Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА / SOUND PRONUNCIATION / CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / CORRECTION OF SOUND PRONUNCIATION / SPEECH THERAPY RHYTHM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимова О.С.

Логопедическая ритмика рассматривается автором статьи в качестве эффективного условия в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Логопедическая ритмика способствует коррекции сенсорных, психомоторных, речевых, коммуникативных нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Акимова О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SPEECH THERAPY RHYTHMICS IN COMPLEX CORRECTIONAL WORK TO OVERCOME THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN

Speech therapy rhythm is considered by the author as an effective condition in the complex correctional work to overcome the General underdevelopment of speech in children of preschool age. Speech therapy rhythm contributes to the correction of sensory, psychomotor, speech, communication disorders in preschool children with General underdevelopment of speech.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 376.44

Акимова О. С. студент магистратуры кафедра коррекционной педагогики Академия психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный Федеральный университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: логопедическая ритмика рассматривается автором статьи в качестве эффективного условия в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Логопедическая ритмика способствует коррекции сенсорных, психомоторных, речевых, коммуникативных нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: звукопроизношение, дети с общим недоразвитием речи, коррекция звукопроизношения, логопедическая ритмика.

Akimova O. master student of the Department correctional pedagogy of the Academy of psychology and pedagogy «Southern Federal University» Rostov-on-don THE USE OF SPEECH THERAPY RHYTHMICS IN COMPLEX CORRECTIONAL WORK TO OVERCOME THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN Abstract: speech therapy rhythm is considered by the author as an effective condition in the complex correctional work to overcome the General underdevelopment of speech in children of preschool age. Speech therapy rhythm contributes to the correction of sensory, psychomotor, speech, communication disorders in preschool children with General underdevelopment of speech.

Key words: sound pronunciation, children with General underdevelopment of speech, correction of sound pronunciation, speech therapy rhythm.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время возросло количество детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. При общем недоразвитии речи у детей наблюдается нарушение всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), позднее начало речевого развития, низкая речевая активность. Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений.

Зарубежные исследователи отмечали, что развитие речи ребенка тесно связано с развитием мышления, внимания и памяти, но, известно, что при

речевом недоразвитии страдают данные функции, что отрицательно сказывается на развитии речевой функции и на развитие познавательной сферы детей.

Выбор проблемы исследования обусловлен тем, что в дошкольные образовательные учреждения поступает большое количество детей с общим недоразвитием речи, и поэтому необходимо дошкольникам с ОНР предоставить максимально эффективную коррекционно-логопедическую помощь для устранения или ослабления речевого недоразвития, но, к сожалению, не все современные детские сады могут предоставить материально-техническое обеспечение и психолого-педагогическую помощь детям. Также, не ДОУ имеют рабочие программы и перспективное планирование по устранению речевых нарушений.

Известно, что логопедическая ритмика обладает оздоровительно -коррекционным потенциалом и мультисенсорными возможностями воздействия, необходимыми для успешного обучения и воспитания детей с речевыми патологиями (Г.А. Волкова, В.А. Гринер, Е.А. Медведева, H.A. Рычкова, Ю.А. Флоренская, Г.Р. Шашкина и др.). Однако до настоящего времени этому направлению в системе комплексной коррекции общего недоразвития речи у детей 6-го года жизни должного внимания не уделялось. Практически не разработаны теоретические, методологические и содержательно-организационные основы логоритмического воспитания таких детей, методы оценки эффективности логоритмического воздействия.

Создание инновационной интегративной модели логопедической ритмики, направленной на комплексную коррекцию сенсорных, психомоторных, речевых, коммуникативных нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР, сопряжено с необходимостью сопоставительного изучения их невербальных и вербальных функций в динамике. Многоаспектность воздействия, интегративный характер логопедической ритмики делают ее включение в комплексную коррекционно-развивающую работу одним из приоритетных условий в преодолении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Специфические особенности развития детей с общим недоразвитием речи, низкий уровень взаимодействия с взрослыми и сверстниками обусловливают необходимость комплексного подхода к преодолению этой речевой патологии. Совпадение сенситивных периодов развития музыкально-ритмических, языковых и двигательных способностей указывает на необходимость внедрения занятий логопедической ритмикой в процесс преодоления общего недоразвития речи дошкольников как на наиболее адекватную психолого-педагогическую технологию обучения и воспитания таких детей.

Методы и приемы, традиционно используемые для психолого -педагогического обследования дошкольников с общим недоразвитием речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.), недостаточно эффективны для оценки состояния неречевых и речевых функций детей 6-го года жизни с этой речевой патологией, что определяет

актуальность разработки адекватного диагностического инструментария.

Таким образом, современная педагогическая теория и практика сталкивается с необходимостью разрешения противоречий: между потребностями практики обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и отсутствием достоверных научных данных о соотношении неречевых и речевых функций в структуре этой речевой патологии и возможностях их коррекции средствами логопедической ритмики на 6-м году жизни определило проблему исследования: каковы эффективные педагогические условия организации комплексной коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста средствами логопедической ритмики.

Анализ теоретических исследований позволил определить цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста средствами логопедической ритмики.

Экспериментальное исследование доказало, что процесс организации комплексной коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста будет протекать эффективно при соблюдении следующих педагогических условиях:

- учета данных диагностического обследования речевых и неречевых функций детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- разработки, апробации содержания программы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста средствами;

- применения логопедической ритмики в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста;

- разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей ДОУ по проблеме коррекции речевых и неречевых функций детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами логоритмики.

Использованные источники:

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 2002.

2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПБ., 1995.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990.

4. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

5. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. - М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.

6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Изд.2, переработ. и доп. М. «Просвещение», 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.