К.Ю. Курилов, А.А. Курилова
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ..
PRINCIPLES OF THE SYSTEM OF CUSTOMER RELATIONSHIP MANAGEMENT
INDUSTRIAL ORGANIZATIONS
© 2015
K.Yu. Kurilov, Ph.D., assistant professor of «Finance and Credit» A.A. Kurilova, Ph.D., professor of «Finance and Credit»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. Changes in the market over the past decade - increasing competition, increasing the number of goods and services, rising costs for storage and transportation of products made modern company to use new ways to retain competitive advantage and increase revenues. So many companies on the market trying to attract new customers and retain existing ones. The problem is that in recent years has increased the number of client needs, the buyers you want a more personalized service, products and service tailored to their needs. The solution to this problem is the implementation of business strategy Customer Relationship Management (customer relationship Management).
Keywords: CRM, business strategy, long-term customer loyalty, direct mail, brand life cycle, customer demand, customer loyalty, sales process, competition, concept, advertising, stimulants demand, direct mail, corporate culture.
УДК 338.24.01
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОПРОМА
© 2015
A.A. Курилова, доктор экономических наук профессор кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Российский рынок автотранспортных средств показывает отрицательную динамику, по итогам 2013 года объем продаж автомобилей сократился на 5,5 %, а по итогам 2014 на 7 % по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года. При этом наибольший спад продаж испытали отечественные бренды (-15 %). Таким образом, перед отечественными производителями стоит задача повышения конкурентоспособности своей продукции, которая в первую очередь определяется ценой на готовый продукт - автомобиль. Практика деятельности зарубежных компаний показывает что одним из способов оптимизации цены на автомобиль является система тарег-костинг позволяющая получить автопроизводителю необходимую цену на продукцию.
Ключевые слова: автомобилестроение, таргет-костинг, себестоимость, целевая себестоимость, дрифтинг-затра-ты, затраты плюс, целевой метод планирования себестоимости, бизнес-процессы, издержки, концепция управления издержками, жизненный цикл продукта.
По итогам 2013 года российский рынок автотранспортных средств показал отрицательную динамику, объем продаж легковых автомобилей снизился на 2,6 млн. шт. или 5,5 %. Основной фактор, повлиявший на снижение объемов продаж автомобилей в 2013 году -падение объемов продаж отечественных автомобилей. Объемы продаж снизились на 16 %, с 580 тыс. шт. до 487 тыс. шт. [1, с.1]. В первом квартале 2014 года указанная тенденция получила продолжение, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года продажи упали на 7 % [2, с.1]. Как и в прошлом году, лидерами снижения являются производители отечественных автомобильных брендов. Сложившаяся ситуация вновь ставит вопрос о будущем российского автопрома. В сложившейся ситуации российским автопроизводителям необходимо принимать широкий спектр мер: улучшение качества выпускаемых автомобилей, улучшение их потребительских свойств. Вместе с тем наиболее проблемным вопросом остается цена на реализуемый автомобиль. Не секрет что наряду с усилением конкуренции происходит рост основных факторов формирующих цену на автомобиль - всех видов энергии, металла, комплектующих и затрат на оплату труда. В этой связи очень актуальным использование системы таргет-костинг - целевого формирования себестоимости [3, с.145].
Целевое формирование себестоимости возникла в семидесятые годы в Японии.
Сейчас целевое формирование себестоимости применяется различными компаниями различных отраслей промышленности, а также компании занятые оказанием услуг. Основной эта бизнес-процесса где применяется целевое формирование себестоимости это проектирование продукции или услуги, а также калькуляция затрат на изготовление продукции.
Наибольшее применение система целевого формирования себестоимости нашла в компаниях имеющих выход на международные рынки и функционирующих в рыночных условиях, которые связаны с высокой конкуренцией. К таким отраслям промышленности относятся автомобилестроение, электроника, а также другие высо-
кодинамические отрасли с высоким потенциалом развития. Эта стратегия позволяет реализовать агрессивную маркетинговую стратегию позволяющую вытеснить с рынка конкурентов [4, с.225].
Уже много лет система целевого планирования себестоимости применяется производственными компаниями. Наибольшее распространение система целевого планирования себестоимости получила в тех отраслях промышленности, где происходить непрерывное проектирование обновленных продуктов или услуг.
Целевое планирование себестоимости применяют около восьмидесяти процентов крупных азиатских компаний, таких как Тойота, Ниссан, Сони, Дайхатсу, Кэнон, а также значительная часть североамериканских и транснациональных компаний таких как Даймлер, Катерпиллер, Проктер энд Гэмбл. Основная цель использования системы целевого планирования себестоимости это повышение качества и доходности производимой продукции. Как показывает практика компании расположенные в США и Европе осуществляют внедрение целевого планирования себестоимости более медленно, чем компании с японским капиталом. Причина этого заключается в том, что компании США и Европы пользуются традиционными подходами к менеджменту затрат и приема их калькулирования. Это не позволяет американским и европейским компаниям полностью принять философию целевого планирования себестоимости позволяющую компаниям более быстро и эффективно адаптироваться к условиям высоко конкурентной внешней среды.
Сравнительный анализ бизнес-процессов управления и планирования издержек американских и японских компаний показывает что компании, использующие для получения информации «ортодоксальные» системы учета издержек расходуют больше временных и денежных ресурсов на создание новых образцов продукции или услуг. Причина этого заключается в том, что обратные связи традиционных - «ортодоксальных» систем дают возможность определить будущие издержки связанные с производством продукции только в конце бизнесс-про-
А.А. Курилова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ...
цесса по проектированию, разработки и пилотному выпуску продукции.
При этом в случае если издержки на производство продукции превышают возможную цену реализации то бизнес-процесс начинается вновь.
В отличие от традиционных систем учета затрат система целевого планирования себестоимости позволяет руководству предприятия осуществить принятие решений о производстве того или иного вида продукции на ранних стадиях разработки какого либо продукта или услуги. При использовании нового метода учета затрат меняется основная концепция подхода к управлению затратами которая в традиционной системе отвечает на вопрос связанный с себестоимостью конечной продукции, а при использовании метода целевого планирования себестоимости решается вопрос о размере себестоимости который может иметь конечный будущий продукт или услуга. Основная цель системы снижение издержек на производство продукции не в процессе ее производства, а на стадии ее проектирования и подготовки к производству.
Целевое планирование себестоимости представляет собой полноценную концепцию управления издержками направленную на поддержание стратегии снижения издержек производства и позволяющую осуществлять планирование производства новых видов продукции, а также контролировать будущие издержки планируемой к производству продукции и осуществлять калькулирование издержек на производство продукции (услуг) в соответствии с требованиями рынка.
Целевое планирование себестоимости основывается на том, что цена продукция или услуги должна соответствовать цене, которая определена рынком. Поэтому в начале проектирования продукции должна быть определена рыночная цена н той или иной вид продукции или услуги и потом на основании этой цены необходимо рассчитать издержки на производство продукции. Таким образом, метод целевого планирования себестоимости предполагает наличие информации о себестоимости продукции которая позволяет при цене определенной рынком получать достаточную для расширенного воспроизводства прибыль. Обязательным условием успеха применения целевого планирования себестоимости является то, что разрабатываемый продукт или услуга должен по качеству, срокам выхода на рынок и цене должен соответствовать потенциальным ожиданиям покупателя.
Цена, определяемая рынка в целевом планировании себестоимости называется базовой, разница между издержками и ценой реализации определяется как целевая прибыль, и издержки при которых достигается целевая прибыль называются целевой себестоимостью.
Показатель целевая себестоимость в системе целевого планирования себестоимости имеет отличия от традиционного показателя плановая себестоимость, существующего в «ортодоксальной» системе учета и планирования. Основное различие показателя плановой себестоимости заключается в том, что в классическом методе издержки определяются на основании утвержденных норм затрат на единицу изделия действующих в данной компании. Нормы затрат определены на основании используемых на конкретном предприятии технологий производства, характеристиках предлагаемой покупателям продукции или оказываемых услуг.
Следовательно, плановая себестоимость определяется на основании средних значений издержек предыдущих периодов, в лучших случаях в качестве плановой себестоимости используются наилучшие показатели издержек конкретного предприятия или отраслевые значения издержек. В системе целевого планирования себестоимости целевая себестоимость это значение издержек при котором при определенной цене достигается необходимая прибыль [5, с.19].
Для того что бы позиционирование производимой
продукции было наиболее точным, важно использовать наиболее точную и объективную информацию о пожеланиях потенциальных покупателей к этой продукции, а также определить стоимость по которой возможно реализовать данную продукции. Пристальное внимание необходимо специфические качества продукции, которые являются наиболее важными для покупателя. Это позволяют сделать опросы потенциальных покупателей, в которых целесообразно добавить специальные вопросы, позволяющие выявить значение показателя качества изделия, который потенциальные покупатели считают приемлемым.
Данные полученные в ходе опросов оцениваются в целях сокращения издержек и оптимизации процесса производства. При этом определяются все свойства продукции, которые требуют улучшения, принимаются решения об изменении комплектующих на более качественные, сокращается число используемых комплектующих в изделии используются комплектующие с похожими свойствами, но более высоким качеством и низкой ценой.
Общая вышесказанное можно сделать следующие выводы об отличительных чертах системы целевого планирования себестоимости:
Во-первых, система ориентирована на требования покупателей и требования конкурентной среды определяемой рынком;
Во-вторых система определяет целевые затраты для новой продукции для того что при определенной ситуации на рынке достичь запланированных в среднесрочном и долгосрочном периоде финансовых результатов;
В-третьих целевое планирование себестоимости позволяет определить корреляцию между желаниями потенциальных покупателей и издержек на производство продукции в соответствии с запросами покупателей;
В-четвертых система подразумевает рассмотрение продукции или услуги на протяжении всего жизненного цикла.
Оптимальный процесс функционирования системы целевого управления себестоимостью может быть представлен в виде следующей процедуры.
Компания осуществляет исследование рынка и по результатам этого исследования осуществляет позиционирования продукции или услуги, устанавливает оптимальную цену на продукцию, или услуги, оценивает потенциальный объем продаж продукции и услуг. На этом этапе выделяются базовые характеристики продукции и услуг, которым покупатели уделяют наибольшее внимание.
Полученные на основании прогноза данные о выручке используются в как база для вычисления размера расходов, которые могут быть осуществлены в процессе хозяйственной деятельности компании. Такие расходы называются допустимыми. Они определяются как разница между определенной прогнозом выручки и необходимой прибыли по конкретному виду продукции или услуги. Для повышения наглядности допустимые издержки группируются и суммируются применительно к отдельных узлам и комплектующим изделиям.
Далее исходя из используемого в компании технологического процесса, определяются затраты на производство каждого вида продукции. Затраты данного вида в системе целевого планирования себестоимости называются дрифтинг-затратами.
Дрифтинг-затраты сравниваются с допустимыми затратами, и если сумма первых превышает сумму вторых, то реализуются мероприятия направленные на снижения расходов производства, в том числе с помощью применения новых технических средств и технологий производства.
Результатом проведенных мероприятий должен быть разработанный продукт, который соответствовал запросам покупателей в отношении его качества и функциональных характеристик и одновременно мог быть про-
А.А. Курилова экономические
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ... науки
изведен по такой себестоимости, которая не превысит значение, максимально допустимое рынком.
Процедуру внедрения системы целевой себестоимости можно разбить на шесть этапов. Рассмотрим на примере автомобильной компании:
1. Оценка российского рынка автомобилей:
а) выявление запросов потребителей относительно необходимых покупателю опций, харрактеристик и качества;
б) определение прогнозных объемов реализации автомобилей, оценка возможной цены в соответствии с требованиями рынка;
2. Определение размера допустимых издержек по продукту;
3. Разработка дизайна продукции, проведение инжиниринга, создание прототипа продукции;
4. Определение издержек по каждому элементу продукции;
5. Оценка доли элемента в общей сумме издержек;
6. Определение индекса целевых издержек и построение диаграммы контроля за целевыми издержек.
Сама идея, положенная в основу концепции целевого планирования себестоимости, проста.
Руководители японских предприятий изменили обычную формулу ценообразования, которая подразумевала суммирование издержек предприятия и необходимой нормы прибыли для определения цены на реализуемую продукцию на формулу, подразумевающую, что цена себестоимость продукции определяется ценой возможной реализации и необходимой нормой прибыли.
Такое решение дало положительный результат в виде инструмента оптимизации затрат на стадии проектирования и разработки продукции.
Как отмечалось выше, система целевого планирования себестоимости, в противовес «ортодоксальным» способам формирования цены исходит из того что издержки на производство продукции (услуги) определяются на основе возможной цены реализации. При этом цена реализации определяется на основе исследований рынка.
Для определения целевой себестоимости изделия (услуги) величина прибыли, которую хочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены. Далее все участники производственного процесса - от менеджера до простого рабочего - трудятся над тем, чтобы спроектировать и изготовить изделие, соответствующее целевой себестоимости.
Для отечественной промышленности, как и для большинства предприятий Америки и Европы более привычным, конечно, является совершенно другой подход, который определяют как классический метод расчета издержек или принцип использующий суммирование затрат и необходимого размера прибыли. Таким образом, это подход для определения цены на продукцию или услуги использует формулу: Стоимость продукции = Издержки + Размер наценки.
Размер наценки в свою очередь, определяется как произведение показателя процента наценки и сумму издержек на производство продукции.
Процент наценки устанавливается на основе практики, сложившейся в определённой отрасли, оценки менеджеров или исходя из необходимой нормы рентабельности. Однако, данный подход нельзя рассматривать как единственно правильный, особенно в условиях жёсткой конкуренции и изменчивой обстановки на рынке.
Среди наиболее заметных недостатков системы "затраты плюс" следует назвать игнорирование спроса, зависимость цены от метода распределения постоянных затрат, применяемого на предприятии, убежденность, что затраты являются стартовым уровнем ценообразования.
Ниже приведены основные отличия систем классического формирования себестоимости и системы целевого планирования себестоимости, которые и 52
ют характерные черты каждой концепции см. таблицу 1.
Таблица 1 - Основные отличия систем классического формирования себестоимости и системы целевого планирования себестоимости
Система классического формирования себестоимости Система целевого планирования себестоимости
Оценка потенциального рынка продукции не влияет на планирование затрат Планирование затрат проводиться на основании изучения спроса и предложения на рынке
Стоимость продукции зависит от затрат Цена определяется ценой возможной реализации на рынке
Основой снижения себестоимости является устранение потерь и избежание неэффективных действий сотрудников Оптимизация себестоимости достигается за счет оптимального дизайна и процесса проектирования изделия
Потребители никак не влияют на снижение себестоимости Желания потребителей относительно потребительских свойств продукции являются базовыми при определении цены
За снижение себестоимости несут ответственность работники плановой службы или бухгалтерии Оптимизация затрат является целью менеджеров
Оценка условий поставщиков начинается после проектирования продукта Условия поставки комплектующих посевщиками оцениваются при проектировании и разработки дизайна продукта
Оценка цепочки создания стоимости включается в планирование затрат в очень малой степени или не учитывается вовсе В процессе планирования себестоимости производится анализ цепочки создания стоимости
Руководители японских предприятий, следуя концепции системы целевого планирования себестоимости, существенно изменили порядок инженерной разработки продукции и услуг. Подход к проектированию на японских предприятиях, где концепция система целевого планирования себестоимости прошла длительную "обкатку", отличается от подхода, доминирующего в западных компаниях. Например, процедура усовершенствования продукции и услуг на американских и европейских предприятиях состоит из следующих этапов: - проектирование; - определение издержек; - осуществление нового проектирования.
На японских предприятиях процедура разработки продукции и его усовершенствования имеет совершенно другой вид: - определение издержек; - осуществление проектирования; - определение и оптимизация издержек.
В целом преимущества такого подхода заключаются в следующем:
Во-первых, такой подход к разработке новой продукции и услуг обеспечивает поэтапное осмысление каждого момента, касающегося себестоимости. Руководители и служащие, стремясь приблизиться к целевой себестоимости, часто находят новые, нестандартные решения в ситуациях, требующих инновационного мышления.
Во-вторых, необходимость постоянно удерживать в голове целевую себестоимость ограждает инженеров от искушения применить более дорогостоящую технологию или материал, так как это неизбежно приведёт лишь к выходу на новый виток перепроектирования продукции и услуг.
Таким образом, весь производственный процесс, начиная с замысла новой продукции или услуги, приобретает инновационный характер, не выходя за рамки заранее установленных затратных ограничений.
Например, в автомобилестроительной отрасли Японии целевая себестоимость определяется не только для каждой новой модели, но и для каждой части проектируемого автомобиля. Дизайнеры разрабатывают пробный проект и пытаются выяснить, находится ли сметная себестоимость автомобиля в пределах целевой себестоимости. Если нет, то в проект вносятся необходимые из-
А.А. Курилова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ...
менения. Этот процедура продолжается до тех пор, пока не исчезает промежуток между сметной и целевой себестоимостью. Только после этого делают опытный образец автомобиля для испытаний.
Когда многократные изменения пробного проекта завершены и сметная себестоимость не превышает целевую, оформляется конечный вариант проекта, который передаётся в отдел производства. На протяжении первых месяцев производства фактические затраты, как правило, несколько превышают целевые из-за проблем, связанных с освоением новой модели, но затем, после выяснения причин отклонений и их ликвидации, всё приходит в норму.
Рассмотрим цифровой пример, иллюстрирующий вычисления, обычно производимые для достижения целевого сокращения затрат. Ниже приведены данные, необходимые для подсчётов.
Таблица 2 - Вычисления, обычно производимые для достижения целевого сокращения затрат
Показатель Значение
Возможная рыночная цена за единицу, тыс. руб. 150,00
Целевая норма прибыли, % 20%
Запланированный годовой объём продаж, единиц 100 000
Сметная себестоимость, млн. руб. 13 650,0
Как видим, ожидаемая рыночная цена за единицу продукции составляет 150,00 тысяч рублей., а целевая норма прибыли - 20%. Мы планируем ежегодно продавать 100 000 единиц продукции и по предварительным подсчётам сметная себестоимость запланированного объёма продаж составляет 13650 млн. руб.
Несложные подсчёты показывают, что целевая себестоимость единицы продукции равняется 120,00 тыс. руб. (150,00 - 150,00 х 0,2), а для запланированного годового объёма продаж - 12000,0 млн. руб. (120,00 х 100000).
Разница между сметной и целевой себестоимостью составит - 1650 млн.руб. (13650,0 - 12000,0). Именно эту сумму следует "сократить" любыми доступными средствами, не снижая качества продукции.
Для того, чтобы система целевого планирования себестоимости заработала в полную силу, на предприятии должна быть создана высокоорганизованная и высокопродуктивная команда, объединённая общей целью [6, с.500].
Как это может быть достигнуто? Обратимся к опыту корпорации Крайслер, которая одной из первых заимствовала японский опыт и добилась значительных успехов.
В 1990 г. Крайслер оказался в непростой финансовой ситуации. Прибыль падала, выручка от продаж уменьшалась, а рыночная стоимость акций упала до 10 долл. за одну акцию. В это же время японская автомобильная индустрия развивалась очень динамично, а японские компании активно проникали на американский рынок.
Руководство Крайслер решило, что пробил час для решительных изменений и в их компании. Среди многих других новшеств руководители среднего и высшего звена Крайслер изучили и внедрили систему целевого планирования себестоимости, которая уже много лет успешно использовалась конкурирующими японскими компаниями. Систему целевого планирования себестоимости начали использовать в процессе проектирования и разработки практически всех новых моделей, включая и новый небольшой автомобиль Неон, предназначенный для покупателей с невысокими доходами. Результат использования системы целевого планирования себестоимости был поражающим: модель Неон признали
лучшим автомобилем 1994 года, она была разработана в рекордно короткие сроки (от момента выработки концепции до вывода продукции на рынок прошёл всего 31 месяц), соответствовала высочайшим требованиям экологической безопасности и была единственной моделью в классе небольших дешёвых автомобилей, которая оказалась прибыльной.
Таким образом, результат от использования систему целевого планирования себестоимости превзошёл даже самые смелые ожидания. Всего через пять лет после внедрения систему целевого планирования себестоимости прибыли корпорации Крайслер значительно возросли, а рыночная цена акций подскочила с отметки 10 долл. за одну акцию в 1990 г. до 54 долл. за акцию в 1995 г.
Весьма интересным моментом является способ, с помощью которого руководство Крайслер сумело переломить психологические барьеры своих сотрудников и добиться успехов в применении новых идей.
Приблизительно в то время, когда начиналось создание упомянутого ранее автомобиля Неон'а, генеральный директор компании Крайслер Роберт Марселл выступил перед сотрудниками с презентацией этого проекта. Убеждая инженеров и рабочих в необходимости внедрения таргет-костинг, Марселл использовал серию слайдов, изображавших историю своего родного городка Айрон Ривер, штат Мичиган. В годы детства и юношества Марселла этот городок, получивший название по основному занятию тамошних жителей, издавна добывавших железную руду, представлял собою райский уголок, живописно расположенный среди великолепных озер и бескрайних зелёных лесов. Однако уже на следующих слайдах, изображавших более поздние времена, Марселл продемонстрировал аудитории совсем другую картину - умирающий город, окружённый терриконами заброшенных шахт. Население городка, сократившееся с начала 1960-х вдвое, более чем на 75% пребывало за чертой бедности. Что же было причиной такого упадка? Ответ оказался прост: промышленность Айрон Ривер оказалась не в состоянии конкурировать с импортной продукцией, завозимой из Бразилии и Канады.
В своём выступлении Марселл сравнил современное состояние американской автомобильной промышленности и компании Крайслер в частности с тем положением, в котором оказался Айрон Ривер, и спросил, должны ли они все вместе изменить сложившееся негативное мнение об американских производителях машин? Должны ли они сохранить американскую автоиндустрию и достойно конкурировать с японцами и европейцами? Конечно же, эти вопросы были риторическими, на которые можно было ответить только словом «Да».
Речь Марселла произвела огромное впечатление, послужившее толчком к преодолению психологического барьера по отношению к системе целевого планирования себестоимости и ставшее причиной энтузиазма рабочих. Так система целевого планирования себестоимости была внедрена и освоена, а успех, сопутствовавший автомобилю Неон, подкрепил уверенность руководства и сотрудников Крайслер в правильности выбранного ими пути.
Однако, следует помнить, что неумелое применение системы целевого планирования себестоимости может негативно сказываться на людях, находящихся под постоянным давлением своих руководителей, стремящихся во что бы то ни стало достичь целевой себестоимости.
Могут возникнуть конфликты между проектировщиками, усиленно стремящимися снизить производственную себестоимость продукта, и маркетологами, которые часто отказываются даже рассматривать предложения о снижении затрат на сбыт и продвижение продукции к конечному потребителю. Взаимное непонимание может достичь опасных пределов, если не будет вовремя погашено или предотвращено руководством [7, с.34].
Однако, на наш взгляд, концепция «target-costing» имеет больше преимуществ, чем недостатков.
А.А. Курилова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ..
Во-первых, в системе целевого планирования себестоимости функции маркетинга и проектирования реализуются совместно, а на «выходе» системы получается продукт, имеющий максимально отвечающие ожиданиям потребителей характеристики и наиболее вероятную цену реализации. При использовании системы целевого планирования себестоимости вся производственная деятельность предприятия координируется и контролируется в соответствии с важным стратегическим ориентиром - целевой себестоимостью.
Во-вторых, система целевого планирования себестоимости прекрасно совмещается с бюджетированием, планированием прибыли, формированием центров ответственности, различными стратегиями ценообразования и оценочными процедурами и хорошо интегрируется в стратегический управленческий учёт.
В-третьих, система целевого планирования себестоимости является и стратегическим, и операционным инструментом.
В-четвёртых, положительной характеристикой системы целевого планирования себестоимости является фокусирование внимания на внешних (рыночных), а не исключительно на внутренних факторах.
В-пятых, система целевого планирования себестоимости помогает мотивировать ориентированное на рынок поведение сотрудников, указывая на допустимую с точки зрения рынка себестоимость, которая должна быть осознана, если компания хочет оказаться прибыльной в условиях конкуренции.
На наш взгляд, это инструментарии современного менеджмента, который заслуживает внимания современных менеджеров, и действительно работающий спо-
соб предохранения от экономических неудач, требующий глубокого анализа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Результаты продаж новых легковых автомобилей в России и мире в 2013 году // ПрайсвотерхаусКуперс [сайт]: URL: http://www.pwc.ru/rU/automotive/ publications/index.jhtml (дата обращения: 5.03.2015).
2. Автомобильный рынок России: результаты 1 полугодия 2014 г. и перспективы развития // ПрайсвотерхаусКуперс [сайт]: URL: http://www.pwc. ru/ru/automotive/publications/index.jhtml (дата обращения: 5.03.2015).
3. Курилова А.А. Бюджетирование как элемент финансового механизма управления затратами на предприятиях автомобилестроения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 4. С. 144-148.
4. Курилова А.А. Формирование системы финансового планирования на предприятиях автомобильной промышленности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 2. С. 224-228.
5. Курилова А.А. Формирование системы финансового планирования на предприятиях автомобильной промышленности // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 36. С. 18-26.
6. К.Друри Управленческий и производственный учет // М: Юнити-Дана, 2010. - 1424 с.
7. Иванов Д.Ю. Прикладная модель системы материального стимулирования (на примере предприятия специального машиностроения) // Проблемы управления. 2010. № 6. С. 33-37.
THE USE OF TARGETED METHODS OF PLANNING THE COST IN ORDER TO IMPROVE PERFORMANCE OF AUTOMOBILE ENTERPRISES
© 2015
A.A. Kurilova, Ph.D., professor of «Finance and Credit»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract: The Russian market of vehicles shows a negative trend, according to the results of 2013 the volume of car sales fell by 5.5%, and up to 2014 by 7% compared to the same period last year. The greatest decline in sales experienced domestic brands (-15%). Thus, before the domestic producers should challenge of improving the competitiveness of their products, which is primarily determined by the price of the finished product - a car. Practice activities of foreign companies shows that one way to optimize the price of the car is costing tareg system allows the automaker to receive the necessary price for the products.
Keywords: automotive, target costing, cost, target cost of drifting-cost, cost-plus, the target cost planning method, business processes, costs, the concept of cost management, product life cycle.