собностей. действий, необходимых ему для успешной реализации представленных функций в адаптационный период обучения на 1-2 курсах. Беспристрастно оценив себя по каждому из них и использовав для этого 9-балльную шкалу (9 — высшая оценка, 1 — низшая), им необходимо внести свою оценку в графу самооценки. После того, как подсчитаны баллы самооценки, на совместном методическом семинаре-практикуме курсовых офицеров обсуждаются итоги самодиагностики. В ходе диалога вырабатываются пути повышения их педагогического мастерства, тем самым выбираются средства успешной организации ими процесса адаптации в работе с курсантами.
После самооценки курсовые офицеры подсчитывают общее количество баллов по каждой функции. Сравнение суммарной самооценки выполнения разных функций показывает степень развитости их педагогического мастерства, а анализ и обсуждение падающих параметров в рамках семинара-практикума позволяет увидеть их динамику, намечать направления в педагогическом самообразовании, чем и обеспечивается и самосовершенствование командиров в педагогической работе на младших курсах.
Кроме самооценки, на практике важно использовать и оценку выполняемых специалистом функций коллегами. Это помогает выявить серьезные резервы социально-педагогического совершенствования деятельности и Я-концепции командно-преподаватель-ского состава вуза МВД, развивать их профессиональ-но-педагогическое мастерство.
Таким образом, функциональная самодиагностика курсовых офицеров становится важным условием развития их педагогического творчества и фактором динамического управления процессом более качественной подготовки с позиций педагогической взаимоадаптации командиров (курсовых офицеров) и младшекурсников, включенных в саморазвитие своей личности с первых дней профессиональной подготовки в вузе МВД.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА МВД С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ
Канд. пед. наук С.И. Булах
Барнаульский юридический институт МВД России
Обучение и воспитание — единый процесс, обеспечивающий развитие человека как самоорганизованной системы в саморазвивающуюся. Саморазвитие осуществляется за счет приобретения двух свойств, во-первых, гуманистического субъекта, что дает возможность человеку самому определять цели совершенствования себя и окружающего мира. Вторым свойством является индивидуальность, которая характеризуется опытом и спо-
собностями и реализуется в общественно-полезной практической деятельности. Процесс развития личности курсанта обеспечивается в общей системе руководства педагогической деятельностью, включающей различные воздействия на личность и коллективы. Это возможно при соответствующем руководстве в целом учебно-воспитательным процессом, которое в совокупности с методами воспитания обеспечивает реализацию цели развития нравственного сознания личности.
Для преобразования объекта в субъект и приобретения индивидом индивидуальности, прежде всего, необходимы принципиально новые условия педагогического общения и взаимодействия, основанные на личностно ориентированном подходе и реализуемые как в процессе проведения занятий, так и во внеучеб-ное время. Поэтому необходимо осуществлять педагогические мероприятия по управлению процессами восприятия и усвоения информации, адаптации курсантов к условиям обучения в вузе и службы в ОВД, формированию служебных коллективов и развитию нравственного сознания.
Основное значение в формировании нравственного сознания личности имеет воздействие общественного бытия, реальных нравственных отношений, моральной практики общества, субъектом которой становится курсант. Подчеркнем, что носителем нравственного сознания здесь является формирующаяся личность, специфика которой состоит в ее направленности на учение, усвоение опыта и традиций органов внутренних дел и опыта старших поколений в целом. Поэтому ведущая роль в формировании нравственного сознания курсанта принадлежит организованному учебно-воспитательному процессу. Учитывая это, мы представляем процесс формирования нравственного сознания курсанта как педагогически управляемое взаимодействие между общесоциальными факторами, в первую очередь средствами массовой информации (СМИ), воздействующими на сознание личности, организованным педагогическим влиянием и ее собственной активностью в овладении нравственным опытом и регуляции своего поведения. Д результате у него формируются внутренние механизмы нравственной саморегуляции поведения.
Педагогическое руководство этим процессом предполагает, что он приводится в движение социальными, психологическими и педагогическими механизмами.
Социальный механизм — это механизм воздействия общественного бытия и общественного нравственного сознания на нравственное сознание личности, осуществляемого с помощью СМИ. Основная его функция состоит в том, чтобы обеспечить как можно более полное воздействие на курсанта объективных нравственных отношений и системы общественных нравственных требований к личности, моральных норм и тем самым привести в движение внутренние механизмы усвоения ею нравственного опыта российского общества, его идеологии и морали.
Психологический механизм — это механизм превращения внешних требований во внутренние требования личности к самой себе. Этот механизм обеспечивает активность личности, ее сознания в усвоении нравственного опыта общества, моральных норм и формировании собственной моральности. Объективную основу для этого представляет включение курсанта в моральную деятельность.
Педагогический механизм — это механизм педагогического управления учебно-воспитательным про-
цессом и внеучебным временем, формирующими нравственное сознание курсантов. Его действие направлено на обеспечение правильности разрешения курсантом, его сознанием противоречий, возникающих в нравственном опыте между объективной и субъективной сторонами нравственности, на формирование единства нравственного сознания и поведения во всех сферах деятельности (учебе, службе, труде, отдыхе, общественной работе и т.д.) посредством высокоразвитых мотивов общественного и служебного долга, а также моральной ответственности. Действием педагогического механизма устанавливаются динамические связи между всеми компонентами организованного педагогического процесса (его целями, средствами, состоянием коллектива, деятельностью курсанта и т.д.) и действием социального и психологического механизмов. Успешность педагогического руководства процессом формирования нравственного сознания курсанта вуза МВД зависит от их взаимосвязи, от того, насколько педагогу удается «включить» действие социального (в первую очередь — СМИ) и психологического механизмов в организованный процесс вузовского воспитания.
Таким образом, обучение и воспитание в вузах системы МВД представляют собой наиболее связанные стороны единого педагогического процесса. Организуя его, командование, отделы воспитательной работы, профессорско-преподавательский состав обеспечивают социально-нравственную направленность обучения и воспитания курсантов, высокий идейно-теоретический и методический уровень занятий и всей воспитательной работы в целом.
Развитие личности обучающегося обеспечивается реализацией учебно-воспитательного процесса только как единого целого. Это единство предполагает достижение конкретных целей посредством обучения и воспитания. Каждый из этих процессов имеет свои задачи и предполагает одновременное решение задач друг друга. Принижение роли одного из них, не говоря уже об исключении, делает невозможным формирование нравственного сознания личности.
Суть воспитывающего обучения обычно раскрывается в том, что хорошо поставленный учебный процесс решает задачи одновременно обучения и воспитания. Но наибольшая опасность заключается в сведении задач воспитания в рамки обучения, что является поверхностным подходом и имеет негативные последствия (6,220-221). В учебных заведениях любые проверки касаются лишь оценок, среднего балла, а поведение обучаемых, их личные качества могут оцениваться лишь психологами.
Как свидетельствует практика воспитательной работы в учебных заведениях МВД России и других государств СНГ, воспитание курсантов не носит пока комплексного характера — различные виды воспитательной деятельности не всегда координируются и часто функционируют как «параллельные ряды», переплетаясь стихийно, они ослабляют силу и эффективность воспитательных воздействий на сознание, чувства и поведение курсантов. Случается, что содержание и характер одних видов деятельности вступают в противоречие с другими элементами учебной и воспитательной деятельности как целостной системы.
Так, концентрация внимания исследователей на поиске путей усиления воспитывающего влияния обучения оставляет вне поля зрения возможности процесса воспитания курсантов на внеаудиторной работе
педагогических коллективов учебных заведений МВД. Это приводит к тому, что воспитательный потенциал внеучебной работы факультетов и кафедр раскрыт пока недостаточно и еще слабо используется в практике воспитательной работы учебных заведений МВД.
В настоящее время вопрос о комплексном подходе к воспитанию будущих специалистов исследован пока недостаточно, отдельные публикации носят частный характер и не отражают глубины проблемы. Существующие разработки комплексного характера воспитания отражают развитие вопроса в деятельности средних школ и средних профессиональных образовательных учреждений (Ю.К.Бабанский, Т.А.Ильина, М.В.Кабатченко, М.М.Поташник, Г.А.Победоносцев, Ю.А.Конаржевский, Е.П.Белозерцев, Д.М.Гришин и др.) и, естественно, не могут быть прямо перенесены в практику воспитания образовательных учреждений МВД. Это обстоятельство вовсе не означает отказа от разработанных авторами теоретических подходов. Единственную разработку комплексного подхода в условиях вузов МВД мы находим в исследовании Ю.В. Серова, который последовательно включает внеаудиторную работу с курсантами и слушателями в единый учебно-воспитательный процесс на примере вовлечения обучающихся в проведение предметной электротехнической олимпиады и викторины, турнира политинформаторов и по-литкомментаторов (2,196).
Изучение практики работы вузов МВД показывает, что сложная внутренняя структура того или иного качества личности, взаимосвязь и взаимообусловленность всех качественных характеристик личности, их целеустремленность предполагают при их развитии разнообразной целенаправленной организации всех сфер деятельности курсантов: учения, несения службы, досуга, просмотра телепередач и пр. Это предполагает организацию таког о подхода, который обеспечивал бы последовательность и непрерывность воспитательного процесса, взаимосвязь всех его направлений. Таким требованиям к воспитанию курсантов в современных условиях отвечает комплексный подход, и в этом случае возможно создание условий по развитию личности каждого курсанта в отдельности и коллектива в целом на протяжении всего рабочего дня.
Одной из важных составляющих такой работы является целенаправленная деятельность педагогов и воспитателей во внеаудиторное время. Средства нравственного воспитания в этом случае могут быть различными. Внеучебное время, в процессе которого осуществляются самостоятельная подготовка курсантов, досуг, отдых, общение, просмотр телепередач, знакомство с материалами периодической печати, прослушивание радиопередач, различные виды культурно-массовых мероприятий, оказывает большое влияние на процесс формирования нравственного сознания. Поэтому руководство развитием личности в это время должно проводиться так же целенаправленно, как и в учебное.
При этом одним из условий формирования нравственного сознания курсантов являются СМИ, о которых педагоги зачастую забывают вследствие их доступности и отношения к ним прежде всего как к развлечению. Между тем, они имеют целью не только удовлетворение познавательных интересов людей, передачу информации, сообщение определенных знаний и
развлечение, средства массовой информации приобрели в наши дни огромную воспитательную силу.
Способность СМИ влиять на формирование нравственного сознания определяется их возможностями в качестве фактора воздействия на личность и общество. Этот вывод делается из понятия цели функционирования СМИ, а именно: утверждение духовных ценностей, моральных и правовых норм, оказание идеологического влияния на настроения, мнения, оценки,решения и поведение значительных масс людей вообще и отдельных личностей (3, 319; 4, 127). Радио, кино и телевидение широко используются на научной основе и находят применение во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в педагогической практике.
Выступая в качестве аккумулятора общественного опыта, средства массовой информации способствуют распространению социально-политических, эстетических и этических ценностей (5,14), способствующих осуществлению нравственного воспитания в коллективе курсантов. Следовательно, СМИ являются носителем общественного сознания и общественного бытия — важнейших условий реализации формирования нравственного сознания человека. Это основные факторы формирования индивидуального нравственного сознания человека, с которыми он сталкивается с момента своего рождения. В этот процесс последовательно включаются различные социальные институты (детский сад, школа, институт и пр.), которые наряду с означенными факторами также формируют нравственное сознание личности. Организуя учебно-воспитательный процесс в вузе, следует строить его без отрыва от воздействия общественного сознания и общественного бытия, выразителями которых являются СМИ, на нравственное воспитание студенческой и курсантской молодежи.
Массовая коммуникация выступает одним из инструментов создания общественной нравственно-психологической атмосферы, которая предполагает прежде всего функционирование здорового общественного мнения, выполняющего регулятивные функции, повышение уровня усвоения нравственных норм и принципов, рост связей между усвоенными нормами и поведением. СМИ, таким образом, выполняют следующие функции (1,220-221):
1) обеспечивают нравственно-психологическое единство общества, поддерживая не только прямые, но и опосредованные контакты его членов в форме обмена информацией, мнениями, оценками и т.п., создавая условия для возникновения таких его характеристик. как общественное мнение, которое воздействует на личность в плане усвоения ею нравственных норм и принципов морали;
2) упорядочивают морально-этическую информацию таким образом, чтобы обеспечить ее наиболее эффективное воздействие на массовое сознание в смысле образования, воспитания и организации; помогают осмыслить как индивидуальные нравственные проблемы, так и проблемы, волнующие все общество, зарядиться общими чувствами, настроениями и т.д.;
3) используя принцип сравнимости (морально-оценочная деятельность общества), выставляют ту или иную нравственную ситуацию на всеобщее обозрение, поощряя хорошие поступки и осуждая плохие, СМИ способствуют тому, чтобы усвоенные нравственные нормы и принципы служили каждому индивиду руководством к высоконравственному поведению.
Общение с использованием технических средств в какой-то мере компенсирует непосредственное общение людей, так как газеты, радио, телепередачи способствуют интеллектуальному и духовному развитию, удовлетворяют познавательные и гедонистические потребности. Но непосредственное общение не может быть заменено в полной мере, потому что в момент опосредованного общения информатора и реципиента между ними не возникает обратной связи, придающей общению определенную ценность.
Следовательно, организуя целенаправленное использование средств массовой информации при формировании нравственного сознания курсантов, необходимо наличие того передаточного звена, которое могло бы наладить обратную связь и донести до каждого курсанта крупицу полученной нравственной информации. Речь в данном случае идет о педагогическом руководстве процессом получения и усвоения информации.
В условиях же вузов МВД знакомство с материалами СМИ у переменного состава происходит стихийно, так как политинформация и учебные занятия в 99 случаях из 100 не затрагивают нравственных проблем, озвученных в масс-медиа. Это обстоятельство, на наш взгляд, выдвигает закономерное требование к организации подобного рода деятельности в форме факультатива или иных практических занятий, вследствие того, что знакомство с продукцией массовой коммуникации в учебно-воспитательном процессе вузов МВД затрагивает лишь социально-политическую и событийную жизнь общества, исключая нравственную тематику.
Опрос курсантов и слушателей Барнаульского юридического института МВД России показал, что, получая информацию из материалов средств массовой коммуникации, они отдают предпочтение именно этой категории информации, наряду с расширением кругозора, повышением интеллекта, развлечениями и освещением проблем службы в ОВД. Нравственность в этом списке занимает лишь 6-е место из 8 предложенных вариантов ответа, уступая проблемам здравоохранения и охраны окружающей среды.
Таким образом, средства массовой информации, под влиянием которых находится, развивается и формируется личность курсанта вуза МВД, их систематическое и целенаправленное использование в учебно-воспитательном процессе имеет важное педагогическое значение в работе по нравственному воспитанию будущих сотрудников органов внутренних дел.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики/Отв. ред. А. К.Уледов.— М.: Мысль, 1979.
2. Серов Ю.В. Педагогические аспекты комплексного подхода к воспитанию курсантов в работе циклов среднего специального учебного заведения МВД РФ: Дис... канд. пед. наук. — М., 1992.
3. Социальная психология: Краткий очерк / Под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. — М.: Политиздат, 1975.
4. Педагогическая энциклопедия. — М .: Сов энциклопедия, 1966. — Т. 3.
5. Усова Г.А. Радиовещание и телевидение как факторы формирования ценностных ориентаций подростков: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М., 1981.
6. Федулов Б.А. Аксиолого-педагогические основы воспитательной работы с курсантами в вузах МВД РФ: Дис... д-ра пед. наук. — Барнаул: БЮИ МВД РФ. 2000.