Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СЫСКА РОССИИ В XVII–XIX ВВ.'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СЫСКА РОССИИ В XVII–XIX ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политический сыск / Приказ тайных дел / Тайная канцелярия / А.Х. Бенкендорф / Л В. Дубельт / жандарм / political investigation / Order of Secret Affairs / secret office / A.H. Benckendorff / L.V. Dubelt / gendarme

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Штейников Сергей Николаевич

Рассматривается политический сыск России как единая система, обладающая сложной структурой, где каждый элемент находится на своем месте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE STRUCTURAL RESEARCH METHOD IN THE STUDY OF POLITICAL INVESTIGATION IN RUSSIA IN THE XVII-XIX CENTURIES

The article considers the political investigation of Russia as a single system with a complex structure, where each element is in its place.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СЫСКА РОССИИ В XVII–XIX ВВ.»

УДК 930.2

DOI: 10.24411/2308-7226-2020-10003

Штейников Сергей Николаевич

аспирант кафедры отечественной и всеобщей истории, археологии

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail:sergei801@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СЫСКА РОССИИ В XVП-XIX ВВ.

Sergei N. Shteynikov

post-graduate student of the correspondence Department of the Department of national and universal history, archeology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: sergei801@mail.ru

USING THE STRUCTURAL RESEARCH METHOD IN THE STUDY OF POLITICAL INVESTIGATION IN RUSSIA IN THE XVII-XIX CENTURIES

Аннотация. Рассматривается политический сыск России как единая система, обладающая сложной структурой, где каждый элемент находится на своем месте.

Ключевые слова: политический сыск, Приказ тайных дел, Тайная канцелярия, А.Х. Бенкендорф, Л В. Дубельт, жандарм.

Abstract. The article considers the political investigation of Russia as a single system with a complex structure, where each element is in its place.

Key words: political investigation, Order of Secret Affairs, secret office, A.H. Benckendorff, L.V. Dubelt, gendarme.

При написании любой исторической работы автор применяет различные методы исторического исследования. В зависимости от того, какую цель ставит автор, он применяет те или иные методы. Существуют общенаучные и специальные методы, которые используются в исследованиях [3]. Структурный метод позволяет выявить устойчивые связи внутри системы, обеспечивающие сохранение ее основных свойств. Выявив элементы на примере Отдельного корпуса жандармов Российской империи, можно будет применить их к различным силовым структурам мира и понять, как они функционируют.

© Штейников С.Н., 2020

Государства с момента образования стремились защищать не только своих подданных, но и собственный режим правления. На первых этапах использовали армию, затем стали появляться различные секретные структуры, выполнявшие волю правителя. С развитием общества происходило и реформирование силовых структур. Первыми странами, которые учредили профессиональные организации, боровшиеся с внутренними врагами, была Англия, Франция.

До середины XVII столетия в России сыск, следствие и суд по всем уголовным и политическим делам находились в руках воевод, которых назначал государь. При производстве уголовных дел использовали опыт предшествующих столетий, законодательная база состояла из «Русской Правды» и Судебника. С 1649 г. «Соборное уложение» использовали до составления полного свода законов при Николае I. В 1654 г. Алексей Михайлович учреждает в России Приказ тайных дел, ведавший явным и тайным контролем над другими приказами. Полномочия данного органа были как у Боярской думы. В конце правления Алексея Михайловича Особая следственная канцелярия разбирала дела после подавления восстаний. В XIX в. чины жандармерии тоже привлекались к расследованиям восстаний в Польше и на Урале [8]. Как отмечает Ф. Лурье, «с Приказа тайных дел началось формирование политического сыска в специализированное подразделение центрального государственного аппарата» [4, с. 20].

Петр I в годы своего правления занимался созданием нового гражданского и уголовного законодательства. Но методы дознания оставались прежние: донос и пытка. В 1696 г. Петр Алексеевич подписал указ о передаче всех политических преступлений в Преображенский приказ [7, с. 26]. Главой этого приказа был назначен Ф.Ю. Ромодановский, получивший исключительное право вершить «слово и дело государево», никто, кроме Преображенского приказа, не мог рассматривать дел по государственным преступлениям.

Для следствия над своим сыном Алексеем Петр учредил Тайную канцелярию, в марте 1718 г. она была переведена из Москвы в Петербург и стала заниматься политическими делами. Петр лично контролировал деятельность канцелярии, все дела в нее поступали через него, а вот указов, регламентирующих ее деятельность, не было, что говорит о стихийном ее функционировании в угоду правителю. Данная особенность будет характерна для всех органов политического сыска. При Петре сложилась ситуация, когда в стране работали две организации, выполнявшие одинаковые функции. Ситуация с несколькими организациями, занимавшимися политическим сыском, повторится при Александре I. После смерти Петра I полномочия по государственным делам были и у Верховного тайного совета и Сената. Стало очевидно, что оба эти учреждения непригодны для возложенных на них несвойственных им обязанностей.

Взойдя на престол, Анна Иоанновна не стремилась создать современный свод законов, полномочия по политическим делам переходили от Верховного

тайного совета, который возвел ее на престол, к Правительствующему сенату. Спустя год своего правления, в 1731 г., императрица начинает реорганизацию политического сыска. 24 марта 1731 г. появляется Канцелярия тайных розыскных дел, подчиняющаяся только Анне Иоанновне. Как правило, во главе таких организаций ставили наиболее преданного монарху человека, который отчитывался только перед государем или государыней, в зависимости от того, кто правил. В 1731-1747 гг. канцелярию возглавлял А.И. Ушаков. Эффективность работы данного органа зависела от количества изветов, а их было много [7, с. 32].

При Петре III было решено ликвидировать Тайную канцелярию, но встал вопрос, кто будет заниматься политическими делами. Однако 12 февраля 1762 г., за полторы недели до ликвидации Канцелярии тайных розыскных дел, был подписан указ об учреждении при Сенате Тайной экспедиции и Московской тайной экспедиции при Сенатской конторе.

В правление Екатерины II деятельность Тайной экспедиции продолжалась. А главой ее был А.А. Вяземский, во время его болезни все доклады по политическим делам Екатерина заслушивала лично. Ситуация осталась прежней и в недолгое правление Павла I. Лишь при Александре I Тайная экспедиция была расформирована. Все функции данного органа были переданы местным администрациям.

При создании Третьего отделения, которое занималось политическим сыском, входил и корпус жандармов (учитывался опыт зарубежных коллег). К 1826 г. Франция имела богатый опыт борьбы тайной полиции с политическими врагами на протяжении двухсот лет, с «Черного кабинета» Людовика XV до «Секретного бюро» Наполеона. Опыт таких мастеров тайного сыска Франции, как Фуше или Савори, активно изучался и использовался жандармами в России. Первые краткие «обзоры общественного мнения», с 1827-1830 гг. издававшиеся в Третьем отделении, были написаны на французском языке [6, с. 17-78]. Главной задачей при учреждении высшей полиции была борьба с злоупотреблениями чиновников. Второй целью была «защита угнетенных», а только потом - «наблюдение за заговорами и недоброжелателями» [1, с. 13].

Деятельность Третьего отделения была распределена по пяти экспедициям. Первая экспедиция занималась политическим сыском и следствием. Вторая - ведала делами раскола и сектантства. Третья - следила за неблагонадежными иностранными гражданами. Четвертая - рассматривала крестьянские дела. С 1828 г. в Третьем отделении создается должность цензора с помощником. В 1842 г. учреждается пятая, или, как ее называли, «цензурная» экспедиция, заведовавшая наблюдением за периодическими изданиями [2, с. 167-168]. Из перечисления экспедиций видно, что деятельность жандармов не сводилась лишь к политическому сыску, а была более обширной.

В вопросах тайного сыска Третье отделение использовало институт тайных информаторов. Впервые их стали привлекать в плановом порядке, в отличие от стихийных агентов Приказа тайных дел или Тайной канцелярии.

Вся документная база была сосредоточена в канцелярии Третьего отделения, ею впервые занимались профессиональные чиновники. Эта важнейшая часть деятельности политического сыска, без которой он не может нормально функционировать, была введена А.Х. Бенкендорфом. В предшествующих эпохах доносы были стихийными, они проходили по двум вариантам. Либо кто-то доносил о чем-то по собственной инициативе, мотивируя это преданностью царю или императору, либо представители власти, причастные к тайному сыску, поручали людям втереться в доверие к подозрительным лицам и узнать их намерения.

Для профессиональной спецслужбы разовые осведомители не годились, поэтому по предложению А.Х. Бенкендорфа, изучившего опыт французской тайной полиции, завербованные сотрудники фигурировали под псевдонимами. Система тайных информаторов, заложенная в России, как и в других странах, используется и в наши дни. Вопрос о законности такого метода борьбы вызывал возмущение во все времена. Признавая полезность такой системы, многие сотрудники тайной полиции не скрывали презрения к своим информаторам. Руководитель Третьего отделения Л.В. Дубельт при выплате доносителям жалованья всегда упоминал о библейских тридцати сребрениках. При Петре за доносительство выдавалось от 5 до 30 рублей, но были случаи, когда выплата была 300 рублей, все зависело от важности и качества информации [7, с. 24].

Обычно в тайные информаторы шли люди из низов. В других спецслужбах мира также благородные люди не навязывают добровольно свои услуги службам тайного сыска за деньги. Конечно, исключение составляет Фаддей Булгарин, который являлся известным сотрудником Третьего отделения и одновременно человеком из высшего общества [5, с. 123]. Не будем вдаваться в подробности моральной составляющей тайного сыска. Многие методы его работы были заимствованы Третьим отделением из опыта предшествующих органов политического сыска России. Никто не будет отрицать, что были и побои, и ночные допросы, и другие воздействия на человека во время следствия, массово применявшиеся в службах Толстого, Шешковского.

Общим для всех политических полиций является и наличие собственного места заключения. С 1826 г. в ведении второй экспедиции Третьего отделения находились политические тюрьмы: Алексеевский равелин, Петропавловская крепость, Шлиссельбургская крепость, Суздальский Спасо-Евфимьевский монастырь и Шварцгольмский дом [2, с. 167]. Во Франции политических заключенных содержали на знаменитом острове Иф. Не менее печально известными местами для заключения противников государства были Бастилия во Франции и Тауэр в Англии.

Со временем российская власть стала понимать, что настоящая спецслужба - это сложная политическая структура и серьезное орудие власти. При нормальном подходе процесс носит взаимный характер, и уже спецслужба на основании собственных выводов дает власти советы, а не наоборот.

Конфликты между органами госбезопасности и руководителями в нашей истории часто были критическими не только для главы государства, но и для самой страны.

Все ведущие спецслужбы мира отделены от состава МВД и подчиняются главам государств либо правительствам. Можно этот факт выделить как один из элементов общей структуры, применяемый ко всем спецслужбам. Но вряд ли уместно сравнивать органы госбезопасности советского периода с Третьим отделением, так как перед каждым из них ставились разные задачи, хотя на первый взгляд это охранительно-карательные структуры. Данное обстоятельство указывает на то, что нужно сравнивать силовые структуры не на разных исторических отрезках, а на одном.

На протяжении нескольких веков власть использовала органы политического сыска в своих целях. Зачастую несогласных с режимом наказывали, не стараясь выяснить истинные причины, побудившие их идти против власти. Это обстоятельство побуждало людей становиться в оппозицию к действующей власти.

Список литературы

1. Абакумов О.Ю. Безопасность престола и спокойствие в государстве. Политическая полиция самодержавной России (1826-1866). - М.: Центрполиграф, 2019. - 559 с.

2. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М., 2008. - 710 с.

3. КовальченкоИ.Д. Методы исторического исследования. - М., 2003. - 486 с.

4. Лурье Ф.М. Политический сыск в России. - М., 2007. - 399 с.

5. Рейтблат А.И. Фаддей Венедиктович Булгарин: идеолог, журналист, консультант секретной полиции: Статьи и материалы. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 632 с.

6. Россия под надзором. Отчеты Ш отделения 1827-1869 гг. - М., 2006. - 706 с.

7. Рууд Ч.А., Степанов С.А. Фонтанка, 16: Политический сыск при царях. -М., 1993. - 432 с.

8. Шкерин В.А. Поединок на шпионах. Дело петрашевцев и политическая провокация в России. - Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2019. - 244 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.