Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / МАЛАЯ ГРУППА / МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ / TECHNOLOGY OF LEARNING IN COLLABORATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / SMALL GROUP / LEARNING MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карнова Анна Юрьевна

Статья посвящена проблеме обучения английскому языку на уроках иностранного языка в начальной школе посредством использования технологии сотрудничества. Обосновывается необходимость использования данной технологии в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карнова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF COLLABORATION TECHNOLOGYAT ENGLISH LANGUAGE LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

The article is aimed to study the problems of teaching English in primary school using the collaboration technology. The necessity of using this technology in the educational process is substantiated.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Карнова А. Ю. Использование технологии сотрудничествана уроках английского языка в начальной школе / А. Ю. Карнова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 283

Карнова Анна Юрьевна

магистрант, кафедра лингвистики и перевода, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск,

Anna_the_twins_effect@mail. ru

УДК 373.3.016:811.111(045)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена проблеме обучения английскому языку на уроках иностранного языка в начальной школе посредством использования технологии сотрудничества. Обосновывается необходимость использования данной технологии в образовательном процессе.

Ключевые слова: технология обучения в сотрудничестве, коммуникативная компетенция, учащиеся начальных классов, малая группа, мотивация в обучении.

Совершенствование содержания образования в Российской Федерации на современном этапе общественного развития в том числе связано с инновациями в организации обучения иностранному языку.

В настоящее время во главу угла ставится ребёнок-обучающийся, его личность и неповторимый внутренний мир. В этой связи главной целью современного педагога является грамотно выбрать формы и методы организации учебной деятельности обучающихся, которые будут оптимально соответствовать поставленной цели развития личности ребёнка.

Следует отметить, что одним из главных условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка является использование новых технологий в организации обучения английскому языку.

Современная лингводидактика предлагает целый ряд личностно-ориентированных педагогических технологий, обеспечив их дифференциацию и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Карнова А. Ю. Использование технологии сотрудничествана уроках английского языка в начальной школе / А. Ю. Карнова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 283

индивидуализацию обучения с учетом уровня знаний обучающихся. На наш взгляд, наиболее обсуждаемой сегодня технологией является технология сотрудничества [1].

В преподавании иностранных языков она приносит достаточно значимые результаты. Данная технология позволяет создать на уроке атмосферу творчества, при этом все обучающиеся вовлечены в активный познавательный процесс.

Следует отметить, что по причине недостатка коммуникативной практики иностранного языка на уроках в начальной школе, а также стремления повысить результативность обучения, появляется необходимость использовать работу в группах (технологию сотрудничества), потому как в процессе работы ученики учатся друг у друга и делятся идеями, мнениями, информацией [3, с. 88].

Идеология обучения в сотрудничестве приобрела известность в 1970-е годы, но её идеи лежат в основе и современного обучения. Примечательно, что данная технология была разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета штата Миннесота (Р. Джонсон и Д. Джонсон), университета штата Калифорния (группа Э. Аронсона) [2, с. 76].

Создание педагогических условий для совместной активной учебной деятельности обучающихся в различных учебных ситуациях служит основной идеей рассматриваемой технологии.

Использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка показало, что групповое обучение гораздо интереснее и эффективнее. Это утверждение касается также нравственного развития младших школьников. Главной идеей технологии сотрудничества является сам процесс обучения вместе именно тогда, когда хочется добывать знания. Педагогу же эта система дает огромные возможности для творческого подхода и к предмету, и к учащимся.

Для выявления особенностей технологии сотрудничества был использован метод системного анализа и синтеза. Для раскрытия проблемы эффективности обучения при применении данной технологии на уроках английского языка в начальной школе использовались методы теоретического анализа.

Работа в парах и малых группах занимает значительное место в учебном процессе. При такой форме работы ученики добиваются поставленной цели гораздо быстрее и эффективнее, чем при фронтальной форме работы.

Организацию общения в группах целесообразно начинать с формирования речевых групп с учётом психологической совместимости учеников.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Карнова А. Ю. Использование технологии сотрудничествана уроках английского языка в начальной школе / А. Ю. Карнова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 283

Для достижения эффективного результата в обучении, необходимо чётко соблюдать основные принципы технологии сотрудничества:

• Формирование групп учеников. Группа состоит из пяти человек. В каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученик, также группа должна быть разнополой.

• Однозадачность. В группе должно происходить распределение ролей между участниками, несмотря на общую задачу;

• Оценка ставится на всю группу, но не на отдельного обучающегося. Примечательно, что оцениваются не только знания, но и усилия обучающихся (у каждого ребёнка свой «потолок»).

• Выбор обучающегося, докладывающего о результатах совместной работы, остаётся за учителем. Если слабый ученик способен сделать хороший доклад о результатах совместной работы, ответить на вопросы учителя и других групп, то можно считать цель достигнутой. Цель любого задания -овладение материалом каждым учащимся из группы, а не формальное его выполнение.

В процессе групповой работы, обучающиеся приобретают навыки работы без контроля со стороны учителя, самостоятельно достигая поставленной цели. Обучение взаимодействию в группе на уроках является естественным компонентом учебного процесса, а не только методом обучения устной речи. Обычно оценивается работа не отдельного учащегося, а всей группы. На промежуточных этапах работы результаты труда каждого участника группы чаще всего оценивает лидер [4, с. 88].

На практике выявлена эффективность групп, члены которых дополняют друг друга: один мало знает, но интересуется данным вопросом; другой эмоционален, но не работоспособен; третий обладает опытом, но не успевает за остальными. В процессе групповой деятельности среди участников возникает чувство взаимной поддержки, сотрудничества.

Но следует отметить, что для достижения успеха учителю необходимо установить контакт с детьми, основанный на взаимопонимании, доверии и любви. Процесс обучения происходит в постоянном, активном взаимодействии всех учеников. Учащиеся и педагог являются равноправными субъектами процесса. Работы и наблюдения многочисленных педагогов по этому вопросу показали, что групповая форма организации учебного процесса имеет определённые достоинства: помогает объективно оценивать себя и других, способствует повышению мотивации к обучению, повышает статус учащегося в коллективе.

В процессе использования технологии сотрудничества можно выполнять следующие задания:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Карнова А. Ю. Использование технологии сотрудничествана уроках английского языка в начальной школе / А. Ю. Карнова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 283

- на развитие грамматического строя речи,

- работу над текстом для чтения,

- проектной деятельности,

- орфографического характера,

- лексического характера.

В личной практике данная технология была использована

преимущественно для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Просто заучивать тексты по определённым темам, отвечать на вопросы к нему для учащихся скучно и неинтересно. Технология сотрудничества помогает решить эту проблему. На основе имеющегося опыта ученики могут построить диалог или монолог, соответствующий уровню знания языка, не чувствуя при этом значительного разрыва в уровнях иностранной коммуникативной компетенции, как происходит в случае общения учитель-учащийся.

Использование этой технологии на уроках дает возможность для достижения прогнозируемых результатов обучения и раскрытия потенциала каждого обучающегося. Технология также создаёт условия для повышения речевой и познавательной деятельности всех участников группы, поскольку именно технология обучения в сотрудничестве предоставляет каждому участнику возможность осмыслить новый языковой материала, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. Кроме того, в процессе работы в группах осуществляется самообучение и взаимообучение учеников. Самообучение происходит обучающимися во время самостоятельного изучения темы, а взаимообучение - в ходе обмена информацией между участниками группы.

В заключение следует отметить: многочисленные наблюдения и опыт экспериментальной работы педагогов-практиков по данной проблеме показали, что использование технологии сотрудничества способствует повышению эффективности изучения иностранных языков в начальной школе и является источником интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию обучающихся и делает результаты учебного труда более результативными.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Карнова А. Ю. Использование технологии сотрудничествана уроках английского языка в начальной школе / А. Ю. Карнова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 283

Список использованных источников

1. Бояркина Л. М., Боброва А. В. Использование видеоматериалов при обучении аудированию на уроке английского языка // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал : электрон. журн. 2018. № 4. URL: https://srjournal.ru/2018/id136/ (дата обращения: 25.11.2020).

2. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. Москва : Просвещение, 2002. 219с.

3. Самосудова Л. В., Кукушкина Е. А. Инновационные методы в обучении иностранным языкам // Актуальные проблемы социально-экономического развития общества : материалы Нац. науч.-практ. конф. (Саранск, 21 нояб. 2018 г.). Саран. кооп. ин-т (фил.) РУК. Саранск : АНО СНОЛД «Партнер», 2019. С. 52-57.

4. Самосудова Л. В., Кукушкина Е. А., Вечканова М. И. К вопросу об использовании диалога // Инновации в образовательном процессе : материалы науч.-практ. конф. (Саранск, 15 нояб. 2017 г.). Саран. кооп. ин-т (фил.) РУК. Саранск : Принт-Издат, 2017. С. 87-90.

5. Carroll M.R., Wiggins J. Elements of group counseling. Denver : Love Publishing, 2012. Pp. 28-30.

Karnova Anna

master's degree, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical University ", Saransk

USING OF COLLABORATION TECHNOLOGYAT ENGLISH LANGUAGE LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

The article is aimed to study the problems of teaching English in primary school using the collaboration technology. The necessity of using this technology in

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Карнова А. Ю. Использование технологии сотрудничествана уроках английского языка в начальной школе / А. Ю. Карнова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 283

the educational process is substantiated.

Key words: technology of learning in collaboration, communicative competence, primary school students, small group, learning motivation.

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021 © Карнова А. Ю., 2021

Учредитель и издатель журнала:

Автономная некоммерческая организация содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр» ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001

Адрес редакции:

430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом.1 тел./факс: (8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888;

E-mail: redactor@anopartner.ru О журнале

S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.

S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».

S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.

Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.