Научная статья на тему 'Инструментарий снижения теневизации малого бизнеса в лесном секторе экономики: методические аспекты реализации'

Инструментарий снижения теневизации малого бизнеса в лесном секторе экономики: методические аспекты реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕНЕВИЗАЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / НИВЕЛИРОВАНИЕ ТЕНЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ / SHADOW ACTIVITY / SHADOW ECONOMY EXPANSION OF SMALL BUSINESS / LEVELING OF THE SHADOW RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколинская Юлия Михайловна

В статье в качестве основного проявления деформации предпринимательской деятельности в лесном секторе экономики определено усиление ее теневизации. Обоснована необходимость дифференциации организационно-методического инструментария поддержки малого бизнеса в лесном секторе экономики по критерию «предрасположенность территории к развитию теневой деятельности». Разработан алгоритм кластеризации территорий на основе принципа «предрасположенность территории к развитию теневой деятельности в сфере лесопользований». Алгоритм включает следующие этапы иерархического кластерного анализа: вычисление матрицы расстояния между объектами; связывание или группировка объектов в бинарные иерархические деревья (дендрограммы); оценка качества кластеризации; выделение значимых кластеров; визуализация и анализ значимых кластеров. Систематизированы и ранжированы причины усиления теневизации малого бизнеса в лесном секторе экономики для территорий с высоким уровнем теневой деятельности и низкой доходностью для государства: нехватка финансовых средств; несовершенное законодательство; нерациональность лесозаготовок; высокое налоговое бремя; правовая неурегулированность использования государственного лесного фонда; несовершенство порядка установления и взимания лесных податей; несовершенство государственного управления лесопользованием. С помощью анкетирования и экспертных оценок определены значимые причины усиления теневизации малого бизнеса в лесном секторе экономики: нехватка финансовых средств; несовершенство государственного регулирования; высокое налоговое бремя. Разработан инструментарий снижения теневизации малого бизнеса в лесном секторе экономики для территорий III типа - «Низкая доходность государства - Высокий уровень теневой деятельности»: в системе финансовой поддержки; в системе совершенствования государственной поддержки; в рамках снижения налогового бремени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколинская Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS OF DECREASE IN SHADOW ECONOMY EXPANSION OF SMALL BUSINESS IN FOREST SECTOR OF ECONOMY: METHODICAL ASPECTS OF REALIZATION

In article the author defined strengthening of its shadow economy expansion as the main manifestation of deformation of business activity in forest sector of economy, proved need of differentiation of organizational and methodical tools of support of small business for forest sector of economy by criterion «predisposition of the territory to development of shadow activity», developed the algorithm of a clustering of territories on the basis of the principle «predisposition of the territory to development of shadow activity in the sphere of forest exploitation». The algorithm includes the following stages of the hierarchical cluster analysis: calculation of a matrix of distance between objects; binding or group of objects in binary hierarchical trees (tree diagram); assessment of quality of a clustering; allocation of significant clusters; visualization and analysis of significant clusters. The author systematized and ranged reasons of strengthening of shadow economy expansion of small business in forest sector of economy for territories with the high level of shadow activity and low profitability for the state: shortage of financial means; imperfect legislation; irrationality of logging; high tax burden; legal lack of regulation of use of the state forest fund; imperfection of an order of establishment and collection of forest taxes; imperfection of public administration by forest exploitation. The author defined significant reasons of strengthening of shadow economy expansion of small business in forest sector of economy by means of questioning and expert estimates: shortage of financial means; imperfection of state regulation; high tax burden. The author also developed tools of decrease in a shadow economy expansion of small business in forest sector of economy for territories of the III type «Low profitability of the state the High level of shadow activity»: in system of financial support; in system of improvement of the state support; within decrease in tax burden.

Текст научной работы на тему «Инструментарий снижения теневизации малого бизнеса в лесном секторе экономики: методические аспекты реализации»

ИНСТРУМЕНТАРИЙ СНИЖЕНИЯ ТЕНЕВИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

СОКОЛИНСКАЯ ЮЛИЯ МИХАЙЛОВНА ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: tc-sveta@mail.ru

В статье в качестве основного проявления деформации предпринимательской деятельности в лесном секторе экономики определено усиление ее теневизации. Обоснована необходимость дифференциации организационно-методического инструментария поддержки малого бизнеса в лесном секторе экономики по критерию «предрасположенность территории к развитию теневой деятельности». Разработан алгоритм кластеризации территорий на основе принципа «предрасположенность территории к развитию теневой деятельности в сфере лесопользований». Алгоритм включает следующие этапы иерархического кластерного анализа: вычисление матрицы расстояния между объектами; связывание или группировка объектов в бинарные иерархические деревья (дендрограммы); оценка качества кластеризации; выделение значимых кластеров; визуализация и анализ значимых кластеров. Систематизированы и ранжированы причины усиления теневизации малого бизнеса в лесном секторе экономики для территорий с высоким уровнем теневой деятельности и низкой доходностью для государства: нехватка финансовых средств; несовершенное законодательство; нерациональность лесозаготовок; высокое налоговое бремя; правовая неурегулированность использования государственного лесного фонда; несовершенство порядка установления и взимания лесных податей; несовершенство государственного управления лесопользованием. С помощью анкетирования и экспертных оценок определены значимые причины усиления теневизации малого бизнеса в лесном секторе экономики: нехватка финансовых средств; несовершенство государственного регулирования; высокое налоговое бремя. Разработан инструментарий снижения теневизации малого бизнеса в лесном секторе экономики для территорий III типа - «Низкая доходность государства - Высокий уровень теневой деятельности»: в системе финансовой поддержки; в системе совершенствования государственной поддержки; в рамках снижения налогового бремени.

Ключевые слова: теневая деятельность, теневизация малого бизнеса, нивелирование теневых отношений

Обеспечение эффективного развития предпринимательского сектора экономики является неотъемлемым условием экономически безопасного развития национального хозяйства. Особую роль в данном случае приобретает малый бизнес. Прежде всего это связано с тем, что именно малое предпринимательство обеспечивает занятость практически половины трудоспособного населения, именно в данном секторе производится наибольшая часть ВВП. В современных условиях хозяйствования важность приобретает нивелирование теневой деятельности малого бизнеса в тех секторах экономики, которые имеют стратегически важное значение для развития экономики всей страны. Так, для России стратегическими ресурсами, определяющими вектор развития ее экономики, выступают лесные. Это связано с тем, что Россия является самой крупной в мире лесной державой, занимает первое место в мире по площади лесов и

объему запасов древесины. Таким образом, эффективное развитие малого бизнеса в лесном секторе экономики и нивелирование его теневой деятельности выступает одной из задач сбалансированного и устойчивого развития национальной экономики.

Для обоснования ключевой роли малого предпринимательства в обеспечении развития лесной сферы экономики выдвинута гипотеза о том, что вклад в производство валовой добавленной стоимости в лесном хозяйстве наибольший у субъектов малого предпринимательства, и именно они определяют развитие лесного хозяйства. С целью подтверждения (опровержения) вышеуказанной гипотезы нами осуществлен корреляционно-регрессионный анализ. Для статистической обработки данных рядов применяли программный продукт STADIA. При выполнении корреляционно-регрессионного анализа исполь-

зованы приемы математической статистики [1]. В результате установлена близкая к линейной (различия между значениями коэффициента корреляции и корреляционного отношения невысоки) в отношении валовой добавленной стоимости и оборотом предприятий в сфере лесного хозяйства.

В отношении высказанной гипотезы отметим, что оборот малых предприятий оказывает наиболее существенное влияние на величину валовой добавленной стоимости, произведенной в сфере лесного хозяйства, в то время как влияние числа малых предприятий (без микропредприятий) в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (по данным выборочного наблюдения) незначимо.

Проводимые исследования показывают, что для малого бизнеса, функционирующего в лесной сфере, характерны не только общие проблемы, но и частные [2]:

1) высокий уровень неустойчивости развития, особенно в первые годы жизни, что выступает следствием отсутствия стартового капитала для разработки лесных ресурсов;

2) недостаточность или полное отсутствие инфраструктуры. Малые и средние предприятия испытывают значительные трудности, так как для развития соответствующей инфраструктуры необходимы масштабные вложения, которые могут позволить себе государственные предприятия или крупные корпорации с государственным участием [3];

3) сложности процедур лицензирования, сертификации, выделения земельных участков, государственных и муниципальных помещений для развития бизнеса;

4) отсутствие системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности;

5) недостаточность государственной поддержки. Так, государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях осуществляется при реализации следующих программ и мероприятий: программа Министерства экономического развития РФ по государственной поддержке МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства; программы Министерства труда и социальной защиты РФ по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан; мероприятия Министерства сельского хозяйства РФ по поддержке субъектов МСП в агропромышленном комплексе; комплекс мер Министерства образования и науки РФ, направленных на поддержку МСП в научно-технической сфере. Мы видим, что программных мероприятий, направленных именно на поддержку малого бизнеса в лесной сфере, нет.

Вышеперечисленные тенденции ведут, в первую очередь, к росту недоимок, что свидетельствует о кризисном характере развития предпринимательства (и не только малого) в лесном секторе экономики [4].

Проводимые исследования и предоставляемые статистические данные свидетельствуют о том, что доля теневого дохода в лесном секторе экономики не превышает 37 %. Однако, относительно небольшой процент теневого дохода в лесной сфере деятельности свидетельствует о том, что наносится ущерб не только социальной и экономической подсистемам национальной экономики, но и экологической, природной, рекреационной. Наиболее распространенными нарушениями в сфере заготовки и оборота древесины являются (рис. 1).

сек

секторе экономики

Рис. 1. Формы теневой деятельности в лесном секторе экономики России [5]

т M. SOKOLINSKAYA

Следует отметить, что в официальных изданиях представляются данные об увеличении масштабов теневой деятельности в лесной сфере. По официальным данным Рослесхоза, в 2011 г. было выявлено более 21 тыс. лесонарушений. Нелегальная заготовка составила в 2011 г. по разным оценкам 1,2-1,8 млн м3 (это около 1 % общего объема лесозаготовок [6]). В 2012 г. общее количество лесонарушений увеличилось на 18,1 % по сравнению с 2011 г. Всего в субъектах РФ зарегистрировано на 3,8 % больше случаев незаконной рубки больше по сравнению с 2011 г.

Логичным продолжением начатого исследования является анализ незаконных рубок и их последствий для региональных систем с акцентом на роль и участие в этих процессах субъектов МСП. Опираясь на опросы руководителей МСП, осуществляющих лесопользование, можно выделить четыре типа регионов: тип I - высокая доходность государства -высокий уровень теневой деятельности; тип II - высокая доходность государства - низкий уровень теневой деятельности; тип III - низкая доходность государства - высокий уровень теневой деятельности; тип IV - низкий доход государства - низкий уровень теневой деятельности.

В качестве факторов, по которым будем проводить классификацию, выберем четыре основополагающих: 1) уровень концентрации предпринимательской деятельности на лесных участках (П); 2) плата за использование лесных участков в расчете на единицу лесных площадей, переданных в аренду (Д); 3) количество субъектов МСП, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность (Н); 4) ущерб, нанесенный незаконными действиями (У).

На рисунке 2 изображены условия принадлежности к различным типам. Основные этапы иерархического кластерного анализа:

1. Вычисление матрицы расстояния между объектами.

2. Связывание или группировка объектов в бинарные иерархические деревья (дендро-граммы).

3. Оценка качества кластеризации.

4. Выделение значимых кластеров.

5. Визуализация и анализ значимых класс -теров.

Таким образом, сформулирован алгоритм, позволяющий определить предрасположенность региона к развитию теневой деятельности в сфере лесопользований [7]. Согласно данному алгоритму, для всех рассматриваемых регионов определяются четыре основополагающих фактора на основе данных за рассматриваемый период.

Тип I

1 П е [°,5;Ч или

о Тип III П е [0;0,5]

Я и Д е [0,5;1] Н е [0,5;1] У е [0,5;1]

Тип IV

i П е[°,5;ч или

П е [0;0,5] Д е [0;0,5], Н е [0;0,5] У е [0;0,5] Тип II

низкая высокая

Доходность государства

Рис. 2. Зоны принадлежности к типам I, II, III, IV

Затем вычисляются соответствующие коэффициенты путем деления значений факторов на максимальные по стране. На следующем этапе проводится классификация выбранных объектов по рассматриваемым показателям иерархическим методом. Блок-схема описанного алгоритма представлена на рисунке 3. В таблице 1 приведены результаты расчетов.

Значение конефетического корреляционного коэффициента равно 0,9324. Близость коэффициента к единице позволяет судить о качественно проведенной кластеризации.

Очевидно, что для территорий II типа - высокая доходность государства - низкий уровень теневой деятельности и IV типа - низкий доход государства -низкий уровень теневой деятельности - рекомендована политика либерализма (невмешательства); для территорий I типа - высокая доходность государства - высокий уровень теневой деятельности - целесообразно усиление контроля за теневой деятельностью предпринимательских структур; для территорий III типа - низкая доходность государства -высокий уровень теневой деятельности - необходима разработка соответствующего инструментария.

В целях повышения эффективности работы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства с целью снижения уровня его теневизации целесообразно:

1. Рослесхозу:

- выступить с предложением о внесении дополнений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, устанавливающий господдержку приоритетных отраслей, в ст. 25 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществля-

ющих сельскохозяйственную деятельность» дополнив «.. и лесохозяйственную деятельность»;

- предпринять необходимые действия по установлению преференции юридическим лицам, осуществляющим научно-исследовательскую, образовательную деятельность на правах постоянного (бессрочного) пользования лесных участков в части приобретения лесопосадочного материала для воспроизводства лесов при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, путем внесения соответствующих изменений в статью 53.7. Лесного кодекса РФ;

- разработать план системных мероприятий по развитию кадрового потенциала малого предпринимательства в лесном хозяйстве, включающего в себя образовательную деятельность на региональном уровне, в том числе на базе отраслевых вузов и НИИ.

2. Органам исполнительной власти субъектов РФ (в составе Департаментов лесного хозяйства по федеральным округам):

- провести необходимые рабочие совещания с органами исполнительной власти по вопросам адресной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих воспроизводство лесов на региональном уровне, и выйти с предложением о необходимости внесения дополнений в соответствующие разделы Программ поддержки МСП, действующих в субъектах РФ;

- ускорить работу по созданию региональных объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в сфере лесного хозяйства (отраслевых бизнес-инкубаторов на базе имеющихся НИИ в кооперации с ведущими лесными вузами) и обеспечение ее деятельности;

Рис. 3. Блок-схема алгоритма определения предрасположенности региона к развитию теневой деятельности

Таблица 1 Доходность государства»

Результаты кластеризации территории по параметрам «Уровень теневой деятельности -

Регион Тип

Воронежская, Ивановская, Костромская, Курская, Смоленская, Новгородская, Удмуртия, Кемеровская области, Республики Татарстан, Башкортостан, Коми, Адыгея, Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Хакасия, Карачаево-Черкесская, Саха (Якутия), Тыва, Чеченская, Кабардино-Балкарская, Чувашская, Северная Осетия - Алания, Белгородская, Липецкая, Рязанская, Орловская, Тамбовская, Тульская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Тюменская, Мурманская, Псковская, Астраханская, Волгоградская, Ростовская, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейский, Чукотский, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский АО, Ставропольский, Камчатский, Забайкальский край низкий доход государства -низкий уровень теневой деятельности

Приморский край, Архангельская, Челябинская области, Республика Карелия высокая доходность государства - высокий уровень теневой деятельности

Вологодская, Иркутская, Краснодарский, Свердловская, Томская, Тверская, Омская области, Хабаровский, Красноярский край, Республика Бурятия, Пермский край, Алтайский край, низкая доходность государства - высокий уровень теневой деятельности

Брянская, Калужская, Курганская, Владимирская, Ярославская, Калининградская, Ульяновская, Кировская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Республики Марий Эл, Мордовия высокая доходность государства - низкий уровень теневой деятельности

т М. SOKOLINSKAYA

- реализовать комплекс мер по сокращению сроков и этапов прохождения административных процедур субъектами предпринимательской деятельности при согласовании и экспертизе проектов освоения лесных участков;

- развивать практику поддержки малого и среднего предпринимательства, взаимодействующего с научно-исследовательскими институтами в рамках коммерциализации инноваций, включая разработку, как на федеральном, так и на региональном уровнях механизмов финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере лесного хозяйства и внедряющих инновационные продукты, технологии;

- усилить работу с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями в части предметного взаимодействия по созданию условий для ведения инновационных разработок и коммерциализации научных и инновационных разработок в сфере лесного хозяйства и воспроизводства лесов;

- рассмотреть возможность компенсации части затрат, понесенных субъектами малого предпринимательства на приобретение лесопосадочного материала с улучшенными наследственными свойствами, лесопосадочного материала, выращенного по инновационным технологиям в том числе с ЗКС в размере свыше норматива1;

- разработать механизмы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в форме субсидирования затрат, связанных с уплатой авансовых лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования, лесных машин и механизмов, автотранспортных средств. Субсидирование лизинговых платежей производится субъектам малого предпринимательства, осуществляющим лесовосстановление, в размере 70 % от суммы авансового лизингового платежа.

3. Торгово-промышленной палате РФ и ее структурным подразделениям в регионах:

- рассмотреть вопрос об изменении принципов взаимодействия властных управленческих структур в отношении с предпринимателями. Речь идет о переходе с модели администрирования к модели органичного взаимодействия и сотрудничества с обеспечением на региональных

1 Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства в размере свыше норматива, но не более 50 % фактических затрат по приобретению научно-технической продукции, инновационных продуктов, в рамках договоров, заключенных с научно-исследовательскими организациями по коммерциализации результатов их научно-исследовательской деятельности.

уровнях регулярной обратной связи с представителями бизнес-сообщества;

- организовывать на регулярной основе проведение семинаров, «круглых столов» в целях формирования позитивного общественного мнения о предпринимательстве, пропаганды его социальной значимости, повышения престижа предпринимательской деятельности в лесном хозяйстве;

- обеспечить систематическое проведение образовательных бесплатных программ для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере лесного хозяйства (семинары, вебинары, онлайн-консультирование) на региональном уровне, в том числе с привлечением представителей базовых отраслевых вузов и НИИ.

Литература

1. Колесникова И. И., Круглякова Г. В. Статистика. Практикум: учеб. пособие. Минск: Издательство «Высшая школа», 2011.

2. Хорев А. И., Соколинская Ю. М. Тенденции развития российского предпринимательства: проблемы и противоречия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Вып. 6 (146). С. 63-68.

3. Морковина С. С. [и др.] Концепция развития инфраструктурных объектов поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур / Т. Л. Безрукова, Е. А. Колесниченко, Е. А. Панявина, А. С. Свиридов, Ю. Н. Попова, Ю. М. Соколинская. Воронеж: ФГБОУ ВО «ВГЛУ им. Г. Ф. Морозова», 2015.

4. Хорев А. И. [и др.] Факторы кризисного развития малого предпринимательства / Хорев А. И., Морковина С. С., Соколинская Ю. М. // Вестник ВГУИТ. 2015. № 1 (63). С.223-229.

5. Мясников Д. А. Инструменты и методы определения масштаба теневой экономики в лесопромышленном комплекс: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Иркутск, 2009.

6. Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства. URL: http://www.rosleshoz. gov.ru/ dep/siberia/press/470

7. Соколинская Ю. М., Морковина С. С. Причины теневой деятельности в сфере малого предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 11. С. 142-148.

References

1. Kolesnikova I. I., Kruglyakova G. V. Statistika [Statistics]. Praktikum. ucheb. posobiye. Minsk: Iz-datel'stvo «Vysshaya shkola», 2011.

2. Khorev А. I., Sokolinskaya Yu. M. Tendentsii razvitiya rossijskogo predprinimatel'stva: problemy i pro-tivorechiya [Tendencies of development of the Russian business: problems and contradictions] // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2015. Vyp. 6 (146). S. 63-68.

3. Morkovina S. S. [i dr.] Kontseptsiya razvitiya in-frastrukturnykh ob"yektov podderzhki innovatsionnoj deyatel'nosti predprinimatel'skikh struktur [Concept of development of infrastructure objects of support of innovative activity of enterprise structures] / T. L. Bezrukova, E. A. Kolesnichenko, E. A. Panyavina, A. S. Sviridov, Yu. N. Popova, Yu. M. Sokolinskaya. Voronezh: FGBOU VO «VGLU im. G. F. Morozova», 2015.

4. Khorev A. I. [i dr.] Faktory krizisnogo razvitiya malogo predprinimatel'stva [Factors of crisis development of small business] / Khorev A. I., Morkovina S. S., Sokolinskaya Yu. M. // Vestnik VGUIT. 2015. № 1 (63). S.223-229.

5. Myasnikov D. A. Instrumenty i metody opredeleniya masshtaba tenevoj ekonomiki v lesopromyshlennom kom-plekse [Tools and methods of determination of scale of shadow economy in a forest engineering complex]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Irkutsk, 2009.

6. Ofitsial'nyj sajt Federal'nogo agentstva lesnogo khozyajstva [Official site of Federal Forestry Agency]. URL: http://www.rosleshoz. gov.ru/ dep/siberia/press/470

7. Sokolinskaya Yu. M., Morkovina S. S. Prichiny tenevoj deyatel'nosti v sfere malogo predprinimatel'stva [The reasons of shadow activity in the sphere of small business] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. T. 9. № 11. S. 142-148.

St St St

TOOLS OF DECREASE IN SHADOW ECONOMY EXPANSION OF SMALL BUSINESS IN FOREST SECTOR OF ECONOMY: METHODICAL ASPECTS OF REALIZATION

SOKOLINSKAYA YULIA MIKHAYLOVNA Voronezh State Forestry Engineering University named after G. F. Morozov, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: tc-sveta@mail.ru

In article the author defined strengthening of its shadow economy expansion as the main manifestation of deformation of business activity in forest sector of economy, proved need of differentiation of organizational and methodical tools of support of small business for forest sector of economy by criterion «predisposition of the territory to development of shadow activity», developed the algorithm of a clustering of territories on the basis of the principle «predisposition of the territory to development of shadow activity in the sphere of forest exploitation». The algorithm includes the following stages of the hierarchical cluster analysis: calculation of a matrix of distance between objects; binding or group of objects in binary hierarchical trees (tree diagram); assessment of quality of a clustering; allocation of significant clusters; visualization and analysis of significant clusters. The author systematized and ranged reasons of strengthening of shadow economy expansion of small business in forest sector of economy for territories with the high level of shadow activity and low profitability for the state: shortage of financial means; imperfect legislation; irrationality of logging; high tax burden; legal lack of regulation of use of the state forest fund; imperfection of an order of establishment and collection of forest taxes; imperfection of public administration by forest exploitation. The author defined significant reasons of strengthening of shadow economy expansion of small business in forest sector of economy by means of questioning and expert estimates: shortage of financial means; imperfection of state regulation; high tax burden. The author also developed tools of decrease in a shadow economy expansion of small business in forest sector of economy for territories of the III type - «Low profitability of the state - the High level of shadow activity»: in system of financial support; in system of improvement of the state support; within decrease in tax burden.

Key words: shadow activity, shadow economy expansion of small business, leveling of the shadow relations

YU. M. SOKOLINSKAYA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.