Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ -ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ -ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПНЫЕ ГРУППЫ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / ШТАТНЫЕ СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волынкин Е.Н.

В статье рассматриваются некоторые аспекты подготовки и использования штатных сотрудников органов внутренних дел в противодействии организованным преступным формированиям этнической направленности в сфере незаконного оборота наркотиков. Автором рассматриваются методы по подбору действующих сотрудников органов внутренних дел - представителей этнических групп для организации и противодействия преступным формированиям, в том числе этнической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волынкин Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES -REPRESENTATIVES OF ETHNIC GROUPS IN COUNTERING DRUG TRAF C

The article discusses some aspects of the training and use of full-time employees of the internal affairs bodies in countering organized criminal groups of ethnic orientation in the eld of drug traf cking. The author considers methods for the selection of active employees of the internal affairs bodies - representatives of ethnic groups for the organization and counteraction of criminal formations, including ethnic orientation.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ -ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ»

УДК 343.375

DOI 10.51980/2686-939X_2022_2_6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ -

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ

THE USE OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES - REPRESENTATIVES OF ETHNIC GROUPS IN COUNTERING DRUG TRAFFIC

Волынкин Евгений Николаевич,

доцент кафедры оперативно—разыскной деятельности Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук,доцент

volynkinen@yandex.ru

Ключевые слова:

этнические преступные группы, незаконный оборот наркотиков, штатные сотрудники органов внутренних дел, представители этнических групп.

В статье рассматриваются некоторые аспекты подготовки и использования штатных сотрудников органов внутренних дел в противодействии организованным преступным формированиям этнической направленности в сфере незаконного оборота наркотиков. Автором рассматриваются методы по подбору действующих сотрудников органов внутренних дел — представителей этнических групп для организации и противодействия преступным формированиям, в том числе этнической направленности.

Keywords:

ethnic criminal groups, drug trafficking, full-time employees of internal affairs

bodies, representatives of ethnic groups.

The article discusses some aspects of the training and use of full-time employees of the internal affairs bodies in countering organized criminal groups of ethnic orientation in the field of drug trafficking. The author considers methods for the selection of active employees of the internal affairs bodies — representatives of ethnic groups for the organization and counteraction of criminal formations, including ethnic orientation.

В условиях качественного изменения преступности, и особенно наиболее опасных ее форм, к числу которых относится незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в различных его проявлениях, органами государственной власти уделяется повышенное внимание координации деятельности всех правоохранительных структур, совершенствованию профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений по противодействию организованным преступным формированиям, в том числе этнической направленности.

Следует заметить, что этнический состав населения Российской Федерации является объективным регионообразующим фактором [1, с. 61]. Разница заключается лишь в процентном соотношении представителей титульных и иных национальностей (в большинстве регионов зарегистрировано от 80 до 100 национальностей) [5, с. 17], многие из которых придерживаются мусульманской религии и (или) традициям. Сферой деятельности этнических структур является как легальная, так и «теневая» экономика. Не вызывает сомнения, что истинная прибыль этнических групп во многих случаях скрывается. Этнические группы в виде преступного промысла контролируют различные сферы бизнеса, захватывают ключевые позиции в легальной экономике (в большей степени фруктовый и овощной бизнес), их представители являются соучредителями различных коммерческих предприятий, которые специализируются на проведении противоправных хозяйственно-финансовых операций и отмывании денег [2, с. 617]. Одновременно с формированием обособленной «теневой» экономики [см. подр.: 7, 8]1, в том числе на основе этнической психологии защиты своих интересов, формируются криминальные группировки. При этом можно констатировать, что между различными этническими группами и соответствующими этническими криминальными структурами нет вражды, более того, между ними сложились устойчивые отношения сотрудничества и взаимопомощи [3, с. 23]. Преступники, сплоченные по национальному признаку, конспиративнее, у них более жесткие законы внутри группы, они не пускают к себе людей других национальностей [6, с. 631]. Торговля наркотическими средствами в указанной среде осуществляется только среди узкого круга посредников, через тайники и бесконтактным способом [4, с. 771]. Следует заметить, что именно большой приток граждан из государств СНГ и регионов Кавказа способствует организации достаточно устойчивой инфраструктуры наркобизнеса. Ее основу создают выходцы из Средней Азии, Кавказа, группируясь по национально-земляческим признакам. Основными поставщиками наркотиков в Россию

1 «Теневая» экономика - это официально незарегистрированная экономическая деятельность, имеющая этническую обособленность и законные виды деятельности (которые не ставятся на налоговый учет) и незаконные (торговля наркотиками, вывоз живого товара за границу, проституция и т.д.).

являются представители этнических криминальных групп, среди которых особое место занимают выходцы из Таджикистана, Узбекистана и Азербайджана.

Так, за 10 лет правоохранительными органами России пресечена деятельность около 8 тыс. преступных сообществ, многие из которых имели транснациональный характер. Кроме того, пресечено более 16 тыс. фактов контрабанды наркотиков2.

Анализ преступлений, совершенных этническими преступными группами, свидетельствует о том, что они представляют собой конгломерат преступных деяний. Все виды совершаемых ими преступлений находятся в тесном переплетении между собой, подчинены общей преступной цели - незаконному накоплению капиталов и их легализации. Основная опасность деятельности этнических преступных групп состоит в постепенном, но уверенном расширении сферы их влияния за счет получения сверхприбыли от легальной и криминальной деятельности. Часть полученных средств идет на воспроизводство преступного бизнеса, часть вкладывается в легальные коммерческие структуры. Существенная доля прибыли тратится на организацию собственных общественно-политических организаций и подкуп должностных лиц властных структур. Как показывают результаты исследования, по сравнению с азиатскими криминальными структурами этнической направленности, кавказские имеют более сплоченный характер, поскольку общность корыстных интересов дополняется национальной и религиозной общностью, особенностью клановой психологии. Это обстоятельство наряду с языковым барьером значительно повышает жизнеспособность данных криминальных структур, сопротивляемость внешнему воздействию не только со стороны правоохранительных органов, но и со стороны конкурирующих преступных группировок, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Поэтому в сложившейся ситуации оперативные подразделения органов внутренних дел еще не в полной мере способны противостоять росту этнической преступности в данной сфере, поскольку, как показывают результаты практики, оперативные сотрудники по контролю за оборотом наркотиков не всегда владеют реальной обстановкой вокруг деятельности различных этнических диаспор, недостаточно знают их национально-психологические особенности.

Успешная деятельность субъектов оперативно-розыскной деятельности во многом предопределяется уровнем осведомленности о состоянии фактического положения дел в борьбе с этнической преступностью. Результаты проводимых исследований свидетельствуют о том, что работа с конфидентами по оперативному обслуживанию объектов, контролируемых этническими организованными преступными сообществами, недостаточно эффективна из-

2 URL: https://narkonet.info/ (дата обращения: 25.04.2022).

за незнания сотрудниками оперативных подразделений и лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, языка, обычаев, религиозных особенностей и менталитета представителей соответствующих национальностей, входящих в состав преступных формирований в сфере незаконного оборота наркотиков, а также сложностей привлечения граждан в качестве конфидентов из числа представителей этнических групп населения.

Вместе с тем к тенденциям, серьезно влияющим на практику противодействия этническим преступным группам, можно отнести их законспирирован-ность, тщательную подготовку и очень быструю сменяемость тактики противостояния органам внутренних дел.

Указанные обстоятельства в значительной степени усложняют организацию и осуществление противодействия участникам этнических преступных формирований, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров, а потому предопределяют необходимость особого подхода к подбору конфидентов.

На наш взгляд, наиболее адекватным методом борьбы с этническими преступными группировками в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков представляется активное использование штатных негласных сотрудников органов внутренних дел. Это обусловливается объективной необходимостью применения разведывательно-поисковых мер в тех сферах государственного и негосударственного производства, распределения и обмена, которые содержат наибольшие возможности выявления фактов теневого финансирования терроризма.

Анализ практики свидетельствует, что использование таких сотрудников для выявления глубоко законспирированного преступного формирования имеет ряд преимуществ по сравнению с конфидентами из числа обычных граждан. Во-первых, такие сотрудники имеют специальную подготовку и опыт практической работы. Во-вторых, возможная расшифровка конфидента в среде разрабатываемых наркопреступников может привести к более тяжким последствиям, нежели изобличение сотрудника, имеющего статус представителя власти.

Однако и здесь одной из проблем в борьбе с этническими преступными группами (сообществами), связанными с незаконным оборотом наркотиков, как мы отмечали выше, является языковый барьер, который затрудняет качественное использование штатных негласных сотрудников, а органы внутренних дел не имеют в достаточном количестве квалифицированных конфидентов и переводчиков.

Необходимо отметить, что в штате органов внутренних дел и других правоохранительных структур имеется определенное количество сотрудников из числа представителей той или иной национальной среды. Поэтому сотрудни-

ки по контролю за оборотом наркотиков при взаимодействии с другими силовыми структурами могут осуществлять деятельность по подбору лиц из числа действующих сотрудников, владеющих языками кавказских, азиатских наций и народностей, изучению их моральных и деловых качеств, установлению доверительных отношений с целью дальнейшего использования в борьбе с этническими преступными группами (сообществами), связанными с незаконным оборотом наркотиков.

Поскольку использование возможностей сотрудников оперативных подразделений, представителей этнических групп для внедрения в преступную среду в массовом порядке нецелесообразно, то для этих целей желательно подбирать и использовать преимущественно лиц, обладающих определенными знаниями в сфере высоких технологий, обращения наличного и безналичного капитала.

Подбор действующих сотрудников ОВД для организации и противодействия преступным формированиям, объединенным как на этнической, так и религиозной основе, должен отвечать следующим обязательным требованиям: принадлежать к этнически родственной национальности; ранее проживать в определенной местности; владеть языком общения, приемами и предметами отправления культа, национально-бытовыми и религиозными традициями; иметь родственные и иные связи по национальному признаку и отправлению религиозных обрядов; придерживаться национальных обычаев и традиций, соответствующих вероисповеданию. При этом отмеченные выше условия могут проявляться в различном сочетании.

Еще одним направлением рассматриваемой деятельности выступает дезинформирование лиц и групп, представляющих оперативный интерес. Используя в этих целях действующих сотрудников - представителей этнических групп, оперативные подразделения могут решать следующие задачи:

- предоставление не соответствующей действительности информации в этнические преступные группы (сообщества) на предмет организации «разборок и междоусобиц» в криминальной среде;

- нагнетание присущего преступникам чувства грозящей опасности;

- создание условий, при которых организатор будет вынужден идти на нарушение неформальных норм и правил поведения, принятых преступными группами (сообществами);

- распространение сведений среди ближайшего окружения лидера с целью его компрометации и др.

Необходимо подчеркнуть, что специалистам оперативных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров необходимо получать более основательную подготов-

ку, определяемую спецификой образа жизни, особенностями национального характера, культуры, духовных ценностей этнических групп, их сложной истории и т.д. Для этого целесообразно:

- на базах высших специальных образовательных учреждений органов внутренних дел организовать курсы подготовки принимаемых на службу и переподготовку сотрудников из числа представителей этнических групп населения, подходящих по этнопсихологическим особенностям, культуре и вероисповеданию;

- оперативным подразделениям по контролю за оборотом наркотиков во взаимодействии с кадровым аппаратом и с соответствующими структурами Федеральной службы безопасности осуществлять целенаправленный подбор из этнических групп населения кандидатов, способных по деловым и моральным качествам проходить службу в органах внутренних дел;

- в Министерстве внутренних дел и других силовых структурах создать совместный банк данных оперативно-розыскного назначения с последующим объединением их в единую информационную систему в целях систематизации и обмена информацией о кандидатах из числа гражданских лиц, проходящих или проходивших службу в ОВД, из числа этнических групп с целью своевременного подбора, изучения и использования их для оперативного внедрения в этнические преступные группы, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также в качестве переводчиков;

- предусмотреть дополнительные меры по моральному и материальному стимулированию указанных сотрудников.

Из изложенного можно заключить, что деятельность оперативных подразделений по контролю за оборотом наркотиков в борьбе с этнической преступностью в указанной сфере - это большой труд, который требует от оперативных сотрудников высокого профессионализма, знания специфики образа жизни, особенностей национального характера, культуры, духовных ценностей этнических групп, глубоких познаний социально-психологических закономерностей, национальных и религиозных особенностей их сложной истории.

Предлагаемые нами меры по использованию сотрудников органов внутренних дел - представителей этнических групп для разработки выходцев из Северо-Кавказского и Средне-Азиатского регионов, входящих в состав преступных формирований, позволят оперативным подразделениям не только повысить эффективность в борьбе с этнической наркопреступностью, но и обеспечить более эффективную борьбу с финансированием терроризма и экстремизма.

Библиографический список

1. Белова, В.Л. Регионоведение: регионообразующие факторы / В.Л. Белова // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 2. - С. 57-67.

2. Волынкин, Е.Н. О некоторых вопросах противодействия этнической преступности / Е.Н. Волынкин // Аллея Науки. - 2018. - № 5(21). - С. 614-621.

3. Глазкова, Л.В. Преступность в Российской Федерации и московском мегаполисе: состояние и меры противодействия : монография / Л.В. Глазкова [и др.]. - М. : РГСУ, 2015. - 180 с.

4. Готчина, Л.В. Криминологическая характеристика российской наркопреступности: структура, динамика и прогноз / Л.В. Готчина // Всероссийский криминологический журнал. - 2017. - Т. 11. - № 4. - С. 767-775.

5. Куликов, А.В. Влияние этнических различий и незаконной миграции на состояние преступности в России / А.В. Куликов, О.А. Шелег // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 3(45). - С. 17-21.

6. Ложкин, Ю.А. Некоторые вопросы противодействия этнической преступности оперативными подразделениями следственных изоляторов ФСИН России / Ю.А. Ложкин // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сборник материалов Международной научно-практической конференции : в 2-х т. - Рязань : Академия права и управления ФСИН России. - 2016. - Т. 1. - С. 629-633.

7. Репецкая, А.Л. Транснациональная организованная преступность : учебное пособие / А.Л. Репецкая. - Иркутск : БГУЭП, 2005. - С. 40-42.

8. Сальникова, С.В. Социо-криминологическая и правовая оценка деятельности организованных группировок криминальной направленности : монография / С.В. Сальникова, В.И. Шульга. - Владивосток : Дальневосточный университет, 2004. - С. 67-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.