Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОКИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ТСО / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / LESSONS / PRIMARY SCHOOL / TECHNICAL LEARNING AIDS / TLA / JUNIOR STUDENTS / LEARNING AIDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова М.Л., Ягодинцева Т.Ю.

В статье доказана актуальность и важность применения технических средств обучения на уроках в современной начальной школе, рассмотрено определение ключевого понятия «технические средства обучения» и задачи их использования, а также разработаны и описаны три педагогических условия, при соблюдении которых использование технических средств обучения на уроках в начальной школе будет проходить эффективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF USING THE TECHNICAL LEARNING AIDS IN ELEMENTARY CLASSES

The article proves the relevance and importance of the use of technical means of teaching in modern elementary school, consideres the definition of the key concept of «technical means of teaching» and the tasks of their use, and also elaborates and describes three pedagogical conditions, under which the use of technology in primary school classes will be effective.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

М.Л. Мельникова, студент Т.Ю. Ягодинцева, студент

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (Россия, г. Магнитогорск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11572

Аннотация. В статье доказана актуальность и важность применения технических средств обучения на уроках в современной начальной школе, рассмотрено определение ключевого понятия «технические средства обучения» и задачи их использования, а также разработаны и описаны три педагогических условия, при соблюдении которых использование технических средств обучения на уроках в начальной школе будет проходить эффективно.

Ключевые слова: уроки, начальная школа, технические средства обучения, ТСО, младшие школьники, средства обучения.

XXI век - век высоких технологий. Современный ребенок окружен ими, он живет в мире компьютеров, смартфонов и других электронных устройств, он находится в тесном контакте с технологиями как дома, так и в школе. В соответствии с этим, вынуждена меняться и деятельность учителей, работающих с современными детьми - теперь на плечи педагога ложится задача координации и направления деятельности ребенка в информационном потоке. Поэтому сегодняшнему учителю необходимо не только знать современные методы преподавания, но и владеть новыми образовательными технологиями, в том числе и электронными, чтобы иметь возможность общаться с ребенком на одном языке. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но также и дифференцировать процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Использование ИКТ в начальной школе может рассматриваться также и в связи с психологическими характеристиками младших школьников и развитием их познавательных процессов. Учащиеся начальной школы отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода «созерцательным любопытством». С большим интересом дети воспринимают окружаю-

щую среду и новые вещи. В первые годы обучения в школе активно участвует непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если материал является заметным, ярким и эмоциональным, то есть представленным в том числе и с помощью информационных технологий.

Актуальность темы заключается в том что, правильный выбор и сочетание различных технических средств обучения на уроках в современной начальной школе позволит разнообразить ход урока и повысить качество обучения.

В нашей статье мы рассматриваем понятие «технические средства обучения», а также условия, при соблюдении которых использование технических средств обучения на уроках в начальной школе будет проходить эффективно.

Для определения ключевого понятия мы рассмотрели определение базового понятия «средства обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. Ю.К. Бабанский к средствам обучения относит «...всё то, что способствует достижению цели деятельности, т.е. совокупность методов, форм, а также специальных средств обучения» [1]. Соответственно, технические средства обучения (ТСО) - совокупность технических устройств, применяемых в учебно-

воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Главная задача их применения — повысить эффективность обучения.

Мы выявили три педагогических условия, при соблюдении которых использование технических средств обучения на уроках в начальной школе будет проходить эффективно:

1) учитель владеет техническими средствами обучения и их программным обеспечением;

2) учитель рационально применяет технические средства обучения на различных этапах урока;

3) учитель при использовании ТСО всегда применяет инструкции (пояснение).

Рассмотрим первое педагогическое условие - учитель владеет техническими средствами обучения и их программным обеспечением.

За последние несколько лет профессиональная деятельность школьных учителей претерпела существенные изменения. Многие из проблем современного образования в настоящее время непосредственно связаны с информационными и коммуникационными технология-

ми. Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках знакомой «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, которые проводят занятия с использованием мультимедийного проектора, доски и компьютера с доступом в Интернет.

Для того, чтобы эффективно использовать образовательную информационную среду современный учитель должен отвечать следующим требованиям:

- владеть основами работы на компьютере, иметь доступ к информационному учебному пространству и быть в состоянии использовать его;

- работать с мультимедийными программами;

- знать основы работы в Интернете.

Работа с новыми информационными

технологиями способствует профессиональному развитию учителя, потому что требует от него постоянной рефлексии и творчества. В настоящее время педагог должен научиться пользоваться компью-

терной технологией так же хорошо, как он использует ручку или мел.

Перейдем ко второму педагогическому условию - учитель рационально применяет технические средства обучения на различных этапах урока.

Информационные технологии могут быть использованы на различных этапах урока:

- самостоятельное обучение с отсутствием деятельности учителя;

- самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;

- частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

- использование диагностических и контролирующих материалов;

- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

- использование игровых и занимательных программ;

- использование информационно-справочных программ.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Использование информационных технологий на уроках позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны изучаемых объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.

И рассмотрим третье педагогическое условие - учитель при использовании ТСО всегда применяет инструкции (пояснение).

Использование ТСО на уроках требует определенной предварительной организации. Прежде всего, дети должны быть готовы к восприятию материала с использованием ТСО. Наиболее эффективной формой подготовки является беседа. После неё учитель задает вопросы и узнает, вер-

но ли ученики поняли задание, уточняет и дополняет это понимание.

Важным моментом подготовки к использованию ТСО является установление связи с учебником и другими источниками, которые будут определять характер домашней работы учащихся и другой са-

мостоятельной работы как в классе, так и за его пределами.

Таким образом, при соблюдении данных педагогических условий использование технических средств обучения на уроках в начальной школе будет проходить эффективно и обеспечит более высокий

уровень обучения младших школьников. Библиографический список

1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М., 1985. - 15 с.

THE POSSIBILITIES OF USING THE TECHNICAL LEARNING AIDS

IN ELEMENTARY CLASSES

M.L. Melnikova, Student T.Yu. Yagoditseva, Student Nosov Magnitogorsk State Technical University (Russia, Magnitogorsk)

Abstract. The article proves the relevance and importance of the use of technical means of teaching in modern elementary school, consideres the definition of the key concept of «technical means of teaching» and the tasks of their use, and also elaborates and describes three pedagogical conditions, under which the use of technology in primary school classes will be effective.

Keywords: lessons, primary school, technical learning aids, TLA, junior students, learning aids.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.