Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СХЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОСНОВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ИСЛАМЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СХЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОСНОВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ИСЛАМЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / СХЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ / ПСИХОЛОГИ / КОНФЕССИЯ / ВАХХАБИЗМ / СЕКТА / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Казберов П. Н.

Материалы публикации посвящены крайне актуальной сегодня теме - необходимости психологической профилактики проявлений в обществе идеологии религиозного экстремизма и терроризма. Публикаций статей и различных учебных, методических материалов по данной тематике осуществляется достаточно много, но при этом определяется крайняя актуальность в практических материалах, способствующих решению конкретных прикладных задач в рассматриваемом направлении работы психологов. В данной статье рассматривается авторский методический продукт, разработанный автором статьи, направленный на определение психологом вероятности причастности его клиента к конструктивным либо к радикально настроенным течениям в исламе. Результаты такой идентификации конечно же нуждаются в соответствующей перепроверке исходя из анализа конкретных действий и поступков (их последствий) клиента. Тем не менее использование авторской схемы идентификации основных течений в исламе (места ваххабизма в нем), как показала практика ее использования, способствует эффективному проведению психологической работы по профилактике религиозного экстремизма и терроризма как на психодиагностическом, так и на психокоррекционном этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Казберов П. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICAL USE OF PSYCHOLOGICAL WORK TO PREVENT EXTREMISM AND TERRORISM OF A IDENTIFICATION SCHEME FOR THE MAIN RELIGIOUS MOVEMENTS IN ISLAM

The materials of the publication are dedicated to the extremely topical issue today - the necessity for psychological prevention of ideological manifestations of religious extremism and terrorism in society. Quite a lot of articles and various educational and methodical materials on this topic are published, but at the same time practical materials are extremely relevant, facilitating the solution of specific applied tasks in the given direction of psychological work.This article considers the methodical product, developed by the author of the article, aimed at determination by the psychologist of the probability of involvement of their client in either constructive or radical branches of Islam. The results of such identification, of course, need to be cross-examined based on the analysis of specific actions (their consequences) of the client. Nevertheless, the use of the author’s scheme to identify the main branches of Islam (the place of Wahhabism within it), as the practice of its use has shown, contributes to the effective conduct of psychological work on the prevention of religious extremism and terrorism at both psychodiagnostic and psycho-correctional stages.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СХЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОСНОВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ИСЛАМЕ»

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / LEGAL PSYCHOLOGY AND _SECURITY PSYCHOLOGY_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.122.46

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СХЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОСНОВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ИСЛАМЕ

Научная статья

Казберов П.Н.1 *

1 ORCID : 0000-0003-2233-0230; 1 ФКУ Научно-исследовательский институт ФСИН России, Москва, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (mr.kazberov[at]mail.ru)

Аннотация

Материалы публикации посвящены крайне актуальной сегодня теме - необходимости психологической профилактики проявлений в обществе идеологии религиозного экстремизма и терроризма. Публикаций статей и различных учебных, методических материалов по данной тематике осуществляется достаточно много, но при этом определяется крайняя актуальность в практических материалах, способствующих решению конкретных прикладных задач в рассматриваемом направлении работы психологов.

В данной статье рассматривается авторский методический продукт, разработанный автором статьи, направленный на определение психологом вероятности причастности его клиента к конструктивным либо к радикально настроенным течениям в исламе. Результаты такой идентификации конечно же нуждаются в соответствующей перепроверке исходя из анализа конкретных действий и поступков (их последствий) клиента. Тем не менее использование авторской схемы идентификации основных течений в исламе (места ваххабизма в нем), как показала практика ее использования, способствует эффективному проведению психологической работы по профилактике религиозного экстремизма и терроризма как на психодиагностическом, так и на психокоррекционном этапах.

Ключевые слова: психологическая профилактика, экстремизм, терроризм, схема идентификации, психологи, конфессия, ваххабизм, секта, психодиагностика, психокоррекция.

THE PRACTICAL USE OF PSYCHOLOGICAL WORK TO PREVENT EXTREMISM AND TERRORISM OF A IDENTIFICATION SCHEME FOR THE MAIN RELIGIOUS MOVEMENTS IN ISLAM

Research article

Kazberov P.N.1' *

1 ORCID : 0000-0003-2233-0230; 1 Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia., Moscow, Russian Federation

* Corresponding author (mr.kazberov[at]mail.ru)

Abstract

The materials of the publication are dedicated to the extremely topical issue today - the necessity for psychological prevention of ideological manifestations of religious extremism and terrorism in society. Quite a lot of articles and various educational and methodical materials on this topic are published, but at the same time practical materials are extremely relevant, facilitating the solution of specific applied tasks in the given direction of psychological work.

This article considers the methodical product, developed by the author of the article, aimed at determination by the psychologist of the probability of involvement of their client in either constructive or radical branches of Islam. The results of such identification, of course, need to be cross-examined based on the analysis of specific actions (their consequences) of the client. Nevertheless, the use of the author's scheme to identify the main branches of Islam (the place of Wahhabism within it), as the practice of its use has shown, contributes to the effective conduct of psychological work on the prevention of religious extremism and terrorism at both psychodiagnostic and psycho-correctional stages.

Keywords: psychological prevention, extremism, terrorism, identification scheme, psychologists, confessions, Wahhabism, sect, psychodiagnostics, psychocorrection.

Введение

Психологам органов внутренних дел (далее - ПОВД) в процессе своей работы по профилактике распространения идеологии религиозного экстремизма в обществе постоянно приходится сталкиваться с проблемой идентификации различных религиозных конфессий, течений, сект и т.д. [1, С. 112], [3, С. 132], [8, С. 40].

Без рассмотрения теоретических аспектов эволюции религиозных взглядов, складывающихся в целую мировоззренческую систему, сложно объяснить ведущий мотив «религиозного экстремизма» и причины его привлекательности, особенно для той части верующих лиц, которые, как всегда, исходя из самых лучших побуждений, стремятся «улучшить», «усовершенствовать» религию своих предков или, наоборот, возвратиться к «истокам», к «апостольской простоте» и «чистоте нравов».

Методы и принципы исследования

Многолетний практический опыт работы автора публикации с лицами, отбывающими наказание за экстремистские и террористические преступления позволяет заключить ряд выводов. Как правило, самые благие намерения спустя

некоторое время оборачиваются самыми «темными» делами, крайней нетерпимостью не только к иноверцам, но и к приверженцам исходного культа, в чем-то несогласными с «новаторскими» идеями. Рождается секта, которая из-за стремления к самосохранению в силу своей малочисленности, постепенно приобретает черты тоталитарности и стремление к экспансии, привлекая на свою сторону новообращенных сторонников или сочувствующих [5, С. 19]. В своем стремлении привлечь на свою сторону все больше новых членов любая зарождающаяся секта проявляет небывалую активность и крайнюю нетерпимость к инакомыслию. В противном случае ее деятельность быстро заканчивается и уходит в небытие [6, С. 411]. Тоталитарный стиль правления «отцов» любой секты, независимо от теологического направления, и строгое регламентирование всех сторон жизни новообращенных, преследование отступников - становится непременным условием существования такой «новой», единственно «правильной» религии [4, С. 11]. Кругом «враги», которые «погрязли в грехе», «пособники» дьявола», старающиеся помешать «спасению» «истинно верующих» и т.д.

Практикуемые способы вызывания особых психических состояний, вплоть до зрительных иллюзий и галлюцинаций, потусторонних голосов также разнообразны: от длительного голодания, самоистязания в соответствующей обстановке, искусственно созданного режима или тщательно подобранной «диеты», до разнообразных приемов введения в транс, гипноза, в том числе с использованием широко известным психологам милтонской модели воздействия с ее тактовыми повторениями ключевых фраз с последующими подкреплениями [7, С. 19], [10, С. 438]. В истории западного христианства, наряду с формированием многочисленных нищенских монашеских орденов (миноритов, бенедектинцев, францисканцев, доминиканцев и т.д.), призванных нести «свет веры» и осуществлять миссионерскую деятельность, не менее интенсивно размножались многочисленные ереси, часто поддерживаемые и светской властью (альбигонцы, бегарды, адамиты, сатанисты и т.д.).

Большинство из них были безжалостно уничтожены, однако другие, в основе учения которых лежали протестантские мотивы, не только выжили, но и дали новое религиозное христианское направление - протестантизм. В православии процесс формирования сект и ересей в переломные моменты истории шел менее интенсивно, но не менее драматично: раскол, старообрядцы и никоновцы, кроме того, значительное количество мелких сект (поповцы и беспоповцы, ныне немногочисленные иннокентьевцы, молокане, баптисты, субботники, ильинцы, духоборцы, хлысты и т.д.).

Не обошли протестантские тенденции и учение пророка Мухаммеда. В XVIII веке сформировалось и оказалось достаточно устойчивым учение шейха Мухаммеда Абдул Ваххаба в суннитском направлении ислама.

В приведенной авторской схеме обзора идентификации основных течений в исламе (места ваххабизма в нем), разработанной автором статьи на основе обобщения знаний и опыта многолетней психологической работы с экстремистами и террористами, наглядно показано место именно ваххабизма (сами последователи этого учения называют себя салафитами), как одного из наиболее «протестантских» течений в суннизме. Содержание схемы идентификации основных течений в исламе (места ваххабизма в нем) представляет собой схематический обзор развития и сформированности основных течений в исламе, позволяющий специалисту-психологу быстро сориентироваться в этих течениях и оперативно идентифицировать ситуацию с религиозным выбором своего клиента, определив вероятность причастности клиента к конструктивно настроенным течениям в исламе, либо наоборот.

Основные результаты

Зейднзм

- отрицают «скрытого имама», культ святых,

- веротерпимы

Псмаилнты ▼ -

- верят в

переселение душ,

- иносказательная трактовка Корана,

- «мягкое» отношение к обрядности

Друзы

-зороастриискис и

христианские

наслоения;

- значительный

отход от

ортодоксального

ислама

- алавиты. алн-илахи, бехаисты, бекташи и др. направления, значительно отшедшие от ортодоксального ислама

- шиизм признает сунну («священное предание»), но, в отличие от суннизма, ограничивает ее только Мухаммедом и его ближайшими родственниками. Сунниты же ее распространяют и на сподвижников пророка;

- у шиитов существует и свое «священное предание» -ахбар, сильно развит культ святых мучеников (в частности, второй сын халифа Али-Хусссйн);

- у шиитов актуальна вера в «скрытого имама», который вновь появится на земле и восстановит божье царство;

- у суннитов священные города Мекка и Медина в Саудовской Аравии, у шиитов - Наджаф и Кербела (Ирак), где погребены халиф Али и его сын Хуссейн и т.д.

Выводы: 1) Ислам неоднороден, наиболее ортодоксальная и фанатично настроенная часть ислама относительно невелика.

2) Активность и агрессивность фанатично настроенной части ислама противоречит интересам основного исламского мира.

3) Конструктивно настроенные течения в исламе -естественный союзник борьбы с исламским экстремизмом и терроризмом. Следовательно, сотрудничество с исламским духовенством в вопросах исправления осужденных-мусульман, отбывающих наказание за террористическую и экстремистскую деятельность,

Суннизм

Маликигский мазхаб (мазхаб практикуемый ритуал и метод толкования Корана)-консервативное направление.

Ханифитский мазхаб

(либеральное

направление).

Шафиитский мазхаб (допускает сравнительно свободное

толкование Корана и критический анализ предания).

Хаибалитский мазхаб (наиболее ортодоксальная и фанатичная часть мусульманского духовенства и верующих).

ВАХХАБИЗМ

Истоки возникновения ваххабизма исторически связаны с борьбой арабов с турецкими завоевателями в XV1J1 веке. Ваххабиты (как «протсстаискос» течение в суннизме) считают, что между Богом и людьми не должно быть посредников, поэтому не признают мусульманское духовенство, особенно сотрудничающее со светской властью. Борются за строжайшее единобожие, ортодоксальное почитание Корана, за аскетический образ жизни с отказом от достижений цивилизации и т.д.

Тем не менее, является распространенным религиозным течением в Саудовской Аравии, Катаре, частично, в Бахрейне, Кувейте. Привнесено извне в некоторые районы Северного Кавказа РФ.

Рисунок 1 - Схема идентификации основных течений в исламе DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.122.46.1

Примечание: места ваххабизма в нем

Обсуждение

Как видно из этой схемы, идентификации основных течений в исламе (места ваххабизма в нем), ваххабизм исходит из самого ортодоксального метода толкования Корана (ханбалитского мазхаба), его приверженцами являются наиболее фанатично настроенные представители суннитского мусульманского духовенства и верующие [9, С. 163]. При проведенном нами опросе и анонимном анкетировании лиц, осужденных за экстремизм и терроризм, как правило, представителей Северного Кавказа (86 % по нашей выборке), значительная часть из них относит себя к числу убежденно верующих мусульман именно суннитского направления [2, С. 292]. При этом мало кто из них указывал на салафитское вероисповедования. Тем не менее, судя по косвенным данным и высказываниям самих осужденных («посадили за то, что «носил бороду»), следует полагать, что число сторонников учения Ваххаба значительно больше.

Нами установлено, что смысл ваххабитского учения сводится к возврату к «истокам ислама», патриархальной «чистоте» нравов, идеализации представлений о социальной справедливости. Как и многие протестантские течения в других религиозных системах, особенно в начальных стадиях своего развития, ваххабизм предполагает, что между Богом и людьми не должно быть многочисленных, часто ведущих неправедный образ жизни, посредников, отсюда, вероятно, нередкое неприятие даже мусульманского духовенства, особенно сотрудничающего со светской властью. Ортодоксальное почитание Корана, не признающее подлинность его переводов на другие языки (только на арабском языке) позволяет недобросовестным толкователям, например, для вербовки последователей, очень выборочно использовать его тексты, либо трактовать особым образом. Эксплуатация образа «притесняемых», стремления к социальной справедливости, веры в единого и «только единого» Аллаха, обличение «власть предержащих» - все это обычно встречает восторг и понимание «простых» людей, особенно с не сложившейся судьбой, в чем-то обиженных или просто недовольных.

По сути дела, экстремизм действительно является неотъемлемой частью любой мировой религии. В противном случае она просто не смогла бы устояться, стать мировоззренческой опорой миллионов людей. При этом даже если само религиозное учение не предполагает или даже отвергает крайнюю степень взглядов, нетерпимость к инакомыслию, совершение экстремистских поступков, то его апологеты, разумеется, из лучших побуждений, уже ничем себя не сдерживают.

Экстремистская сущность любого религиозного течения отнюдь не случайно стала наиболее активно проявляться именно в ментальной фазе (цивилизации) перехода от язычества, политеизма в единобожие.

Заключение

Поиск основных причин проявлений терроризма и экстремизма только в том или ином религиозном мировоззрении без тщательной оценки сопутствующих, а чаще всего определяющих социальных факторов, с нашей точки зрения, дело малоперспективное. На самом деле, обращение к ваххабизму правящей династии Саудитов было продиктовано стремлением избежать междинастийных войн, так как именно в этом учении «освящалось» право наследования верховной власти только прямыми наследниками пророка Мухаммеда. Кроме того, в период обострения отношениях между турками и арабами для сплочения широких народных масс потребовалось возвращение к «чистой», «первоначальной» религии, очищенной от «чужеродных наслоений».

Тем не менее психологу, проводящему работу по профилактике проявлений религиозного экстремизма и терроризма, следует иметь представление о сути религиозных пристрастий его клиентов. Во-первых, относительно ваххабизма, вероятно, занесенного на Северный Кавказ арабскими боевиками и эмиссарами с Саудовской Аравии, необходимо отметить то, что именно он как идеологическая составляющая приобретает наибольшее значение в процессе подготовке террористов-смертников.

Во-вторых, знание и понимание психологом хотя бы основ религиозного мировоззрения истинно верующего клиента, позволяет вызвать его на откровенность, легче наладить с ним продуктивный контакт, найти общую тему для профилактической беседы, а в итоге раскрыть внутренний конструктивный потенциал личности. В обратном случае, обе стороны так и останутся представителями «разных ментальных цивилизаций», не нашедшими общего языка.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Сообщество рецензентов Международного научно-

исследовательского журнала

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.122.46.2

Conflict of Interest

None declared.

Review

International Research Journal Reviewers Community DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.122.46.2

Список литературы / References

1. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология / А.М. Столяренко - М.: Юнити-Дана, 2001. - 228 c.

2. Doosje В. Determinants of Radicalisation of Islamic Youth in the Netherlands. / В. Doosje // Journal of Social Issues. -2013. - № 3. - p. 39-64.

3. Moghaddam F.M. The Staircase to Terrorism: A Psychological Exploration. / F.M. Moghaddam // American Psychologist. - 2005. - № 60. - p. 161-169.

4. Hogg M. Uncertainty-Identity Theory: Extreme Groups, Radical Behavior, and Authoritarian Leadership. / M. Hogg, J. Adelman // Journal of Social Issues. - 2013. - Vol. 69. - № 3. - p. 436-454. (accessed: 15.08.22).

5. Давыдова Н.В. Значение религиозно-нравственного воспитания как противодействия криминальной и экстремистской оппозиции в местах лишения свободы. / Н.В. Давыдова, С.В. Кулакова // Право и образование. - 2019. - № 2. - c. 111-116.

6. Оганесян С.С. О функциях священнослужителей в уголовно-исполнительной системе России. / С.С. Оганесян // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2021. - № 6. - c. 8-12.

7. Оганесян С.С. Обусловленность законодательных систем цивилизационной ментальностью этносов и народов. / С.С. Оганесян // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2021. - № 7-8 (190191). - c. 18-23.

8. Казберов П.Н. Особенности личности осужденных за преступления террористического и экстремистского характера. / П.Н. Казберов, Б.А. Спасенников, В.В. Тюньков // Всероссийский криминологический журнал. - 2019. -№ 6(13). - c. 921-931. - DOI: 10.17150/2500-4255.2019.13(6).921-931

9. Кулакова С.В. Аспекты психолого-педагогического сопровождения лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. / С.В. Кулакова // Организационное и правовое обеспечение деятельности уголовно-исполнительных инспекций на современном этапе. сборник материалов заочного круглого стола; - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2020. - c. 131-137.

10. Орлов В.В. Ранние признаки склонности несовершеннолетних к участию в движении АУЕ и возможность их использования в профилактической работе. / В.В. Орлов // V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (приуроченный к проведению в 2021 году в российской федерации года науки и технологий). Сборник тезисов выступлений и докладов участников; - Рязань: Академия ФСИН России, 2021. - c. 410-414.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Stolyarenko A.M. Prikladnaya yuridicheskaya psixologiya [Applied Legal Psychology] / A.M. Stolyarenko - M.: Yuniti-Dana, 2001. - 228 p. [in Russian]

2. Doosje В. Determinants of Radicalisation of Islamic Youth in the Netherlands. / В. Doosje // Journal of Social Issues. -2013. - № 3. - p. 39-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Moghaddam F.M. The Staircase to Terrorism: A Psychological Exploration. / F.M. Moghaddam // American Psychologist. - 2005. - № 60. - p. 161-169.

4. Hogg M. Uncertainty-Identity Theory: Extreme Groups, Radical Behavior, and Authoritarian Leadership. / M. Hogg, J. Adelman // Journal of Social Issues. - 2013. - Vol. 69. - № 3. - p. 436-454. (accessed: 15.08.22).

5. Davy'dova N.V. Znachenie religiozno-nravstvennogo vospitaniya kak protivodejstviya kriminal'noj i e'kstremistskoj oppozicii v mestax lisheniya svobody' [The value of religious and moral education as a counteraction to criminal and extremist opposition in places of deprivation of liberty]. / N.V. Davy'dova, S.V. Kulakova // Pravo i obrazovanie [Law and education]. -2019. - № 2. - p. 111-116. [in Russian]

6. Oganesyan S.S. O funkciyax svyashhennosluzhitelej v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossii [On the functions of clergy in the penitentiary system of Russia]. / S.S. Oganesyan // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, e'konomika, upravlenie [Penitentiary system: law, economics, management]. - 2021. - № 6. - p. 8-12. [in Russian]

7. Oganesyan S.S. Obuslovlennost' zakonodatel'ny'x sistem civilizacionnoj mental'nost'yu e'tnosov i narodov [Conditionality of legislative systems by the civilizational mentality of ethnic groups and peoples]. / S.S. Oganesyan // Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy' [Representative power - XXI century: legislation, comments, problems]. - 2021. - № 7-8 (190-191). - p. 18-23. [in Russian]

8. Kazberov P.N. Osobennosti lichnosti osuzhdenny'x za prestupleniya terroristicheskogo i e'kstremistskogo xaraktera [Features of the personality of those convicted of crimes of a terrorist and extremist nature]. / P.N. Kazberov, B.A. Spasennikov, V.V. Tyun'kov // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal [All-Russian Criminological Journal]. - 2019. - № 6(13). - p. 921-931. - DOI: 10.17150/2500-4255.2019.13(6).921-931 [in Russian]

9. Kulakova S.V. Aspekty' psixologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya licz, osuzhdenny'x k nakazaniyam, ne svyazanny'm s lisheniem svobody' [Aspects of psychological and pedagogical support of persons sentenced to punishments not related to deprivation of liberty]. / S.V. Kulakova // In the collection: Organizational and legal support of the activities of penitentiary inspections at the present stage. collection of materials of the correspondence round table; - M.: FKU NII FSIN Rossii, 2020. - p. 131-137. [in Russian]

10. Orlov V.V. Rannie priznaki sklonnosti nesovershennoletnix k uchastiyu v dvizhenii AUE i vozmozhnost' ix ispol'zovaniya v profilakticheskoj rabote [Early signs of juvenile addiction to participate in the AUE movement and the possibility of using them in preventive work]. / V.V. Orlov // In the collection: V International Penitentiary Forum "Crime, Punishment, Correction" (dedicated to the year of science and technology in the Russian Federation in 2021). collection of abstracts of speeches and reports of participants; - Ryazan': Akademiya FSIN Rossii, 2021. - p. 410-414. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.