Терентьева Марина Александровна,
Смирнова Елена Васильевна,
Смирнова Елена Вячеславовна, средняя общеобразовательная школа №18 г. Твери, учителя математики
Использование тест-контроля на уроках математики
Одним из важных вопросов образования является контроль за знаниями и умениями учащихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит содержание работы на уроке. Известно, что формы и методы изучения уровня обученности предмету в разных классах в разные периоды учебного года различны. По математике это могут быть устные и письменные задания, тематические и итоговые контрольные работы, тесты, зачеты и т.д. В последнее время проверку достижения уровня обязательной математической подготовки мы осуществляем с помощью тестов.
Так как с 2009 года итоговая аттестация по алгебре в новой форме стала обязательной для всех учащихся, поэтому необходимо пересмотреть подготовку обучающихся на ранней ступени изучения алгебры в 7-8 классах. Проведение итоговой аттестации по алгебре выпускников 9-х классов в новой форме незнакомо учащимся, так как они привыкли к традиционным контрольным работам, состоящим из 5-6 заданий разного уровня сложности, включающих 3-4 задания обязательного уровня. А в «малом ЕГЭ» в первой части предлагается за 1,5 часа выполнить 16 заданий базового уровня, представленных в виде тестов. Неумение работать с тестовыми заданиями, объемность экзаменационной работы, ограниченность во времени пугают большинство учащихся, вызывают психологические затруднения, что может привести к срыву на экзамене, к получению оценки ниже годовой. Для успешной сдачи экзамена необходимо не только познакомить обучающихся со структурой работы, типами заданий в виде тестов, но и отработать навыки выполнения тестовых заданий разного вида базового уровня по изучаемым темам школьного курса алгебры, учитывая временной аспект.
Тест тем принципиально отличается от привычного контроля знаний, что к нему (заданию) необходимо приготовить эталон, с которым сравнивают ответ учащихся. Эталон необходим для точного определения степени усвоения учащимися содержания обучения.
Каждый тест состоит из 3 составляющих:
1. Инструкция.
2. Тест.
3. Правильный ответ.
Главное достоинство тестовой проверки в скорости и объективности, а традиционной проверки посредством дидактических материалов - в ее основательности.
К недостаткам тестов можно отнести возможность угадывания. Мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия знаний нет. Тесты не могут служить единственной формой контроля качества знаний учащихся. Традиционные работы не должны отвергаться, так как имеют свое положительные стороны, основная из которых - возможность проверить ход решения задачи, проследить рассуждение учащегося.
В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:
1. Диагностическая.
2. Обучающая.
3. Организующая.
4. Воспитывающая.
5. Развивающая.
6. Контролирующая.
Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом.
Методические рекомендации при составлении тестов:
Желательно, чтобы задания содержали не более 8-10 слов, были краткими, четкими и читаемыми; формулировка не должна содержать ловушек, быть двусмысленной; располагать тестовые задания необходимо по возрастанию трудности; правильные ответы должны быть в случайном порядке; ответ на вопрос не должен зависеть от ответа на другой вопрос; задания должны достаточно полно охватывать материал проверяемой темы; ответы не должны содержать подсказок и быть нелепыми; задания теста должны обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях (узнавания и воспроизведения, применение в знакомой ситуации, применении в новой ситуации).
Тесты открытого типа - это тесты не имеющие готовых ответов: их надо самостоятельно дополнить, закончить, составить.
Тесты закрытого типа - это тесты, где есть готовые ответы: надо выбрать верный, установить истинность или ложность, установить соответствие, установить последовательность.
Типы тестовых заданий:
Тесты закрытого типа делятся на виды:
1. Тесты с выбором альтернативных ответов
В этих тестах на поставленный вопрос надо ответить только «да» или «нет». Задания этих тестов считаются самыми простыми. В них есть возможность угадать на 50% ответ на вопрос. Хотя вероятность отгадать ответы на все вопросы невелика.
ПРИМЕР:
Является ли четырехугольник квадратом, если его диагонали равны и взаимно перпендикулярны.
- да - нет
2. Тесты множественного выбора Тесты с однозначным выбора ответа.
На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.
ПРИМЕР:
Найдите медиану ряда чисел 9,4; 31; 3,2; 34,2; 3,2.
а) 9,4
б) 16 в) 16,2 г) 31
Тесты с многозначным выбором ответа.
В варианты ответа может быть внесено более одного ответа, но в разных видах.
ПРИМЕР:
Выберите делители числа 1056. а) 2 б) 25
в) 3 г) 9.
3. Тесты на восстановление соответствий (или тесты перекрестного выбора)
В этих тестах предлагается несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов может соответствовать количеству заданий, а может количество ответов быть значительно больше количества заданий. В результате учащийся должен установить соответствия. Эти тесты могут быть с однозначным выбором ответа или многозначным.
ПРИМЕР 1:
На рисунке изображены графики функций вида у = k х + Ь.
Установите соответствие между графиками и знаками коэффициентов k и Ь.
Ответ:
1 2 3
ПРИМЕР 2:
Установите соответствие между уравнениями и множеством его корней
1) X =9 а) х=0
2) х2+5=5 б) корней нет
3) х2=-7 в) х=3,х=-3.
4. Тесты на восстановление последовательности
Эти тесты используются редко, хотя здесь очень низка вероятность угадывания ответа.
ПРИМЕР: Определить порядок действий при нахождении значения выражения
304:25-0,2*(0,62 +2,78).
1. сложение 2. вычитание
3. умножение 4. деление
5. возведение в степень.
Тесты открытого типа делятся на виды:
1. Тесты, требующие дополнения
В этих тестах вместо многоточия необходимо вставить только один символ, слово, знак.
ПРИМЕР: Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны называется ...
2. Тесты свободного изложения
Эти тесты требуют закончить высказывание словосочетанием, предложением или даже несколькими предложениями.
ПРИМЕР: Особое свойство ромба...
Рассмотрим классификацию тестов, различаемых объемом проверяемого материала.
Базовые тесты - тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном уровне. Работу можно проводить в форме математического диктанта, в процессе которого учитель зачитывает утверждение, а учащиеся вписывают пропущенные термины. Проводится такой тест, как правило, после первых уроков введения новой темы.
Диагностические тесты - тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения. Эти тесты требуют установить истинность или ложность утверждения. Они относятся к серии альтернативных тестов: в них надо выбрать «верно» или «неверно» утверждение. Такими тестами проверяется понимание изученного на продуктивном уровне, т.е. готовность учащихся рассуждать, делать выводы. Такие тесты проводятся через 1-2 урока после отработки пройденного материала.
Тематические тесты - тесты для проведения в конце изучения темы, позволяют зафиксировать объем и уровень ее усвоения. Этот вид тестов предлагает выбрать один ответ из целого ряда, установить соответствия, установить последовательность. В основном проверяется готовность учащихся применять изученный материал для решения практических задач. Проведение тематического теста завершает изучение темы.
Итоговые тесты - тесты для проведения в конце полугодия, года, за курс основной школы.
Анкетирование учащихся 8-х классов с целью определить отношение учащихся к тестам.
читаете ли вы полезным ьзование тест - контроля уроках математики?
пре,л
50 -40
вид контроля для вас едпочтительнее?
50
20 - '
10 30
0 4
20
^ 10ч С? 4-°
В заключение еще раз хочется отметить, что введение тестового контроля значительно экономит учебное время, обеспечивает оперативность проверки.
При выполнении тестовых заданий учащиеся испытывают ряд затруднений:
- допускают много вычислительных ошибок;
- выполнив верно задание, выбирают неверный ответ;
- нерационально используют время (встречая трудное задание, не могут переключиться на выполнение следующего).
Для лучшей подготовки учащихся к экзамену необходимо продолжить в системе использовать тестовый контроль на уроках математики.
Литература
1. Фарков А. В. Тесты в геометрии, издательство: Экзамен, 2009.
2. Мищенко Т.М. Тематические тесты по геометрии, издательство: Экзамен, 2007.
3. Алтынов П. И. Алгебра 7-9 классы. Тесты, издательство: Дрофа, 1998.
4. Ганенкова И. С. Математика. Многоуровневые самостоятельные работы в форме
тестов 8-9 классы, Волгоград: издательство Учитель, 2008.