Педагогикалык гылым жэне практика
УДК 373.2.02 ГРНТИ 14.23.09
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Андатпа
Сейлеу ар;ылы бала тутас жэне жан-жа;ты да-миды, ейткеш сейлеу ;арым-к;атынастын Heri3ri ;уралы болып табылады. Ауызша халы; шыгар-машылыгыньщ тэрбиелiк, танымды; жэне эсте-тикалы; манызы ете зор, ейткенi ол баланын ;оршаган шынды; туралы бШмш кенейтедi, ана тiлiнiн керкемдiк формасын, эуенiн жэне ритмiн нэзiк сезшу ;абыетш дамытады.
Аннотация
Благодаря речи ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что речь является основным средством общения. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение устного народного творчества огромно, так как оно расширяет g знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художе-
о ственную форму, мелодику и ритм родного языка.
§
из
2 Annotation
-д
ш Thanks to speech the child develops holistically and g comprehensively, because speech is the main means
CL,
of communication. The educational, cognitive, and s aesthetic significance of oral folk art is enormous, since
Ш
Ы
^ it expands the child's knowledge of the environment,
y
s develops the ability to subtly feel the artistic form,
¡2 melody, and rhythm of the native language.
o
o Ew
Речь - это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Именно бла-
к
ш
§ годаря речи ребенок развивается целостно и все-
Ф сторонне, потому что она является основным
о средством общения. При недостатке общения речь
^ ребенка не развивается, он может вырасти замкнутым. Огромное значение на развитие речи ребенка
Луковенко Т. Г.,
педагог-модератор, ясли-сад №16, г. Костанай
Негiзгi свздер: сейлеу, ха-лыц шыгармашылыгы, фольклор, царым-цатынас, даму.
Ключевые слова: речь, народное творчество, фольклор, общение, развитие.
Keywords: speech, folk art, folklore, communication, development.
влияют произведения устного народного творчества. Устное народное творчество способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Это незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
В своей коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста используются все жанры устного народного творчества для автоматизации, дифференциации поставленных звуков.
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
В конце 20 века в нашем обиходе появились заимствованные термины из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития детей старшего дошкольного возраста средствами разных форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева).
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей, стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ» ( К.Д. Ушин-ский).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение устного народного творчества огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Фольклор - незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Ведь он объединяет в себе стихи, игры, песни, танцы, потешки, загадки, заклички и т. д. Выделим основные отличительные признаки детского фольклора: простоту конструкций, несложный, но динамично развивающийся сюжет, запоминающиеся образы, несложные синтаксические конструкции, четкий внутренний ритм, звукоподражания. Тексты рассчитаны на образное, зрительное восприятие, быстрое запоминание. Не редко в них появляются одни и те же мотивы, в колыбельных песнях, например, они даже переходят из одного сюжета в другой.
Устное народное творчество необходимо родителям и педагогам для:
«
s
ас <
CQ О m
tfl О
ш ^
tfl о
Q-Е
Ш S ЬЙ и ш ¡т S со ^
о ч о Е-ш
S
ш S ЬЙ и
е
о и
о ^
S
е
Педагогикалык гылым жэне практика
к к
I
<
со о
РО ЦЗ
о
ш ЦЗ
о 0-с
ш X ЬЙ и ш
¡Т
со ^
о ч о Е-ш
X
ш X ЬЙ и
е
о и
о ^
е
• развития просодической стороны речи (то есть иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, уметь варьировать интонации);
• автоматизация звуковой речи (овладение всеми звуками речи, умение замечать неправильное звукопроизно-шение, исправление его в игре, непринужденной обстановке, в привычной детьми среде);
• развитие связной речи (где, как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развить монологическую и диалогическую речь);
• развитие фонематического слуха (умение различать, анализировать, дифференцировать на слух фонемы);
• развитие умений играть, выполнять правила игры, соблюдения норм поведения;
• развитие юмора и воображения -не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки;
• усвоение нравственных заповедей, которые лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки;
• воспитание любви к народному творчеству (формирование умения воспринимать фольклорные формы тексты, слушать и слышать силу народного слова).
С привлечением фольклорных историй дети получают возможность формировать реалистические представления о животных и развивать гуманное отношение к ним, основанное на эмоциональных переживаниях. Фольклор служит своеобразным мостом между абстрактными понятиями и конкретными примерами из жизни животных. Напри-
мер, через образ курочки, несущей яички, дети могут понять важность птиц в процессе обеспечения пищей человека. Коровка, дающая молоко, становится символом соприкосновения человека с природой и ее щедростью. Лошадь, на которой можно ездить, открывает перед детьми мир труда и сотрудничества между человеком и животным. Барашек, дарящий шерсть, напоминает о том, как природа служит источником материалов для создания теплой и защищенной одежды. Такие конкретные иллюстрации в контексте фольклора обогащают воображение и знания детей, обучая их ценить и уважать животный мир и воспринимать его как неотъемлемую часть своей собственной жизни.
Фольклор дает возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинках (лиса, заяц, волк, медведь, белка и т.д.). На основе этих знаний у ребенка формируется представление о диких животных, птицах, их повадках и поведении.
Деятельность и творчество детей тесно связано с природой, временами года, народными праздниками. Произведения детского фольклора, переходя из поколения в поколение, прививают в детях любовь к народному слову, окружающему миру и дают начальные знания о временах года. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию произведения знакомят детей с погодными явлениями и временами года.
Почему наши дети плохо говорят?
Может потому, что взрослые разучились с ними разговаривать. В. В. Гербо-ва считает, что литературным миниатюрам присущи четкость, ритмичность, выразительность. Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой мелодикой звучания.
В то же время родители редко ис-
пользуют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть, разрешение любого конфликта. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопление положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений объединяет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную.
Наша задача заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать доброе и злое, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к
природе. Через сказки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворной взаимосвязи человека с природой и природы с ним.
Уже в дошкольном возрасте закладывается нами тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строится дальнейшее постижение природы и формироваться величие человеческого духа. И пусть это постижение будет освещено солнцем народного - поэтического творчества, а не компьютерами и новомодными гад-жетами. Именно это творчество - русский фольклор - рекомендуют широко использовать в течение всего воспитательного процесса детей.
Таким образом, произведения устного народного творчества развивают у детей речь, мышление, память и имеют огромное познавательное и воспитательное значение.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.
2.Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание № 3, 2007.
3.Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8(49) ноябрь, 2008.
4.Соболева А.В. Загадки-смекалки: практ. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А.В. Соболева. М.: ГНОМ и Д, 2000.
5.Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чер-нядьева // Ребёнок в детском саду, № 4, 2001.
6. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 11. - 1952. - С. 239.
к S
I
<
CQ О m
tfl О
ш ^
tfl о
Q-Е
Ш S ЬЙ и ш ¡т S со ^
о ч о Е-ш
S
ш S ЬЙ и
е
о и
о ^
S
е