♦-♦
л
ко robe he nkoev/i mail.ru Елена Витальевна Коробченко,
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных систем е экономике. Саратовский социально-экономический институт (филиал) удк 004.002 РЭУ им. Г. В. Плеханова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
РЛетодичесм* грамотное внедрение в обраэовете.-'ьный процесс аиртувпьных систем удаленной ра&оты педагога с «¡учащимися Позволяет отимизирозаТ;; многие ®£ПеКШ данного В.ЗДИМодействИЯ Ё стзтье рас сматри&дется проблема организации педагогами дистанционных зп&>,1е+1Тов преподаваемы* курсов Затрагивается вопрос о полые социальных сетей пак эффективного виртуальчего образовательного ресурса. Приао дится алгоритм интеграции социальной сети в систему обучения. Практическая реализация осуществляется с использованием инструментария социальной сети «ВКонтасте« Д^я a^annia эффективности дистанционного элемента преподаваемого курса осуществлен выбор Показателей оцечивачимх успеваемость учащихся по дисциплин-*? Анализируются результаты впияния интернет-сообщег.лэа учебно-методического содержания на рпд от обр энныл показателей On* са н ная в ста i ье ы е т од кка и елользоаэ ни я еоци aj 1 ьной сети ка к в ирт уал ь * ого учебно-методического ресурса препедаиае^юго курса позволит повысить эффективность учебного процесса Ключевые слова; образовательные! процесс уыСн&метоёичъсниЯ ресурс, интейфктивнов обучение
Ye.V. Korotchenko
USING SOCIAL NETWORKS TO IMPROVE TEACHING EFFICIENCY
'ne authoT argues, hat competent introduction into the educational process of virtual systems ci remote nteraction between teachers and students helps to opihwe niany aspects of this interaction The article deafs with the problem of organising onl ne elements of the Gourses they teach, considers the benefits of social networks as an effective vlr Iru a: educational nssourcif. presents an algorithm for integrating social networks intofre educational system The research is earned out using th-e tools prodded by №e social network «VKontakte». Analysis of 1he effectiveness of Hie onhrn elements of teaching courses involves identification of the nd:cators that measure the student's progress ir the discipline I mpa ct of (he tnte met cc mmun rty or ed uta ( ion ai an d meth otf clog ical conte nt a n d a n um ber of se iected tneke ato rs is analysed The method of using the social network as virtual teaching and methodical resource described in the article w?ll help improve the efficiency of the educational process
Keywords: educational process, teaching and methodical resource, interactive training
Внедрение информационных технологий а образовательном процесс является одной ид основ развития педагогии высшей школы Нар^У с полтонн ним расширением списка программного обеспечения, используемого преподаватепями в педагогическом промессе, также инструментами обучения станса л тся ресурсы виртуальной среды Ос о бог значение в настоящее время уделяется не только смысловой нагрузи интернет-ресурсов но и и мобильности понятности для пользователе и возможности применять функционал познавательных механизмов интернета для интерактивна гс обучения Основной вопрос в этой связи заключи етей в трм, на чем именно в конечном итоге п ре под ааателю остановить свой выбор Ответ назтог вопрос «роется в распространенных среди студентов социальных сетях.
Действительно, п иностранных и^точни^ау исследователи прашли путь от простерши* возможностей социальных сетей □ поиске иншормации и обмене знаниями до конструирования уникальных обучающих механизмов (4, 5]. Сред и оие^ес-венных источников тема Использований социальных сс-тси □ образова-
тельном процессе Также Не ноза [1, 31 Однако в на учных статья у рассматриваются пифь теоретические преимущества внедрения социальных сетей в образовательный процесс, а практическая реализация не освещена в достаточной объеме треоуют уточнения вопросы интеграции функционала социальны* сетей р систему обучения
Далее реч^ гюкдет об апробации данного инструмента а рамках дисциплин, лабораторные (практические) занятия по которым проводятся в компьютерных классах.
Ранее проведЕнны> анализ социальны* сете* [2\ показал, *то наиболее популярной среди молодекм является сеть «ВКонтакте». Рассмотрим пример использования социальной сети «вКонтэкта» в качестве об разовз тел ьнаго ресурса Указан ь ая социальная сет ь да от возможность организации сообщества состоящего к| неограниченна™ количества пользователей двух тнпое]. администратор, Б-ыпоЛняющий функции управления групп он, и прочие пользователи с ограниченным набором зозможнос1ей Группа может быгь как от .-рытой, так и закрытой, при этом дня вкшс^ени-я
пользователя s группу допжны выполнятся определенные манипуляции -i официальнымчленом сообща стна и администрялЬром Рассмотри и данный процесс более подробно
Реализация осуществлялась путем создания закрытой группы «ВКонтакту», адмииистраторомкоторой является преподаватель чиже приведен общий алгоритм начального взаи модем ста ин внутри созданного сообщества
1 На занятиям студентам сообщается точное название сообщества
2 Выполняя поиск группы fio названию студенты подают заявку чтобы получить доступ во всем материалам, размещенным на ресурсе
3 Заяви и, принимает преподЭйвтель, что исключает возможность участия попьзоватепеи, не относящихся i; аудитор ии курса. Кроме г ого, set ь описанный процесс по встугитению студентов □ грулпы с учебно-метсди^е-cwm материалами дисциплины гэнимает всего несколько минут и аозможен без гспользазания стационарных компьютеров, а с применением личных портативных уС1ройсгв (планшетов, смартфонов} Это позволяет сэкономить время на предварительную подготовку и h?e посредетве нно преступить к выполнению эадапир после загрузки системы и регистрации а сети
Виртуапьным группам, которое должны исполнять роль учебны* сообществ задаю i es следующее параметр ы
■ стана - открытая:
* фотографии - ограниченные.
* видеозаписи - выключены;
■ аудиозаписи - выключены.
* документы - ограниченьые;
* обсуждения - открытые
* материалы - выключенные.
Для обеспечения студентов возможностью контактировать с преподавателем и друг с другом внучри сообщества некоторым"араметрамзадается значение «открытъйь* Это дает учащимся возможность комментировать материалы, аьюира1ь гемы предложенный рвфератог: реагировать на новое сообщений препо-дэватепя и т.д При этом преподаватель, va« администратор, может размещать дпя использования всеми
стоика г-1 и группы разлитые учебно-методические материалы курса задания, примеры выполнения работ элеп-ренные ресурсы, например презентации, информативные сообщения и т.д. {рис 1).
Ид примеров, приведенным на рис. 1. видне. на-cifOíTbiro интерактивными являются публикации, выполненные преподавателем а рамке к виртуального ресурса - ость возможность отслеживать, все пи участники курса просмотрели нужную информацию, у сту-д е нтов есть воз можност ь вы б ирать в а оиа-нты за д ан и й. исключая дублирования тем е одной группе
Параметры, имеющие значение * о; раниченные^, rte доступны для Изменения пользователям Их редактирование доступно только администратору группы (п ре подав зтепс] Ограничение связано с тем. что именно в документе* групп ti располагается фэйп с оценками При этом ваамоднлети данной виртуалпчой группы позволяют студентам получать , с&вдения сразу же после внесения изменений преподавателеи в файл с оценками
На рис 2 видно что все документы имеют выходные даиньев виде дэты и времени загрузки, облегча-
ющие студентам понимание апуапьностп просматриваемой в оценках информации
□ÈF2J,TbnHK'ÙU*+Ktt Jtp-CDOQIŒKJI -TJÜIH HW "rtÙfcjïfn Em'icEViauviv
6}
IlliHmi.* «WIMHilV
M-I
I LHllifH'e tí 'Mi
fnw^
^'■fc'l1 ' ' I
nt ■
I I Ptt n i~4
Задачи^ t
-1 ME
=,.1 ;.||1 jhíT11 H HJít
H.
HflilEUTTJH
KOMHCinilfHHITb
PUC 1 Примеры COD&щгн;1|1 пазмещземых нэ стене сообщества
Документы
Q iUrtCR Г|£ Д..:иЧМ1'ЦТДМ
AlCilhri.albi
'^НД (Бипрт|И п 13
Рис 3. ОтаСрамемиа документов группы
Для размещений информации компоноэка которой и отдельный документ затруднительна, существует
возможность включения есыло* наличные интернет-ресурсы.
Ссылки
iuíDV >«
г,loi nu
Pus. J. Пример размещенной ссылки q мевществ»
На рис 3 проиллюстрирована ссылка на ресурс, размещенный в облачном хранилище данны-х препода вате л-я
Обратная свяэъ студет^эв с преподавателем оргэ-1 изов а - а ПОс ред с г вом Личных Мой щен ий Соцйэл ьной сети. Функционал переписки позвсляст пересылать не только текст, но и различные файлы, в том числе и выполненные расоты на проверку При этом в пере-
писке сохраняется вся истории исправлений дата варианта работы, все замечания, сделанные препо. дэаатепем. лее попытки сдачи материала и т д
За время изучения дисциплины студенты этгиено использовали созданий учвбнкз-метсдичвский ресурс в социальной ce^v задавали вопроси преподавателю, рэз&орэчивали открытые дискуссии, пользовались размещенными методическим матери атом и ссьглками нз и*тернет-*сточник*
Для оценки эффективности использования в педагогическом проце ссе д иста'НЦЙо -- ной и нфо рмацион но и технологии, реализованкой в популярней социальной сети, был проведен а"апиз получений)* результатов Сравнение было выполнено на основании выходных дан -ibix дзуй учебных групп студентов одного на прав-пения За осн ову бы па вз ята д исци плм н а. преп од ав э-ние кото рей в пер вей группе (соцсе1 ь) приводилось с использованием интернет-сообщества, а во второй (без соцсети) - только в рамкэк традиционных Образовательных текнолотй Уровень начальных знании студентов iа совокупности по каждой из групп i практически не отличался. Показатели го которым проводился анализ результатов обучения, представлены в таблице.
Резуп ь I и ТЫ .] Kdj I ил нруе мы X Cl Увенчал Кн X I pyrin
Показатели Pli-tyrtbTrtT |-и группы (СйцСйТь) Рм/ПЫГаТ 2-м группы IfioJ ООЦС1;|И)
Средняя оцаниэ 1 пятибалльная супима:- Î.T7 З.В7
Коги^ство студентов-, сдагш!1.' ИТОГОВ blil контр^пь С ГГерЕОГО раза % йт общего нь-млэ 90 Si
■Срс-днс-е KnnLv^ecTBO выгйлнен-нъи задании по са мостоятель-H jH работе, It dt с-бщего числа 32 72
Среднее количество гропусксв занятии от эбщета Mvicna 15 13,3
Кчгтичестав студентов, ищ-кэщи* задопкЕ.чности по прБктичаоким работам гг чцспя 10 15
Данные таблицы показывают, что в целом го всем показателям. наличие дополнительного виртуального ^ебно-методического ресурса положительно сказалось на успеваемости студе+гтов
Так, средняя оценка итогового контроля 1-йфуппы выше, чем у группы, обучающейся только с грвменением стаадартнык методов Также и количество сту-де ктов не едавш № выход ной ко н троль с первого разд. меньше среди тех, кто имел доступ к материалам мнтсонет-со-общ£спэ.=-1 Улучшение о рамках этих показателей обьяеннетея. о частности тем, что при возникновении вопросов □ процессе подготовка учащееся могли обращаться к преподавателю через функциона.;- социальной се?и в лшбее удобное время и получать в короткий срок ответ. Это играет значительную роль, поскольку консультации по дисциплине имеют крайне ограниченное время и не всегда студенты имеют возможность к* посетить (иногородние, из-за болезни и т.д )
Согласно данным таблицы также произошло увеличение среднего числа выполненных заданий само-
стоятельной работы студентов 1-й груп-пы л;- сравнению со 2-й группой на 20%. Этот резулыа! обусловлен также тем что проверка дайн ых зад гз ни и проводилась на анализируемом интернет-ресурсе Такой подход к организации самостоятельной работы студентов значительно ускоряет обмен информацией между преподав а тепе м и студентам*, а также позволяет уменьшить количество кописоаа^уй студентами рзбот друг друга, т а* ка* все прис л а ье студ е нто ч рай оты сохра н яют-ся в переписке
Следует отметить ^то на посещение занятие наличие, равно ка* и отсутствие, дистанционно о ресурса 1се оказыняетзначительного влияния Это объясняется достаточной мотивацией явки таг как итоговая оценка по курсу зависит В том числе, и от Процента пропусков
Финальный показатель анализа, а именно количе ство студентов., имеющих задолженности по практическим работам отличается в исследуемых группах незначительно I ем не менее б 1 и груп-Ле он несколько нике Этой разницы удалось достичь за счет студентов, тотоёых добросовестно выполнять все задания, некоторые неуважительным плачинам пропускали часть занятий Они наравне со все ми имели доступ практически ко всему материалу курса а гакже -консультациям преподавателя
Анализируя результаты проведенной апробации сообщества аБКонтактеа, содержащего учебно-метс-д*ческие материалы дисциплины, можно сделать вывод о его Положительном влияний -а итоговую и промежуточную успг.ваемост^ студлнтое Допгшненме основного >;урса таким виртуальные ресурсом дэе? возможность для более эффективной коорди-ации работы студента, особенно самостоятельной Выбранив аз социальная сеть является хорошо зьаКймой студентам, что позволяет им максимально использовать ее функционал дпя учебник целей без дополнительных методических рекомендаций со стороны препс даеателя Доступность интуитивная понятность и мобильность а виде приложении для портагнаны? устройств унебтю-методическои группы является незаменимым инструментом работы при вынужденных пропусках занятий студентами (индивидуальный план длительная болезнь и т.д ) С учетом наметившейся тенденции К сокращению аудиторных часов создание электронныхуче-опа-ьгетодических ресурсов позволяет организовать аналог контактной работы обучающихся с преподавателем в виртуальной среде
1 Ефиме« Ё.Г Использование социальных гытей цнн вид профессиональний компетенции и обра таеэгельний сфере t( ИНЙРвационна» развитие человеческих ресурсов |д:-'иогта Все росс, науч -прз>гт конф [г Волгоград, tfe—19 ио-чбря 2011 г.) Волгеграл Изд-во ФГОУ ВПО 5АГС. 201I С T5-Z2
2 ¿ораБчвнКи Е в. Социальные сети как ПЕрйпнкТИрныУ! образовательный ресурс а Теоретические и прикладные аспекты современной иауки. 2015 No 7(3). С. 56-61
3. Шэлшэв А Б Со^зльяые сети кал современная обра эпвзтельна я спедг: Яисиукия. 2013 №И;"(41) С. Z1-A2 Л MadpeC , МеёкJ.. WertertsJ . НиЫву Т. Facebook.sn^lgl Irlegratlqn -агй infernal learning at untvsrel(y; 'It isnwfe for socialising and talking to friends about wwk 1пап Гот artuaHy doing VHJrtfVM.earnmg.MHJta and Technology. 2009 34:2. P U1-15S $ 5fr 8 T$pp S . D >5 Learning by Тч#йеИпв
Using Twitter aa a Pedagogical TmI 'i Jbumal of Marketing F:Il,-calion, 2011 33. P 1ЭЗ-20Э