хозяйственных, промышленных и других секторах. Другими словами, политика в области развития МСП с использованием кластерного подхода должна в полной мере поддерживаться соответствующей макроэкономической политикой.
Литература:
1. Брагина Е.В. Научные исследования: от теории к практике : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, Об нояб. 2015 г.). В 2 т. - Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : Интерактив плюс, 2015. - № 4 (5). - С. 243-246.
2. Старкова Н.О. Оценка организационного развития малого предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2(55). - С. 905-909.
3. Толмачев Д.Е., Ульянова Е.А., Плинер Л.М. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе: формирование приоритетных направлений на примере Свердловской области // Экономика региона. -2015. - № 1. - С. 115-131.
4. Хашир Б.О., Хуажев О.З. Концепция исследований и методология управления инвестиционной деятельностью предприятий территориально-лесопромышленного комплекса // Вестник СевероКавказского государственного технического университета. - 2009. - № 1 (18). - С. 11-15.
5. Cao O.S., Yan Z.W., Chu F., Tang Y.B. The current Situation and countermeasure of development of agricultural clusters in China // Jiangsu Agricultural Sciences. - 2010. - № 6. - S. 608-610.
6. Ceglie G., Dini M. SME Cluster and Network Development in Developing Countries. The Experience of UNIDO. UNIDO PSD Technical Working Papers Series, Geneva, 1999.
7. Concepts, methods and findings in forest ownership research in Europe. Mid-term Proceedings of the COST Action FP1201 FACESMAP.
8. Donovan J., Stoian D., Macqueen D., Grouwels S. The business side of sustainable forest management: Small and medium forest enterprise development for poverty reduction. Natural Resource Perspectives, 104. London: Overseas development institute (ODI), 2006.
9. Macqueen D. Supporting small forest enterprises: A cross-sectoral review of best practice. NED small and medium forestry enterprise series no. 23. London: NED, 2008. http://www.ibcperu.org/doc/isis/ 8629.pdf
10.Marshal A. Principles of economics. Macmillan, London, 1920. URL: http://eet.pixel-online.org/files/ etranslation/original/Marshall,%20Principles% 20of%20Economics.pdf.
ll.Simeone J. Timber Export Taxes and Trade between Russia and China: Development of the Forestry Sector in the Russian Far East//The Forestry Chronicle. 2012. №88(5). P. 585-592. 12.Solvell O. Clusters. Balancing Evolutionary and Constructive Forces. Ivory Tower Publishers, Stockholm, 2008. http://www.tci-network.org. 13.UN FAO [Food and Agricultural Organization of the United Nations]. The Russian Federation Forest Sector: Outlook Study to 2030. Rome, Italy, 2012.
CO
i-H
О DJ
-О Q-
Ш <
ЬС
CU 1Г
113
THE EFFECTIVENESS OF THE 1MPLEMENTA TION OF THESTA ТЕ POLICY ON SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN ROSTOV REGION
Gornostaeva Zhanna Viktorovna, PhD of Economics, Professor, Chair ofManagement and Entrepreneurship, institute of Service Sector and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University, Shakhty E-mail: mypochta-09igimail.ru
Sorokina Julia Vitalievna, Post-graduate student, assistant, Chair of Management and Entrepreneurship, institute of Service Sector and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University, Shakhty E-mail: polina-neig)mail.ru
Svirtareva Julia Alexandrovna, Student, institute of Service Sector and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University, Shakhty E-mail: [email protected]
Bakiakova Valeriya Vitalievna, Under-graduate student, institute of Service Sector and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University, Shakhty E-mail: valeriya.baclackowaigiyandex.ru
This article is devoted to questions of effective implementation of state programs on support of small business in the Rostov region. An analysis was conducted of the main directions and forms of support for entrepreneurs, as well as to optimize the state support of subjects of small business, the authors have proposed a number of activities.
Keywords: public policy; small businesses; economic growth; directions of support of the enterprises; efficiency of realization of state programs.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Данная статья посвящена вопросам эффективной реализации государственных программ по поддержке малого бизнеса в Ростовской области. Был проведен анализ эффективности основных направлений и форм поддержки предпринимателей, а также в целях оптимизации государственной поддержки субъектов малого бизнеса авторами был предложен ряд мероприятий.
УДК 338.2 ВАК РФ 08.00.05
© Горностаева Ж.В., 2016 © Сорокина Ю.В., 2016 © Свинарева Ю.А., 2016 © Бакланова В.В., 2016
Ключевые слова: государственная политика; субъекты малого бизнеса; экономический рост; направления поддержки предприятий; эффективность реализации государственных программ.
> <
X
■X. Q ш т s
о
X О
со
114
ГОРНОСТАЕВА Жанна Викторовна, кандидат экономических наук, профессор, кафедра Управления
и предпринимательства, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, Шахты ту рос И 1а-09@таИ. г и
СОРОКИНА Юлия Витальевна, аспирант, ассистент, кафедра Управления
и предпринимательства, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, Шахты [email protected]
СВИНАРЕВА Юлия Александровна, студентка, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, Шахты тагвуиНафтаИ. г и
БАКЛАНОВА Валерия Витальевна, магистрант, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, Шахты vaieriya. baciacko wa@yandex. ru
Развитие малого и среднего бизнеса является фундаментом стабильного социально-экономического роста страны. Данному сектору экономики уделяется значительное внимание, поскольку малый бизнес создает дополнительные рабочие места, является источником налоговых отчислений в бюджет страны, более гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры в условиях постоянно меняющихся факторов внешней среды предприятий и многое другое [1].
По данным ведущего в мире делового журнала "Forbes", малый и средний бизнес в России обеспечивает 20% ВВП, в то время как во многих других развитых странах мира на его долю приходится около 50%, что делает проблему развития малого предпринимательства в стране особенно актуальной.
В настоящее время Россия переживает затянувшийся финансово-экономический кризис. Результатом сложившейся ситуации в стране являются высокий уровень инфляции, повышение уровня цен на товары и услуги, что выражается в снижении потребительского спроса населения и отрицательным образом сказывается на деятельности предприятий малого и среднего бизнеса [2].
Согласно Федеральному закону "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся "хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям".
На диаграмме (рис. 1) показаны данные Федеральной службы государственной статистики о количестве предприятий малого бизнеса, действующих в стране с 2011 по 2015 годы.
Рисунок 1 - Количество действующих предприятий малого бизнеса в России с 2011 по 2015 годы
Анализ данных, представленных на рисунке 1, свидетельствует о том, что в 2012 году резко возросло количество субъектов малого предпринимательства, 2013-2014 годы характеризуется уменьшением количества предприятий малого предпринимательства, а к концу 2015 года наблюдается постепенная оптимизация количества действующих предприятий малого бизнеса в стране. Такая положи-
тельная динамика вызвана улучшением бизнес-климата в стране.
На официальном сайте Росстата представлены статистические данные по демографическим показателям предприятий малого бизнеса в России (рис. 2). Показатели демографии складываются из двух коэффициентов:
- коэффициент рождаемости организаций, формирующийся из отношения количества зарегистрированных предприятий за отчетный период к У2 суммы количества организаций, учтенных в Статрегистре Федеральной службы государственной статистики на первую и последнюю дату отчетного периода, и умноженное на 1000;
- коэффициент официальной ликвидации организаций, состоящий из отношения количества официально ликвидированных организаций за отчетный период к У2 суммы количества организаций, учтенных в Статрегистре Росстата на первую и последнюю дату отчетного периода, и умноженное на 1000.
Рисунок 2 - Демографические показатели организаций малого бизнеса в России на период с 2005 по 2015 годы
Как видно из диаграммы, коэффициент открытия предприятий малого бизнеса и коэффициент официальной ликвидации взаимозависимы между собой. С 2005 по 2015 годы наблюдается колебание демографических показателей. Даже в период спада количества зарегистрированных предприятий с 2009 по 2014, этот показатель выше, чем число официально ликвидированных организаций. К 2015 году происходит существенный рост коэффициента рождаемости предприятий и уменьшение коэффициента закрывшихся организаций, что свидетельствует об оптимизации делового климата в стране.
Для того, чтобы создать необходимые условия с целью оздоровления экономики страны, разработка Государственной политики по поддержке малого бизнеса стала одной из при-
оритетных в условиях экономического спада в России. Существует множество нормативных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, разрабатываются различные программы по субсидированию и выдаче грантов для развития предприятий малого и среднего бизнеса [3].
Так, с 2005 года Минэкономразвития реализует государственную программу по поддержке малого и среднего бизнеса в регионах путем выделения средств из федерального бюджета. Основными направлениями поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
- увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции;
-увеличение объемов поддержки средних компаний;
- увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний;
-увеличение объемов грантовой поддержки начинающих предпринимателей;
- повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринима-тельств;
- сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний;
- создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипиро-вания, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию.
Все направления Государственной программы реализуются в каждом субъекте Российской Федерации органами региональной власти. В связи с актуальностью географического положения стоит рассмотреть эффективность выполнения форм Государственной поддержки на примере Ростовской области [4].
В Ростовской области в 2013 году была принята государственная программа Ростовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика", которая реализуется с 2014 по 2020 годы. Одной из ее подпрограмм является "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области", мероприятия которой направлены на улучшение условий ведения бизнеса в Ростовской области [5].
со
1-й
о си
-О 0-
ш <
1=с
си
1Г
Ё
115
Рассмотрим более подробно качество pea- ной поддержки малого и среднего предпри-лизации основных направлений государствен- нимательства в Ростовской области (табл. 1).
Таблица 1 - Эффективность реализации основных направлений государственной поддержки субъектов
малого и среднего бизнеса в Ростовской области
Направление и формы поддержки предпринимателей Эффективность реализации на региональном уровне
Субсидирование малых инновационных компаний Для субъектов инновационной деятельности, осуществляющих деятельность более 1 года в приоритетных сферах (например, здравоохранение, транспортный комплекс и т.д.), частично возмещаются затраты. Размер субсидии составляет 70 % от произведенных затрат, связанных с производством инновационной продукции, после их документального подтверждения, но не более 500 тыс. рублей на один субъект инновационной деятельности в течение календарного года. На реализацию мероприятий подпрограммы «Инновационное развитие Ростовской области» на 2015 год было предусмотрено в областном бюджете 51 128,4 тыс. рублей. Фактическое освоение средств составило 51 127,8 тыс. рублей или 99,99%, что свидетельствует об эффективной поддержке малых инновационных предприятий региона.
Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства В Ростовской области находится 32 коммерческих банка, которые являются участниками государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика». При этом процентные ставки в таких банках чаще всего превышают рентабельность предприятий малого бизнеса. Также, стоит отметить, что банки неохотно кредитуют малый бизнес, поскольку существуют высокие операционные издержки, сложность обработки информации, а также высокие риски при выдаче кредитов малым предприятиям. По результатам исследования общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» за 4 квартал 2015 года было выявлено, что необходимость в получении кредита испытывали 22 % предпринимателей, из которых получили только 10 %, испытывая при этом сложности в их получении. Данный вид поддержки в области реализуется неэффективно региональными властями, поэтому требуется контроль со стороны государства. В настоящее время наиболее доступным в выдаче кредитов по Ростовской области является банк «Центр-Инвест».
Содействие развитию лизинга оборудования малых компаний В Ростовской области участниками подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» являются 19 организаций, также субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются субсидии по первоначальному взносу и по лизинговым платежам. Ростовская область является одним из ведущих агропромышленных регионов страны. Зачастую приобрести технику для деятельности АПК в регионе могут только крупные субъекты бизнеса, поэтому выдача оборудования в лизинг малым предприятиям поспособствует увеличению числа АПК регионе, а, следовательно, развитию сельскохозяйственной отрасли в области, что особенно актуально в условиях реализации программ импортозамещения в стране.
Субсидирование начинающих предпринимателей Субъектам малого предпринимательства, срок предпринимательской деятельности которых со дня государственной регистрации не превышает 12 месяцев, предоставляется субсидия на организацию собственного дела. Субсидия предоставляется в размере 70 % от фактически произведенных затрат, но не более 300 тыс. рублей. Данная программа осуществляется на конкурсной основе, поэтому процент возмещения вложенных материальных ресурсов значительно снижается. Это делает государственную форму поддержки на региональном уровне недостаточно эффективной, поскольку многие начинающие предприниматели обладают слабым уровнем финансовой грамотности при составлении бизнес-плана для получения субсидии. Поэтому важно усовершенствовать систему оказания консультационной и информационной помощи в составлении бизнес-плана начинающим предпринимателям [61.
Формирование специальной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса В области действуют 14 микрофинансовых организаций, учредителями которых являются исполнительные органы власти и органы местного самоуправления Ростовской области, а именно: - некоммерческое партнерство «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства»; - некоммерческое партнерство «Агентство поддержки малого и среднего бизнеса г. Белая Калитва и Белока-литвинского района»; - 3 фонда местного развития (в городах: Гуково и Зверево, и Тацинском районе); - 8 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства (в городах:Азов, Донецк, Таганрог, Но-вошахтинск, Ростов-на-Дону, Шахты, а также Октябрьском и Боковском районах). Также для поддержки малого бизнеса в городе Ростов-на-Дону расположен Гарантийный фонд Ростовской области, целью которого является предоставление поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам и договорам банковской гарантии на основании действующего регламента. Гарантийным фондом Ростовской области в 2015 предоставлено 204 поручительства на сумму 1 308,7 млн рублей, что позволило предпринимателям привлечь 2 888,4 млн рублей кредитных ресурсов и банковские гарантии в сумме 25,7 млн рублей Таким образом, в Ростовской области реализация государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства результативна, поскольку специальная инфраструктура оказывает реальную помощь в развитии малого бизнеса.
Сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 11.03.2012 № 170 «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, предоставляются субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера. В 2015 году было привлечено более 200 предприятий Ростовской области для участия в мероприятиях, способствующих стимулированию экспортной активности, заключено 10 договоров о предоставлении субсидий организациям-экспортерам и перечислены субсидии 8 организациям-экспортерам на сумму 6 621,8 тыс. рублей. Субъектам малого и среднего предпринимательства Ростовской области предоставляются субсидии в целях возмещения части затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях. Субсидии предоставляются на оплату участия СМСП в выставочно-ярмарочных мероприятиях, на которых была представлена продукция (работы, услуги) собственного производства. В 2015 году организовано 19 визитов иностранных делегаций и представителей международных организаций и 11 визитов делегаций Ростовской области за рубеж, организовано 2 визита делегации Ростовской области.
Создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков и т.д. В Ростовской области действуют 5 бизнес-инкубаторов для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности, 7 промышленных парков, 2 технопарка и коворкинг-центр. В ближайшее время планируется создание еще одного промышленного технопарка и коворкинг-центра в Ростовской области, что подтверждает успешную реализацию данного направления поддержки предпринимателей [71.
Анализ представленных данных свидетельствует отом, что в целом государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в Ростовской области реализуется эффектив-
но, но существует ряд нерешенных проблем, которые в некоторых случаях становятся преградой для успешного развития малого предпринимательства, например, такие как:
- большое количество административных барьеров;
- высокий уровень налоговой нагрузки;
- недостаточно эффективная система кредитования малого и среднего бизнеса и т.д.
В целях оптимизации государственной поддержки субъектов малого бизнеса в Ростовской области, по мнению авторов, могут быть предложены следующие мероприятия:
1) создание федеральных программ, направленных на стимулирование кредитования малого бизнеса;
2) снижение объемов сдаваемой отчетности субъектами малого и среднего бизнеса;
3) разработка комплекса мер на федеральном уровне, упрощающих механизм сбора и подачи документов для получения поддержки малого бизнеса со стороны государства в виде субсидий и грантов;
4) снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, например, введение "Налоговых каникул" не только для начинающих предпринимателей, но и для предприятий приоритетных отраслей экономического развития и реализующих программы импортозамеще-ния в стране;
5) оптимизация сборов и платежей на различных уровнях государственного регулирования деятельности малого бизнеса.
Таким образом, можно прийти к выводу, что малый и средний бизнес является важной движущей силой развития экономики и общества в целом, поэтому эффективная реализация Государственной поддержки на региональном уровне составляет приоритетную задачу не
только в Ростовской области, но и во всех остальных территориальных субъектах страны.
Примечания:
1. Алехина Е.С., Горностаева Ж.В. Features of real estate market activity in Rostov region // The international scientific and practical congress of economists and lawyers "The genesis of genius". -2014.-C. 34-37.
2. Zhidkov V.E., Hramstov A.G., Ale-khina E. S„ Gornostaeva Z. V. , Kushnareva I.V. Need for government regulation of organic foods // Asian social science. - 2014. - № 23. - 135-143. DOI: 10.5539/ ass.v10n23p135
3. Gornostaeva Z. V., Buryakov S.A., Zaitseva T.V. Banking services improvement through the development of service technologies // Asian social science. - 2014. - № 23. - 151-160. DOI: 10.5539/ ass.v10n23p151
4. Gornostaeva Z., Sorokina Y., Baklakova V. Modern approaches to assessing the quality of services. Proceedings of the 1st International Sciences Congress "Fundamental and Applied Studies in the Pacific and Atlantic oceans countries". International Agency for the Development of Culture, Education and Science. - Japan,Tokyo, 2014. - P. 11-17.
5. Горностаева Ж.В., Блатман С.Г. Методологические особенности применения внутриорганиза-ционного маркетинга // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2010. - №4. -С. 213-216.
6. Свинарева Ю.А., Сорокина Ю.В. Возможности применения сервисных аспектов как способ формирования параметров инвестиционной привлекательности Ростовской области // Наука. Мысль. -2015.-№12.-С. 76-81.
7. Баклакова В.В., Ступин А.О., Лунченкова Н.В. Особенности выбора стратегии развития субъектов малого бизнеса в сфере сервиса // Научные исследования и разработки. - 2015. - С. 85-89.
СО
1-Н
О CU
-О Û-
ш <
си
1Г
s
117
APPLICATION OF THE METHOD DOES NOT BLOCK PLANNING IN MANAGEMENT THE ENTERPRISES OF LIGHT INDUSTRY
Gornostaeva Zhanna Viktorovna, PhD of Economics, Professor, Chair ofManagement and Entrepreneurship, institute of Service Sector and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University, Shakhty E-mail: [email protected]
Chernisheva Julia Stanislavovna, PhD of Technical science, Associate Professor, Chair of Management and Entrepreneurship, institute of Service Sector and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University, Shakhty E-mail: Julia_chernigimail.ru
Povalaeva Victoria Alexandrovna, PhD of Technical science, Associate Professor, Chair of Management and Entrepreneurship, institute of Service Sector and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University, Shakhty E-mail: [email protected]
The article highlights the issues of optimal distribution of production factors, due to the use of effective methods of decision-making at various stages of pre-planning work of the enterprise.
Keywords: planning; expert assessment; methods of forecasting; production management; factors of production, market.