Научная статья на тему 'Использование внутриорганизационного поведения для развития креативности персонала предпринимательских структур'

Использование внутриорганизационного поведения для развития креативности персонала предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / INNER ORGANIZING BEHAVIOR / CREATIVITY / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гузева Елена Михайловна

Рассматриваются вопросы использования креативности для повышения конкурентоспособности организаций, а также изучения креативности как части организационного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the inner organizing behavior for the development the creativity of the staff in the enterprise structure

There are regarded points of the using of the creativity for the organization competition increasing as well as for creativity studying as a part of organization behavior

Текст научной работы на тему «Использование внутриорганизационного поведения для развития креативности персонала предпринимательских структур»

Е.М. ГУЗЕВА (Волгоград)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Рассматриваются вопросы использования креативности для повышения конкурентоспособности организаций, а также изучения креативности как части организационного поведения.

Ключевые слова: внутриорганизационное поведение, креативность, предпринимательство.

Для того чтобы быть конкурентоспособными в современных условиях, организациям необходимо рационально использовать внутренние ресурсы, прежде всего, персонал. Сегодня недостаточно организовать только взаимодействие людей и технологий, нужно организовывать инновационные процессы, направленные на использование знаний и на этой основе повышать конкурентоспособность организации.

В этих условиях становится необходимым развитие в каждой компании системы генерации знаний, которая способствовала бы поиску новых решений, синтезу идей и активизации инновационной деятельности. Это можно реализовать с помощью формирования внутриорганизаци-онного поведения на основе поощрения креативности персонала. Данный источник конкурентных преимуществ имеет неограниченные возможности, но в то же время чрезвычайно нестабилен, трудно реализуем и мало изучен. Кроме того, в предпринимательстве важно не только явление креативности, но и методы превращения идей в инновации, чтобы получить полезный результат (прибыль). Особую важность приобрело это качество именно в последние годы, когда традиционные сырьевые и материальные ресурсы уже не обеспечивают желаемых темпов развития в условиях экономики, основанной на знаниях.

Феномен креативности интересовал и будет интересовать многих ученых, поскольку он является частью мышления, физио-

логических и психических процессов, а также результатом взаимодействия мотивов и стимулов. Если раньше креативность рассматривалась как способ саморазвития человека, то в последнее время внимание уделяется прикладному аспекту проблемы -как использовать креативность на благо предпринимателей, каковы должны быть условия труда, способы мотивации, отношения между работниками, кроме того, как анализировать и использовать результаты интеллектуальной деятельности работников. В современных условиях особую важность приобретает принцип системности развития, а креативность является его фундаментом, обеспечивая преемственность изменений и постоянное инновационное развитие.

Накопление знаний о креативности происходило постепенно, но с развитием науки и техники изучение творчества стало насущной необходимостью, поскольку требовались новые идеи, конструкции, товары во все большем количестве. В начале XX в. в различных науках появились многочисленные подходы к изучению творчества. Так, в психологии развивались рациональные (основанные на накопленном опыте) и идеалистические (основанные на идеях, появившихся спонтанно, озарении - ин-сайте) подходы.

С 1940-х годов проблема креативности рассматривалась практически во всех гуманитарных науках: педагогика, менеджмент, управление персоналом, социальная психология, управление знаниями и человеческим капиталом. Креативность стали понимать как способ расширения возможностей человека, элемент развития, воспитания, способность создавать новые понятия и формировать новые навыки.

В то же время творчество остается по-прежнему малоисследованным, поскольку его трудно имитировать и исследовать методами, основанными на фиксировании определенных показателей (быстрота реакции, внимание, повторение ранее усвоенных знаний), достаточно трудно оценить перспективность выдвигаемых новых идей и их оригинальность. Тем не менее, разрабатываются теории по мотивации креативности (Т. Амобайл [3]), использовании в педагогике (Морозов А.В. [1]) и других сферах.

© Гузева Е.М., 2009

Логика:

индукция

дедукция

Интуиция:

инсайт

вдохновение

Биология: нейропсихология физиология

Р асширение возможностей человека. Разработка методов генерации идей, выделение свойств личности, препятствующих креативности

Использование креативности в различных сферах как системы приемов для повышения результативности работы персонала

Начало XX в. 1940 - 1960 1970 - 1980

Рис. 1. Этапы накопления знаний о креативности

1990 - 2010

Сегодня творчество и креативность становятся необходимыми элементами предпринимательства, поскольку определяют источники и направления развития организации. Требуются практические рекомендации по использованию креативности для получения коммерческого эффекта по управлению знаниями в компании, созданию компьютерных программ, занимающихся генерацией идей, созданию самообучающихся организаций.

Исследование креативности прошло ряд этапов, которые можно представить следующим образом (рис.1).

Креативность персонала в этих условиях определяется возможностью использовать интеллектуальный капитал и получать результат в виде нового продукта, процесса, услуги (инновации). Исследуя информацию о состоянии креативности в предпринимательских структурах, мы пришли к выводу, что для них характерны общие проблемы:

1) отсутствие системы тренингов по развитию креативности;

2) трудности в реализации интересных предложений и инноваций;

3) сложности во взаимодействии стратегии и креативных команд;

4) отсутствие опыта работы в рамках самообучающихся организаций;

5) отсутствие привычки делится опытом и ноу-хау (в условиях кризиса).

Перечисленные проблемы нуждаются в решении через изменение внутриорга-низационного поведения и включение в него компонента управления интеллектуальным капиталом. С.С. Насибян выделяет такое понятие, как «интеллектуально-кре-

ативные ресурсы» (ИКР). Они отражают способности людей накапливать знания, умения, опыт, т. е. использовать открытые алгоритмы действий для достижения определенного результата, а также создавать новые алгоритмы выполнения работ в рамках своих должностных обязанностей. ИКР обладают следующими свойствами [2]:

1) проявление - реализация поставленных целей, включающая в себя как использование известных, так и (в случае необходимости) разработку принципиально новых алгоритмов действий;

2) формирование - процесс, связанный с развитием способности к созидательным действиям при разработке новых экономических продуктов;

3) управление формированием конкурентоспособных ИКР - процесс осмысленного влияния на формирование ИКР для максимального их проявления в конкретных условиях функционирования коммерческих предприятий, обусловленный правовыми, социальными, экономическими и политическими ограничениями.

В концепции С.С. Насибян, распределение ИКР выглядит следующим образом (см. рис. 2).

С точки зрения С.С. Насибян, исполнителю креативность требуется в минимальном размере, поскольку у него нет свободы действий, его работа подчинена многочисленным инструкциям. Менеджер обладает уже определенной свободой действий, креативность требуется для реализации функциональных обязанностей и выбора наиболее эффективного пути достижения цели. Топ-менеджер имеет возможность для творчества в полной мере,

Б

Рис. 2. Распределение креативности и интеллектуальных ресурсов [2]

поскольку он определяет пути развития компании, стратегические альтернативы.

Полагаем, что такой путь не совсем продуктивен и нацелен на традиционное функциональное управление, в котором не учитывается креативность работников. С точки зрения современного представления о командном знании (общее понимание целей и задач, ограничений и возможностей бизнеса), оно повышает качество организации за счет того, что персонал, обладающий данными знаниями, делает прогнозы, оценивает риски и принимает решения более эффективно, благодаря чему и формируется синергетический эффект в команде.

С нашей точки зрения, в зависимости от типа внутриорганизационного поведения можно выделить три типа распределения ИКР:

1) ИКР, ограниченные должностью, -их можно развивать в зависимости от степеней свободы, соответствующих должности;

2) ИКР с понижающей тенденцией -максимальная креативность свойственна исполнителям, на более высоких уровнях она нивелируется;

3) ИКР на основе командных знаний -креативность стимулируется на любом рабочем месте.

Перечисленные типы ИКР представлены на рис. 3. Проявление интеллектуаль-

1 - ИКР, ограниченные должностью

2 - ИКР с понижающей тенденцией

3 - ИКР с командными знаниями

Рис. 3. Распределение ИКР в зависимости от типа внутриорганизационного поведения в предпринимательских структурах

ных ресурсов на рисунке не показано, поскольку они включены в ИКР и отдельно его выявить достаточно трудно.

Модель ИКР с понижающей тенденцией характерна для организаций, где исполнителям поручена основная роль по подготовке материала, а менеджмент занимается отбором данных, их сортировкой, регламентацией работы. Модели с неравномерным распределением креативности приводят к трудному восприятию новых идей, торможению инновационной деятельности, недостаточной заинтересованности персонала в новых идеях, что приводит к снижению эффективности работы персонала. Модель ИКР с командными знаниями предполагает проявление креативности у всего персонала, что приводит к большему количеству новых идей, укреплению горизонтальных связей, совместному обучению, тщательному анализу рисков.

В последней модели управление креативностью является частью управления интеллектуальным капиталом предпринимательских структур, что будет способствовать генерации новых идей, выявлению интеллектуальных возможностей персонала, исследованию возможностей развития, открытию новых рынков, активизации инновационной деятельности, выживанию в условиях кризиса.

В заключение мы хотели бы подчеркнуть, что использование внутриорганиза-

ционного поведения для развития креативности персонала предпринимательских структур основывается на управлении знаниями и реализации потенциала всех сотрудников, заинтересованности их в преобразованиях и повышении конкурентоспособности организации.

Литература

1. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие для вузов. М.: Традиция: Акад. проект, 2004. 559 с.

2. Насибян С.С. Подходы к управлению интеллектуально-креативных ресурсов банковских организаций // Рос. предпринимательство. 2006. № 11.

3. Amabile T., Mueller J. Assessing creativity and its antecedents: an exploration of the compo-nential theory of creativity // C. Ford, N. Mahwah; Handbook of Organizational Creativity. Lawrence Erlbaum Associates, London, 2002.

Using the inner organizing behavior for the development the creativity of the staff in the enterprise structure

There are regarded points of the using of the creativity for the organization competition increasing as well as for creativity studying as a part of organization behavior.

Key words: inner organizing behavior, creativity, enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.