_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_
объяснялся тем, что одни и те же дела нередко решались одновременно в губернском правлении и в канцелярии губернатора. По свидетельству современников, каждая деловая бумага фиксировалась в шести книгах и переходила из рук в руки около 20 раз, а губернатор подписывал в среднем до 70 документов ежедневно. В канцелярию губернатора поступали указы Правительствующего Сената, журналы заседаний комитетов, комиссий, различная переписка, секретные бумаги, наряды приказов губернатора, формулярные списки о службе чиновников и т. д. Канцелярия уфимского губернатора осуществляла сбор всевозможных статистических сведений, касающихся различных сторон жизни губернии, которые затем представлялись в хозяйственный департамент министерства внутренних дел и центральный статистический комитет. Список использованной литературы:
1. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф.6. Оп.6. ГАОО. Ф.10. Оп.1.
2. Свод законов Российской империи. Свод губернских учреждений. Общее учреждение губернское: Кн.1. М., 1910. Т.2. С.271.
3. Календарь и справочная книжка Уфимской губернии на 1897 год. Уфа, 1898. С.137 - 138.
4. Кантимирова Р. И. Уфимское губернское правление во второй половине XIX века Международный научный журнал «Инновационная наука». Научно-издательский центр «Аэтерна». №5, 2015. С. 41 - 44.
5. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. 9.Оп.1.
6. НА РБ. Ф.11. Оп.1.
© Кантимирова Р.И,2016
УДК 930
Крапоткина Ирина Евгеньевна
канд. ист. наук, доцент Елабужского института КФУ, г. Елабуга, Республика Татарстан, РФ E-mail: ikrapotkina@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНЫХ ИСТОЧНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ*
Аннотация
Статья характеризует развитие такого направления современных исторических исследований, как устная история. Автор показывает значимость использования устных исторических источников, выявляет специфику данных материалов. Особое внимание уделено связи устных источников с возможностью самоидентификации личности.
Ключевые слова
Устная история, устные исторические источники, междисциплинарный подход, российские немцы, беседа, интервью.
Все события, происходящие в обществе, находят непосредственное отражение в истории. Задача исследователя-историка - объективно интерпретировать факты, анализировать события и явления социально-экономической, общественно-политической, культурной и духовной жизни. К настоящему времени происходит переосмысление теоретических концепций, модифицируются методологические основы исторической науки. На первый план вышли проблемы междисциплинарного характера. Исследователи пересматривают и обновляют сложившиеся концепции, ориентируясь на современные достижения исторической науки.
* Статья выполнена в рамках реализации гранта РГНФ по проекту №15-04-00011 «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации».
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_
В междисциплинарных исследованиях историки отдают предпочтение культурологическому подходу, определяя его суть как включение историографического знания в контекст сложившегося типа эпохи во всех его проявлениях: умонастроение общества, психологическая среда, менталитет, стиль мышления, литература, язык [1, с. 223].
Понимание происходивших и происходящих исторических процессов выступает методом познания, который выражается как «вчувствование», «вживание», «погружение» в эпоху. В свою очередь, «вчувствование» сводиться к высказываниям, имеющим доказательную силу. Высказывания о чувствах и переживаниях обладают фактической значимостью. Понять - значит максимально полно представить и интерпретировать исторические факты, попытаться воссоздать некогда происходившие события и явления.
В качестве примера можно привести те научные темы, которые стали актуальными для исследователей в последнее время - это социокультурная среда, повседневная жизнь человека, восприятие народонаселением мировых и локальных конфликтов, ценностные ориентиры общества и т.п. Изучение данных научных проблем позволяет показать, какие новые подходы применяют учёные к анализу исторических процессов, каким образом они могут повлиять на процессы современности. На первый план выходит понимание сущности новейших методологических подходов, выработанных разными историографическими школами.
Исторические источники, в частности, устные свидетельства, раскрывают всё многообразие и многогранность исторического процесса. Благодаря способности «вчувствования» со стороны исследователя в определённую ситуацию, источник позволяет определить историческую реальность во времени и в пространстве, помогает выявить специфику реальности, показать её закономерность и уникальность. Российский историк-востоковед Е.В. Рашковский отметил, что смысл истории связан «с готовностью встретить и осознать сопричастный происходящему через нас историческому времени опыт ..., который может быть пережит и в минуты невзгод, и бездны мрачной на краю, и в минуты любви и самоотдачи, и в минуты творческого самоуглубления» [2, с. 5-6].
Особое внимание современными исследователями уделяется новому прочтению исторических источников, большое значение приобретают устные свидетельства. Один из надёжных источников, позволяющий запечатлеть свидетельства очевидца или непосредственного участника исторических событий - это беседа или интервью. Использование и накопление устных источников способствует развитию такого направления современных исторических исследований, как устная история (oral history).
В рамках реализации исследовательского проекта «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации» ведётся запись бесед с потомками российских немцев, проживающих в Поволжье. Филологи и историки стремятся выявить, насколько потомки русских немцев сумели сохранить собственную идентичность, язык и культуру, каким образом они позиционируют себя в социокультурной реальности.
Идентификация человеком себя и презентация себя другим являются важнейшими условиями коммуникации и совместной деятельности людей. Исследователи обнаруживают, что всё большее число людей в настоящее время испытывают затруднения процесса самоидентификации [3, с. 37].
Общаясь с человеком, мы узнаём о событиях, прошедших десятилетия назад. То, как говорят потомки российских немцев, какие речевые обороты используют, какими терминами оперируют, - всё это следы эпохи предыдущих поколений. Потомки российских немцев, приехавшие осваивать российское пространство во второй половине XVIII в., в настоящее время стали носителями уходящей культуры. Поэтому устные свидетельства являются необходимым источником для изучения истории конкретных людей и целых народов с их опытом и характером поведения, обусловленными многовековыми традициями и культурой.
То, что говорят представители народа о себе, является важнейшим историческим источником. При этом важно не столько зафиксировать информацию, предоставленную информантом, сколько услышать, как говорят носители языка [4, с. 25]. Интерпретируя устный источник, исследователь может дать ту трактовку, какую сумел прочувствовать, насколько глубоко смог понять эпоху и её героев, уловить их настроение. Возросшее внимание историков к фактам, которые могут дать свидетельства простых людей, чей жизненный опыт в большинстве своём не был представлен в письменных источниках, даёт возможность показать
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_
историю «снизу», так, как её видят и чувствуют представители разных социальных групп, профессий, религий, этнической и национальной принадлежности. Свидетельства простых людей позволяют показать субъективный мир человека, его индивидуальные образы тех исторических фактов и событий, с которыми ему пришлось столкнуться в силу определённых обстоятельств, той исторической реальности, в которую он был погружён. Английский историк П. Томпсон отмечает: «С помощью устной истории мы узнаём людей такими, какими они сами представляют себя, мы видим вещи (конкретные предметы, события, места) через внутреннее мировосприятие каждого человека как непосредственного участника исторического процесса» [5, с. 20].
Привлекая для исследования устные исторические источники, мы можем показать, каким образом шло формирование индивидуальной, коллективной и общенародной исторической памяти. Стремление человека сохранить память о себе для последующих поколений - это важнейшая социокультурная функция истории. Именно её позволяют реализовать устные исторические источники.
Как сумели представители российских немцев передать своим потомкам знание, накопленное поколениями? Ответ на этот вопрос кроется, прежде всего, в устной традиции семейной истории. Интерпретация беседы и интервью, взятые у участника или свидетеля исторических событий, наблюдение за его поведением предают внутренний мир человека, выявляют его ценности, стереотипы, показывают страхи и надежды, что в целом позволяет найти ответы на вопросы об особенностях мировоззрения человека.
Таким образом, современная историческая наука вышла на качественно новый уровень теоретического и методологического переосмысления фактического материала. Стимулом к возникновению новых направлений исторических исследований является изучение опыта, накопленного современниками, разнообразие методов и приёмов научного познания, междисциплинарный синтез. Открываются новые темы и сюжеты, ширится интерес к преимущественно частным историческим «микромирам», «малым областям», в центре которых стоит отдельный человек или представители отдельной группы населения, и всё, что их окружает. Устная история позволяет раскрыть всю глубину историко-культурных и социокультурных явлений и процессов, затрагивающих отдельного человека и общество в целом. Устные источники и свидетельства, как явления истории и культуры, позволяют осуществить самоидентификацию целой народности, в нашем случае российских немцев. Список использованной литературы:
1. Современная историография новейшей истории России и истории СССР / Под ред. В.И. Меньковского. -Минск, 2007. - 232 с.
2. Рашковский Е.Б. Профессия - историограф: Материалы к истории российской мысли и культуры XX столетия. - Новосибирск, 2001. - 250 с.
3. Лысак И.В. Особенности самоидентификации человека в условиях современного общества // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - №6. - С. 37-42.
4. Богданов В. От Геродота до Интернета. - М., 2014. - 208 с.
5. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история / Пер. с англ. - М., 2003. - 368 с.
© Крапоткина И.Е., 2016
УДК 94 (477)
Лысяков Олег Азаматович
старший преподаватель кафедры филологии и социально-гуманитарных дисциплин, АНО «ООВО» «Университет экономики и Управления», г. Симферополь, РФ
E-mail: filologiasoc-hum@mail.ru
ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ЧАСТИ КРАСНОЙ АРМИИ В ОБОРОНЕ СЕВАСТОПОЛЯ: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (1941-1942 гг.)
Аннотация
В статье проанализирована роль военно-строительных и инженерных частей Красной Армии в