Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые образовательные ресурсы / учебные лонгриды / литература

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акишева Айслу Кенесовна

В статье дается методическое обоснование и практическое подтверждение эффективности применения цифровых образовательных интернет-ресурсов в виде учебного лонгрида в преподавании литературоведческих дисциплин. В статье рассматриваются особенности интернет-ресурсов. Приводятся результаты тестирования со студентами эффективности применения ЦОР на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акишева Айслу Кенесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 378.147 Научная статья

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В

УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Акишева А.К.

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилёва

(г. Астана, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье дается методическое обоснование и практическое подтверждение эффективности применения цифровых образовательных интернет-ресурсов в виде учебного лонгрида в преподавании литературоведческих дисциплин. В статье рассматриваются особенности интернет-ресурсов. Приводятся результаты тестирования со студентами эффективности применения ЦОР на занятиях.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, учебные лонгриды, литература.

Для цитирования: Акишева, А.К. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе / А.К. Акишева //Наука и реальность. - 2023. - № 3 (15). - С. 70-74.

В последние несколько лет набирает популярность применение в обучении цифровых образовательных технологий. Это связано с тем, что в образовательном процессе используются различные формы обучения: дистанционные, онлайн (в реальном времени), смешанные (гибридные) и др. Кроме того после испытаний эпидемиологическими ограничениями в образовании активно стали использоваться цифровые технологии. Педагоги на всех уровнях образования стали искать новые формы подачи информации, их обработки, получения обратной связи от обучающихся и быстро внедрять их в свою практику. Эта необходимость коснулась не только преподавателей естественно-математических дисциплин, но и гуманитарных.

Цифровые ресурсы в образовании всегда использовались преподавателями успешно, в процессе обучения эффективно применялись различные приемы для максимальной и всесторонней вовлеченности обучающихся на занятиях. Но в период пандемии и перехода на дистанционный формат обучения перед преподавателями-филологами были поставлены еще более конкретные задачи: насколько эффективно можно использовать цифровые ресурсы на литературоведческих дисциплинах, доступны, наглядны ли они, обеспечивают ли самостоятельную деятельность обучающихся, формируют ли литературоведческие компетенции обучающихся и др?

Цель исследования: методическое обоснование и практическое подтверждение эффективности применения цифровых образовательных интернет-ресурсов в виде учебного лонгрида в преподавании литературоведческих дисциплин.

Основанием для подготовки настоящего исследования послужили исследования ученых в области цифровой педагогики А.С. Маркосян [1], В.И. Блинов с соавт. [2], Д.П. Чигаев [3] электронной лингводидактики (А.Д. Гарцов [4], Э.Г. Азимов [5], О.Ф. Купрещенко [6], с одной стороны, и наш собственный практический опыт в области разработки цифровых учебных ресурсов и применения их в обучении литературы, с другой стороны.

Современные исследования показали, что новейшие технические достижения в области цифровой педагогики позволяют обеспечить «качественно новые возможности для «упаковки» учебного материала и учебной деятельности» [2, с. 19], в связи с чем в центре внимания многих преподавателей оказались особенности организации и содержания современных электронных ресурсов по литературе, «как инструментов образования новой информационной образовательной среды» [5, с. 39]. Данные замечания подчеркивают актуальность настоящего исследования.

В качестве объекта исследования было выбрано новое средство обучения в цифровой среде - учебный лонгрид. Данный выбор был связан с тем, что учебный лонгрид позволяет объединить всевозможные цифровые ресурсы, а также представить их в приглядном (эстетичном) виде, что также немаловажно.

Основанием для разработки учебных лонгридов явилось прохождение курса повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе на тему «Преподавание русского языка как иностранного в аспекте лингвокультурологического подхода», организованного коллегами из ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина». Преподаватели разработали учебные лонгриды по русскому языку, и у нас возникла идея, почему бы данный формат обучения не адаптировать под литературоведческие дисциплины, но уже с учетом того, что очень сложно цифровизировать такой предмет как литература.

Для разработки учебных лонгридов была выбрана литературоведческая дисциплина «История русской литературы первой половины XIX века», которая изучается на II курсе бакалавриата в рамках образовательной программы «Филология: русский язык и литература».

Учебный лонгрид создается на платформе ^ге и состоит их следующих информационных блоков: текст, инструкция, медиафайл, изображение, документ, тест, открытый вопрос, классификация, вопрос с автопроверкой, заполните пропуски, диалоговый тренажер, опрс, обратная связь, сторонние сервисы. Преимуществом данной платформы является то, что наполняя его, нет необходимости сохранять свои действия, они сохраняются автоматически. Действия обучающегося преподаватель имеет возможность наблюдать в реальном времени, может получить обратную связь в виде выполняемых заданий и оценивать деятельность студента. Но наиболее ценным является возможность интеграции необходимых цифровых образовательных ресурсов на одной платформе. На данной платформе разработаны учебные лонгриды, в которые размещены отдельные занятия, направленные на изучение русской литературы первой половины XIX века. Форма подачи материала в виде учебного лонгрида обеспечивает возможность интеграции сторонних ресурсов.

Методология исследования. В исследовании приняли участие 66 студентов 1-4 курсов филологического факультета Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева (г.Нур-Султан) по специальностям "Филология: русская филология", "Русский язык и литература". Для исследования сформированы два вида анкет в Google Forms, которые были разосланы студентам.

Для анкетирования были разработаны открытые и закрытые тесты на тему «Эффективность цифровых образовательных ресурсов». В закрытых тестах предлагаются на выбор несколько вариантов ответов, из которых есть возможность выбрать один или несколько на усмотрение респондента. Этот вид теста направлен на определение информационно-коммуникативной компетентности студентов в вопросах применения цифровых технологий. Приоритетным направлением данного анкетирования является выявление средств цифровых технологий, используемых студентами в учебной практике.

Еще одним инструментом выявления использования цифровых образовательных технологий на занятиях литературоведческих дисциплин стало использование методики «Незаконченных предложений», представляющей собой вопросы, на которые следует ответить. В качестве примера приведем некоторые из них: «Какие возможности представляет студентам форма подачи материала в виде учебных лонгридов?»; «Назовите преимущества использования ЦОР на занятиях литературоведческих дисциплин?» и др.

Обсуждение. В первом тестировании приняли участие 66 студентов, где им было предложено 9 вопросов. На вопрос «Что для вас цифровые образовательные ресурсы?» 38 (57,6%) респондентов ответили, что - это совокупность материалов (данных) в цифровом виде, применяемая для использования в учебном процессе; 18 (27,3%) ответили, что это - электронное средство учебного назначения; 7 (10,6%) назвали ЦОР основным инструментом для регулярных систематических занятий по предмету; а для 3 (4,5%) студентов - это библиотека наглядных пособий.

На второй вопрос «Используете ли Вы возможности интернета в образовательном процессе?» все 66 (100%) студентов ответили положительно, т.е. все они используют интернет в учебной деятельности. Данная цифра является показателем высокой цифровой компетентности студентов.

Проведенное исследование выявило средства цифровых технологий, использующихся обучающимися в учебной практике, так 62 (93.9%) респондента обращаются к интернету, 61 (92,4%) студент использует в учебной деятельности презентации.

Результаты первого тестирования показывают, что студенты очень заинтересованы в применении преподавателями на занятиях цифровых образовательных технологий. По мнению студентов ЦОР развивают такие качества, как: интерес, объективность, умение выражать своё мнение/идею, а так же проявлять инициативность; повышается интерес к занятию, формируются навыки самооценивания, распределения своего времени.

В результате анализа ответов респондентов второго открытого тестирования были выявлены наиболее часто встречающиеся результаты. Так, на вопрос «Какие качества (компетентности) у студентов развивают ЦОР на занятиях

литературоведческих дисциплин?» были представлены такие ответы как, «ЦОР развивает качества компетентности у студентов». «дает активно-деятельностные формы обучения, способствуют осознанию студентами сам процесс обучения», «развивает познавательную активность у студентов и способствуют достижению их наивысшего возможного результата», «у студентов развиваются такие качества как - профессионализм, литературная грамотность, так как студент анализируя и сокращая информацию успешно использует знания, полученные в ходе обучения». По мнению студентов «ЦОР позволяют эффективно использовать учебно -методическую литературу и материалы, усваивать профессиональные знания, развивает проблемно-поисковое мышление, активизирует научно-исследовательскую работу, расширяет возможности самоконтроля полученных знаний» и др.

На вопрос «Назовите преимущества использования ЦОР на занятиях литературоведческих дисциплин?» респонденты ответили следующим образом: «Преимущества использования ЦОР заключаются в том, что студент может узнать об определенной литературе в нескольких видах, например: в виде текста, в виде аудио, в виде фильма и т.д.

Из ответов респондентов следует вывод, что применение на занятиях литературоведческих дисциплин цифровых образовательных ресурсов в виде учебных лонгридов студенты воспринимают очень положительно, их использование повышает качество образования и увеличивает степень его доступности, психологически облегчает процесс усвоения некоммуникабельным студентам, разивает визуализированную память и т.д.

Проведенное исследование показало, что применение на занятиях литературоведческих дисциплин цифровых образовательных ресурсов в виде учебных лонгридов имеет положительное влияние на всестороннее развитие обучающихся, развивает уровень творческого мышления, поисковый характер и заинтересованность дисциплиной.

Библиографический список

1. Маркосян А.С. Овладение вторым языком как теоретическая и лингводидактическая проблема (на примере французского и армянского языков): автореф. ... д-ра пед. наук. - М., - 2004.- 32 с.

2. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Изд-во «Перо», 2019. - 72 с.

3. Чигаев Д.П. Лонгрид как разновидность креолизованного текста // Медиаскоп. 2017. Вып. 1. URL: http://www.mediascope.ru/2270.

4. Гарцов А.Д. Педагогический веб-дизайн электронных средств обучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки специальность. 2012. № 4. - С. 41-43.

5. Азимов Э.Г. Электронные учебники по русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы развития // Русистика. 2020.- № 1 (18). -URL:https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020- 18-1-39-53 - 39-53 с.

6. Купрещенко О.Ф. Учебный лонгрид как мультимодальный текст: к вопросу о специфике жанра // Общество. Коммуникация. Образование.- 2020.- Т. 11. № 2.-URL:https://doi.org/10.18721/JHSS. 11206 - 69-77 с.

Акишева Айслу Кенесовна, доктор PhD, доцент кафедры русской филологии, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан).

: aisulu_aki@bk.ru Дата поступления: 02.10.2023

© Акишева А.К., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.