Научная статья на тему 'Использование технологии "интернет вещей" для повышения конкурентоспособности горнолыжных курортов'

Использование технологии "интернет вещей" для повышения конкурентоспособности горнолыжных курортов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОРНОЛЫЖНЫЕ КУРОРТЫ / SKI RESORTS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET TECHNOLOGIES / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INTELLIGENT CONTROL / ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ / COST OPTIMIZATION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / СМАРТ-ОТЕЛИ / SMART HOTELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хлуткова Светлана Леонидовна

В последние годы все больше развивается и набирает интерес гороноложный вид туризма, что в свою очередь приводит к увеличению спроса на связанные с этим услуги и непосредственно к увеличению конкуренции между курортами данного вида. Это обусловливает научный и практический интерес к разработке и использованию эффективных инструментов развития горнолыжного туризма Цель. Рассмотреть возможности использования новых интернет-технологий для развития продуктового портфеля гостиничного бизнеса и оценки эффективности инвестиций в стратегическое развитие горнолыжных курортов. Материалы и методы. Пронализированы принципы применимости технологии «интернет вещей» в гостиничном бизнесе горнолыжных курортов. Результаты. Проведен сравнительный анализ горнолыжных курортов Красной Поляны. Расмотрены основные направления совершенствования такого рода деятельности посредством внедрения интернет-технологий. Даны рекомендации по повышению эффективности предприятий гостиничного бизнеса посредством расширения спектра предоставляемых услуг и инвестиций в техническую инфраструктуру при внедрении технологии интернет вещей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the Internet of Things to Enhance the Competitiveness of Ski Resorts

Ski resorts have been developing and growing in popularity over the past few years, which has led to an increasing demand for associated services, enhancing competition between resorts. This provokes scientific and practical interest in the development and use of effective tools for optimizing ski resort development. Aim. This study examines the feasibility of using new Internet technologies for developing the product portfolio of hotels and assessing the efficiency of investments in the strategic development of ski resorts. Materials and methods. The possibility of applying the Internet of Things technology in the hotel business of ski resorts is examined vis-a-vis a comparative analysis of the ski resorts of Krasnaya Polyana, Sochi. Results. Major options and trajectories for improvement by implementing Internet technologies are delineated. Recommendations are provided for improving the efficiency of enterprises in the hotel business by expanding the range of services provided and investing in technical infrastructure to harness and benefit from Internet of Things technologies.

Текст научной работы на тему «Использование технологии "интернет вещей" для повышения конкурентоспособности горнолыжных курортов»

о <

о

о о

> <

Использование технологии «Интернет вещей» для повышения конкурентоспособности горнолыжных курортов

Using the Internet of Things to Enhance the Competitiveness of Ski Resorts

УДК 338.488

Хлуткова Светлана Леонидовна

аспирант Балтийской академии туризма и предпринимательства (Санкт-Петербург)

197110, Санкт-Петербург, Петрозаводская ул., д. 13А

Svetlana L. Khlutkova

Baltic Academy of Tourism and Business

Petrozavodskaya Str. 13a, St. Petersburg, Russian Federation, 197110

В последние годы все больше развивается и набирает интерес гороноложный вид туризма, что в свою очередь приводит к увеличению спроса на связанные с этим услуги и непосредственно к увеличению конкуренции между курортами данного вида. Это обусловливает научный и практический интерес к разработке и использованию эффективных инструментов развития горнолыжного туризма

Цель. Рассмотреть возможности использования новых интернет-технологий для развития продуктового портфеля гостиничного бизнеса и оценки эффективности инвестиций в стратегическое развитие горнолыжных курортов.

Материалы и методы. Пронализированы принципы применимости технологии «Интернет вещей» в гостиничном бизнесе горнолыжных курортов.

Результаты. Проведен сравнительный анализ горнолыжных курортов Красной Поляны. Расмотрены основные направления совершенствования такого рода деятельности посредством внедрения интернет-технологий. Даны рекомендации по повышению эффективности предприятий гостиничного бизнеса посредством расширения спектра предоставляемых услуг и инвестиций в техническую инфраструктуру при внедрении технологии интернет вещей.

Ключевые слова: горнолыжные курорты, конкурентоспособность, интернет-технологии, интеллектуальное управление, оптимизация затрат, инвестиции, смарт-отели

Ski resorts have been developing and growing in popularity over the past few years, which has led to an increasing demand for associated services, enhancing competition between resorts. This provokes scientific and practical interest in the development and use of effective tools for optimizing ski resort development.

Aim. This study examines the feasibility of using new Internet technologies for developing the product portfolio of hotels and assessing the efficiency of investments in the strategic development of ski resorts. Materials and methods. The possibility of applying the Internet of Things technology in the hotel business of ski resorts is examined vis-à-vis a comparative analysis of the ski resorts of Krasnaya Polyana, Sochi. Results. Major options and trajectories for improvement by implementing Internet technologies are delineated. Recommendations are provided for improving the efficiency of enterprises in the hotel business by expanding the range of services provided and investing in technical infrastructure to harness and benefit from Internet of Things technologies. Keywords: ski resorts, competitiveness, Internet technologies, intelligent control, cost optimization, investments, smart hotels

Продолжающийся процесс мировой глобализации и упрощение визовых формальностей для граждан России снимают административные барьеры, которые отчасти искусственно поддерживали конкурентоспособность отечественного туристского продукта на внутреннем рынке. Россияне привыкли путешествовать по миру и высоко ценят уровень сервиса, готовы потратить на отдых значительные средства и являются искушенными и требовательными туристами. Это диктует необходимость модернизации материально-технической базы, использования передовых инновационных технологий в сфере туризма и адаптации туристского продукта согласно запросам современного потребителя [1].

В последние годы, особенно в период подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи

Таблица 1 ^

Сравнительный анализ горнолыжных курортов Красной Поляны ^

_ <

Показатели оценки Объединенный курорт ГТЦ ПАО «Газпром» ГЛК «Горная карусель» ГЛК «Роза Хутор»

ГТЦ ПАО «Газпром» ГКК «Альпика-сер-вис»

Количество трасс 23 трассы: 3 черных, 10 красных, 7 синих, 3 зеленых 16 трасс 15 трасс: 2 черных, 6 красных, 5 синих, 2 зеленых 36 трасс: 9 черных, 7 красных, 18 синих, 2 зеленых

Общая протяженность трасс, км 21 18 35 77

Максимальная высота, м 1660 2256 2300 2300

Подъемники, шт. 13 9 12 20

Потенциал курорта, чел. 8000 — 8000 10 500

Освещение трасс Освещение трасс В, Л, С, Е В 2016 г. Освещение трасс: трасса 1,5 км Трасса «Б-52»

Продолжительность сезона 140-180 дней (декабрь — апрель) 180—200 дней (декабрь — май) 180—200 дней (декабрь — май) 180—200 дней (декабрь — май)

Фрирайд локации Отсутствуют Имеются Имеются Имеются

Трассы для беговых лыж Да Нет Нет Нет

Бонусная система Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует

Сервисы продаж Через кассы. Посредством терминалов. Интернет-продажи Через кассы Через кассы Через кассы. Посредством терминалов. Интернет-продажи

Круглогодичные сервисы Экскурсионный подъем. Сервисы ОКЦ (ледовая арена, аквапарк, детские развлекательные зоны, боулинг, бильярдный клуб, кинотеатр) Экскурсионный подъем. Веревочный парк. Аттракционы (рельсовый, «От вершины к вершине»). Детский парк приключений «Планета приключений» Экскурсионный подъем. Аквапарк. Кинотеатр. Детская игровая зона. Боулинг Экскурсионный подъем. Парк чудес. Еженедельные мероприятия (веселые старты, фитнес-фестивали, гастрономические ярмарки)

Зимние досуговые сервисы Сноутюбинг. Зимний картинг. Прогулки на снегоступах Сноутюбинг Лыжный тур «Зимние экотро-пы» Ледовая арена

Летние программы Пакетные туры. Канатная дорога + сервисы ОКЦ «Галактика». Пешие экскурсии (скандинавская ходьба). Велопарк. Картинг. Экскурсии с гидом Музейный центр. Трассы для горного велосипеда, аттракцион памп-трек. Альпинистские тропы, экотропы, скандинавская ходьба. Кемпинг, скалолазание. Экскурсии на санно-бобслейную трассу Веревочный парк. Пешие прогулки. Маунтинбайк-парк. Велопарк. Йога в горах. Обучение катанию на роликах и на лонгборде. Обзорные экскурсии на клаб-крабах Треккинг в горы. Йога. Веревочный парк. Троллей. Рафтинг. Пляж у горного озера и на побережье Черного моря. Пешеходные экскурсии. Велопарк, прокат сиг-веев, конные прогулки

2014 г., в нашей стране активно строились новые туристические центры. По оценкам российских и зарубежных специалистов, а также туристов, в Сочи сегодня создан и действует высококлассный горнолыжный кластер.

Возрастающий интерес к горнолыжному туризму способствует не только увеличению спроса на связанные с ним услуги, но и усилению

конкуренции между горнолыжными курортами. Это обуславливает повышенное внимание к разработке и использованию эффективных инструментов развития горнолыжного туризма [2, с. 174]. Необходим анализ конкурентных преимуществ российских горнолыжных курортов. Проведем его на примере горнолыжного кластера сочинской Красной Поляны (табл. 1).

g Обзор конкурентного окружения позволяет I сделать вывод, что курорты Красной Поляны | предоставляют схожий перечень услуг: про-g живание, питание, сервисы канатных дорог, ^ досугово-развлекательные сервисы — и имеют ^ хорошую транспортную доступность. Однако 5 ГТЦ ПАО «Газпром» располагает уникальны-§: ми объектами инфраструктуры (лыжно-биат-^ лонный стадион «Лаура», трассы для беговых ^ лыж, канатная дорога типа 3S), а объединение ш ГТЦ «Газпрома» с ГКК «Альпика-сервис» позволило расширить целевую аудиторию курор-< та (появление зон фрирайда, расширение зон 1 катания, увеличение продолжительности сезона катания, расширение перечня досуговых сервисов). В то же время недавние конкурентные преимущества (например, вечерние и ночные катания на освещенных трассах) утратили свою актуальность с появлением аналогов на курортах-конкурентах. ГТЦ «Газпром» уступает конкурентам в перечне летних сервисов и программ отдыха, а также в количестве событийных мероприятий.

В целях поддержания конкурентоспособности каждому горнолыжному курорту необходимо создать (усилить) уникальные конкурентные преимущества, расширить перечень досугово-развлекательных зимних и летних альтернативных сервисов, а также повысить качество имеющихся сервисов и удобство их получения.

Для повышения лояльности гостей необходима разработка и осуществление единой программы лояльности курорта и внедрение новых информационных технологий проживания гостей в отелях.

Гостиничный бизнес горнолыжных курортов продолжает совершенствоваться и внедрять передовые IT-технологии для расширения своего торгового предложения. Какие ИТ-услуги могут быть предложены при размещении гостей? Например, смартфоны гостей отеля запрашивают разрешение на подключение к системе преференций гостиницы за несколько часов до прибытия, для того чтобы провести онлайн-регистрацию и определить подходящий номер, а также получить электронный ключ от комнаты. Как только гость появляется в лобби отеля, его приветствуют по имени благодаря собранным данным и сопровождают в уже выписанный номер. Гость открывает дверь номера, прикладывая смартфон с электронным ключом к сенсору, и оказывается в номере, полностью соответствующем его представлениям о комфорте (поддерживаются определенная температура и заданный уровень освещения, играет любимая музыка, а в домашнем кинотеатре уже отобраны фильмы для просмотра).

Вышеописанный сценарий возможен с применением технологии «Интернет вещей» (англ. internet of things, IoT), уже реализованной

в таких сетях, как Hilton, Starwood Hotels & Resorts и Fontainebleau Miami. Под Интернетом вещей (ИВ) понимается сеть физических объектов, содержащих встроенную технологию, позволяющую этим объектам измерять параметры собственного состояния или состояния окружающей среды, а также использовать и передавать соответствующую информацию [3]. Согласно специалистам компании Cisco Business Solutions Group, ИВ — это состояние Интернета начиная с момента времени, когда количество «вещей или объектов», подключенных к Всемирной сети, превышает население планеты. Таким образом, ИВ представляет собой подключенные к сети интернет-устройства (как типичные средства — смартфоны, компьютеры, так и отличные от стандартных средства — автомобили, кухни, климат-контроль, тонометры и пульсотахометры), которые собирают информацию и обмениваются ею между собой. С учетом положительной динамики роста ИВ, в обозримой перспективе количество видов устройств, предусматривающих присоединение к Интернету, будет непрерывно возрастать.

Для более глубокого понимания технологий ИВ рассмотрим базовые термины.

Устройство — любое отдельно подсоединенное к Интернету устройство, мониторинг или управление которым можно осуществлять дистанционно.

Экосистема — совокупность всех компонентов, позволяющих коммерческим организациям, правительству и конечному потребителю подключаться к устройствам Интернета вещей, включая панели управления, дистанционное управление, проводящие сети, аналитику, архивирование данных.

Участники — коммерческие организации, правительство и конечные потребители.

Материальный уровень — жесткие диски устройств, подключенных к Интернету, сенсоры и сети для передачи данных.

Сетевой уровень — передача собранной информации с материального уровня на различные устройства.

Прикладной уровень — протоколы и интерфейсы, с помощью которых устройства идентифицируют друг друга и осуществляют обмен информацией.

Удаленный доступ — доступ, который позволяет участникам ИВ использовать устройства, подключаться к ним и осуществлять контроль за ними через панель управления, например такую, как мобильное приложение. Удаленный доступ возможен к таким устройствам, как смартфоны, планшеты, персональные компьютеры, смарт-часы, телевидение и др.

Панель управления — дисплей, который отображает информацию и позволяет контролировать экосистему ИВ.

Аналитика — программное обеспечение, которое анализирует данные, поступившие от устройств. Данная аналитика может быть использована в различных направлениях, в том числе для прогноза технических неполадок устройств.

Хранилище данных — место сбора, хранения и архивации данных, поступивших с помощью технологии ИВ.

Cети — уровень организации интернет-коммуникации, благодаря которому устройства осуществляют взаимный обмен данными.

По прогнозам исследовательского агентства BI Intelligence, к 2020 г. к Интернету будут подсоединены более 24 млрд устройств [4]. Это около четырех устройств на каждого жителя нашей планеты. Как только данный показатель будет достигнут, размер необходимых инвестиций в развитие приложений, усовершенствование жестких дисков устройств, интеграцию систем, архивацию данных, обеспечение безопасности составит 6 млрд долл. США. При этом ожидаемая выручка к 2025 г. составит 13 трлн долл.

Более 1000 компаний активно применяют технологию ИВ в своей коммерческой деятельности. Наиболее крупными игроками в данной сфере являются корпорации Honeywell, HitachiT-Mobile, Comcast, GE, AT&T, Cisco, IBM, amazon, Skyworks, apple, Sierra Wireles, Google, Iridium Communications и др.

Гостиничный бизнес обладает большим потенциалом для увеличения выручки и сокращения операционных расходов с помощью внедрения технологии новых интернет- и информационных технологий [5, с. 11], в том числе и Интернета вещей. Например, если комната в отеле не занята гостем, смарт-система управления электроэнергией позволяет переходить в экономичный режим потребления, сокращая расход электроэнергии до 45%. В то же время смарт-система может повысить уровень удовлетворения клиента от оказанного сервиса в номере с помощью кастамизированного освещения и климат-контроля, управляемых через мобильное приложение отеля, телевизионный дисплей или посредством голосовой команды.

Рассмотрим направления совершенствования такого рода деятельности.

1. Автоматизация гостиничного номера. В недалеком прошлом отели сталкивались с трудностями, обеспечивая покрытие беспроводными сетями (Wi-Fi) территории всего комплекса. Теперь они стремятся обеспечить отдыхающему такой же уровень комфорта, как в его собственном смарт-доме. Например, в целях экономии энергии и увеличения внутреннего освещения от автоматических LED-лампочек, заряжающихся от естественного освещения, Starwood Hotels & Resorts использует технику «daylight harvesting» (дословно «урожай

дневного света»). Другие гостиничные сети g используют заранее определенные сценарии, Í по которым при открытии двери номера за- | навески на окнах открываются и включается ^ освещение. ^

Раскрыть потенциал технологий ИВ, до- ^ биться «вау» -эффекта (удивления клиентов), 5 который будет оценен по заслугам клиентами, и окупить вложенные инвестиции вполне воз- ^ можно. Но владельцам гостиничного бизнеса ^ нужно быть готовыми к обновлению техни- yd ческой инфраструктуры отелей (в частности, ^е к увеличению количества проводящих сетей < и размещению тысяч устройств с сенсорными 1 дисплеями). Оборудование сможет использовать технологию ИВ и стать смарт-устройством только при способности точно идентифицировать свое местоположение и наличие других устройств в окружении.

2. Предиктивная техническая и хозяйственная поддержка гостиничного номера позволяет предугадать какую-либо техническую неполадку в номере и сообщить об этом в техническую поддержку, используя обмен данными между сенсорами устройств. Например, «Verdigris» (система по управлению смарт-строениями) использует обучающие алгоритмы для машин, чтобы идентифицировать тип оборудования, подключенного к сети и вышедшего из строя, измеряя электрические характеристики с помощью беспроводных сенсоров на панели электрической цепи. Аналогично кофе-машина, в которой закончились кофейные зерна или забился фильтр, сообщит об этом служащим отелям с помощью сигнала, что позволит избежать отрицательных отзывов гостей о своем пребывании в отеле. Джерри Даллэйр, основатель Custom Energy Solutions, объясняет: «Возможно, в комнате кондиционер не исправен. Система направит уведомление сотрудникам отеля так, чтобы неполадка была устранена до заселения в номер гостя» [6]. Данное новшество позволит команде технической поддержки отеля работать еще более эффективно, разрабатывая планы-графики работ по замене фильтров и батареек на основе анализа статусов фактического использования оборудования.

3. Использование мобильных устройств изменило то, как мы работаем, общаемся, путешествуем и отдыхаем. Сегодня проникновение мобильных телефонов составляет 6,8 млрд шт. (практически равно количеству жителей Земли). Эксперт в области путешествий Генри Хартевельдт отмечает, что «мобильники создали постоянное ощущение внезапности и срочности. Это изменило навсегда то, как наши гости взаимодействуют с нами и, как они ожидают, мы будем взаимодействовать с ними» [7].

g Такие сети отелей, как Hilton и Starwood, ï предоставляют своим гостям возможность ре-I гистрации и получения виртуальных ключей g от номеров с помощью мобильного прило-g жения через «Bluetooth» или беспроводную g сеть. Используя виртуальные ключи, Hilton S и Starwood енижают расходы на персонал, § при этом сохраняя высокий уровень удовлет-^ воренности клиентов, экономя время гостей g с помощью исключения лишних звеньев об-ш служивания (стойка регистрации). g Онлайн-компании (такие как Telkonet, раз-Si работавшая платформу «EcoSmart») предла-1 гают отелям использовать возможность контролировать комнаты гостей через мобильное приложение точно так же, как гость осуществляет контроль света, температуры, климата и хранит виртуальные ключи.

4. Гиперперсонализированный сервис. Сейчас обмен персональными данными между компаниями осуществляется гораздо больше, чем когда-либо. Например, знание семейного положения гостя в социальной сети «Facebook» помогает Google создавать больше таргетированных рекламных кампаний для данного пользователя в поисковике. Несмотря на острый вопрос защиты персональных данных, 78% потребителей выражают желание получать персонализированный контент вместо нерелевантной рекламы.

Личные данные могут использоваться и для того, чтобы добавить «персональные штрихи» к номеру постояльца, чтобы он почувствовал себя особенным. К примеру, платформа Интернета вещей может на протяжении времени запоминать предпочтения гостей в вопросах комфорта и автоматически осуществлять настройки комнаты в следующий визит постояльца — регулировать температуру воздуха, степень освещения, выбирать канал ТВ, положение занавесок, голосовое обращение по имени-отчеству и т. д.

5. Применение геотаргетинга. Предложения и советы, поступающие исходя из географического положения клиента, являются для него гораздо более ценными. На стойке регистрации часто задают вопросы о хороших ресторанах для ужина, выставках, времени поездки до аэропорта и пр. Объединение данных, собранных в Интернете, и вопросов, часто поступающих от гостей, позволяет стимулировать взаимодействие с гостями отеля через геотаргетинг. Нет ничего удивительного, что около 30% отелей в 2016 г. инвестируют средства в локационные и геосервисы. Так, отель Fontainebleau Miami использует геолокационные данные для продажи дополнительных сервисов: завтраков, ужинов, поздних выездов, заказа такси и пр. В других отелях, например, за ужином в отеле гостям-вегетарианцам через мобильное приложение приходят советы по выбору специализированных

блюд без использования мясных продуктов или в зоне около бассейна поступают уведомления о том, что можно заказать полотенца или прохладительные напитки через приложение.

6. Доступность интерфейса для пользователя. Расширению доступа людей к новым технологиям способствуют эргономичный интерфейс и интуитивный веб-дизайн. Задача дизайнера не только в том, чтобы сделать понятными и простыми в навигации сайт и мобильное приложение отеля, но и в том, чтобы создать ощущение уюта и домашнего очага в планшете или мобильном телефоне для гостя.

Наверное, наиболее подходящим интерфейсом в гостиничном номере для коммуникации с клиентом является ТВ-панель. Телевидение — наиболее распространенный и доступный инструмент для взаимодействия с разными целевыми аудиториями. Например, системы Hotel Management Solution и SINC entertainment solution корпорации Samsung предоставляют возможность удаленного управления — через ТВ-панель в номере — температурой, освещением, кондиционером, будильником, знаками «Не беспокоить / не входить / убрать / сменить полотенца», предоставлением информации о прогнозе погоды и о предстоящем полете [8].

7. Интерфейсы программирования приложений (Application Programming Interfaces, API) и кросс-интеграция. Для воплощения в реальность всех возможных инициатив Интернета вещей и формирования требований к рынку компаниям гостиничного бизнеса следует объединиться. Как только рынок ИВ созреет, круг отелей-участников замкнется, создавая серьезные барьеры для входа. До этого момента кросс-интеграция и внедрение интерфейсов программирования приложений позволит представителям сферы туризма организовать кросс-коммуникацию между программным обеспечением ИВ-устройств и программным обеспечением отелей.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы о распределении ролей между участниками рынка Интернета вещей.

1) Основными заинтересованными лицами во внедрении ИВ-технологий будут коммерческие организации, стремящиеся к снижению операционных расходов, повышению эффективности труда и расширению продуктового портфеля, — так называемые ранние последователи (early adopters).

2) Государственные учреждения образуют раннее большинство (early majority) рынка ИВ, поскольку они заинтересованы в повышении качества жизни граждан.

3) Потребители будут отставать в активном использовании и применении ИВ-технологий (laggers). Тем не менее они будут приобретать новые смарт-устройства, инвестируя тем самым средства в создание экосистемы ИВ.

Таким образом, для представителей отрасли гостеприимства и туризма Интернет вещей является дополнительным инструментом, использование которого позволяет добиться повышения лояльности существующих клиентов, упрочить положительную репутацию через «сарафанное радио» и привлечь новых клиентов. ИВ развивается очень быстро и, вероятнее всего, в ближайшем будущем потрясет отрасль, заставив пересмотреть границы рынка. В связи с этим применение ИВ-технологий позволит завоевать конкурентные преимущества отелям, которые заинтересованы в предоставлении высшего уровня комфорта и клиентского сервиса своим гостям и способны инвестировать в техническую инфраструктуру.

В соответствии с оценкой журнала «Forbes» инвестиции в мировой рынок Интернета вещей к 2022 г. составят 14,4 трлн долл. США. Большую их часть составят вложения не только в повышение качества обслуживания клиентов, но и в сокращение операционных затрат (по смелым оценкам — до 5,0 трлн долл.), а также в повышение эффективности персонала [9].

Владельцы гостиничного бизнеса горнолыжных курортов уже сейчас могут оценить эффективность внедрения ИВ-технологий. Возврат капитальных инвестиций достигается в первую очередь с помощью «вау» -эффекта, который повышает лояльность гостя и стимулирует его желание вернуться в отель, совершить повторное бронирование. Во вторую очередь применение этих технологий ведет к значительному сокращению операционных затрат.

В заключение необходимо отметить, что повышение конкурентных преимуществ субъектов горнолыжного туризма сегодня тесно связано с интернет-технологиями, которые обеспечивают наиболее полное удовлетворение потребностей отдыхающих, а также максимизацию финансовых результатов хозяйственной деятельности. Исходя из этого, применение таких технологий и инструментов следует рассматривать как перспективное направление развития современных горнолыжных курортов.

Литература

1. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/ media/files/41d4e55c9b1d8bca7b6a.pdf.

2. Россия в поисках новой модели взаимодействия государства и рынка: Сб. докладов / Науч. ред.: Л. А. Миэринь, А. И. Попов. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. 299 с.

3. Найдич А. «Интернет вещей» — реальность или перспектива? // КомпьютерПресс. 2013. № 12. С. 60-66.

4. Greenough J. How the 'Internet of Things' will impact consumers, businesses, and governments in 2016

and beyond // Business Insider Research. July 18. g 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ^ www.businessinsider.com/how-the-internet-of-things- < market-will-grow-2014-10.

5. Харламов А. В. Глобальный экономический кризис о и развитие туристической отрасли // Вестник Нацио- к нальной академии туризма. 2009. № 4 (12). С. 9-11. ^

6. Terry L. 6 Mega-Trends in Hotel Technology. April щ 11. 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: ^ http://hospitalitytechnology.edgl.com/news/6-Mega- ^ Trends-in-Hotel-Technology105033. g

7. DePinto J. Trends for the Internet of Things in x Hospitality. Hotel Online. August 23. 2016: 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. ^ hotel-online.com/press_releases/release/7-trends- < for-the-internet-of-things-in-hospitality.

8. Here's how the Internet of Things will explode by 2020 // Business Insider Research, August 31. 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. businessinsider.com/iot-ecosystem-internet-of-things-forecasts-and-business-opportunities-2016-2.

9. Smarter Hotels: How the Internet of Things is Impacting Hospitality: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info.intelitycorp.com/white-paper-smart-er-hotels.

References

1. The order of the Russian Federation Government of May 31, 2014 № 941-r "On approval of the Tourism Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2020". Available at: http:// government.ru/media/files/41d4e55c9b1d8bca7b6a. pdf. (in Russ.).

2. Rossiya v poiskakh novoy modeli vzaimodeystviya gosudarstva i rynka: sb. dokl. [Russia in search of a new model of interaction between the state and the market: Coll. reports]. St. Petersburg, SPbSUE Publ., 2013. 299 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Naydich A. «Internet veshchey» - real'nost' ili pers-pektiva? ["Internet of things" - reality or prospect?]. Komp'yuterPress, 2013, no. 12, pp. 60-66.

4. Greenough J. How the 'Internet of Things' will impact consumers, businesses, and governments in 2016 and beyond. Business Insider Research, July 18, 2016. Available at: http://www.businessinsider.com/how-the-internet-of-things-market-will-grow-2014-10.

5. Kharlamov A. V. Global'nyy ekonomicheskiy krizis i razvitie turisticheskoy otrasli [The global economic crisis and the development of the tourism industry]. Vestnik Natsional'noy akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tourism], 2009, no. 4 (12), pp. 9-11.

6. Terry L. 6 Mega-trends in hotel technology. Hospitality Technology, April 11, 2016. Available at: http://hospitalitytechnology.edgl.com/news/6-Mega-Trends-in-Hotel-Technology105033.

7. DePinto J. 7 Trends for the Internet of Things in Hospitality. Hotel Online, August 23, 2016. Available at: http://www.hotel-online.com/press_releases/release/7-trends-for-the-internet-of-things-in-hospitality.

8. Here's how the Internet of Things will explode by 2020. Business Insider Research, August 31, 2016. Available at: http://www.businessinsider.com/iot-ecosystem-internet-of-things-forecasts-and-business-opportunities-2016-2.

9. Smarter hotels: How the Internet of Things is impacting hospitality. Available at: http://info. intelitycorp.com/white-paper-smarter-hotels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.