Научная статья на тему 'Методология определения ключевых стейкхолдеров и их требований'

Методология определения ключевых стейкхолдеров и их требований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1189
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
СТЕЙКХОЛДЕР / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ МИТЧЕЛЛА-АГЛА-ВУДА / ВЛАСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / БИЗНЕС / СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОНЦЕПЦИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН / STAKEHOLDER / CORPORATE GOVERNANCE / MITCHELL-AGLA-WOOD MODEL / POWER / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / BUSINESS / MODERN MANAGEMENT / STAKEHOLDER CONCEPT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Банникова Е.П.

В данной статье рассмотрены теоретические и методологические вопросы, а также практика взаимодействия предпринимательства со стейкхолдерами и их требованиями. Стейкхолдеры поделены на внутренних, непосредственно оказывающих большое влияние на стратегическую работу, и внешних, влияющих на оперативную работу и непосредственно устанавливающих концепцию бизнеса. Так же рассмотрены итоги межстранового исследования стейкхолдеров в производственных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR DETERMINING KEY STEAKHOLDERS AND THEIR REQUIREMENTS

This article discusses theoretical and methodological issues and the practice of interaction between entrepreneurship and stakeholders and their requirements. Stakeholders are divided into internal ones, which directly have a great influence on strategic work, and external ones, which influence operational work and directly establish the concept of business. The results of the international study of stakeholders in industrial organizations are also considered.

Текст научной работы на тему «Методология определения ключевых стейкхолдеров и их требований»

УДК: 65.012.612

МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ СТЕЙКХОЛДЕРОВ И

ИХ ТРЕБОВАНИЙ

Банникова Е.П., студент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва E-mail: ekaterinabannikova@list.ru

Аннотация: В данной статье рассмотрены теоретические и методологические вопросы, а также практика взаимодействия предпринимательства со стейкхолдерами и их требованиями. Стейкхолдеры поделены на внутренних, непосредственно оказывающих большое влияние на стратегическую работу, и внешних, влияющих на оперативную работу и непосредственно устанавливающих концепцию бизнеса. Так же рассмотрены итоги межстранового исследования стейкхолдеров в производственных организациях.

Ключевые слова: стейкхолдер, корпоративное управление, модель Митчелла-Агла-Вуда, власть, устойчивое развитие, бизнес, современный менеджмент, концепция заинтересованных сторон.

METHODOLOGY FOR DETERMINING KEY STEAKHOLDERS AND

THEIR REQUIREMENTS

Bannikova E.P., student Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow E-mail: ekaterinabannikova@list.ru

Abstract: This article discusses theoretical and methodological issues and the practice of interaction between entrepreneurship and stakeholders and their requirements. Stakeholders are divided into internal ones, which directly have a great influence on strategic work, and external ones, which influence operational work and directly establish the concept of business. The results of the international study of stakeholders in industrial organizations are also considered.

Keywords: stakeholder, corporate governance, Mitchell-Agla-Wood model, power, sustainable development, business, modern management, stakeholder concept.

В современном мире для того чтобы выжить в регулярно изменяющейся среде, организациям следует стремительно и конкретно реагировать на все совершающиеся и внешние, и внутренние изменения, которые оказывают влияние на результаты бизнеса. Концепция заинтересованных сторон как стратегический аспект управления предоставляет возможность организации и ее менеджерам осознавать и регулировать данные преобразования, которые затрагивают не только внутреннюю сферу компании, но и внешнее бизнес-сообщество. Обязательным условием устойчивого развития любой территории и бизнеса является понимание интересов, ожиданий и потребностей факторов внешней и внутренней среды [1, с. 36]. Концепция стейкхолдеров уже приобрела огромную популярность на сегодняшний день, невзирая на то, что появилась она сравнительно не так давно.

Возникновение на свет первой полной концепции заинтересованных сторон связано с появлением книги Э. Фримена в 1984 году «Стратегический менеджмент: стейкхолдерский подход». В соответствии с Фрименом, влияние и работа лиц, которые оказывают воздействие либо подвергаются воздействию организации при достижении ее стратегических целей, не должны

игнорироваться, наоборот их влияние, настоящее либо предполагаемое, обязано быть установлено и предусмотрено в ходе принятия решений. Стейкхолдеры имеют все шансы не проявлять прямого воздействия на предприятие, однако косвенное влияние также обязано предусматриваться. Воздействие и интересы обязаны быть исследованы и проанализированы с целью создания и улучшения стратегии организации [2, ^ 38]. Данная процедура включена в стейкхолдер-менеджмент, который подразумевает идентификацию причастных сторон и сохранение их приверженности. Основной задачей стейкхолдеров считается формирование таких обстоятельств, при которых бизнес обладал бы вероятностью благополучно совершенствоваться.

Исходя из этого, система заинтересованных сторон подразумевает анализ стейкхолдеров на макроуровне и снижение стратегических неожиданностей.

Теория стейкхолдеров говорит, что организация не считается самостоятельной единицей, она подчинена разным компонентам рынка. Для выживания, достижения целей предприятие обязано оперативно реагировать на перемены как во внутренней, так и во внешней

структуре. От своевременности и правильности реакции зависит последующая ее работа.

Многие ученые данной проблематики стремились толковать сущность стейкхолдера [3, с. 69]. М. Кларксон внедряет параметр, который сужает круг лиц, имеющих отношения к стейкхолдерам. Он называет такую категорию как лица, которые обладают долей в компании. Однако этот вклад подвергается риску, так как лица, совершающие его могут и получить выгоду, и что-то потерять. Присутствие элемента риска в толковании термина акцентирует внимание на переход от единого установления, сделанного Фрименом, к наиболее точному. В зависимости от формы риска существуют добровольные и недобровольные стейкхолдеры. Добровольные инвестируют финансовый или человеческий капитал в компанию, понимают и принимают риски, которым инвестиции подвергнуты, а недобровольные находятся в зависимости от работы, операций и действий, совершающихся на предприятии.

В таблице 1 представлены группы стейкхолдеров, которые делятся на внутренних и внешних.

Определив стейкхолдеров, следует установить уровень их воздействия на бизнес и уровень их зависимости от итогов работы бизнеса. Более удобным способом оценки уровня воздействия и уровня связи считается экспертная оценка, по-другому - оценка способом «Дельфи». Сформированные итоги исследования наносятся на лепестковую диаграмму. Подобным способом, созданный график «Влияние-Зависимость» считается информативным и аналитическим способом поддержки принятия управленческих решений, например, в сфере социальных проектов предпринимательства.

Вторым способом оценки влияния и зависимости бизнеса и стейкхолдеров считается Модель Митчелла-Агла-Вуда, созданная в Высшей школе бизнеса имени Каца, в которой отображены систематизация и тенденция оценки стейкхолдеров. Согласно данной модели стейкхолдеры могут владеть следующими свойствами: власть, актуальность, легитимность и срочность.

Свойство «Власть»: авторы данной модели объясняют ее как умение стейкхолдеров извлекать желаемый итог от деятельности бизнеса, применяя источник принуждения, экономические средства и эмоциональные источники. По-другому говоря, стейкхолдер владеет свойством «власти» в той степени, в которой он может использовать силу, денежные средства и эмоции в содействии с бизнесом.

Свойство «легитимность». Под данным свойством необходимо понимать уровень соответствия юридическим нормам и нормам морали, установленным в определенном обществе, интересов стейкхолдеров по отношению к бизнесу.

Свойство «актуальность» дает возможность добавить динамику этой модели. Это свойство объясняется как связь между бизнесом и стейкхолдерами с точки зрения

безотлагательности. По-другому говоря, насколько своевременно требуют

удовлетворения интересы определенного стейкхолдера.

Графическая модель Митчелла-Агла-Вуда, которая определяет значимость стейкхолдеров, представлена на рисунке 1.

Таблица 1 - Группы стейкхолдеров

Стейкхолдеры Состав стейкхолдеров

Инвесторы Совет директоров Менеджмент

Работники компании Пенсионные фонды Профсоюзы Работники Потенциальные работники

Клиенты Конечные заказчики и покупатели Посредники

Конкуренты Непосредственные конкуренты Заменители продукции

Поставщики Поставщики сырья и материалов Аутсорсинг Подрядчики

Правительство и Министерства и

органы ведомства

регулирования

Образовательные Студенты

учреждения Центры исследований Работники педагогики

Стейкхолдеры Состав стейкхолдеров

Средства массовой Телевидение

информации Интернет-ресурсы Печатные издания Радиовещание

Рисунок 1 - Модель Митчелла-Агла-Вуда

Согласно проведенным опросам в таких странах как Греция, Германия, Россия, Хорватия, Эстония, Польша, в которых участвовали менеджеры и специалисты, выполняющие контролирующие функции, были выявлены ключевые стейкхолдеры - это оказались владельцы, клиенты, сотрудники и поставщики. Однако в Греции и Хорватии больше ориентируются на сотрудниках, чем на государственные органы и общество. А в странах Хорватии, Польши больше ценят влияние органов власти, нежели сотрудников и поставщиков [4, с. 298].

Исходя из проведенных исследований, оценки экспертов показывают, что наибольшую значимость среди внутренних стейкхолдеров оказывают: инвесторы и работники организации, а внешних - поставщики и партнеры по бизнесу; самой наименьшей властью владеют образовательные учреждения.

Требования ключевых стейкхолдеров к организации у каждой группы абсолютно разные. Также как и требования со стороны организации к каждой из групп. Основные подобные требования сформулированы ниже.

Требования к организации со стороны владельцев организации:

- Увеличение объема дивидендов;

- Рост цены акций и капитализации предприятия.

Ожидания организации от акционеров:

- Создание уставного капитала.

К требованиям органов государственной власти относятся:

- Создание благополучного инвестиционного климата;

- Увеличение количества рабочих мест;

- Инвестиции в рост экономики страны и регионов.

- Исполнение финансовых обязательств перед государством.

Ожидания организации от органов государственной власти:

- Создание благоприятного климата инвестиций;

- Уменьшение налоговых выплат;

- Доступ к пользованию природными ресурсами.

К требованиям потребителей можно отнести:

- Разработка продукции согласно ГОСТу;

- Удовлетворение спроса различным ассортиментом, качественными изделиями и услугами по приемлемым ценам.

Ожидания организации от потребителей:

- Увеличение рынка сбыта;

- Увеличение лояльности покупателей к торговой марке.

Требованиями сотрудников являются:

- Своевременная оплата труда;

- Комфортные условия труда, бонусы и скидки на приобретение товаров и использование услуг, произведенных организацией.

Ожидания организации от сотрудников:

- Выполнение прямых обязанностей согласно трудовому договору;

- Участие работников в осуществлении политики социальной ответственности.

Таким образом, формируется механизм взаимодействия предприятия со стейкхолдерами. Для каждой группы стейкхолдеров установлены их ключевые требования к организации и ожидания предприятия от заинтересованных сторон.

Исходя из этого, к ключевым стейкхолдерам можно отнести: правительство и органы власти, поставщиков, клиентов, конкурентов, а также в группу «доминирующих стейкхолдеров», куда входят партнеры по бизнесу, и группу «опасных стейкхолдеров», включающую сотрудников и инвесторов.

Список используемых источников:

[1]. Макаров Е.И., Шубина Е.А., Франовская Г.Н. Социально-экономическое развитие субъектов малого и среднего предпринимательства с позиции стейкхолдеров. - 2018 - № 1 - С. 36-42.

[2]. Когденко В.Г., Мельник М.В. Современные тенденции в бизнес-анализе: исследование экосистемы компании, анализ информационной составляющей бизнес-модели, оценка возможностей роста //Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16. - №. 1. - С. 38-57.

[3]. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент 2-е изд., испр. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата / М.Н. Сидоров. -Люберцы: Юрайт, 2016. - 145 с.

[4]. Веснин, В.Р. Управление персоналом: теория и практика: учебник / В.Р.Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 688 с.

[5] Лесь А.Ю. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2017. № 2. С. 57-63.

[6] Ершов В.Ф. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ ПЕРЕД ГЛОБАЛЬНЫМ ВЫЗОВОМ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 4. С. 31-55.

[7] Ванюрихин Г.И. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И НЕКОТОРЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 4. С. 21-30.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.