Научная статья на тему 'Использование в речевом поведении языковых средств выражения интеллектуальных эмоций'

Использование в речевом поведении языковых средств выражения интеллектуальных эмоций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
723
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ / УЧАСТНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ / УЧЕБНО-НАУЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Дина Владимировна

Статья посвящена проблеме использования в речевом поведении будущего учителя языковых средств выражения и активизации эмоционально-интеллектуальных состояний участников педагогического дискурса. Представлен комплекс языковых средств, оптимизирующих процесс учебно-научного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование в речевом поведении языковых средств выражения интеллектуальных эмоций»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 37.03

Д. В. Макарова

Использование в речевом поведении языковых средств выражения интеллектуальных эмоций

Как активизировать

эмоционально-интеллектуальные состояния участников педагогического дискурса?

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования в речевом поведении будущего учителя языковых средств выражения и активизации эмоционально-интеллектуальных состояний участников педагогического дискурса. Представлен комплекс языковых средств, оптимизирующих процесс учебно-научного взаимодействия.

Ключевые слова: речевое поведение учителя, участники педагогического дискурса, эмоционально-интеллектуальные состояния, языковые средства активизации, учебно-научное взаимодействие.

Известно, что эмоции истолковываются учеными как психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения отношения человека к себе и окружающему миру. Положительные эмоции связаны с удовлетворением потребностей организма, отрицательные - с отсутствием такого удовлетворения.

В контексте вербализации эмоциональных состояний участников интеллектуального взаимодействия принципиальным становится мнение ученых о необходимости подчинения эмоций мыслительной деятельности. В этом случае эмоции выступают в качестве пусковых механизмов когнитивных процессов, поскольку смыслом человеческого существования должна быть именно познавательно-интеллектуальная деятельность. То есть, попадая в образовательное пространство в раннем детстве, человек продолжает осваивать его всю жизнь, если понимать образование как знакомство с фактами и овладение теориями, как накопление материала (Я. Рей-ковский, К. И. Изард, И. А. Васильев и др.).

В образовательном процессе, насыщаясь интеллектуальным смыслом, эмоции становятся специфическими переживаниями, окрашивающими мыслительную деятельность человека.

Недостаток эмоционально-образного аспекта учебно-научного взаимодействия ведет к затруднению восприятия учениками новых и актуализации известных знаний. Это подтверждено результатами многих психологических исследований (П. Куттер, М. Н. Скаткин, Н. П. Фетискин, И. А. Шурыгина, А. Я. Чебыкин), в которых говорится о дефиците эмоциональности в процессе обучения и утверждается тем самым необходимость положительного эмоционального фона.

Ученые особо выделяют интеллектуальные эмоции, стимулирующие усвоение информации: интерес, удив-

ление, эмоция догадки, чувство юмора, чувство уверен-ности/неуверенности (И. А. Васильев, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин, Г. И. Щукина, Е. П. Яковлева и др.). Доказано, что полученные учениками эмоционально-интеллектуальные стимулы приводят в движение сложнейшие психологические связи. Восприятие информации на чувственно-интеллектуальном уровне оптимизирует обучение, повышает его результативность и эффективность.

Однако в школьной практике роль эмоций в сфере учения недооценивается, в учебном процессе «нередко мало пищи для положительных эмоций, а иногда создаются отрицательные эмоции - скука, страх и т. д.» [2, с. 13].

Такая ситуация приводит к «засыпанию» эмоциональных сигналов в сознании ученика и, следовательно, к снижению уровня эмоционального благополучия школьников, их здорового детского любопытства и творческого потенциала. «На уроках преобладает отчужденный стиль общения педагога с детьми, «безличный» подход к учащимся...» [3, с. 65].

Одним из путей оптимизации учебно-педагогического взаимодействия является формирование эмоциональной грамотности учителя, обнаруживающейся в речевом поведении и обеспечивающей эффективность восприятия и усвоения учебной информации в ходе педагогического дискурса.

В педагогическом дискурсе, понимаемом нами как поле эмоционально-интеллектуального взаимодействия учителя и ученика, выражаемого в речи, вербальная актуализация интеллектуальных эмоций становится неотъемлемой составляющей при передаче и усвоении учебной информации.

Итак, сфера эмоционального в педагогическом дискурсе относится в первую очередь к речи, но средства выражения эмоций, в частности интеллектуальных, естественным образом представлены в системе языка. «Экспрессия в речи - это эмоциональная насыщенность, проявляющаяся либо непосредственно (в междометиях, интонации, лексике), либо опосредованно, как усиление основных значений и их эмоциональная оценка» [4, с. 178-179].

Русский язык располагает значительным числом экспрессивно отмеченных грамматических моделей.

Эмоциональность речи учителя в дискурсионном пространстве наряду с оценочностью, образностью, интенсивностью призвана воздействовать на восприятие и усвоение адресатом учебной информации, вызывая при этом определенную эмоционально-интеллектуальную реакцию.

Различаются языковые средства, выражающие эмоции, и языковые средства, описывающие их. Средствами описания эмоций на лексико-семантическом уровне являются слова, которые вызывают какое-либо чувство - эмоцию (сочувствие, страх, радость, гнев, удивление и т. п.).

Средствами выражения интеллектуальных эмоций могут быть как лексико-семантические, так и словообразовательные, морфологические и синтаксические единицы. Эмоциональность речи на фонетическом уровне передается, как правило, при помощи интонации (см. таблицу) [1].

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

45

Инновации в образовательных учреждениях

Языковые средства выражения интеллектуальных эмоций

Лексический уровень Грамматический уровень

лексика словообразование и морфология синтаксис

1. Слова, называющие эмоции. 2. Эмоционально окрашенная лексика. 3. Фразеологические единицы 1. Суффиксальные модели эмоционально-интеллектуальной окраски. 2. Степени сравнения прилагательных и наречий, содержащие эмоционально-интеллектуальную оценку различной степени интенсивности. 3. Частицы. 4. Междометия 1. Эмотивные предложения. 2. Вводные слова и сочетания. 3. Предложения, описывающие различного рода эмоционально-интеллектуальные переживания. 4. Предложения с обозначением совместного действия. 5. Фигуры речи (риторический вопрос, риторическое восклицание, риторические повторы, сравнение, метафора, эпитет, антитеза, градация, инверсия и т. д.)

Приведенные в таблице данные несколько схематизированы и условны, поскольку в контексте объяснительной речи - на этапе предъявления информации - учитель использует любое языковое средство для пробуждения у учащихся интереса, удивления, стимулирования сомнения и состояния инсайта (догадки), формирования чувства уверенности в своих интеллектуальных возможностях и силах.

Зачастую педагог в своей практике интуитивно использует названные языковые средства. Однако для усиления эффективности эмоционально-интеллектуального воздействия на адресата необходимо их целенаправленное, осмысленное применение.

Проиллюстрируем способы языкового выражения и активизации интеллектуальных эмоций в педагогическом дискурсе учебного предмета примерами изучения в начальной школе отдельных тем по русскому языку.

Итак, на лексическом уровне используются слова, прямо маркирующие эмоции.

Тема. Смыслоразличительная роль мягкого знака в существительных:

«...Вот видите, какой интерес вызвал у вас с виду незаметный, но, оказывается, такой важный знак! Теперь не перепутаете банку и баньку...».

Тема. Лексическое значение слова.

«.Сегодня мы проведем коротенький урок. биологии. Я вижу удивление в ваших глазах. Но сейчас вам все станет понятно.».

Тема. Проверяемые безударные гласные в корне слова:

«.И сейчас, ребята, вы сомневаетесь, как проверить слово лепить?».

Тема. Двойные согласные в корне слова.

«.Ваша догадка, дети, верна: в словах аллея, хоккей, ванна есть двойные согласные. Такие слова надо запоминать, проверять себя по словарю.».

Тема. Корень слова.

«. Вот сейчас у меня есть уверенность в том, что вы запомнили самое важное: корень - это часть слова, которая выражает главное в слове, в его значении.».

Эмоционально окрашенная лексика связана с уровнем словообразования - эмоциональность речи учителя, актуализирующая соответствующие интеллектуальные состояния учеников, выражается стилистически окрашенными аффиксами: ень, -оньк, -ечк, -очк, -ик, -чик, -к, -ушк, -ишк, -ец, -иц и др. Например: «.да, трудный вопросик, ребятки (сомнение)»; «.

вспоминайте правило, у вас же головушки светлые (уверенность+оценка)»; «.и сегодня я расскажу вам о двух братцах - твердом и мягком знаках (интерес)».

Актуализаторами эмоционально-интеллектуальных состояний на лексическом уровне являются фразеологические единицы, маркирующие важные элементы текста объяснения, возбуждающие мыслительную деятельность учащихся посредством создания эмоциогенных ситуаций.

Тема. Из каких звуков «сделаны» слова.

«Ребята, а вы заметили. куда ни бросишь взгляд (интерес) - везде вещи и предметы, которые сделаны из какого-нибудь материала. А вам никогда не приходил в голову вопрос (сомнение): из какого материала «сделаны» слова.? Ну-ка, раскиньте-ка умом (сомнение), подумайте, из чего же «сделаны» слова, которые мы произносим?

...И на самом деле (догадка), вы верно догадались - слова рождаются из звуков человеческой речи.».

На морфологическом уровне для формирования интеллектуального чувства уверенности в учениках при учебно-научном взаимодействии учитель часто использует степени сравнения прилагательных и наречий, содержащие эмоционально-интеллектуальную оценку различной интенсивности.

Тема. Имя существительное.

«.Итак, ребята, вы, наверняка, запомнили, что слова в нашем языке, к которым можно задать вопросы «кто?» или «что?», являются . (ответы детей).

Правильно, они называются существительными».

Тема. Род имен прилагательных.

«.Замечательный пример привел Илья! Любимое занятие приносит много радости. Хорошо рассуждает, устанавливает связь - занятие какое? любимое. Прилагательное любимое относится с существительному среднего рода занятие, значит, прилагательное любимое среднего рода.».

Для выражения эмоций в педагогическом дискурсе используется и класс слов, не имеющих предметнопонятийного значения, но передающих эмоции, - междометия ах, ох, ой, ай, ого, ух и т. п. Диапазон эмоций, и, в частности, интеллектуальных, выражаемых междометиями, чрезвычайно широк: досада, радость, удивление, догадка и пр.

Дискурсивные маркеры, к которым относятся междометия, используемые в учебно-научном диалоге, могут одновременно выполнять несколько различных функций: маркировать приятие адресантом роли слу-

46

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

Инновации в образовательных учреждениях

шающего, ориентацию его восклицания на предшествующее высказывание и восприятие содержания этого высказывания как новой и необычной информации.

«...Ого/ Я этого не знал...(удивление)».

«...Ничего себе/ Как интересно/.

(интерес+удивление)».

«Ух ты/ Как здорово получается! (восхищение)»; «Вот/ Нашел! Правильный ответ! (догадка)» и т. д.

Диапазон эмоционально-интеллектуальных состояний участников педагогического дискурса может быть выражен также при помощи некоторых частиц, представляющих собой субъективно-модальные значения эмоционально окрашенного подчеркивания, усиления.

«Вы вроде (неуверенность) тему вчерашнего урока поняли, а ошибок много.».

«.Все задания выполнили. Уж потрудились! (уверенность)».

«...Прямо странно (сомнение), Витя, пишешь «лисок», проверяешь словом «лис»? Просто непонятно (сомнение).».

«.Даже удивительно, ребята, сколько вы всего успели описать! (удивление с положительной окраской)».

«.Приставка, Лена, от корня ничем не отличается?! Ну и ну/ (удивление с отрицательной окраской)».

На уровне синтаксиса эмоционально-интеллектуальные стимулы могут быть выражены при помощи специализированных (эмотивных) предложений, характеризующих не только самих участников педагогического дискурса, но степень их заинтересованности в предмете речи:

«.Костя, слово “дом” не находится в мужском роде, слово дом мужского рода. Что за небрежность/ (удивление+оценка).

«.Все падежные окончания выучили! Вот молодцы так молодцы/ (значение высокой степени одобрения, стимулирующее уверенность).

«.Конечно, ребята, начало четверти. О чем как не об учебе думать/ (уверенность)».

«.А твердый знак, дети, посмотрите, в каких словах он только не скрывается/ (удивление)».

«.Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о том, как будем различать звуки и буквы.(обозначение совместного действия)».

Средствами выражения эмоционально-интеллектуальных реакций учителя на интеллектуальные действия учащихся могут служить вводные слова и словосочетания:

«...Проверила ваши работы и, к удовольствию, должна отметить, что тему вы усвоили (интеллектуальное удовольствие)».

«...К сожалению, Женя, за такой ответ и тройки жалко, увы. (сожаление, неодобрение)».

Заслуживает внимания и рассмотрение некоторых фигур речи в качестве стимуляторов эмоциональной активности школьников в познавательной деятельности, так как они направлены на гармонизацию педагогического дискурса и помогают более эффективному усвоению учебной информации.

Этой цели служат такие приемы, как вопросно-ответный ход, риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза, градация, повтор и т. д.

Вопросно-ответный ход - риторический прием, суть которого заключена в том, что в монологическую ткань объяснения учитель вводит характерную для диалога вопросно-ответную конструкцию (вопрос - ответ) или ее фрагменты, что облегчает и активизирует восприятие информации адресатом, придает речи оттенок непринужденности, разговорности, стимулирует эмоциональную составляющую интеллектуального процесса.

Тема. Правописание ча, ща в корнях слов.

«.Мы знаем, ребята, что мягкий согласный звук часто на письме обозначается буквами е, е, ю, я, например: лес, лен, люк, мяч. Но есть ли такие слова, написание которых не подчиняется этому правилу? Да, есть. Есть такие капризные согласные звуки, которые, превращаясь на письме в буквы, не дружат с буквами я и ю, а разрешают встать после себя только а и у: чаща, щука, прощай, чайник. Догадались, что это за буквы? Конечно/ Это буквы ч и щ.».

В данном фрагменте объяснительной речи учитель использует разновидность вопросно-ответного хода -введение целой вопросно-ответной конструкции с целью создания проблемной ситуации, актуализирующей чувство сомнения и состояния догадки у учеников (вероятно, такой ход применен также для экономии урочного времени).

Используя глагольную конструкцию обозначения совместности действия мы знаем, педагог в своем речевом поведении демонстрирует чувство уверенности в том, что ранее полученные знания адресатом усвоены.

С помощью приема олицетворения в собственно объяснении у адресата речи актививизируется образное представление о лингвистическом явлении, облегчающее процесс его усвоения - правописании ча-, ща-, чу-, щу-, где «капризные согласные ч и щ . превращаясь.не дружат ... а разрешают ... встать после себя».

Предполагаемый эффект объяснения заключен в вопросе, прямо маркирующем прогнозируемую эмоцию догадки учеников: догадались?, и подтверждением правильности этой догадки служит эмоциональное утверждение, актуализирующее чувство уверенности адресата: Конечно! Это буквы «ч» и «щ».

Риторический вопрос - фигура, придающая высказыванию вопросительную форму, которая не требует прямого ответа, помогая учителю структурировать вопросно-ответный ход объяснения, например, в теме «Виды предложений по цели высказывания».

«Что поставим в конце этого предложения? Поставим вопросительный знак. На что указывает вопросительный знак в конце предложения? На то, что это предложение вопросительное».

Риторическое восклицание - фигура эмоционального утверждения или отрицания, служащая для привлечения особого внимания, для побуждения разделить мнение говорящего.

Данный вид риторических фигур часто сопровождает речь учителя, склонного к активному выражению эмоций (и не только положительных).

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

47

Инновации в образовательных учреждениях

Тема. Проверяемые гласные в корне слова.

«...Ох, Игорь! Проверяешь “лепить” словом “липкий”! Ужас!».

Тема. Словарные слова.

«.Ах, как же я рада! Как я боялась, что вы не запомните правописание этих слов! Но в ваших работах почти нет ошибок. Замечательно!»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Антитеза - фигура, состоящая в противопоставлении или сопоставлении контрастных фактов, используется учителем для того, чтобы обозначаемое явление выступало более рельефно на фоне сопоставления, контраста.

Тема. Неопределенная форма глагола.

«.Подумайте, ребята, как напишем глаголы в пословице: Легко подружит..ся, тяжело разлучит.. ся...».

Градация - фигура, в которой каждая последующая часть высказывания становится более насыщенной и впечатляющей.

В объяснительной речи учителя градация как риторическая фигура используется в качестве своеобразной дополнительной маркировки того или иного языкового явления, эмоциональной установки на его запоминание: «.Мы из года в год, из четверти

в четверть, из урока в урок твердим, что глагола “звОнишь” нет, запомните это, пожалуйста.».

Целенаправленное использование языковых средств, активизирующих эмоционально-интеллектуальную активность участников педагогического дискурса и оптимизирующих процесс усвоения школьниками учебной информации, заключается в возможности практического применения представленного выше материала в работе учителя общеобразовательной школы, для совершенствования школьных и вузовских программ формирования коммуникативных умений, на курсах повышения квалификации учителей.

Литература

1. Макарова Д. В. Языковые средства выражения интеллектуальных эмоций в педагогическом дискурсе (дидактический материал) // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 1(58) , с.102 - 110

2. Матюхина М. В. и др. Психология младшего школьника. - М., 1972.

3. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: Мир книги, 2001.

4. Федорова Л. Л. Эмоции в грамматике // Эмоции в языке и речи. - М., 2005. - С. 178-179.

УДК 373

Е.В.Никитина

Пути и формы совместного взаимодействия дошкольного учреждения и начальной школы с родителями

Как наладить взаимодействие педагога с родителями в период подготовки ребенка к школе?

Аннотация: в статье автор определяет необходимость взаимодействия педагога с родителями в период подготовки ребенка к обучению в школе.

Ключевые слова: взаимодействие, совместная деятельность, готовность к школе , режим дня, преемственность, помощь, информационная поддержка, психологическое сопровождение.

Что такое взаимодействие педагога с родителями?

Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. Решений вопроса взаимодействия семьи с образовательным учреждением может быть множество.

Предлагаем структурно-функциональную модель взаимодействия с семьей (с. 49).

Ни одна даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может

существовать вне семьи. Если образовательное учреждение и семья «закрыты» друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Мы считаем, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в образовательном учреждении, а образовательное учреждение будет решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка. Для того чтобы это стало осуществимым, можно использовать следующие формы взаимодействия с семьей;

1. Занятия, целью которых является повышение родительской компетентности в области:

• Индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

• Сфере предлагаемых программой предметов.

2. Программа психологических тренингов.

3. Встречи родителей со специалистами ДОУ «Круглый стол»

4. Совместные праздники, игры (совместное планирование и проведение досугов);

5. Дни открытых дверей

6. Встречи родительской общественности с администрацией детского сада и школы, врачами-специалистами Центра диагностики и консультирования, специалистами городского отдела охраны прав детства.

7. Участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, диспутов, дискуссий по проблемам воспитания детей.

48

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.