционным аппаратом, состоящим из мышечных органов ротоглоточного канала - губы, твердого и мягкого нёбо, зева, глотки, языка и нижней челюсти. Язык, имеющий наибольшую подвижность - основной артикуляционный орган.

Важная задача педагога-дирижера научить правильно формировать звук при пении в работе с любительским коллективом.

Как показывает практика, певцу-любителю сложнее всего бывает овладеть именно правильным певческим дыханием. Следует объяснить певцу, что от дыхания зависит множество факторов: образование звука, высота звука, его сила и даже тембр. Верное использование певческого дыхания предполагает умение вовремя и в нужном количестве задержать его перед звукоизвлечением и далее рационально израсходовать его на исполнение музыкальной фразы.

Дыхание певческое отлично от того, которое мы используем для речи и жизнеобеспечения. Оно отличается по объему, природе вдоха, длительности выдоха, физиологическим ощущениям. Однако следует помнить, что даже эти особенности дыхания не должны вызывать у певца неестественных ощущений. Мы дышим по-разному в зависимости от разных условий (занятия спортом, сон, речь) и не задумываемся об этом. Несмотря на то, что вокальное дыхание заслуживает отдельного внимания, мы должны стремиться к его естественности. К примеру, американский педагог С. Риггс считает, что над правильным дыханием не стоит работать отдельно, а нужно лишь добиваться того, чтобы не поднимались плечи и грудь, а дыхание подавалось в небольших количествах.

В работе над дыханием важно следить за тем, чтобы при вдохе плечи не поднимались. Это приведет к поверхностному, легкому звуку, не поставленному на дыхательную опору. Певцу следует объяснить, что дыхание должно заполнять среднюю и нижнюю область легких. При таком дыхании расширяется диафрагма, плечи и ключицы остаются неподвижными.

В работе над дыханием нам помогут следующие упражнения:

• Быстро и глубоко вдохнуть носом, затем выдыхать длинную букву «с» - это упражнение поможет выработать навык экономного расходования дыхания в кантилене.

• Глубокий вдох носом и несколько резких выдохов ртом. При этом на каждом выдохе должен ощущаться небольшой толчок диафрагмы. Выдохи можно выполнять на букву "ш". Данное упражнение поможет лучше понять работу дыхания в твердой певческой атаке.

• Активизировать диафрагму помогут дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой. Их особенность заключается в резком форсированном вдохе, который сопровождается работой диафрагмы. Резкий и шумный вдох через нос и естественный выдох через нос или через рот. При этом думать разрешается только о вдохе. Упражнение выполняется с частотой примерно 3 раза в секунду. По 8-10 раз в несколько подходов. При этом вдох может сопровождаться физическими упражнениями, вызывающими сжатие грудной клетки.

Пение осуществляется на гласных звуках, поэтому они являются объектом основного внимания руководителя. Его задача - сделать все гласные ровными. Для этого сначала на одном, наиболее вокально-звучащем гласном звуке выработать лучшие певческие качества, а затем перенести это звучание на все другие гласные. Каждый гласный звук имеет свои особенности при воздействии на голосовой аппарат. Следовательно, для формирования и развития вокальных качеств голоса необходимо найти тот гласный звук, на котором они лучше всего проявляются.

Согласные звуки образуются в результате шума, который возникает в ротоглоточном канале из-за сужений и преград, через которые проходит воздушная струя. Произношение согласных должно быть внятным, отчетливым. Ведь именно за счет ясного произношения, интонация будет точной и правильной.

В.Ф. Чабанный в своей статье подчеркивал: «Хоровой дирижер знает, что вокальная педагогика по принципу «Пой как я!» обычно тормозит развитие индивидуальной манеры звуковедения, где чаще вырабатывается подражательный вокальный стиль» (Чабанный, 1978: 168). Следовательно, дирижер должен уметь не только показать голосом, но и правильно объяснить на теоретическом уровне.

Положение рта в пении, работа челюстей, языка, мягкого нёба и гортани, мышечная раскрепощенность, артикуляция связаны с чистотой интонации. Несогласованность в работе всех частей организма, принимающих участие в голосообразовании, - причина нечистой интонации; поэтому верно поступают педагоги, которые в процессе обучения гармонично развивают одновременно и дыхание, и резонаторные ощущения, и работу гортани, дикцию, музыкальность и фразировку.

Одной из причин нечистой интонации можно назвать и пение не на опоре. Даже если на центральном участке диапазона голоса певцы стараются интонировать верно, то, как правило, пение в более высокой тесситуре, например, у сопрано выше ре второй октавы, потребует необходимых технических приемов и, прежде всего, более глубокой и крепкой опоры дыхания, умения петь с использованием резонаторных ощущений, приближать и прикрывать звук.

Таким образом, можно сделать вывод, что нескоординированная работа всех частей организма, участвующих в процессе голосообразования приводит к отклонениям правильного пения. Дирижер-хормейстер своим опытом и вокальным слухом должен помочь певцу выявить причину и найти путь к исправлению проблемы исполнения.

Важным моментом является звукообразование, осуществляющееся участниками хорового коллектива по руке хормейстера. Точки звучания, точность звукоизвлечения в пространстве и во времени - неотъемлемые составляющие исполнительской техники хоровика.

Движение музыкальной мысли, заложенное в руках хормейстера, имеет ауфтакт, энергетический посыл, заключает в себе процесс звуковедения, снятия звука.

Умение петь по руке - ванная грань певческой, интонационной культуры. Агогический посыл, тяготение звуков, их разрешение, всевозможные «вокальные запятые» представляют значимые атрибуты интонационной культуры.

Учесть все специфические моменты, связанные с формированием интонационной культуры участников хоровых коллективов - значит, во многом, существенно повысить продуктивность подготовки обучающихся, приблизить их к профессиональному мастерству.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Л.М., Бондарь М.Г. 1963. Николай Михайлович Данилин: Искусство хорового пения. М.: Музгиз. 168 с.

Блох О.А. 2011. Педагогика и психология музыкального творчества: Учебное пособие для вузов М.: МГУКИ. 160 с.

Емельянов В.В. 1991. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука». 39 с.

Жиров В.Л. 2003. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос». 270 с.

Кирюшин В.В. 1976. Развитие ладофункционального слуха участников самодеятельных хоров. Хоровой коллектив. М.: Профиздат. С. 42-53.

Мухин В.П. 1964. Вокальная работа в хоре. М.: Музыка. 32 с.

Попов С.В. 1961. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. М.: «Музыка». 116 с.

Смирнова Е.И. 2007. Теория и методика организации самодеятельного творчества в культурно-просветительных учреждениях. М.: Просвещение. 188 с.

Чабанный В. Ф. 1978. Методология управления любительским хоровым коллективом. Л.: Музыка. 172 с.

Шамина Л.В. 1988. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка. 176 с.

Получена / Received: 03.05.2021

Принята / Accepted: 16.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.