Научная статья на тему 'Использование современных подходов к развитию малых и средних предприятий лесопромышленного комплекса'

Использование современных подходов к развитию малых и средних предприятий лесопромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / FOREST INDUSTRY / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES / SUPPORT AND DEVELOPMENT / INDUSTRIAL COOPERATION / CLUSTER APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глухов Сергей Дмитриевич

Цель статьи исследование и обобщение проблем развития малого и среднего предпринимательства (МСП) ЛПК. Исходя из данной цели в статье рассмотрены современные концептуальные подходы к развитию МСП ЛПК; обобщены барьеры развития малых и средних лесопромышленных предприятий; выявлены преимущества и особенности кластерной кооперации в сфере ЛПК. Использование разработанных рекомендаций позволит усовершенствовать управление процессом кластеризации в сфере ЛПК и повысить эффективность разрабатываемых кластерных инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глухов Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of modern approaches to the development of small and medium forestry enterprises

The purpose of the article is the study and generalization of problems of small and medium enterprises (SMEs) in LPK. Based on this objective the article describes the current conceptual approaches to the development of SMEs LPK; summarizes the barriers to development of small and medium forestry enterprises; advantages and features of cluster cooperation in the sphere of forestry. The use of the developed recommendations will allow you to better manage the process of clustering in the field of forestry and to increase the effectiveness of the developed cluster initiatives.

Текст научной работы на тему «Использование современных подходов к развитию малых и средних предприятий лесопромышленного комплекса»

5. Солдаткин С.Н. Методологические подходы к оценке качества управления долгом органов власти субъектов Российской Федерации / С.Н. Сол-

даткин // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №9. - С. 126-129.

> <

X

■X. Q ш т S

О X

о

со

108

THE USE OF MODERN APPROA CHES TO THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM FORESTRY ENTERPRISES Clukhov Sergey Dmitrievich, Post-graduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation, Moscow

The purpose of the article is the study and generalization of problems of small and medium enterprises (SMEs) in LPK. Based on this objective the article describes the current conceptual approaches to the development of SMEs LPK; summarizes the barriers to development of small and medium forestry enterprises; advantages and features of duster cooperation in the sphere of forestry. The use of the developed recommendations will allow you to better manage the process of clustering in the field of forestry and to increase the effectiveness of the developed duster initiatives.

Keywords: forest industry; small and medium businesses; support and development; industrial cooperation; the duster approach.

УДК 338 ВАК РФ 08.00.05

J Глухое С.Д., 2016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Цель статьи - исследование и обобщение проблем развития малого и среднего предпринимательства (МСП) ЛПК. Исходя из данной цели в статье рассмотрены современные концептуальные подходы к развитию МСП ЛПК; обобщены барьеры развития малых и средних лесопромышленных предприятий; выявлены преимущества и особенности кластерной кооперации в сфере ЛПК. Использование разработанных рекомендаций позволит усовершенствовать управление процессом кластеризации в сфере ЛПК и повысить эффективность разрабатываемых кластерных инициатив.

Ключевые слова: лесопромышленный комплекс; малый и средний бизнес; поддержка и развитие; производственная кооперация; кластерный подход.

На территории Российской Федерации площадью в 17,1 млн кв. км сосредоточены исключительные запасы сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. По экспертным оценкам в общей стоимости национального богатства России удельный вес природных ресурсов составляет до 70%.

В общей сложности в нашей стране находятся 23% мировых лесов; это больше объединенной площади лесов Канады и Бразилии. Лесные экосистемы составляют около 46,6% от территории России и равномерно распределены вдоль девяти часовых поясов \

Россия является одним из крупнейших в мире экспортером природных ресурсов: 9,1% объема всей мировой торговли приходится на природные ресурсы нашей страны [13]. Тем не менее, доля страны России в торговле мировыми лесными товарами составляет всего 4%. На протяжении нескольких десятилетий доля лесного сектора в валовом внутреннем продукте (ВВП) не превышала 2,5%; в промышленном производстве - 3,7%; в сфере занятости - 1%; в доходах от экспорта - 3,7% [13]. В общем объеме товарной продукции ЛПК более 60% приходится на экспорт, третья часть которого уже традиционно составляет круглый лес.

Несмотря на позитивную оценку роли реализуемых правитель-глухов Сергей ством мер по поддержке и развитию ЛПК, последние девять лет оз-

Дмитриевич, аспирант, наменовались многочисленными дебатами относительно обосно-

Российская академия народного хозяйства

и государственной службы 1 Общая площадь земель лесного фонда и прочих земель, на которых расположены

при Президенте РФ, Москва леса на 1 января 2012 года, составила 1183,3 млн га.

ванности и возможных негативных последствий проводимых правительством реформ. На различныхуровнях признается способность России повысить конкурентоспособность лесного сектора в средне- и долгосрочной перспективе при условии продолжения реформ ЛПК, повышению экономической и экологической устойчивости сектора. В частности, говоря об инициативах, предложенных в 2006 году Президентом РФ В.В. Путиным2, следует отметить, что до сих пор нерешенной остается важная задача структурных изменений в отрасли, направленных на развитие перерабатывающих мощностей небольших предприятий в рамках новыхтехнологическихиснабженческо-сбыто-вых связей.

В конце 2011 года Российская Федерация приступила к разработке документа лесной политики страны с большим опозданием по сравнению со многими другими странами, которые уже имеют подобные документы 3. Основы лесной политики России Правительство РФ утвердило в сентябре 2013 года 4. Одной из задач развития лесного сектора является упрощение доступа граждан клееным ресурсам и создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Малым и средним формам хозяйствования отводится важнейшая роль в обеспечении процессов устойчивого экономического развития регионов. Именно малый и средний лесопромышленный бизнес создает ту самую социальную и экономическую основу, которая позволяет сохранять сельский образ жизни, развивать сельские территории, гибко и своевременно реагируя на изменяющуюся конъюнктуру в сфере спроса и предложения.

Развитие малых и средних предприятий (МСП) ЛПК - комплексная задача, решение которой зависит от сложного сочетания экономических, социальных и институциональных причин и условий [11, с. 586]. Регулирование процессов развития малого и среднего бизнеса во многом определяется спецификой лесопромышленного производства и связанными с ней особенностями экономики лесного хо-

2 Russian Federation. (2006). President of Russia: Official Web Portal. "Opening Remarks at Meeting on Forestry Sector and Timber Industry Development." S. 8.

3 Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года. Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций. Рим, 2012. http://www.fao.org/docrep/016/i3020r/i3020r00. pdf.

4 См. Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года: Приказ Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. № 1724-р.

зяйства. На современном этапе одной из важных задач является разработка концепции, совершенствование методологии управления развитием малого и среднего лесопромышленного предпринимательства. Решение назревших проблем возможно с помощью консолидации усилий государства и негосударственных структур, имеющих непосредственное отношение кЛПК, направлению ихусилий на повышение эффективности предпринимательской деятельности в ЛПК.

В настоящей статье исследуются основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства ЛПК. Принимая во внимание тот факт, что успех МСП обусловлен уникальной комбинацией преимуществ, которые зависят от конкретных причин и условий, в целях разработки мер поддержки и развития МСП автором исследуется комплекс внешних и внутренних факторов, которые положительно влияют на успешность развития потенциала МСП. Также в число основных задач, поставленных автором, входит анализ различных подходов к развитию МСП в ЛПК. В этой связи рассматриваются концепции промышленных кластеров, определяются преимущества и барьеры развития лесопромышленных кластеров с участием МСП. Итогом проведенного исследования являются рекомендации по совершенствованию реализуемых программ поддержки МСП и проводимой кластеризации в ЛПК.

Развитие МСП ЛПК:

существующие подходы

Мировая практика и современные достижения управленческой науки показывают, что фундаментальной основой активизации роли малых и средних предприятий в механизме развития ЛПК служит повышение качества их менеджмента путем использования различных подходов к организации ихбизнес-деятельно-сти [7].

В целом на основе анализа мирового опыта поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в ЛПК в рассмотренных странах и других публикациях, посвященных этому вопросу [3, с. 117], можно сделать ряд выводов.

Большинство мероприятий (программ), направленные на развитие МСП, конечной целью имеют сокращение масштабов бедности на селе, создания рабочих мест и экономическое развитие в целом [2, с. 906]. Таким образом, они направлены на решение проблем, с которыми сталкиваются МСП и формирование

со

1-й

о

CU

-О 0-

ш <

1=с

си

S

109

> <

X

■X.

о

ьм т

о

X

о

со

110

экосистемы, в которой они функционируют. В литературе выделяются четыре основных подхода, которые используются для развития МСП ЛПК: развитие рынка; развитие торговли; сетевой подход или развитие цепочек создания добавленной стоимости (ЦСДС); развитие механизмов финансирования МСП; "целевой" подход - конкретные меры по развитию МСП в ЛПК. Одни подходы (развитие рынка, развитие торговли, развитие механизмов финансирования МСП) на разных уровнях решают нормативные и рыночные (экосистемные) проблемы, другие (развитие ЦСДС; "целевой" подход) предполагают реализацию мер поддержки "снизу вверх" путем укрепления производственного потенциала МСП.

В настоящее время большие требования предъявляются к способности МСП повышать их эффективность и производительность, адаптироваться к рынку. По мере создания все новых рыночных возможностей, отдельные МСП в сфере ЛПК все еще не в состоянии воспользоваться ими, т.к. это требует производство продукции с более высоким качеством, конкурентными ценами и хорошим послепродажным обслуживанием, наращивания объемов производства, соответствие стандартам качества и регулярных поставок. Многие МСП испытывают трудности в получении экономии за счет эффекта масштаба, не имеют соответствующих образовательных и информационных ресурсов, маркетинговых навыков, логистики и технологических инноваций.

Существующие системы управления на этих предприятиях обычноотличаются субъективным принятием управленческих решений без численного анализа экономических показателей возникающих ситуаций и без расчетов экономических показателей последствий принимаемых управленческих решений. Поэтому управление лесопромышленной деятельностью рассматриваемых организаций не обеспечивает эффективное использование внутренних резервов лесничеств и внешних экономических ситуаций для повышения прибыльности, рентабельности лесозаготовок, лесопиления [4, с. 12]. В этой связи представляется чрезвычайно актуальным вести поиск и использование внутренних экономических ресурсов, лесосырьевых резервов для повышения эффективности, прибыльности лесозаготовок, лесопиления в сфере промышленной деятельности лесничеств за счет создания малых форм хозяйствования, повышения результативности управленческих решений в сфере более эффективного использования ограниченных ресурсов заготовки и

переработки древесины. Разработка инструмента и метода управления инновационной деятельностью малого и среднего предпринимательства на основе создания территориально-лесопромышленных комплексов с учетом рационального использования природно-ре-сурсной базы лесного хозяйства представляет собой новое направление в исследованиях инновационной проблематики.

В этой связи сетевой подход в развитии МСП ЛПК ориентирован на обеспечение лучшего взаимодействия, передачи знаний, торговли, финансирования и партнерских отношений между различными участниками цепочки создания стоимости продукта - поставщиками, производителями, переработчиками, торговцами и логистическими компаниями. В рамках данного подхода позитивный потенциал развития МСП ЛПК заключается в углублении кооперации и интеграции крупного бизнеса и МСП, для обеспечения сбыта продукции.

Передовой опыт развитых стран показывает, что экономический потенциал развития МСП ЛПК во много обусловлен наличием сложившейся практики устойчивой производственной кооперации. Стремление к объединению процессов производства сырья и конечной продукции, а также необходимость совместного инвестирования производственных и инновационных процессов все чаще сопровождается усилением процессов организованного межсубъектного взаимодействия в рамках создания интегрированных формирований. В качестве одной из структур экономического развития в мире широко применяется кластерная модель [1, с. 243].

Кластерная модель и промышленные районы - две формы эффективного конкурентного развития для промышленно развитых стран, который реализует преимущества экономической агломерации [12]. Промышленные районы являются формой экономической агломерации, когда компании связаны аналогичной предпринимательской деятельностью, что приводит к более гибкой системе производства, лучше приспособленной к меняющимся рынкам. Кластер в качестве модели экономической агломерации, которая опирается на создание новых знаний, инноваций и увеличение прибыли, связан с конкретными областями (регионами), где за пределами цепочки создания ценности происходит обмен деловой и технической информацией. Маршалл рассматривает внешние факторы в качестве ключевых для любой экономической агломерации,

обеспечивающих совокупный эффект [10]. Три внешних фактора, от которых больше всего зависит формирование кластера: 1) распределение в области входов с эффектом масштаба, связанных со спросом; 2) наличие специализированной рабочей силы, достаточной, чтобы обеспечить хорошее согласование между заданиями и рабочими; 3) хороший поток идей и обмена знаниями, поощрение технологических переливов и роста.

Благодаря кластеризации, отдельные МСП ЛПК могут решать текущие проблемы, связанные с их размером, производственным процессом, маркетингом, закупкой материалов, рисками, связанными с колебаниями спроса и рыночной информации, а также улучшать свои конкурентные позиции. При этом преимущества кластерной системы неоспоримы. В кластерах создаются предпосылки для снижения трансакционных и транспортных издержек, затрат на создание объектов инфраструктуры. Формируются условия для повышения базы квалификации работников у всех участников, уровня доступа к информации, органам государственного управления и общественным благам. Благодаря кооперации предприятий в кластере, они могут воспользоваться эффектом внешней экономии: наличие поставщиков сырья, комплектующих изделий, машин и деталей; наличие работников с конкретными навыками; наличие предприятий, производящих сельхозтехнику, а также сервисных и ремонтных предприятия. Кластер также способен привлечь многих оптовых покупателей и способствовать продаже продукции на отдаленных рынках. Кроме того, кластеризация облегчает правительству, финансовым институтам, университетам и другим НПО разработку и реализацию точечных мер поддержки и развития МСП. Отдельные предприятия в кластере могут получить коллективную эффективность. Кластер содействует созданию местных промышленных связей без существенных затрат [6, с. 36].

Под лесопромышленными кластерами понимается региональная (горизонтальная и вертикальная) интеграция малых, крупных и средних производителей и учреждений, специализирующихся в сельском хозяйстве или ЛПК. Эти кластеры становятся конкурентным фактором для ЛПК в XXI веке в условиях глобализации, производства высокой стоимости, распределения и использования инноваций и повышения эффективности производства.

В последние годы, благодаря повышенному вниманию правительства к проблемам МСП

и реализации государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса в России, в значительной степени удалось преодолеть застой в развитии малых и средних предприятий ЛПК. На государственномуровнеуже сложилось понимание того, что лесопромышленные кластеры являются ценными инструментами для стимулирования экономического роста ЛПК, связи местных производителей с региональными и глобальными цепочками создания стоимости. Минрегионразвития России выступает за развитие малого лесного бизнеса через создание малых предприятий и их интеграцию с крупным бизнесом, который должен взять на себя вопросы сбыта продукции. Сегодня малый бизнес на селе получает не более 30% господдержки, которая оказывается лесному сектору страны. Этот показатель планируется довести до 50%. Без интеграции с крупным бизнесом развитие малого бизнеса в нашей стране невозможно.

Полноценных инновационно-промышленных кластеров ЛПК, в которых выполнялись бы все интеграционные условия, в нашей стране пока мало. Одна из причин - значительное социально-экономическое неравенство в лесном секторе. Построение кластеров Л ПК с участием МСП в менее развитых регионахявляется сложной задачей, поскольку в них преобладают мелкие лесхозпроизводители, что несет определённые трудности для создания критической массы, необходимой для роста.

Успешное развитие ЛПК кластеров зависит от ряда критических факторов, наиболее важным из которых является доступ к выходу на рынок, внутренняя организация и сотрудничество / совместные действия фирм кластера, устойчивость поставок сырья и других необходимых ресурсов, наличие организаций самопомощи, качество поддержки местных органов власти, а также внешние связи с банками и местными образовательными и научно-исследовательскими организациями.

В целях выявления существующих в отечественной и зарубежной литературе подходов [8; 9] в рамках настоящего исследования был проведён анализ, в результате которого мы обобщили общие факторы, которые положительно влияют на успешность развития потенциала МСП Л ПК (табл. 1). Данные факторы можно отнести к внешней по отношению к предприятиям бизнес-среде (внешние факторы) и факторам, непосредственно зависящим от ресурсных характеристик самого МСП (внутренние факторы). Факторы внешней бизнес-среды включают в себя макроэкономические

со

1-й

о си

-О 0-

ш <

1=с

си

Ё

111

условия, права собственности на лесные ресурсы, обеспечение соблюдения лесного законодательства, рынки, нормативно-правовую базу и финансовые услуги, в то время как внутренние факторы - организационный потенциал, кластеризацию, возможности управления бизнесом, а также потенциал в области управления лесными ресурсами.

Таблица 1 - Факторы, влияющие на успешность деятельности МСП ЛПК

(1) Макроэкономическая среда Стабильная фискальная и денежно-кредитная политика

Дружественные условия торговли

Положительный инвестиционный климат для предприятий ЛПК в целом

(2) Права собственности на лесные ресурсы и права лесопользования Юридические права и титулы должны определяться на основе четкого, безопасного владения и пользования лесными ресурсами

Децентрализация полномочий и передача прав на управление лесными ресурсами на местный уровень

(3) Лесное законодательство Эффективное исполнение норм лесного законодательства, препятствующее возникновению административных барьеров, коррупции и другим видам деятельности, которые оказывают негативное влияние на деятельность МСП

(4) Рынки Повышение дохода от продаж на существующих рынках за счет реализации продукции с высокой добавленной стоимостью и доступ к внутренним нише-вым рынкам, сертификация, эффективные взаимосвязи и обмен рыночной информацией, улучшение рыночной инфраструктуры

Диверсификация и расширение рыночных возможностей за пределами основной направленности хозяйственной деятельности

(5) Нормативное регулирование Нормативные рамки, которые являются адекватными, простыми и интуитивно понятными для руководства МСП пропорционально их типу и размеру

(6) Финансовые услуги Доступные и достаточные кредиты на развитие, страхование рисков и др. источники финансирования основного капитала, специфические для нужд МСП

(7) Организационные возможности Возможности, связанные с эффективным управлением МСП (организационные и институциональные условия)

Механизмы разрешения внешних и внутренних конфликтов, справедливое распределение выгод

Традиционное лидерство, управление культурой предприятия

(8) Кластеризация Существование кластеров (производственных организаций, общественных сетей и ассоциаций, кооперативов и отраслевых ассоциаций)

(9) Бизнес-менеджмент Добросовестная деловая практика: бухгалтерский учет и управление финансами, предпринимательство и долгосрочное видение, технический прогресс и инновации, знание законодательства, человеческие ресурсы, опыт управления маркетингом, знаниями, коммуникациями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(10) Управление лесными ресурсами Навыки управления лесными ресурсами и технические знания, связанные с лесным хозяйством, производственные мощности, технология и инфраструктура, инновации в практике управления, диверсификация и сертификация.

Источник: составлено автором.

Формирование мер поддержки и развития МСП ЛПК предполагаетучет данного комплекса факторов, их анализ и контроль со стороны руководства и менеджеров МСП, а также иных заинтересованных лиц. Кроме того, необходимо учитывать, что потребности МСП ЛПК мо-

гут варьироваться в зависимости от функций, которые они выполняют в цепочке создания стоимости.

Вопросы о роли государства в развитии МСП Л ПК, о формах и методах государственного регулирования деятельности лесопромышленных предприятий до сих пор остаются дискуссионными. В специальной и научной литературе обычно обсуждаются возможности государственного регулирования и поддержки МСП, предприятий ЛПК и его последствий для экономики и общества.

При поддержке развития ЛПК кластеров необходимо преодолеть существующие проблемы их формирования: 1) ЛПК кластер не имеет своей конкретной региональной характеристики, что приводит к конкуренции внутри кластера из-за одной и той же производственной структуры; 2) отсутствуют крупные приятия ("голова дракона" [5]), которые имеют сильную рыночную конкурентоспособность и высокую способность организовать большое число МСП; 3) возможность для технологических инноваций в сельскохозяйственном кластере все еще остается слабой, а уровень технологий по-прежнему на низком уровне; 4) внутренняя возможность организации кластера является слабой, трудно создать внутренне позитивную бизнес-среду. Существует недостаток сотрудничества между субъектами кластера. Взаимосвязи не установлены,уменьшается синергичес-кий эффект кластера.

Государственная политика развития МСП ЛПК должна сочетаться с хорошей бизнес-средой, которая может быть создана с помощью соответствующей макроэкономической политики, влияющей на торговлю, инвестиции, денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику, политику в области конкуренции, заработной платы и рынков труда, образования и технологий и сельско-

хозяйственных, промышленных и других секторах. Другими словами, политика в области развития МСП с использованием кластерного подхода должна в полной мере поддерживаться соответствующей макроэкономической политикой.

Литература:

1. Брагина Е.В. Научные исследования: от теории к практике : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, Об нояб. 2015 г.). В 2 т. - Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : Интерактив плюс, 2015. - № 4 (5). - С. 243-246.

2. Старкова Н.О. Оценка организационного развития малого предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2(55). - С. 905-909.

3. Толмачев Д.Е., Ульянова Е.А., Плинер Л.М. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе: формирование приоритетных направлений на примере Свердловской области // Экономика региона. -2015. - № 1. - С. 115-131.

4. Хашир Б.О., Хуажев О.З. Концепция исследований и методология управления инвестиционной деятельностью предприятий территориально-лесопромышленного комплекса // Вестник СевероКавказского государственного технического университета. - 2009. - № 1 (18). - С. 11-15.

5. Cao O.S., Yan Z.W., Chu F., Tang Y.B. The current Situation and countermeasure of development of agricultural clusters in China // Jiangsu Agricultural Sciences. - 2010. - № 6. - S. 608-610.

6. Ceglie G., Dini M. SME Cluster and Network Development in Developing Countries. The Experience of UNIDO. UNIDO PSD Technical Working Papers Series, Geneva, 1999.

7. Concepts, methods and findings in forest ownership research in Europe. Mid-term Proceedings of the COST Action FP1201 FACESMAP.

8. Donovan J., Stoian D., Macqueen D., Grouwels S. The business side of sustainable forest management: Small and medium forest enterprise development for poverty reduction. Natural Resource Perspectives, 104. London: Overseas development institute (ODI), 2006.

9. Macqueen D. Supporting small forest enterprises: A cross-sectoral review of best practice. NED small and medium forestry enterprise series no. 23. London: NED, 2008. http://www.ibcperu.org/doc/isis/ 8629.pdf

10.Marshal A. Principles of economics. Macmillan, London, 1920. URL: http://eet.pixel-online.org/files/ etranslation/original/Marshall,%20Principles% 20of%20Economics.pdf.

ll.Simeone J. Timber Export Taxes and Trade between Russia and China: Development of the Forestry Sector in the Russian Far East//The Forestry Chronicle. 2012. №88(5). P. 585-592. 12.Solvell O. Clusters. Balancing Evolutionary and Constructive Forces. Ivory Tower Publishers, Stockholm, 2008. http://www.tci-network.org. 13.UN FAO [Food and Agricultural Organization of the United Nations]. The Russian Federation Forest Sector: Outlook Study to 2030. Rome, Italy, 2012.

CO

i-H

О DJ

-О Q-

Ш <

ЬС

CU 1Г

113

THE EFFECTIVENESS OF THE 1MPLEMENTA TION OF THESTA ТЕ POLICY ON SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN ROSTOV REGION

Gornostaeva Zhanna Viktorovna, PhD of Economics, Professor, Chair ofManagement and Entrepreneurship, institute of Service Sector and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University, Shakhty E-mail: mypochta-09igimail.ru

Sorokina Julia Vitalievna, Post-graduate student, assistant, Chair of Management and Entrepreneurship, institute of Service Sector and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University, Shakhty E-mail: polina-neig)mail.ru

Svirtareva Julia Alexandrovna, Student, institute of Service Sector and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University, Shakhty E-mail: [email protected]

Bakiakova Valeriya Vitalievna, Under-graduate student, institute of Service Sector and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University, Shakhty E-mail: valeriya.baclackowaigiyandex.ru

This article is devoted to questions of effective implementation of state programs on support of small business in the Rostov region. An analysis was conducted of the main directions and forms of support for entrepreneurs, as well as to optimize the state support of subjects of small business, the authors have proposed a number of activities.

Keywords: public policy; small businesses; economic growth; directions of support of the enterprises; efficiency of realization of state programs.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Данная статья посвящена вопросам эффективной реализации государственных программ по поддержке малого бизнеса в Ростовской области. Был проведен анализ эффективности основных направлений и форм поддержки предпринимателей, а также в целях оптимизации государственной поддержки субъектов малого бизнеса авторами был предложен ряд мероприятий.

УДК 338.2 ВАК РФ 08.00.05

© Горностаева Ж.В., 2016 © Сорокина Ю.В., 2016 © Свинарева Ю.А., 2016 © Бакланова В.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.