Научная статья на тему 'Проблемы программного обеспечения профессионального образования России'

Проблемы программного обеспечения профессионального образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1705
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОПРИЕТАРНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ / ПАКЕТ ОФИСНЫХ ПРОГРАММ / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ANTI-RUSSIAN SANCTIONS / IMPORT SUBSTITUTION / PROPRIETARY SOFTWARE / OPERATING SYSTEM / CLOUD SERVICES / PACKET OF OFFICE PROGRAMS / RUSSIAN SOFTWARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурняшов Борис Анатольевич

Автор исследует противоречие: с одной стороны, формировавшейся десятилетиями зависимости российской экономики, госучреждений от иностранных проприетарных компьютерных программ приходит конец; с другой стороны, учреждения профессионального образования России по-прежнему обеспечивают основные элементы учебного процесса импортным программным обеспечением (далее ПО), не проводят обучение обучающихся использованию отечественного ПО. Автор аргументирует тезис о том, что проблема зависимости от иностранного компьютерного обеспечения не является исключительно проблемой России, попавшей под санкции администрации США. В исследовании дан анализ следствий для образовательной практики российских учебных организаций принятия правительством ряда нормативных актов по вопросам импортозамещения. Автор выявил и описал комплекс проблем использования российской профессиональной школой программного обеспечения, к которым им отнесены: отсутствие государственной программы по переводу учреждений образования на отечественное ПО, узость рынка отечественного ПО, неготовность российских фирм-разработчиков ПО (в отличие от зарубежных) рассматривать затраты на продвижение своих коммерческих продуктов в образовательные учреждения как долгосрочные инвестиции, отсутствие российских альтернатив отдельным хорошо зарекомендовавшим себя зарубежным компьютерным программам, отсутствие у образовательных учреждений стимулов для перехода на российские программы, отсутствие методических разработок для учреждений образования по использованию уже имеющегося отечественного ПО. В исследовании автор приводит основанные на практике его преподавательской деятельности рекомендации по организации изучения студентами вуза российских пакетов офисных программ, предлагает конкретные шаги по переводу учреждений профессионального образования на отечественное ПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурняшов Борис Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the software of professional education of Russia

The author investigates the developed contradiction: on the one hand, the dependence of the Russian economy formed decades, state institutions from foreign proprietary computer programs the end comes; on the other hand, institutions of professional education of Russia still provide basic elements of educational process with the import software (further software), do not provide training of students in use of domestic software. The author reasons a thesis that the problem of dependence on foreign computer providing is not only a problem of Russia which fell under sanctions of the U.S. Administration. In a research the analysis of the investigations for educational practice of the Russian educational organizations of acceptance by the government of a number of regulations for import substitution is given. The author revealed and described a complex of problems of use by the Russian vocational school of the software to which are carried by it: lack of the state program on translation of institutions of education on domestic software, narrowness of the market of domestic software, unavailability of the Russian firms software developers (unlike foreign) to consider costs of advance of the commercial products in educational institutions as long-term investments, lack of the Russian alternatives to the separate well proved foreign computer programs, absence at educational institutions of incentives for transition to the Russian programs, lack of methodical developments for institutions of education on use of already available domestic software. The author provides the recommendations about the organization of studying by students of higher education institution of a packet of office programs “7P-office” based on practice of its teaching activity in a research, offers specific steps on translation of institutions of professional education into russian to software.

Текст научной работы на тему «Проблемы программного обеспечения профессионального образования России»



УДК 37S.3

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-2-119-124

ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Б.А. Бурняшов1,2

1Южный институт менеджмента, Краснодар, Россия

1,2

2Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия, Краснодар, Россия

Аннотация. Автор исследует противоречие: с одной стороны, формировавшейся десятилетиями зависимости российской экономики, госучреждений от иностранных проприетарных компьютерных программ приходит конец; с другой стороны, учреждения профессионального образования России по-прежнему обеспечивают основные элементы учебного процесса импортным программным обеспечением (далее - ПО), не проводят обучение обучающихся использованию отечественного ПО. Автор аргументирует тезис о том, что проблема зависимости от иностранного компьютерного обеспечения не является исключительно проблемой России, попавшей под санкции администрации США. В исследовании дан анализ следствий для образовательной практики российских учебных организаций принятия правительством ряда нормативных актов по вопросам импортозамещения. Автор выявил и описал комплекс проблем использования российской профессиональной школой программного обеспечения, к которым им отнесены: отсутствие государственной программы по переводу учреждений образования на отечественное ПО, узость рынка отечественного ПО, неготовность российских фирм-разработчиков ПО (в отличие от зарубежных) рассматривать затраты на продвижение своих коммерческих продуктов в образовательные учреждения как долгосрочные инвестиции, отсутствие российских альтернатив отдельным хорошо зарекомендовавшим себя зарубежным компьютерным программам, отсутствие у образовательных учреждений стимулов для перехода на российские программы, отсутствие методических разработок для учреждений образования по использованию уже имеющегося отечественного ПО. В исследовании автор приводит основанные на практике его преподавательской деятельности рекомендации по организации изучения студентами вуза российских пакетов офисных программ, предлагает конкретные шаги по переводу учреждений профессионального образования на отечественное ПО.

Ключевые слова: антироссийские санкции, импортозамещение, проприетарное программное обеспечение, операционная система, облачные сервисы, пакет офисных программ, отечественное программное обеспечение

Для цитирования: Бурняшов Б.А. Проблемы программного обеспечения профессионального образования России // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №2. С. 119-124. Ьйрз:/Мо1. огд/10.31775/2305-3100-2019-2-119-124

Конфликт интересов отсутствует

Abstract. The author investigates the developed contradiction: on the one hand, the dependence of the Russian economy formed decades, state institutions from foreign proprietary computer programs the end comes; on the other hand, institutions of professional education of Russia still provide basic elements of educational process with the import software (further - software), do not provide training of students in use of domestic software. The author reasons a thesis that the problem of dependence on foreign computer providing is not only a problem of Russia

PROBLEMS OF THE SOFTWARE OF PROFESSIONAL EDUCATION OF RUSSIA

Boris A. Burnyashov1,2

'Southern Institute of Management, Krasnodar, Russian Federation 2North Caucasian branch Russian State University of Justice, Krasnodar, Russian Federation

,2

which fell under sanctions of the U.S. Administration. In a research the analysis of the investigations for educational practice of the Russian educational organizations of acceptance by the government of a number of regulations for import substitution is given. The author revealed and described a complex of problems of use by the Russian vocational school of the software to which are carried by it: lack of the state program on translation of institutions of education on domestic software, narrowness of the market of domestic software, unavailability of the Russian firms software developers (unlike foreign) to consider costs of advance of the commercial products in educational institutions as long-term investments, lack of the Russian alternatives to the separate well proved foreign computer programs, absence at educational institutions of incentives for transition to the Russian programs, lack of methodical developments for institutions of education on use of already available domestic software. The author provides the recommendations about the organization of studying by students of higher education institution of a packet of office programs "7P-office" based on practice of its teaching activity in a research, offers specific steps on translation of institutions of professional education into russian to software.

Keywords: anti-Russian sanctions, import substitution, proprietary software, operating system, cloud services, packet of office programs, Russian software

For Station: Burnyashov B.A. Problems of the software of professional education of Russia. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2019; (2): 119-124. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-2-119-124

There is no conflict of interests

По мнению ряда исследователей «импорто-внедрение» в ИТ-сфере началось ещё в СССР полвека назад, когда вместо выбора базовых направлений развития отрасли и ведущих разработчиков для основных классов ЭВМ (мейнфреймы, мини-ЭВМ и технологические ЭВМ) из числа отечественных конструкторов, было принято решение базироваться на образцах зарубежного производства, получивших широкое распространение в западных странах. На момент принятия этого решения некоторые отечественные ЭВМ (например, БЭСМ-6) по своим характеристикам опережали западные образцы [2, с.35].

С крушением Советского Союза транснациональные корпорации под американской юрисдикцией IBM, Microsoft и Apple, оказавшиеся в силу объективных обстоятельств более мощными, чем бывшие советские предприятия информационно-технологической индустрии, получили неограниченный доступ к рынку информационных систем, компьютерного оборудования и программного обеспечения на постсоветском пространстве, в частности к рынку российскому. Российские школы и вузы вместо отечественных компьютеров «Агат» стали получать компьютеры с предустановленной операционной системой Windows и компьютеры Мас от Apple. Российский поначалу бесплатный, не уступавший иностранным аналогам по функциональности текстовый процессор «Лексикон» был повсеместно вытеснен редактором Word от Microsoft. Через осуществлявшиеся Министерством образования и науки закупки компьютерной техники и программного обеспечения деньги российских налогоплательщиков были перенаправлены на развитие американских информационных продуктов.

Пренебрежение национальными интересами привело к печальным последствиям: на сегодняшний день в сфере информационных технологий (далее - ИТ) на мировой арене оказались конкурентоспособными лишь несколько российских фирм, полноценной замены импортным процессорам - базовой комплектующей деталью для компьютерной техники - до сих пор нет.

За два десятилетия грамотно выстроенной экспансии зарубежных инфо-продуктов (бесплатная поставка техники и ПО российским образовательным учреждениям по грантам фонда Сороса, солидные скидки на массовую закупку для школ и вузов, льготное (Microsoft) и даже бесплатное (Google) предоставление учреждениям образования облачных сервисов) обеспечение основных элементов учебного процесса школ, учреждений профессионального образования попало в полную зависимость от иностранных проприетарных компьютерных программ: операционной системы Windows, пакета офисных программ Microsoft Office, продуктов фирм Apple и Google.

Печальный результат этой зависимости уже ощутили на себе учащиеся и студенты Крыма: на полуострове не работают сервисы «корпорации добра» Google, реализующей введённые США антироссийские санкции.

В связи с санкционными ограничениями против нашей страны правообладатель шрифтов Times New Roman, Verdana, Tahoma, Arial, Courier New американская корпорация Monotype Imaging в 2016 году отказалась продать лицензию на эти шрифты разработчику российской операционной системы Astra Linux, то есть эти шрифты не могут использоваться и в других российских операционных

системах [5]. Между тем, до сих пор шрифт Times New Roman являлся стандартным для оформления организационно-распорядительной документации российских государственных организаций, в т. ч. организаций образовательных.

Правительство России с запозданием, но отреагировало, - с 1 июля 2019 года введён в действие новый госстандарт «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»1. Пунктом 3.3 стандарта указывается необходимость применения при составлении организационно-распорядительных документов свободно распространяемых бесплатных шрифтов. В постановлении рекомендованы шрифты ПТ Сериф и Liberation Serif.

23 июня 2019 г. министерство торговли США ввело санкции против пяти ИТ-организаций Китая, в частности против Цзяннаньского университета компьютерных технологий в городе Уси 2.

Следует отметить, что использование американского программного обеспечения приносит проблемы не только геополитическим конкурентам, но и союзникам США. Так, осенью 2018 года в результате проведённых по заданию Федерального управления информационной безопасности Германии исследований было установлено, что операционная система Windows 10 передаёт множество данных телеметрии в фирму-разработчик операционной системы Microsoft, сервера которой находятся на территориях вне юрисдикции ФРГ. Несмотря на неоднократные запросы немецких чиновников в Microsoft объёмы и содержание передаваемой информации окончательно не были выяснены [6].

В июне 2019 г. опубликовано заявление комиссара земли Гессен по защите данных и свободе информации о запрете на использование в гессенских школах облачного пакета офисных программ Microsoft Office 365, поскольку при использовании облачных сервисов, входящих в пакет: текстового редактора MSWord, табличного MS Excel, редактора презентаций MS PowerPoint данные также передаются на серверы, расположенные в США. В заявлении подчёркнуто (пункт 5): «то, что верно для Microsoft, верно и для облачных решений Google и Apple. Облачные решения этих провайдеров до сих пор не были прозрачными и понятными. Следовательно, в соответствии с требованиями конфиденциальности верно и то, что в школах использование этих решений в настоящее время невозможно

1 ГОСТР 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

2 Минторговли США ввело санкции против IT-организаций Китая. Новость от 22.06.2019 на официальном сайте MIGnews.com. - URL: https://mignews.com/news/USACANADA/220619_103249_61915.html

[7]. Следует отметить, что наряду с использованием продуктов Microsoft, в школах и вузах Германии широко используются собственные ничем не уступающие по функциональности MS Office немецкие программы, входящие в офисный пакет SoftMaker Office, причём использование инструментов пакета для школ и техникумов бесплатно3.

В июле 2019 г. исполняется 5 лет со дня принятия Положения о локализации хранения и отдельных процессов обработки персональных данных (далее - Положение), определённого в ФЗ-242 от 21 июля 2014 г. (в силу положение вступило с 01.09.2015 г.)4.

В соответствии с Положением запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных оператор обязан производить с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации. В соответствии с Положением использование пакета офисных программ Microsoft Office 365, хостящегося в дата-центрах США, в российских учебных учреждениях всех уровней неправомерно. Остаётся неясным вопрос о ходе начавшегося, как будто бы, в 2015 году переноса корпорацией Google своих серверов на территорию России.

В июне 2015 года был принят закон о создании реестра отечественного программного обеспечения, а в ноябре подписано постановление, которое вводит ограничение для госзаказчиков на закупку ПО, отсутствующее в реестре5. Сам реестр функционирует в России с начала 2016 года. В июле 2016 года утверждён план перехода на российское ПО. По расчётам Минкомсвязи к 2024 г. доля российского ПО будет доведена до 90% в закупках госорганов, и до 70% - в закупках госкомпаний. На 2019 г. для госкомпаний запланирован показатель на уровне не менее 45%6. Государственная программа по переводу учреждений образования на отечественное ПО до сих пор не разрабатывалась, хотя в связи с реализуемым государством процессом им-портозамещения в сфере ИТ встаёт вопрос о подготовке студентов факультетов, готовящих кадры для государственных и муниципальных структур, к использованию отечественного ПО. Некоторые

3 SoftMaker Office 2018 kostenlos für Schulen und Lehrkräfte. - URL: https://www.softmaker.de/bildung

4 Федеральный закон №242 от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»

5 Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

6 Импортозамещение программного обеспечения в госсекторе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tadviser.ru

авторы правомерно ставят вопрос и о необходимости подготовки специалистов, «обладающих ИКТ-компетентностью, включающей способность сопровождать отечественные разработки в сфере информационно-коммуникационных технологий в соответствии с современными требованиями предприятий-работодателей, общества и государства в целом» [1].

В России в реестр отечественного ПО внесены на момент написания статьи несколько операционных систем (в частности, Альт Образование, Rosa Linux, Astra Linux, РЕД ОС), два полновесных совместимых с российскими ОС офисных пакета: «Мой офис» и «7Р-Офис». Набор ПО «7Р-Офис» предоставлялся компанией-разработчиком образовательным организациям в мае-июне 2019 г. по льготной цене - 50% от обычной.

Серверная версия «Р7-Офис. Профессиональный» покрывает почти все потребности российских учебных учреждений, включая в себя Онлайн-редакторы, Документооборот, Почту, Календарь, Корпоративную соцсеть, Мессенджер, «Панель управления».

Всё же, рынок отечественного ПО до последнего времени остаётся очень узок: российские операционные системы являют собой или компиляцию решений на базе Linux, либо доработку иностранных ОС (мобильная ОС «Аврора»). Исключение составляет недавно внесённая в реестр отечественного ПО система KasperskyOS, однако платформа предназначена не для общих целей, а для применения различных политик безопасности в защищаемых системах.

Российских фирмы-разработчики ПО в отличие от зарубежных коллег не рассматривают затраты на продвижение своих коммерческих продуктов в образовательные учреждения как долгосрочные инвестиции. Так, нет российских аналогов бесплатному для всех образовательных организаций (в том числе - и для российских) облачному пакету инструментов Google Suite for Education, позволяющему бесплатно решить все требования федеральных образовательных стандартов высшего образования к организации электронной информационно-образовательной среды вузов. Отсутствует российская альтернатива конструктору GoogleSites, позволяющему бесплатно и эффективно вести студенческие веб-портфолио.

Анализ массива учебно-методических пособий и учебников, размещённого в основных российских электронных библиотечных системах (biblioclub. ru, IPRbooks, Znanium.com, biblio-online.ru, ЭБС «Лань»), которые являются в большинстве случаев единственным источником методического обеспечения для преподавателей учреждений профессио-

нального образования, показал, что методические пособия по использованию в учебном процессе уже имеющихся российских разработок ПО на сегодняшний день отсутствуют. Результат поиска по базе Научной электронной библиотеки eLibrary.ru выдаёт лишь один одностраничный информационный материал об опыте использования в учебном процессе российской операционной системы Rosa Linux [3]. Между тем, проблемы организации учебной и методической работы в условиях перехода на отечественного ПО уже проявились в образовательных организациях МВД России (см. [4]).

В 2018-2019 учебном году при планировании содержания учебных предметов «Информационные технологии в юриспруденции», «Информационные технологии в менеджменте», «Информационные технологии в лингвистике» автор настоящего исследования предусмотрел изучение отечественных аналогов пакета офисных программ MS Microsoft - пакетов «Мой офис» и «7Р-Офис». В ходе практических занятий студенты сравнили функциональные возможности программ, входящих в перечисленные три офисных пакета, заполнили соответствующую таблицу, разместили её в своих веб-портфолио. На практических занятиях в тестовом облаке, предоставляемом в настоящее время он-лайн-сервисом «Р7-Офис. Облако для совместной работы» бесплатно, студенты протестировали возможности текстового, табличного онлайн-редак-торов, онлайн-конструктора презентаций. В виде отчётов на страницах личных веб-портфолио студентами размещены созданные в облаке «7Р-Офис» в ходе выполнения учебных заданий документы, итоги решения инструментами табличного процессора задач, круговые диаграммы, гистограммы, подготовленные по темам других учебных предметов созданные в личном облаке «7Р-Офис» онлайн-презентации. При невозможности учебной организации финансировать приобретение лицензий на десктопные программы «7Р-Офис» можно организовать изучение аналогов, вернее - прототипов текстового, табличного редакторов и сервиса создания презентаций, - программ свободно распространяемого пакета OnlyOffice.

Подведём итоги: следствиями принятия правительством ряда нормативных актов по вопросам импортозамещения и вступления в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016 для образовательной практики российских учебных организаций стали:

- необходимость перевода на российское программное обеспечение учебного процесса; необходимость перевода организационно-распорядительной документации на свободно распространяемые шрифты, не поддерживаемые текстовым редактором MS Word;

- необходимость обучения студентов использованию отечественного программного обеспечения;

- для отдельных направлений подготовки -необходимость обучать будущих специалистов сопровождению отечественных разработок в сфере информационно-коммуникационных технологий.

На наш взгляд, с учётом того, что внедрение новых и списание старых информационно-технологических систем при переходе на российское ПО означает для учреждений образования двойные расходы, было бы целесообразным предпринять следующие шаги:

- на уровне государства: принять государственную программу по переводу учреждений образования на отечественное ПО, в которой предусмотреть меры поощрения отечественных фирм-разработчиков, безвозмездно передающих своё ПО образовательным учреждениям; предусмотреть субсидии на приобретение учреждениями образования, в том числе негосударственными, отечественного ПО; запретить приобретать и продлевать лицензии на зарубежные операционные системы и пакеты офисных программ за счёт бюджетных ассигнований;

- на уровне отечественных фирм-разработчиков: бесплатно предоставлять образовательным учреждениям свои разработки. Пример такого подхода уже есть - набор ПО «Мой офис Образование» предполагает нулевую стоимость лицензий для государственных и муниципальных школ, детских садов, колледжей, учреждений дополнительного образования и органов управления образованием 7 (следовало бы, на наш взгляд, включить в этот список учреждения высшего образования);

- на уровне образовательных учреждений: внести изучение отечественного ПО в рабочие программы соответствующих учебных дисциплин, обеспечить разработку учебно-методической литературы по работе с отечественным ПО;

- на уровне преподавателей: не дожидаясь команды «сверху» использовать имеющиеся возможности организации изучения студентами отечественного ПО: бесплатное использование пакета «Мой офис Образование» в колледжах и учреждениях дополнительного образования, использование тестового облака «7Р-Офис», программ свободно распространяемого пакета OnlyOffice в учреждениях высшего образования.

7 Мой Офис. Современное решение для образования. Официальный сайт. - URL: https://myoffice.ru/products/education

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буров И. П. Анализ проблемы подготовки студентов социально-педагогического вуза к реализации стратегии импортозамещения в сфере ИКТ // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 1 (43). С. 193-197.

2. Лямин Ю.А. Проблемы импортозамещения в информационных системах // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2016. № 4. С. 35-38.

3. Провоторский А.О. Использование российской операционной системы Rosa Linux в учебном процессе при подготовке специалистов по защите информации // Информ. бюллетень Омского научно-образовательного центра ОмГТУ и ИМ СО РАН в области математики и информатики. Материалы VII Междунар. молодежной научно-практической конференции с элементами научной школы, посвященной 60-летию Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН «Прикладная математика и фундаментальная информатика» (Омск, 25.04.2017-04.05. 2017). Омск: Омский государственный технический университет, 2017. С. 143-144.

4. Прокопенко А.Н., Тримасов Е.А., Колтунов Н.Л. Проблемы организации учебной и методической работы образовательной организации МВД России в условиях импортозамещения программного обеспечения // Проблемы информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов. Сборник статей 5-й Международной научно-практической конференции. Белгород: Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина, 2019. С. 3-9.

5. Санкции прописали популярными шрифтами. В Astra Linux не будет Times New Roman // Коммерсантъ. №230 от 12.12.2016. С.1.

6. BSI untersucht Sicherheitseigenschaften von Windows 10 // Pressemitteilung des Bundesamt für Sicherheit in der Informationstechnologie. [Internet]. Available from: https://www.bsi.bund.de/ DE/Presse/Pressemitteilungen/Presse2018/Studie_ Win_10_20112018.html

7. Stellungnahme des Hessischen Beauftragten für Datenschutz und Informationsfreiheit zum Einsatz von Microsoft Office 365 in hessischen Schulen. [Internet]. Available from: https://datenschutz.hessen. de/pressemitteilungen/stellungnahme-des-hessisch-en-beauftragten-f%C3%BCr-datenschutz-und

REFERENCES

1. Burov I. P. The analysis of a problem of training of students of social and pedagogical higher education institution for implementation of strategy of import substitution in the field of ICT. Problems of modern science and education. 2016; (1): 193-197. (In Russ.)

2. Lyamin Yu.A. Import substitution problems in information systems. Economy, statistics and information science. UMO bulletin. 2016; (4): 35-38. (In Russ.)

3. Provotorsky A.O. Use of the Russian Rosa Linux operating system in educational process at training of specialists on information protection. In: Inform. Bulletin of the Omsk Scientific and Educational Center

of Omsk State Technical University and the Institute of Mathematics, SB RAS in the field of mathematics and computer science. Proceedings of the VII Intern. Youth Scientific Conference with elements of the scientific school dedicated to the 60th anniversary of the Institute of Mathematics. S. L. Sobolev of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences «Applied Mathematics and Fundamental Informatics» (Omsk, 25.04.2017-04.05. 2017). Omsk, Omsk State Technical University, 2017. P. 143-144. (In Russ.)

4. Prokopenko A.N., Trimasov E.A., Koltunov N.L. Problems of the organization of educational and methodical work of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of software import substitution. In: Problems of information support of the activities of law enforcement agencies. Proceedings of the 5th International Scientific Practical Conference. Belgorod, Belgorod Law

Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. I.D. Putilin, 2019. P. 3-9. (In Russ.)

5. Prescribed the sanction popular fonts. In Astra of Linux there will be no Times New Roman. Kommer-sant. 2016 Dec 12. No. 230. P. 1. (In Russ.)

6. BSI untersucht Sicherheitseigenschaften von Windows. [Internet]. Pressemit-teilung des Bundesamt für Sicherheit in der Informationstechnologie. Available from: https://www.bsi.bund.de/DE/Presse/Presse-mitteilungen/Presse2018/Studie_Win_10_20112018. html

7. Stellungnahme des Hessischen Beauftragten für Datenschutz und Informationsfreiheit zum Einsatz von Microsoft Office 365 in hessischen Schulen. [Internet]. Available from: https://datenschutz.hessen. de/pressemitteilungen/stellungnahme-des-hessisch-en-beauftragten-f%C3%BCr-datenschutz-und

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Бурняшов Борис Анатольевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и истории Южного института менеджмента, доцент кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, г. Краснодар, Россия. Тел.: (952) 850 01 57, e-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHORS

Burnyashov Boris Anatolyevitsh,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Humanities and Mathematical Disciplines of the Southern Institute of Management, Associate Professor at the Department of Social, Humanitarian and Natural Sciences of the North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice, Krasnodar, Russia. Ph.: (952) 850 01 57, e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.