Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ОНЛАЙН КУРС / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МАГИСТРЫ / MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Алина Альбертовна, Гизятова Ландыш Афраимовна

Цифровая экономика диктует свои условия современным производствам, бизнесу и образованию. Статья представляет определения ключевого понятия «цифровая экономика» и его особенности. На первый план в рамках данного исследования выходят цифровые компетенции современного выпускника. Использование цифровых технологий в процессе обучения является объективной необходимостью. Эти инструменты повышают мотивацию учащихся, заинтересованность в изучении предмета и в какой-то мере облегчают ежедневный труд преподавателя, экономя его время. Набор используемых преподавателем цифровых инструментов сегодня достаточно широк. Однако из-за быстрого роста количества новых технологий иногда сложно отследить, изучить и внедрить в процесс обучения тот или иной инструмент. Данное исследование представит набор цифровых инструментов, которые может использовать преподаватель в рамках любого курса - они достаточно универсальны. В статье описан опыт создания онлайн курса «Академическая мобильность» для магистров направления «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Онлайн курс является одной из форм интерактивной работы со студентами в дистанционном формате. Платформа Moodle, на которой создан курс, представляет широкий набор возможностей по представлению материала и контролю его усвоения. Также детально рассмотрен такой вид работы, как проект по материалам лекции. В рамках работы над проектом студенты учатся работать с такими цифровыми инструментами, как программы по обработке больших данных, дистанционной командной коммуникации и дистанционной групповой работе. Представленные в статье инструменты позволят облегчить труд преподавателя, при этом не умаляя качества преподавания. Студенты получают практические навыки работы с цифровыми инструментами, которые они, как будущие учителя, смогут успешно применить в своей предстоящей педагогической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакирова Алина Альбертовна, Гизятова Ландыш Афраимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING DIGITAL EDUCATIONAL RESOURSES IN THE HIGHER EDUCATION TEACHING PROCESS

The digital economy dictates its terms to modern industries, business and education. The article presents the definition of the key concept of “digital economy” and its features. In the framework of this study, the digital competencies of a modern graduate come to the fore. The use of digital technologies in the learning process is an objective necessity. These tools increase students' motivation, interest in studying the subject and, to some extent, improve the daily routine of the teacher, saving his time. The set of digital tools used by the teacher today is quite wide. However, due to the rapid growth in the number of new technologies, it is sometimes difficult to track, study and implement one or another tool in the teaching process. This study will present a set of digital tools that a teacher can use within any course - they are quite universal. The article describes the experience of creating the online course “Academic Mobility” for masters with the major “Theory and Methods of Teaching Foreign Languages and Cultures”. An online course is one of the forms of interactive work with students in a remote format. The Moodle platform, on which the course was created, provides a wide range of opportunities for presenting material and monitoring the results. Also, such type of work as a project based on the lectures’ materials is considered in detail. As a part of the project, students learn to work with digital tools such as big data processing programs, remote team communication and remote group work. The tools presented in the article will facilitate the work of the teacher without worsening the quality of teaching. Students improve their practical skills in working with digital tools, which they will be able to successfully apply in their future teaching work.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

6. Курушкина, С.А. Использование дистанционных технологий для формирования учебно-исследовательской компетентности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 4. - С. 25-27.

7. Овсянников В.И., Густырь А.В. Введение в дистанционное образование. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2000. - 326 с.

8. Подгребельная, Н.И. Педагогические условия активизации познавательной деятельности студентов в системе дистанционного обучения: Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2009. - 23 с.

9. Полат, Е.С. Современные и педагогические технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: ИЦ "Академия", 2010. - 368 с.

10. Рыблова, А.Н. Самостоятельная познавательная деятельность студентов: пути интенсификации и руководства: Автореф. канд. дис. Саратов, 2007. - 23 с.

11. Скляренко, Т.М. Зарубежные концепции дистанционного образования // Образование и наука. - 2013. - № 1. -С. 106-117.

12. Скляренко, Т.М. Дистанционное образование: зарубежные концепции / Т.М. Скляренко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 5. - С. 65-69.

13. Тимофеева, О.Ю. Механизмы реализации дистанционного обучения в контексте ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 5. - С. 11-13.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель Шакирова Алина Альбертовна

Казанский федеральный университет (г. Казань); кандидат педагогических наук,

старший преподаватель Гизятова Ландыш Афраимовна

Казанский федеральный университет (г. Казань)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Цифровая экономика диктует свои условия современным производствам, бизнесу и образованию. Статья представляет определения ключевого понятия «цифровая экономика» и его особенности. На первый план в рамках данного исследования выходят цифровые компетенции современного выпускника. Использование цифровых технологий в процессе обучения является объективной необходимостью. Эти инструменты повышают мотивацию учащихся, заинтересованность в изучении предмета и в какой-то мере облегчают ежедневный труд преподавателя, экономя его время. Набор используемых преподавателем цифровых инструментов сегодня достаточно широк. Однако из-за быстрого роста количества новых технологий иногда сложно отследить, изучить и внедрить в процесс обучения тот или иной инструмент. Данное исследование представит набор цифровых инструментов, которые может использовать преподаватель в рамках любого курса - они достаточно универсальны. В статье описан опыт создания онлайн курса «Академическая мобильность» для магистров направления «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Онлайн курс является одной из форм интерактивной работы со студентами в дистанционном формате. Платформа Moodle, на которой создан курс, представляет широкий набор возможностей по представлению материала и контролю его усвоения. Также детально рассмотрен такой вид работы, как проект по материалам лекции. В рамках работы над проектом студенты учатся работать с такими цифровыми инструментами, как программы по обработке больших данных, дистанционной командной коммуникации и дистанционной групповой работе. Представленные в статье инструменты позволят облегчить труд преподавателя, при этом не умаляя качества преподавания. Студенты получают практические навыки работы с цифровыми инструментами, которые они, как будущие учителя, смогут успешно применить в своей предстоящей педагогической работе.

Ключевые слова: цифровая экономика, онлайн курс, академическая мобильность, магистры, Moodle.

Annotation. The digital economy dictates its terms to modern industries, business and education. The article presents the definition of the key concept of "digital economy" and its features. In the framework of this study, the digital competencies of a modern graduate come to the fore. The use of digital technologies in the learning process is an objective necessity. These tools increase students' motivation, interest in studying the subject and, to some extent, improve the daily routine of the teacher, saving his time. The set of digital tools used by the teacher today is quite wide. However, due to the rapid growth in the number of new technologies, it is sometimes difficult to track, study and implement one or another tool in the teaching process. This study will present a set of digital tools that a teacher can use within any course - they are quite universal. The article describes the experience of creating the online course "Academic Mobility" for masters with the major "Theory and Methods of Teaching Foreign Languages and Cultures". An online course is one of the forms of interactive work with students in a remote format. The Moodle platform, on which the course was created, provides a wide range of opportunities for presenting material and monitoring the results. Also, such type of work as a project based on the lectures' materials is considered in detail. As a part of the project, students learn to work with digital tools such as big data processing programs, remote team communication and remote group work. The tools presented in the article will facilitate the work of the teacher without worsening the quality of teaching. Students improve their practical skills in working with digital tools, which they will be able to successfully apply in their future teaching work.

Key words: digital economy, online course, academic mobility, masters, Moodle.

Введение. Сегодня весь мир наблюдает активный переход от традиционных форм передачи информации, коммуникации к быстрым, дистанционным цифровым способам организации работы, общения и образа жизни в целом. Можно с уверенностью утверждать, что условия короновирусной пандемии вскрыли и вынесли на поверхность необходимость задуматься о смене многих парадигм, в том числе в образовании. Безусловно, преподаватели и ранее использовали ряд цифровых инструментов в своей работе. Однако, столкнувшись с острой необходимостью быстро пересмотреть свои ежедневные рутинные действия в работе со студентами, не все работники образования осознали, что могут мобильно и качественно перейти на новый дистанционный формат обучения. Недостаток знаний и практики в данной сфере привел к тому, что ряд студентов потеряли интерес к таким онлайн занятиям, предпочитая традиционный офлайн вариант.

В данной статье мы хотели бы поделиться опытом создания онлайн курса на платформе Moodle для студентов-магистров второго года обучения. Также мы рассмотрим ряд цифровых инструментов, которые мы использовали на семинарских занятиях со студентами и которые могут пригодиться преподавателям для работы со студентами по любому предмету.

Изложение основного материала статьи. В условиях цифровой экономики вопросы использования актуальных цифровых инструментов для вовлечения студентов в более активный учебный процесс становятся особенно актуальными. Хотя причина не только в повышении интереса студентов к предмету. Современный работодатель выдвигает ряд конкретных требований к будущим выпускникам вузов. Сейчас рынку требуется не просто юрист, а юрист со знанием смарт контрактов. И не просто учитель английского языка, а учитель со знанием технологий искусственного интеллекта, применяемых в работе с языками.

Если ранее цифровизацию рассматривали как компьютеризацию, либо просто использование компьютера и проектора на уроке, то сейчас мы понимаем, что цифровизация - гораздо более широкий и объемный аспект жизни общества. Условия цифровой экономики планомерно меняют все сферы жизни общества через использование человекозаменяющих систем, ускоряющих бизнес процессы. Р.М. Мещеряков следующим образом определяет цифровую экономику: это экономика, основанная на цифровых технологиях в области товаров и услуг, а также это экономическое производство с использованием цифровых технологий, включая цепочку товаров и услуг, оказываемых с их помощью [4, C. 51-52].

Ключевыми характеристиками современного мира в условиях цифровой экономики являются:

✓ Резкое увеличение объема данных.

✓ Изменение коммуникации.

✓ Свобода развития.

✓ Увеличение количества и скорости появления новых технологий, изменение производства.

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» представляет следующие проекты:

✓ Нормативное регулирование цифровой среды.

✓ Кадры для цифровой экономики.

✓ Информационная инфраструктура.

✓ Информационная безопасность.

✓ Цифровые технологии.

✓ Цифровое государственное управление.

✓ Искусственный интеллект [3].

В контексте высшего образования и образования в целом на первый план выходят не только цифровые инструменты, используемые в процессе обучения, но и цифровые компетенции современного выпускника, а также цифровая грамотность и безопасность. Если 15-20 лет назад общение в соцсетях и мессенджерах было в новинку, то сейчас ребенку с приобретением нового гаджета необходимо пройти как минимум инструктаж в несколько часов для того, чтобы понять с чем он имеет дело, какие есть правила и этика общения, работы и отдыха онлайн, и какие опасности его поджидают в интернет пространстве. На деле же молодые люди достаточно свободны в выборе как гаджетов, так и использования их. Поэтому вопросы безопасности и этики как никогда актуальны.

Не менее важны и вопросы содержания цифровой образовательной среды. Как справедливо отмечает О.В.Башарина цифровая образовательная среда должна включать результативно-коррекционный блок для оценки образовательной траектории студента. Исследователь подчеркивает, что цифровая образовательная среда должна включать ценностно-смысловой, программно-методический, информационно-знаниевый, коммуникационный и технологический компоненты [1, C. 8].

Если изначально процесс преподавания и обучения выглядел в виде непосредственного контакта учитель-ученик и подразумевал нахождение их в одном месте и времени, то сейчас этого не требуется. Так же, как и традиционное видение библиотек, где нет необходимости физически находиться в читальном зале и перебирать картотеку, чтобы найти нужную книгу. Поэтому со временем и появилась сама идея дистанционного обучения [7]. При этом сегодня наиболее популярны онлайн курсы и онлайн платформы для обучения [8]. В связи с огромной вовлеченностью студентов в виртуальное пространство интернета, онлайн курсы призваны главнее всего повысить мотивацию и интерес студентов к изучению предмета. Ученые доказали, что действительно вовлеченность студентов в изучение материала лекций выше при использовании цифровых инструментов по сравнению с классическим вариантом чтения преподавателем лекции, хотя оценки при этом практически не меняются [6].

По мнению Н.Ш. Козловой электронная информационно-образовательная среда - это обязательная составляющая современного образовательного процесса. При этом преимущества ее очевидны:

✓ Минимизация технологических пробелов.

✓ Решение современных проблем образования,.

✓ Персонализация траектории обучения.

✓ Отсутствие границ времени и пространства [2, C. 5-6].

В Казанском федеральном университете (КФУ) есть возможность выносить ряд занятий в электронной форме, в связи с чем мы задались целью создать курс под названием «Академическая мобильность» для магистров-лингвистов направления «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Курс создавался на платформе Moodle. Данная платформа активно используется преподавателями КФУ для создания онлайн курсов различного образца. Преимущества использования этой платформы состоят в удобстве отслеживания активности студентов и контроля уровня сформированных знаний посредством широкого набора различных форм контроля: задания, тест, форум - самые популярные из них. Наш курс состоит из нескольких разделов, согласно тематике курса. Перед началом работы с курсом студент знакомится с рабочей программой, тематическим планом, распределением баллов и оценок за курс, примерными сроками прохождения курса, а также методическими рекомендациями по работе с курсом. Каждая лекция сопровождается видеороликом и презентацией. Структурно каждая лекция состоит из следующих блоков:

✓ Лекция.

✓ Видеоролик.

✓ Презентация.

✓ Задание по проблематике лекции.

✓ Форум.

✓ Тест (15 вопросов).

✓ Список литературы.

✓ Ссылки на полезные источники.

Задания выполняются дистанционно и прикрепляются в виде файла на платформе. В форуме преподаватель просит высказаться каждого студента по проблеме, связанной с темой лекции. Студенты печатают свой ответ в блоке для дискуссии. Текущие тесты представлены после каждой лекции и включают в себя 15 вопросов по материалу лекции. Также имеется промежуточное тестирование в середине курса из 15 вопросов и итоговое тестирование из 100 вопросов в конце курса. Количество попыток и время выполнения можно ограничить. Список литературы включает в себя ссылки на материал, использованный в лекции. При этом при желании ознакомиться с первоисточниками каждая лекция имеет ссылки на онлайн ресурсы для дальнейшей работы студента.

Отдельно мы хотели бы остановиться на ряде заданий, выполняемых студентами в рамках данного курса с использованием цифровых инструментов. Перед началом работы с курсом и по окончании его студентам предлагается пройти онлайн опрос в Яндекс.Формах, либо программах Mentemeter/Testograf. Входной опросник содержит несколько вопросов следующего плана:

S Какие у вас ожидания от курса?

S Как вы думаете - о чем это курс?

S Какие знания вы хотели бы получить в рамках данного курса?

На выходе студентам задаются следующие вопросы:

S Есть ли темы, которые остались непонятны?

S Как улучшить курс?

S Что большего всего понравилось на курсе?

S Что не понравилось на курсе?

S Какие темы добавить/убрать из курса?

Таким образом, подобная обратная связь, которую легко оформить за пару минут без регистрации и анонимно, позволит преподавателю совершенствовать курс при необходимости.

По завершении одной из тем, посвященной нормативному обеспечению академической мобильности студентов в РФ, студентам предлагается создать квиз (викторину) по данной теме в программе Myquiz. Тема нормативной базы довольно сложная, включает множество понятий, статей законов, актов и приказов, поэтому создание квиза по данной проблеме поможет закрепить знания студентов по теме.

Отдельно хотелось бы остановиться на итоговой групповой работе студентов над проектом. Проект посвящен современному состоянию и тенденциям развития академической мобильности в ряде стран на выбор. Студенты делятся на мини-группы, выбирают страну для анализа и выбирают руководителя проекта между собой. Работа над проектом ведется полностью дистанционно. Распределив между собой задачи, каждый член мини-группы работает над поставленной задачей самостоятельно. Однако у каждой мини-группы есть одна общая доска, где и ведется основная работа над проектом. Это может быть Padlet, Miro, Jamboard, Notion, Trello либо другие доски на выбор студентов. Здесь создаются разделы/стикеры/подглавы для каждой задачи, то есть для каждого члена мини-группы. При этом в ходе работы студенты могут вносить коррективы, исправлять ошибки друг друга. До защиты проводится предзащита: преподаватель создает онлайн конференцию через приложение Webinar, Skype, Zoom, либо Яндекс.Телемост и проверяет промежуточные итоги студентов. При этом для общения между собой студенты также могут использовать эти приложения, либо создавать чаты/каналы (What's app, telegram) для обмена информацией и общения. Работа над проектом включает анализ и обработку больших данных (отчетов по странам о количестве мобильных студентов, о вузах-партнерах, программах мобильности и т.д.), поэтому студентам рекомендовано использовать Яндекс/Google.Формы, Яндекс/Google.Диск, МойОфис для обработки и хранения больших данных. Защита проектов проводится дистанционно через Webinar, Skype, Zoom, либо Яндекс.Телемост. Студенты представляют презентацию (Power point) и кратко знакомят аудиторию с результатами своей работы, задают друг другу вопросы и получают рекомендации.

Баллы за работу над курсом распределяются следующим образом:

Текущий контроль:

1 .Контрольная работа 1 - 5 баллов,

2.Контрольная работа 2 - 5 баллов,

З.Задания - 14 баллов,

4.Тестирования - 7 баллов,

5.Промежуточное тестирование - 1 балл,

6.Итоговое тестирование - 10 баллов,

7.Презентация проекта - 8 баллов.

Промежуточная аттестация принимается в виде зачета: устный ответ на два вопроса из билета (50 баллов).

Выводы. Таким образом, представленные виды работы развивают навыки групповой работы, креативное мышление, навыки работы с большими данными, а также навыки коммуникации и кооперации в цифровой среде. Данные навыки являются ключевыми цифровыми компетенциями современного студента. В целом, использование вышеперечисленных цифровых технологий нацелено не только на закрепление знаний по курсу «Академическая мобильность», а больше на развитие практических навыков магистров-будущих учителей в использовании новых цифровых инструментов на практике, что они успешно смогут применять в своей будущей работе.

Говоря о перспективах использования цифровых технологий в рамках курса «Академическая мобильность» представляет интерес использование технологий виртуальной и дополненной реальности. При соответствующей технической возможности студенты могли бы виртуально присутствовать на лекциях в вузе в любой точке мира. Ранее такой вид мобильности, как виртуальный даже не рассматривался как вид мобильности, наряду с программами Эразмус, Фулбрайт, либо программами двойных/совместных дипломов, которые предполагали физическое перемещение студента в вуз-партнер программы [5, С. 134]. Однако реалии времени позволяют нам допустить, что виртуальные перемещения студентов между вузами на ограниченный срок могут вскоре заменить физические. При этом цифровые технологии сделают такие перемещения максимально быстрыми и реальными.

Безусловно, условия цифровой экономики существенно меняют уклад жизни человека в целом. При этом привычные методы и инструменты, используемые в работе преподавателя, также претерпевают быстрые и значительные изменения. Плюсом является то, что у студентов есть доступ к большим объемам информации, студенты достаточно свободны в выборе источников и способах работы с этой информацией. Современные курсы интерактивны и привлекательны. Однако в то же время вопросы качества информации и безопасности в сети идут рука об руку с вышеупомянутыми преимуществами. Здесь главная задача преподавателя уметь балансировать между интерактивностью и качественным содержимым курса, а также донести студентам важность безопасности в Сети.

Литература:

1. Башарина, О.В. Проектирование информационно-образовательной среды профессиональной образовательной организации на основе системы управления дистанционным обучением Moodle: учеб.-метод. пособие / О.В. Башарина. -Челябинск, 2015. - 64 с.

2. Козлова, Н.Ш. Цифровые технологии в образовании / Н.Ш. Козлова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - №1. - С. 1-9.

3. Национальная программа «Цифровая экономика РФ» https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/

4. Паньшин, Б. Цифровая экономика: понятия и направления развития / Б. Паньшин // Наука и инновации. - 2019. -№3 (193). - С. 48-55.

5. Шакирова, А.А. Академическая мобильность студентов как инструмент сетевого взаимодействия вузов / А.А. Шакирова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №4. - С. 134.

6. Jennyfer, M.A. The impact of presentation graphics on students' experience in the classroom / M.A. Jennyfer, L.L. Eric, A.S. James // Computer education. - 2006. - 47. - 116-126.

7. Nasseh, D. A brief history of distance education. - 2009. - URL: www.seniornet.org/edu/art/history.html

8. Valentine, D. Distance learning: promises, problems, and possibilities. - 2002. - URL: www.westga.edu/~distance/ojdla/fall53/valentine53.html

Педагогика

УДК 372.4

кандидат педагогических наук, доцент Шарычева Мария Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Значительные перемены в социально-экономической и политической жизни нашего государства не могли не затронуть и систему образования. Важнейшим этапом в процессе общего образования школьника является начальная школа, за период обучения в которой ученику необходимо овладеть программным материалом предметных дисциплин, заложив фундамент для дальнейшего обучения и развития. При этом стоит отметить, что качество обучения напрямую зависит от уровня заинтересованности и вовлеченности ребенка в образовательный процесс. Мотивация учения в младшем школьном возрасте - одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции. Автор статьи рассматривает мотивацию с разных точек зрения: как комплекс факторов, определяющих поведение; как совокупность мотивов и как побуждение, вызывающее активность организации и определяющее ее направленность. Кроме того, автором была приведена классификация мотивов учения (мотивы понимающие и реально действующие - учащиеся осознают, что необходимо учиться, но это еще может не побуждать ребёнка включаться в ход учебного процесса, мотивы ведущие и второстепенные, мотивы, формируемые обучением и др.). Выделены осознанные и неосознанные, реальные и мнимые мотивы. Стоит отметить, что для поддержания и развития учебной мотивации требуются такие средства, как определенный уровень самостоятельности, успешность осуществляемых действий, постоянное поддержание положительной обратной связи, сформированность нравственных качеств (по пирамиде человеческих потребностей А. Маслоу). Также в статье рассмотрена тесная взаимосвязь между спецификой мотивации учения учащегося начальной школы и особенностями психолого-педагогической характеристикой ребёнка младшего школьного возраста. Автор дает практические рекомендации при работе над повышением общего уровня мотивации учащихся начальных классов.

Ключевые слова: младший школьный возраст, мотивация, мотив, особенности формирования мотивации.

Annotation. Significant changes in the socio-economic and political life of our state could not but affect the education system. The most important stage in the process of general education of a student is the elementary school, during the period of study in which the student needs to master the program material of subject disciplines, laying the foundation for further education and development. At the same time, it should be noted that the quality of education directly depends on the level of interest and involvement of the child in the educational process. Motivation for learning at primary school age is one of the central problems of the modern school. Its relevance is due to the renewal of the content of education, the setting of tasks for the formation of schoolchildren's methods of independent acquisition of knowledge and cognitive interests, the implementation of the unity of the ideological-political, labor, moral education of schoolchildren, the formation of an active life position in them. The author of the article considers motivation from different points of view: as a complex of factors that determine behavior; as a set of motives and as an incentive that causes the activity of the organization and determines its direction. In addition, the author gave a classification of learning motives (understanding and really acting motives - students realize that it is necessary to learn, but this may not yet encourage the child to be included in the educational process, leading and secondary motives, motives formed by training, etc.). Conscious and unconscious, real and imaginary motives are singled out. It should be noted that in order to maintain and develop learning motivation, such means as a certain level of independence, the success of ongoing actions, the constant maintenance of positive feedback, the formation of moral qualities (according to A. Maslow's pyramid of human needs) are required. The article also considers the close relationship between the specifics of the motivation of the teaching of a primary school student and the peculiarities of the psychological and pedagogical characteristics of a child of primary school age. The author gives practical recommendations when working on increasing the general level of motivation of primary school students.

Key words: primary school age, motivation, motive, features of motivation formation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Одним из главных направлений в практике современного преподавания является формирование учебной мотивации обучающихся. Вопрос о недостаточной сформированности мотивации учения заключается в том, что, имея одинаковый уровень умственных способностей учащиеся демонстрируют разные показатели способностей к обучению. Вследствие этого вопрос о повышении качества усвоения младшим школьниками знаний решается совместно с проблемой развития и формирования у детей мотивов учения, которая проявляется не только в познавательной активности, но и в осознании личностной и общественной значимости учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.