Научная статья на тему 'Использование ток-шоу в качестве практико-ориентированного задания при обучении иноязычному общению в педагогическом вузе'

Использование ток-шоу в качестве практико-ориентированного задания при обучении иноязычному общению в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УМЕНИЯ ГОВОРЕНИЯ / ТОК-ШОУ / УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / PRACTICE-BASED TASK / PROJECT-BASED ACTIVITY / SPEAKING SKILLS / TALK SHOW / FOREIGN LANGUAGE LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Елена Александровна, Еремина Александра Олеговна

В статье доказывается эффективность ток-шоу как практико-ориентированного задания, представлены общие рекомендации по его организации и проведению. Основное внимание авторы акцентируют на поэтапной работе по подготовке и проведению занятия в формате ток-шоу, его структуре, возможности развить коммуникативные навыки и подготовить обучающихся к реальному общению на изучаемом иностранном языке, формировать готовность к осуществлению проектной деятельности по развитию умений говорения на уроке иностранного языка с помощью ток-шоу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левина Елена Александровна, Еремина Александра Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF TALK SHOW AS A PRACTICE-BASED TASK WHEN TEACHING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION AT A PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT

The article justifies the efficiency of talk show as a practice-based task, provides general recommendations on its organization and conduction. The paper covers such issues as stage-by-stage work to prepare and conduct a lesson in the talk show format, its structure, potential of talk show to develop learners’ communicative skills, to prepare them for real communication in a foreign language, to form their readiness for project-based activity focused on developing foreign language communicative skills by means of talk show.

Текст научной работы на тему «Использование ток-шоу в качестве практико-ориентированного задания при обучении иноязычному общению в педагогическом вузе»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2019.3.10

Левина Елена Александровна, Еремина Александра Олеговна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОК-ШОУ В КАЧЕСТВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье доказывается эффективность ток-шоу как практико-ориентированного задания, представлены общие рекомендации по его организации и проведению. Основное внимание авторы акцентируют на поэтапной работе по подготовке и проведению занятия в формате ток-шоу, его структуре, возможности развить коммуникативные навыки и подготовить обучающихся к реальному общению на изучаемом иностранном языке, формировать готовность к осуществлению проектной деятельности по развитию умений говорения на уроке иностранного языка с помощью ток-шоу. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/472019/3/10.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 3. C. 55-58. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/З/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

METHODOLOGICAL TRAINING OF PHILOLOGICAL STUDENTS FOCUSED ON DEVELOPING PUPILS' NON-SPONTANEOUS MONOLOGICAL SPEECH SKILLS

Kulaeva Galina Mikhailovna, Doctor in Pedagogy, Associate Professor Orenburg State Pedagogical University galina-kulaeva@yandex. ru

The article describes an attempt of senior philological students' methodological training conducted within an optional course and focused on developing 9th-grade pupils' non-spontaneous monological speech skills (task № 3 of the final colloquium on the discipline "The Russian Language"). The author presents in detail three aspects of the methodological work. Analytical exercises developed by the researcher on the basis of teachers' and philological students' oral monological statements created during the educational process, samples of oral answers, check lists illustrate possible ways to train pedagogical students for a new type of assessment on the discipline "The Russian Language" in the 9th form.

Key words and phrases: methods of teaching Russian at higher education establishment; communicative exercises; methods of teaching oral monological speech; philological students; assessment criteria.

УДК 37; 811.11(075.8) Дата поступления рукописи: 13.09.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.10

В статье доказывается эффективность ток-шоу как практико-ориентированного задания, представлены общие рекомендации по его организации и проведению. Основное внимание авторы акцентируют на поэтапной работе по подготовке и проведению занятия в формате ток-шоу, его структуре, возможности развить коммуникативные навыки и подготовить обучающихся к реальному общению на изучаемом иностранном языке, формировать готовность к осуществлению проектной деятельности по развитию умений говорения на уроке иностранного языка с помощью ток-шоу.

Ключевые слова и фразы: практико-ориентированное задание; проектная деятельность; умения говорения; ток-шоу; урок иностранного языка.

Левина Елена Александровна, к. филол. н. Еремина Александра Олеговна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск e-lyo@yandex.гы; 1_^ы^а@таИ.гы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОК-ШОУ В КАЧЕСТВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «ЧГПУ» и «МГПИ») по теме «Разработка практико-ориентированных заданий для формирования готовности студентов к осуществлению проектной деятельности на уроке иностранного языка».

Перемены в системе образования, происходящие в настоящее время, предполагают значимые изменения в профессиональной подготовке педагога. Современный учитель должен не только формировать умения и навыки, передавать знания, но и проявлять самостоятельность в принятии решений и использовать нестандартный подход к реализации педагогических идей. Способность действовать в непредвиденных ситуациях, креативность, инициативность - основные направления в современной социальной ситуации, ориентированной на гуманистическую парадигму образования. На сегодняшний день востребован специалист с уже сложившимся духовно-личностным, творческим, проектно-конструктивным опытом, не нуждающийся в инструкциях от кого-либо, «с опытом профессиональной деятельности на основе практических умений, входящих в состав общепрофессиональных и профессиональных компетенций» [9, с. 91].

Педагогической теорией и практикой повсеместно реанимируется тема проектной деятельности по причине поиска новых подходов к организации обучения. Многие исследователи считают, что именно проектная деятельность наиболее успешно развивает самостоятельность и творческое мышление [1-3; 6-8]. Из этого следует, что целесообразно возобновить исследования, касающиеся проектной деятельности и методов ее реализации. Особое внимание необходимо уделить развивающему, воспитательному потенциалу проектов. Благодаря проектной деятельности каждый обучающийся может быть вовлечен в активный познавательный процесс, а также направлен на приобретение ощутимого и осмысленного результата, который можно применить в практической деятельности, что особенно актуально при подготовке будущих учителей [4, с. 198].

Готовность обучающихся факультета иностранных языков педагогического института к осуществлению проектной деятельности может формироваться либо эксплицитно (на основе специального обучения), либо имплицитно (при выполнении практико-ориентированных заданий и непосредственной реализации проектной деятельности). В связи с этим актуальность приобретает проблема использования на занятиях практико-ориентированных заданий, в процессе чего наиболее эффективно реализуются цели и задачи образования

в области языковой подготовки обучающихся. Актуальность представленного исследования обусловлена также социальной значимостью говорения в межличностной коммуникации. Процесс овладения навыками иноязычного общения можно оптимизировать, используя ток-шоу в качестве практико-ориентированного задания.

В связи со сформулированной актуальностью, целью проведенного исследования является выявление зависимости развития умений говорения от применения ток-шоу как практико-ориентированного задания при обучении иностранному языку в педагогическом вузе. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: установить педагогическую эффективность ток-шоу при обучении говорению на иностранном языке; дать общие рекомендации по подготовке и проведению ток-шоу; описать процесс обучения общению на иностранном языке на основе ток-шоу.

Чтобы гарантировать положительный результат выполнения практико-ориентированных заданий, необходимо правильно с позиции педагогики сопроводить учебную работу, предупредить трудности, возникающие при осуществлении проектной деятельности по развитию умений говорения на уроке иностранного языка. Для готовности к осуществлению какой-либо деятельности требуется наличие позитивного отношения, постоянного интереса обучающихся к изучаемому материалу [5, с. 207].

Научная новизна данного исследования заключается в доказательстве эффективности ток-шоу как практико-ориентированного задания, разработке общих рекомендаций по его организации и проведению.

Практико-ориентированные задания настраивают обучающихся с самого начала на конкретный результат. Задания такого рода нельзя реализовать без тщательно продуманной структуры, которая основана на совместной деятельности, но координируется и планируется преподавателем. Важным этапом при этом является презентация полученных результатов. Положительной стороной практико-ориентированных заданий является то, что они не требуют больших временных затрат и реализуются за один или два занятия. Наиболее эффективным практико-ориентированным заданием является организация и проведение ток-шоу.

Название ток-шоу является прямым заимствованием из английского языка, в котором talk show буквально означает разговорное зрелище. Это телепередача, в ходе которой несколько участников, приглашенных в студию, ведут обсуждение одной или нескольких тем, предложенных ведущим этой передачи. Для реализации цели ток-шоу необходимо раскрыть тему в виде конкретных вопросов, охватывающих в своей совокупности поставленную проблему. Вопросы должны сконцентрировать внимание участников на приоритетных позициях, вызвать размышления и обмен мнениями [10, с. 100].

Опыт проведения занятий в данном формате показал, что эффективность ток-шоу как практико-ориенти-рованного задания обеспечивается выполнением следующих рекомендаций: не уклоняться от обсуждаемой темы; не допускать замены логических высказываний обращениями к публике; слушать каждого участника до конца, не перебивая и не мешая ему высказать свою позицию; суметь посмотреть на проблему глазами другого участника; правильно понять позицию собеседника; четко и корректно выражать свои мысли; убедить собеседника, используя при этом подходящие клишированные фразы.

При выполнении практико-ориентированного задания в формате ток-шоу каждый участник должен получить возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос, тем самым быть мотивированным к коммуникации.

В ходе изучения теоретических аспектов диалогической и монологической речи, а также традиции использования практико-ориентированных заданий, проектной методики в практике преподавания иностранных языков мы разработали общие рекомендации по организации и проведению ток-шоу.

Работа по подготовке к проведению занятия в формате ток-шоу осуществляется поэтапно. Традиционно выделяют предварительный (подготовительный) этап, этап реализации проекта и заключительный этап. Нами была применена данная трехэтапная модель организации проекта при реализации занятия в формате ток-шоу. Остановимся подробнее на особенностях реализации всех трех указанных этапов, но уже с учетом характеристик ток-шоу как практико-ориентированного задания.

Прелиминарный этап. На данном этапе осуществляется вся основная работа по организации и определению темы ток-шоу, которая должна быть актуальна и интересна обучающимся. Одним из положительных моментов организации ток-шоу является разнообразие точек зрения, поскольку это провоцирует на обмен мнениями и аргументацию.

Прелиминарный этап, как показывает опыт, следует организовать на основе текста. Работа с текстом имеет значимый воспитательный и обучающий потенциал. К его выбору следует подойти серьезно, основываясь на посильности задания для обучающихся. На данном этапе необходимо тщательно изучить текст-основу. Это может быть материал, предложенный авторами изучаемого учебника или учебно-методического пособия, либо дополнительный текст, подобранный преподавателем по конкретной теме, либо сочетание основного и дополнительного текстов, объединенных общей темой. Возможен также вариант с просмотром видео. Залог успешности будущего мероприятия - хорошее знание обучающимися и владение ими лексическим материалом, который они должны уметь свободно употреблять при построении собственных высказываний. Все ключевые для темы понятия должны быть проработаны на этапе подготовки.

На данном этапе осуществляется работа со словарным запасом, для чего используются различные тренировочные упражнения. Значительную помощь здесь может оказать выполнение заданий, основанных на модели коммуникативной ситуации, имитирующей реальную ситуацию общения. Применение подобной модели на данном этапе работы поможет обучающимся оценить свои возможности в диалогической и монологической речи, научиться сочетать ранее изученный языковой материал с новыми знаниями без подготовки.

Что касается новой лексики, процесс организации работы с незнакомыми словами и выражениями можно разделить на несколько этапов:

1. Введение новой лексики. Для этой цели можно использовать презентацию, на слайдах которой представлены новые лексические единицы, дефиниции слов, транскрипция. Также рекомендуем применять такие интернет-ресурсы, как http://www.quizlett.com, http://www.barabook.com, позволяющие достаточно эффективно не только ввести словарный запас, но и закрепить его.

2. Тренировка, закрепление. На этом этапе можно использовать следующие упражнения, предназначенные для отработки лексики:

- brainstorm (лексическая атака) (одним из вариантов данного упражнения является подбор ряда ассоциаций к предложенному слову);

- fill in the gaps (заполнить пробелы) (подстановочное упражнение, в котором обучающимся предлагаются предложения с пропущенными словами и набор из новых слов);

- match English and Russian equivalents (соотнесите английский и русский эквиваленты) (соотнесение английского слова с его русским эквивалентом);

- describe the pictures (опишите картинки) (обучающимся предлагается описать предложенную картинку с использованием новой лексики);

- find the odd word out (найдите лишнее слово) (исключение лишнего слова из тематической цепочки);

- complete the table (заполните таблицу) (подстановочное упражнение, в котором обучающимся предъявляется пустая таблица и набор из слов и выражений, с которыми они будут работать) и др.

Данные упражнения, с одной стороны, позволяют сформировать и закрепить необходимые навыки, с другой стороны, они могут стать средством контроля и выявления уровня усвоения изучаемого материала.

3. Использование изученной лексики в собственных высказываниях. Это по своей сути творческие упражнения, предполагающие самостоятельное построение текстов разного объема (мини-диалоги, монологические реплики, высказывания своего мнения и пр.).

Ответственным и значимым этапом организации ток-шоу является распределение ролей: назначение/ выбор модератора или модераторов (ведущего или ведущих) / противников и сторонников по проблемной ситуации ток-шоу (приглашенные собеседники (эксперты)) / зрителей в студии. В выборе вариантов определяющая роль будет принадлежать особенностям текста-основы (построение, содержание, наличие персонажей и пр.). Если исходный текст носит информативно-рекомендательный характер, одним из возможных подходов может стать выбор нескольких (к примеру, двух) экспертов по обсуждаемой проблеме.

Следует помнить, что при необходимости нужно повторить разные типы вопросов и их структуру (общий, специальный, альтернативный, разделительный, вопрос к подлежащему либо к другим структурно-семантическим компонентам предложения). Формулируя ответы, все участники должны обязательно высказать свое мнение.

По структуре ток-шоу можно разделить на следующие два вида:

1) упрощенная форма, предполагающая вопросы и более или менее развернутые ответы;

2) усложненная форма, при которой преобладают вопросы, предваряемые информацией, требующей осмысления, последующего формирования своего ответа с учетом упомянутой дополнительной информации. Усложненный формат ток-шоу требует достаточно высокого уровня языковой подготовки обучающихся.

Следует отметить, что в процессе подготовки ток-шоу предполагается большая доля самостоятельной работы обучающихся, поскольку временные рамки занятия не позволяют провести всю работу в аудитории.

Этап-перформанс. Это непосредственно ход ток-шоу; то, как задуманное мероприятие реализуется на практике. В ходе мероприятия преподаватель исполняет роль наблюдателя, фиксирующего допускаемые ошибки, отмечающего удачные моменты игры, а также те ситуации, которые, может быть, стоило бы исключить. Вся эта информация будет использована при анализе и оценивании ток-шоу. Естественно, если складывается ситуация, когда обучающиеся оказались в видимом затруднении и не могут самостоятельно выйти из положения, преподаватель должен прийти на помощь и направить ход мероприятия в нужное русло.

Анализируя опыт проведения занятий в формате ток-шоу, предлагаем следующий план его проведения.

1. Зачин. Выбранным ведущим в начале ток-шоу важно побудить к разговору, мотивировать участников к диалогу. Этому могут способствовать вступительное слово ведущего, постановка серии острых вопросов, проблемных ситуаций.

2. Собственно ток-шоу - публичное обсуждение проблемы. Очень многое зависит от состава участников ток-шоу, от их психологического настроя, предварительной подготовки, уровня владения языком, от места и времени проведения.

3. Завершение. Ток-шоу завершается общим решением, рекомендациями, заключительным словом ведущего.

Этап финализации предполагает анализ, комментарии и оценку. Критерии оценивания ток-шоу может

определить преподаватель, но обучающиеся также имеют возможность провести самоанализ и самооценку. Критериальную базу могут составить следующие показатели: применение/неприменение речевых клише, количество сформулированных вопросов, уровень сложности вопросов, соответствие вопросов заданной теме, эмоциональность речи, умение выразить собственное мнение, наличие аргументации, знание лексики, соответствие коммуникативному заданию, владение основным и дополнительным материалом (т.е. фактической информацией) и пр.

Целесообразным представляется использование ток-шоу как практико-ориентированного задания при обучении иностранному языку на этапе контроля знаний, когда осуществляется коллективная мыслительная деятельность, и на этапе совершенствования умений диалогической и монологической речи.

Таким образом, ток-шоу как практико-ориентированное задание дает возможность развить коммуникативные навыки и подготовить обучающихся к реальному общению на изучаемом иностранном языке, формировать готовность к осуществлению проектной деятельности по развитию умений говорения на уроке иностранного языка.

Свободное владение иностранным языком предполагает умение оперативно реагировать на всевозможные ситуации реальной действительности. В связи с этим целью преподавания иностранных языков является овладение обучающимися иностранным языком как способом общения и осуществления в этом процессе воспитания, образования и развития личности (формирование коммуникативной компетенции). Использование ток-шоу позволяет формировать и развивать все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции (языковую, речевую, компенсаторную, социокультурную, социолингвистическую).

В ходе проведения исследования была установлена педагогическая эффективность ток-шоу при обучении говорению на иностранном языке, которая заключается в следующем: ток-шоу позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, сформулировать ее на иностранном языке, отделяя важное от второстепенного, преодолеть смысловые и языковые барьеры и эмоциональную предвзятость. Ток-шоу интенсифицирует процесс усвоения и позволяет творчески применять полученные знания при решении практических задач, а также активно включать обучающихся в процесс непосредственного использования знания. Применение данного практико-ориентированного задания формирует у обучающихся продуктивные подходы к овладению информацией, устраняет страх неправильного предположения и устанавливает доверительные отношения с преподавателем, делает процесс обучения более осмысленным, поскольку побуждает участников к конкретным действиям, повышая их мотивацию и вовлеченность в решение обсуждаемых проблем, а также поисковую активность, что особенно важно при осуществлении проектной деятельности.

Представленные в статье рекомендации по подготовке и проведению ток-шоу указывают на то, что это практико-ориентированное задание требует хорошей организации координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов. При этом важно отметить, что это достаточно сложный в плане подготовки вариант занятия. Наиболее трудоемким этапом проведения ток-шоу является прелиминарный этап, в ходе которого преподавателю необходимо проанализировать текст-основу, ввести и отработать новый лексический материал, чтобы предотвратить возможные сложности, проработать клише, грамотно распределить роли обучающихся. Немаловажным аспектом работы по подготовке подобного проекта является самостоятельная работа обучающихся.

Практико-ориентированные задания обеспечивают переход студентов от учебной (занятия по методике обучения иностранному языку и иностранному языку) в учебно-профессиональную (педагогическая практика) деятельность, что обогащает теорию и методику профессионального образования.

Список источников

1. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. СПб.: Просвещение, 1995. 234 с.

2. Кириллова Г. Д. Инновации современной дидактики. Постановка вопроса // Вестник Ленинградского государственного университета имени A. C. Пушкина. 2008. № 2. С. 29-47.

3. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007. 288 с.

4. Лазутова Л. А., Левина Е. А. Базовая кафедра как механизм практико-ориентированного обучения студентов педагогического института // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 11 (77). Ч. 2. С. 197-199.

5. Левина Е. А., Лазутова Л. А. Использование ролевой игры в качестве практико-ориентированного задания при обучении иностранному языку в педагогическом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 8 (86). Ч. 1. C. 207-210.

6. Матяш Н В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. 2000. № 4. С. 37-43.

7. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе. 2000. № 3. С. 3-9.

8. Теория и практика организации профильного обучения: учебно-методическое пособие: в 2-х ч. / под ред. C. B. Кривых, H. H. Суртаевой. СПб.: АППО, 2006. Ч. 2. 260 с.

9. Шукшина Т. И., Горшенина С. Н, Кулебякина М. Ю. Подготовка педагогических кадров в условиях реализации инновационной модели: вуз - базовая кафедра - образовательная организация // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1 (26). С. 89-93.

10. Levina E. A., Kostina E. V. Using educational podcasts to teach the bachelors speaking in foreign language // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 2 (26). С. 99-103.

USE OF TALK SHOW AS A PRACTICE-BASED TASK WHEN TEACHING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION AT A PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT

Levina Elena Aleksandrovna, Ph. D. in Philology Eremina Aleksandra Olegovna

Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk e-lyo@yandex. ru; l_lasutova@mail. ru

The article justifies the efficiency of talk show as a practice-based task, provides general recommendations on its organization and conduction. The paper covers such issues as stage-by-stage work to prepare and conduct a lesson in the talk show format, its structure, potential of talk show to develop learners' communicative skills, to prepare them for real communication in a foreign language, to form their readiness for project-based activity focused on developing foreign language communicative skills by means of talk show.

Key words and phrases: practice-based task; project-based activity; speaking skills; talk show; foreign language lesson.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.