Научная статья на тему 'Использование свободного программного обеспечения в интересах развития сферы информационных технологий в РФ'

Использование свободного программного обеспечения в интересах развития сферы информационных технологий в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свободное программное обеспечение / отечественное программное обеспечение / информационные технологии / государственные структуры / свободная лицензия / free software / domestic software / information technology / government agencies / free license

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аркадий Ильич Уринцов, Ольга Валентиновна Староверова, Екатерина Сергеевна Свиридова

Рассмотрено текущее состояние развития свободного программного обеспечения и его использование в государственных учреждениях и государственных компаниях. Описаны преимущества свободного программного обеспечения в отношении проприетарных продуктов. Проанализированы его общие недостатки и специфические требования к использованию свободного программного обеспечения в государственных учреждениях. Исследованы закупки отечественного оборудования организациями и причины выбора программных продуктов. Произведен мониторинг текущего состояния развития отечественного программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF FREE SOFTWARE IN THE INTERESTS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY SPHERE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article describes the current state of development of free software and its use in public institutions and state-owned companies. The advantages of free software in relation to proprietary products are described. Analyzed its general shortcomings and specific requirements for the use of free software in public institutions. The purchases of domestic equipment by organizations and the reasons for choosing software products were investigated. Monitoring of the current state of development of domestic software

Текст научной работы на тему «Использование свободного программного обеспечения в интересах развития сферы информационных технологий в РФ»

УДК 338 ББК 65

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10270 © А.И. Уринцов, О.В. Староверова, Е.С. Свиридова, 2019

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РФ1

Аркадий Ильич Уринцов,

заведующий кафедрой управления информационными системами и программирования,

доктор экономических наук, профессор Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36)

E-mail: [email protected]; Ольга Валентиновна Староверова, профессор кафедры управления информационными системами и программирования, доктор юридических наук, кандидат экономических наук Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36)

E-mail: [email protected];

Екатерина Сергеевна Свиридова, ведущий специалист ФГУП «НПО «Техномаш» Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрено текущее состояние развития свободного программного обеспечения и его использование в государственных учреждениях и государственных компаниях. Описаны преимущества свободного программного обеспечения в отношении проприетарных продуктов. Проанализированы его общие недостатки и специфические требования к использованию свободного программного обеспечения в государственных учреждениях. Исследованы закупки отечественного оборудования организациями и причины выбора программных продуктов. Произведен мониторинг текущего состояния развития отечественного программного обеспечения.

Ключевые слова: свободное программное обеспечение, отечественное программное обеспечение, информационные технологии, государственные структуры, свободная лицензия.

USE OF FREE SOFTWARE IN THE INTERESTS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY SPHERE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Arkady I. Urintsov,

Head of the Department of Applied Informatics in Management and Knowledge Management Russian University of Economics G.V. Plekhanova (117997, Moscow, Stremyanny per., d. 36);

Olga V. Staroverova,

Professor of the Department of Applied Informatics in Management and Knowledge Management,

Doctor of Law, Candidate of Economic Sciences Russian University of Economics G.V. Plekhanova (117997, Moscow, Stremyanny per., d. 36);

Ekaterina S. Sviridova, Leading Specialist FGUP NPO «Tekhnomash» Russian University of Economics G.V. Plekhanova (117997, Moscow, Stremyanny per., d. 36)

Abstract. The article describes the current state of development of free software and its use in public institutions and state-owned companies. The advantages of free software in relation to proprietary products are described. Analyzed its general shortcomings and specific requirements for the use of free software in public institutions. The purchases of domestic equipment by organizations and the reasons for choosing software products were investigated. Monitoring of the current state of development of domestic software.

Keywords: free software, domestic software, information technology, government agencies, free license.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Уринцов А.И., Староверова О.В., Свиридова Е.С. Использование свободного программного обеспечения в интересах развития сферы информационных технологий в РФ. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):343-7.

1 Исследование выполнено по гранту Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ № НШ-5449.2018.6 «Исследование цифровой трансформации экономики».

Развитие и освоение свободного программно- исследовательских институтах велись разработки го обеспечения (СПО) берет свое начало в конце отечественных UNIX-систем. Результатом этих ра-70-х годов прошлого века. Повсеместно в научно- бот стали не только созданные отечественные опе-

№ 4 / 2019

Вестник экономической безопасности

343

рационные системы, но и сформированные квалифицированные специалисты с опытом разработки. Благодаря совместным наработкам Института Курчатова и ИПК Минавтопрома появилась свободно распространяемая версия UNIX FreeBSD, которая была внедрена в государственных структурах и промышленном секторе.

Использование СПО набирает обороты во всех развитых странах. Одним из ключевых мотиваторов развития в РФ стали санкции Запада в отношении РФ и государственная политика снижения зависимости от решений крупных мировых ИТ-поставщиков. Также на тенденцию использования СПО повлиял экономический кризис, повлекший рост стоимости проприетарного программного обеспечения (ПО) в связи с ростом курсов валют. Востребованность специалистов, способных работать с продуктами на базе СПО, сейчас увеличивается в разы. Таким образом, решаются не только вопросы импортозаме-щения в сфере информационных технологий (ИТ), но и создаются дополнительные рабочие места. В перспективе же можно ожидать изменение структуры бизнеса в рамках всего ИТ-рынка, поскольку использование открытых лицензий в сочетании с единой в мировом масштабе программной платформой качественно расширит состав игроков на локальных и глобальном ИТ-рынках, приведет к внедрению новых требований и процедур верификации безопасности продуктов и услуг на базе СПО, повысит ответственность госорганов и компаний с госучастием за качество принимаемых решений в области собственной информатизации.

Одним из перспективным продуктом замены импортного ПО является СПО по следующим причинам:

Во-первых, покупая свободную лицензию еди-норазово, ПО можно тиражировать без ограничений. Свободная лицензия накладывает меньше ограничений на пользователя. У пользователя нет необходимости переходить на другую версию продукта, если это влечет за собой обновление дорогостоящего аппаратного обеспечения, как в случае с проприетарным ПО.

Во-вторых, коллективная работа большого числа разработчиков способствует развитию стабильности и функциональности продукта, в некоторых случаях даже быстрее, чем проприетарного ПО.

В-третьих, за счет доступа к исходному коду появляется возможность оперативного и своевременного нахождения уязвимости системы. Также одной из потенциальных угроз является использование недокументированных функций в коде проприетарных программных продуктов.

В-четвертых, СПО является хорошо «кастоми-зированной» продукцией, т.е. потребитель способен не только модифицировать СПО под свои специфические нужды, но и создавать на его основе новые, необходимые программы.

В-пятых, СПО поддерживает конкуренцию на рынке информационных технологий.

Компании будут конкурировать между собой для оказания услуг по адаптации, внедрению, поддержке СПО. В целях импортозамещения, снижения государственных расходов на лицензионные отчисления зарубежным разработчикам ПО и повышения информационной безопасности программных продуктов Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ обнародовало Приказ [5], который утверждает методические рекомендации по использованию СПО, целью которых является повышение эффективности реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти за счет использования СПО в их деятельности.

Одной из крупных разработок Минкомсвязи России на базе СПО является реализация центрального узла системы «Мир» посредством использования отечественной аппаратной части и свободного программного обеспечения. «Мир» — система межведомственного резервированного центра обработки данных (МРЦОД), главная цель которой -обеспечение взаимодействия ведомственных сегментов и внешних ИС между собой. Система межведомственного электронного взаимодействия также отказалась в пользу СПО от программных продуктов американской компании Oracle.

Однако, требования к программному обеспечению в органах государственной власти и в госучреждениях несколько специфичны. Для СПО необходима его обязательная сертификация в ФСТЭК и ФСБ, а также приложения для работы с документами, такие как OpenOffice и LibreOffice недостаточно адаптированы для работы в госучреждениях [9; 11, с. 582—584].

К недостаткам СПО также стоит отнести:

• высокие темпы и независимость разработчиков в ряде случаев приводит к нестабильности программного обеспечения, в некоторых случаях к угрозе безопасности. Обновления продукта могут быть нестабильны, что заставляет пользователей возвращаться к предыдущим версиям;

• в случае потери интереса разработчиков к своему продукту, риски эксплуатации продукта и ответственность несет потребитель.

В феврале 2015 Министерство связи и массовых коммуникаций РФ решило отложить обязательный переход ИТ-систем федеральной власти в связи с необходимостью замены существующего подхода к внедрению СПО в обязательном порядке, в рамках которого не предусмотрен анализ экономических последствий внедрения. Также, было отмечено, что трудности, встречающиеся при миграции данных из использовавшихся информационных систем (ИС) в ИС на базе СПО, и специфика стандартизированных решений обосновывают поэтапное внедрение СПО [12; 14, с. 842—850]. Для реализации мер поддержки отрасли информационных технологий были предложены реестр отечественного ПО и механизм государственной аккредитации организаций, ведущих свою деятельность в сфере ИТ.

После этого несколько изменилось направление поддержки с СПО на отечественное ПО. Согласно данным, которые привел заместитель главы Министерства коммуникаций и связи Алексей Соколов, доля отечественного оборудования, которое закупает государственный сектор в 2019 году (рис. 1), составляет 65%, этот же показательна состояние 2015 года — 20% [6].

В сегментах антивирусных и бухгалтерских решений свыше половины рынка занимают российские продукты. При этом их присутствие в сегментах офисного софта, управления базами данных и ЕИР-систем измеряется менее 20% [6].

Однако согласно исследованию, проведенному Tadviser, проанализиров данные сайта zakupki.gov. га, электронных торговых площадок, а также корпоративных сайтов (табл. 1) [7].

В 2015 году в Сбербанке стартовал проект по тестированию СПО и миграции на него с проприетарных продуктов, однако согласно источнику, в 2018 году Сбербанком были совершены крупные сделки (2,361 млрд рублей и 2,033 млрд рублей). Это связано с тем, что банки достаточно сильно зависят от передовых ИТ-технологий и остро конкурируют между собой. По словам старшего вице-президента банка Никиты Волкова, ограничение в закупке

Информационные системы и программное обеспечение, используемые в органах власти и местного самоуправления

Государственные и ведомственные информационные системы и программное обеспечение

Государственные услуги

Жилищно-коммунальн ое хозяйство

Медицина Н А

J Административное

управление

Электронный д окум е нтооборот

Медицинские ИС

Теле медицина

Лекарственное обеспечение

ГАС Управление

Единый официальный сайт государственных органов власти

Системы защиты информации

Программное обеспечение для библиотек

СЭД Директум

Антивирусы

| Российское ПО | Российское ПО с импортными компонентами | Импортное ПО

Культура, архив

крипто защиты \flpNet

№ 4 / 2019

Рис. 1. Распределение используемого ПО в государственных органах - Вестник экономической безопасности -

345

Таблица 1

Топ-10 заказчиков в 2018 году (по суммарному объему закупок)

№ Заказчик Кол-во закупок НМЦК, руб. Цена ГК, руб. %% снижения

1 Сбербанк России 3 4 976 264 829,14 4 969 140 059,70 0,14%

2 Ростелеком 6 2 679 569 897,49 2 551 309 788,33 4,79%

3 ФНС (Налог-Сервис) 2 1 022 047 663,26 996 702 675,40 2,48

4 Банк России 2 444 056 778,33 439 686 321,94 0,98%

5 ГК Росатом 1 354 000 582,00 348 717 089,92 1,49%

6 Россельхозбанк 3 288 954 431,15 287 754 552,60 0,42%

7 Транснефть+ Связьтранснефть 3 209 625 455,02 208 225 454,80 0,67%

8 ФСС 2 181 311 026,40 179 043 957,20 1,25%

9 ФСК ЕЭС 1 158 288 668,31 142 418 554,99 10,03%

10 ФТС (ЦИТТУ) 1 111 513 998,80 93 671 759,02 16,00%

импортного ПО повредит конкуренции и поставит госкомпании в неравные условия с коммерческими организациями, которые вольны закупать, что считают нужным [10]. Также стоит заметить, что согласно источнику [8], в закупках зарубежного ПО прослеживается следующая тенденция: общая сумма контрактов растет, количество закупок уменьшается (550 в 2014 году до 250 в 2018 году).

Согласно постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 года № 1236 (ред. от 30.03.2019), госзаказчик обязан обосновать, по какой причине организация не отдает предпочтение отечественному аналогу импортного ПО [2; 3; 4]. Однако на март 2019 года практически у всех госзаказчиков наготове имеются многочисленные образцы, с аргументами невозможности соблюдения указанного запрета, которые при необходимости включаются в материалы закупки.

Согласно расчетам Минкомсвязи, доля российского ПО в госорганах к 2024 году должна достигнуть 90% и до 70% в закупках госкомпаний [8].

Таким образом, мы можем наблюдать положительный результат внедрения отечественного ПО в госорганизация и госкомпаниях. СПО имеет не менее широкие перспективы использования в государ-

ственном секторе, однако для достижения результатов необходимо прямое взаимодействие между государством и разработчиками СПО. В противоположном случае нет гарантий повторного использования ранее созданных разработок.

Необходим строго определить, какие проекты по разработке или развитию СПО должны быть инициированы, какие существующие проекты должны быть поддержаны. Однако для развития СПО недостаточно поддерживать связь только с российскими разработчиками, международные некоммерческие организации в области СПО и ПО с открытым исходным кодом оказывают непосредственное влияние на развитие технологий.

Одним из тонких моментов, при заключении контракта на разработку СПО, являются лицензионные условия распространения программы. Согласно данным условиям и определяется объем авторских прав, которым будет владеть заказчик, и как следствие, степень дозволенности адаптации, модификации и распространения ПО.

При заключении контрактов на разработку свободного ПО следует обращать внимание прежде всего на лицензионные условия распространения программы — именно они определяют, какой объ-

ем авторских прав закрепляется за государственным заказчиком и, соответственно, на сколько заказчик волен адаптировать, модифицировать и распространять ПО в собственных целях и в целях предоставления возможности его использования другим государственным учреждениям [13, с. 288—291]. Кроме того, важно удостовериться, что в разрабатываемых или поставляемых свободных программах используются признанные открытые стандарты — использование неспецифицированных технологий или спецификаций, контролируемых конкретным поставщиком, повысит риски, связанные с долгосрочной эксплуатацией программы, и затруднит привлечение к ее развитию сторонних разработчиков.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 30 января 2013 г. № 62 (ред. от 25.09.2018) «О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин» (вместе с «Положением о национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин»).

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

3. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019).

4. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 (ред. от 30.03.2019) «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении Методических рекомендаций по использованию свободного программного обеспечения в деятельности федеральных органов исполнительной власти, включая критерии определения государственных информационных систем, при создании которых необходимо использовать свободное программное обеспечение, в том числе государственных информационных систем, предназначенных для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде».

6. Импортозамещение программного обеспечения в госсекторе [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.rU/a/272734 (дата обращения по ссылке 03.07.2019).

7. Исследование TAdviser: Крупнейшие госзакупки программных продуктов и услуг Oracle в России в 2018 году госсекторе [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/a/450325 (дата обращения по ссылке 02.07.2019).

8. Свободное ПО в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/a/53818 (дата обращения по ссылке 02.07.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Shaytura S.V., Stehfnova M.G., Shaytura A.S., Ordov K.V., Galkin N.A. Application of information-analytical systems in management // Jornal of Theoretical and Applied Information Technology. 2016, vol. 90, № 2.

10. Сбербанк выступает против ограничения закупок иностранного софта [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/ articles/2016/05/24/642135-sberbank-vistupaet-protiv-ogranicheniya-zakupok-inostrannogo-softa (дата обращения по ссылке 01.07.2019).

11. Гапоненко О.В., Гаврин Д.С., Свиридова Е.С. Классификатор НИОКР космических и промышленных технологий как инструмент анализа стратегических планов развития ракетно-космической промышленности // Авиация и космонавтика, 17-ая Международная конференция. 2018.

12. Кривов В.Д., Мамедова Н.А., Крупенков В.В., Мельников А.А. Разработка инновационных подходов к обучению в сфере информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственного управления. Монография. М.: Академия Естествознания, 2010.

13. Уринцов А.И., Староверова О.В., Свиридова Е.С. Институт интеллектуальной собственности в условиях современного инновационного развития России. Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 5.

14. Уринцов А.И., Староверова О.В., Свиридова Е.С., Епифанов Г.М. Государственная политика РФ, направленная на развитие образования в условиях цифровой экономики. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. Т. 14. № 4.

№ 4 / 2019

Вестник экономической безопасности

347

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.