ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бегиева Б.М.
Бегиева Белла Муратовна - студент, Институт педагогики, психологии и физкультурно-оздоровительного образования Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Аннотация: в статье доказана актуальность и важность применения технических средств обучения на уроках в современной начальной школе, рассмотрено определение ключевого понятия «технические средства обучения» и задачи их использования, а также разработаны и описаны три педагогических условия, при соблюдении которых использование технических средств обучения на уроках в начальной школе будет проходить эффективно. Ключевые слова: уроки, начальная школа, технические средства обучения, ТСО, младшие школьники, средства обучения.
XXI век - век высоких технологий. Современный ребенок окружен ими, он живет в мире компьютеров, смартфонов и других электронных устройств, он находится в тесном контакте с технологиями как дома, так и в школе. В соответствии с этим, вынуждена меняться и деятельность учителей, работающих с современными детьми - теперь на плечи педагога ложится задача координации и направления деятельности ребенка в информационном потоке. Поэтому сегодняшнему учителю необходимо не только знать современные методы преподавания, но и владеть новыми образовательными технологиями. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но также и дифференцировать процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. С большим интересом дети воспринимают окружающую среду и новые вещи. В первые годы обучения в
28
школе активно участвует непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если материал является заметным, ярким и эмоциональным, то есть представленным в том числе и с помощью информационных технологий.
Актуальность темы заключается в том что, правильный выбор и сочетание различных технических средств обучения на уроках в современной начальной школе позволит разнообразить ход урока и повысить качество обучения.
В статье рассматривается понятие «технические средства обучения», а также условия, при соблюдении которых использование технических средств обучения на уроках в начальной школе будет проходить эффективно.
Было выявлено три педагогических условия, при соблюдении которых использование технических средств обучения на уроках в начальной школе будет проходить эффективно:
Рассмотрим первое педагогическое условие - учитель владеет техническими средствами обучения и их программным обеспечением.
Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках знакомой «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, которые проводят занятия с использованием мультимедийного проектора, доски и компьютера с доступом в Интернет.
Для того, чтобы эффективно использовать образовательную информационную среду современный учитель должен отвечать следующим требованиям:
- владеть основами работы на компьютере, иметь доступ к информационному учебному пространству и быть в состоянии использовать его;
- работать с мультимедийными программами;
- знать основы работы в Интернете.
В настоящее время педагог должен научиться пользоваться компьютерной технологией так же хорошо, как он использует ручку или мел.
Перейдем ко второму педагогическому условию - учитель рационально применяет технические средства обучения на различных этапах урока.
Информационные технологии могут быть использованы на различных этапах урока:
- самостоятельное обучение с отсутствием деятельности учителя;
- самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
- частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование игровых и занимательных программ;
- использование информационно-справочных программ.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса
обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
И рассмотрим третье педагогическое условие - учитель при использовании ТСО всегда применяет инструкции.
Использование ТСО на уроках требует определенной предварительной организации. Прежде всего, дети должны быть готовы к восприятию материала с использованием ТСО. Наиболее эффективной формой подготовки является беседа. После неё учитель задает вопросы и узнает, верно ли ученики поняли задание, уточняет и дополняет это понимание.
Таким образом, при соблюдении данных педагогических условий использование технических средств обучения на уроках в начальной школе будет проходить эффективно и обеспечит более высокий уровень обучения младших школьников.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985. 15 с.