Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ / ВЕРБАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ / ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ / COHERENT SPEECH / PRESCHOOL CHILDREN / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / ASD / BEHAVIORAL THERAPY / VERBAL SKILLS / IMPRESSIVE SPEECH / EXPRESSIVE SPEECH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мукангазина Т.Ю.

В статье рассмотрена актуальная проблема, связанная с формированием связной речи у детей дошкольного возраста с РАС средствами технологии поведенческой терапии. Автор доказывает, что, используя технологии поведенческой терапии, у детей дошкольного возраста, возможно, успешно сформировать рецептивные языковые навыки, навык словесной просьбы, интравербальный навык, способность самостоятельно строить фразы и предложения, что является основой для выработки связной речи у детей дошкольного возраста с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мукангазина Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF BEHAVIORAL THERAPY TECHNOLOGY IN FORMING CONNECTED SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH AUTHISTIC SPECTRUM DISORDERS

The article discusses the urgent problem associated with the formation of coherent speech in preschool children with ASD using behavioral therapy technology. The author proves that, using technologies of behavioral therapy in preschool children, it is possible to successfully develop receptive language skills, verbal request skills, intraverbal skills, the ability to independently build phrases and sentences, which is the basis for developing coherent speech in preschool children with ASD .

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 376.42

Мукангазина Т.Ю. студент магистратуры кафедры «Коррекционной педагогики» Южный Федеральный университет

г. Ростов-на-Дону

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация: в статье рассмотрена актуальная проблема, связанная с формированием связной речи у детей дошкольного возраста с РАС средствами технологии поведенческой терапии. Автор доказывает, что, используя технологии поведенческой терапии, у детей дошкольного возраста, возможно, успешно сформировать рецептивные языковые навыки, навык словесной просьбы, интравербальный навык, способность самостоятельно строить фразы и предложения, что является основой для выработки связной речи у детей дошкольного возраста с РАС.

Ключевые слова: связная речь, дети дошкольного возраста, расстройства аутистического спектра, поведенческая терапия, вербальные навыки, импрессивная речь, экспрессивная речь.

Mukangazina T. Yu. master's degree student of the Department "Corrective pedagogy" South Federal University Rostov-on-Don

USE OF BEHAVIORAL THERAPY TECHNOLOGY IN FORMING

CONNECTED SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH AUTHISTIC SPECTRUM DISORDERS

Abstract: the article discusses the urgent problem associated with the formation of coherent speech in preschool children with ASD using behavioral therapy technology. The author proves that, using technologies of behavioral therapy in preschool children, it is possible to successfully develop receptive language skills, verbal request skills, intraverbal skills, the ability to independently build phrases and sentences, which is the basis for developing coherent speech in preschool children with ASD .

Keywords: coherent speech, preschool children, autism spectrum disorders, ASD, behavioral therapy, verbal skills, impressive speech, expressive speech.

В современном мире проблема увеличения количества детей с расстройствами аутистического спектра с каждой годом становится все более актуальной. Это приводит к увеличению интереса в изучении данного вида патологии, не только, с медицинской точки зрения, но и со стороны коррекционной педагогики, а именно, к поиску и внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов диагностики и коррекции.

РАС - это клинически разнородная группа неврологических расстройств, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и значений[4].

Речь детей с РАС носит достаточно разнообразный характер и может проявляться как полным ее отсутствием, так и развернутой, грамматически правильно оформленной речью в зависимости от тяжести патологии. Речь многих детей изобилует словами - штампами, которые, как правило, лишены смысловой нагрузки и не привязаны к ситуации, а являются, скорее, проявлением речевой стереотипии. Также в речи отмечаются отсроченные и непосредственные эхолалии, отдельные вокализации, страдает звукопроизносительная, просодическая, фонетическая, лексико -грамматическая стороны речи. Развитие связной речи сильно затруднено, спонтанные фразы аграмматичны: отсутствует употребление предлогов, глаголы в речи употребляются в неопределенной форме, прилагательные практически отсутствуют. Большие сложности возникают в связи с употреблением личных местоимений: «Я» не используется, о себе ребёнок говорит во втором или третьем лице. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях и могут значительно различаться по степени выраженности [3].

Своевременно начатая коррекционная работа является основой для развития не только речевых навыков, что, несомненно, приведет к достижению более высокого качества жизни, но, главное, поспособствует формированию взаимодействия в социальном окружении. Преодоление речевых расстройств имеет очень длительный, трудоемкий и кропотливый путь, и требует обязательный системный подход.

В коррекции связной речи у детей с РАС накоплен и описан определенный опыт использования различных технологий, но в нашей стране, к сожалению, специальных методик работы для детей с РДА разработано недостаточно^]. Каждая из них нуждается в индивидуальной модификации для каждого ребёнка. В связи с данными обстоятельствами педагоги разрабатывают обобщенную программу, основанную на учёте

научно - практических разработках Л.Г. Нуриевой «Развитие речи аутичных детей», С.С. Морозова «Аутизм. Коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах», О.И. Ловаас « Модификация поведения аутичных детей», В.М. Башиной и Н..В. Симашковой «К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом, а также научно - практические разработки О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М. Либлинг и др.

Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является прикладной анализ поведения или поведенческая терапия. Обучение речевым навыкам в поведенческой терапии основывается на теоретической концепции Б.Ф. Скиннера, в которой речь определяется как "вербальные действия", имеющие различные функции, вызываемые различными стимулами, и усиливаемые различными факторами [2]. По своей сущности, вербальная поведенческая терапия мотивирует ребенка, подростка или взрослого к обучению речи посредством связывания слов с их смыслом или целевым предназначением. Учащийся обучается тому, что слова могут помогать получать доступ к желаемым объектам или другим результатам.

Обучение речевым навыкам детей с РАС, в рамках поведенческой терапии, прежде всего, начинается с работы над формированием первичных вербальных навыков, акцент делается на выработку манд -реакций - вербального действия, вызываемого мотивационными стимулами, и усиливаемое получением этих стимулов, другими словами формированием навыка просьбы. Это объясняется тем, что понимание речи и низкая значимость от социальных поощрений, осложняет формирование такт, эхо и интравербальных реакций, тем самым, выводя формирование манд - реакций на первоначальный этап, что позволяет при помощи мотивационных стимулов обучить ребенка первичным навыкам коммуникации и речи [6].

Также одним из важных элементов поведенческой терапии является частое использование поощрений в процессе обучения [6]. При помощи подкреплений в виде поощрения после каждой необходимой речевой реакции, данное действие закрепляется и начинает происходить на постоянной основе. В поведенческой терапии использование поощрений является неотъемлемой частью индивидуального формата обучения и часто единственным инструментом, который на начальном этапе помогает аутичному ребенку научиться сотрудничать. Следует отметить, что поведенческая терапия предполагает индивидуальный подход: выбор навыков и пособий для обучения, продолжительность формирования того или иного навыка - эти и другие параметры изменяются в зависимости от того, как происходит научение в каждом конкретном случае [2].

При этом важной целью занятий по развитию речи детей с РАС должно быть формирование инициативной экспрессивной речи.

Поведенческая терапия по развитию речи (вербальная) на начальном этапе включает работу над развитием навыка просьбы, которая ведется интенсивно и на постоянной основе. Необходимым условием для развития речи ребенка является обучению просьб к окружающим, любыми доступными способами, с помощью жеста, карточки или слова. АВА-терапия, благодаря формированию навыков проявления инициативы и коммуникации, помогает ребенку общаться и взаимодействовать с окружающими.

Обучение первичных речевых навыков и предпосылок к формированию связной речи начинают с этапа обучения пониманию речи. Перед тем, как начать обучение, надо проанализировать весь спектр речевых навыков, имеющихся у ребенка. Обучение начинают с наиболее простых для него навыков - степень сложности определяется индивидуально. Развитие экспрессивной стороны речи и понимания у говорящих детей должны идти параллельно и равномерно.

Следует подчеркнуть, что даже самый «простой» навык, формируемый на начальном этапе обучения, должен встраиваться в повседневную жизнь ребенка. Если в этих новых условиях начальные навыки понимания речи (или проявления этого понимания вовне) будут поощряться и закрепляться, если ребенок будет успешен, то у него постепенно будет складываться собственная мотивация обучения речевым навыкам.

Таким образом, следует отметить, что поведенческая терапия достаточно эффективный метод коррекционной работы у детей с расстройствами аутистического спектра, в том числе и при формировании связной речи. Поведенческий подход подразумевает системный характер работы с ребенком, очень важны постоянство и постепенно нарастающая интенсивность. Важным при использовании технологии поведенческой терапии остается тот факт, что в коррекционной работе должны принимать участие не только специалист, но и близкое окружение ребенка, поэтому необходимо проводить ознакомительные беседы с родственниками ребенка, в которых будет рассказано об основных принципах работа данного метода, что поспособствует наиболее плодотворной и успешной коррекционной работе.

Использованные источники:

1. Виноградова К. Н. Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. - 2015. - № 2. - С. 17-28.

2. Мелешкевич О., Эрц Ю.: Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями в развития - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2018. - 208 с.

3. Многоосевая классификация психических расстрйствв детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10: учеб. пособие /науч. ред. русского текста А.Н. Моховикова; пер. с англ. О.Ю. Донца - 2-е изд., испр.- М.: Издательский дом « Академия», 2008.-408с

4. Морозова, С.С. Основные аспекты использования АВА при аутизме [Текст] / С.С. Морозова. - М.: Добрый век, 2013. - 363 с.

5. Сидорова, К. Ю. Развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра // Логопед. - 2015. - № 6. - С. 28-38.

6. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА: АВА (Applied Behiavior Análisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения: 4 - е изд. / Р. Шрамм; пер. с англ. З. Измайловой-Камар. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.