Раздел IV
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ
УДК 614.283:338.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТРУКТУРЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
М.С. НАЗАРОВА, Д.А. КУЗНЕЦОВ
ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздравсоцразвития России, ул. Высоковольтная, 9, округ Железнодорожный, Рязань, e-mail: [email protected], тел.: 8-910-615-02-70
Аннотация: в данной статье рассмотрено использование SWOT-анализа в управлении деятельностью организации, оказывающей платные услуги по уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным. Разработаны стратегии модернизации центра по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, организованного на базе больничной аптеки.
Ключевые слова: уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, стратегическое планирование в здравоохранении, SWOT-анализ, платные услуги.
THE APPLICATION OF STRATEGIC PLANNING IN MANAGEMENT OF DEPARTMENT CARRYING OUT THE PAID SERVICES IN DESTRUCTION OF
NARCOTICS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES
M.S.NAZAROVA, D.A. KUZNETSOV Ryazan State Medical University named after I.P. Pavlov, e-mail: [email protected], tel.: 8-910-615-02-70
Abstract: in this article the use SWOT-analysis in management of the organization carrying out the paid services in destruction of narcotics and psychotropic substances is considered. Their use in the future in medical practice is inadvisable. The strategies of modernization of the centre on destruction of narcotics and the psychotropic substances, organized on the basis of a hospital drugstore were carried out.
Key words: destruction of narcotics and psychotropic substances, strategic planning in public health services, SWOT-analysis, paid services.
К настоящему времени подавляющее большинство коммерческих предприятий, функционирующих в условиях рынка, осознали необходимость осуществления стратегического планирования и проведения маркетинговых исследований для обеспечения своего дальнейшего успешного функционирования. В последние годы эта тенденция начинает прослеживаться не только в отношении частных компаний, но и государственных организаций. Так взаимоотношения в сфере государственного и муниципального здравоохранения усложняются и постепенно начинают приобретать черты, присущие рыночным структурам. В условиях, характеризующихся ограниченностью бюджетных средств и рационализацией использования ресурсов, основные задачи управления учреждением здравоохранения сводится к достижению эффективности, результативности и финансовой устойчивости. В связи с этим весьма актуальным становится использование государственными учреждениями здравоохранения инструментов маркетинга и стратегического менеджмента [1, 2, 4].
Цель исследования - используя методы стратегического планирования, разработать направления оптимизации коммерческих аспектов деятельности по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), осуществляемой больничной аптекой (БА) государственного казённого учреждения здравоохранения Владимирской области «Областная психиатрическая больница № 2» - ГКУЗ ВО «ОПБ №2» (до 2012 г. данное учреждение носило следующие название - «Владимирское областное Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная психиатрическая больница № 4»).
Материалы и методы исследования. Для определения дальнейших перспектив и способов совершенствования деятельности центра по уничтожению НС и ПВ был использован такой инструмент маркетинга и стратегического планирования, как SWOT-анализ. Все необходимые данные для проведения SWOT-анализа были получены при интервьюировании персонала БА, других сотрудников ГКУЗ ВО «ОПБ №2»; а также представителей органов управления здравоохранением во Владимирской области, обладающих необходимым для SWOT-анализа объёмом информации; изучение нормативных документов по вопросу уничтожения НС и ПВ; анализе местных медицинских и фармацевтических изданий, сообщений других средств массовой информации.
Результаты и их обсуждение. ГКУЗ ВО «ОПБ №2» предоставляет сторонним организациям, имеющим лицензию на оборот НС и ПВ без права их уничтожения, платную услугу (ПУ) по утилизации НС и ПВ, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным. К данной категории относятся препараты, принятые от родственников умерших больных; подвергшиеся химическому или физическому воздействию, следствием которого стала их непригодность, исключающая возможность восстановления или переработки; препараты, у которых истёк срок годности, а также конфискованные из незаконного оборота наркотические средства или психотропные вещества, которые не могут быть использовано в медицинских, научных или иных целях. Право заниматься коммерческой деятельностью закреплено в уставе больницы, финансовые средства, полученные при этом, направляются на развитие материально-технической базы учреждения, оплату труда работников, занятых оказанием ПУ по уничтожению НС и ПВ, возмещение накладных расходов. Функции по приёмке, хранению и утилизации НС и ПВ, подлежащих уничтожению, возложены на такое структурное подразделение ГКУЗ ВО «ОПБ №2» как БА, заведующий которой одновременно является ответственным за уничтожение [3]. Уничтожение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 марта 2003 г. № 127 «Об утверждении Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным».
Если рассматривать деятельность центра по уничтожению НС и ПВ, организованного на базе ГКУЗ ВО «ОПБ №2», с точки зрения маркетинга, в качестве «продукта» в данном случае выступает услуга по уничтожению НС и ПВ. Цель проведения маркетинговых исследований и стратегического планирования состоит в изыскании способов совершенствования работы структуры для наиболее полного удовлетворения потребностей лечебно-профилактического учреждения и иных заинтересованных организаций области в обозначенной сфере деятельности - уничтожении НС и ПВ.
По мнению одного из основоположников стратегического планирования H. Weihrich, стратегия представляет собой общую программу действий и использования сил и ресурсов для достижения поставленных целей. Стратегия включает программу целей организации и их изменений, используемые ресурсы и политику, контролирующую приобретение, использование и характер этих ресурсов. Следовательно, стратегическое планирование -это набор действий, реализация которых приводит к формулировке стратегии, предназначенной для эффективного достижения целей организации.
В настоящее время разработано достаточное количество разнообразных моделей оценки стратегического положения организации и разработки на этой основе конкурентной стратегии: матрица Ансоффа, матрица Бостонской консультационной группы, многофакторная портфельная матрица, SWOT-матрица. Одним из наиболее доступных методов стратегического планирования, позволяющим систематизировать всю имеющуюся информацию об организации и её окружении, является SWOT-анализ (аббревиатура по первым буквам следующих английских слов: S
- Strengths - сильные стороны; W - Weaknesses слабые стороны; О - Opportunities - возможности; Т - Threats - угрозы). SWOT-анализ подразумевает определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения. Неоспоримыми преимуществами метода являются его эффективность, надёжность, доступность, простота и удобство работы с материалом, полученным в ходе анализа. Данный вид анализа практически не требует финансовых вложений и может проводиться силами самого предприятия. Для его проведения не требуется серьёзной специальной подготовки сотрудников и наличия обширных баз данных.
Таблица 1
Видоизменённая матрица SWOT-анализа
Угрозы
Возможности I. возможное появления
I. сотрудничество с кафедрой конкурента - детской
управления и экономики больницы скорой помо-
фармации (УЭФ) ГБОУ ВПО щи;
РязГМУ Минздравсоцразви- II. ужесточение требо-
тия России; ваний по ведению
II. изменение формы собст- документации;
венности железнодорожной III. ужесточение требо-
больницы в Муроме; III. ваний по организации
Критерии возможность дополнительно- полигона для уничтоже-
го материального стимулиро- ния ЛС путем сжигания;
вания персонала за счёт IV. уменьшение спроса
прибыли от оказания ПУ; на оказываемую услугу;
IV. снижение цен на компью- V. возможное растор-
терную технику; жение договора с кон-
V. возможное увеличение трольно - аналитической
финансирования; лабораторией на провер-
VI. развитие информацион- ку подлинности порош-
ных технологий. кообразных субстанций уничтожаемых НС и ПВ.
Сильные стороны
1.опыт работы в
данной сфере;
2. высокая квалифи-
кация специалистов; Поле «СИВ» Поле «СИУ»
3. наличие необхо- I. - 1, 2 I. - 1, 2, 3, 4 II. - 1, 2
димого оборудова- II. - 1, 2, 3, 6
ния; помещений, III. - 2 III. - 5
4. долговременные IV. - 2 IV. - 4
контакты с клиента- V. - 1, 2, 3 V. - 1,2
ми; VI. - 2, 4
5. размещение за
чертой города;
6. транспортная
доступность.
Слабые стороны
1. достаточно высо-
кий уровень тарифов
на оказываемые
услуги;
2. трудоёмкость учёта операций; Поле «СЛВ» I. - 1, 2, 3, 5 II. - 1 Поле «СЛУ»
3. недостаточная I. - 1, 2, 3, 4, 5
механизация процес- III. - 4 II. - 2
са уничтожения; IV. - 2 III. - 3
4. небольшая зара- V. - 1, 3, 4 VI. - 2, 5 IV. - 1, 5
ботная плата персо- V. - 1
нала;
5. недостаточно
развитая система
сбора маркетинговой
информации в
процессе прогнози-
рования спроса ПУ.
Методология SWOT-анализа подразумевает наличие трёх этапов, в ходе реализации которых последовательно осуществляется анализ ситуации внутри предприятия, внешний анализ и сопоставление результатов предыдущих двух этапов. На первом этапе анализа необходимо составить перечень параметров для оценки организации, по каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что слабой и из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны. На втором этапе анализа формируется перечень параметров для оценки внешней среды, по каждому из которых определяются факторы, которые могут быть рассмотрены как возможность и как угрозы для организации. Затем производится выбор тех возможностей и угроз, наступление которых наиболее вероятно. После того, как составлен конкретный список сильных и слабых сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними.
Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка была применена видоизмененная матрица SWOT-анализа (табл. 1), которая позволила более наглядно составить представление о дальнейших перспективах деятельности изучаемой структуры. При этом в левой части таблицы были выделены два раздела, в которые занесены сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также были выделены два раздела (возможности и угрозы). На пересечении разделов образовались четыре поля: «СИВ» (силы и возможности); «СИУ» (силы и угрозы); «СЛВ» (слабости и возможности); «СЛУ» (слабости и угрозы). На каждом из данных полей были рассмотрены все возможные парные комбинации.
Чтобы выделить наиболее актуальные возможности и угрозы, которые впоследствии должны быть учтены при разработке стратегии центра по уничтожению НС и ПВ, был использован метод позиционирования каждой конкретной возможности и угрозы на матрице возможностей и угроз соответственно (табл. 2, 3).
Таблица 2
Матрица возможностей ГКУЗ ВО «ОПБ №2»
Вероятность использования возможностей Влияние возможностей на организацию
Сильное Умеренное Малое
Высокая Поле «ВС» I Поле «ВУ» II Поле «ВМ»
Средняя Поле «СС» III Поле «СУ» IV Поле «СМ»
Низкая Поле «НС» Поле «НУ» V Поле «НМ» VI
Таким образом, полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС» (сотрудничество с кафедрой УЭФ ГБОУ ВПО РязГМУ, изменение формы собственности железнодорожной больницы в Муроме, возможность дополнительного материального стимулирования персонала за счёт прибыли от оказания ПУ), имеют большое значение для БА, осуществляющей централизованное уничтожение НС и ПВ, и их необходимо использовать. Возможности, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ» (возможное увеличение финансирования, развитие информационных технологий), практически не заслуживают внимания. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля (снижение цен на компьютерную технику), руководство должно принять позитивное решение об их использовании, учитывая ресурсы, имеющиеся в распоряжении организации.
Таблица 3
Матрица угроз ГКУЗ ВО «ОПБ №2»
Вероятность реализации угроз Влияние угроз на организацию
Разрушение Критическое состояние Тяжёлое состояние «Лёгкие ушибы»
Высокая Поле «ВР » Поле «ВК» Поле «ВТ» Поле «ВЛ»
Средняя Поле «СР» Поле «СК» Поле «СТ» I Поле «СЛ» III, IV
Низкая Поле «НР» Поле «НК» Поле «НТ» Поле «НЛ» V
Также как в случае построения матрицы возможностей, двенадцать полей матрицы угроз оказывают на организацию неоднозначное влияние. При заполнении матрицы угроз было установлено, что угрозы, представляющие очень большую опасность для ГКУЗ ВО «ОПБ №2» в сфере осуществления уничтожения НС и ПВ, и требующие обязательного устранения (поля
«ВР», «ВК» и «СР»), а также угрозы, которые должны быть устранены в первостепенном порядке (поля «ВТ», «СК» и «НР») отсутствуют. К угрозам, требующим внимательного и ответственного подхода со стороны руководства (поля «НК», «СТ» и «ВЛ») относится возможное появления конкурента - детской больницы скорой помощи, которая может привлечь часть клиентов ГКУЗ ВО «ОПБ №2» в случае если руководство данного учреждения примет решение об оказании внешних ПУ. Остальные угрозы также не требуют первостепенного устранения (ужесточение требований по организации полигона для уничтожения ЛС путем сжигания, уменьшение спроса на оказываемую услугу, возможное расторжение договора с контрольно - аналитической лабораторией на проверку подлинности порошкообразных субстанций уничтожаемых НС и ПВ), но тем не мене не должны выпадать из поля зрения руководства организации и внимательно отслеживаться.
Таблица 4
Видоизменённая матрица SWOT-анализа ГКУЗ ВО «ОПБ №2», скорректированная после позиционирования возможностей и угроз
Критерии Возможности I. сотрудничество с кафедрой УЭФ ГБОУ ВПО РязГМУ; II. изменение формы собственности железнодорожной больницы в Муроме; III. возможность дополнительного материального стимулирования персонала за счёт прибыли от оказания ПУ; IV. снижение цен на компью- терную технику. Угрозы I. возможное появления конкурента - детской больницы скорой помощи.
Сильные стороны 1. опыт работы в данной сфере; 2. высокая квалификация специалистов; 3. наличие необходимого оборудования; помещений, инвентаря; 4. долговременные контакты с клиентами; 5. размещение за чертой города; 6. транспортная доступ- ность. Как можно воспользоваться открывающимися возможностями? I, IV используя сотрудничество с кафедрой УЭФ РязГМУ и высокую квалификацию специалистов ГКУЗ ВО «ОПБ №2», а также снижение цен на компьютерную технику осуществить автоматизацию документооборота. II. Попытаться приобрести новых клиентов в городе Муроме, сделав акцент на опыте работы, высокой квалификации специалистов, наличии необходимого оборудования, транспортной доступности. III. Решить кадровую проблему за счёт дополнительных выплат персоналу из прибыли от оказания ПУ. За счёт чего можно снизить угрозы? 1. Удержать клиентов от перехода к конкуренту можно, проинформировав их об оптимизации тарифов. Осуществить механизацию работ при осуществлении уничтожения НС и ПВ.
Слабые стороны 1. достаточно высокий уровень тарифов на оказываемые услуги; 2. трудоёмкость учёта операций; 3. недостаточная механизация процесса уничтожения; 4. небольшая заработная плата персонала; 5. недостаточно развитая система сбора маркетинговой информации в процессе прогнозирования спроса на оказываемые услуги. Что может помешать воспользоваться возможностями? II. Есть вероятность потерять часть клиентов из-за достаточного высокого уровня тарифов. Самые большие опасности для центра 1. Возможный конкурент (детская больница скорой помощи) может предложить более низкие расценки на предоставляемые услуги.
Таким образом, в результате позиционирования возможностей и угроз были выявлены наиболее перспективные возможности и наиболее реальные угрозы и в соответствии с этим скорректирована видоизменённая матрица SWOT-анализа (табл. 4).
Выводы. В результате проведённого анализа были разработаны следующие типы стратегий дальнейшей деятельности БА ГКУЗ ВО «ОПБ N«2» в сфере оказания ПУ по уничтожению НС и ПВ:
- стратегии силы - возможности (maxi-maxi): приобрести новых клиентов, используя потерю НУЗ «Отделенческая больница на станции Муром» ОАО РЖД права на уничтожение НС и ПВ. С этой целью можно использовать ресурсы сети Internet, разослав соответствующие информационные письма в учреждения здравоохранения города Мурома;
- стратегии слабости - возможности (mini-maxi): воспользоваться снижением цен на компьютерном рынке для приобретения компьютерной техники, совместно с кафедрой УЭФ РязГМУ разработать программное обеспечение для электронного документооборота процесса уничтожения НС и ПВ;
- стратегии силы - угрозы (maxi-mini): осуществить механизацию процесса уничтожения НС и ПВ;
- стратегии слабости - угрозы (mini-mini): в случае появления конкурента, используя сотрудничество с кафедрой УЭФ ГБОУ ВПО РязГМУ оптимизировать тарифы на осуществление ПУ по уничтожению НС и ПВ, тем самым снизить вероятность перехода части клиентов к потенциальному конкуренту.
Таким образом, использование стратегического планирования в деятельности центра по уничтожению НС и ПВ, организованного на базе больничной аптеки ГКУЗ ВО «ОПБ N 2», позволяет оптимизировать процесс оказания ПУ по уничтожению НС и ПВ и тем самым обеспечить рост потенциала БА и лечебнопрофилактического учреждения в целом.
Литература
1. Назарова, М.С. Использование маркетинговых подходов в государственных учреждениях здравоохранения (на примере больничной аптеки ВОГУЗ «ОПБ №4») / М.С. Назарова // Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в российском предпринимательстве: сб. материалов VIII Всероссийской научно - практической конференции - Пенза: РИО ПГСХА, 2007.- С. 39-41.
2. Назарова, М.С. К вопросу о повышении конкурентоспособности структур, осуществляющих уничтожение наркотических средств и психотропных веществ как / М. С. Назарова, С.В. Назаров // Конкуренция и конкурентоспособность. Организация производства конкурентоспособной продукции: Сб. трудов VII Международной научно-практической конференции.- Новочеркасск, 2009.- С. 79-81.
3. Назарова, М. С. Платные услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ как инновационный элемент в деятельности больничной аптеки / М.С. Назарова // Развитие инновационного потенциала предприятий и формирование направлений его стратегического развития: сб. материалов V Всероссийской научно-практической конференции.- Пенза: РИО ПГСХА, 2007.- С. 85-88.
4. Назарова, М.С. Перспективы применения стратегического планирования в государственных учреждениях здравоохранения (на примере управления деятельностью по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ) / М.С. Назарова // Молодёжь и наука: реальность и будущее: Сборник трудов II Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных.- Невинномысск, 2009.- С. 395-397.
УДК 314.13:314.42
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ФАКТОРОВ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СИСТЕМОЙ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Е.А.КОЧЕТОВСКАЯ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», ул. Большевистская, 68, г. Саранск, Республика Мордовия, 430005
Аннотация: в работе освещены результаты управленческих решений по оптимизации уровня здоровья населения на основе привлечения финансовых стимулов. Показано, что финансирование мероприятий по ведению активного образа жизни и занятий физической культурой и спортом могут быть успешно использованы для управления здоровьесохраняющим поведением граждан.
Ключевые слова: активный образ жизни, управление в здравоохранении, спорт.