Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВЫХ МЕХАНИЗМОВ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВЫХ МЕХАНИЗМОВ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОВОРЯЩИЕ / БЕЗРЕЧЕВЫЕ ДЕТИ / ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / NON-SPEAKING / SPEECHLESS CHILDREN / SPEECH FORMATION / PRESCHOOL AGE / SPEECH DISORDERS / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Перфилова И.С., Муратова М.А.

Данная статья посвящена теоретическому анализу технологий стимуляции речевых механизмов у неговорящих детей. В статье дается краткое описание современных логопедических технологий и методик, нацеленных на стимуляцию речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Перфилова И.С., Муратова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MODERN TECHNOLOGIES IN THE STIMULATION OF SPEECH MECHANISMS IN NON-SPEAKING CHILDREN

This article is devoted to the theoretical analysis of speech-provoking technologies in non-speaking children. The article provides a brief description of modern speech therapy technologies and techniques aimed at stimulating speech.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВЫХ МЕХАНИЗМОВ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ»

нематериальных активов: расчет и учет/

Т.Г. Белозерова, Д.В. Луговский, Р.А. Тхагапсо // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2016. - №3. - С. 8186

4. Вовк,А.А., Вовк, Ю.А. Чуприкова, Э.В. Бухгалтерский финансовый учет [Текст]: учебное пособие / А.А. Вовк, Ю.А. Вовк, Э.В. Чуприкова. - М.: Учебно - методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2016. - 468 с.

УДК 14.29.29

Перфилова И. С. студент магистратуры 3 курса Академия психологии и педагогики Южный федеральный университет Муратова М.А., к.биол.н.

доцент

Россия, г. Ростов-на-Дону

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВЫХ МЕХАНИЗМОВ У НЕГОВОРЯЩИХ

ДЕТЕЙ

Аннотация. Данная статья посвящена теоретическому анализу технологий стимуляции речевых механизмов у неговорящих детей. В статье дается краткое описание современных логопедических технологий и методик, нацеленных на стимуляцию речи.

Ключевые слова: неговорящие, безречевые дети, формирование речи, дошкольный возраст, нарушения речи, дети с особыми образовательными потребностями.

Perfilova I.S. graduate student 3 course Academy of Psychology and Pedagogy South Federal University Russia, Rostov-on-Don Muratova M.A.

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor

Russia, Rostov-on-Don

THE USE OF MODERN TECHNOLOGIES IN THE STIMULATION

OF SPEECH MECHANISMS IN NON-SPEAKING CHILDREN

Annotation. This article is devoted to the theoretical analysis of speech-provoking technologies in non-speaking children. The article provides a brief description of modern speech therapy technologies and techniques aimed at stimulating speech.

Keywords: non-speaking, speechless children, speech formation, preschool age, speech disorders, children with special educational needs.

Вопрос об организации логопедической работы с неговорящими детьми в настоящее время становится все более актуальным. Отмечается неуклонный рост детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в том числе и безречевых. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

Данное исследование посвящено теоретическому анализу современных технологий стимуляции речевых механизмов у неговорящих детей.

Сегодня получают широкое распространение технологии формирования языковой системы, делающие акцент на онтогенетическом принципе развития речи. Одна из таких методик разработанная московским логопедом-практиком Новиковой-Иванцовой Т. Н.[6] Такие методики применяются в работе с разными категориями детей: с алалией, с задержкой речевого развития, с заиканием, с общим недоразвитием речи, с нарушением интеллекта, с синдромом Дауна и с РАС. Основная коррекционная задача данной методики - поэтапно воспроизвести речевой онтогенез и восстановить цепочку развития речи. Дети учатся пропевать гласные, сочетания гласных (гуление), затем слоги (лепет), двухсложные слова и наконец, фразы.

Ресурсность этого подхода, на наш взгляд, заключается в том, что он не только дает возможность появления речи в случае ее отсутствия, но и помогает в работе логопеда с уже говорящими детьми по усвоению слоговой структуры слова, по нормализации темпо-ритмической стороны речи, голоса, по вызыванию и постановке звуков, формированию фразовой речи. Однако, технология не содержит в себе игрового компонента, что, на наш взгляд, ограничивает ее применение. У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, через игру ребенок учится, познает мир и себя. Не каждого ребенка можно привлечь к работе в рамках данной технологии именно из-за невозможности поиграть с ним.

Важно отметить, что данная технология опирается на речевой онтогенез в норме. Но зарубежные исследователи определили множество различных путей, которыми ребенок приходит к языку. [2]

Тем не менее, методики, разработанные в данном подходе, имеют хорошие отзывы коррекционных педагогов, логопедов, дефектологов и родителей детей с речевыми нарушениями.

Также, заслуживают внимания комплексные технологии развития речи, активно применяющиеся в работе с детьми, имеющими

интеллектуальные нарушения. Такие как, «Методика развития речи у неговорящих детей» Новоторцевой Н.В.[7] Коррекционная работа в рамках этой технологии сочетается с другими средствами развития речи: это предметная и игровая деятельность, самообслуживание, ручной труд и развитие социально-бытовых навыков, конструирование, изобразительная, музыкальная деятельность.

Существует ряд методик, основанных на технологии, направленной на преодоление моторной алалии. Такие как «Метод сенсорно-интегративной логотерапии» Лынской М.И.[5], «Система коррреционного воздействия при моторной алалии» Пятница Т.В., Башинская Т.В. [8, 9]

Существует большое разнообразие технологий вызывания речи у неговорящих детей. Каждая из них имеет свои ресурсы и ограничения. При подборе технологий важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, определить его сильные стороны, на которые можно опереться и выбрать технологию, адекватную ресурсам ребенка.

Используя разные методики по вызыванию речи у детей с комплексными нарушениями, мы столкнулись с проблемой речевого дыхания. Не каждый ребенок с комплексными нарушениями способен контролировать свое речевое дыхание, которое способствует развитию речи в дальнейшем.

Энергетической основой нашей речи является правильное дыхание, оно влияет на голосообразование, артикуляцию и звукопроизношение. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Развивая речь у детей с речевыми нарушениями, обязательно нужно научить детей правильному дыханию. Правильное дыхание - это диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом. Способствующее насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества по всему организму.

Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Причиной недостаточно громкого произнесения слов, нарушения плавности речи, модуляции голоса, может являться нарушение речевого дыхания. Которое сопровождается коротким или слабым выдохом, речь производиться на вдохе, неэкономное расходование воздуха, задержка дыхания, несвоевременный добор воздуха и так далее.

У детей с комплексными нарушениями очень часто наблюдается нарушение дыхательной функции, что обусловлено различными факторами. Такими как незрелость клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата.

Физиологическое дыхание у детей с комплексными нарушениями имеет свои особенности. Ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке, тип дыхания поверхностный или верхне-реберный. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной

нормы.

У детей с комплексными нарушениями речевое дыхание формируется патологически, в отличии от детей без отклонений в развитии, у которых речевое дыхание в онтогенезе формируется спонтанно по мере становления речевой функции.

При формировании речевого дыхания используют дыхательные упражнения, которые не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Необходимым условием для произношения звуков речи является речевой выдох. Направление воздушной струи также влияет на образование звука, в зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут звучать по -разному, образуя мягкий и твердый звук («м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот). Необходим достаточно длительный выдох через рот при произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. Также сильная воздушная струя необходима для произнесения звуков «р», «рь», которая приводит в колебание кончик языка при произнесении звуков.

Начинать работу с детьми с комплексными нарушениями следует с развития дыхания. Прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Дыхательные упражнения проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

В работе с детьми с комплексными нарушениями для стимуляции речевого дыхания и артикуляции возможно использование неочевидных тренажеров, которые представлены в работе с неговорящими детьми по авторской методике Т.В.Грузиновой и Е.Гуриной. Методика рассчитана на работу с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Не каждый ребенок с комплексными нарушениями позволит к себе прикоснуться, как к лицу, так и к телу. В качестве промежуточного этапа можно использовать массажные мячи или Су-Джок, все манипуляции с массажными мячами проходят в игровой форме. Для стабилизации артикуляционного тонуса используют массаж, со временем можно просить ребенка делать и самомассаж мячиком в качестве "подготовки" перед артикуляционным массажем.

Совместно с массажными мячиками в работе с детьми с комплексными нарушениями, можно использовать отличный тренажер для развития выдоха, такой как блокфлейта. Для того чтобы раздался звук, достаточно слегка подышать в него, это инструмент достаточно чуткий в своем использование. Детям с комплексными нарушениями зачастую очень трудно

понять, чего от них хотят, когда просят подуть. При использовании блокфлейты ребенку нужно дать инструмент и показать пример его использования. Играя с блокфлейтой, облизывая ее и просто удерживая во рту, ребенок рано или поздно нечаянно выдохнет в инструмент, и раздастся звук. Со временем ребенок освоит принцип и станет выдыхать во флейту чаще и сильнее.

После того как ребенок научился дуть во флейту, переходим к следующему этапу, обучение дутью без вспомогательных элементов. Ведь когда мы говорим, во рту нет предмета, который помогает нам осуществлять то или иное произвольное движение. Для перехода к дистантному дутью подойдут игры со свечками или предметами, которые при выдохе производят движения. Все игры-задания должны доставлять радость ребенку при их выполнении.

Также для обучения произвольному выдоху без предмета подсказки во рту, подойдут мыльные пузыри.

Следующим этапом в работе является произвольное «подключение голоса». То есть способность ребенка звучать по нашей просьбе. Если ребенок не понимает сам принцип, что нужно сделать для того чтобы его голос «зазвучал», когда взрослый просит повторить звук. Ребенок открывает рот для произнесения звука, но ничего не происходит, хотя может часами мычать или лепетать, не замечая этого, в процессе игр и занятий.

Для того чтобы привлечь внимание ребенка к его речи можно использовать Эхофон. Эта игрушка позволит не только услышать его речь, но и ощутить силу голоса посредствам вибрации.

Так же в произвольном «подключение голоса» помогут игрушки-повторюшки, которые привлекут внимание детей. Со временем используйте игрушку чаще, побуждая ребенка звучать не столько потому, что ему смешно, сколько потому, что он хочет услышать.

Рассмотрев некоторые способы стимуляции речевого дыхания и голоса, приходим к выводу, что правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Дыхательные тренажеры принесут не только положительные эмоции, но разнообразят занятия специалиста.

Использованные источники:

1. Волкова Г. А. Методика психолого -педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С-Пб, 2003.

2. Диксон У. Двадцать великих открытий в детской психологии / Уоллес Диксон. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 448с.

3. Кириллова Е.В. Безречевые дети: особенности психолого -педагогической характеристики. Научно-методический журнал «Логопед», №3/2012.

4. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. — 96 с.

5. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. -М.: ЛОГОМАГ, 2015. - с.90

6. Новикова-Иванцова Т.Н. «Методика формирования языковой системы» [Электронный ресурс]: http://logosystem.ru/

7. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.

8. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррреционного воздействия при моторной алалии. Ч. 1. - М.: ТЦ Сфера, 2010 - 64 с.

9. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррреционного воздействия при моторной алалии. Ч. 2. - М.: ТЦ Сфера, 2011 - 64 с.

10.Фимичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. — М., 2000. - 314 с.

11.http://igrolog-schooLru

УДК 330

Применко А.А. студент магистратуры 3 курса факультет «Финансы и кредит» научный руководитель: Селезнёва А.И., к.э.н.

доцент

Уфимский государственный авиационный технический университет Россия, г. Уфа

НИЗКИЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье проводятся факторы, оказывающие воздействие на экономический рост России в экономических условиях.

Ключевые слова: нефть, экономический рост, темпы роста, стагнация, процветание.

Application of a master's degree Student 3 course

faculty of Finance and credit» Ufa state aviation technical University Russia, Ufa

Supervisor: Selezneva A.I. candidate of economic Sciences, associate Professor Ufa state aviation technical University Russia, Ufa LOW OIL PRICES AS A FACTOR INFLUENCING THE ECONOMIC GROWTH OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS The article deals with the factors influencing the economic growth of Russia in economic conditions.

Key words: oil, economic growth, growth rates, stagnation, prosperity.

Для процветания любой страны важно, чтобы ее правительство следило за состоянием экономики, то есть поддерживало темпы экономического роста и стимулировало его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.