2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ КУРСЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ МВД
USING WEBQUEST TECHNOLOGY IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE FOR SPECIAL PURPOSES AT THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MOI
УДК 811.111
Н.М. МОКРЕЦОВА,
кандидат филологических наук, доцент (Восточно-Сибирский институт МВД России) e-mail: natasha [email protected]
N.M. MOKRETSOVA,
candidate of Philological Sciences, Associate Professor (East-Siberian Institute of the Ministry of the Interior
of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются возможности использования технологии веб-квес-та для реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку. В качестве примера автор использует работу над профессиональной темой курса в вузе МВД.
Ключевые слова: практическая направленность обучения, компетентностный подход, активные и интерактивные формы учебной деятельности, веб-квест.
Abstract: the paper investigates webquest technology-oriented capabilities to implement competency-based approach in teaching foreign languages. As an example, the author uses study of a special topic of the foreign language course at the higher educational institution of the MOI.
Keywords: practice-oriented training, competency-based approach, active and interactive forms of training, webquest.
Действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования отличаются своей практической направленностью. В ФГОС ВПО содержание обучения представлено общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Под компетенциями традиционно понимают способности применять знания, умения и качества личности для успешной деятельности в определенной области. Кроме этого, в понятие «компетенция», безусловно, входят социальная адаптация (в том числе способность работать самостоятельно и в коллективе) и профессиональный опыт. Названные составляющие формируют модели поведения выпускника и, прежде всего, его способность ориентироваться в ситуации и квалифицированно решать задачи или ставить новые.
В условиях компетентностного подхода роль обучающегося в учебном процессе
меняется. На первый план выходят работа с информацией, моделирование, рефлексия, что развивает умение самостоятельно мыслить, готовность действовать в реальных, иногда нестандартных ситуациях.
В рамках обучения иностранному языку организация процесса обучения предусматривает широкое использование активных и интерактивных форм учебной деятельности в сочетании с внеаудиторной работой. С этой точки зрения, одним из способов активизации учебной деятельности является веб-квест (webquest). Веб-квест, по определению, есть деятельность, нацеленная на обучение и углубленное изучение предмета (темы, вопроса) с использованием технических средств. Веб-квест используют как модель учебно-исследовательской деятельности обучающихся, в которой часть или вся информация для изучения берется из ресурсов Интернет [1]. При этом, в целях эффективного управления учебным време-
72
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
нем, преподаватель (составитель веб-квес-та) обеспечивает материалы для работы, указывая адреса веб-сайтов.
Отличительная черта веб-квеста состоит в том, что в результате отбора, анализа и оценки информация трансформируется с целью решения определенных задач.
Рассмотрим изучение темы «Столичная полиция Лондона» (Блок «Правоохранительные структуры зарубежных стран и Российской Федерации. Международное полицейское сотрудничество» Рабочей учебной программы по дисциплине «Иностранный язык» (специальность «Правовое обеспечение национальной безопасности»)) с использованием возможностей технологии веб-квеста. Цель учебной работы - узнать о разных, представляющих непосредственный интерес аспектах работы британской полиции и изучить собственные возможности стать хорошим сотрудником органов полиции. Обучающиеся последовательно выполняют ряд заданий, примерами которых могут быть следующие: 1. Answer the questions about the police activities in Great Britain. Compare your answers with your partners (Наличие рекомендации с указанием интернет-адреса позволяет при разнице ответов совместно обратиться к информации сайта); 2. Match the name of the police force with the right picture (подсказка Two of them belong to the same unit. Decide which ones and why нацелена на развитие способности самостоятельно решать задачи); 3) Do the psychology quiz and find out what crime fighter you are. When you learn it, go to the profile and learn about the related crime fighter job. If you could not belong to the group, try to find out what qualities you have to develop. Listen to other cadets and prepare a survey; Write a report, using helpful expressions. Exchange it with other partners. Read reports and if necessary make changes in your own variant;
4) Test your decision-making in the real-life situations and find out if you can become a good police officer. Challenge gun crime, anti-social behaviour orders, abandoned cars, vandalism. The real life challenges are scored to give you indication of how well you have reacted to different challenges. Discuss the challenges with your group and compare the results. What can be done to improve the score?; 5) Play the game and see how good you are if you have to act in a case of emergency. Compare your result with the results of other cadets in the group. Ask the winner what he/she has done to achieve the best result; 6) Go to “Can I
Apply?” and see whether you are eligible to join the British police. Self-Selection Questionnaire is designed to help you find out whether you are eligible to join the police service. Answer the questions to check your eligibility. If you are not eligible, refer to the relevant eligibility criteria for more information or contact your local force recruitment team. You are going to read real life stories about a police officer. (Each group is responsible for one story). Read your story, answer the questions and tell about the British policeman. Take notes when other groups tell you about a real personality. Compare your ideas and discuss what you have learned. To see how many police forces exist answer the questions: “How many British (European) police forces are there? 7) You are ready to make a report “How to be a good police officer”. Use the plan and helpful expressions for your presentation. Listen to and look at the other groups’ presentations. Decide which report is the most carefully done (interesting, unusual, etc.) 8) It is time to evaluate your work on the project. You should write a composition of 250 - 300 words, answering questions like these: How effective was my contribution to the group work? What did I learn about the topics we’ve researched? How did my English improve doing this project? What did I learn about using the internet? В списке литературы представлены веб-адреса для выполнения заданий по названной теме [2-8]. Работа на основе веб-квеста может выполняться с использованием компьютера полностью или частично (с раздачей распечатанных материалов) в учебной аудитории или сочетаться с внеаудиторной работой курсантов.
Несомненно, что такая деятельность при изучении профессиональных тем способствует реализации целого ряда образовательных и развивающих целей, а также целей воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык». Выполнение заданий способствует формированию таких основополагающих компетенций, как 1) способности к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения; 2) способности работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять методы, способы, средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации; 3) способности креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, прояв-
73
2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
лять инициативу, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность; 4) способности анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям професси-
ональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности.
Литература
1. English for Peacekeeping WebQuests -The Consultants-E URL: http://www.theconsultants-e.com (дата
обращения: 08.01.2014).
2. URL: http://www.bbc.co.uk/apps/ifl/crime/fightersquiz (дата обращения: 10.01.2014).
3. URL: www.policecouldyou.co.uk (дата обращения: 10.01.2014).
4. URL: http://www.bbc.co.uk/crime/fighters/prisonbreakout.shtml (дата обращения: 10.01.2014).
5. URL: http://www.policecouldyou.co.uk/default.asp?action=article&ID=25 (дата обращения: 10.01.2014).
6. URL: http://www.police.uk/forces/euro.asp (дата обращения: 10.01.2014).
7. URL: http://www.police.uk/forces/forceslist.asp (дата обращения: 10.01.2014).
8. URL: http://www.policecouldyou.co.uk/default.asp?action=article&ID=20#15 (дата обращения: 10.01.2014).
References
1. English for Peacekeeping WebQuests -The Consultants-E URL: http://www.theconsultants-e.com
(Accessed: 2014, January 8)
2. URL: http://www.bbc.co.uk/apps/ifl/crime/fightersquiz (Accessed: 2014, January 10)
3. URL: www.policecouldyou.co.uk (Accessed: 2014, January 10).
4. URL: http://www.bbc.co.uk/crime/fighters/prisonbreakout.shtml (Accessed: 2014, January 10).
5. URL: http://www.policecouldyou.co.uk/default.asp?action=article&ID=25 (Accessed : 2014, January 10).
6. URL: http://www.police.uk/forces/euro.asp (Accessed : 2014, January 10).
7. URL: http://www.police.uk/forces/forceslist.asp (Accessed : 2014, January 10).
8. URL: http://www.policecouldyou.co.uk/default.asp?action=article&ID=20#15 (Accessed : 2014, January 10).
(Статья сдана в редакцию 19.02.2014)
74