УДК 376.1-058.862
ББК74.200
В-67
Волкова Ольга Александровна, доктор социологических наук, профессор, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, e-mail: OlgaVolkova@mail. ru;
Бесчетнова Оксана Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, Балашовский институт Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Балашов;
Ананченкова Полина Игоревна, кандидат социологических наук, кандидат экономических наук, профессор, Академия труда и социальных отношений, г. Москва
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ E-LEARNING В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ
Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 16-03-00057 (рецензирована)
В статье представлены результаты прикладного исследования проблем и определения возможностей совершенствования воспитательно-образовательной среды, способствующей физическому, умственному, нравственному развитию детей-сирот посредством расширения использования технологий e-Learning в образовательных программах детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Прикладное исследование проведено методом глубинного интервью. В качестве респондентов выбраны учителя информатики (n = 54), преподающие в школьных классах, в которых учились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Ключевые слова: дети-сироты, обучение, воспитание, дистанционные технологии, образовательный процесс.
Volkova Olga Alexandrovna, Doctor of Sociology, a professor, Belgorod State National Research University, Belgorod, e-mail: OlgaVolkova@mail.ru;
Beschetnova Oxana Vladimirovna, Candidate of Sociology, an associate professor, Balashov Institute of the Saratov National Research University named after N. G. Chernyshevsky, Balashov;
Ananchenkova Polina Igorevna, Candidate of Sociology, Candidate of Economics, a professor, Academy of Labor and Social Relations, Moscow.
THE USE OF E-LEARNING TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF EDUCA-TION OF ORPHANS
AND CHILDREN DEPRIVED OF PARENTAL CARE
The article was prepared with the support of the Russian Fund for Basic Research, grant No. 16-03-00057
(reviewed)
The article presents the results of an applied research of problems and identification of opportunities for improving the educational environment that contributes to the physical, mental and moral development of orphan children by expanding the use of e-Learning technologies in the educational programs for orphans and children deprived of parental care. The applied research was conducted by in-depth interview method. The teachers of Informatics (n = 54), who teach in school classes with orphans and children left without parental care, were selected as respondents.
Key words: orphans, education, upbringing, remote technologies, educational process.
Введение.
В настоящее время ученые и практики все чаще приходят к мнению, что детей-сирот и детей, оставшихся без родительской заботы, целесообразно воспитывать в семьях. Это могут быть как биологические семьи, так и замещающие. Ситуация усугубляется еще и тем, что, по данным статистики, среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только у 15 % родители умерли, а 85 % являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях (Ананченкова, 2011).
Замещающие родители принимают в свои семьи тех детей, которые им нравятся, которых они сами для себя выбирают. Это дети младших возрастов с хорошим состоянием здоровья, приятной внешностью и умственным потенциалом. Остальные дети зачастую остаются жить в детских домах до совершеннолетия. Детские дома будут существовать еще значительное время. В связи с этим будут и продолжаться поиски путей совершенствования социализирующей, образовательной и воспитательной систем в стационарных учреждениях, чьей основной функцией является забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
На сегодня успешно социализируются лишь около 10 % выпускников интернатных учреждений, остальные пополняют ряды социальных аутсайдеров. Достаточно большая часть выпускников детских государственных учреждений для детей-сирот ежегодно становятся бомжами, попадают на скамью подсудимых и совершают самоубийства (Абельбейсов, Акимова, 2013). При этом, согласно данным государственного мониторинга, а также отдельных научных исследований, ежегодно по всему миру растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Интернатное учреждение призвано воспитывать личности с высоким уровнем общей культурой, способные адаптироваться к жизни в обществе, осуществлять осознанный выбор и в дальнейшем успешно освоить профессиональные образовательные программы и трудиться на благо общества.
Современные технологии e-Leammg успешно применяются в социализации детей различных категорий. На наш взгляд, их применение особенно необходимо для работы с детьми, проживающими в условиях стационарного учреждения. Поскольку эти дети имеют более узкие социальные контакты по сравнению с большинством тех, кто проживает в семьях (с родителями, сестрами и братьями, бабушками и дедушками и проч.). А использование сети Интернет позволяет повышать обучаемость, расширять общий кругозор ребенка.
Современные исследования показывают, что e-Leaming способствуют социализации разных категорий детей. Например, во-первых, в отношении мигрантов, которые испытывают трудности в сохранении их этнической и культурной идентичности в принимающей стране, особенно это действительно для детей-мигрантов, которые гораздо быстрее, чем взрослые могут интегрироваться в принимающее общество и теряют свою этническую и культурную идентичность. Во-вторых, Интернет дает детям доступ к широкому спектру образовательных ресурсов, независимо от района их проживания. Большинство из этих тренингов проводятся на родном языке, в традиционном этнокультурном контексте. В-третьих, содержание дистанционного обучения может быть индивидуальным, в зависимости от возраста, предыдущего образования, личных интересов и т.д. В-четвертых, дистанционное обучение может быть использовано для детей-мигрантов, а также всей общины мигрантов. В-пятых, дистанционное обучение может включать в себя целый ряд дисциплин и виды деятельности, характерные для конкретных этно-культурных групп мигрантов (языкознание, религиоведение, история, литература, кулинария, рукоделие и т.д.) (Уо1коуа, ВеввсИеШоуа, Ов1аупа]а, 2017).
Методология исследования.
Целью прикладного исследования явилось изучение мнения школьных учителей информатики о проблемах и возможностях совершенствования воспитательно-образовательной среды,
способствующей физическому, умственному, нравственному развитию детей-сирот посредством расширения использования технологий e-Learning в образовательных программах детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Исследование проводилось в 2016-2017 гг. на территории трех крупнейших регионов Российской Федерации (Белгородской, Саратовской области и Забайкальского края).
Для проведения прикладного исследования мы выбрали метод глубинного интервью как наиболее целесообразный. Потому что нам необходимо было получить однотипную информацию от каждого респондента, которую в дальнейшем можно сравнивать между собой и с данными других исследователей, а также со статистическими данными. В качестве респондентов мы выбрали школьных преподавателей информатики, которые преподавали в школьных классах, в которых учились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Интервьюирование преподавателей (n = 54) проводилось на рабочем месте учителей.
В качестве генеральной совокупности выступила общая численность учителей, содержащаяся в региональных банках данных образовательных учреждений. Используемый тип выборки: сплошной (было стремление опросить все единицы наблюдения, однако некоторые не были доступны или категорически уклонялись от просьб исследователя).
Учителям были заданы вопросы о детях, которые проживают в детских домах. Это дети в возрасте от 3 до 18 лет, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Вопросы глубинного интервью были нацелены на изучение мнения школьных учителей информатики о возможностях совершенствования воспитательно-образовательной среды, способствующей физическому, умственному, нравственному развитию детей посредством расширения использования технологий e-Learning в образовательных программах для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
В проведенном глубинном интервью перспективам использования технологий e-Learning в образовательных программах детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, посвящен целый ряд вопросов, показавших интересные результаты в ходе исследования.
Результаты исследования.
Весь уклад жизни в учреждении приучает ребенка к тому, что его обеспечивают и обслуживают и впоследствии у выпускника такого учреждения нет стремления трудиться. Не менее значимый фактор, препятствующий нормальной социализации, связан с преобладающей направленностью деятельности ребенка в учреждении, которая ориентирована в основном на себя, реже - на группу сверстников, и практически никогда - на социум за пределами учреждения (Абельбейсов, Акимова, 2013).
Современное дистанционное обучение строится на использовании таких основных элементов, как среда передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети) и методы, зависимые от технической среды. Многообразие технологий e-learning позволяет внедрять в образовательную деятельность конкретной школы-интерната такие технологические продукты, которые, с одной стороны, не требуют ни серьезных финансовых ресурсов, ни технических условий, а с другой стороны - отвечают целям и задачам образовательно-воспитательного процесса. Так, в частности, в силу ограниченного финансирования некоторые образовательные учреждения не могут позволить себе лицензионное программное обеспечение (например, Elearning Soft, Upside Learning, Adobe, NetOP и пр.), однако, имея подключение к сети интернет, реализуют учебные мероприятия практически без ущерба для их качества.
Так, в частности, в процессе дистанционного обучения детей-сирот наиболее активно используются такие незатратные и доступные интернет-технологии, как:
1. Скайп (Skype). Даная программа позволяет проводить видео-чаты, видео-конференции в режиме реального времени. С помощью скайп можно осуществлять единовременные контрольные мероприятия и сравнивать результаты их проведения (например, тотальный диктант, олимпиадные работы, мастер-классы и пр.). Также посредством скайп можно проводить групповые проектные работы, вовлекая большее количество участников в коллективное творчество.
2. Видео-трансляции. Возможно проведение видео-трансляций как в записи, так и в режиме реального времени. Как правило, у учащихся вызывают интерес такие учебные материалы, презентуемые в записи, как мастер-классы, показы спортивных упражнений, творческих видов активности (танцы, хореография, йога, лечебная гимнастика, кулинарные уроки, рукоделие и пр.). Практически те же самые виды деятельности, транслируемые в режиме реального времени предполагают специальное приглашение особого гостя (тренера, инструктора, мастера и пр.), которому можно задать вопросы, прокомментировать его действия, поучаствовать в общей дискуссии и т.д.
3. Телемосты. По своей сути телемосты являются разновидностью видеотрансляции, поскольку предполагают демонстрацию визуального ряда в режиме реального времени. Однако, телемосты являются эффективным средством для развития чувства соревновательности между двумя (тремя и т.д.) командами, участвующими в трансляции. При этом также воспитывается и командный дух, чувство локтя. Телемосты выступают хорошим средством для проведения разного рода конкурсов (творческих, КВН и пр.), а также для разного рода тренингов (организация дискуссий, выступлений в стиле TED, дебатов и пр.).
В работе с детьми-сиротами младшего возраста мы рекомендуем использовать электронные ресурсы, которые содержат мультфильмы, короткие истории, тренинговые программы (Fun Learning, Kid Game Learn videos for Kids, Elearning animation и пр.). С точки зрения педагогики младшего возраста, мультфильм развлекает детей в процессе обучения и воздействует таким образом, что дети даже не осознают, что они учатся. Это помогает им развивать свое воображение, особенно с помощью красочных персонажей, веселые анимации и правильной музыки. В результате, дети выполняют интересные, а порой и забавные задания, обеспечивая приращение знаний в рамках учебной деятельности.
Исследование показало, что внедрение технологий e-learning в образовательно-воспитательный процесс позволяет расширить картину миру детей, обучающихся в интернатных учреждениях, расширить возможности в познании мира, доступности информации, скорректировать редуцированные коммуникационные навыки и развить их, сформировать навыки самопрезентации и пр.
При этом, среди статистически значимых показателей проведенного исследования можно выделить следующие:
1. Участвующие в интервью респонденты отмечают, что у детей-сирот существуют определенные физические и психологические характеристики, которые могут быть скорректированы посредством применения специфических e-Learning технологий (таблица 1).
Таблица 1 - Отмеченные респондентами (преподавателями информатики) физические и психологические характеристики, которые могут быть скорректированы у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством применения специфических технологий e-Learning
№ п/п Характеристики percent
1 неустойчивая учебная мотивация 92 %
2 повышенная эмоциональная чувствительность к отношению окружающих людей 75 %
№ п/п Характеристики percent
3 нестабильность эмоциональных и поведенческих реакций 78 %
4 отсутствие или неустойчивость мотивации к поддержанию физического здоровья и внешнего вида посредством занятий спортом 87 %
5 отсутствие или неустойчивость мотивации к познанию окружающего мира 89 %
Наиболее ярко выраженная коррекция наблюдается в отношении таких характеристик, как «неустойчивая учебная мотивация», «отсутствие или неустойчивость мотивации к познанию окружающего мира», «отсутствие или неустойчивость мотивации к поддержанию физического здоровья и внешнего вида посредством занятий спортом».
2. С помощью дистанционных технологий обучения существенно разнообразится учебный и воспитательный процесс, формируется среда, обеспечивающая расширение кругозора детей, с учетом потребностей общества и в соответствии с запросами личности (таблица 2).
Таблица 2 - Названные респондентами (преподавателями информатики)
направления работы, способствующей расширению кругозора детей, с учетом потребностей общества и в соответствии с запросами личности
Цель Направления работы percent
Создание среды, Анализ существующих, апробация и внедрение 87 %
обеспечивающей модернизированных образовательных программ
расширение Насыщение информационно-образовательного прост-
кругозора детей, ранства за счет внедрения новых технологий 96 %
с учетом (информационно-коммуникационных, проблемно-
потребностей поисковых)
общества и Расширение спектра интересов, которые дети могут
в соответствии реализовать в виртуальном пространстве (имеются в 91 %
с запросами виду социально одобряемые интересы)
личности. Совершенствование системы мониторинга и 98 %
информационной безопасности
Таким образом, по мнению респондентов, e-1eaming позволяет повысить эффективность социализирующего воздействия посредством «совершенствования системы мониторинга и информационной безопасности», «насыщения информационно-образовательного пространства за счет внедрения новых технологий (информационно-коммуникационных, проблемно-поисковых)» и пр.
3. Практика использования дистанционных технологий в учебном процессе детей-сирот проявила интересы, наиболее четко проявившиеся у детей в виртуальной среде и мотивировавшие их к практическим действиям (таблица 3).
Таблица 3 - Отмеченные респондентами (преподавателями информатики) интересы, наиболее четко проявившиеся у детей в виртуальной среде и мотивировавшие их к практическим действиям
№ п/п Интересы детей percent
1 Просмотр спортивных мероприятий и выполнение физических упражнений в соответствии с обучающими занятиями по физической культуре 19 %
2 Просмотр танцевальных мероприятий и выполнение танцевальных движений в соответствии с обучающими танцевальными занятиями 21 %
3 Просмотр обучающих занятий по техническому творчеству и попытка практического выполнения 7 %
4 Просмотр обучающих занятий по художественному творчеству и попытка практического выполнения 18 %
5 Просмотр обучающих занятий и инструкций по ИКТ и попытка практического выполнения 17 %
6 Чтение художественной литературы на экране гаджета 2 %
Наибольшим мотивирующим значением для детей-сирот в плане развития тех, или иных навыков, активизации познавательной деятельности и пр. обладают «просмотр танцевальных мероприятий и выполнение танцевальных движений в соответствии с обучающими танцевальными занятиями», «просмотр спортивных мероприятий и выполнение физических упражнений в соответствии с обучающими занятиями по физической культуре».
Исследование показало, что недостатки дистанционного обучения, типичные для традиционных школ (отсутствие контроля над обучением детей, отсутствие физического взаимодействия учитель - ученик, отсутствие непосредственного общения с одноклассниками и пр.) в условиях интернатного учреждения нивелируются спецификой организации учебного процесса, а значимость этих недостатков и негативное влияние на эффективность обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незначительно.
Заключение.
Таким образом, интеграция современных информационных технологий в систему обучения и воспитания детей-сирот в условиях интернатных учреждений и внедрение системы дистанционного обучения сохраняет все особенности организации образовательного процесса и позволяет дополнительно решить такие проблемы как:
- повышение качества образования за счет доступа к многочисленным информационным ресурсам и общения с высококвалифицированными педагогами, приобретения недостающих навыков и знаний по изучаемым предметам;
- получение детьми дополнительного образования по предметам, способствующим их социализации, развитию творческих способностей, активизации учебного процесса;
- развитие творческих способностей и приобретение начальных профессиональных навыков работы с новейшими компьютерными технологиями, которые лягут в основу будущей профессии (предпрофессиональная подготовка);
- приобретение нового опыта общения со сверстниками, друзьями, решение коллективных задач, работа над проектами;
- выравнивание педагогических условий для получения достойного образования детьми-сиротами в сравнении с детьми с родителями;
- развитие способностей учеников с повышенным творческим потенциалом с помощью Интернет-ресурсов и использованием инновационных образовательных технологий;
- развитие коллективной творческой деятельности учеников одной школы-интерната с удаленными сверстниками, находящимися в школе-интернате другого региона (как в нашей стране, так и за рубежом);
- совместное выполнение проектной деятельности, объединяющей детей по интересам;
- проведение различных олимпиад, конкурсов, диспутов, другое;
- повышение культурного-образовательного и художественно-воспитатель-ного уровня детей-сирот как во время образовательной, так и воспитательной деятельности;
- предоставление учащимся, учителям возможности установления связей по интересам с коллегами из других школ-интернатов и профессиональных сообществ с использованием компьютерного класса свободного доступа, имеющего выход в глобальную сеть Интернет.
Литература:
1. Абельбейсов В.А., Акимова Л.В. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских сиротских учреждениях в Московском мегаполисе: монография. Москва: Новые печатные технологии, 2013. 206 с.
2. Ананченкова П.И. Трансформация семейных ценностей в современном российском обществе // Труд и социальные отношения. 2011. №6. С. 45-53.
3. Balint M. The Basic Fault: Therapeutic Aspects of Regression, Tavistock Publications. London, 1968. Р. 197.
4. Bowlby J. & J. Int. Psychoanal, 1960. Р. 89-113.
5. Durkheim E. Sociology. It's object, method, destination, in Russian, Kanon. Moscow,1995. Р.
352.
6. Elearning animation [Electronic resource]. URL: https: // www.youtube.com /watch?v=3_pRd5wyoFE.
7. Fun Learning. Centre for Innovative and Lifelong Learning [Electronic resource]. URL: http://vcilt.uom.ac.mu/cill/index.php/fun-learning.
8. Fun Learning Centre for Innovative and Lifelong Learning [Electronic resource]. URL: http://vcilt.uom.ac.mu/cill/index.php/fun-learning.
9. Horney K. Neurosis and Human Growth: The Struggle toward self-realization, WW. Norton & Co. New York, 1950. Р. 391.
10. Kid Game Learn videos for Kids, Toddlers & Babies [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/channel/UCaZhEPIIvA3iGuszErTMLFA.
11. Mateychek Z. & Y. Langmeyer Mental deprivation at an early age, in Russian, Avitsenum, Prague, 1984. Р. 334.
12. Merton R.K. Social theory and social structure, Free Press, New York, 1949. Р. 423.
13. Spitz R. Life and the dialogue, in Counterpoint: Libidinal object and subject, H.S. Gaskill (ed.). New York: International Univisities Press, 1963. Р. 154-176.
14. Spitz R. Life and the dialogue, in Counterpoint: Libidinal object and subject, H.S. Gaskill (ed.). New York: International Univisities Press, 1963. Р. 154-176.
15. Volkova O., Besschetnova O. & A. Ostavnaja Distance education as a way of saving ethnic and cultural identity of migrant children. E-Learning & Software for Education. Bucharest, 2017. Vol. 1, Р. 257262.
16. O'Sullivan M., J.P. Guilford & J. Educ. Meas, 1975. Р. 255-271.