Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожно-транспортные происшествия / расследование / программные комплексы / автотехническая экспертиза / road accidents / investigation / software packages / automotive examination

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорий Михайлович Семененко, Станислав Михайлович Бобовкин, Анна Анатольевна Базулина

В последние годы на территории Российской Федерации принимается комплекс мер, направленных на эффективность расследования дорожно-транспортных преступлений. Одной из них является внедрение новых инновационных технологий, в том числе таких современных программных комплексов, как РС-crash, с помощью которого осуществляются анализ и моделирование дорожно-транспортных преступлений. Авторы проанализировали и сопоставили технические возможности, используемые в настоящее время сотрудниками экспертных подразделений МВД России, а также потенциал специализированного программного обеспечения для производства автотехнической экспертизы, назначаемой при расследовании указанных преступлений. На основе проведенного исследования сделаны выводы о необходимости повсеместного применения рассматриваемого комплекса при анализе механизма развития дорожно-транспортных преступлений. В статье представлены результаты применения программных комплексов сотрудниками экспертных подразделений в рамках автотехнической экспертизы для получения сведений о состоянии транспортного средства, работе электронных систем автомобиля. Делается вывод, что использование данной объективной информации следователями может оказать существенную помощь в расследовании дорожно-транспортных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Григорий Михайлович Семененко, Станислав Михайлович Бобовкин, Анна Анатольевна Базулина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MODERN SPECIALIZED SOFTWARE SYSTEMS IN THE PRODUCTION OF AUTOMOTIVE TECHNICAL EXPERTISE IN THE INVESTIGATION OF ROAD TRANSPORT CRIMES

In recent years, a number of measures have been taken in the Russian Federation to ensure the effective investigation of road traffic offences. One of them is the introduction of new innovative technologies, including such modern software packages as PC-crash, which is used for the analysis and modelling of road crime. The authors analyzed and compared the technical capabilities currently used by the staff of expert units of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as the potential of specialized software for the production of auto-technical expertise, to be imposed during the investigation of these offences. On the basis of the conducted study, conclusions were made about the need for widespread application of the given complex in the analysis of the mechanism of development of road crime. The article presents the results of application of software complexes by the staff of expert units in the framework of the autotechnical examination for obtaining information about the state of the vehicle, the operation of electronic systems of the car. It is concluded that the use of this objective information by investigators can significantly help in the investigation of road crimes.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

УДК 343.985.7:343.346+340.692 doi: 10.25724/VAMVD.A164

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ

ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ

ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Григорий Михайлович Семененко*, Станислав Михайлович Бобовкин**, Анна Анатольевна Базулина***

* Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия, grigorii_001@mail.ru

** Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, s.m.bobovkin@yandex.ru

*** Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, anna.bazulina@mail.ru

Аннотация. В последние годы на территории Российской Федерации принимается комплекс мер, направленных на эффективность расследования дорожно-транспортных преступлений. Одной из них является внедрение новых инновационных технологий, в том числе таких современных программных комплексов, как РС-crash, с помощью которого осуществляются анализ и моделирование дорожно-транспортных преступлений. Авторы проанализировали и сопоставили технические возможности, используемые в настоящее время сотрудниками экспертных подразделений МВД России, а также потенциал специализированного программного обеспечения для производства автотехнической экспертизы, назначаемой при расследовании указанных преступлений. На основе проведенного исследования сделаны выводы о необходимости повсеместного применения рассматриваемого комплекса при анализе механизма развития дорожно-транспортных преступлений. В статье представлены результаты применения программных комплексов сотрудниками экспертных подразделений в рамках автотехнической экспертизы для получения сведений о состоянии транспортного средства, работе электронных систем автомобиля. Делается вывод, что использование данной объективной информации следователями может оказать существенную помощь в расследовании дорожно-транспортных преступлений.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, расследование, программные комплексы, автотехническая экспертиза

Для цитирования: Семененко Г. М., Бобовкин С. М., Базулина А. А. Использование современных специализированных программных комплексов при производстве автотехнических экспертиз при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2023. № 3 (66). С. 113—122. doi: 10.25724/VAMVD.A164

USE OF MODERN SPECIALIZED SOFTWARE SYSTEMS

IN THE PRODUCTION OF AUTOMOTIVE TECHNICAL EXPERTISE

IN THE INVESTIGATION OF ROAD TRANSPORT CRIMES

Grigory Mikhailovich Semenenko*, Stanislav Mikhailovich Bobovkin**, Anna Anatolievna Bazulina***

* Volgograd academy of the Ministry of the Interior of Russia, Volgograd, Russia, grigorii_001@mail.ru

** Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, Moscow, Russia, s.m.bobovkin@yandex.ru

*** Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, Moscow, Russia, anna.bazulina@mail.ru

Abstract. In recent years, a number of measures have been taken in the Russian Federation to ensure the effective investigation of road traffic offences. One of them is the introduction of new innovative technologies, including such modern software packages as PC-crash, which is used for the analysis and modelling of road crime. The authors analyzed and compared the technical capabilities currently used by the staff of expert units of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as the potential of specialized software for the production of auto-technical

© Семененко Г. М., Бобовкин С. М., Базулина А. А., 2023

113

expertise, to be imposed during the investigation of these offences. On the basis of the conducted study, conclusions were made about the need for widespread application of the given complex in the analysis of the mechanism of development of road crime. The article presents the results of application of software complexes by the staff of expert units in the framework of the autotechnical examination for obtaining information about the state of the vehicle, the operation of electronic systems of the car. It is concluded that the use of this objective information by investigators can significantly help in the investigation of road crimes.

Keywords: road accidents, investigation, software packages, automotive examination

For citation: Semenenko G. M., Bobovkin S. M., Bazulina A. A. Use of modern specialized software systems in the production of automotive technical expertise in the investigation of road transport crimes. Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 113—122, 2023. (In Russ.). doi: 10.25724/VAMVD.A164

Расследование такого преступления, как нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предусмотренного ст. 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), характеризуется рядом криминалистических особенностей, имеющих свою уникальную и отличную от расследования иных преступлений структуру. Указанная специфика находит свое отражение в создании специальных структурных подразделений для расследования данного вида преступлений в следственных подразделениях МВД России.

Следователи, специализирующиеся на расследовании дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), составляют программу расследования уголовного дела, в том числе исходя из результатов автотехнической экспертизы. Несмотря на положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), указывающие на одинаковую силу всех допустимых доказательств, с точки зрения методики расследования ДТП основное, главенствующее место в расследовании занимает именно заключение автотехнической экспертизы.

На практике сложилась ситуация, когда подавляющий объем проводимых автотехнических экспертиз, назначаемых в связи с расследованием ДТП, осуществляется силами подразделений органов внутренних дел и в меньшей степени — судебно-экспертными подразделениями Министерства юстиции РФ.

Согласно п. 2 Приложения № 2 «Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» к приказу МВД России от 29 июня 2005 г. № 511, производятся следующие виды автотехнических экспертиз:

— исследование обстоятельств ДТП;

— исследование технического состояния деталей и узлов транспортных средств;

— исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика);

— исследование маркировочных обозначений транспортных средств1.

Существует аналогичный приказ «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» от 27 декабря 2012 г. № 237, согласно которому производятся следующие виды автотехнической экспертизы:

— исследование обстоятельств ДТП;

— исследование технического состояния транспортных средств;

— исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика);

— исследование транспортных средств в целях определения их стоимости и стоимости восстановительного ремонта;

— исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП .

Изучение нормативных правовых актов позволило сделать вывод, что объем и целевое содержание производимых экспертиз в обоих ведомствах позволяет утверждать об их однородности. Это

1 Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (вместе с «Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», «Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»): приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 (ред. от 30.05.2022) // Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/ documents/2022/.html (дата обращения: 20.07.2023).

2 Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России: приказ Минюста России от 27 декабря 2012 г. № 237. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

обусловлено, прежде всего, объективными физическими, математическими и иными параметрами измерения.

Принимая во внимание важность единообразного подхода к пониманию видов автотехнической экспертизы смежных ведомств, следует определить перечень криминалистически значимых обстоятельств, которые необходимо учитывать сотрудникам правоохранительных органов при формулировании выводов экспертизы. Перечислим эти обстоятельства.

1. Дорожные условия. К ним относятся вид, состояние дорожного полотна, наличие дефектов покрытия, природные факторы, такие как обледенение, мокрая поверхность после дождя и т. п.

2. Дорожная обстановка. К этому понятию относятся такие объективные данные, как интенсивность движения, полосность дороги, наличие или отсутствие помех, препятствий, условия видимости. Иными словами, все те данные, которые должен учитывать водитель при определении наиболее безопасного режима езды.

3. Установление механизма происшествия предполагает изучение обстоятельств, которые происходили с участниками ДТП непосредственно до столкновения, в ходе столкновения и после него. При этом определяется динамика процесса сближения и взаимодействия участников. Забегая вперед, отметим, что именно воссоздание механизма ДТП в трехмерной модели с помощью программных комплексов является наиболее наглядным и позволяет не только экспертам, но и иным участникам уголовного судопроизводства объективно оценить произошедшее и принять взвешенное и обоснованное процессуальное решение.

4. Техническая возможность предотвращения происшествия. Предполагается, что изучение данного параметра требует высокого уровня познаний эксперта. Условно можно разделить элемент на две составляющих — данные о технических возможностях автотранспортного средства и субъективных особенностях конкретного лица, управлявшего автотранспортным средством. К первой группе относятся такие показатели, как габариты машины, радиус разворота, особенности тормозной системы, иные технические особенности, влияющие на скорость маневра, поведение автотранспортного средства в конкретной дорожной обстановке. Указанные технические характеристики автомобилей по маркам и моделям являются справочной информацией, которую можно найти в автокаталогах и использовать в том или ином программном комплексе. Источник происхождения формируется заводом-

изготовителем автомобиля, мотоцикла и т. п. на основе проведенных исследований и испытаний. Определенную сложность представляет получение указанной информации о китайских автомобилях, поскольку в настоящее время на территории Российской Федерации представлен большой модельный ряд транспортных средств разных марок. В этом случае, полагаем, можно использовать электронные каталоги, например сервис Chinamobil.ru1.

Кроме этого, возможность предотвращения происшествия зависит от особенности реакции и биологических возможностей конкретного человека. Безусловно, существуют усредненные показатели скорости реакции, но здесь необходимо учитывать каждый конкретный случай. Вместе с тем следует подробно изучать внешнее воздействие (освещенность, заметность препятствия, наличие знаков и т. п.).

5. Опасная обстановка для водителя. Методически правильно отдельно обозначить данную группу, хотя она перекликается с предыдущей в части восприятия водителем и наличия технических возможностей автомобиля реагировать на внезапно изменившуюся дорожную обстановку. Немаловажным для экспертного исследования, в том числе с использованием программных комплексов, является определение момента возникновения опасной обстановки. Это момент, предшествовавший ДТП, начиная с которого от водителя потребовалось принять решение исходя из возможностей автотранспортного средства, дорожной обстановки и т. п., направленное на совершение действий по предотвращению происшествия.

6. Аварийная обстановка. Является более сложной для водителя автотранспортного средства, так как в этом случае избежать столкновения не представляется возможным (внезапно возникшее препятствие на расстоянии меньше остановочного пути, неисправность автотранспортного средства, иные возникшие обстоятельства, выходящие за пределы технической возможности автомобиля и реакции водителя). Задача эксперта — определить участника дорожного движения, создавшего аварийную ситуацию. Расчетные возможности программного комплекса PC-Crash оказывают помощь в формировании выводов эксперта-автотехника.

7. Опасность для движения. Согласно Правилам дорожного движения РФ: а) под опасностью для движения понимается такая ситуация, при которой

1 Китайские автомобили (Chinamobil.ru): сетевое изд. URL: www.chinamobil.ru/catalog.php (дата обращения: 31.01.2023).

для предотвращения происшествия (или уменьшения тяжести его последствий) водитель должен принять меры к снижению скорости или остановке транспортного средства; б) под опасностью для движения (или повышенной опасностью для движения) понимаются также такие препятствия или особенности дорожной обстановки, которые создают на данном участке дороги особенно большую вероятность возникновения происшествия или возможность происшествия с крайне тяжелыми последствиями1. Водитель должен особенно внимательно наблюдать за дорожной обстановкой и своевременно принять меры для предотвращения опасной или аварийной ситуации. Опасность для движения (в этом смысле) возникает при движении транспортных средств в сложной дорожной обстановке. В связи с этим эксперт-автотехник должен учитывать субъективное поведение водителя. Для этого необходимо сравнить поведение человека с усредненными данными скорости реакции при совершении того или иного маневра, предшествующего ДТП.

8. Помеха движению. К помехам следует отнести препятствия дорожному движению: неподвижные (автотранспортные средства в случае аварийной или иной остановки, упавший груз и иные нехарактерные для дорожных условий препятствия) и подвижные (автотранспортные средства, появившиеся на дороге вследствие нарушения водителем правил дорожного движения, иные подвижные предметы). Необходимо при этом учитывать такие показатели, как видимость, скорость движения помехи, расположение помехи относительно дорожного полотна, принятие водителем автотранспортного средства мер по своевременному предупреждению иных участников дорожного движения о помехе (аварийная сигнализация, выставление аварийных знаков, установление временных дорожных знаков, сигнализирующих о помехе, иные сигнализации).

9. Безопасный интервал. Одним из основных критериев определения безопасного интервала движения является возможность водителя автотранспортного средства своевременно, с учетом технических особенностей транспортного средства (габариты, скорость движения, возможность маневра, техническая возможность снижения скорости вплоть до полной остановки), а также дорожной обстановки (покрытие дорожного полотна, погодные условия, условия видимости) избежать ДТП.

1 О Правилах дорожного движения: постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 24.10.2022). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Опасная зона. Ее размер определяется исходя из субъективных и технических характеристик участника дорожного движения и подлежит обязательному установлению экспертом-автотехником в целях определения момента возникновения предаварийной ситуации.

11. Полоса движения автотранспортного средства. В отличие от полосы дорожного полотна данная характеристика носит исключительно технический характер. Определяется исходя из габаритов самого автомобиля, находящегося в прямолинейном движении, при маневре поворота или разворота. Носит справочный характер и является для каждого вида и марки автотранспортного средства величиной постоянной. Таким образом, программный экспертный комплекс автоматически вносит данный параметр при формировании выводов эксперта-автотехника.

12. Дальность видимости. Данный параметр, несмотря на субъективность, тем не менее, включает техническую составляющую и зависит от следующих объективных характеристик: степени освещенности дорожного полотна; характеристик фар автомобиля, в том числе нахождение их в техническом состоянии, предусмотренном ГОСТом; погодными условиями, влияющими на прозрачность воздушной среды; иными обстоятельствами, влияющими на величину опасной зоны.

13. Обзорность. На нее могут влиять загрязненность стекол автомобиля, наличие на дорожном полотне препятствий, заметность преград и объектов, наличие стен, зданий, сооружений, препятствующих обзорности.

Таким образом, указанные объективные и субъективные параметры, возникающие перед ДТП, во время и после него, подлежат обязательному установлению в процессуальном порядке сотрудниками следственных подразделений в ходе предварительного следствия.

Применение экспертами-автотехниками ЭКЦ МВД России специальных программных комплексов предъявляет требования к минимальному объему технических параметров, вводимых в комплекс в целях получения максимально приближенной к реальной дорожной обстановке в ходе ДТП реконструкции событий, что обеспечивает впоследствии получение достоверных и обоснованных выводов экспертизы.

Рассмотрим возможности программного обеспечения на примере PC-Crash — компьютерной программы для анализа и моделирования ДТП2.

2 Программный комплекс PC-Crash: сайт. URL: https:// www.pc-crash.com/ (дата обращения: 26.01.2023).

Программный комплекс PC-Crash использует криминалистически значимые модели расчетов: от классической модели столкновения (удара) и до более технически сложных расчетов силовой и сетчатой моделей, что даст возможность определить механизм образования ДТП.

Как уже было отмечено, механизм образования ДТП включает в себя несколько стадий: перед столкновением, во время столкновения и после него. Данный программный комплекс дает возможность моделирования механизма ДТП с учетом

изменяющихся параметров каждой стадии. Результатом работы программного комплекса PC-Crash являются данные в текстовом формате и результаты компьютерного моделирования, представленные в графической форме для наглядности и удобства эксперта-автотехника. Полученные результаты могут быть продублированы в виде графиков и диаграмм. В целях визуализации полученных данных результаты выводятся в 2D-рисунках и SD-анимации (пространственный вид) (рис. 1—7)1.

АНО «Независимый центр экспертизы и оценки»: сайт. URL: http://www.expertiza-center.ru/node/60 (дата обращения: 29.01.2023).

Рис. 1. Пример визуализации программы PC-Crash

Рис. 2. Классическая модель столкновения, полученная с использованием программного комплекса PC-Crash

V

1

Рис. 3. Силовая модель анализа столкновения, полученная с использованием программного комплекса РС-ОгаБИ

Рис. 4. Пример сетчатой модели, полученной с использованием программного комплекса РС-ОгаБИ

Рис. 5. Пример комбинированного силового и сетчатого моделирования, полученного с помощью программного комплекса РС-ОгаБИ

Рис. 6. Классическая модель расчета, выполненная в 2D-визуализации с помощью программного комплекса PC-Crash

Рис. 7. Диаграмма данных отброса пешехода, выполненная с помощью PC-Crash

Таким образом, программный комплекс PC-Crash эффективен для анализа, моделирования и визуализации ДТП сотрудниками ЭКЦ МВД России при производстве автотехнической экспертизы в рамках расследования уголовного дела о ДТП. Кроме того, программа постоянно совершенствуется, последняя ее версия 2023 г. предлагает привязку видов с камер наружного наблюдения, спутниковой карты местности, геолокации ДТП.

Представляет интерес для сотрудников правоохранительных органов рассмотрение программного комплекса автоматической идентификации момента аварии и компьютерного моделирования ДТП «АИ Монитор» (АИ — акселерометр интеллектуальный). Разработанный в России программный комплекс на основе поступившей информации анализирует совокупность данных, полученных с датчика, устанавливаемого на автотранспортное средство. Датчик передает через систему RTIOHACC/ GPS информацию о качественных характеристиках

автомобиля до, во время и после ДТП . Таким образом, он является, по сути, «черным ящиком» для автотранспортного средства, содержащим информацию, в том числе связанную с ДТП.

Далее программный комплекс «АИ Монитор» на основе полученной информации строит модель ДТП в пространстве и создает 3D-анимацию движения, отличающуюся высокой степенью достоверности, поскольку анализируются объективные данные прибора измерения, а не информация, основанная на субъективном восприятии произошедшего (показания свидетелей, участников ДТП) (рис. 8—10).

Высокую степень объективизации выводов экспертов-автотехников, основанных на результатах обработки информации при помощи идентификационной системы определения столкновения «АИ Монитор» отмечает М. В. Беляев [1].

1 Глобальная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС мониторинг транспорта // ВИБС: сайт. URL: http:// www.monitor-gps.ru/sma/ (дата обращения: 26.01.2023).

Рис. 8. Программа «АИ Монитор» моделирует движение автотранспортного средства,

создается 3D-анимация движения

С помощью «АИ Монитор» сотрудниками право- и после ДТП. Формируется таблица параметров, охранительных органов в ходе расследования в том числе в виде наглядных таблиц и диаграмм. ДТП воссоздается план-схема ДТП до, во время

Рис. 9. Наглядное представление в формате 2D прогресса движения автотранспортного средства в ходе ДТП

Рис. 10. Формирование программным комплексом «АИ Монитор» информационной матрицы важнейших показателей, находящихся в памяти программного обеспечения автотранспортного средства, движения автотранспортного средства для объективизации выводов эксперта-автотехника

Подводя итог, следует отметить, что использование такого инструментария, как современные специализированные программные комплексы для моделирования ДТП, способствует успешной рекон-

струкции события преступления в ходе производства автотехнической экспертизы и, как следствие, существенно повышает эффективность расследования преступлений рассматриваемой категории.

1. Беляев М. В. Трасологическая диагностика по делам о дорожно-транспортных происшествиях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2016. 25 с.

1. Belyaev M. V. Trasologic diagnostics in cases of road accidents. Abstract of the dissertation of the candidate of juridical sciences. Moscow; 2016: 25. (In Russ.).

Семененко Григорий Михайлович,

начальник кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент; grigorii_001@mail.ru

Бобовкин Станислав Михайлович,

доцент кафедры исследования документов

учебно-научного комплекса

судебной экспертизы

Московского университета МВД России

им. В. Я. Кикотя,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат юридических наук;

s.m.bobovkin@yandex.ru

Semenenko Grigory Mikhailovich,

head of the department of criminalistics of the training and scientific complex for preliminary investigation in law-enforcement bodies of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, candidate of juridical sciences, docent; grigorii_001@mail.ru

Bobovkin Stanislav Mikhailovich,

associate professor at the department of documents research of the educational and scientific complex of forensic expertise of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, candidate of juridical sciences; s.m.bobovkin@yandex.ru

Базулина Анна Анатольевна,

доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук; anna.bazulina@mail.ru

Bazulina Anna Anatolievna,

associate professor

at the department of pedagogy

of the educational and scientific complex

of psychology of service activity

of the Moscow University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after V. Ya. Kikot,

candidate of juridical sciences;

anna.bazulina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.07.2023; одобрена после рецензирования 21.07.2023; принята к публикации 11.09.2023.

The article was submitted 12.07.2023; approved after reviewing 21.07.2023; accepted for publication 11.09.2023.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.