Научная статья на тему 'Развитие креативности персонала в предпринимательских структурах на основе внутриорганизационного поведения'

Развитие креативности персонала в предпринимательских структурах на основе внутриорганизационного поведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ ПЕРСОНАЛА / ВНУТРИ-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / PERSONNEL CREATIVITY / INTRAORGANIZATIONAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гузева Е.

В статье рассматриваются вопросы изменения внутриорганизацион-ного поведения, способствующие развитию креативности персонала, подходы к исследованию и мотивации креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the questions of intraorganizational behaviour changes promoting the development of the personnel creativity. Approaches to the examination of creativity and motivation are also presented in the article

Текст научной работы на тему «Развитие креативности персонала в предпринимательских структурах на основе внутриорганизационного поведения»

креативность в массы!

развитие креативности персонала в предпринимательских структурах на основе

внутриорганизационного поведения

В настоящее время в развитых странах наблюдается переход к новой экономике, что привело к пристальному изучению факторов, влияющих на развитие организаций, в том числе и внутриорганизационному поведению, которое определяет взаимоотношения в компании и способы управления знаниями

и человеческими ресурсами.

С нашей точки зрения, внутриорганиза-ционное поведение является элементом конкурентоспособности высокого уровня и обладает направленными на повышение креативности функциями:

- интеграции и улучшения коммуникаций, что способствует введению деятельности различных подразделений при работе над проектом в условиях плоской организационной структуры;

- сохранения системных свойств предпринимательских структур при соблюдении привил и ритуалов, предписываемых организационной культурой;

- передачи знаний и компетенций, это реализуется непосредственно в общении, а также при создании внутренних документов.

Для того чтобы быть конкурентоспособными в современных условиях организациям необходимо рационально использовать внутренние ресурсы, прежде всего, персонал. Сегодня недостаточно организовать только взаимодействие людей и технологий, нужно организовать инновационные процессы, направленные на использования знаний, и на этой основе повышать конкурентоспособность организации.

Гузева Е.М.

аспирантка

факультета

экономики

и управления,

Волгоградский

государственный

педагогический

университет,

зам. начальника

Управления

корпоративного

бизнеса, банк

«Возрождение»

[email protected]

технологии управления

Сегодня креативности уделяется приоритетное внимание - при оценке качеств работника, она определяет его возможный будущий вклад в общее дело, и на некоторых видах работ рассматривается как часть компетенции персонала. Кроме этого, креативность сотрудников является сегодня одним из важнейших конкурентных преимуществ организации, так как в условиях новой экономики происходит переход к управлению знаниями, а новые знания основаны на новых идеях. В этих условиях становится необходимым развитие системы генерации знаний в каждой компании, которая способствовала бы поиску новых решений, синтезу идей и активизации инновационной деятельности, это можно реализовать с помощью формирования внут-риорганизационного поведения на основе поощрения креативности персонала. Данный сточник конкурентных преимуществ имеет неограниченные возможности, но в то же время чрезвычайно нестабилен, трудно реализуем и недостаточно изучен. Феномен креативности интересовал и будет интересовать многих ученых, поскольку он является частью мышления и также результатом взаимодействия мотивов и стимулов, появляется в физиологических и психических процессах. Если раньше креативность рассматривалась как способ саморазвития человека, то в последнее время внимание уделяется прикладному аспекту проблемы: как использовать креативность на благо предпринимателей, для того чтобы каковы должны быть условия труда, способы

быть конкуренто- мотивации, отношения между работниками,

способными кроме того, как анализировать и использовать

в современных результаты интеллектуальной деятельности

_условиях работников? [1,2,3]

организациям Исследование креативности прошло ряд эта-

необходимо пов, которые можно представить следующим

рационально образом на рис. 1.

использовать Креативность персонала в этих условиях опре-

внутренние деляется возможностью использовать интел-

ресурсы, лектуальный капитал и получать результат в

прежде всего, виде нового продукта, процесса, услуги (инно-

персонал вации).

-

ивная экономика, 2009, № 10

Рис. 1. Этапы накопления знаний о креативности (составлено автором)

Исследуя информацию о состоянии креативности в предпринимательских структурах, мы пришли к выводу, что им характерны общие проблемы:

• отсутствие системы тренингов по развитию креативности;

• трудности по реализации интересных предложений и инноваций;

• сложности по взаимодействию стратегии и креативных команд;

• отсутствие опыта работы в рамках самообучающихся организаций;

• отсутствие привычки делится опытом и ноу-хау (в условиях кризиса).

Перечисленные проблемы нуждаются в решении с помощью изменения внутриоргани-зационного поведения и включения в него компонента управления интеллектуальным капиталом.

В инновационной экономике почти все составляющие предпринимательских структур являются переменными, в том числе финансовая устойчивость, появление новых конкурентов, инновации, новые виды конкурентных преимуществ, политический климат, смена собственников, реструктуризация, и в условиях жесткой конкуренции, а также в условиях кризиса возможны положительные и отрица-

технологии управления _ *— -

важнейшим

способом

повышения

креативности

„персонала является

_использование

_мотивации

тельные изменения как во внешней среде, так и во внутренней. С точки зрения системного подхода возможны следующие виды реакции:

• положительная обратная связь - заключается в активной реакции на изменения: восприятие новшеств в свою культуру, переобучение и адаптация, смена технологий, изменение иерархической структуры в соответствии с требованиями рынка, информационный обмен с участниками рынка, коррекция структуры активов и пассивов, которая в итоге ведет к постоянному развитию.

• отрицательная обратная связь - заключается в стремлении компенсировать изменения, введение режима экономии, отрицание чужого опыта, сокращение ассортимента, введение

аможенных барьеров, отказ от сотрудничест-торые приводит к стагнации. ловиях инновационного предпринима-ства, при реализации креативного пути развития организации, выбирается положительная обратная связь, при отсутствии креативных элементов в управлении или в случае недостатка ресурсов, навыков реализации инновационных процессов выбирается отрицательная обратная связь.

Важнейшим способом повышения креативности персонала является использование мотивации. С нашей точки зрения, можно выделить два типа креативности с точки зрения предпринимателя: продуктивная и непродуктивная. На рис. 2 представлена модель мотивации продуктивной и непродуктивной креативности, которая является реакцией на выбранные методы мотивации. Данная модель позволяет прогнозировать реакцию персонала на различные способы мотивации. Продуктивная креативность основана на положительной мотивации (поощрение инициативы (материальное и нематериальное), предоставление необходимых ресурсов, поощрение общения, тренинги, кооперация подразделений) и проявляется в виде самореализации, повышении потребностей, активизации трудового процесса, прироста знаний, умений, разработки новых идей, конструкций.

тная экономика, 2009, № 10

Отрицательная мотивация:

1)ограничение ресурсов (время,

заработная плата, материалы, помещение, инструменты);

2)ограничение общения;

3) штрафы.

Самореализация Повышение потребностей Активизация трудового процесса, прирост знаний, умений, разработка новых идей, конструкций

Продуктивная креативность

КРЕАТИВНОСТЬ

Непродуктивная креативность

Отрицательная обратная связь

Положительная обратная связь

Положительная мотивация:

1) поощрение инициативы (материальное и нематериальное);

2) предоставление необходимых ресурсов;

3) поощрение общения, тренинги, кооперация подразделений.

Сохранение текущего уровня потребностей Компенсация негативного влияния с помощью нарушений режима работы Решение задач, в случае если давление отрицательной мотивации достаточно сильно

Рис. 2. Модель мотивации продуктивной и непродуктивной креативности (составлено автором)

Продуктивная креативность является положительной обратной связью при воздействии положительной мотивации на персонал и связана с самореализацией и повышением уровня потребностей в соответствии с пирамидой А.Маслоу.

Непродуктивная креативность проявляется при воздействии отрицательной мотивации (ограничение ресурсов (время, заработная плата, материалы, помещение, инструменты), ограничение общения, штрафы) и проявляется в виде стремления работника сохранить текущий уровень потребностей, компенсировать негативное влияние с помощью нарушений режима работы. Если давление отрицательной мотивации достаточно сильно, то работник может решить поставленную задачу для того, чтобы уменьшить негативную мотивацию.

Ключевые слова:

креативность

персонала,

внутри-

организационное поведение

технологии управления

вления

_1 С

_целесообразно

_проводить

_социологические

опросы, выявлять

_факторы,

_тормозящие

_креативность

Непродуктивная креативность является отрицательной обратной связью при воздействии на персонал.

Представленная модель позволяет выделять взаимосвязи, влияющие на креативность и способствовать повышению эффективности проводимых мероприятий. Для выявления обратных положительных и отрицательных связей целесообразно проводить социологические опросы, выявлять факторы, тормозящие креативность, например, излишний бюрократизм, трудность реализации идей, недостаток ресурсов.

С нашей точки зрения, креативность должна являться частью внутриорганизационного поведения предпринимательских структур, способствуя повышению эффективности работы организации. Использование предложенной модели позволит управлять внут-риорганизационным поведением в условиях нестабильной экономической ситуации и будет содействовать реализации инновационных решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. - М. : Традиция: Академический проект, 2004. - 559 с.

2. Насибян С.С. Подходы к управлению интеллектуально-креативных ресурсов банковских организаций // Российское предпринимательство.- 2006. - №11.

3. Senge, P.M., Roberts, C., Ross, R.B., Smith, B.J. and Kleinter, A. (1994 ), „The Fifth Discipline Fieldbook: Strategies and Tools for Building a Learning Organization", Doubleday, New York, NY.

юмика, 2009, № 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.