Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВЬЯ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВЬЯ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИЦИНА / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ВРАЧИ / СТУДЕНТЫ / ОРДИНАТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бородина Карина Михайловна

Интернет стал неотъемлемым частью общества и системы здравоохранения в целом. Каждый день 45 % запросов в интернет-поисковике связаны со здоровьем. Пользователи часто используют социальные сети, чтобы получить поддержку от других людей, имеющих аналогичные заболевания и способы их лечения. Цель этого исследования состояла в том, чтобы количественно оценить использование социальных сетей с целью собственного продвижения и пропаганды здоровья в медицинском образовании и проанализировать различия между врачами общего профиля, пропагандирующими здоровый образ жизни и рекламирующими свои профессиональные услуги. Мы предположили, что большинство врачей общего профиля будут присутствовать в социальных сетях и пропагандировать здоровый образ жизни. Мы так же оценили процент присутствия врачей, которые рекламируют свои услуги. Было выдвинуто предположение, что темпы использования социальных сетей будут выше среди частных врачей-практиков, чем среди врачей, работающих в государственном учреждении. Всего было выявлено 500 врачей по Курской области через поисковую систему «Яндекс» и поисковую систему социальных сетей, позиционирующих себя в социальных сетях. 65,7 % имели присутствие в социальных сетях, 21,8 % имели профессиональную страницу Facebook, 22,6 % - профессиональную страницу Twitter, 52,1 % - профиль Vkontakte и 94,1 % - аккаунт Instagram. Большинство врачей старшего возраста имели профиль в Одноклассниках - 4,8 %. У 78,9 % врачей их профессиональные блоги были направлены на поддержание здорового образа жизни, правильного питания и своевременного обращения за медицинской помощью. Однако 21,3 % страниц были рекламными, позиционирующие профессиональные услуги владельца страницы. Основными такими страницами стали профили врачей стоматологов и врачей косметологического профиля. Таким образом, большинство молодых врачей используют социальные сети для всеобщего просвещения и пропаганды здорового образа жизни, что имеет колоссальную важность в настоящее время среди современного поколения. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что интернет потенциально влияет на убеждения и поведение пациентов, связанные с их здоровьем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бородина Карина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SOCIAL NETWORKS FOR THE PURPOSE OF THEIR OWN PROMOTION AND PROMOTION OF HEALTH IN MEDICAL EDUCATION

The Internet has become an integral part of society and the health system as a whole. Every day, 45 % of the queries in the Internet search engine are related to health. Users often use social media to get support from other people who have similar illnesses and how to treat them. The aim of this study was to quantify the use of social media for self-promotion and health promotion in medical education, and to analyze the differences between general practitioners promoting a healthy lifestyle and advertising their professional services. We assumed that most general practitioners would have a presence on social networks and promote a healthy lifestyle, as well as estimate the percentage of the presence of doctors who advertise their services. We also assumed that the rate of social media use would be higher among private practitioners than among doctors working in a public institution. In total, 500 doctors in the Kursk region were identified through the Yandex search engine and the social network search engine, positioning themselves in social networks. 65,7 % had a presence in social networks, 21.8 % were professional Facebook page, 22.6 percent - the professional Twitter page, 52.1 % of profile Vkontakte and 94.1 % account Instagram. The majority of older doctors had a profile in Odnoklassniki -4.8 %. In 78.9 % of doctors, their professional blogs were aimed at maintaining a healthy lifestyle, proper nutrition and timely access to medical care. However, 21.3 % of the pages were advertising, positioning their professional services, the main such pages were the profiles of dentists and cosmetology doctors. Thus, the majority of young doctors use social networks for general education and promotion of a healthy lifestyle, which is of great importance at the present time among the modern generation. Based on the data obtained, it can be concluded that the Internet potentially affects the beliefs and behavior of patients related to their health.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВЬЯ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

БОРОДИНА Карина Михайловна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ...

V7TK" т, 78 Dilfi ¿1 Г©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ J /о.и-ГО.Ч-. |(сс) кУ<$) | TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0004 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВЬЯ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 5075-5664 AuthorlD: 1067508 ORCID: 0000-0002-4376-0363

БОРОДИНА Карина Михайловна, ассистент кафедры «Анатомия человека» Курский государственный медицинский университет (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail: karina_borodina46@mail.ru) Аннотация. Интернет стал неотъемлемым частью общества и системы здравоохранения в целом. Каждый день 45 % запросов в интернет-поисковике связаны со здоровьем. Пользователи часто используют социальные сети, чтобы получить поддержку от других людей, имеющих аналогичные заболевания и способы их лечения. Цель этого исследования состояла в том, чтобы количественно оценить использование социальных сетей с целью собственного продвижения и пропаганды здоровья в медицинском образовании и проанализировать различия между врачами общего профиля, пропагандирующими здоровый образ жизни и рекламирующими свои профессиональные услуги. Мы предположили, что большинство врачей общего профиля будут присутствовать в социальных сетях и пропагандировать здоровый образ жизни. Мы так же оценили процент присутствия врачей, которые рекламируют свои услуги. Было выдвинуто предположение, что темпы использования социальных сетей будут выше среди частных врачей-практиков, чем среди врачей, работающих в государственном учреждении. Всего было выявлено 500 врачей по Курской области через поисковую систему «Яндекс» и поисковую систему социальных сетей, позиционирующих себя в социальных сетях. 65,7 % имели присутствие в социальных сетях, 21,8 % имели профессиональную страницу Facebook, 22,6 % - профессиональную страницу Twitter, 52,1 % - профиль Vkontakte и 94,1 % - аккаунт Instagram. Большинство врачей старшего возраста имели профиль в Одноклассниках - 4,8 %. У 78,9 % врачей их профессиональные блоги были направлены на поддержание здорового образа жизни, правильного питания и своевременного обращения за медицинской помощью. Однако 21,3 % страниц были рекламными, позиционирующие профессиональные услуги владельца страницы. Основными такими страницами стали профили врачей стоматологов и врачей косметологического профиля. Таким образом, большинство молодых врачей используют социальные сети для всеобщего просвещения и пропаганды здорового образа жизни, что имеет колоссальную важность в настоящее время среди современного поколения. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что интернет потенциально влияет на убеждения и поведение пациентов, связанные с их здоровьем.

Ключевые слова: пропаганда здорового образа жизни, психология, педагогика, современные технологии, медицина, образование, социальные сети, практическая значимость, теоретическая подготовка, квалификации, просвещение, врачи, студенты, ординаторы.

THE USE OF SOCIAL NETWORKS FOR THE PURPOSE OF THEIR OWN PROMOTION AND PROMOTION OF HEALTH IN MEDICAL EDUCATION

© Author(s) 2021

BORODINA Karma Mikhailovna, assistant of the Department «Human Anatomy»

Kursk state medical University (305041, Russia , Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: karina_borodina46@mail.ru) Abstract. The Internet has become an integral part of society and the health system as a whole. Every day, 45 % of the queries in the Internet search engine are related to health. Users often use social media to get support from other people who have similar illnesses and how to treat them. The aim of this study was to quantify the use of social media for self-promotion and health promotion in medical education, and to analyze the differences between general practitioners promoting a healthy lifestyle and advertising their professional services. We assumed that most general practitioners would have a presence on social networks and promote a healthy lifestyle, as well as estimate the percentage of the presence of doctors who advertise their services. We also assumed that the rate of social media use would be higher among private practitioners than among doctors working in a public institution. In total, 500 doctors in the Kursk region were identified through the Yandex search engine and the social network search engine, positioning themselves in social networks. 65,7 % had a presence in social networks, 21.8 % were professional Facebook page, 22.6 percent - the professional Twitter page, 52.1 % of profile Vkontakte and 94.1 % account Instagram. The majority of older doctors had a profile in Odnoklassniki -4.8 %. In 78.9 % of doctors, their professional blogs were aimed at maintaining a healthy lifestyle, proper nutrition and timely access to medical care. However, 21.3 % of the pages were advertising, positioning their professional services, the main such pages were the profiles of dentists and cosmetology doctors. Thus, the majority of young doctors use social networks for general education and promotion of a healthy lifestyle, which is of great importance at the present time among the modern generation. Based on the data obtained, it can be concluded that the Internet potentially affects the beliefs and behavior of patients related to their health.

Keywords: promotion of a healthy lifestyle, psychology, pedagogy, modern technologies, medicine, education, social networks, practical significance, theoretical training, qualifications, education, doctors, students, residents.

ВВЕДЕНИЕ

Интернет стал неотъемлемым средством подключения людей к системе здравоохранения. Исследование более чем 30 000 взрослых показало, что почти 45 % пациентов искали в интернете информацию, связанную со здоровьем. Пациенты часто используют социальные сети, чтобы получить поддержку от других людей, живущих в аналогичных условиях и имеющих аналогичные заболевания. Таким образом, интернет потенциально может влиять на убеждения и поведение пациентов, связанные со здоровьем [1-6].

Врачи также являются активными пользователями сети Интернет. Социальные сети превратились в средство, с помощью которого врачи могут просвещать общественность, расширять собственную базу знаний и общаться с коллегами. Социальные сети также служат для врачей средством продвижения себя потенциальным пациентам. Одно исследование показало, что при выборе потенциального пластического хирурга на пациентов часто оказывают сильное влияние социальные сети [710].

Многие врачи используют социальные сети. Так

BORODINA Karina Mikhailovna

THE USE OF SOCIAL NETWORKS FOR THE..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

один опрос показал, что примерно 65 % врачей занимаются социальными сетями в профессиональных целях, а показатели профессионального присутствия в социальных сетях варьируются в зависимости от специальности. Например, около 62 % пластических хирургов используют социальные сети в своей практике, а среди детских ортопедических хирургов 36,8 % имели профиль Инстаграм и около одной трети имели профессиональное присутствие YouTube [11-14].

Профессиональные врачи-блогеры представляют собой уникальное подмножество врачей в том смысле, что они связаны с известными организациями с большим присутствием средств массовой информации и глобальной аудиторией. До настоящего времени использование социальных сетей профессиональными врачами спортивных команд не было хорошо охарактеризовано [1520].

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель этого исследования состояла в том, чтобы количественно оценить использование социальных сетей с целью собственного продвижения и пропаганды здоровья в медицинском образовании и проанализировать различия между врачами общего профиля, пропагандирующими здоровый образ жизни и рекламирующими свои профессиональные услуги. Наша основная гипотеза состояла в том, что большинство врачей будут присутствовать в социальных сетях. Наши вторичные анализы были сосредоточены на факторах, влияющих на темпы использования социальных сетей. Мы предположили, что большинство врачей общего профиля будут присутствовать в социальных сетях и пропагандировать здоровый образ жизни. Мы оценили процент присутствия врачей, которые рекламируют свои услуги. Было выдвинуто предположение, что темпы использования социальных сетей будут выше среди частных врачей-практиков, чем среди академических врачей. Наконец, мы предположили, что все другие демографические переменные, включая уровень подготовки и квалификационную принадлежность, не будут связаны с использованием социальных сетей.

Опыт обучения (включая медицинскую школу, специальность и стипендию), место практики (академическое или частное) и текущее географическое положение (Запад, Юг, северо-восток, Средний Запад, Северо-Запад, Восток, Юго-Запад или международное) были записаны на основе наших поисковых запросов в интернете. Крупные мегаполисы были классифицированы как те, кто работает в городе с населением более 1,5 миллиона человек.

Нами были проанализированы такие социальные сети как Instagram, Facebook, Twitter, LinkedIn, ResearchGate. Для нашего первичного анализа мы подсчитали количество профессиональных врачей команды с профессиональным аккаунтом Facebook, Twitter или Instagram-аккаунтом. Мы также количественно определили долю врачей с любым присутствием в социальных сетях, имея в виду профессиональную учетную запись по крайней мере на 1 из этих 5 платформ.

Для нашего вторичного анализа мы провели многофакторную логистическую регрессию демографических переменных на вероятность наличия присутствия в социальных сетях. Включенными переменными были государственная и частная виды практики, квалификационная принадлежность к медицинскому университету и педагогической деятельности и уровень общей подготовки. Мы проверили потенциальную коллинеарность, измерив коэффициент инфляции дисперсии. Для многоуровневых переменных, которые были значимыми, мы провели последующие попарные сравнения между всеми другими уровнями этой переменной.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Всего по Курской области было выявлено 500 врачей, позиционирующих себя в социальных сетях, через поисковую систему «Яндекс» и поисковую систему соци-26

альных сетей. Из 505 врачей 65,7 % имели присутствие в социальных сетях. Instagram и Facebook-профиль более конкретно, 21,8% имели профессиональную страницу Facebook, 22,6 % - профессиональную страницу Twitter, 52,1 % - профиль Vkontakte и 9,1 % - аккаунт Instagram. Большинство врачей старшего возраста имели профиль в Одноклассниках - 4,8 %. У 78,9 % врачей их профессиональные блоги были направлены на поддержание здорового образа жизни, правильного питания и современного обращения за медицинской помощью. 21,3% страниц были рекламными, позиционирующие профессиональные услуги владельцев страниц. Основными такими страницами стали профили врачей стоматологов и врачей косметологического профиля. Врачи, получившие стипендию (P = 0.008), имели больше шансов на присутствие в социальных сетях.

Таким образом, в этом исследовании было проанализировано 505 врачей; 95,6 % из них были врачами-медиками (докторами медицины), 44,6 % являлись врачами терапевтами общего профиля и 15,8 % - врачами узкого профиля. В общей сложности 82,4 % имели стипендиальную подготовку (n = 416). Логистическая регрессия на вероятность присутствия в социальных медиа показала, что у обученной команды врачей было значительно больше шансов (отношение шансов = 2.04, Р = .008) использования социальных медиа. Все тестируемые переменные вряд ли были мультиколлинеарными, поскольку ни одна переменная не имела коэффициента инфляции дисперсии выше 1,5. В этом исследовании мы обнаружили, что общее присутствие на популярных платформах социальных сетей среди врачей Курской области является высоким и составляет более 65 % во всех видах спорта. Кроме того, обучение стипендиям связано с использованием социальных сетей среди врачей.

В целом мы обнаружили, что из 505 профессиональных командных врачей 65,7 % имели присутствие в социальных сетях, а наиболее часто используемой платформой был Instagram у 52,1 % профессиональных врачей. Тем не менее, показатели использования Вконтакте и Одноклассники были выше среди детских врачей.

Сравнение наших результатов с этими исследованиями показывает, что в целом страницы профессиональных врачей могут иметь более высокий уровень использования социальных сетей, чем врачей, которые не связанны с профессиональной деятельностью и не имеют высшей квалификации. Несмотря на эти более высокие показатели, все еще есть много профессиональных врачей не молодого возраста, которые не используют социальные сети в своей практике.

Второй ключевой вывод состоял в том, что стажировка была значимым предиктором присутствия социальных сетей среди профессиональных врачей. Конкретные факторы, лежащие в основе этого вывода, выходят за рамки настоящего исследования, однако мы считаем, что здесь могут иметь место несколько факторов. Некоторые врачи, проводящие стажировку, могут искать дополнительные знания, чтобы отличиться от универсалистов в своей области. Тоже самое желание выделиться может стимулировать участие в социальных сетях. Кроме того, учитывая их более глубокие знания об оценочных и управленческих аспектах своей области, мы подозреваем, что стипендиаты с большей вероятностью будут извлекать концепции развития практики из своего обучения, чем старшие резиденты, все большая часть которых, как представляется, владеет социальными сетями. В этом же ключе узкоспециальная подготовка может привести врачей к дальнейшему развитию их профессиональной идентичности, что также может способствовать более широкому использованию социальных сетей. Вполне возможно, что акцент на образовании в социальных сетях на ранних этапах медицинской подготовки, например во время ординатуры, может способствовать использованию социальных сетей среди выпускников. Важно отметить, однако, что большинство врачей могут

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-00бб; ISSN online: 2712-97S0

стремиться к стипендиям по причинам, не связанным с присутствием в социальных сетях, например, для развития специальных знаний, совершенствования и приобретения новых навыков или улучшения будущих академических перспектив.

В отличие от нашей первоначальной гипотезы, мы обнаружили, что врачи частной практики имели равное использование социальных сетей по отношению к академическим врачам. Несколько предыдущих исследований сообщили, что врачи частной практики имеют более широкое использование социальных сетей по сравнению с врачами в академической медицине. Одним из возможных объяснений этого неравенства является то, что, учитывая высокий общий уровень использования социальных сетей среди врачей, различия между частными и академическими врачами являются более тонкими и, следовательно, более трудными для измерения.

ВЫВОДЫ

Таким образом, большинство молодых врачей используют социальные сети для всеобщего просвещения и пропаганды здорового образа жизни, что имеет колоссальную важность в настоящее время среди современного поколения. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что интернет потенциально влияет на убеждения и поведение пациентов, связанные с их здоровьем. Будущие исследования предпочтений пациентов могут помочь согласовать использование врачами социальных сетей с предпочтениями или предполагаемыми потребностями пациентов, а также с тем, какие платформы предпочитают пациенты при поиске медицинской информации или привлечении потенциальных врачей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2016. - № 6 (39). - С. 322-329.

2. Алиева Л.В., Руденко И.В. Mоделuрованuе - перспективный метод организации воспитательной деятельности вуза по реализации компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 132-135.

3. Тишков Д.С. Влияние отношений преподаватель-студент и студент-студент на социальную вовлеченность

4. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. С. 85-92

5. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2004. - n 2. - с. 40-42.

6. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. M.: Проспект, 2016. -320 c.

7. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация учащихся в коллективе. M.: Academia, 2015. - 16 c.

8. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

9. Бородина К.M. Принцип преподавательской деятельности по дисциплине «Анатомия человека» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. №4 (33). С. 45-47.

10. Хуторской А.В. Педагогика: Учебник/А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 112 c.

11. Овчаров С.M. Педагогическая технология развития креативности будущих учителей информатики в условиях университетского образования//Карельский научный журнал. 2013. № 1 (2). С. 43-46.

12. Юсупова Г.В. Структура и динамика ценностных ориентаций современного педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 124-126.

13. Penman J., & Oliver, M. Meeting the challenges of assessing clinical placement venues in a bachelor of nursing program //Journal of University Teaching & Learning Practice, 2017, Р.60-73.

14. Prensky M. (2001). Digital natives, digital immigrants // Journal on the Horizon, 2019, 6 р.

15. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Mакарова M.B., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности. Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 17.

16. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

17. Foran J. The case method and the interactive classroom //The National Education Association Higher Education Journal.2016. р. 49.

18. Писаренко Д.А. Виртуальные студенческие сообщества как форма организации внеучебной деятельности студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 125-127.

БОРОДИНА Карина Михайловна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ...

19. Четвериков И.П. Понятие личности (из лекций по общей психологии) //История российской психологии в лицах. 2017. С. 215 - 224.

20. Likert R. A technique for the measurement of attitudes //Archives of Psychology. 2016.1—55р

Статья поступила в редакцию 02.03.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.