Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ОПЫТА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ШКОЛЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ОПЫТА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТЕХНИКА / РОБОТОТЕХНИКА / STEM / PIRLS / PISA / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ПРИЛОЖЕНИЕ / DIGITAL TECHNOLOGY / ROBOTICS / SOFTWARE / PROGRAMMING / APPLICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарипов Нозимбек Найимович

Статья посвящена анализу способов преподавания языков программирования. Предложен программный анализ практики преподавания международных образовательных учреждений и лучшие способы преподавания программирования. Использование передового зарубежного опыта в обучении студентов языкам программирования, роль цифровых технологий в программировании и понимание робототехнических технологий повысят эффективность работы в классе. Необходимо развивать интерес к программированию, навыки самостоятельного программирования у учащихся средних школ, помогать им найти свое место в будущем, а также создавать лучшие программные продукты для развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING FOREIGN EXPERIENCE IN TEACHING INFORMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN SCHOOL

The present article deals with the analysis of ways in which programming languages are taught. Programming analysis of international educational institutions' teaching practices and the best ways to teach programs are offered. The use of advanced foreign experience in teaching programming languages to students, the role of digital technologies in programming and the understanding of robotic technologies will enhance classroom effectiveness. It is important to develop the schoolchildren's interest in programming, self-sufficient programming skills, to help them find their place in the future, as well as to create better programs for the development of the country.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ОПЫТА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ШКОЛЕ»

УДК 372.8:004 ББК 74.263.2

DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-213-218

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ОПЫТА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ШКОЛЕ

USING FOREIGN EXPERIENCE IN TEACHING INFORMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN SCHOOL

Зарипов Нозимбек Найимович

Преподаватель кафедры информационных технологий, Бухарский государственный университет, Узбекистан E-mail: zaripov9898@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу способов преподавания языков программирования. Предложен программный анализ практики преподавания международных образовательных учреждений и лучшие способы преподавания программирования. Использование передового зарубежного опыта в обучении студентов языкам программирования, роль цифровых технологий в программировании и понимание робототехнических технологий повысят эффективность работы в классе. Необходимо развивать интерес к программированию, навыки самостоятельного программирования у учащихся средних школ, помогать им найти

Zaripov Nozimbek N.

Lecturer at the Department of Information Technology, Bukhara State University, Uzbekistan

E-mail: zaripov9898@mail.ru

Abstract. The present article deals with the analysis of ways in which programming languages are taught. Programming analysis of international educational institutions' teaching practices and the best ways to teach programs are offered. The use of advanced foreign experience in teaching programming languages to students, the role of digital technologies in programming and the understanding of robotic technologies will enhance classroom effectiveness. It is important to develop the schoolchildren's interest in programming, self-sufficient programming skills, to help them find their place in the future, as well as to create

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Зарипов Н. Н., 2020

свое место в будущем, а также создавать лучшие программные продукты для развития страны.

better programs for the development of the country.

Ключевые слова: цифровая техника, робототехника, STEM, PIRLS, PISA, программное обеспечение, программирование, приложение.

Keywords: digital technology, robotics, STEM, PIRLS, PISA, software, programming, application.

В эпоху современных информационных технологий одним из ключевых вопросов является подход к обучению языкам программирования для учащихся средних школ, разработка упрощенных методов и распределение заданий для учащихся в соответствии с их возрастом. Основная цель обучения информатике и информационным технологиям в среднем образовании состоит в том, чтобы научить молодых людей расширять знания, навыки и умения работать с современными информационными технологиями, развивать независимое, логическое и алгоритмическое мышление и применять эти знания.

Сегодня программное обеспечение используется во всех областях. Будь то персональный компьютер, телевизор или самолет, у всех нас есть одна или несколько компьютерных программ. Компьютерные программы определяют функциональность установленных на них устройств и дают нам возможность управлять ими. Компьютерное программирование - это процесс проектирования, написания, тестирования и хранения исходного кода. Решение следующих задач поможет улучшить качество образования: привлечь студентов к языкам программирования, развить знания и навыки.

Есть несколько критериев поведения учеников во время урока:

1. Отсутствие самостоятельности. Когда учитель задает вопросы учащимся во время урока, некоторые из них молчат и ожидают, что учитель скажет правильный ответ, даже если они знают, как можно ответить. Тем не менее они хотят, чтобы преподаватель им подсказал. Необходимо минимизировать такие ситуации во время урока и научить учащихся самостоятельно мыслить, свободно выражать свое мнение и укреплять уверенность в себе.

2. На уроке работает один или несколько учащихся. Во время урока отличники всегда активны, а средне или слабо успевающие ученики не могут полностью освоить урок. Такого не должно быть на уроках информатики. Всем учащимся должна быть предоставлена равная возможность активно участвовать в классе, и учителю необходимо распределять внимание соответствующим образом.

3. Учащиеся приходят на урок без подготовки. Первая причина этого заключается в том, что учитель не требует от учеников делать домашние задания, а вторая - в том, что родители дома не проводят время со своим ребенком, не контролируют выполнение заданий и ежедневные оценки. Другая причина того, что ученики могут быть не подготовлены к занятию, возможно, состоит в том, они не понимают тему. Чтобы избежать таких ситуаций, учитель должен четко объяснять задачу, убедиться, что каждый ученик понимает условие задачи, и дать инструкции о том, как правильно выполнить задачу.

4. Скука во время урока. Традиционная работа с тетрадью, письмо под диктовку или чтение учебника могут вызвать скуку на уроке. Поэтому использование современных

информационных технологий и новых педагогических технологий помогут учителю сделать уроки интересными, он сможет объяснить предмет с учетом общих интересов аудитории, что дает хороший результат.

Основные задачи информатики и информационных технологий в среднем образовании:

• предоставить учащимся знания об информационных и коммуникационных технологиях и их применении на практике;

• научить учеников успешно использовать компьютерные технологии и дать базовые знания по предмету;

• обеспечить знание алгоритмических структур, основ алгоритмизации и программирования;

• научить определять и применять компьютерное программное обеспечение и его возможности;

• развивать логическое мышление, расширять кругозор учащихся;

• сформировать ключевые компетенции, которые позволят ученикам поддерживать универсальные ценности посредством обучения культуре использования информационных и коммуникационных технологий, которые им понадобятся для продолжения обучения на следующих этапах обучения.

Использование концепций STEM (science, technology, engeenering and mathematics - наука, технология, инженерия и математика) и базовых концепций программирования (логические методы, алгоритмы, основанные на передовом отечественном и международном опыте).

STEM - это термин, используемый для объединения академических дисциплин. Он часто используется при выборе политики в области образования и школьных программ для повышения конкурентоспособности в развитии науки и техники. Эта модель обучения помогает ученикам не только приобретать знания, но и применять их на практике. Это поможет молодым людям развивать свои знания и навыки, чтобы в будущем они могли лучше адаптироваться к выбранной профессии. Основанное на STEM образование способствует широкому полю мышления, вдохновляет на создание новшеств и вдохновляет изобретателей мирового уровня [1, с. 27].

Кроме того, существует система PISA, которая широко используется в зарубежном опыте. Система PISA - это международная программа для оценки достижений учащихся в области образования. Эти проекты нацелены на оценку образовательных достижений учащихся, их способности применять свои знания на практике. Программа была разработана в 1997 г., впервые запущена в 2000 г., в ней участвовало 43 страны. В 2003 г. участвовала 41 страна, в 2006 г. - 55 стран, в 2009 г. - 75 стран, в 2012 г. - 65 стран, в 2015 г. - 71 страна, а в 2018 г. - 78 стран. Тестирование проводится 1 раз в 3 года. В 2000 г. была проведена первая проверка умения читать и понимать прочитанное, в 2003 г. ввели тестирование математической и естественнонаучной грамотности. В 2021 г. приоритетным будет направление математической грамотности. Программа реализуется среди 15-летних учащихся, в этом возрасте в большинстве стран ОЭСР учащиеся вступают в завершающую фазу обязательного образования. Более того, эта программа является единственной в мире, которая измеряет уровень знаний и навыков 15-летних учащихся [2, с. 260].

Существует также система PIRLS для оценки грамотности. PIRLS («Международное исследование качества чтения и понимания текста») - это международная система оценки для учащихся начальной школы, оценивающая качество чтения и понимания. Этот тест предназначен для проведения каждые 5 лет. PIRLS обеспечивает академическую компетентность четвероклассников и международное сравнение успеваемости учащихся с точки зрения успеваемости, целей и стандартов обучения. PIRLS всесторонне оценивает процесс чтения и понимания, учащиеся должны сосредоточиться на четко сформулированной информации, сделать правильные выводы, интерпретировать и объединить идеи и информацию, а также оценить содержание и отдельные текстовые элементы. В дополнение к оценке чтения школьники и учителя собирают домашние анкеты с обширной информацией о контекстуальных методах дома и в школе в отношении чтения и обучения. Эта ценная информация включает сведения о том, как организована система образования для облегчения чтения: жилье для учащихся и поддержка обучения; школьный климат и ресурсы и то, как уроки обычно проводятся в классе [3, с. 128].

Применяя вышеупомянутые зарубежные практики, обучение учащихся информатике и информационным технологиям может быть эффективным при обучении учащихся программированию и языкам программирования.

Еще одним инновационным направлением в современном обучении информатике является изучение алгоритмических конструкций и методов программирования в разработке мобильных приложений [4, с. 126]. Смартфоны и телефоны привлекают внимание современных молодых людей и повышают их заинтересованность в чтении. Работа учащихся в малых группах в школе над разработкой мобильных приложений повысит их мотивацию и уверенность в себе. Это поможет сформировать современные тенденции в преподавании информатики, выражающиеся в содержании, формах и методах обучения. Эти тенденции можно обобщить по следующим позициям:

1. Необходимо использовать проектный подход для освоения современных форм разработки программного обеспечения.

2. Совместная работа над проектными задачами, в дополнение к технической компетенции, позволяет развивать личные навыки и компетенции, необходимые на современном рынке труда.

3. Использование программного обеспечения значительно повышает мотивацию учащихся к учебной деятельности;

4. Использование графических приложений и виртуальных сред в социальных отношениях учащихся может помочь разрешить проблемы в обучении.

5. Рекомендуется использовать онлайн-курсы с открытым исходным кодом и системы дистанционного обучения (LMS), которые обеспечивают открытость, мультимедий-ность, интерактивность и групповую работу в процессе обучения.

6. Практическая составляющая и заинтересованность учащихся могут быть достигнуты путем включения обучающей робототехники и элементов дизайна в процесс обучения.

7. Построение программных учебных курсов по проектам разработки мобильных приложений повысит интерес и активность учащихся, а также обеспечит эффективный характер обучения.

Для реализации вышеуказанных правил можно использовать интернет-платформу, которая научит современным интерактивным технологиям, виртуализации и мультимедийным функциям. Важнейшей задачей является использование интерактивных технологий при обучении школьников языкам программирования. Важным направлением повышения эффективности разработки учебных программ для учащихся является организация образовательных практик и понимание технологий интерактивного обучения как инструмента будущей профессиональной деятельности. Благодаря этому учащиеся получат опыт работы с различными методами программирования. Все компьютерные технологии, которые мы используем сегодня, контролируются компьютерными программами.

Существенные изменения происходят в современной системе образования для модернизации образовательного процесса. Учителя больше заинтересованы в непрерывном образовании и реализации проектов с использованием цифровых технологий. Школьные классы хорошо оборудованы, и учителя могут поддерживать цифровые технологии для преподавания различных предметов. Использование технологий взаимодействия позволяет проводить исследования во всех дисциплинах и на всех уровнях образования [5, с. 79].

Важным компонентом цифровой грамотности молодого поколения является способность понимать и использовать данные цифровых технологий в различных форматах. Необходимо разработать способы продвижения инноваций для обеспечения более эффективной интеграции цифровых технологий и повышения качества учебного процесса. Использование современных устройств будет стимулировать учащихся, а мотивация в этой форме обучения зависит от использования учащимися инструментов (роботов, транспортных средств). Они программируют определенные функции, процедуры и действия, которые должны выполняться устройством. Взаимосвязь между программным и аппаратным обеспечением демонстрирует, как знание языка программирования может быть применено на практике (например, автоматизация и управление процессами).

Таким образом, использование передового международного опыта в преподавании информатики и информационных технологий в школе, обогащение нашего понимания цифровой грамотности и технологий для создания образовательных робототехнических платформ помогает повысить интерес учащихся к программированию.

Список литературы/References

1. Ala-Mutka K. Problems in learning and teaching programming a literature study for developing visualizations in the Codewitz-Minerva project. Available at: https:// www.cs.tut.fi/~edge/literature_study.pdf (accessed: 15.01.2020).

2. Daly T. Minimizing to maximize: An initial attempt at teaching introductory programming using Alice. Journal of Computer Science in Colleges. 2011, Vol. 26, No. 5, pp. 23-30.

3. Liu M., Williams D., Pedersen, S. Alien rescue: A problem-based hypermedia learning environment for middle school science. Journal of Educational Technology Systems. 2002, No. 30 (3), pp. 255-270.

4. Werner M. Teaching graphics programming on mobile devices. Journal of Computing Sciences in Colleges. 2013, Vol. 28, No. 6, pp. 125-131.

5. Strijbos J.-W. The effect of roles on computer-supported collaborative learning: doctoral dissertation. Heerlen, The Netherlands: Open University of the Netherlands, 2014.

6. Honig W. L. Teaching and Assessing Programming Fundamentals for Non-Majors with Visual Programming. In: Proceedings of the 18th ACM conference on Innovation and technology in computer science education (ITiCSE '13). ACM, New York, NY, USA, 40-45. DOI: https: //doi.org/101145/2462476.2462492.

7. Jordine T., Liang Y., Ihler E. A mobile device based serious gaming approach for teaching and learning Java programming. International Journal of Interactice Mobile Technologies. 2015. Vol. 9, No. 1, pp. 53-59.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 6

Статья поступила в редакцию 15.02.2020 The article was received on 15.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.