Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

236
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / КЛИНИЧЕСКАЯ СИСТЕМНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богачёв Олег Владимирович

Приводятся обоснование и некоторые результаты использования экологического подхода в арт-терапии в процессе реабилитации употребляющих психоактивные вещества. Техники экологической арт-терапии проиллюстрированы примерами из практической работы, связанной с проведением занятий на базе дневного стационара и амбулаторного культурно-оздоровительного клуба. Эффекты, проявившиеся в процессе создания арт-объектов и инсталляций из природных материалов и фотосъемки среды, свидетельствуют о разностороннем воздействии данных видов работы на личность и состояние реабилитируемых. Был показан значительный потенциал экологического подхода для гармонизации нарушенных отношений личности (с собой, природой, другими людьми, обществом и др.) на основе взаимодействия со средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА»

УДК: 159.98

10.24412/2713-1831-2021-2-39-50

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА

БОГАЧЕВ Олег Владимирович

заведующий отделением медико-социальной реабилитации ГКУЗ ЛО «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и другими инфекционными заболеваниями» (Санкт-Петербург, РФ)

Аннотация. Приводятся обоснование и некоторые результаты использования экологического подхода в арт-терапии в процессе реабилитации употребляющих психоактивные вещества. Техники экологической арт-терапии проиллюстрированы примерами из практической работы, связанной с проведением занятий на базе дневного стационара и амбулаторного культурно-оздоровительного клуба. Эффекты, проявившиеся в процессе создания арт-объектов и инсталляций из природных материалов и фотосъемки среды, свидетельствуют о разностороннем воздействии данных видов работы на личность и состояние реабилитируемых. Был показан значительный потенциал экологического подхода для гармонизации нарушенных отношений личности (с собой, природой, другими людьми, обществом и др.) на основе взаимодействия со средой.

Ключевые слова: арт-терапия, клиническая системная арт-терапия, реабилитация, психоактивные вещества, экологический подход

Введение

Понятие «психоактивные вещества» охватывает алкоголь, опиаты, каннабиноиды, кокаин, седативные и снотворные вещества, табак и другие. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (ПАВ) включают различные нарушения психической деятельности и поведения, такие как синдром отмены со специфическими признаками, психотические расстройства, кратковременные и долговременные снижения памяти (амнестический синдром) и мышления, эмоциональные расстройства, нарушения социального функционирования. Такие расстройства возникают в результате преимущественно длительного, многократного употребления ПАВ, приводящего к формированию зависимости и вредным последствиям для физического и психического здоровья, а также социальной адаптации.

При определенных различиях в патогенезе расстройств данной группы, они все являются результатом сложного взаимодействия биологической ранимости организма, психологической уязвимости личности и влияния факторов окружающей среды. Внутрипси-хические, личностные предпосылки развития зависимости от ПАВ и негативных последствий употребления включают робость и трудности в установлении контактов, тревожность, дефицит совладающего поведения и дисфункциональные психологические защиты, повышенный уровень притязаний в сочетании с недостаточными возможностями достижения целей, нарушения ценностных ориентаций и другие признаки.

Межличностные и социальные факторы развития данных расстройств связаны с факторами повышенного психосоциального стресса, аномальной микросоциальной и социальной средой, в том числе, характеризующейся повышенным употреблением ПАВ или агрессивным навязыванием употребления и другими.

Различные субъекты и сообщества могут характеризоваться разной сопротивляемостью к употреблению ПАВ и развитию его негативных последствий, что может быть связано, в частности, с характерными для них культурными нормами и установками, факторами внутренней и внешней регуляции поведения, эмоциональных процессов и психосоциальной поддержки.

Существующие методы лечения зависимостей от ПАВ, психических и поведенческих расстройств вследствие их употребления включают биологическую (медикаментозную) терапию и различные психологические и психосоциальные вмешательства, которые могут проводиться как с отдельными индивидами, так и семьями, группами и целыми сообществами. Как правило, помимо купирования острых нарушений физиологических и психических функций, связанных с развитием синдрома отмены, требуются более или менее длительные мероприятия реабилитационного и профилактического характера, обеспечивающие восстановление и поддержку психосоциального функционирования и повышение сопротивляемости повторному употреблению.

Психологические и психосоциальные вмешательства могут включать разные формы и модели работы. Однако на сегодняшний день преобладают поведенческие (когнитивно-поведенческие) и холистические подходы, часто используемые в сочетании с фактором терапевтического сообщества. Акцент делается на формировании комплекса жизненных и копинговых навыков, обеспечивающих более успешную социальную адаптацию и сопротивляемость употреблению, поддержку самооценки, укрепление экзистенциальных и духовных основ личности.

Имеющийся опыт использования методов арт-терапии и терапии искусством в целом (музыкальной терапии, танцевально-двигательной терапии, драматерапии, полимодальной терапии выразительными искусствами помимо арт-терапии) при данной группе расстройств свидетельствует о значительных возможностях этих методов в достижении устойчивой ремиссии и решении комплекса задач, связанных с ресоциализацией этого контингента. Отмечается то, что в лечении и реабилитации зависимых от ПАВ эти методы

обладают целым рядом преимуществ. Так, Фоулк и Келлер [10] указывают на недостаточную эффективность применения с наркозависимыми некоторых традиционных форм психотерапии, которые предполагают повышенную конфронтационность, и связывают это с повышенной уязвимостью таких пациентов в межличностных контактах и ригидными защитами. Эти авторы подчеркивают ценность методов арт-терапии, как позволяющих осуществлять процесс лечения более мягким и щадящим образом.

Адельман и Кастрикоун [7] подчеркивают ценность арт-терапии как одного из средств преодоления социальной изоляции, поскольку она предоставляет возможность использовать невербальные средства общения в качестве более психологически безопасных, по сравнению с речью. Кантопер [9] признает, что арт-терапия позволяет преодолеть защитные механизмы в виде отрицания проблем, интеллектуализации и подавления сложных переживаний.

Обозначается способность арт-терапии повышать самооценку и избавлять от ощущения собственной неполноценности у лиц, отягощенных зависимостью от алкоголя и наркотиков [8,11]. На основе анализа литературных источников Мур [16] приходит к выводу о том, что арт-терапия может быть одним из наиболее предпочтительных методов лечения наркотической зависимости, поскольку обеспечивает возможность преодоления характерных для таких лиц эмоциональных, когнитивных и поведенческих нарушений (одиночество, низкая самооценка, неспособность к открытому и искреннему выражению чувств, их бесконтрольное отре агир ов ание).

В настоящее время в работе с употребляющими ПАВ используются разные модели арт-терапии, включая аналитическую, поведенческую (когнитивно-поведенческую), гуманистическую модели, а также нарративную, холистическую и другие. Использование экологического подхода в арт-терапии пока используется у зависимых от ПАВ весьма редко, хотя имеет значительный потенциал. Некоторыми достоинствами использования экологического подхода в процессе арт-терапии с употребляющими ПАВ можно признать:

• разностороннее воздействие на разные психические процессы (ощущения, восприятие, мышление, эмоции, воля, поведение),

• атмосферу большей психологической безопасности (по сравнению со многими другими формами психотерапии) для употребляющих ПАВ, что связано с возможностями регулирования оптимальной психологической, межличностной дистанции в их отношениях со специалистом и друг другом в процессе работы в более широком терапевтическом пространстве, а также с возможностями использования природных, средовых метафор,

• возможность реконструкции и гармонизации различных нарушенных отношений личности (с собой, природой, другими людьми, социальными институтами и др.) на основе взаимодействия со средой как обеспечивающей более широкий контекст их восприятия, актуализацию и осознание экзистенциальных и духовных смыслов и ценностей,

• побуждение средовой творческой активности как формы совладающего поведения, реализующей защитно-адаптационные механизмы.

Реализация этого подхода осуществлялась на основе применения отечественной модели клинической системной арт-терапии (КСАТ) [2,3], обеспечивающей целостное восприятие разных факторов патогенеза и лечения — биологических, социальных, психологических и средовых в их взаимосвязи друг с другом.

Условия проведения занятий и особенности арт-терапевтических программ с использованием экологического подхода

Арт-терапия с использованием экологического подхода проводилась с клиентами, проходящими курс стационарной реабилитации на базе реабилитационного центра (РЦ) и в дальнейшем включившимися в деятельность амбулаторного культурно-оздоровительного клуба (КОК). Начиная с 2015

г. программы арт-терапевтического сопровождения стали проводиться также на базе дневного стационара, организованного Отделом по противодействию наркомании и алкоголизму при Санкт-Петербургской епархии РПЦ.

На базе дневного стационара работает полипрофессиональная бригада, включающая: пять священнослужителей Санкт-Петербургской епархии РПЦ; четыре специалиста с психологическим образованием (со специализацией по арт-терапии, гештальт-терапии, позитивной психотерапии, христианской групповой терапии). Они же выполняют функции консультантов по химической зависимости, организующих процесс выполнения письменных заданий и, параллельно, работу с созави-симыми родственниками. В команде также участвует специалист по изящным искусствам и ведущий группы по исследованию православных святынь и культурного наследия Санкт-Петербурга.

В программах на базе ДС принимают участие в основном люди в возрасте от 30 до 60 лет, имеющие проблемы с употреблением ПАВ. Большинство — страдающие алкогольной зависимостью (70%); остальные — наркозависимые в ремиссии. Примерно 10% от общего числа реабилитируемых употребляют так называемые новые наркотики (соли, кислоты, галлюциногены). Мужчины составляют примерно 80%, женщины — 20% реабилитируемых.

Программы арт-терапевтической помощи на базе ДС и КОК, рассчитаны, прежде всего, на групповое применение. Динамический характер группы был усилен при проведении занятий на базе реабилитационного центра с ограниченными сроками пребывания и нивелирован, при использовании КСАТ на базе культурно-оздоровительного клуба и иных амбулаторных площадках в силу более открытого характера групп и неограниченных сроков посещения. Поддерживается тематическая основа занятий, связанная с актуальными запросами и проблемами участников. Количество присутствующих на занятиях обычно варьируется от 10 до 20 человек.

В течение последних полутора лет в программах, действующих на базе КОК и ДС, начали

более активно применяться техники средово-го и экологического подходов в арт-терапии, основанных на принципах и методологии системной арт-терапии, новых представлениях о терапевтической среде, концепции «Зеленой студии» как особой форме организации креативного пространства [4,5,12,14]. Повышенное внимание обращается на развитие различных социальных и личностных навыков и качеств, связанных с взаимодействием с природной и антропогенной средой на основе таких видов средовой творческой активности, как создание арт-объектов из природных материалов, рисование с натуры и фотосъемка среды, средовые телесно-ориентированные практики, ландшафтный театр и другие.

Используемая в ходе занятий средовая творческая активность объединяет символические средства самовыражения и переживание непосредственного физического присутствия в среде. Некоторые виды средовой активности могут предполагать фокусировку на соматических феноменах в процессе взаимодействия со средой, помогая развитию телесного образа «Я» и восприятию внутренней картины ощущений.

В процессе занятий нередко используются специальные техники телесно-ориентированного характера, формируя некоторые базовые навыки, необходимые для выполнения более сложных видов деятельности. Они имели характер «разогревающих» практик, актуализируя действие комплекса естественных (визуальных, аудиальных, тактильных, обо-нятельно-вкусовых, поведенческих) релизе-ров. Такие техники включают:

• использование некоторых базовых приемов релаксации, дыхательных и фокусирующих приемов,

• упражнения, направленные на повышение восприимчивости к средовым стимулам и объектам, настройку на среду, ее исследование,

• выполнение перипатетических практик — прогулок на свежем воздухе, требующих внимания к внутренним психическим и соматическим процессам с одновременным взаимодействием с окружающей средой.

Занятия с использованием экологического подхода связаны с тремя каналами развития субъективного отношения к природе,

в соответствии с концепцией экологического сознания Ясвина [6] - перцептивно-эмоциональным, когнитивным, практическим и поступочным каналом. Благодаря разнообразию видов художественно-творческой деятельности и разным этапам целостного цикла средовой творческой активности (подготовительный — установочный и «разогревающий» этап, этап основного вида деятельности и этап рефлексии, связанный с занятием опыта субъективного отношения к природе) последовательно и целостно включаются все эти каналы и аспекты психического функционирования.

На основе действия механизмов практического канала у участников занятий, например, формируется склонность к взаимодействию с природными объектами и средой, прежде всего, на основе художественно-творческой деятельности. Это могут быть как пассивные, рецептивные виды художественно-творческого отражения среды, связанные с эстетически окрашенным созерцанием (любованием) выбранными природными объектами и ландшафтами и полисенсорным взаимодействием с ними, так и активные, экспрессивные формы, связанные с созданием собственной творческой продукции (фотографии, рисунки, объекты, ландшафтные скульптуры и дизайн и др.).

Методологические принципы средовой (экологической) арт-терапии, реализуемой на базе КОК и ДС следующие.

1. Личностно-ориентированный характер арт-терапевтических воздействий, предполагающий работу в направлении изменения и развития значимых отношений включая отношение к природе, самоотношение, отношение к учебной, трудовой и общественной деятельности, семейные и социальные отношения и др.

2. Актуализация и развитие субъективного отношения к природе. Данный методологический принцип основан на характерном для отечественной психологии представлении о субъективном отношении как об отражении личностью взаимосвязей ее потребностей с объектами и явлениями мира. Иными словами, из всей совокупности объективных отношений с миром, в которые включена личность,

ею особо выделяются те, что связаны с удовлетворением тех или иных ее потребностей и, следовательно, значимы для нее. Именно отражение этой связи придает отношениям к объектам и явлениям мира «субъективную окраску», т.е. объективные отношения приобретают характер субъективных отношений личности. Таким образом, основой субъективного отношения становятся запечатленность в объектах или явлениях мира потребностей личности.

3. Последовательное включение в процессе занятий различных каналов развития субъективного отношения к природе - от перцептивно-эмоционального до практического канала [6]. При этом возрастает роль сознательной регуляции процесса формирования отношения к объектам природы. Если в перцептивно-эмоциональном канале воздействие природных релизеров связано в основном с влиянием на бессознательную сферу личности, то в когнитивном канале ведущую роль начинает играть мыслительная деятельность, осуществляемая с участием речи. Это предполагает рефлексию опыта творческого взаимодействия с природой и жизненной средой в целом, соотнесение полученного опыта и творческой продукции с состоянием, потребностями и целями личности.

4. Поддержка склонности к взаимодействию с природными объектами и средой в форме как преимущественно пассивных, рецептивных видов взаимодействия (созерцанием-любованием выбранных природных объектов и ландшафтов), так и более активных видов взаимодействия, предполагающих творческую средовую активность, персонализацию среды (фотографии, рисунки, объекты, ландшафтные скульптуры и дизайн и др.).

5. Поддержка объектно-эстетического или субъектно-эстетического типов отношения к природе, которые могут дополнять, либо быть противопоставлены объектно-прагматическому, потребительскому отношению. Этот принцип связан с вниманием

к чувственной выразительности природы, развитием у участников занятий способности непосредственно постигать природные объекты и среду на основе эстетической восприимчивости, передавать их объективные материальные признаки (цвет, форму, пропорции, ритмы, размеры, симметрию, динамику, звучание и т.п.). Однако, если при объектно-эстетическом отношении к природе она воспринимается в качестве «объекта», то при субъек-тно-эстетическом отношении природа как эстетически переживаемый объект становится также партнером в процессе субъект-субъектного взаимодействия с ней.

6. Поддержка экоидентичности участников занятий, включенной в структуру самоотношения. Экоидентичность рассматривается как связанная с переживанием и осознанием субъектом своей связи с природой («миром природы»), как основой для формирования экологического самосознания.

7. Активизация в процессе занятий механизмов эмпатии, идентификации и субъектификации как играющих особо важную роль в развитии субъективного отношения к природе и самоотношения. При этом не принципиален вопрос, можно ли считать «субъектом» природный объект с философской точки зрения. Важно субъективное отношение личности к природе в ситуациях взаимодействия с ней.

8. Привлечение экзистенциальных и духовных факторов, связанных с потребностями, установками, ценностями и смыслами, выходящими за рамки характерных для зависимых потребительских установок в отношении окружающей среды (включая ее природный и социокультурный аспекты) и поддерживающими непрагматическое отношение к среде, эстетические и этические переживания и представления, связанные с природой. Это позволяет ослабить доминирование ложного, потребительского «Я» в структуре их самоотношения и поддерживает реконструкцию и развитие экологического «Я» — экоидентичности. Привлечение данных факторов в процессе работы

связано с формированием у участников занятий более широкого контекста восприятия себя, отношений с людьми и миром природы, привлечением их внимания к различным элементам глобальной экосистемы (живым существам — растениям и животным, природной среде), необходимости заботы об их благополучии. Это также тесно связано с обращением к явлениям духовной культуры как отражающей высшие ценности и смыслы, затрагивающие отношения людей друг с другом и миром природы.

Техники экологической арт-терапии, используемые с употребляющими ПАВ на базе дневного стационара и культурно-оздоровительного клуба

Растительные и средовые аранжировки

Одним из видов арт-терапевтической практики, реализуемых на основе модели системной арт-терапии и в соответствии с принципами экологического подхода, является создание арт-объектов из природных материалов и художественное оформление среды, В нашей практике использовалось, в частности, создание растительных аранжировок — «зеленых мандал» [15]. Во время занятий на базе ДС и КОК природные материалы собирались участниками на территории «Зеленой студии» [4,12,14] — арт-терапевтического пространства особого рода, включающего не только кабинет для проведения занятий, но и парковую среду, примыкающую к Митрополичьему корпусу Александро-Невской лавры (Митрополичий сад).

Создание арт-объектов из найденных природных материалов, взаимодействие со средой и ее художественное оформление руками участников занятий поддерживали интерес к природному и культурному ландшафту, снимают напряжение, развивали способность к переживанию красоты, умение любить и ценить проявления жизни в ее разных

проявлениях, способствовали лучшему пониманию участниками программы своих отношений с окружающим миром. Значительные возможности такой вид средовой творческой активности также создает для развития чувства физического и эмоционального присутствия в среде, снятия напряжения, сенсорной стимуляции

Создание растительных аранжировок и художественное оформление среды с использованием природных материалов и найденных объектов происходило в разное время года и предполагало постановку разных задач. В некоторых случаях участникам занятий предлагалось выйти на некоторое время на улицу и, гуляя по парку, собрать понравившиеся природные материалы. Вернувшись затем в кабинет, они должны затем были создать из них композицию — растительную аранжировку («зеленую мандалу»), используя в качестве основы для ее построения разовые картонные тарелки.

Одно из таких занятий проходило во второй половине сентября 2016 г. Создав несложные растительные аранжировки из найденных природных материалов, обсуждая работы и свои впечатления от занятия, участники отметили, что смогли неожиданно для себя увидеть красоту простых вещей, как удивительно разнообразны и гармоничны оттенки и формы, создаваемые самой природой. Их красота стала более проявленной благодаря организации найденных природных материалов в простые композиции. Участники также отметили, что в результате сравнительно непродолжительной прогулки на свежем воздухе (15-20 минут), их эмоциональное состояние улучшилось, появилось чувство радости и удовлетворения от деятельности. Некоторые отметили, что чувствовали себя легко и непринужденно, поскольку не было страха, что не получится или будет хуже, чем у других.

Владислав (имя изменено) (полинаркомания, 44 года) сказал, что его аранжировка отражает его нынешнее состояние, богатое на события, мысли и чувства. Находящиеся в центре белые ягоды-цветочки он связал с женой, дочкой и внучкой (Рис. 1).

В целом все остались довольны работой. В конце занятия сфотографировали свои растительные аранжировки на память и пошли

Рис. 1. Аранжировка Владислава

снова на территорию Лавры, чтобы посеять желуди.

Когда занятие проводилось в зимнее время года (февраль), несмотря на менее комфортные условия для работы и ограниченность природных материалов, участники смогли получить ценный опыт творческого освоения среды. Они также смогли создать содержательные композиции из снега и найденных объектов, отражающие текущее состояние и личностные особенности. Ландшафтная практика обострила актуальные переживания, и в то же время создала новый контекст для переживания и осмысления личного опыта.

Так, Евсей (имя изменено) (алкоголизм, 37 лет) выложил из снега и прошлогодних листьев форму круга (личное пространство, «дом») и поместил в его центр маленького снеговика. Его комментарий к работе был следующим: «Глядя на своего снеговика,

чувствую ностальгию по прошлому, когда я слепил четыре года назад снеговика вместе с сыном. Зная, что сегодняшний улыбающийся снеговик с веточкой березы в руке скоро растает, думаю о прощании с прошлой жизнью, весне, начале чего-то нового... Чувства неприязни и злости по отношению к группе, переживаемые до этого, пропали, чувствую положительный настрой, готовность строить конструктивные отношения».

Людмила (имя изменено) (полинаркомания, 30 лет) назвала свою композицию «Спокойствие и уют в доме» и прокомментировала ее так: «Воспринимаю свою картину, как начало жизни с «чистого листа». В самом центре находится дом — очаг для моей семьи. Все потоки положительно заряженной энергии устремлены в дом. Он наполнен спокойствием, радостью, заботой и любовью. Стены дома крепки. Он окружен веточками и листьями дуба и других деревьев. Они поддерживают его и связывают его с миром» (Рис.2).

Фотосъемка среды как форма экологической арт-терапии

Другим доступным видом арт-терапевтической практики, реализуемой на базе дневного стационара в соответствии с принципами экологического подхода, являлось фотографирование среды, непосредственно примыкающей к Митрополичьему корпусу. Участникам занятий неоднократно в процессе прохождения реабилитационной программы, в разное время года предлагалось выйти на улицу, перемещаясь в пространстве между корпусом и храмом, а также в пределах Митрополичьего сада, в течение примерно 30 минут фотографировать любые вызывающие интерес природные и неприродные объекты и ландшафты. В процессе фотосъемки среды и объектов участники также могли затрагивать некоторые личностно значимые темы, такие, например, как «Среда как метафора моего Я», «Мои текущие проблемы и перспективы развития», «Воспоминания и памятники прошлого» и другие, которые они могли формулировать самостоятельно. Иногда ведущий предлагал обратить внимание на определенные объекты среды. Так, например, в рамках

одного занятия, проводимого в мае, он предлагал фотографировать сирень.

После проведения фотосъемки участники могли посмотреть созданные фотографии, выбрать отдельные наиболее удачные снимки или создать из них определенную последовательность — фоторяд, затем прокомментировать. В некоторых случаях использовались повествовательные (нарративные) техники, связанные, например, с необходимостью описания опыта (ощущений, эмоций и чувств, мыслей, воспоминаний) взаимодействия со средой в процессе фотосъемки путем создания относительно короткого текста — эссе или стихотворения в записной книжке («бортовом журнале»), которую участники брали с собой или заполняли по возвращении в кабинет.

При использовании данного вида средовой активности были приняты во внимание значительные возможности фотографии как такого средства творческого самовыражения, которое стимулирует взаимодействие с природным и антропогенным ландшафтом, позволяет исследовать и изменять отношение к среде обитания. Данный вид творческой средовой активности также позволяет

осознавать значение и красоту среды (природных ландшафтов и объектов, архитектурных памятников и др.), обеспечивает личностное освоение среды (персонализацию), осознание личной и групповой идентичности. Просмотр и обсуждение фотографий также позволяет участникам приходить к лучшему пониманию своего прошлого, настоящего и будущего, развивать навыки связного описания своего опыта. Значительные возможности фотосъемка среды также создает для развития чувства физического и эмоционального присутствия в среде, снятия напряжения, сенсорной стимуляции [5,13].

Так, во время одного из занятий с использованием фотосъемки в феврале 2017 г. в качестве метафорической основы для работы было предложено воспользоваться библейской

притчей о блудном сыне. Роман (имя изменено, 48 лет, хронический алкоголизм) создал фоторяд из восьми фотографий, отражающий разные элементы среды — природные и неприродные объекты, вызывающие у него как положительные, так и отрицательные реакции и ассоциирующиеся с разными аспектами его личного опыта.

Просматривая и организуя затем фотографии в фоторяд, в качестве наиболее ресурсных образов, затрагивающих физические, эмоциональные и ценностно-смысловые аспекты опыта, Роман выбрал фотографии с изображением ребенка, дотрагивающегося до ствола дерева; веткой дуба с истлевшими листьями и желудем, проступающей из-под таящего снега; пышным кустом вечнозеленого растения (Рис. 3).

Во время другого занятия, проводимого в мае 2018 г., участвовало восемь человек, трое мужчин и пятеро женщин, в анамнезе которых была алкогольная зависимость и полинаркомания. Занятие началось в аудитории, где участники поделились своими чувствами, эмоциями и мыслями по поводу прошедших за неделю событий. Далее ведущий обратил внимание на цветущую, в изобилии произрастающую на территории Лавры сирень. Он отметил места, где она произрастает, рассказал о разных сортах сирени и напомнил, что через 10-12 дней она уже перестанет цвести и пахнуть на целый год. Затем ведущий предложил 20-30 минутную прогулку по местам цветения сирени. При этом он рекомендовал не только фотографировать кусты сирени, но и делать записи тех мыслей и чувств, которые возникали при созерцании кустов сирени и вдыхании ее ароматов.

После прогулки участникам группы было предложено, используя сделанные заметки и впечатления, облечь их в форму любого художественного произведения и приложить к ним сделанные фотографии. Затем группе было предложено зачитать созданные тексты, сопроводив их фотографиями. В конце группового занятия участники отметили сильное эмоциональное воздействие, связанное как с прогулкой и созданием фотографий, так и выступлениями, связанными с чтением текстов. Обратили внимание на достижение ресурсного состояния — покоя, блаженства, гармонии, оптимизма, принятия себя, радости от контакта с сиренью как удивительно красивым природным объектом, вдохновившим участников на создание стихотворных текстов.

Анжелика (имя изменено) создала такой текст:

Снова май наступил, И сирень расцвела, И в душе, словно трель, Слышу глас соловья.

Пахнет мёдом трава, Ветерок чуть утих, И приходят слова Как молитвенный стих... Мой сиреневый рай, Дорогой лепесток.

Ты надежду мне дай, Как из детства звонок. Небо пахнет травой, Солнца ласковый луч Дарит редкий покой От грозы и от туч. Чудный запах пьянит; И малиновый звон За собою манит В свой сиреневый сон.

Рис. 4. Одна из фотографий сирени, созданных Анжеликой

Заключение

В статье представлено обоснование и некоторые результаты использования экологического подхода в арт-терапии в процессе реабилитации употребляющих ПАВ. В настоящее время в работе с данным контингентом в нашей стране и за рубежом используются разные модели арт-терапии, включая аналитическую, поведенческую (когнитивно-поведенческую), гуманистическую модели. Экологический

подход пока используется редко. Некоторые достоинства и результаты применения данного подхода в процессе реабилитации употребляющих ПАВ были показаны и проиллюстрированы в статье примерами из практической работы, связанной с проведением занятий на базе дневного стационара, организованного Отделом по противодействию наркомании и алкоголизму при Санкт-Петербургской епархии РПЦ, и амбулаторного культурно-оздоровительного клуба.

Приведенные примеры описывают некоторые формы такой работы, но не исчерпывают многообразия форм реализации и техник данного перспективного направления арт-терапии. Эффекты, проявившиеся в процессе создания арт-объектов и инсталляций из природных материалов и фотосъемки среды, свидетельствуют о разностороннем воздействии данных видов работы на разные психические процессы (ощущения, восприятие, мышление,

эмоции, воля, поведение, ценностно-смысловая сфера), о значительных возможностях для психологически безопасного самовыражения с использованием средовых и природных метафор.

Был также показан значительный потенциал экологического подхода в решении задач гармонизации нарушенных отношений личности (с собой, природой, другими людьми, обществом и др.) на основе взаимодействия со средой. Творческое взаимодействие со средой с привлечением механизмов эмпатии, идентификации и субъектификации природных объектов обеспечивало более широкий контекст восприятия участниками занятий себя, своих проблем и отношений, актуализацию и осознание экзистенциальных и духовных смыслов и ценностей, развитие их экоиден-тичности, освоение доступных форм средо-вой творческой активности как реализующих защитно-адаптационные механизмы.

Литература

1. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов. Дисс. на соиск. ученой степени доктора психол. наук. — М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2002.

2. Копытин А.И. Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты. — СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. Автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора мед. наук, 2010.

3. Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия. — М.: Когито-Центр, 2014.

4. Копытин А.И. Средовый и экологический подходы в арт-терапии // Психическое здоровье. - 2016а. - №12. - С.56-66.

5. Копытин А.И. Арт-терапевтическая среда с точки зрения клинического, социального и экологического подходов // Медицинская психология в России (электронный научный журнал). - 2016б. - 1 (36).

6. Ясвин В.А.Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000.

7. Adelman E., Castricone L. An expressive arts model for substance abuse group training and treatment // The Arts in Psychotherapy. — 1986. - Vol. 13, №1. - С. 53-59.

8. Albert-Puleo N. Modern psychoanalytic art therapy and its application to drug abuse // The Arts in Psychotherapy. — 1980. -Vol.7, №1. - 43-52.

9. Cantopher T. The philosophy of treatment of people with alcohol or drug problems and the place of the psychotherapies in their care // Treatment of addiction. Current issues for arts therapies (eds. D. Waller and J. Mahony). — London and New York: Routledge, 1999. — P. 22-45.

10. Foulke W.E., Keller T.W. The art experience in addict rehabilitation // American Journal of Art Therapy. — 1976. - Vol.15, №3. - Р. 75-80.

11. Johnson L. Creative therapies in the treatment of addictions // The Arts in Psychotherapy. — 1990. - Vol. 17, №3. - Р. 299-308.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kopytin A. Green studio: eco-perspective on the therapeutic setting in art therapy // Green studio: nature and the arts in therapy (Eds. A. Kopytin and M. Rugh). - New York: Nova Science Publishers, 2016a. - P.3-26

13. Kopytin A. Environmentally and eco-based phototherapy: ecotherapeutic application of photography as an expressive medium // Green studio: nature and the arts in therapy (Eds. A. Kopytin and M. Rugh). — New York: Nova Science Publishers, 2016b. — P.155-178.

14. Kopytin A. Environmental and ecological expressive therapies: the emerging conceptual framework for practice" // Environmental expressive therapies: nature-assisted theory and practice (Eds. A. Kopytin and M. Rugh). — New York: Routledge/Taylor & Francis, 2017. — P.23-47.

15. Kopytin A. The 'green' mandala: where Eastern wisdom meets ecopsychology // Creative Arts in Education and Therapy. — 2018. — Vol.3, №2. - P. 1-14.

16. Moore R.W. Art therapy with substance abusers: a review of the literature // The Arts in Psychotherapy. — 1983. — Vol. 10, №2. — P. 251-260.

Ссылка для цитирования

Богачёв О.В. Использование техник экологической арт-терапии в процессе реабилитации употребляющих психоактивные вещества. // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2021. — T. 2, № 2. [Электронный ресурс]. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Bogachev O.V. The use of ecological art therapy techniques in the process of rehabilitation of the drug addicts // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. - 2021. — Vol.2, №2. [open access internet journal]. — URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.