Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНОКОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СИСТЕМНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНОКОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СИСТЕМНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
музыкально-компьютерные технологии / современное музыкальное образование детей / технологии и методики музыкального развития / реализация принципа системности и последовательности / ical and computer technologies / modern music education of children / technologies and techniques of musical development / realization of the principle of systemacity and sequence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бунькова А.Д., Дворников А.Н.

В статье рассматриваются вопросы обучения музыке с использованием музыкально-компьютерных технологий с самого раннего возраста. Также подробно описаны методики, которые являются логичным продолжением друг друга, и реализуется принцип системности и последовательности для всестороннего развития музыкальной культуры ученика, и дают возможность выстроить индивидуальный маршрут музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бунькова А.Д., Дворников А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MODERN MUSICAL COMPUTER PROGRAMS AND REALIZATION OF THE PRINCIPLE OF SYSTEMACITY AND SEQUENCE IN MUSIC EDUCATION

In article questions of training in music with use of musical and computer technologies from the earliest age are considered. Techniques which are logical continuation of each other are also in detail described, and the principle of systemacity and sequence for all-round development of musical culture of the pupil is realized, and give the chance to build an individual route of music education.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНОКОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СИСТЕМНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Диссеминация инновационного продукта в образовательный процесс позволит обеспечить следующие социальные и образовательные эффекты:

1. Обеспечить высокое качество внедрения ФГОС для различных категорий учащихся. Данный эффект будет достигнут через распределение и согласование целей основного и дополнительного образования, целей педагогических и целей саморазвития учащихся в формате проектирования индивидуальных траекторий развития разных категорий учащихся, а также

оптимизацию нагрузки на учащихся посредством внутрипредметной и межпредметной интеграции.

2. Расширить возможности работы с творческим потенциалом различных категорий учащихся через включение различных категорий учащихся в социокультурное пространство района и города, а также подготовку в рамках основного (внеурочная деятельность) и дополнительного образования к участию во всероссийских и международных проектах.

3. Оптимизировать организацию развития педагогического потенциала.

Данный эффект будет достигнут через обеспечение мотивации педагогов в условиях интеграции ресурсов основного и дополнительного образования и развитие инновационной деятельности педагогов в части разработки авторских программ.

4. Развить образовательную инфраструктуру посредством создания современных условий, позволяющих интегрировать теоретическое образование и социальные практики.

5. Повысить социальную значимость системы образования в развитии общества через развитие одаренности различных категорий учащихся в ба-

зисных видах деятельности посредством социального партнерства школы и субъектов окружающей среды.

Список литературы

1. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Минобразования РФ от 12 Мая 2011 г. N 03-296.

2. Горбунова Т.С., Колядинцева О.А., Акенть-ева И.Ю., Бородавкина Т.Г. К вопросу об организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в условиях введения федеральных государственных стандартов. //Методист. - 2010. -№ 8. - С.4.

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор: пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2010. - 223с.

4. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие/ под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотарёвой, С.Л. Паладьева. -М. :АРКТИ, 2006. - 296с.

5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - 111с.

6. Развитие теории и практики интеграции общего и дополнительного образования детей. Методическое пособие/ под научн. ред. А.Б. Фоминой. -М.: «Перспектива», 2010. - 120с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М. Изд-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31с.

8. Фомина А.Б. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей. Методическое пособие/ под науч. ред. Фоминой А.Б. - М.: УЦ «Перспектива», 2009. - 272с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНО- КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СИСТЕМНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Бунькова А.Д.

Доцент кафедры художественного образования Уральского государственного педагогического университета, преподаватель музыкального отделения МАУКДО ДШИ№ 5, преподаватель отделения музыкально-компьютерных технологий МБУК ДО

«Екатеринбургская детская школа искусств № 9

Дворников А.Н. Студент 3 курса

Направления подготовки «44.03.01. Педагогическое образование - профиль музыкально-компьютерные технологии в образовании» Уральского государственного педагогического университета.

USE OF MODERN MUSICAL COMPUTER PROGRAMS AND REALIZATION OF THE PRINCIPLE OF SYSTEMACITY AND SEQUENCE IN MUSIC EDUCATION

Bunkova A.D.

Associate professor ofart education of Ural pedagogical university, teacher of children's school of arts № 5, teacher of children's school of arts № 9 Dvornikov A.N.

The student of 3 course, profile Musical and computer technologies in education of

Ural pedagogical university

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы обучения музыке с использованием музыкально-компьютерных технологий с самого раннего возраста. Также подробно описаны методики, которые являются логичным продолжением друг друга, и реализуется принцип системности и последовательности для всестороннего развития музыкальной культуры ученика, и дают возможность выстроить индивидуальный маршрут музыкального образования.

Abstract

In article questions of training in music with use of musical and computer technologies from the earliest age are considered. Techniques which are logical continuation of each other are also in detail described, and the principle of systemacity and sequence for all-round development of musical culture of the pupil is realized, and give the chance to build an individual route of music education.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, современное музыкальное образование детей, технологии и методики музыкального развития, реализация принципа системности и последовательности.

Keywords: musical and computer technologies, modern music education of children, technologies and techniques of musical development, realization of the principle of systemacity and sequence.

Музыкальные компьютерные технологии сформировали эволюционно новейший период технологического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в высококачественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной работы, в звуковом дизайне и трансляции музыки.

Приведем некоторые пояснения и комментарии относительно методологической и теоретической значимости, содержательности и состоятельности музыкально-компьютерных технологий как соответствующих следующим принципам:

а) научности—разработка, освоение и использование музыкально-компьютерных технологий в учебном процессе предполагает его инновационно - содержательное насыщение как соответствующего современным достижениям науки и техники, формирование у учащихся творческой активности, способности опережающего воображения, а также способности критической оценки и осмысления результатов творческой деятельности;

б) наглядности — использование музыкально-компьютерных технологий в образовательном и творческом процессе предполагает его визуальную обеспеченность, стимулирующую интерес человека к процессу познания и творчества;

в) активности — использование музыкально -компьютерных технологий предполагает активизацию и стимулирование со стороны педагогов и наставников самостоятельной поисковой и творческой деятельности, продуктивного воображения и интуиции;

г) системности и последовательности — освоение музыкально -компьютерных технологий в условиях современной образовательной системы предполагает в рамках целостного видения проблемы поэтапность, усвоения знаний от простого к сложному, от абстрактного к конкретному на основе единства исторического и логического;

д) индивидуализации обучения — характеризует возможность музыкально-компьютерных технологий обеспечить каждому учащемуся индивидуальный уровень сложности и темп освоения материала с точки зрения уровня индивидуальной

подготовки, способностей, а также учета затрачиваемых каждым учеником усилий на выполнение заданий.

Разработанная Н.А. Бергер технология «Младенец музицирует» является экспериментальной, новаторской, аналогов которой нет в педагогической практике. Основой разработанной методики послужил давний опыт работы автора с малышами в «ползунковой» группе в детских яслях, а также наблюдения за реакцией и последующим поведением малышей на короткие мелодии, исполняемые под баян, начиная со слушания, движения под музыку, ходьба под песенку, повторение песенки в ритме шага, выстукивания пальчиком по столу, бубну, барабану, металлофону, произнесение рит-мослогов, проговаривание ритма, адаптированное для данного возраста и т.п.

Важнейшей для данной возрастной группы явилась игровая форма преподнесения материала. А дальше последовало разучивание и наигрывание коротеньких песенок: пестушек, частушек, рече-вок, скороговорок, потешек, прибауток, всего того, чем так богата наша фольклорная традиция. В качестве музыкального инструмента подходило все: клавиши, синтезатор, металлофон, ксилофон и т.п.

Наглядным примером реализации концепции развивающих, обучающих компьютерных игр является уникальная методика обучения развития слуха и игры на клавишных инструментах (фортепиано и синтезаторе) «Soft way to Mozart» («Легкий путь к Моцарту»). Данная методика использует в своей основе весь арсенал МКТ (программное и методическое обеспечение, миди- клавиатуру) и при этом опирается на художественное наследие высокой музыкальной культуры. Автор данной методики -Елена Хайнер. Суть обучающего метода программы «Soft way to Mocart» заключается в том, что её автор отказывается от изучения классической нотации на первых этапах обучения, и использует визуальные средства: на экране традиционные пять горизонтальных линеек (для каждой руки) перевернуты вертикально, скользящие по ним ноты имеют наглядные графические обозначения, на миди-кла-виатуре эти обозначения продублированы в виде наклеек, чтобы все клавиши не казались одинаковыми. Ученик быстро находит на миди-клавиатуре

ноты, соответсвующие появляющимся на вертикальных линейках. Эта система напоминает систему компьютерных игр для развития слепого метода печатания на компьютерной клавиатуре. Отличием является то, что новые ноты появляются на экране только после нажатия предыдущих, в данной методике отсутствует стресогенность, присущая различным программам скоропечатания, где буквы начинают «падать» с большой скоростью. Главный акцент в программе «Soft Mocart» делается не на концентрации, а на получении удовольствия от процесса игры, развитии эстетического вкуса, повышении общего уровня культуры ученика. Обучение разбито по различным уровням сложности, но на каждом уровне ученику предлагаются различные произведения из исторического наследия музыкальной культуры (произведения Грига, Бетховена, Моцарта и многих других композиторов, в адаптированном формате для начальных уровней, и оригинальные — для более высоких уровней).

Данная система уникальна для начального уровня образования, так как позволяет работать с детьми начиная от двух лет. Это невозможно при обучении по модели классической музыкальной нотации - трехлетний ребенок не сможет быстро освоить три пласта информации: обозначение и название нот на нотной строке, соответствие их нужным клавишам, а также их длительности и ритмический рисунок. Но описываемая методика позволяет добиться быстрой координации данных процессов. Это соответствует вышеописанному принципу синкретизма образования в на начальном этапе, т.к. обучающие методики, основанные на музыкально- компьютерных технологиях, предполагают активную работу, быстрое развитие, и самое главное, координацию таких форм человеческого восприятия как зрение, слух, осязание (работа с миди-клавиатурой предполагает также развитие тактильных способностей, контроль силы прикосновения).

Методика «Soft Mocart» является логичным продолжением и следующим этапом развития музыкальной культуры ученика после освоения программы «Младенец музицирует» и может быть успешно применена в средней школе. Е. Хайнер осуществляла подготовку учеников общеобразовательной школы с помощью класса, оборудованного синтезаторами и добилась значительных результатов, занимаясь с учениками в групповой форме всего один раз в неделю. В конце курса они были способны все вместе исполнять на нескольких синтезаторах различные партии одного произведения, демонстрируя сыгранность и музыкальность, несомненно получая от этого эстетическое удовольствие.

Наиболее эффективной формой, соответствующей развитию ассоциативно-образного мышления и основанной на синкретизме детского мировосприятия, является игра и различного рода игровые методики обучения. Преимущество игровых форм обучения музыке состоит в выполнении учеб-

ных задач при видимой легкости и непринужденности организации процесса обучения. Развивающие компьютерные музыкальные игры, как правило, воздействуют на воображение, фантазию и миметические способности (подражание) ребенка, тем самым предоставляя ребенку возможности для самовыражения, экспрессии и творчества.

На первоначальных этапах обучения музыке целесообразно использовать игры для развития органов чувств, т.к. чем более развитыми являются органы чувств, тем интереснее, богаче и пластичнее внутренний мир человека, тем больше человеческий потенциал.

Ребенок должен учить разным вещам: трогать, пробовать на вкус, нюхать и, конечно, слушать. Следует обращать внимание на звуки и звучания предметов, голоса птиц и животных, шум природных стихий (дождя, ветра, грозы, моря и т.п.), обсуждать и пытаться воспроизводить эти звуки.

Педагоги-экспериментаторы предлагают множество игр музыкальной направленности («Найди звучащую игрушку!», «Угадай музыкальный инструмент», «Что как гремит?», «Откуда звук?», «Тишина, шепот и шум моря», «Угадай мелодию» и др). Обучающие компьютерные музыкальные игры являются инструментарием обучения музыке и воспитания музыкальной культуры, а также направлены на решение определенных дидактических задач: обучение нотной грамоте, развитие слуха, музыкального вкуса и т. п.

Также они являются элементом музыкально-эстетического воспитания. Игры-эксперименты направлены на развитие творческой активности, в них присутствуют моменты спонтанности, озарения, поисковые действия, элементы анализа, синтеза, систематизации, моделирования и т.п. Игры-эксперименты имеют открытый характер и индивидуальную траекторию развития сюжета, но при этом требуют наличия некоторого базиса знаний по музыке и информатике. Данное обстоятельство необходимо учитывать преподавателю при подборе участников и организации экспериментальной деятельности в игре.

Дальнейшим развитием игровой практики являются компьютерные тренинги как одна из возможных форм выстраивания творческого взаимодействия ребенка с компьютером. Сюда относятся различные упражнения с обычной клавиатурой и мышью, упражнения на развитие внимания, памяти, быстроту реакции, развитие музыкального слуха и т.п.

В обучении подростков высока эффективность методик «погружения в эпоху», игровых методик (урок-событие, ролевые игры, «конструктор задач» и т.п.). Такие инструменты, как «Шаги в музыке», «Сыграй мелодию», «Музыкальные прописи», входящие в состав ИУМК «Музыка и информатика», направлены на овладение МГО1-клавиатурой и развитие навыков работы с ней, начиная с простейших заданий через постепенное усложнение самих заданий и музыкальных тем, уменьшение числа подсказок, усложнение техники использования клавиш и т. п.

Формирование устойчивых навыков работы с компьютером является важным условием для перехода к использованию звуковых ресурсов и компьютерных технологий, направленных на развитие музыкальной культуры. Но переход к активной фазе использования музыкально-компьютерных технологий требует от учащихся уверенного владения стандартными компьютерными инструментами и технологиями для развития творческой активности учащихся. Особенно подчеркнем, что работа с учащимися средней школы в данном направлении ведет к достижению проблемно-содержательного пересечения естественно-научного, социогумани-тарного и художественно- эстетического знания по следующим направлениям:

а) у учеников формируется представление о возможностях превращения (конвертации) музыки в компьютерный файл;

б) при записи звука с микрофона и последующем анализе источников шумов ученик на конкретном материале знакомится с физической природой звука, а также техническими возможностями его записи на различные носители, а также знакомство с программами оцифровки звука и очистки звука от шумов;

в) знакомство с технологиями MIDI-записи и создание MIDI- композиций, преимущественно используемых не для прослушивания из-за их низкого качества и механистичности звучания, а для творческой деятельности (при сочинении мелодии, сравнении различных музыкальных фрагментов, вариантов развития музыкальной темы и т.п.). Так технологии MIDI-записи музыканты, как правило, используют в качестве вспомогательного элемента в творческом процессе, например, при оперативном прослушивании вариантов созданных фрагментов композиций, сочинении фоновых мелодий для различных целей (творческих, экспериментальных, учебных и др.), танцевальной музыки и т.п.

Использование разнообразных компьютерных программ, различных цифровых устройств в современном музыкальном образования позволяет облегчить и усовершенствовать и педагогическую деятельность преподавателя, улучшить его педагогический опыт. Кроме этого они дают возможности и помогают учащимся проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности и приобретать профессиональные умения и навыки, что является предпосылками профессиональной деятельности современного музыканта.

В заключении хочется отметить, что, благодаря использованию современных музыкально -компьютерных технологий, становится возможным обучать детей музыки, начиная с самого раннего возраста. И благодаря множеству различных учебно-методических пособий и компьютерных учебных программ также в полной мере реализуется принцип системности и последовательности в

образовании, так как музыкальное образование предусматривает повышение уровня сложности учебных задач и заданий в зависимости от возрастной группы. Также следует выделить, что использование современных компьютерных программ в музыкальном обучении способствует реализации индивидуального подхода к каждому ученику.

Список литературы

1. Долинер Л.И. Информационные и коммуникационные технологии обучения: проблемы и перспективы / Л. И. Долинер и др. // Информатика и образование. - 2003. - №6. - C. 125-128.

2. Бойко В.Я, Сотникова О.С. Инновационные модели развития музыкального образования / В.Я. Бойко, О.С. Сотникова и др. //Современное музыкальное образование - 2013: Материалы международ. науч.-практ. конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 - C. 72-74.

3. Белов Г. Г., Горбунова И. Б., Товпич П. И. Электронный музыкальный инструмента - новый инструмента для музыканта / Г. Г. Белов, И. Б. Горбунова, П. И. Товпич и др. //Современное музыкальное образование - 2015: Материалы международ. науч.-практ. конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - C. 340-353.

4. Бунькова А. Д. Современные компьютерные технологии в процессе подготовки студентов-бакалавров профиля «Художественное образование» / Бунькова А.Д. и др. // Культура. Духовность. Общество. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - С. 14-15

5. Бунькова А. Д., Сгонников В. О. учебное пособие «Ableton lave suite 9 для музыкантов» в процессе подготовки бакалавров профиля «музыкально-компьютерные технологии в образовании / А. Д. Бунькова, В. О. Сгонников и др. // «The scientific heritage» № 7(7) Vol 2, Будапешт (Венгрия). 2016. - С. 33-36.

6. Кантер А.Я. Информация для решения XIV Международной конференции «Современное музыкальное образование - 2015» о необходимости поддержки и развития инновационного музыкально-компьютерного творчества в Детских школах искусств / А.Я. Кантер и др. //Современное музыкальное образование - 2015: Материалы международ. науч.-практ. конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 - C. 496-497.

7. Махмутова А.Х., Плеханова Е.А., Актуальные проблемы профессионального становления будущего педагога-музыканта / А.Х. Махмутова, Е.А. Плеханова и др. //Современное музыкальное образование - 2015: Материалы международ. науч.-практ. конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 - C. 127-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.