креативность в массы!
развитие креативности персонала в предпринимательских структурах на основе
внутриорганизационного поведения
В настоящее время в развитых странах наблюдается переход к новой экономике, что привело к пристальному изучению факторов, влияющих на развитие организаций, в том числе и внутриорганизационному поведению, которое определяет взаимоотношения в компании и способы управления знаниями
и человеческими ресурсами.
С нашей точки зрения, внутриорганиза-ционное поведение является элементом конкурентоспособности высокого уровня и обладает направленными на повышение креативности функциями:
- интеграции и улучшения коммуникаций, что способствует введению деятельности различных подразделений при работе над проектом в условиях плоской организационной структуры;
- сохранения системных свойств предпринимательских структур при соблюдении привил и ритуалов, предписываемых организационной культурой;
- передачи знаний и компетенций, это реализуется непосредственно в общении, а также при создании внутренних документов.
Для того чтобы быть конкурентоспособными в современных условиях организациям необходимо рационально использовать внутренние ресурсы, прежде всего, персонал. Сегодня недостаточно организовать только взаимодействие людей и технологий, нужно организовать инновационные процессы, направленные на использования знаний, и на этой основе повышать конкурентоспособность организации.
Гузева Е.М.
аспирантка
факультета
экономики
и управления,
Волгоградский
государственный
педагогический
университет,
зам. начальника
Управления
корпоративного
бизнеса, банк
«Возрождение»
технологии управления
Сегодня креативности уделяется приоритетное внимание - при оценке качеств работника, она определяет его возможный будущий вклад в общее дело, и на некоторых видах работ рассматривается как часть компетенции персонала. Кроме этого, креативность сотрудников является сегодня одним из важнейших конкурентных преимуществ организации, так как в условиях новой экономики происходит переход к управлению знаниями, а новые знания основаны на новых идеях. В этих условиях становится необходимым развитие системы генерации знаний в каждой компании, которая способствовала бы поиску новых решений, синтезу идей и активизации инновационной деятельности, это можно реализовать с помощью формирования внут-риорганизационного поведения на основе поощрения креативности персонала. Данный сточник конкурентных преимуществ имеет неограниченные возможности, но в то же время чрезвычайно нестабилен, трудно реализуем и недостаточно изучен. Феномен креативности интересовал и будет интересовать многих ученых, поскольку он является частью мышления и также результатом взаимодействия мотивов и стимулов, появляется в физиологических и психических процессах. Если раньше креативность рассматривалась как способ саморазвития человека, то в последнее время внимание уделяется прикладному аспекту проблемы: как использовать креативность на благо предпринимателей, для того чтобы каковы должны быть условия труда, способы
быть конкуренто- мотивации, отношения между работниками,
способными кроме того, как анализировать и использовать
в современных результаты интеллектуальной деятельности
_условиях работников? [1,2,3]
организациям Исследование креативности прошло ряд эта-
необходимо пов, которые можно представить следующим
рационально образом на рис. 1.
использовать Креативность персонала в этих условиях опре-
внутренние деляется возможностью использовать интел-
ресурсы, лектуальный капитал и получать результат в
прежде всего, виде нового продукта, процесса, услуги (инно-
персонал вации).
-
ивная экономика, 2009, № 10
Рис. 1. Этапы накопления знаний о креативности (составлено автором)
Исследуя информацию о состоянии креативности в предпринимательских структурах, мы пришли к выводу, что им характерны общие проблемы:
• отсутствие системы тренингов по развитию креативности;
• трудности по реализации интересных предложений и инноваций;
• сложности по взаимодействию стратегии и креативных команд;
• отсутствие опыта работы в рамках самообучающихся организаций;
• отсутствие привычки делится опытом и ноу-хау (в условиях кризиса).
Перечисленные проблемы нуждаются в решении с помощью изменения внутриоргани-зационного поведения и включения в него компонента управления интеллектуальным капиталом.
В инновационной экономике почти все составляющие предпринимательских структур являются переменными, в том числе финансовая устойчивость, появление новых конкурентов, инновации, новые виды конкурентных преимуществ, политический климат, смена собственников, реструктуризация, и в условиях жесткой конкуренции, а также в условиях кризиса возможны положительные и отрица-
технологии управления _ *— -
важнейшим
способом
повышения
креативности
„персонала является
_использование
_мотивации
тельные изменения как во внешней среде, так и во внутренней. С точки зрения системного подхода возможны следующие виды реакции:
• положительная обратная связь - заключается в активной реакции на изменения: восприятие новшеств в свою культуру, переобучение и адаптация, смена технологий, изменение иерархической структуры в соответствии с требованиями рынка, информационный обмен с участниками рынка, коррекция структуры активов и пассивов, которая в итоге ведет к постоянному развитию.
• отрицательная обратная связь - заключается в стремлении компенсировать изменения, введение режима экономии, отрицание чужого опыта, сокращение ассортимента, введение
аможенных барьеров, отказ от сотрудничест-торые приводит к стагнации. ловиях инновационного предпринима-ства, при реализации креативного пути развития организации, выбирается положительная обратная связь, при отсутствии креативных элементов в управлении или в случае недостатка ресурсов, навыков реализации инновационных процессов выбирается отрицательная обратная связь.
Важнейшим способом повышения креативности персонала является использование мотивации. С нашей точки зрения, можно выделить два типа креативности с точки зрения предпринимателя: продуктивная и непродуктивная. На рис. 2 представлена модель мотивации продуктивной и непродуктивной креативности, которая является реакцией на выбранные методы мотивации. Данная модель позволяет прогнозировать реакцию персонала на различные способы мотивации. Продуктивная креативность основана на положительной мотивации (поощрение инициативы (материальное и нематериальное), предоставление необходимых ресурсов, поощрение общения, тренинги, кооперация подразделений) и проявляется в виде самореализации, повышении потребностей, активизации трудового процесса, прироста знаний, умений, разработки новых идей, конструкций.
тная экономика, 2009, № 10
Отрицательная мотивация:
1)ограничение ресурсов (время,
заработная плата, материалы, помещение, инструменты);
2)ограничение общения;
3) штрафы.
Самореализация Повышение потребностей Активизация трудового процесса, прирост знаний, умений, разработка новых идей, конструкций
Продуктивная креативность
КРЕАТИВНОСТЬ
Непродуктивная креативность
Отрицательная обратная связь
Положительная обратная связь
Положительная мотивация:
1) поощрение инициативы (материальное и нематериальное);
2) предоставление необходимых ресурсов;
3) поощрение общения, тренинги, кооперация подразделений.
Сохранение текущего уровня потребностей Компенсация негативного влияния с помощью нарушений режима работы Решение задач, в случае если давление отрицательной мотивации достаточно сильно
Рис. 2. Модель мотивации продуктивной и непродуктивной креативности (составлено автором)
Продуктивная креативность является положительной обратной связью при воздействии положительной мотивации на персонал и связана с самореализацией и повышением уровня потребностей в соответствии с пирамидой А.Маслоу.
Непродуктивная креативность проявляется при воздействии отрицательной мотивации (ограничение ресурсов (время, заработная плата, материалы, помещение, инструменты), ограничение общения, штрафы) и проявляется в виде стремления работника сохранить текущий уровень потребностей, компенсировать негативное влияние с помощью нарушений режима работы. Если давление отрицательной мотивации достаточно сильно, то работник может решить поставленную задачу для того, чтобы уменьшить негативную мотивацию.
Ключевые слова:
креативность
персонала,
внутри-
организационное поведение
технологии управления
вления
_1 С
_целесообразно
_проводить
_социологические
опросы, выявлять
_факторы,
_тормозящие
_креативность
Непродуктивная креативность является отрицательной обратной связью при воздействии на персонал.
Представленная модель позволяет выделять взаимосвязи, влияющие на креативность и способствовать повышению эффективности проводимых мероприятий. Для выявления обратных положительных и отрицательных связей целесообразно проводить социологические опросы, выявлять факторы, тормозящие креативность, например, излишний бюрократизм, трудность реализации идей, недостаток ресурсов.
С нашей точки зрения, креативность должна являться частью внутриорганизационного поведения предпринимательских структур, способствуя повышению эффективности работы организации. Использование предложенной модели позволит управлять внут-риорганизационным поведением в условиях нестабильной экономической ситуации и будет содействовать реализации инновационных решений.
Литература
1. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. - М. : Традиция: Академический проект, 2004. - 559 с.
2. Насибян С.С. Подходы к управлению интеллектуально-креативных ресурсов банковских организаций // Российское предпринимательство.- 2006. - №11.
3. Senge, P.M., Roberts, C., Ross, R.B., Smith, B.J. and Kleinter, A. (1994 ), „The Fifth Discipline Fieldbook: Strategies and Tools for Building a Learning Organization", Doubleday, New York, NY.
юмика, 2009, № 10