Научная статья на тему 'Использование «технических» и убыточных организаций в схемах по хищению субсидий'

Использование «технических» и убыточных организаций в схемах по хищению субсидий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хищение бюджетных денежных средств / экономическая безопасность / субсидии / «технические» компании / экономические преступления / коррупционные преступления / экономический анализ / theft of budget funds / economic security / subsidies / «technical» companies / economic crimes / corruption crimes / economic analysis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Евгеньевич Ляпин

В современной динамичной экономической среде вопрос эффективного использования субсидий и иных мер государственной поддержки становится ключевым. Однако вместе с повышением государственной поддержки возникают и новые вызовы, среди которых выделяется проблема хищения бюджетных средств. В данной работе проведен анализ применяемых противоправных схем хищения субсидий, а также дана оценка эффективности мер по предотвращению и борьбе с этим явлением. В схемах освоения бюджетных средств всегда задействовано большое число субподрядных организаций и индивидуальных предпринимателей, к финансово-хозяйственной деятельности которых зачастую возникает множество вопросов при детальном изучении. Еще несколько лет назад термин «фирмы-однодневки» содержался практически со всех решениях налоговых органов и судов. Ввиду профилактической работы, проведенной налоговыми и правоохранительными органами, последние годы практически не встречаются «фирмы-однодневки» в их полном понимании. В связи с этой трансформацией на смену «фирмам-однодневкам» пришли «технические» компании. Термин «техническая» компания часто используется для обозначения организации, которая формально существуют, но ее деятельность носит исключительно формальный характер. Эти организации практически всегда используются в схемах хищения бюджетных средств, выступая в роли посредников, транзитных организаций или получателей субсидий. Объединяя в себе элементы фиктивности и легальной организации, «технические» компании стали определенным криминальным инструментом для «беловоротничковых» преступников всех мастей. Именно в этом контексте становится крайне важным проанализировать применение подобных организаций в схемах хищения субсидий и разработать эффективные стратегии по их предотвращению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андрей Евгеньевич Ляпин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of «technical» and unprofitable organizations in subsidy theft schemes

In today’s dynamic economic environment, the issue of effective use of subsidies and other government support measures becomes key. However, along with the increase in government support, new challenges arise, among which the problem of theft of budget funds stands out. This paper analyzes the current illegal schemes for theft of subsidies, and also assesses the effectiveness of measures to prevent and combat this phenomenon. Schemes for disbursing budget funds always involve a large number of subcontractors and individual entrepreneurs. Often, the financial and economic activities of which raise many questions upon detailed study. Just a few years ago, the term «fly-by-night companies» was contained in almost all decisions of tax authorities and courts. Due to the preventive work carried out by tax and law enforcement authorities, in recent years there have been practically no «fly-by-night companies» in their full sense. In connection with this transformation, «fly-by-night companies» have been replaced by «tech» companies. The term «tech» company is often used to refer to an organization that formally exists, but its activities are purely formal. These organizations are almost always used in schemes to steal budget funds, acting as intermediaries, transit organizations or recipients of subsidies. Combining elements of fictitiousness and legal organization, «tech» companies have become a definite criminal tool for white-collar criminals of all stripes. It is in this context that it becomes extremely important to analyze the use of such organizations in subsidy theft schemes and develop effective strategies to prevent them.

Текст научной работы на тему «Использование «технических» и убыточных организаций в схемах по хищению субсидий»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья ■УДК 311.42

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-228-235

https://elibrary.ru/qiqnol N11014: 2015-0066-6/23-884 М08иКЕБ: 77/27-011-2023-06-083

Использование «технических» и убыточных организаций в схемах по хищению субсидий

Андрей Евгеньевич Ляпин12

1 Главное Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России,

Москва, Россия, lyapin-obep@yandex.ru

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

Аннотация. В современной динамичной экономической среде вопрос эффективного использования субсидий и иных мер государственной поддержки становится ключевым. Однако вместе с повышением государственной поддержки возникают и новые вызовы, среди которых выделяется проблема хищения бюджетных средств.

В данной работе проведен анализ применяемых противоправных схем хищения субсидий, а также дана оценка эффективности мер по предотвращению и борьбе с этим явлением. В схемах освоения бюджетных средств всегда задействовано большое число субподрядных организаций и индивидуальных предпринимателей, к финансово-хозяйственной деятельности которых зачастую возникает множество вопросов при детальном изучении. Еще несколько лет назад термин «фирмы-однодневки» содержался практически со всех решениях налоговых органов и судов. Ввиду профилактической работы, проведенной налоговыми и правоохранительными органами, последние годы практически не встречаются «фирмы-однодневки» в их полном понимании. В связи с этой трансформацией на смену «фирмам-однодневкам» пришли «технические» компании. Термин «техническая» компания часто используется для обозначения организации, которая формально существуют, но ее деятельность носит исключительно формальный характер. Эти организации практически всегда используются в схемах хищения бюджетных средств, выступая в роли посредников, транзитных организаций или получателей субсидий. Объединяя в себе элементы фиктивности и легальной организации, «технические» компании стали определенным криминальным инструментом для «бело-воротничковых» преступников всех мастей. Именно в этом контексте становится крайне важным проанализировать применение подобных организаций в схемах хищения субсидий и разработать эффективные стратегии по их предотвращению.

Ключевые слова: хищение бюджетных денежных средств, эконмическая безопасность, субсидии, «технические» компании, экономические преступления, коррупционные преступления, экономический анализ

Для цитирования: Ляпин А. Е. Использование «технических» и убыточных организаций в схемах по хищению субсидий II Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 228-235. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-228-235. ЕБ№ О^ШЬ.

Andrey E. Lyapin12

1 Main Directorate of Economic Security and Anti-Corruption of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, lyapin-obep@yandex.ru

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

Abstract. In today's dynamic economic environment, the issue of effective use of subsidies and other government support measures becomes key. However, along with the increase in government support, new challenges arise, among which the problem of theft ofbudget funds stands out.

This paper analyzes the current illegal schemes for theft of subsidies, and also assesses the effectiveness of measures to prevent and combat this phenomenon. Schemes for disbursing budget funds always involve a large number of subcontractors and individual entrepreneurs. Often, the financial and economic activities of which raise many questions upon detailed study.

© ^HHHH A. E., 2023

Original article

The use of«technical>> and unprofitable organizations in subsidy theft schemes

JkL _ECONOMIC SCIENCE_ A

Just a few years ago, the term «fly-by-night companies» was contained in almost all decisions of tax authorities and courts. Due to the preventive work carried out by tax and law enforcement authorities, in recent years there have been practically no «fly-by-night companies» in their full sense. In connection with this transformation, «fly-by-night companies» have been replaced by «tech» companies. The term «tech» company is often used to refer to an organization that formally exists, but its activities are purely formal. These organizations are almost always used in schemes to steal budget funds, acting as intermediaries, transit organizations or recipients of subsidies. Combining elements of fictitiousness and legal organization, «tech» companies have become a definite criminal tool for white-collar criminals of all stripes. It is in this context that it becomes extremely important to analyze the use of such organizations in subsidy theft schemes and develop effective strategies to prevent them.

Keywords: theft of budget funds, economic security, subsidies, «technical» companies, economic crimes, corruption crimes, economic analysis

For citation: Lyapin A. E. The use of «technical» and unprofitable organizations in subsidy theft schemes. Bulletin of economic security. 2023;(6):228-35. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-228-235. EDN: QIQNOL.

Введение.

Казнокрадство и хищение бюджетных средств в России имеют долгую историю, простирающуюся на протяжении многих столетий. Даже в эпоху Петра I, несмотря на введение строгого законодательства и жестокие наказания, проблема оставалась нерешенной.

В настоящее время в современной России проблема хищения бюджетных средств остается одной из самых острых и является серьезным вызовом экономической безопасности государства. Несмотря на внедрение современных технологий, законодательных мер и усиление борьбы с коррупцией, проблема сохраняется. Причин этому достаточно много, и все они очень емкие, основными, на наш взгляд, являются недостаточный контроль и прозрачность выделения бюджетных средств, бюрократические сложности, несоразмерные совершенному деянию сроки наказания, высокая латентность данных преступлений в совокупности с недостаточной квалификацией работников бюджетных учреждений и иных органов.

Существенную работу в разрешении вопросов, связанных с экономической безопасностью, в том числе в части противодействия хищениям бюджетных средств, выполняют сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (далее - ЭБиПК МВД России). При этом, на наш взгляд, сотрудники правоохранительных органов вместе с надзорными органами не должны являться единственными субъектами выявления данных преступлений. Зачастую при обращении в ведомства и министерства, которые являются распорядителем бюджетных средств в части выдачи субсидий и грантов, работники полиции сталкиваются с позицией, что в обязанности работников учреждений - распорядителей субсидий не входит проверка реальности финансовых операций, и анализ финансовых взаимоотношений между получателем субсидии и его контрагентами, а проверке подвергается лишь правильность оформления документов.

Данная работа также осложняется тем, что в последние годы широкое распространение получили кор-

Таблица 1

Общероссийская динамика выявленных экономических преступлений, в том числе связанных с хищением бюджетных средств [4]

Выявлено экономических преступлений В том числе, связанных с освоением бюджетных средств

Период Выявлено преступлений в отчетном периоде (ед.) Размер причиненного ущерба (тыс. руб.) Выявлено лиц Количество преступлений Размер причиненного материального ущерба Наложен арест на имущество; добровольно погашено; изъято имущества, денег, ценностей на сумму Выявлено лиц, совершивших преступления

2017 70 582 177 756 873 33 240 3 715 4 188 402 1 699 784 1 781

2018 72 877 221 380 667 32 038 4 820 6 616 332 3 735 037 2 122

2019 69 239 246 367 340 29 944 5 141 9 555 652 5 187 396 2 427

2020 66 825 247 938 511 29 252 5686 10 507 232 5 267 366 2 645

2021 69 650 523 580 626 31 369 6691 12 027 053 13 682 507 3 026

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

8 000

7 000

6 000

5 000

4 000

3 000

2 000

1 000

НТТ1

14 000 000

12 000 000

10 000 000

8 000 000

6 000 000

4 000 000

2 000 000

2017

2018

2019

2020

2021

количество преступлений, связанных с освоением бюджетных средств размер причиненного материального ущерба Рис. 1. Динамика выявлений преступлений, связанных с хищением бюджетных средств в России (2017-2021 гг.)

рупционные преступления, совершаемые должностными лицами учреждений - распределителями субсидий и грантов. Противоправные действия должностных лиц в основном связаны с вымогательством денежных средств и иных материальных благ у потенциальных получателей субсидий, в обмен на гарантию победы в конкурсе и устранения конкурентов.

Борьба с хищением бюджетных средств в настоящее время является приоритетным направлением сотрудников ЭБиПК МВД России.

По данным МВД России только за 9 месяцев 2022 года сотрудниками ведомства выявлено 8 тыс. преступлений, связанных с хищением бюджетных средств на общую сумму 16 млрд рублей [7].

В таблице ниже предоставлены данные о выявленных преступлениях экономической направленности, связанных с хищением бюджетных средств за период с 2017 по 2021 гг.

Анализ данных за указанный период свидетельствует о масштабности преступлений, выходящих за рамки законов и норм, регулирующих финансовую деятельность. Разнообразие схем, используемых преступниками, подчеркивает сложность борьбы с этим явлением и объясняет острую необходимость постоянного совершенствования методов противодействия.

Высокий уровень выявленных преступлений также указывает на важность роли подразделений ЭБиПК МВД России в защите государственного бюджета. Осуществление эффективного контроля, проведение профилактической работы по предупреждению преступности, качественное расследование уголовных дел и усиление межведомственного сотрудничества становится ключевым фактором в успешной борьбе с хищением бюджетных средств.

Основной проблемой в указанной сфере является высокая латентность данных преступлений. Кроме этого, дело осложняет тот факт, что лицами, совершающими данные преступления, являются не только хорошо

образованные и финансово обеспеченные предприниматели, но и должностные лица, которые обладают обширным кругом знакомств, в том числе в правоохранительных и надзорных органах. Вместе с этим, объектом рассматриваемых преступлений являются бюджетные средства, в связи с чем, на начальном этапе проведения проверочных мероприятий сотруднику ЭБиПК МВД России необходимо проанализировать огромный массив информации, содержащейся не только в выписках по расчетным счетам, но также в документах и нормативно-правовых актах, на основании которых происходило выделение бюджетных средств. Практика показывает, что выявление данной категории преступлений, а тем более сбор материала для направления в следственные органы в порядке ст. 144-145 УПК РФ, требует от оперативного сотрудника незаурядных способностей и знаний, в том числе из области различных областей права и экономики.

1. Признаки «технических» компаний.

При проведении мероприятий налогового контроля сотрудники инспекций к числу «технических» компаний относят юридические лица, которые проверяемые организации встраивают в документооборот, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду [3]. Данный пример подробно описан в письме ФНС от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@, посвященном практическому применению ст. 54.1 НК РФ [8].

Стоит отметить, что на практике выявляются технические организации, которые имеют огромные миллиардные обороты, при этом отражают в декларациях минимальные суммы. В рамках данной работы разберем подобные организации на реальном примере.

Основными признаками технических компаний являются:

- наличие отметки о недостоверности регистрационных сведений в ЕГРЮЛ;

- наличие генерального директора/учредителя в реестре дисквалифицированных лиц;

0

0

ECONOMIC SCIENCE

- минимальный размер уплаченных налогов (ниже значений по отрасли) или имеются неоплаченные долги по налогам;

- нет лицензий для осуществления определенного вида деятельности;

- штатная численность не превышает 1-2 человека;

- недавняя регистрация юридического лица;

- отсутствие офисных, складских и производственных площадей, необходимых для осуществления конкретного вида деятельности;

- отсутствует «информационный след» о существовании и ведении предпринимательской деятельности в сети Интернет;

- нет строительной или специальной техники, необходимой для выполнения подрядных работ;

- юридический адрес нахождения организации является массовым;

- у компании большое количество исполнительных производств;

- организация имеет отрицательные финансовые результаты в нескольких отчетных периодах подряд.

2. Первичный анализ финансово-хозяйственной деятельности организации - получателя субсидии.

Любая проверка, проводимая сотрудниками ЭБиПК МВД России, начинается с анализа финансово-экономического состояния предприятия. В эпоху цифровой экономики имеется обширное количество ресурсов в открытом доступе, предназначенных для проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.

Специализированные платформы, финансовые отчеты, базы данных государственных органов, а также аналитические отчеты и статистическая информация о компаниях становятся доступными для широкой аудитории. Эти ресурсы предоставляют возможность осуществлять более глубокий анализ и дать оценку финансовому положению предприятия.

Важно подчеркнуть, что правильное использование таких ресурсов требует экспертного восприятия финан-

совой отчетности, нормативов и ключевых экономических показателей. Надежные данные и грамотный анализ финансовых показателей обеспечивают более точное понимание текущего состояния предприятия, что, в свою очередь, является фундаментом для разработки стратегии и дальнейшего плана проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Одними из наиболее значимых показателей, на что обращают внимание финансовые аналитики, сотрудники правоохранительных и контрольных органов, являются выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность ит. д.

Разумеется, исследованием данных показателей не ограничивается финансово-экономический анализ, однако на первом этапе анализа указанных показателей будет достаточно. Проведенный анализ позволит получить комплексное представление о финансовом положении организации. Дополнительные аспекты, такие как анализ денежных потоков и рентабельность по сегментам, могут быть рассмотрены в дальнейшем для более глубокого понимания финансового состояния компании.

В криминальных схемах, выявляемых на практике, правоохранительные органы чаще всего сталкиваются фиктивным увеличением оборота компании и иных ключевых показателей, которые в свою очередь ведут к искажению бухгалтерской и финансовой отчетности.

Для выявления подобных организаций на практике используются различные методы контроля и анализа финансовой отчетности, налоговых деклараций, банковских операций, договоров и других документов.

В основном, данные организации используются в схемах хищения бюджетных средств, выделяемых на исполнение государственных контрактов, в освоении субсидий, получения кредитов в банках, уклонении от уплаты налогов и т. д. В рамках данной работы речь пойдет непосредственно о субсидиях.

ЭТАП 1.

Предприятия подают заявки на получение субсидий от государства на различные цели, связанные с развитием и модернизацией отрасли, например, на возмещение части затрат на кредиты, транспортировку, инновации и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭТАП 2.

Предприятия предоставляют недостоверную или подложную информацию о своей деятельности, в том числе о количестве и стоимости произведенной продукции, объеме экспорта, затратах на инновации и т. д.

ЭТАП 4.

Предприятия не предоставляют отчеты о целевом использовании субсидий или предоставляют их с нарушениями. Также они могут уклоняться от контроля со стороны государственных органов, аудиторских служб и общественности.

ЭТАПЗ.

Предприятия получают субсидии от государства, не соответствуя критериям отбора или не выполняя условия соглашения. Затем они перечисляют часть средств на счета своих контролируемых юридических лиц и физических лиц, а также снимают наличными и

J V

присваивают.

Рис. 2. Схема незаконного получения субсидий

3. Типовой механизм незаконного получения субсидий.

Для незаконного получения субсидии применяться различные схемы и способы, например, подделка документов, предоставление ложной информации, создание фиктивных организаций, сговор с должностными лицами и т. д. Такие действия приводят к нанесению ущерба бюджету, нарушению конкуренции и дискредитации института государственной поддержки2.

Незаконное получение субсидий - это преступление, которое заключается в получении организацией субсидии, на которую она не имеет права, или в использовании субсидии не по целевому назначению. Лица, причастные к незаконному получению субсидии подлежат уголовному преследованию по ст. 159 УК РФ [1].

Для наглядности продолжим рассматривать данную тему на примере предприятий металлургического комплекса. Так, схема незаконного получения субсидий предприятиями металлургического комплекса состоит из нескольких этапов:

По данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) ежегодно выделяются миллиарды рублей в качестве субсидий [6]. В октябре 2023 года глава Мин-промторга России Д. В. Мантуров на встрече с президентом Российской Федерации В. В. Путиным заявил, что только на внедрение робототехники в российское производство выделено 300 млрд рублей, которые необходимо освоить до 2030 года [9].

Субсидирование промышленности в Российской Федерации осуществляется в различных направлениях. Основные направления субсидирования промышленности в России включают:

- Техническое перевооружение и модернизация. Субсидии выделяются на модернизацию производства, приобретение новых станков, оборудования и иных основных средств, задействованных в производственном процессе.

- Развитие инноваций и научно-технического потенциала. Предоставление субсидий для проведения научных исследований, инновационных проектов и внедрения передовых технологий в производство.

- Энергоэффективность и экологическая безопасность. Субсидии предназначены на внедрение энергосберегающих технологий и снижение негативного воздействия на окружающую среду.

- Развитие перспективных отраслей. Субсидирование новых и перспективных отраслей экономики, способных стать драйверами экономического роста и повышения занятости населения.

- Финансовая поддержка экспорта. Предоставление субсидий компаниям, активно участвующим в экспорте, для расширения зарубежных рынков.

- Социальные программы и поддержка рабочих мест. Финансовая помощь от государства направляется на сохранение или создание новых рабочих мест, обучение и переподготовку персонала и т. д.

- Стимулирование малого и среднего бизнеса.

Финансовая поддержка преимущественно оказывается малым и средним предприятиям для стимулирования предпринимательской активности и создания новых рабочих мест. Данное направление является не особенно финансово насыщенным, однако именно в данном направлении выявляется больше всего преступлений подразделениями ЭБиПК МВД России. Далее мы подробно разберем схемы на конкретных примерах.

- Субсидии на оплату процентов по кредитам. В различных отраслях промышленности последние 10 лет существуют программы по возмещению части понесенных затрат на выплату кредитов, полученных на развитие производства.

Данный список не является исчерпывающими, направления субсидирования могут меняться в зависимости от текущих экономических условий, приоритетов правительства и стратегических задач развития промышленности в России. Субсидии предприятиям выделяются как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях. В каждом регионе и территориальном образовании существуют свои программы и проекты, контроль за которыми чаще всего возлагается на ведомство, выдающее субсидию.

Разберем случаи выявление незаконно полученных субсидий на конкретных примерах.

а) Субсидия на сохранение и создание новых рабочих мест

В 2022 году в Ханты-Мансийском АО выявлен факт незаконного получения субсидии. Так, в августе-сентябре 2021 года коммерческой организацией получена субсидия на частичное возмещение затрат по оплате труда работников и страховых взносов при оказании услуг по организации временного трудоустройства граждан, предусмотренная государственной программой автономного округа.

При этом установлено, что один из работников в организации фактически трудовую деятельность не осуществлял. Ме^ду тем генеральным директором организации представлены табели учета рабочего времени и иные документы о трудоустройстве работника, что послужило основанием для предоставления субсидии.

Результаты проведенных мероприятий послужили основанием возбуждения уголовного дела в отношении генерального директора организации по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ [5].

б) Субсидии на приобретение оборудования и расширение производства

В Ростовской области выявлен факт незаконного получения субсидии на приобретение оборудования на сумму свыше 1 млн ублей. При проведении проверочных мероприятий установлено, что гр. «П», строивший автомобильную газовую станцию, обратился в региональное Министерство экономического развития с целью получения субсидии на приобретения оборудования. После прохождения необходимых процедур на расчетный счет

ECONOMIC SCIENCE

организации поступили денежные средства в сумму свыше 1 млн рублей, на которые по условиям субсидирования необходимо было приобрести газовое оборудование. В дальнейшем гр. «П» через сайт объявлений приобрел бывшие в употреблении газовые баллоны, а с целью предоставления отчетных документов сформировал подложные документы от ООО «Л», которое указанное оборудование не производило и не реализовыва-ло, также им были подготовлены платежные поручения, свидетельствующие о факте оплаты. При проведении проверочных мероприятий данный факт был выявлен, в отношении гр. «П» возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159УКРФ.

в) Субсидии на развитие животноводства

В Челябинской области выявлен факт незаконного получения субсидии генеральным директором ООО «Золотое кольцо» гр. «3». Установлено, что в рамках Подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» Государственной программы Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017-2020 годы» предоставлялась субсидия на возмещение части затрат на увеличение поголовья молочных и мясных коров [2]. Так, с целью незаконного получения субсидии генеральный директор ООО «Золотое кольцо» гр. «3» подготовил подложные документы, подтверждающие факт понесенных затрат на приобретении дизельного топлива, используемого для нужд фермерского хозяйства. В дальнейшем документы были предоставлены в Министерство сельского хозяйства Челябинской области для возмещения в установленном порядке. В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что объем заявленных затрат не соответствует действительности, а субсидия выделена необоснованно. Собранные материалы послужили основанием возбуждения уголовного дела по ч. 3 ст. 159УКРФ.

Также в 2022 г. в Воронежской области выявлен факт незаконного получения субсидии. При проведении проверочных мероприятий установлено, что гр. «С», являющийся генеральным директором ООО «Р» и осуществляющий деятельность, связанную с разведением крупного рогатого скота, подал заявление на выделение субсидии на поддержку сельхозпроизводителей. Целью выделения субсидии являлось увеличение поголовья крупнорогатого скота. В дальнейшем на расчетный счет предпринимателя поступили денежные средства в сумме свыше 650 тыс. рублей, которыми он распорядился по своему усмотрению, а не по целевому назначению.

В дальнейшем, с целью реализации преступного умысла, гр. «Р» составил подложные документы о количестве крупнорогатого скота и достигнутых результатах и указал, что количество поголовья увеличилось в 2 раза, фактически данные цифры не соответствовали действительности. Собранные материалы послужили основанием возбуждения уголовного дела по ч. 3 ст. 159 УКРФ.

г) Субсидии на обучение и переподготовку персонала

В 2022 году во Владимирской области выявлен факт хищения бюджетных средств, выделанных в рамках реализации национального проекта «Демография».

Установлено, что руководитель ООО «Р» вступил в сговор с сотрудником регионального института с целью незаконного получения субсидии, выделенной на переобучение по программе «Старшее поколение». С целью реализации преступного умысла были подготовлены фиктивные документы о прохождении обучения на базе регионального института и выданы документы о прохождения обучения на 17 человек, которые являлись близкими и знакомыми фигурантов уголовного дела. В дальнейшем подложные документы были предоставлены в региональное Министерство труда и занятости, где в дальнейшем их изучили и перечислили денежные средства, которыми участники преступной группы распорядились по своему усмотрению. В отношении участников преступной группы возбуждено уголовное дело по ч.Зст. 159 УК РФ.

д) Субсидии на создание производства или достижение целевых показателей

В Костромской области выявлен факт незаконного получения субсидии на создание швейного производства, выделенной в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». При проведении проверочных мероприятий установлено, что гр. «С» для получения субсидии предоставил недостоверные документы о приобретении оборудования для швейного производства на сумму свыше 1 млн руб. В дальнейшем на основании представленных документов на расчетный счет гр. «С» поступили денежные средства, которыми он распорядился по своему усмотрению. При проведении привычных мероприятий проведен анализ расчетных счетов и финансово-хозяйственной деятельности ООО «Т», которое якобы поставило гр. «С» необходимое оборудование. Установлено, что с расчетного счета ООО «П», генеральным директором которого в период 2019-2021 гг. являлся гр. «С» перечислено свыше 1 млн рублей на расчетный счет ООО «Т». При анализе финансово-хозяйственной деятельности указанного общества установлено, что финансово-хозяйственную деятельность организация не осуществляет, денежные средства, перечисленные с расчетного счета ООО «П» были частично обналичены с использованием корпоративной банковской карты, а частично оплачены туристические услуги. Генеральный директор общества проживает в другом городе, а организацию зарегистрировал по просьбе неустановленных лиц. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ, ч. 2 ст. 173.1УК РФ.

4. Меры борьбы с незаконным получением субсидий.

Для борьбы с незаконным получением субсидий необходимо применять комплекс мер, включающий как

предупреждение, так и пресечение таких преступлений. Среди таких мер можно выделить:

- усиление контроля за предоставлением и использованием субсидий со стороны государственных органов;

- ужесточение ответственности за нарушение законодательства о субсидиях, в том числе за хищение, мошенничество, злоупотребление полномочиями и служебный подлог;

- повышение информированности и финансовой грамотности субъектов предпринимательства, получающих субсидии, о правилах и условиях их получения и использования;

- совершенствование механизмов взаимодействия правоохранительных органов, контрольными и надзорными;

- применение современных технологий анализа и сбора данных;

- усиления взаимодействия между налоговыми и правоохранительными органами;

- предоставление доступа сотрудникам подразделений ЭБиПК МВД России к информационно-справочным базам ФНС России;

- разработка методических рекомендаций и научных материалов, отвечающих новым вызовам, по выявлению и раскрытию преступлений в бюджетной сфере.

Заключение.

Противодействие хищению бюджетных средств является приоритетной задачей правоохранительных органов. Ежегодно появляются новые способы и схемы хищения бюджетных средств, за которыми не всегда успевают государственные институты. Проведенный анализ показал, что ежегодно выделяются колоссальные финансовые ресурсы в качестве субсидий и иных мер государственной поддержки, и не все денежные средства идут на достижение целей.

Анализ ситуации подчеркивает необходимость постоянного усовершенствования мер безопасности и адаптации к изменяющимся условиям. Колоссальные финансовые ресурсы, выделяемые в качестве субсидий и мер государственной поддержки, призваны способствовать развитию экономики, социальной стабильности, обеспечению национальной безопасности и поддержке малого и среднего предпринимательства. Однако, не все эти средства достигают заявленных целей из-за изобретательных механизмов и новых криминальных схем хищения.

Исходя из этого, разработка эффективных стратегий и инновационных методов борьбы с хищением бюджетных средств становится неотъемлемой частью работы правоохранительных органов. Это также подчеркивает важность тесного взаимодействия между государственными институтами, обществом и частным сектором для построения более устойчивой и прозрачной системы государственных финансов.

В данном контексте особенно акцентируется важность использования современных методов и про-

граммных комплексов для анализа финансового состояния предприятий. Эти инструменты могут обеспечить более точное выявление аномалий и рисков, для дальнейшего оперативного вмешательства с целью предотвращения потенциальных махинаций и нарушений. Разработка и внедрение таких технологических решений становится стратегическим направлением в борьбе с хищением бюджетных средств и обеспечении более эффективного использования государственных ресурсов.

Список источников

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023).

2. Судебные и нормативные акты РФ. Приговор № 1-111/2020 от 28 сентября 2020 г. по делу № 1-111/2020 // https://sudact.ru/regular/doc/ay2navZuTbNN/ (дата обращения: 13.11.2023).

3. Ляпин А. Е. Статистическое моделирование эффективной системы налогообложения // Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях : сборник статей, Москва, 12 декабря 2018 года. М. : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, 2019. С. 307-310.

4. Официальный сайт МВД России // https://xn~ blaew.xn-plai/reports (датаобращения: 13.11.2023).

5. Официальный сайт Прокуратуры Ханты-Мансийского АО // https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_86/ mass-media/news?item=73640216 (дата обращения: 13.11.2023).

6. Официальный сайт Агентства городского развития // https://agr-city.ru/vidy-podderzhki/mery-podderzhki/federalnye-mery-podderzhki/mery-podderzhki-minpromtorga-rossii/ (дата обращения: 13.11.2023).

7. Электронное издание «МК» // https://www. mk.ru/social/2022/10/19/mvd-rossii-vyyavilo-khishhenie-byudzhetnykh-sredstv-na-16-mlrd-rubley.html (дата обращения: 13.11.2023).

8. Электронное издание «Финансовый директор» // https://www.fd.ru/news/53485-kak-bystro-raspoznat-tehnicheskie-kompanii-i-otstoyat-svoyu-pravotu (дата обращения: 13.11.2023).

9. Электронное издание «ТАСС» // https://tass.ru/ ekonomika/19106847 (датаобращения: 13.11.2023).

References

1. Criminal Code of the Russian Federation № 63-FZ of June 13, 1996 (as amended on 25.12.2023) (with amendments and additions, intro. effective from 30.12.2023).

2. Judicial and regulatory acts of the Russian Federation. Report № 1-111/2020 dated September 28, 2020 on case № 1-111/2020 // https://sudact.ru/regular/doc/ ay2navZuTbNN/ (accessed: 13.11.2023).

3. Lyapin A. E. Statistical modeling of an effective taxation system // Ensuring economic security of Russia

ECONOMIC SCIENCE

in modern conditions : collection of articles, Moscow, December 12, 2018. Moscow : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot, 2019. P. 307-310.

4. Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia // https://xn~blaew.xn~plai/reports (accessed: 13.11.2023).

5. Official website of the procurators-Mansiysk JSC // https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_86/mass-media/ news?item=73640216 (accessed: 13.11.2023).

6. Official website of the Urban Development Agency // https://agr-city.ru/vidy-podderzhki/mery-

podderzhki/federalnye-mery-podderzhki/mery-podderzhki-minpromtorga-rossii/ (accessed: 13.11.2023).

7. Electronic edition «MK» // https://www.mk.ru/ social/2022/10/19/mvd-rossii-vyyavilo-khishhenie-byudzhetnykh-sredstv-na-16-mlrd-rubley.html (accessed: 13.11.2023).

8. Electronic edition of «Financial directives» // https://www.fd.ru/news/53485-kak-bystro-raspoznat-tehnicheskie-kompanii-i-otstoyat-svoyu-pravotu (accessed: 13.11.2023).

9. Electronic publication «TASS» // https://tass.ru/ ekonomika/19106847 (accessed: 13.11.2023).

Информация об авторе

A. E. Ляпин - Главное Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, докторант Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук.

Information about the author A. E. Lyapin - the Main Directorate of Economic Security and Anti-Corruption of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctoral Student of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate ofEconomic Sciences.

Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 30.11.2023; принята к публикации 18.12.2023.

The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 30.11.2023; accepted for publication 18.12.2023.

Управленческий учет в АПК

Методы принятия оптимальных (ключевых) решений

Управленческий учет в АПК. Методы принятия оптимальных (ключевых) решений / Остаев Г. Я., Хосиев Б. Н., Каллагова А. X., Эриашвили Н. Д. 472 с.

Изложены теоретические положения, организационно-методические и практические аспекты управленческого учета в хозяйствующих субъектах. Большое внимание уделено классификации затрат, методам и системам их учета, анализа и контроля, а также проблемам калькулирования себестоимости продукции.

Освящены принципы бюджетирования, организации управленческого учета и адаптации его полезного опыта в российской теории и практике сельскохозяйственных организаций.

Для студентов вузов, обучающихся по финансово-экономическим специальностям и по направлению 38.03.01 «Экономика» (направления подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.