Научная статья на тему 'Использование условно-речевых ситуаций на уроках английского языка в процессе формирования умения формулировать собственное мнение и позицию'

Использование условно-речевых ситуаций на уроках английского языка в процессе формирования умения формулировать собственное мнение и позицию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3002
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) / УСЛОВНО-РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / КОММУНИКАТИВНЫЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варзанова Светлана Ивановна

Статья посвящена вопросам организации учебного процесса на уроках английского языка с целью формирования умения формулировать собственное мнение и позицию через использование условно-речевых ситуаций. Применение данной технологии позволяет выстраивать работу учителя таким образом, чтобы создавались условия для формирования ключевых компетенций учащихся,универсальных учебных действий, в первую очередь, коммуникативныхУУД. В статье приведены примеры из личной практики педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование условно-речевых ситуаций на уроках английского языка в процессе формирования умения формулировать собственное мнение и позицию»

Раздел III

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 811.111(07) ББК Ш 143.21-9

С. И. Варзанова

Использование условно-речевых ситуаций на уроках английского языка в процессе формирования умения формулировать собственное мнение и позицию

Статья посвящена вопросам организации учебного процесса на уроках английского языка с целью формирования умения формулировать собственное мнение и позицию через использование условно-речевых ситуаций. Применение данной технологии позволяет выстраивать работу учителя таким образом, чтобы создавались условия для формирования ключевых компетенций учащихся,универсальных учебных действий, в первую очередь, - коммуникативныхУУД. В статье приведены примеры из личной практики педагога.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия (УУД); условно-речевая ситуация; речевая деятельность учащихся; метапредметные результаты; коммуникативный системно-деятельностный подход.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из основных требований к обучению английскому языку, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, является формирование метапредметных результатов, которые объединяют межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), реализация которых возможна при использовании коммуникативного системно-деятельностного подхода.

Этот подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесенное обучение английскому языку как средству общения в условиях моделируемой на учебных занятиях речевой деятельности - неотъемлемой и составной части общей (экстралингвистической) деятельности. Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной деятельности в условиях «социального взаимодействия» обучающихся. Участники общения пытаются решить реальные задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Коммуникативный системно-деятельностный подход в обучении

иностранному языку основан на убеждении, что изучение языка есть процесс, эффективное освоение которого возможно посредством использования языкового материала в общении. Главной функцией речевой деятельности является коммуникация. Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в деятельность, путем моделирования реальных ситуаций общения на основе систематизации языкового материала, что и дает нам системно-деятельностный подход.

В результате такого подхода в обучении формируется, реализуется и действует система владения английским языком как средством общения в широком смысле этого слова. Такая система, с учетом использования ее в целях обучения английскому языку, должна включать мотивы и потребности связанного с ней общения; предметного содержания и способов выполнения деятельности; типичных условий ее протекания и характера взаимодействия ее участников (индивидуальное, групповое), а также определение характера, содержания и форм взаимоотношений и общения участников, принятых в рамках данной деятельности: в единстве их коммуникативного взаимодействия, роли, места, сфер и ситуаций англоязычного речевого общения.

Определяющим принципами для обучения английскому языку являются:

1) отбор и организация учебного языкового и речевого материала;

2) моделирование в учебном процессе ситуаций общения и способов формирования речевых навыков и умений у обучающихся;

3) способы и приемы управления учебной деятельностью учащихся.

В процессе реализации коммуникативного системно-деятельностного подхода мы используем разнообразные формы организации иноязычного общения.

В качестве одной из них мы используем условно-речевые ситуации (УРС). УРС - это

особая форма организации речевой деятельности учащихся на уроке в предполагаемой реальной (жизненной) ситуации общения.

На уроке учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Ситуации должны представлять собой «интегрированную систему социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения», только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. Чтобы создать учебную ситуацию, вызывающую речь, учитель должен знать её структуру по ряду элементов:

• определенный отрезок деятельности, предполагающей конкретное место и время действия;

• действующие лица;

• собственная позиция и мнение.

В своей практике преподавания мы активно используем несколько типов условно-речевых ситуаций общения.

Ролевые. Эти ситуации, как правило, взяты из реальной жизни. Учащиеся «примеряют» на себя разные роли в зависимости от ситуации общения. Исполняя определенную роль, учащиеся высказываются от имени своего персонажа, оценивая события и факты с его позиции. Возможность оценивать события и факты с различных позиций расширяет социальный опыт учащихся, учит общению. На своих уроках мы используем следующие ситуации:

- «Представьте, что вы находитесь в чужом городе. Расспросите прохожих, где находится какая-либо достопримечательность (театр, музей, памятник и т.д.)».

- «Представьте, что вас пригласили на заседание городского совета по обсуждению актуальной проблемы нападения собак на жителей вашего района. Представьте свою позицию по данной проблеме и задайте вопросы оппонентам».

Раздел III. Технологические аспекты формирования языковых, социокультурных и коммуникативных компетенций учащихся в разных видах деятельности

- «Представьте, что, находясь в поездке в Англии, вы пришли в магазин, чтобы выбрать подарок другу. Расспросите продавца об ассортименте и о ценах на интересующие вас товары. Купите товар со скидкой, так как вы студент и не можете себе позволить дорогостоящие вещи».

- «Представьте, что вы, познакомившись на отдыхе с девушкой/юношей из Канады, звоните ему/ей, чтобы обсудить планы на выходные. Договоритесь сходить в кино и обсудите место и время встречи».

- «Представьте, что в вашем городе проходит кастинг на реалити-шоу «Жизнь со звездой». Убедите жюри, что вы самый лучший кандидат, так как обладаете исключительными качествами для участия в этом шоу.

- «Представьте, что вы едете в поезде, путешествуя по Америке. Познакомьтесь с соседом по купе. Расспросите его о семье, любимых занятиях, месте учебы или работы и обменяйтесь адресами».

Нельзя забывать о том, что в общении участвуют не абстрактные субъекты, исполняющие какие-то роли и осуществляющие совместную деятельность, а живые люди, личности со всеми присущими им свойствами. Включение ученика в иноязычную деятельность общения через условно-речевую ситуацию - не только важная практическая задача, её решение является важным вкладом в формирование личности учащегося.

Проблемные. При создании проблемной ситуации учащийся не является носителем роли, он выражает свое мнение, отношение и оценку, соглашается или опровергает мнение собеседника, строит систему доказательств своей точки зрения. В своей работе мы используем проблемные ситуации по различным темам.

- «Здоровый образ жизни». Сейчас на улице весна, а многие подростки выглядят усталыми и бледными. Как выдумаете, почему?

- «Спорт». Многие спортсмены получают высокую зарплату. Насколько это обосновано? Каково ваше мнение?

- «Семейные отношения». В какой семье дети счастливее: многодетной или в той, где один ребенок? Обоснуйте свое мнение.

- «Средства массовой информации». Какие СМИ являются самыми популярными в наше время и почему? Какими СМИ вы пользуетесь чаще и почему?

- «Вкусы». О вкусах не спорят, почему? Обоснуйте свою точку зрения.

- «Мода». Согласны ли вы с тем, что у моды всегда есть две стороны? Какой точки зрения придерживаетесь вы? Аргументируйте свое мнение.

- «Путешествие». Многие люди считают, что пеший туризм самый безопасный вид путешествия. Выскажите свое согласие или несогласие с этой точкой зрения и обоснуйте свое мнение.

Деловые. При работе с данными ситуациями учащиеся должны предложить решение или выход из нее. При анализе предложенных вариантов происходит обмен мнениями и формулировка своей личной позиции. Деловые ситуации отличаются от проблемных, так как имеют более выраженную практическую направленность. Приведем несколько примеров.

- Представьте, что вашей школе выделили большую сумму денег на приобретение необходимого оборудования. Обсудите с одноклассниками и решите, на что потратить деньги в первую очередь.

- Вы вместе с другом находитесь за границей, и у вас остались последние 20 долларов перед отъездом. Обсудите, на что вы их потратите, и придите к обоюдному решению.

- Ваша подруга обратилась к вам за советом, что надеть на первое свидание. Посоветуйте ей, что надеть, и обоснуйте свое предложение.

- Вам предложили проголосовать за одного из своих одноклассников на должность

президента совета старшеклассников. Обсудите с членами совета всех кандидатов и сделайте выбор. Поясните свой выбор.

- Вам дано задание выпустить номер школьной газеты. Обсудите со своими одноклассниками рубрики, которые должны обязательно войти в ваш номер. Выберите только 5 из 8 предложенных, обоснуйте свое решение.

Воображаемые, фантастические и сказочные ситуации. Чаще всего они используются для обсуждения прочитанных художественных произведений и просмотренных фильмов.

- Представьте, что вы учитесь вместе с Гарри Поттером. Возьмите у него интервью о впечатлениях после первого матча по Кви-дичу для школьной газеты.

- Представьте, что вы Алиса в Стране Чудес и беседуете с Мартовским Зайцем. Расспросите его, как вам найти дорогу домой.

- Представьте, что вы попали в Нарнию и имеете возможность рассказать ее жителям о месте, где вы живете. Расскажите о нем так, чтобы им захотелось там побывать.

- Представьте вашу встречу с пришельцами из космоса. Убедите их, что Земля

мирная планета, и Земляне готовы с ними сотрудничать.

- Представьте, что вам посчастливилось побеседовать с Уильямом Шекспиром. Расскажите, о чем вы хотели бы с ним поговорить, и что вы ему расскажете о себе и своем времени.

Очень важным компонентом при создании учебно-речевых ситуаций является постановка коммуникативных задач. От правильной постановки задачи во многом зависит её решение. Ситуации очень часто подсказывает жизнь, но важно, чтобы они подходили для данного урока и способствовали формированию умения высказывать свое личное мнение и позицию. Практика показывает, что речевые ситуации, близкие к реальной жизни, помогают повысить эффективность урока, сформировать универсальные учебные действия, активизировать речевую деятельность учащихся, повысить их интерес к языку, а главное в создании речевых ситуаций и в деятельности учителя -поиск. Учителю предоставлена возможность варьировать ситуации от класса к классу, для разных учащихся в зависимости от их интересов и уровня обученности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ПУБЛИКАЦИИ

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. - Р-н/Д, 2003.

2. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

3. Балашова А.И., Ермолова Н.А., Потылицына А.Ф. К вопросу о развитии универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.

4. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий "Школа для всех"». - URL.: http: // setiLab.ru.

5. Карабанова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

6. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 4. - С. 13-30.

7. Примерная программа по иностранному языку. Основная школа. - М.: Просвещение, 2010.

8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ. - М.: Просвещение, 2005.

9. URL: http: // festivaL.1september.ru/articLes/411286

10. URL: http: // LchooL.narod.ru/UD.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.