Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕЙКХОЛДЕРСКОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОГРАММ КСО IT-КОМПАНИЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕЙКХОЛДЕРСКОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОГРАММ КСО IT-КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КСО / СТЕЙКХОЛДЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алферьева Валерия Александровна, Тарасова Галина Викторовна

В статье рассматривается вопрос формирования программ социальной ответственности современных компаний в условиях наличия различных интересов стейкхолдеров. Изучена методика выявления основных стейкхолдеров компании, степень их влияния на компанию, легитимность по модели Митчелла - Агла - Вуда на примере компании IT-сектора АО «Лаборатория Касперского». Определены основные направления дальнейшего развития программ социальной ответственности бизнеса при использовании методики А Керолла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алферьева Валерия Александровна, Тарасова Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE STAKEHOLDER APPROACH IN FORMING CSR PROGRAMS OF IT COMPANIES

The article deals with the issue of the formation of social responsibility programs of modern companies in the presence of different interests of stakeholders. The method of identifying the main stakeholders of the company, the degree of their influence on the company, legitimacy according to the Mitchell-Ugle-Wood model was studied using the example of a company in the IT sector of JSC Kaspersky Lab. The main directions for further development of business social responsibility programs using A. Caroll's methodology are determined.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕЙКХОЛДЕРСКОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОГРАММ КСО IT-КОМПАНИЙ»

мировой валютной системы: а) сохранение золотого паритета валют и введение их регистрации в HWG; (Ь) золото продолжает использоваться в качестве международного платежного и резервного средства; (с) Чтобы укрепить статус доллара как основной резервной валюты, Казначейство США в отношениях с иностранными центральными банками и государственными учреждениями в 1934 году базировало золото на золотой базе своей валюты (35 долларов за тройскую унцию, что равно 31,1035 г). продолжает изменяться по официальной ставке, устанавливаемой ежегодно. Предполагалось ввести взаимный обмен валюты. Валютные ограничения должны были быть постепенно отменены, и для их введения требовалось одобрение HWG.

3. Определен фиксированный порядок валютных паритетов и обменных курсов: обменный курс мог колебаться в пределах менее паритета (±1% согласно Уставу HWG и ±0,75% согласно Европейскому валютному соглашению). Центральные банки были вынуждены вмешиваться в доллар, чтобы поддерживать пределы колебаний обменного курса. Более высокая амортизация в размере 10% допускается только с разрешения Казначейства.

4. Впервые в истории создается организация международного валютного регулирования. В целях поддержания стабильности валют HWG выдает кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежного баланса, следит за соблюдением странами-членами принципов мировой валютной системы, обеспечивает валютное сотрудничество государств.

Список использованной литературы:

1. Х. Хаджыгурбанов, Б. Тайхаров. Международные валютно-финансовые отношения. Ашхабад.: ТДНГ, 2011.

2. Журнал "Финансы и экономика". № 4, 2016.

©Алтыев Н., 2022

Алферьева Валерия Александровна

Московский гуманитарный университет Тарасова Галина Викторовна

Московский гуманитарный университет

г. Москва, РФ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕЙКХОЛДЕРСКОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОГРАММ КСО 1Т-КОМПАНИЙ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос формирования программ социальной ответственности современных компаний в условиях наличия различных интересов стейкхолдеров. Изучена методика выявления основных стейкхолдеров компании, степень их влияния на компанию, легитимность по модели Митчелла - Агла - Вуда на примере компании 1Т-сектора АО «Лаборатория Касперского». Определены основные направления дальнейшего развития программ социальной ответственности бизнеса при использовании методики А Керолла.

Ключевые слова Социальная ответственность, КСО, стейкхолдеры.

Alfereva Valeria Alexandrovna

Moscow University for the Humanities Tarasova Galina Viktorovna Moscow University for the Humanities Moscow, Russia

USING THE STAKEHOLDER APPROACH IN FORMING CSR PROGRAMS OF IT COMPANIES

Abstract

The article deals with the issue of the formation of social responsibility programs of modern companies in the presence of different interests of stakeholders. The method of identifying the main stakeholders of the company, the degree of their influence on the company, legitimacy according to the Mitchell-Ugle-Wood model was studied using the example of a company in the IT sector of JSC Kaspersky Lab. The main directions for further development of business social responsibility programs using A. Caroll's methodology are determined.

Keywords

Social responsibility, CSR, stakeholders.

Тезис о том, что любая корпоративная структура несет ответственность перед обществом, в рамках которого она функционирует, в настоящее время становится все более актуальным. Отсюда одной из важнейших задач, стоящий перед бизнесом, становится обеспечение эффективности деятельности с точки зрения его сотрудников, инвесторов, клиентов, общества и государства в целом.

При этом стоит отметить, что корпоративная социальная ответственность даже самой крупной компании не может распространяться абсолютно на все общество - для каждой компании будет ограниченный (зачастую, достаточно обширный) круг лиц, прямо либо косвенно заинтересованных в результатах деятельности организации, а с другой - оказывающих влияние на проводимую ею социальную политику. Каждая из групп этих лиц имеет свои экономические, социальные, филантропические, экологические ожидания от компании [3].

Отсюда у каждой компании возникает необходимость решения совокупности проблем, возникающих при взаимодействии зачастую противоположных ожиданий разных групп заинтересованных сторон [1]. Рассмотрим методику решения указанных проблем путем использования стейкхолдерского подхода на примере АО «Лаборатория Касперского» -международной компании, входящей в топ-5 ведущих мировых производителей программного обеспечения защиты устройств. Компания ведет свою деятельность более чем в 200 странах мира -центральный офис находится в России, в Москве, а представительства в таких странах, как Великобритания, Китай, Франция, США, Япония, ОАЭ, Канада и др. [4].

АО «Лаборатория Касперского» позиционируется как компания, соблюдающая принципы корпоративной социальной ответственности. Каждые два года она создает и публикует отчет о КСО в формате мультимедийного онлайн-портала на русском и английском языках, в котором отражает результаты работы по охране окружающей среды, вопросам кибербезопасности и гендерного равенства и других социальных проблем.

Рассмотрим использование методов оптимального взаимодействия с ключевыми заинтересованными сторонами в рамках КСО компании путем формирования «карты стейкхолдеров», их ранжирования экономико-математическими методами, выявления основных интересов и возможных противоположных ожиданий среди разных групп стейкхолдеров.

Так, основные стейкхолдеры компании, степень их влияния на компанию, легитимность интересов и срочность (актуальность) выполнения их требований выявлены по модели Митчелла -Агла - Вуда [2].

С этой целью сначала были выделены ключевые стейкхолдеры компании и рассмотрены их основные интересы со стороны АО «Лаборатория Касперского» по степени легитимности, наличия власти и актуальности выполнения (рисунок 1).

Так, наибольшими показателями по всем трем параметрам обладают собственники компании и её менеджмент. Высокие баллы по параметру «Власть» (более 7) также имеют органы государственной власти и контроля, наделенные властными полномочиями в силу закона.

Высокой степенью легитимности (соответствие интересов стейкхолдеров в отношении бизнеса юридическим нормам и нормам морали в конкретном обществе) обладают сотрудники компании, пользователи её программного обеспечения (покупатели), а также банки.

Наконец, высокий уровень показателя «Актуальность», характеризующий отношения между бизнесом и стейкхолдерами с точки зрения безотлагательности удовлетворения потребностей последних, обладают также сотрудники компании и органы власти.

Рисунок 1 - Оценка власти, легитимности и актуальность ключевых стейкхолдеров

АО «Лаборатория Касперского»

Таким образом, можно проранжировать стейкхолдеров компании по модели Митчелла - Агла -Вуда и выявить их основные интересы (рисунок 2).

Как видно из построенной модели, наибольшей степенью влияния в компании обладают её акционеры и органы высшего управления, что обусловлено как законодательными, так и экономическими факторами ведения бизнеса. При этом данные ключевые стейкхолдеры заинтересованы, прежде всего, в высоких финансовых показателях деятельности компании.

Органы власти относятся к категории опасных стейкхолдеров за счет высокого уровня власти и срочности выполнения их требований. При этом круг интересов органов государственной власти очень широк - от своевременной и полной уплаты налогов до оказания поддержки в решении ряда социальных, экологических и прочих проблем национального или регионального масштаба.

Сотрудники являются зависимыми стейкхолдерами в силу высокой степени заинтересованности в работе компании и достаточно высоком уровне срочности удовлетворения их требований в соответствии с трудовым законодательством РФ. Их основной круг интересов - конкурентоспособная зарплата и обеспечение хороших условий труда (в том числе за счет социальных гарантий).

Рисунок 2 - Определение основных групп стейкхолдеров АО «Лаборатория Касперского» по модели Митчелла - Агла - Вуда

При этом следует отметить, что в вопросах КСО компании в большей степени ориентируются не на краткосрочные финансовые интересы собственников и / или менеджмента, а на запросы общества (жителей регионов, общественных и др. некоммерческих организаций и т.д.). Следовательно, несмотря на низкую степень власти данных групп стейкхолдеров, социально ответственные компании при разработке программ КСО будут учитывать в первую очередь интересы данных заинтересованных сторон.

Также для определения основных направлений дальнейшего развития программ социальной ответственности бизнеса предлагается дополнить проведенный анализ методикой А Керолла, который в 1979 г. предложил анализировать КСО с помощью матрицы, отображающей систему «ответственностей» компании по отношению к соответствующим ожиданиям заинтересованных сторон (таблица 1).

Таблица 1

Матрица ключевых стейкхолдеров и уровней КСО

Ключевые стейкхолдеры Уровни КСО

экономический правовой этический филантропический

Собственники V V

Менеджмент V V

Сотрудники V V V

Пользователи V V

Поставщики V V V

Банки V V

Органы власти V V V

Обществ. организ. V V V

Жители регионов V V V

По данным матрицы ключевых стейкхолдеров, можно предположить, что с точки зрения основных уровней социальной ответственности бизнеса, ключевые группы стейкхолдеров

заинтересованы в следующих вопросах:

• собственники и менеджмент - соблюдение норм законодательства в условиях рынка, повышение показателей прибыльности;

• сотрудники - повышение показателей прибыльности, что положительно скажется на уровне заработной платы, соблюдение норм трудового законодательства, расширение социальных гарантий, повышение уровня психологического комфорта в компании (этический уровень КСО);

• органы власти - соблюдение норм законодательства в условиях рынка, повышение показателей прибыльности (для увеличения собираемости налогов), содействие в решение экологических и социальных проблем;

• общественные организации и жители - ведение честного бизнеса в соответствии с требованиями морали, соблюдение норм экологического законодательства, содействие в решении вопросов охраны природы, создания новых рабочих мест и т.д.

Таким образом, исходя из проведенной оценки ожиданий ключевых стейкхолдеров, можно сделать вывод о необходимости развития программ КСО компании по следующим направлениям:

• осуществление регулярного мониторинга степени удовлетворенности сотрудников условиями труда;

• обеспечение устойчивых долгосрочных моделей взаимоотношений с обществом и общественными организациями;

• формирование раздела экономической ответственности в нефинансовой отчетности компании для обеспечения интересов, главным образом, акционеров и сотрудников компании;

• расширение экологических программ при сохранении на должном уровне уже реализуемых мероприятий;

• сохранение и развитие программ социальной ответственности в сфере образования, равенства и инклюзивности.

Список использованной литературы:

1. Звонарева, Н. С. (2022) Актуальность формирования нефинансовой отчетности для социально-ориентированных НКО // Вопросы региональной экономики. № 1(50). С. 40-44.

2. Кортоев, И.И., Зенкина, И.В. Стейкхолдерский подход к формированию и предоставлению информации об устойчивом развитии // Modern Economy Success. - 2020. - № 1. - С. 159-163.

3. Марданова, Р.И. Стейкхолдерский подход к формированию отчетности об устойчивом развитии экономических субъектов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2019. - № 6 (93). - С. 13.

4. АО «Лаборатория Касперского» [Электронный ресурс]: официальный сайт . - URL: https://www.kaspersky.ru/ (дата обращения 05.11.2022).

© Алферьева В.А., Тарасова Г.В., 2022

Аннаев Армамаммет,

студент

Туркменский государственный институт экономики и управления

Ашхабад, Туркменистан

НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ НА РАБОТЕ Аннотация

Зарождение менеджмента, в силу уникального характера человеческой деятельности, можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.