ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 613.6.01
ББКР11.5 ГСНТИ 04.21.61 Код ВАК 22.00.04
Павленко Елена Владимировна,
аспирантка кафедры теоретической и прикладной социологии, Факультет социологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В САНИТАРНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ МОЛОДЕЖИ: ВОПРОСЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: санитарное просвещение; Интернет; здоровье молодежи; грамотность в области здоровья.
АННОТАЦИЯ. Статья содержит результаты исследований, посвященных выявлению репродуктивного поведения молодежи г. Екатеринбурга. Полученные в ходе исследований результаты доказывают актуальность проведения санитарно-просветительской работы среди молодежи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, в частности Интернета.
Pavlenko Elena Vladimirovna,
Post-graduate Student of Department of Theoretical and Applied Sociology, Faculty of Sociology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
THE USE OF MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN HEALTH EDUCATION OF YOUTH: ISSUES OF REPRODUCTIVE HEALTH
KEY WORDS: health education; Internet; youth health; health literacy.
ABSTRACT. The article contains the results of the studies of reproductive behavior of young people in Ekaterinburg. The article argues that the obtained results prove the necessity of health education among young people using modern information and communication technologies, particularly the Internet.
Особенностью большинства отечественных исследований, посвященных здоровью, является их ориентация на поведение и отношение индивида и социальных групп к своему здоровью. Очень часто исследователи используют понятие ценности здоровья. Предполагается, что здоровье - это фундаментальная ценность, обуславливающая полноценность человеческого существования. Согласно концепции, предложенной И. В. Журавлевой, отношение к здоровью включает три основных показателя: самооценка здоровья, осознание ценности здоровья и поведение в отношении здоровья [2, с. 37]. Однако в условиях информационного общества особое значение, на наш взгляд, приобретает показатель, заслуживающий особого внимания -представления о здоровье. В концепции И. В. Журавлевой не исключается роль представлений о здоровье, однако автор не выделяет данный показатель как отдельный элемент, а относит его к компонентам самооценки и поведения в отношении здоровья. Но на наш взгляд, обусловливают поведение и отношение к здоровью именно те коллективные представления и культура, которые сложились в данном конкретном обществе и транслируются через таких агентов как семья, коллектив, средства массовой коммуникации и пр. В условиях раз© Павленко Е В, 2014
вития информационно-коммуникационных технологий, которые привели к значительному объему накопившихся к настоящему моменту знаний и точек зрения, вопрос о формировании представлений играет особую роль. Цель данной статьи - доказательство актуальности использования инновационных каналов передачи информации в формировании адекватных представлений молодежи о здоровье.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели мы обращаемся к результатам проведенных автором социологических исследований, посвященных выявлению актуальных форм санитарно-просветительской работы среди населения. Первое исследование, проведенное в январе 2013 г., было посвящено характеристике репродуктивного поведения молодежи г. Екатеринбурга и выявлению знаний по профилактике заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП). Исследование проводилось методом опроса с применением стандартизированной анкеты. Опрос проводился среди трех категорий респондентов: 1) студентов средних профессиональных учебных заведений; 2) студентов высших профессиональных учебных заведений; 3) работающей молодежи в возрасте до 35 лет. Общее количество опрошенных составило 485 респондентов. Средний возраст опрошен-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2014. № 11
185
ных респондентов составил 19,8 лет. Особенностью исследований репродуктивного здоровья в настоящее время является то, что они ведутся преимущественно среди девушек. При этом юноши зачастую остаются без внимания. Тогда как, по выборочным данным, 40-60 % бесплодных браков имеют своей причиной заболевания репродуктивной системы у мужчин [3, с. 18]. Специфика данного исследования заключается в том, что опрос проводился и среди молодых людей, которые составили 54,9% от общего числа опрошенных (девушки - 45,1%).
Второе исследование, организованное в январе 2014 г., было направлено на выявление потребности населения г. Екатеринбурга в профилактической помощи, предполагающей предупреждение неинфекционных заболеваний. В рамках данного исследования особое внимание уделялось использованию Интернета как источника получения информации по профилактике неинфекционных заболеваний. Объектом исследования выступило трудоспособное население г. Екатеринбурга в возрасте от 18 до 65 лет. Данное исследование проводилось методом опроса с применением стандартизированной анкеты. Отбор респондентов осуществлялся с применением квотной половозрастной выборки. Всего было выделено 6 квот: мужчины и женщины в возрастных категориях 18-34 г., 35"49 л.; 50-65 л. Общее количество опрошенных респондентов - 403 человека, из которых 50,1% - мужчины и 49,9% - женщины. Средний возраст опрошенных респондентов составил 40 лет. В возрастной категории 18-34 г- нами было опрошено 146 респондентов.
Результаты и их обсуждение. Перед тем, как перейти к обсуждению результатов, представим структуру представлений о здоровье. По мнению Ю. Г. Фроловой, для объяснения представлений о здоровье используются концепции грамотности в области здоровья, социальных репрезентаций и медиации [ю, с. 165]. Безусловно, ключевую позицию здесь занимает грамотность в области здоровья, синонимами которой выступают: информированность, санитарно-гигиеническая культура, медицинская грамотность, в англоязычной терминологии -«health literacy». Грамотность в области здоровья можно представить в виде концепции «трех П», которая включает: познание себя, предупреждение заболеваний и продление жизни. «Познать себя» - значит, иметь о своем здоровье адекватные представления, включающие знания о своем организме, противопоказаниях, группе крови, индивидуальных реакциях и т.д. Предупреждение заболеваний включает в себя весь комплекс необходимых знаний, помо-
гающих избежать проблем со здоровьем. Продление жизни - есть знания, позволяющие максимально надолго сохранить способность вести полноценную жизнь.
Результаты опроса, посвященного репродуктивному здоровью молодежи, показывают актуальность данной темы для молодежи, ввиду того, что 75,8% опрошенных респондентов считают нормой добрачные сексуальные связи. При этом существенных различий в отношении к добрачным сексуальным связям между ответами юношей и девушек выявлено не было. По мнению опрошенных, в современном обществе нормальный возраст для начала половой жизни приходится в среднем на 16 лет. Этот возраст также является средним для вступления в половую жизнь для опрошенных респондентов, уже имеющих сексуальный опыт (71,1% от общего числа опрошенных). Однако средний возраст начала половой жизни различен в группах девушек и юношей. Для девушек он приходится на 17 лет, для юношей на 16 лет. Для сравнения мы обратились к результатам опроса студенческой молодежи г. Екатеринбурга, проводившегося в 1991 г. социологами областного диспансера «Здоровье» [8, с. 25]. Согласно данным 1991 г. средний возраст начала половой жизни у девушек приходился на 18,1 год, у юношей на 17,4 лет. Эти данные свидетельствуют о том, что возраст сексуального дебюта постепенно снижается, как у девушек, так и у юношей.
Вопрос отношения к добрачным сексуальным связям связан с понятием репродуктивных установок, под которыми мы понимаем психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. При этом репродуктивные установки делятся на два класса, это установки детности, регулирующие достижение определенного числа детей и установки на контрацепцию и искусственное прерывание беременности [1]. Уровень притязаний, связанный с созданием в будущем своей семьи [6, с.53], фиксируется у 81,9% опрошенных респондентов (7,2% уже создали свою семью). При этом значимых различий в ответах девушек и юношей выявлено не было. Только 2,7% не планируют создавать в будущем свою семью (7,2% уже создали семью).
85,6% опрошенных хотели бы в своей будущей семье иметь детей. Большинство опрошенных в качестве желаемого числа детей назвали двух (57,8%), трех и более (19,4%). Таким образом, 77,2% опрошенных планируют иметь двух детей и более. На
186
однодетную семью ориентированы ю,8% опрошенных. 12% еще не задумывались о желаемом количестве детей в своей будущей семье. 5,8% опрошенных уже имеют детей.
48,3% респондентов высказываются против прерывания первой беременности и считают это невозможным. 24,5 % опрошенных респондентов считают это возможным. 27,2% затруднились дать ответ на данный вопрос. При этом существенных различий в ответах мужчин и женщин выявлено не было. Влияет на отношение к прерыванию первой беременности сексуальный опыт. Респонденты, имеющие данный опыт чаще считают возможным прерывание первой беременности.
Факт раннего начала половой жизни у молодежи непосредственно связан с вопросом медицинской грамотности, т. к. недостаточный уровень знаний по вопросам профилактики заболеваний, передающихся половым путем и неосмотрительное поведение, вызванное этим недостатком, могут серьезно пошатнуть репродуктивный потенциал и здоровье молодых людей. Особо
актуален данный вопрос в условиях эпидемии ВИЧ-инфекции, которая регистрируется на территории России.
86,4% респондентов знают о том, что незащищенный половой контакт опасен передачей ВИЧ-инфекции (таблица 1.). 85,6% видят риск заражения иными половыми инфекциями. Девушки более осведомлены в этом плане: среди них 94,1% знают о том, что через незащищенный половой контакт могут передаться опасные инфекции, среди молодых людей об этом знают 78,6%.
6о,8% от общего числа опрошенных респондентов отметили, что незащищенный половой контакт может привести к беременности. По мнению 34 % респондентов, ЗППП могут привести к бесплодию. При этом по последнему показателю в лучшей степени информированы девушки, из них 46,1% знает о данном последствии инфекций, передающихся при незащищенном контакте, среди юношей об этом знают только 24,1%.
Таблица 1.
Мнение респондентов о рисках незащищенных половых контактов. Двухмерное
Риски незащищенных половых контактов. Варианты ответов: Юноши (96) Девушки (96) Общий процент от числа ответивших респондентов
Можно заразиться ВИЧ 83,8 89,5 86,4
Можно заразиться инфекциями передающимися половым путем 78,6 94Д 85,6
Это может привести к беременности 57Д 65,3 6о,8
Инфекции, передающиеся через незащищенный сексуальный контакт, могут привести к бесплодию 24,1 46,1 34,0
Считаю, что незащищенный половой контакт не представляет никакой опасности 1,9 1,8 1,9
Другое 0,4 0,0 0,2
Затрудняюсь ответить 5,3 2,3 3,9
85,8 % от общего числа опрошенных респондентов уверены в том, что для того, чтобы избежать заражения половыми инфекциями необходимо использовать барьерные средства контрацепции (таблица 2.). 71,6 % поддерживают необходимость избегать случайных половых связей. По мнению 48,7%, существует объективная необходимость в проверке своего здоровья и здоро-
вья партнера на наличие инфекций. Девушки демонстрируют большую осведомленность по вопросам мер профилактики заболеваний, передающихся половым путем: 82,2% девушек знают о том, что необходимо избегать случайных контактов (юноши 62,8%), 62,6% считают необходимым проверять свое здоровье (юноши 37,2%).
Таблица 2.
Мнение респондентов о способах профилактики ЗППП. Двухмерное распределе-
Способы профилактики ЗППП Варианты ответов: Юноши (96) Девушки (96) Общий процент от числа ответивших респондентов
Использовать барьерные средства контрацепции 86,1 85,4 85,8
Избегать случайных половых связей 62,8 82,2 71,6
Соблюдать гигиену, вести здоровый образ жизни 43,6 51Д 47,0
Иметь одного партнера 45,5 61,2 52,6
Быть сексуально грамотным 32,3 34,7 33,4
Обращаться к врачам, делать прививки 17,7 25Д 21,0
Отказаться от половой жизни (воздержание) 7,5 4,6 6,2
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2014. № 11 187
Продолжение таблицы 2.
Способы профилактики ЗППП Варианты ответов: Юноши (96) Девушки (96) Общий процент от числа ответивших респондентов
Проверять у врача собственное здоровье и здоровье своего партнера 37,2 62,6 48,7
Защититься невозможно 0,8 0,5 0,6
Другое 0,0 0,0 0,0
Затрудняюсь ответить 3,8 3,2 .3,5
75,7% опрошенных респондентов оценивают свой уровень знаний по вопросам репродуктивного здоровья как вполне достаточный. По мнению респондентов, заботиться о половом просвещении и репродуктивном здоровье в первую очередь должна сама молодежь (71,5%) (Таблица 3). 50,3% полагают также, что о половом просвещении должны заботиться родители, 42,4%
Мнение респондентов об основных по вопросам репродуктивного здоровья.
возлагают ответственность на специалистов. При этом юноши в большей степени придерживаются мнения о том, что ответственность за просвещение лежит на самой молодежи. Для девушек в равной степени важна и собственная роль молодежи, и роль родителей, и роль специалистов (врачей, психологов).
Таблица 3.
агентах в деле санитарного просвещения
Двухмерное распределение переменных: «Пол», молодежи».
Вопрос: «Кто, по Вашему мнению, должен заботиться о половом просвещении и репродуктивном здоровье молодежи?» Варианты ответов: Юноши (96) Девушки (96) Общий процент от числа ответивших респондентов
Сама молодежь 77,1 64,7 71,5
Родители 45,7 55,8 50,3
Специалисты (врачи, психологи) .31,9 55,1 42,4
Центры планирования семьи для подростков 18,6 .32,7 25,0
Нужна соответствующая учебная программа 18,1 26,9 22,1
Средства массовой коммуникации 25,5 2.3,1 24,4
Педагоги, кураторы 16,5 20,5 18,3
Другое 1,1 0,6 0,9
Затрудняюсь ответить 2,7 .3,2 2,9
Убежденность большинства опрошенных в том, что просвещение в области репродуктивного здоровья - это задача самой молодежи, свидетельствует о проявлении личной инициативы в поиске информационных источников. Судя по ответам респондентов, основным информационным источником по вопросам репродуктивного здоровья для них является Интернет (62,9%) (Рисунок 1). Юноши в основном получают информацию из Интернета и от друзей, знакомых и т. д. Несколько иная ситуация складывается среди девушек: для них, наравне с Интернетом, важным является такой источник информации как консультации специалистов. 16,6% молодых людей получают консультацию медицинских специалистов по вопросам репродуктивного здоровья, среди девушек - 51,8%. Только четверть опрошенных получает информацию от своих родителей. При этом девушки обращаются к родителям чаще, в отличие от юношей. 13,5% отметили, что источником знаний по репродуктивному здоровью для них являются лекции специалистов. Таким образом, не смотря на то, что
большинство опрошенных интересует тема репродуктивного здоровья (только 3,9% отметили, что их не интересует информация по репродуктивному здоровью), чаще всего получают они эту информацию самостоятельно из не всегда достоверных источников, таких как Интернет, знакомые, СМИ.
В связи с этим стоит обратиться к уже упоминаемой нами концепции медиации, описывающий процесс распространения знаний в обществе и влияющий на формирование тех или иных представлений о здоровье. Согласно данной концепции, получая сообщение из центральной точки, в качестве которой выступают средства массовой коммуникации (СМК), в т. ч. и Интернет, индивид по-своему его интерпретирует и распространяет полученные знания среди круга своего общения. Тем самым индивиды становятся своего рода трансляторами той информации, которую они получили из СМК. Поэтому важным моментом является включение в данную структуру специалистов по охране здоровья населения, которые смогут сформировать у молодежи адекватные репрезентации здоровья.
Рисунок 1. Основные для респондентов источники получения информации по вопросам репродуктивного здоровья. Двухмерное распределение переменных: «Пол», «Источники получения информации по вопросам репродуктивного здоровья».
Второе проведенное нами исследование помогло определить наиболее предпочтительные источники получения информации по вопросам здоровья, с точки зрения той или иной возрастной категории. Так, Интернет наиболее популярен среди респондентов в возрасте от 18 до 34 лет. Программы на телевидении, а также газеты и журналы - среди категории в возрасте от 35 до 65 лет. Ближайший круг общения (родственники и знакомые) среди людей в воз-
расте от 50 до 65 лет. На рисунке 2 представлены результаты, свидетельствующие о популярности Интернета как источника получения информации по вопросам здоровья в различных возрастных категориях. По возрастным категориям активность использования Интернета (в плане поиска информации по вопросам здоровья и болезни) следующая: 18-34 г. - 74%, 35"49 л- - 46,6%, 50-65 л. - 29,4%. Наиболее активны в плане обращения к Интернету - женщины.
40.4
51.6
□ Используют Интернет
□ Не используют Интернет
80 -, 70-бОбО-40302010-о-
У .....74_______
29.4
7
□ 18-34 И 35-49
□ 50-65
17
Возрастные категории
58 56 54 52 50 48 46 44 42
¿Г
56.2
-4Г
□ Мужской
□ Женский
Г
~7
Пол
Рисунок 2. Обращение респондентов к ресурсам Интернета за получением информации по вопросам здоровья и болезни
Чаще всего молодые люди используют ских учреждений (73,89-6), для получения
Интернет с целью получения справочной информации о здоровом образе жизни (о
информации о заболеваниях и лекарствен- правильном питании, физических упраж-
ных средствах (8о%), об услугах медицин- нениях, отказе от зависимостей и пр.)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2014. № 11
(70,1%). Социальный портрет пользователя, ищущего информацию о здоровом образе жизни, выглядит следующим образом: чаще всего это молодая женщина в возрасте от 18 до 34 лет, имеющая высшее образование. Стоит отметить, что именно в возрастной категории 18-34 г- наблюдается довольно высокий процент респондентов, использующих Интернет для получения информации по изменению образа жизни. В других возрастных категориях данная цель использования Интернета не столь популярна: 35-49 л. - 48,3%, 50-65 л. - 35%.
Выводы. Результаты проведенных нами исследований свидетельствуют об актуальности использования возможностей новых информационно-коммуникационных технологий и, в частности, Интернета в организации санитарно-просветительской деятельности среди молодежи. В первую очередь это касается вопроса медицинской грамотности. Мы выяснили, что по некоторым вопросам репродуктивного здоровья молодежь информирована в недостаточной степени, в первую очередь это касается знаний о влиянии половых инфекций на репродуктивный потенциал девушек и юношей. Далее нам удалось выяснить, что в вопросах получения информации о различных аспектах здоровья молодежь предпочитает самостоятельный поиск через Интернет. Преимущество Интернета как источника получения информации для молодежи и вообще, для людей, не имеющих специального медицинского образования, очевидны. Во-первых, это скорость получения интересующей информации. Во-вторых, доступность. В-третьих, что является особо актуальным для молодежи и репродуктивного здоровья, - анонимность. Но в тоже время существует и ряд рисков, касающихся в первую очередь достоверности информации и адекватности ее восприятия получателем. Зачастую очень сложно определить, кто яв-
189
ляется производителем той или иной медицинской информации в Интернете, каков смысл ее публикации [4, с. 43]. Поэтому важно, чтобы молодой человек получал достоверную информацию от специалиста.
Основным инструментом, формирующим адекватные представления населения о здоровье, выступает санитарное просвещение. Традиционно термин «санитарное просвещение» применяют в широком смысле для всех мероприятий информирования, просвещения, консультирования, обучения и воспитания с целью формирования образа жизни, способствующего сохранению здоровья [9, с. 326]. Но в современных условиях требуются новые, актуальные для различных категорий формы работы. Для молодежи актуальность представляет Интернет и новейшие информационно-коммуникационные технологии. Так, например, в Британии был организован специальный Интернет-портал для подростков и молодежи, на котором можно получить консультацию специалиста по вопросам здоровья [12, с.771]. Опыт данных интернет-ресурсов показывает их значимость. В первую очередь это касается вопросов репродуктивного здоровья. Зачастую подростки смущаются обсуждать те или иные темы со своими родственниками или лечащим врачом, поэтому возможность анонимной консультации со специалистом для них очень важна. Специальные интернет-порталы по вопросам здоровья для молодежи могут стать хорошим дополнением к таким мероприятиям как горячие линии и телефон доверия. Важным инструментом работы могут стать социальные сети, пользующиеся большой популярностью среди молодежи. Таким образом, можно говорить о большом потенциале современных информационно-коммуникационных технологий и Интернета в санитарном просвещении и в воспитательной работе с молодежью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов А. И. Снижение репродуктивных установок и ориентаций российского населения в 19912007 годы // «Демографические исследования». 2008. № 7.
2. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества / Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2006.
3. Материалы из информационного письма «Охрана репродуктивного здоровья мальчиков и юношей-подростков» // Планирование семьи. 2000. №2. С. 18-35.
4. Павленко Е. В. Киберпространство медицины: Интернет как враг и союзник врача и пациента // Социология медицины. 2013. №1. С. 42-46.
5. Павленко Е. В., Перепечина Ю. С., Петрова Л. Е., Прямикова Е. В., Харченко В. С. Киберпомощь в здравоохранении, образовании и социальной политике // Информационное общество № 4. 2014.
6. Петрова Л. Е. Социальное самочувствие молодежи. // Социологические исследования. 2000. №
12.
7. Рубина Л. Я., Айрапетова С. Н., Пацук А. С. Современная студенческая семья: функциональный и гендерный аспекты // Педагогическое образование в России № 2. 2010. С. 64-74.
8. Социологические исследования в здравоохранении (Для организаторов здравоохранения и практических врачей) / ГУЗО Областной диспансер «Здоровье». Екатеринбург. Первоуральская типография. 1992 г.
9. Тюхлова. И. Н., Протько Н. Н. Современные подходы к организации санитарного просвещения населения / Актуальные проблемы медицины : материалы научно-практической конференции, посвя-
щенной 55-летию учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (3-4 октября 2013 г.) : в 2-х ч. / отв. редактор В. А. Снежицкий. Гродно : ГрГМУ, 2013. Ч. 2.
10. Фролова Ю. Г. Новые задачи психологии здоровья: от индивидуального к социальному / Здоровье населения: проблемы и пути решения : материалы II Междунар. науч.-практ. семинара, г. Минск, 19-21 мая 2011 г. / гл. ред. Н. М. Римашевская ; НАН Беларуси; Ин-т социологии НАН Беларуси. Минск : Право и экономика, 2011.
11. Усольцева И. В. Информационно-компьютерные технологии и воспитание // Педагогика. 2010. №2. С. 44-50.
12. Harvey K.J., Brown В., Crawford P., Macfarlane A., McPherson A. "Am I normal?" Teenagers, sexual health and the internet // Social Science & Medicine. 2007. N0.65 P.771-781.
13. Petrova L.E. Young people's sense of social well-being // Russian Education and Society. 2002. № 44 (3). P. 52-64.
Статью рекомендует д-р социол. наук, доцент Е. В. Прямикова.