Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровое образование / образовательная среда / компетентностно-ориентированный подход / цифровые образовательные технологии. / digital education / educational environment / competence-oriented approach / digital educational technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусаева Нодира Низомовна

в данной статье ведутся рассуждения о цифровизации образовательного процесса. Использование цифровых технологий в образовательной деятельности открывает новые возможности, адекватные методы распространения и управления цифровой информацией, развития необходимых компетенций на основе цифровой грамотности, обеспечения равного доступа всех желающих к получению необходимых знаний и принятию решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

this article discusses the digitalization of the educational process. The use of digital technologies in educational activities opens up new opportunities, adequate methods for the dissemination and management of digital information, the development of necessary competencies based on digital literacy, ensuring equal access for everyone to obtain the necessary knowledge and decision-making.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мусаева Н.Н.

Мусаева Нодира Низомовна - доктор педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье ведутся рассуждения о цифровизации образовательного процесса. Использование цифровых технологий в образовательной деятельности открывает новые возможности, адекватные методы распространения и управления цифровой информацией, развития необходимых компетенций на основе цифровой грамотности, обеспечения равного доступа всех желающих к получению необходимых знаний и принятию решений.

Ключевые слова: цифровое образование, образовательная среда, компетентностно-ориентированный подход, цифровые образовательные технологии.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

Musayeva N.N.

Musayeva Nodira Nizümovna - Doctor of Pedagogy, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses the digitalization of the educational process. The use of digital technologies in educational activities opens up new opportunities, adequate methods for the dissemination and management of digital information, the development of necessary competencies based on digital literacy, ensuring equal access for everyone to obtain the necessary knowledge and decision-making.

Keywords: digital education, educational environment, competence-oriented approach, digital educational technologies.

УДК 371.12:004

Воспитатели всегда экспериментировали с искусством преподавания. Преподавание развивалось на протяжении веков, внедряя новые подходы, методы, инструменты и технологии для охвата более широкой аудитории. При новых технологиях очень важно не только оценить их влияние на учащихся, но и совместить эти новые тенденции с некоторыми традиционными, давно известными и успешно применяемыми в образовании методами. Хотя учителя должны определенно понимать, что образование должно использовать то, что когда-либо может предложить наука, и следовать их примеру, но при этом они не должны увлекаться всеми нововведениями и новыми технологиями, независимо от того, насколько они подходят для конкретного класса. Кроме того, новые подходы в образовании ставят новые задачи как перед учителями, так и перед учениками.

Цифровые технологии получили широкое распространение в образовательных учреждениях всех уровней в 21 веке. Педагоги осознают учебный потенциал этих технологий и все еще ищут способы их эффективного использования со студентами.

При этом, несомненно, дальнейшая цифровизация должна обеспечить повышение качества образования, так как появляется возможность существенно увеличить количество ресурсов, доступных для использования в образовательном процессе. Сегодня образовательное пространство стремительно растет и расширяется. В связи с развитием цифровой среды: создаются электронные учебники, появляются и развиваются образовательные платформы, количество открытых онлайн-курсов измеряется тысячами, а количество их потребителей измеряется миллионами. Дистанционное образование уже стало частью нашей жизни.

Вопрос в том, достаточно ли у учителей качественного контента, чтобы восполнить «цифровые возможности», возникающие регулярно. Несомненно, в использовании цифровых технологий открываются большие возможности для школ, вузов и дополнительного образования детей и взрослых. Однако не все электронные ресурсы производят впечатление серьезных и качественных. Трансформация в любой области никогда не бывает легкой, особенно в сфере образования, поэтому мы предложили объединить педагогические стратегии и инструменты цифровых технологий, которые могут помочь на этом пути. В этой статье мы кратко опишем некоторые из инновационных стратегий обучения, используемых в старшей школе, а также задачи, которые ставятся перед учениками и учителями. Использование цифровых технологий в образовании стало ответом на эти вызовы.

Модернизация системы образования направлена на подготовку личности, развившей высокий уровень ключевых компетенций. Использование цифровых технологий в образовательной

деятельности открывает новые возможности, адекватные методы передачи, распространения и управления цифровой информацией, развитие необходимых компетенций на основе грамотности, обеспечение равного доступа для всех желающих получить необходимые знания и навыки принятия решений, обеспечивающие востребованность выпускников школ на мировом рынке труда в условиях цифровой экономики.

Компетентностно-ориентированное образование развивается за счет качественного преобразования не только образовательного процесса, но и всех сторон учебно-воспитательной деятельности, благодаря возможностям, предоставляемым современными образовательными технологиями, и учитывает следующие основные характерные черты: информационный обмен и функциональная взаимосвязь задач и целей образования; необходимость унифицировать и согласовывать деятельность различных подразделений при решении большинства задач и целей образования; использование цифровых технологий в учебном процессе в частности и образовательном развитии в целом. Традиционные технологии обучения также сталкиваются с проблемами из-за изменения стилей преподавания и появления цифровых обучающих ресурсов. Университеты начинают предлагать доступ в интернет студентам и преподавателям. В классе разрешены все виды гаджетов: от настольного компьютера до устройств размером с ладонь, которые учащиеся могут использовать вместо словаря, калькулятора или проектора.

Многие учителя настолько одержимы новыми цифровыми технологиями, что забывают о том, что они должны выполнять функции традиционного учителя.

Есть мнение, что через 5-7 лет бумажные учебники исчезнут. Они могут остаться в продвинутых школах. Как именно будет реализована программа? Будет ли бумажный учебник оцифрован и размещен на планшетах учащихся? Или будут созданы принципиально другие учебники? Будут ли эти продвинутые учебники оценивать, насколько хорошо усвоен материал? Кроме того, с этими цифровыми учебниками учащиеся всегда будут находиться в психологически комфортной учебной среде. Поэтому уже сейчас приходится искать формы взаимодействия с учащимися чтобы заинтересовать их в качественной учёбе.

Понятно, что с таким учебником учитель скоро станет лишним и будет фактически исключен из учебного процесса. Возможно, учителя будут проверять, все ли в порядке с учениками, или заменят учебник на новый, когда он закончится. Если бы только учебник не запрограммировали на отслеживание эффективности обучения!

Предположительно, через 10 лет внедрение цифровых технологий получит свое продолжение, а роль преподавателя претерпит глобальное переосмысление, так как учащимся больше не нужно будет ходить на занятия. Они останутся дома и будут заниматься по своему волшебному учебнику. В действительно положительном сценарии преподаватель-контролер дистанционно проверит, прошел ли учащийся материал, сколько времени он на это потратил и какие трудности он испытал в процессе изучения. Все это может быть использовано для улучшения качества цифрового учебника.

В этом сценарии будущего есть один недостаток — учащиеся никогда не разовьют то, что мы называем навыками 21-го века: умение общаться с другими людьми, или навыки работы в команде. Для развития этих умений взаимодействие учащихся совершенно необходимо для создания коммуникативных компетенций помимо активного и интерактивного процесса обучения. Так что все зависит от того, насколько успешно учителя смогут сочетать инновационные цифровые технологии с реальным обучением, в ходе которого учащиеся учатся обращаться с преимуществами, предлагаемыми цифровыми источниками информации, не нанося ущерба своим аргументационным или исследовательским навыкам.

Мы живем в мире, изобилующем средствами массовой информации, поэтому мы должны использовать эти уникальные возможности, чтобы «учиться в любое время и в любом месте», но не должны забывать, что наша человеческая «динамика становится все более и более рискованной из-за аддиктивного измерения, вызванного повсеместным присутствием цифровых устройств и социальных сетей в жизни учащихся» (Pedro, de Oliveira Barbosa, Santos, 2018), последнее обычно ассоциируется с мобильным обучением.

Список литературы /References

1. Мусаева Н.Н. Сущность модульного обучения // Вестник науки и образования, 2022. № 1 (121). Часть 2. С. 99-102.

2. Мусаева Н.Н., Худайбердиева Ф.М. Факторы повышения качества высшего образования в Республике Узбекистан // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса, 2018. С. 96-101.

3. Мусаева Н.Н. Развитие теоретических положений таксономии учебных целей в соответствии с современными требованиями непрерывного профессионального образования // Scientific progress, 2021. № 7.

4. Исматова Н.Б. Технология развития профессиональных интересов будущих преподавателей посредством интеграции педагогических циклов // Научный журнал, 2020. № 9. С. 9-11.

5. Акабирова Л.Х., Атаева Г.И. Особенности уроков с применением информационных технологий // Проблемы педагогики, 2020. № 2 (47). С. 42-43.

6. Атаева Г.И., Хамроева Х.Ю. Анализ возможности использования облачных технологий в высшем образовании Узбекистана // Universum: технические науки, 2022. № 1-1 (94). С. 16-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.