Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКСОНОМИИ БЛУМА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКСОНОМИИ БЛУМА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
134
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ / ТАКСОНОМИЯ БЛУМА / КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / PEDAGOGICAL EDUCATION / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE / LEARNING OUTCOMES / BLOOM'S TAXONOMY / COGNITIVE PROCESSES / THINKING OPERATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Е. С., Кузуб Н. М.

Актуальность статьи обусловлена современными тенденциями, которые за последние годы наметились в нашей стране в области модернизации всех сфер образования. На повестке дня остро стоит задача качественной подготовки педагогических кадров. Проведенный анализ теоретических источников, посвященных проблеме формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя и рассмотрение таксономии Б. Блума в ее модифицированном виде позволили показать важную взаимосвязь между четким формулированием требований к результатам обучения и качеством предметной подготовки студента. Авторами проведена корреляция учебных целей на основе таксономии Б. Блума и показаны взаимосвязи между различными уровнями знания в рамках изучения дисциплины «Аналитическая геометрия» студентами первого курса математического профиля педагогического вуза. Статья предназначена для преподавателей педагогических вузов, занятых подготовкой будущих учителей в различных предметных областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Е. С., Кузуб Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING BLOOM'S TAXONOMY TO IMPROVE THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

The relevance of the article is caused due to the modern trends that have emerged in our country in recent years in the field of modernization of all spheres of education. On the agenda is the task of high-quality training of pedagogical personnel. The conducted analysis of literary resources devoted to the issue of the formation of vocational and pedagogical competence of the future teacher and the consideration of the revised B. Bloom's taxonomy have shown an important relationship between the clear formulation of requirements for the results of education and the quality of the student 's substantive training. The authors correlated educational goals based on B. Bloom's taxonomy and showed the relationships between different levels of knowledge in the study of analytical geometry by first-year students of the mathematical profile of the pedagogical university. The article is intended for lecturers of pedagogical universities engaged in training future teachers in various subject areas.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКСОНОМИИ БЛУМА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 378.637

Использование таксономии Блума для повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза

Using Bloom's taxonomy to improve the quality of professional training of pedagogical university students

Коваленко Е.С., Педагогический институт Иркутского государственного университета, kovalenko-123@mail.ru

Кузуб Н.М., Педагогический институт Иркутского государственного университета, knm1@mail.ru

Kovalenko E., Pedagogy Institute, Irkutsk State University, kovalenko-123@mail.ru Kuzub N., Pedagogy Institute, Irkutsk State University, knm1@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.012

Ключевые слова: педагогическое образование, профессионально-педагогическая компетентность, результат обучения, таксономия Блума, когнитивные процессы, мыслительные операции.

Keywords: pedagogical education, professional-pedagogical competence, learning outcomes, Bloom's taxonomy, cognitive processes, thinking operations.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена современными тенденциями, которые за последние годы наметились в нашей стране в области модернизации всех сфер образования. На повестке дня остро стоит задача качественной подготовки педагогических кадров. Проведенный анализ теоретических источников, посвященных проблеме формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя и рассмотрение таксономии Б. Блума в ее модифицированном виде позволили показать важную взаимосвязь между четким формулированием требований к результатам обучения и качеством предметной подготовки студента.

Авторами проведена корреляция учебных целей на основе таксономии Б. Блума и показаны взаимосвязи между различными уровнями знания в рамках изучения дисциплины «Аналитическая геометрия» студентами первого курса математического профиля педагогического вуза. Статья предназначена для преподавателей педагогических вузов, занятых подготовкой будущих учителей в различных предметных областях.

Abstract. The relevance of the article is caused due to the modern trends that have emerged in our country in recent years in the field of modernization of all spheres of education. On the agenda is the task of high-quality training of pedagogical personnel. The conducted analysis of literary resources devoted to the issue of the formation of vocational and pedagogical competence of the future teacher and the consideration of the revised B. Bloom's taxonomy have shown an important relationship between the clear formulation of requirements for the results of education and the quality of the student's substantive training.

The authors correlated educational goals based on B. Bloom's taxonomy and showed the relationships between different levels of knowledge in the study of analytical geometry by first-year students of the mathematical profile of the pedagogical university. The article is intended for lecturers of pedagogical universities engaged in training future teachers in various subject areas.

Введение. В настоящее время сфера образования является одним из приоритетных направлений национальной политики России. Это связано, в первую очередь, с тем, что наша страна ориентируется на инновационный путь развития, который в перспективе должен привести нас к стабильному государству с эффективной экономикой и к построению крепкого гражданского общества. Данные тенденции, возникшие в стране и обществе, предъявляют

новые требования к качеству высшего образования.

Наука и образование всегда являлись основными движущими факторами развития человечества. На данном этапе недостаточно только реализовать право любого человека на получение базового образования. Образование должно быть направлено на раскрытие талантов человека и развитие его личности, способной улучшать условия своей жизни и преобразовывать жизнь общества.

Модернизация во всех сферах образования, о которой так много говорится в последние годы, предполагает существенные изменения в педагогическом образовании, направленные на создание новой модели профессиональной подготовки учителя. Особые требования предъявляются к уровню подготовки учителей, способных внедрять в образовательный процесс современные модели организации и управления учебно-познавательной деятельностью

обучающихся. Это и определяет необходимость поиска новых методов и приемов обучения в вузе, а также соответствующих им форм контроля знаний, умений и навыков, приобретенных студентами.

В современной педагогике качество профессионального образования рассматривается как многокомпонентная характеристика, в которой высокий уровень предметной подготовки специалиста один из основных показателей этой характеристики.

Методология исследования. Качество результата профессиональной подготовки определяется через понятие «профессиональная компетентность». Вклад в изучение «компетентности» как научной категории внесли такие отечественные исследователи, как Л.П. Алексеева, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина, Л.А. Шипилина, С.Е. Шишов и др. Понятие «профессиональная компетентность» трактуется как способность, позволяющая решать задачи профдеятельности с использованием общих знаний, умений, профессионального и личностного жизненного опыта, имеющихся ценностей и знаний себя (Л.А. Шипилина); как знания, умения, навыки, а также приёмы их реализации в деятельности и общении, развитии (саморазвитии) личности (Л.М. Митина); как готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности (В.И. Байденко); как общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий (С.Е. Шишов); как совокупность (система) знаний в действии (Э.Ф. Зеер).

Опираясь на идею компетентностного подхода и определение понятия «компетентность», под «профессиональной компетентностью» учителя будем понимать его способность (умение) решать реальные

профессиональные проблемы и задачи с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Таким образом, профессиональная

компетентность учителя включает в себя не только профессиональные, но и личностные качества, которые необходимы для успешной педагогической деятельности.

Согласно профессиональному стандарту педагога для успешной деятельности учителю важно иметь хорошую знаниевую основу своего предмета - профессиональную компетентность в области преподаваемой дисциплины [7]. К наиболее востребованным компетенциям в сфере образования (во всех предметных областях) по данным исследований относятся: знание и понимание предметной области и профессии; способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу; способность применять знания на практике; нацеленность на достижение результата и качества и другие [3]. Вопрос состоит в том, как сформировать такие качества у студента -будущего учителя.

Исследователи отмечают, что для эффективного функционирования

педагогической системы требуется четкое формулирование требований к ее конечному продукту - выпускнику вуза, что напрямую влияет на качество образовательного целеполагания [2;8].

Еще в 1956 году группой ученых под руководством Бенджамина Блума была предложена достаточно известная теория -таксономия (от др. греч. порядок и закон) педагогических целей, которая представляет собой классификацию уровней мыслительной деятельности в процессе обучения. Иерархия мыслительных операций, предложенная Б. Блумом, выстроена от простого к сложному и от конкретного к абстрактному:

- знание (запоминание информации);

- понимание (понимание этой информации);

- применение (применение полученных знаний в конкретной ситуации);

- анализ (понимание целого через разложение на составные части, выделение его структуры);

- синтез (понимание через соединение частей, открытие новых знаний на основе приобретенных ранее);

- оценка (умение делать умозаключение на основе полученных знаний, способность к критическим суждениям на их основе) [12].

Каждый предыдущий уровень является предпосылкой для следующего более сложного.

Помимо этого, Б. Блум и Д. Кратволь определили следующие сферы деятельности:

- когнитивная (познавательная);

- психомоторная;

- аффективная (эмоционально-ценностная) [11].

В 2001 году на основе своего опыта ученики и последователи Б. Блума Лорин Андерсон и Дэвид Кратволь модифицировали первоначальную классификацию:

- помнить - способность получать соответствующую информацию из долгосрочной памяти (воспроизведение, узнавание информации);

- понимать - способность понимать информацию, представленную в устной, письменной или графической формах (интерпретация, приведение примеров, распознавание, обобщение, сравнение, объяснение, перефразирование);

- применять - способность использовать полученную информацию в конкретной ситуации (выполнение, осуществление, реализация);

- анализировать - способность понять целое через разложение его на составные части, выделение структуры целого (дифференциация, структурирование, систематизация, соотнесение, классификация, выделение взаимосвязей);

- оценивать - способность выносить решение на основе критериев и стандартов (проверка, выбор, критика, редактирование);

- создавать - способность объединять различные элементы для формирования нового знания, новых идей, новой структуры или изготовление оригинального продукта (разработка, планирование, изготовление, модификация, изобретение, создание) [9].

В модифицированной классификации первые три пункта были сохранены, но в форме глаголов. Это соответствует идеи образовательного целеполагания (отвечает на вопрос: «Что делать?»). Также изменен порядок категорий «Синтез» и «Оценка», которым в новой классификации соответствуют термины «Оценивать» и «Создавать».

Эти мыслительные операции были дополнены следующими уровнями, которые характеризуют ширину и глубину когнитивных процессов:

Фактическое знание - базовые элементы, которые обучающийся должен знать, чтобы иметь представление о дисциплине или решать проблемы в данной области:

- знание терминологии;

- знание специфических деталей и элементов.

Концептуальное знание - взаимосвязи между базовыми элементами в более сложной структуре, которые позволяют им функционировать как единое целое:

- знание классификаций и категорий;

- знание принципов и общих правил;

- знание теорий, моделей и структур.

Процедурное знание - как делать что-либо;

методы исследования и критерии для применения навыков, алгоритмов, техник и методов:

- знание навыков и алгоритмов в конкретной области;

- знание техник и методов в конкретной области;

- знание критериев применения соответствующих процедур.

Метакогнитивное знание - знание о познании в общем, о стратегиях собственной познавательной деятельности:

- стратегическое знание;

- знание о когнитивных задачах, включая знание контекстов и условий;

- самопознание [10].

Модифицированная таксономия Б. Блума универсальна и структурирована, так как описывает различные уровни мыслительных операций. Она успешно применяется в образовательных учреждениях в России и за рубежом [1;5]. Считаем возможным ее использование в качестве средства описания и оценки результатов обучения математическим дисциплинам с целью формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики [6].

Результаты исследования. Рассмотрим модифицированную таксономию Б. Блума на примере изучения дисциплины «Аналитическая геометрия» студентами первого курса Педагогического института (профиль

«Математика»). Когнитивные процессы опишем на уровне фактического знания и получим следующую последовательность мыслительных операций:

- помнить - знать основные определения и теоремы;

- понимать - использовать математическую символику, выделять сущностные характеристики понятий, объяснять доказательства теорем;

- применять - решать простейшие задачи на вычисление и на построение на плоскости и в пространстве;

- анализировать - классифицировать математические объекты, выделять взаимосвязи между объектами, исследовать объекты на наличие или отсутствие определенных свойств,

соотносить условия задачи с алгоритмом ее решения;

- оценивать - выбирать рациональный способ решения задачи, проверять правильность полученного результата;

- создавать - разработать алгоритм решения задачи, сформулировать и доказать новые математические факты с учетом уровня знания обучающегося.

Образовательный процесс в вузе предусматривает значительный объем самостоятельной работы студента в освоении учебного материала, но не каждый вчерашний школьник подготовлен к такому виду деятельности, поэтому на начальном этапе освоения дисциплины особое внимание уделяется формированию последовательности описанных мыслительных операций. По П.Я. Гальперину при поэтапном формировании умственных действий происходит непрерывное изменение форм самого действия, так как любое усвоенное действие является переходным и неокончательным [4].

Поэтому формирование более высокого уровня мыслительных операций невозможно без сформированных (в достаточной степени) предыдущих уровней.

На каждом уровне формирования мыслительных операций внимание обучающихся акцентируется на принципиальных теоретических моментах, которые способствуют тому, чтобы студенты могли аргументировано обосновать ход доказательства или решения задачи.

Изучение дисциплины «Аналитическая геометрия» начинается с темы «Элементы векторной алгебры», поэтому на уровне «Помнить» обращаем внимание студентов на следующее:

- разницу в понятиях «вектор» и «отрезок» (наглядно демонстрируем на моделях параллелограмма, правильного шестиугольника или параллелепипеда, выполняя линейные операции над векторами);

- отличие понятий «равные векторы» и «коллинеарные векторы» (особое внимание

обращаем на то, как соотносятся координаты коллинеарных векторов);

- свойства скалярного произведения (фокусируемся на тех, которые часто используют при решении задач - свойство ортогональных векторов, вычисление скалярного квадрата вектора, вычисление угла между векторами);

- определения и свойства векторного и смешанного произведений (особое внимание следует уделить геометрическому смыслу этих произведений).

На уровнях «Понимать» и «Применять» студент учится выполнять действия над векторами и решать базовые задачи векторной алгебры.

Только после освоения в достаточной степени первых трех уровней мыслительных операций осуществляется переход на следующие более высокие уровни, на которых процесс обучения становится более осознанным и

самостоятельным.

Начиная с уровня «Анализировать» рассматриваются более сложные задачи, решение которых требует от студента не только знания основных фактов, но и их понимания. Это могут быть задачи на вычисление, из условия которых неочевиден способ их решения, и задачи на доказательство с использованием различных свойств векторов. В результате изучения векторов и операций над ними обучающийся должен овладеть аппаратом векторной алгебры, который необходим для освоения других разделов аналитической геометрии.

В таблице 1 рассмотрены уровни мыслительных операций на примере темы «Элементы векторной алгебры» в рамках курса «Аналитическая геометрия». Изучение данной темы начинаем с первого уровня «Помнить» и постепенно приходим к уровню «Создавать», при этом оставаясь на уровне фактического знания.

В соответствии с таблицей 1, на данном этапе обучения таблица таксономии, предложенная Д. Кратволем, выглядит следующим образом, см. таблицу 2.

Уровни мыслительных операций Результат обучения

1 помнить Знать определения понятий: вектор, модуль вектора, противоположные векторы, коллинеарные и компланарные векторы, проекция вектора на ось, координаты вектора и т.д. Иметь представление о линейных операциях над векторами. Знать определения и свойства скалярного, векторного, смешанного произведения векторов

Таблица 1. - Описание результатов обучения в когнитивной области при изучении темы «Элементы векторной алгебры» на уровне фактического знания

Продолжение таблицы 1

2 понимать Использовать математические символы для обозначения векторов и операций над ними. Изображать векторы, строить линейные комбинации векторов. Распознавать равные, противоположные, коллинеарные, компланарные векторы. Строить проекцию вектора на ось. Объяснять идею приведенных доказательств

3 применять Выполнять линейные операции над векторами, заданными своими координатами. Вычислять модуль вектора, проекцию вектора. Находить скалярное, векторное, смешанное произведения векторов. Определять угол между векторами и т.д.

4 анализировать Использовать геометрический смысл скалярного, векторного и смешанного произведений векторов для определения длины вектора, площади параллелограмма, построенного на заданных векторах, объема параллелепипеда, построенного на заданных векторах и т.д. Решать задачи на доказательство

5 оценивать Осуществлять выбор рационального способа решения задач векторной алгебры, выполнять проверку правильности полученного результата

6 создавать Самостоятельно решать задачи аналитической геометрии с использованием векторов. Использовать векторный метод для решения задач на вычисление и доказательство.

Таблица 2. - Таблица таксономии для анализа образовательных целей

конкретное знание ^ абстрактное знание

А В С Б

Фактическое Концептуальное Процедурное Метакогнитивное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 помнить

2 понимать

3 применять

4 анализировать

5 оценивать

6 создавать

В таблице 2 заполнен только первый столбец (А) - уровень фактического знания.

При изучении следующей темы «Прямая на плоскости» первые три уровня мыслительных операций формируются аналогично (от знания основных определений, формул и теорем до решения простейших задач с использованием различных способов задания прямой на плоскости). Но уже на этапе «Применять» в процессе решения учебных задач начинают появляться элементы уровня «Анализировать». Это происходит, например, когда требуется выяснить, пересекает ли данная прямая данный отрезок или как расположены заданные точки относительно двух пересекающихся прямых и т.д. Таким образом, чем больше знаний приобретает студент в данной области, тем больше возникает ситуаций для анализа - задачи становятся разнообразными, неоднотипными и постепенно усложняются.

При изучении аналитической геометрии в пространстве (как и на плоскости) опираемся на свойства векторов при выводе различных уравнений плоскости и прямой. На этапе «Создавать» обучающийся, владея

необходимыми знаниями векторной алгебры и аналитической геометрии на плоскости, способен самостоятельно получить, например, некоторые уравнения плоскости. При этом преподаватель может использовать наводящие вопросы, чтобы подсказать студенту, как доказать тот или иной факт. Если обучающийся владеет знаниями векторной алгебры, умеет выводить уравнения прямой на плоскости и уравнения плоскости в пространстве, то по уже известным правилам он способен самостоятельно получить различные виды прямой в пространстве.

Таким образом, на основе фактического знания у студентов формируется знание общих принципов, правил, моделей, т.е. появляются основы концептуальных знаний.

С другой стороны, можно говорить и о наличии у обучающегося знания определенных алгоритмов и методов в данной предметной области, то есть о формировании у него некоторых компонентов процедурного знания.

После изучения прямой и плоскости в пространстве таблица таксономии, например, может выглядеть следующим образом, см. таблицу 3:

Таблица 3. - Таблица таксономии для анализа образовательных целей

конкретное знание ^ абстрактное знание

А В С Б

Фактическое Концептуальное Процедурное Метакогнитивное

1 помнить

2 понимать

3 применять

4 анализировать

5 оценивать

6 создавать

Помимо прямой и плоскости в курсе аналитической геометрии рассматриваются:

- различные линии на плоскости (подробно изучаются уравнения и свойства кривых второго порядка);

- поверхности второго порядка;

- системы координат на плоскости: прямоугольная декартова, аффинная, полярная.

Изучение этих тем увеличивает объем фактического знания обучающихся и дает им возможность рассматривать решение задачи с разных точек зрения. Например, для решения одних задач рациональнее использовать одну систему координат, для других - другую. Умение переходить от одной системы координат к другой, знания различных уравнений кривых и поверхностей применяются не только в задачах аналитической геометрии, но и в других разделах математики, в частности, в математическом анализе при вычислении интегралов.

Знания о наглядных объектах, которые задаются уравнениями первого и второго порядка, сформированные в курсе аналитической геометрии, позволят в дальнейшем перейти к изучению более сложных кривых и поверхностей в курсе дифференциальной геометрии.

При изучении основ общей топологии абстрагируемся от метрических свойств объектов, изучаемых в различных разделах геометрии, и используем теоретико-множественный подход для решения задач, опираясь на знания из математического анализа и абстрактной алгебры.

Заключение. В процессе обучения в вузе происходит постепенное накопление

концептуального и процедурного знаний студентов, достаточный уровень

сформированности которых является условием перехода к метакогнитивному уровню знания, то есть к знанию о познании в общем, о стратегиях собственной познавательной деятельности, включая и самопознание.

Формирование всех уровней знания (от фактического до метакогнитивного) происходит

неравномерно и нелинейно, при этом невозможно утверждать, что после прохождения обучения в вузе студент продвинется до уровня метакогнитивного знания. Задача современного образования состоит в том, чтобы предоставить ему такую возможность.

Преподаватель может выстраивать, начиная с первого курса, учебный процесс таким образом, чтобы на основе сформированного фактического знания постоянно развивать у студентов познавательную активность, формируя более высокие уровни знания.

Формулировка целей обучения, основанная на взаимосвязи различных ступеней мыслительных операций и уровней знания, рассматривается нами как один из факторов эффективности образовательного процесса, повышения уровня предметной подготовки будущего учителя математики и формирования его профессионально-педагогической

компетентности.

Таксономия Б. Блума дает возможность точно определить образовательные цели в соответствии с каждым уровнем знания и, следуя этим целям, осуществлять образовательный процесс. В рамках заданных целей можно сформулировать требования:

- к уровням освоения знаний и умений в конкретной предметной области;

- к формированию содержания изучаемой дисциплины (раздела);

- к конструированию фонда оценочных средств, соответствующих заданной образовательной цели.

Такой подход позволяет преподавателю на своих занятиях успешно реализовывать поставленные дидактические задачи на основе компетентностного подхода: формировать у студентов устойчивые знания, умения и навыки в своей предметной области; учить мыслить критически и творчески; сохранять интерес и потребность к обучению на протяжении всей жизни.

Литература:

1. Бактыбаев Ж.Ш. Использование технологии таксономии Блума в учебном процессе вуза / Ж.Ш. Бактыбаев // Ярославский педагогический вестник. -2017. - № 1. - С. 150-153.

2. Беспалько В.И. Слагаемые педагогической технологии / В.И. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. -192 с.

3. Буденкова Е.А. Управление результатами обучения в условиях реализации компетентностного подхода в системе ВПО / Е.А. Буденкова // Образовательные технологии. - 2014. - № 3. - С. 47-58.

4. Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 112 с.

5. Евстропова Н.С., Шайхутдинова Х.А. Развитие критического мышления в процессе самостоятельной работы по английскому языку студентов технического вуза / Н.С. Евстропова, Х.А. Шайхутдинова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2018. - № 2. - С. 89-100.

6. Коваленко Е.С., Кузуб Н.М. Оценка уровня формирования профессиональных компетенций студентов - будущих учителей математики / Е.С. Коваленко, Н.М. Кузуб // Вестник Иркутского

Государственного Технического Университета. - 2015. - № 11(106). - С. 327-332.

7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.

8. Смыслы и цели образования: инновационный аспект: сборник научных трудов; под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 300 с.

9. Anderson L.W., Krathwohl D.R., Airasian P.W., Cruikshank K.A., Mayer R.E., Pintrich P.R., et al. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing, A: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives, (Abridged Edition). New York: Longman, 2001. - 336 p.

10. Krathwohl D.R. A revision of Bloom's taxonomy: An overview // Theory Into Practice. - 2002. - № 41(4). - Р. 212-218.

11. Bloom, B.S., Engelhart, M.D., Furst, E.J., Hill, W.H., Krathwohl D.R. Taxonomy of educational objectives: the classification of educational goals; Handbook I: Cognitive Domain. NY: Longmans, 1984. -208 p.

12. The Taxonomy of Educational Objectives; The Classification of Educational Goals, Handbook I: Cognitive Domain, Benjamin S. Bloom (Ed.) New York: David McKay Company, 1956. - 207 р.

References:

1. Baktybaev Zh.Sh. Using Technology of Bloom's Taxonomy in the educational process at a university / Zh.Sh. Baktybaev // Yaroslavl pedagogical Bulletin. - 2017.

- № 1. - P. 150-153.

2. Bezpalko V.I. the Components of pedagogical technologies / V.I. Bezpalko. - Moscow: Pedagogics, 1989.

- 192 p.

3. Budenkova E.A. Managing learning outcomes in the context of implementing a competency-based approach in the HPE system / E.A. Budenkova // Educational technology. - 2014. - № 3. - P. 47-58.

4. Galperin P.Ya. Four lectures on psychology / P.Ya. Galperin. - Moscow: Book house «University», 2000.

- 112 p.

5. Evstropova N., Shaykhutdinova Kh. Development of the critical thinking skills in the course of students's individual work in English at a technical university/ N. Evstropova, Kh. Shaykhutdinova // Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics

- 2018. - № 2. - P. 89-100.

6. Kovalenko E., Kuzub N. Students - future mathematics teachers professional competence formation level assessment / E. Kovalenko, N. Kuzub // Bulletin of the Irkutsk State Technical University. - 2015. - № 11(106).

- P. 327-332.

7. Kuzmina N.V. Professionalism of the individual teacher and master of industrial training / N.V. Kuzmina. -M.: Vysshaya shkola, 1990. - 119 p.

8. Meanings and goals of education: an innovative aspect. Collection of scientific works / Under the editorship of A.V. Khutorskoy. - M.: Scientific and innovative enterprise "INEK", 2007. - 300 p.

9. Anderson L.W., Krathwohl D.R., Airasian P.W., Cruikshank K.A., Mayer R.E., Pintrich P.R., et al. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing, A: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives, (Abridged Edition). New York: Longman, 2001. - 336 p.

10. Krathwohl D.R. A revision of Bloom's taxonomy: An overview / D.R. Krathwohl // Theory Into Practice. -2002. - № 41(4). - P. 212-218.

11. Bloom, B.S., Engelhart, M.D., Furst, E.J., Hill, W.H., Krathwohl D.R. Taxonomy of educational objectives: the classification of educational goals; Handbook I: Cognitive Domain. NY: Longmans, 1984. -208 p.

12. The Taxonomy of Educational Objectives; The Classification of Educational Goals, Handbook I: Cognitive Domain, Benjamin S. Bloom (Ed.) New York: David McKay Company, 1956. - 207 p.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.