Научная статья на тему 'Использование системы таргет-костинг для повышения эффективности деятельности предприятий российской автомобильной промышленности'

Использование системы таргет-костинг для повышения эффективности деятельности предприятий российской автомобильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / AUTOMOTIVE / ТАРГЕТ-КОСТИНГ / TARGET COSTING / СЕБЕСТОИМОСТЬ / COST / ЦЕЛЕВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ / TARGET COST / ДРИФТИНГ-ЗАТРАТЫ / ЗАТРАТЫ ПЛЮС / DRIFTING-COST / COST-PLUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилов Кирилл Юрьевич, Курилова Анастасия Александровна

Российский рынок автотранспортных средств показывает отрицательную динамику, по итогам 2013 года объем продаж автомобилей сократился на 5,5 %, а по итогам 2014 на 7 % по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года. При этом наибольший спад продаж испытали отечественные бренды (-15 %). Таким образом, перед отечественными производителями стоит задача повышения конкурентоспособности своей продукции, которая в первую очередь определяется ценой на готовый продукт автомобиль. Практика деятельности зарубежных компаний показывает что одним из способов оптимизации цены на автомобиль является система тарег-костинг позволяющая получить автопроизводителю необходимую цену на продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курилов Кирилл Юрьевич, Курилова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING TARGET COSTING TO IMPROVE PERFORMANCE ENTERPRISES RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY

The Russian market of motor vehicles shows a negative trend, by the end of 2013, the volume of car sales fell by 5.5 %, and by the end of 2014 by 7 % compared with the same period last year. The greatest decline in sales experienced domestic brands (-15 %). Thus, domestic producers face the task of increasing the competitiveness of their products, which is primarily determined by the price of the finished product the car. Practice the activities of foreign companies shows that one of the ways to optimize the price of the car is Tarah-costing allows you to get the automaker necessary price for the products.

Текст научной работы на тему «Использование системы таргет-костинг для повышения эффективности деятельности предприятий российской автомобильной промышленности»

УДК 338.24.01

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТАРГЕТ-КОСТИНГ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИИ РОССИЙСКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© 2014

К.Ю. Курилов, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» A.A. Курилова, доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Российский рынок автотранспортных средств показывает отрицательную динамику, по итогам 2013 года объем продаж автомобилей сократился на 5,5 %, а по итогам 2014 на 7 % по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года. При этом наибольший спад продаж испытали отечественные бренды (-15 %). Таким образом, перед отечественными производителями стоит задача повышения конкурентоспособности своей продукции, которая в первую очередь определяется ценой на готовый продукт - автомобиль. Практика деятельности зарубежных компаний показывает что одним из способов оптимизации цены на автомобиль является система тарег-костинг позволяющая получить автопроизводителю необходимую цену на продукцию.

Ключевые слова: автомобилестроение, таргет-костинг, себестоимость, целевая себестоимость, дрифтинг-затра-ты, затраты плюс.

По итогам 2013 года российский рынок автотранспортных средств показал отрицательную динамику, объем продаж легковых автомобилей снизился на 2,6 млн. шт. или 5,5 %. Основной фактор, повлиявший на снижение объемов продаж автомобилей в 2013 году -падение объемов продаж отечественных автомобилей. Объемы продаж снизились на 16 %, с 580 тыс. шт. до 487 тыс. шт. [1, с.1]. В первом квартале 2014 года указанная тенденция получила продолжение, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года продажи упали на 7 % [2, с.1]. Как и в прошлом году, лидерами снижения являются производители отечественных автомобильных брендов. Сложившаяся ситуация вновь ставит вопрос о будущем российского автопрома. В сложившейся ситуации российским автопроизводителям необходимо принимать широкий спектр мер: улучшение качества выпускаемых автомобилей, улучшение их потребительских свойств. Вместе с тем наиболее проблемным вопросом остается цена на реализуемый автомобиль. Не секрет что наряду с усилением конкуренции происходит рост основных факторов формирующих цену на автомобиль - всех видов энергии, металла, комплектующих и затрат на оплату труда. В этой связи очень актуальным использование системы таргет-костинг - целевого формирования себестоимости [3, с.145].

Система таргет-костинг (японское название - genka kikaku) появилась в Японии в 1970-е годы. В настоящее время она применяется предприятиями различных отраслей промышленности и сферы услуг на этапе проектирования изделия (оказания услуг), планирования его себестоимости и производства.

Наибольшее развитие данная система получила на тех предприятиях, которые работают на международных рынках в условиях жесткой конкуренции и, прежде всего, связаны с автомобилестроением и электроникой, то есть в тех отраслях, где японские предприятия ведут агрессивную маркетинговую политику, вытесняя с рынка своих конкурентов [4, с.225]. Уже много лет система таргет-костинг используется на производственных предприятиях, особенно в инновационных отраслях, где постоянно разрабатываются новых модели и виды продукции. Таргет-костинг использует приблизительно 80% крупных японских компаний (Toyota, Nissan, Sony, Matsushita, Nippon Denso, Daihatsu, Cannon, NEC, Olympus, Komatsu и многие другие), а также значительная часть известных американских и европейских компаний (Daimler/Chrysler, ITT Automotive, Caterpillar, Procter & Gamble и др.), которые добиваются высокого качества и рентабельности своей продукции. Однако, по сравнению с японскими компаниями, американские компании внедряют таргет-костинг значительно медленнее. Это объясняется их большей приверженностью привычным инструментам управления затратами и методам калькулирования себестоимости, которые тради-

ционно используются в американской модели управленческого учёта.

Сравнение процессов планирования и управления затратами на предприятиях США и Японии указывает на то, что предприятия, получающие информацию от традиционных систем учета затрат, тратят больше времени и денежных средств на процесс создания продукции. Это объясняется тем, что механизмы обратной связи традиционных систем позволяют выяснить предполагаемые затраты производства лишь в конце процесса разработки продукции. Если затраты на производство продукции превысят рыночную цену, то исследования начинаются сначала.

В свою очередь, таргет-костинг помогает руководству компании принимать решения о производственной программе уже на ранних стадиях жизненного цикла продукта (на стадии его разработки). «Новый метод учета и контроля затрат (таргет-костинг) характеризуется трансформацией вопроса «Во что обходится производство продукции?» в вопрос «Какую себестоимость разрешено иметь данному продукту?». Другими словами, система таргет-костинг ориентируется на рыночные условия. Ее задачей является снижение затрат при создании новых продуктов и услуг с целью достижения запланированного уровня прибыли.

Система таргет-костинг - это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями.

Система таргет-костинг исходит из того, что изделие (услуга) может быть продано по цене, не превышающей рыночную цену. Следовательно, сначала должна быть определена рыночная цена на данный вид продукции, затем установлен желаемый размер прибыли, и лишь потом рассчитан максимально допустимый размер себестоимости. Другими словами, данный метод предполагает наличие такой себестоимости продукции, которая при цене, жестко заданной рынком, позволит предприятию получить прибыль. При этом разрабатываемые продукты должны соответствовать требованиям рынка по качеству, срокам поставки и цене.

Рыночная цена в данном методе называется базовой ценой (target price), желательная разница между себестоимостью и продажной ценой называется целевой прибылью (target profit), а себестоимость, по которой изделие должно быть изготовлено, называется целевой себестоимостью (target cost).

Понятие «целевая себестоимость» отличается от понятия «плановой себестоимости», существующего в российской практике учета и планирования. Отличие главным образом заключается в том, что плановая себестоимость рассчитывается на основании норм и нор-

мативов, существующих на данном предприятии, которые, в свою очередь, ориентируются на существующие технологии производства, характеристики выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Таким образом, плановая себестоимость представляет собой средние (в некоторых случаях - наилучшие) значения о затратах предшествующих периодов. В свою очередь, целевая себестоимость - это значение себестоимости, максимально допустимое рыночными условиями [5, с.19].

С тем чтобы продукция могла быть правильно спозиционирована на рынке, необходимо получить по возможности более точную информацию о желаниях и требованиях покупателей к данному продукту, а также установить цены, по которым возможно реализовать данные продукты. Особое внимание обращается на то, какие качества продукции покупатель считает наиболее важными. Например, проводятся опросы потребителей, что следует добавить, какое качество изделия покупатели считают оптимальным, какой размер предпочитают?

Полученные данные анализируются с позиций сокращения стоимости и усовершенствования процесса производства. Выделяются различные признаки продукта, требующие усовершенствования, решается вопрос о возможной замене основных материалов на материалы другого сорта (если это конечно возможно), качества; о сокращении числа деталей в конструкции, применении товаров-заменителей.

Таким образом, отличительными чертами системы таргет-костинг являются следующие:

1) постоянное ориентирование на требования рынка и клиентов;

2) определение целевых затрат для новых продуктов с тем, чтобы при определенных рыночных условиях достичь среднесрочных и долгосрочных финансовых результатов, заданных руководством предприятия;

3) влияние на величину себестоимости продукции желаний потребителей в отношении качества продукции и сроков ее изготовления;

4) рассмотрение продукта в течение всего его жизненного цикла в качестве единого целого.

Идеальный процесс таргет-костинга может быть представлен следующей схемой.

Предприятие проводит маркетинговое исследование и в зависимости от позиционирования нового продукта или новых услуг на рынке устанавливает потенциальную рыночную цену на данную продукцию (услуги), определяет возможный объем ее (их) реализации. При этом выделяются такие характеристики и свойства продукта и услуг, которым потребители отдают наибольшее предпочтение.

Спрогнозированная в ходе маркетингового исследования выручка от реализации становится базой для исчисления так называемых «допустимых расходов» (в американской практике учета: allowable costs), содержащих в себе все расходы по данному продукту в течение всего жизненного цикла. Допустимые расходы рассчитываются как разность между спрогнозированной выручкой и частью запланированной прибыли, относящейся к данному продукту. При этом допустимые затраты калькулируются в разрезе компонентов (например, деталей автомобиля) и выполняемых ими функций.

Затем, исходя из действующих на предприятии технологий производства, определяют затраты на производство каждого компонента нового продукта. Такие затраты в системе таргет-костинг называются дрифтинг-затратами (drifting costs).

Дрифтинг-затраты сравниваются с допустимыми затратами, и если сумма первых превышает сумму вторых, то предпринимаются попытки снижения расходов производства, в том числе с помощью применения новых технических средств и технологий производства.

Результатом проведенных мероприятий должен быть разработанный продукт, который соответствовал бы требованиям потребителей в отношении его качества

и функциональных характеристик и одновременно мог быть произведен по такой себестоимости, которая не превысит значение, максимально допустимое рынком.

Процесс проведения таргет-костинга может быть разбит на шесть этапов. Рассмотрим на примере автомобильной компании:

1. Проведение маркетингового исследования рынка производства легковых автомобилей России:

а) определение функций, свойств и качества автомобилей;

б) планирование объемов реализации продукции, определение возможной цены реализации;

2. Нахождение допустимых расходов по продукту;

3. Разработка продукции: дизайн, инжиниринг, создание прототипа (оригинала-макета);

4. Оценка затрат по каждому компоненту (составной части) продукта;

5. Определение доли компонента (составной части) в общей сумме затрат;

6. Расчет индекса целевых затрат и построение диаграммы контроля за целевыми затратами.

Сама идея, положенная в основу концепции таргет-костинг, проста. Японские менеджеры просто перевернули традиционную формулу ценообразования: Себестоимость + Прибыль = Цена, которая в концепции таргет-костинг трансформировалась в равенство: Цена -Прибыль = Себестоимость.

Это простое решение позволило получить прекрасный инструмент контроля и экономии затрат ещё на стадии проектирования.

Как отмечалось выше, система таргет-костинг, в отличие от традиционных способов ценообразования, предусматривает расчёт себестоимости изделия (услуги), исходя из предварительно установленной цены реализации, которая определяется с помощью маркетинговых исследований.

Для определения целевой себестоимости изделия (услуги) величина прибыли, которую хочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены. Далее все участники производственного процесса - от менеджера до простого рабочего - трудятся над тем, чтобы спроектировать и изготовить изделие, соответствующее целевой себестоимости.

Для отечественной промышленности, как и для большинства предприятий Америки и Европы более привычным, конечно, является совершенно другой подход, который называют ценообразованием по принципу "затраты плюс" (cost plus pricing). Этот подход предусматривает определение цены продукта по формуле: Цена = Себестоимость + Наценка.

В свою очередь, наценка определяется как процент себестоимости, которая и является основой для расчёта цены: Наценка = Процент наценки х Себестоимость.

Процент наценки устанавливается на основе практики, сложившейся в определённой отрасли, оценки менеджеров или исходя из необходимой нормы рентабельности. Однако, данный подход нельзя рассматривать как единственно правильный, особенно в условиях жёсткой конкуренции и изменчивой обстановки на рынке.

Среди наиболее заметных недостатков системы "затраты плюс" следует назвать игнорирование спроса, зависимость цены от метода распределения постоянных затрат, применяемого на предприятии, убежденность, что затраты являются стартовым уровнем ценообразования.

Ниже приведены основные отличия систем "затраты плюс" и таргет-костинг, которые и определяют характерные черты каждой концепции см. таблицу 1.

Японские менеджеры, следуя концепции таргет-костинг, существенно изменили порядок инженерной разработки продукта. Подход к проектированию на японских предприятиях, где концепция таргет-костинг прошла длительную "обкатку", отличается от подхода, доминирующего в западных компаниях. Например,

процесс усовершенствования продукта на Западе осуществляется следующим образом: Проектирование ^ Себестоимость ^ Перепроектирование.

Табл. 1 - Основные отличия систем "затраты плюс" и таргет-костинг

"Затраты плюс" Таргет-костинг

Изучение рынка не влияет на планирование себестоимости Планирование себестоимости определяется изучением конкурентных рынков

Цена зависит от себестоимости Цена зависит от цены действующей на рынке

Основой снижения затрат является устранение потерь и избежание неэффективных действий сотрудников Снижение затрат достигается за счёт экономного проектирования и дизайна изделия

Потребители никак не влияют на снижение затрат Изучение мнений и предпочтений потребителей учитывается при планировании себестоимости

За снижение затрат несут ответственность бухгалтеры-аналитики Снижение затрат является задачей кросс-функциональной команды

Реальный анализ условий поставщиков начинается после проектирования продукта Связи с поставщиками и их условия учитываются на стадии проектирования продукта

Анализ цепочки создания стоимости включается в планирование себестоимости в очень малой степени или не учитывается вовсе Анализ цепочки создания стоимости включается в планирование себестоимости

В Японии этот же процесс в соответствии с идеологией таргет-костинг приобретает другой вид: Себестоимость ^ Проектирование ^ Себестоимость.

В чём преимущество такого подхода?

Во-первых, такой подход к разработке нового продукта обеспечивает поэтапное осмысление каждого момента, касающегося себестоимости. Менеджеры и служащие, стремясь приблизиться к целевой себестоимости, часто находят новые, нестандартные решения в ситуациях, требующих инновационного мышления.

Во-вторых, необходимость постоянно удерживать в голове целевую себестоимость ограждает инженеров от искушения применить более дорогостоящую технологию или материал, так как это неизбежно приведёт лишь к выходу на новый виток перепроектирования продукта.

Таким образом, весь производственный процесс, начиная с замысла нового продукта, приобретает инновационный характер, не выходя за рамки заранее установленных затратных ограничений.

Например, в автомобилестроительной отрасли Японии целевая себестоимость определяется не только для каждой новой модели, но и для каждой части проектируемого автомобиля. Дизайнеры разрабатывают пробный проект и пытаются выяснить, находится ли сметная себестоимость автомобиля в пределах целевой себестоимости. Если нет, то в проект вносятся необходимые изменения. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не исчезает промежуток между сметной и целевой себестоимостью. Только после этого делают опытный образец автомобиля для испытаний.

Когда многократные изменения пробного проекта завершены и сметная себестоимость не превышает целевую, оформляется конечный вариант проекта, который передаётся в отдел производства. На протяжении первых месяцев производства фактические затраты, как правило, несколько превышают целевые из-за проблем, связанных с освоением новой модели, но затем, после выяснения причин отклонений и их ликвидации, всё приходит в норму.

Рассмотрим цифровой пример, иллюстрирующий вычисления, обычно производимые для достижения целевого сокращения затрат. Ниже приведены данные, не-

обходимые для подсчётов.

Табл. 2 - Вычисления, обычно производимые для достижения целевого сокращения затрат

Показатель Значение

Возможная рыночная цена за единицу, тыс. руб- 150,00

Целевая норма прибыли, % 20%

Запланированный годовой объём продаж, 100 000

единиц

Сметная себестоимость, млн. руб. 13 650,0

Как видим, ожидаемая рыночная цена за единицу продукции составляет 150,00 тысяч рублей., а целевая норма прибыли - 20%. Мы планируем ежегодно продавать 100 000 единиц продукции и по предварительным подсчётам сметная себестоимость запланированного объёма продаж составляет 13650 млн. руб.

Несложные подсчёты показывают, что целевая себестоимость единицы продукции равняется 120,00 тыс. руб. (150,00 - 150,00 х 0,2), а для запланированного годового объёма продаж - 12000,0 млн. руб. (120,00 х 100000).

Разница между сметной и целевой себестоимостью составит - 1650 млн.руб. (13650,0 - 12000,0). Именно эту сумму следует "сократить" любыми доступными средствами, не снижая качества продукции.

Для того, чтобы система таргет-костинг заработала в полную силу, на предприятии должна быть создана высокоорганизованная и высокопродуктивная команда, объединённая общей целью [6, с.500].

Как это может быть достигнуто? Обратимся к опыту корпорации Chrysler, которая одной из первых заимствовала японский опыт и добилась значительных успехов.

В 1990 г. Chrysler оказался в непростой финансовой ситуации. Прибыль падала, выручка от продаж уменьшалась, а рыночная стоимость акций упала до 10 долл. за одну акцию. В это же время японская автомобильная индустрия развивалась очень динамично, а японские компании активно проникали на американский рынок.

Руководство Chrysler решило, что пробил час для решительных изменений и в их компании. Среди многих других новшеств менеджеры Chrysler изучили и внедрили систему таргет-костинг, которая уже много лет успешно использовалась конкурирующими японскими компаниями. Таргет-костинг начали использовать в процессе проектирования и разработки практически всех новых моделей, включая и новый небольшой автомобиль Neon, предназначенный для покупателей с невысокими доходами. Результат использования системы таргет-костинг был поражающим: модель Neon признали лучшим автомобилем 1994 года, она была разработана в рекордно короткие сроки (от момента выработки концепции до вывода продукта на рынок прошёл всего 31 месяц), соответствовала высочайшим требованиям экологической безопасности и была единственной моделью в классе небольших дешёвых автомобилей, которая оказалась прибыльной.

Таким образом, результат от использования системы таргет-костинг превзошёл даже самые смелые ожидания. Всего через пять лет после внедрения таргет-костинг прибыли корпорации Chrysler значительно возросли, а рыночная цена акций подскочила с отметки 10 долл. за одну акцию в 1990 г. до 54 долл. за акцию в 1995 г.

Весьма интересным моментом является способ, с помощью которого руководство Chrysler сумело переломить психологические барьеры своих сотрудников и добиться успехов в применении новых идей.

Приблизительно в то время, когда начиналось создание упомянутого ранее автомобиля №оп'а, генераль-

ный директор компании Chrysler Роберт Марселл выступил перед сотрудниками с презентацией этого проекта. Убеждая инженеров и рабочих в необходимости внедрения таргет-костинг, Марселл использовал серию слайдов, изображавших историю своего родного городка Айрон Ривер, штат Мичиган. В годы детства и юношества Марселла этот городок, получивший название по основному занятию тамошних жителей, издавна добывавших железную руду, представлял собою райский уголок, живописно расположенный среди великолепных озер и бескрайних зелёных лесов. Однако уже на следующих слайдах, изображавших более поздние времена, Марселл продемонстрировал аудитории совсем другую картину - умирающий город, окружённый терриконами заброшенных шахт. Население городка, сократившееся с начала 1960-х вдвое, более чем на 75% пребывало за чертой бедности. Что же было причиной такого упадка? Ответ оказался прост: промышленность Айрон Ривер оказалась не в состоянии конкурировать с импортной продукцией, завозимой из Бразилии и Канады.

В своём выступлении Марселл сравнил современное состояние американской автомобильной промышленности и компании Chrysler в частности с тем положением, в котором оказался Айрон Ривер, и спросил, должны ли они все вместе изменить сложившееся негативное мнение об американских производителях машин? Должны ли они сохранить американскую автоиндустрию и достойно конкурировать с японцами и европейцами? Конечно же, эти вопросы были риторическими, на которые можно было ответить только словом «Да».

Речь Марселла произвела огромное впечатление, послужившее толчком к преодолению психологического барьера по отношению к таргет-костингу и ставшее причиной энтузиазма рабочих. Так система таргет-костинг была внедрена и освоена, а успех, сопутствовавший автомобилю Neon, подкрепил уверенность руководства и сотрудников Chrysler в правильности выбранного ими пути.

Однако, следует помнить, что неумелое применение концепции таргет-костинг может негативно сказываться на людях, находящихся под постоянным давлением своих руководителей, стремящихся во что бы то ни стало достичь целевой себестоимости [7-12].

Могут возникнуть конфликты между проектировщиками, усиленно стремящимися снизить производственную себестоимость продукта, и маркетологами, которые часто отказываются даже рассматривать предложения о снижении затрат на сбыт и продвижение продукции к конечному потребителю. Взаимное непонимание может достичь опасных пределов, если не будет вовремя погашено или предотвращено руководством [13, с.34].

Однако, на наш взгляд, концепция «target-costing» имеет больше преимуществ, чем недостатков.

Во-первых, в концепции таргет-костинг функции маркетинга и проектирования реализуются совместно, а на «выходе» системы получается продукт, имеющий максимально отвечающие ожиданиям потребителей характеристики и наиболее вероятную цену реализации. При использовании системы таргет-костинг вся производственная деятельность предприятия координируется и контролируется в соответствии с важным стратегическим ориентиром - целевой себестоимостью.

Во-вторых, таргет-костинг прекрасно совмещается с бюджетированием, планированием прибыли, формированием центров ответственности, различными стратегиями ценообразования и оценочными процедурами и хорошо интегрируется в стратегический управленческий учёт.

В-третьих, таргет-костинг является и стратегическим, и операционным инструментом.

В-четвёртых, положительной характеристикой тар-гет-костинг является фокусирование внимания на внешних (рыночных), а не исключительно на внутренних

факторах.

В-пятых, таргет-костинг помогает мотивировать ориентированное на рынок поведение сотрудников, указывая на допустимую с точки зрения рынка себестоимость, которая должна быть осознана, если компания хочет оказаться прибыльной в условиях конкуренции.

На наш взгляд, это инструментарии современного менеджмента, который заслуживает внимания современных менеджеров, и действительно работающий способ предохранения от экономических неудач, требующий глубокого анализа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Результаты продаж новых легковых автомобилей в России и мире в 2013 году // ПрайсвотерхаусКуперс [сайт]: URL: http://www.pwc.ru/ru/automotive/ publications/indexjhtml (дата обращения: 23.09.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Автомобильный рынок России: результаты 1 полугодия 2014 г. и перспективы развития // ПрайсвотерхаусКуперс [сайт]: URL: http://www.pwc.ru/ ru/automotive/publications/index.jhtml (дата обращения: 23.09.2014).

3. Курилова А.А. Бюджетирование как элемент финансового механизма управления затратами на предприятиях автомобилестроения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 4. С. 144-148.

4. Курилова А.А. Формирование системы финансового планирования на предприятиях автомобильной промышленности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 2. С. 224-228.

5. Курилова А.А. Формирование системы финансового планирования на предприятиях автомобильной промышленности // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 36. С. 18-26.

6. Друри К. Управленческий и производственный учет // М: Юнити-Дана, 2010. - 1424 с.

7. Бердников В.В., Валеев Р.Р. Использование анализа факторов формирования рыночной стоимости в стратегическом контроллинге // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1. С. 191-200.

8. Булавко О.А., Крепчук Е.И. «Директ-костинг» как важнейшая подсистема управленческого учета // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 33-36.

9. Артемьев А.В. ABC-costing как способ повышения эффективности промышленного предприятия в условиях вступления в ВТО // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 6 (32). С. 134-139.

10. Маняева В.А. Принципы программно-целевого метода управления расходами коммерческой организации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 1 (27). С. 137-143.

11. Петрухина Е.Н. Затраты: значимость и управление // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 5 (6). С. 109-117.

12. Ярыгина Н.С. Исследование процессов разработки и реализации финансовой стратегии автомобильной корпорации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 22. С. 188-192.

13. Иванов Д.Ю. Прикладная модель системы материального стимулирования (на примере предприятия специального машиностроения) // Проблемы управления. 2010. № 6. С. 33-37.

USING TARGET COSTING TO IMPROVE PERFORMANCE ENTERPRISES RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY

© 2014

K.Yu. Kurilov, candidate of economic sciences, associate Professor of "Finance and credit" A.A. Kurilova, doctor of economic sciences, head of Department of "Finance and credit"

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The Russian market of motor vehicles shows a negative trend, by the end of 2013, the volume of car sales fell by 5.5 %, and by the end of 2014 by 7 % compared with the same period last year. The greatest decline in sales experienced domestic brands (-15 %). Thus, domestic producers face the task of increasing the competitiveness of their products, which is primarily determined by the price of the finished product - the car. Practice the activities of foreign companies shows that one of the ways to optimize the price of the car is Tarah-costing allows you to get the automaker necessary price for the products.

Keywords: automotive, target costing, cost, target cost, drifting-cost, cost-plus.

УДК 338.984

ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕОСНАЩЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

© 2014

О.Н. Курочкина, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Экономика и сервис» А.М. Чупайда, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и сервис» Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)

Аннотация: Основная проблема современных промышленных предприятий - износ основных фондов и недостаточность финансовых ресурсов для их обновления. Внедрение новых технологий позволяют на базе устаревшего оборудования сделать современное, с расширенными функциональными возможностями, либо заменить устаревшее оборудование более производительным и экономичным.

Ключевые слова: переоснащение, основные фонды, затраты, эффективность, трудоемкость.

Одна из главных задач промышленности - повышение эффективности и качества общественного производства и значительное увеличение отдачи капитальных вложений и основных фондов, являющихся материальной базой производства и важнейшей составной частью производительных сил страны.

В условиях быстрого технического прогресса происходит постоянное совершенствование техники, создаются новые, более высокопроизводительные виды механизмов и аппаратов, заменяющих старую технику. Срок использования (срок службы) основных фондов в производственном процессе приобретает все большее значение, как с точки зрения технического прогресса, так и с точки зрения более правильного высокоэффективного использования тех капитальных вложений, которые затрачиваются на создание новых основных фондов [1, с.28].

В современных российских условиях промышленным предприятиям приходится решать проблемы, связанные с повышением конкурентоспособности своей продукции в основном за счет своих собственных средств [2-8], что во многом и определяет стратегию и тактику технологического перевооружения.

Проблема повышения эффективности использования основных фондов и производственных мощностей предприятий занимает центральное место в развитии рыночных отношений в России.

ОАО «Тяжмаш» в городе Сызрань является очень организацией, специализирующей на производстве машин для приготовления пыли и размалывания угля, а также оборудования в виде гидротехники и турбин гидравлики, машин для размалывания рудных пород, оборудования для конвейерных лент таких отраслей, как металлургия, горнодобывание и многие другие промышленные направления Российской Федерации. Товары, маркированные следующим образом - «Тяжмаш» можно повстречать в разнообразных сторонах территории Российской Федерации, к тому же эта продукция встречается на территории стран СНГ и еще свыше двадцати стран дальнего зарубежья пользуются такого рода продукцией.

Точно следуя технологии изготовления продукции и увеличения сфер работы, открытое акционерное общество под названием «Тяжмаш» считается очень быстро развивающейся организацией, которая смотрит на все

отрасли промышленности и производства как на потенциальные рынки реализации изготавливаемого продукта [9, с.121].

Предприятие успешно функционирующее, ежегодно наращивающее прибыль. Увеличение основных средств по отдельным элементам свидетельствует о правильной политике, проводимой в организации, направленной на техническое перевооружение и переоснащение всех имеющихся в распоряжении предприятия основных средств.

Рисунок 1-Стоимость основных средств

За 2013-2011 годы наблюдается увеличение стоимости основных средств (машин и оборудования), это говорит о положительной тенденции, во-первых - для товарного выпуска продукции, а следовательно, и для увеличения прибыли предприятия от продаж, а во-вторых для улучшения качества продукции (в связи с обновлением парка машин и оборудования, которое может отвечать всем современным требованиям мировых стандартов) [10, с.9].

Рисунок 2-Изменение основных показателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.