Улан-Удэ: Изд-во «Республиканская типография», 2006. 240 с.
3. Батоев Д.Б. Развитие родовспоможения в Бурятии // 80 лет на страже здоровья: сб. статей. В 2 ч. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2003. Ч. 2. 254 с.
4. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. Р-1393. О. 1. Д. 34.
5. ГАЗК. Ф. Р-1393. О. 1. Д. 119.
6. ГКУ Республики Хакасия «Национальный архив». Ф. Р-19. О.1. Д. 9.
7. ГКУ Республики Хакасия «Национальный архив». Ф. Р-169. О.1. Д. 34.
8. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. Р-102. О.1. Д. 10.
9. ГАИО. Ф. Р-265. О.1. Д. 5.
10. ГАИО. Ф. 265. О.1. Д. 18.
11. ГАИО. Ф. Р-332. О. 1. Д. 8.
12. ГАИО. Ф. Р-332. О.1. Д. 9.
13. ГАИО. Ф. Р-1115. О. 1. Д. 1.
14. ГАИО. Ф. Р-1115. О. 1. Д. 13.
15. Государственный архив Красноярского края. Ф. П-1. О. 1. Д. 788.
16. Иванова Т.Л. Раскрепощение женщин Якутии и их роль в социалистическом строительстве (1917-1937 гг.). Якутск: Кн. изд-во, 1974. 184 с.
17. История Красноярского края. Т.3. Медицина. Красноярск: Изд-во «Буква С», 2008. 384 с.
18. Крылов И.И. Условия жизни горожан в Приенисейском регионе в 1921-1929 гг.: монография. Красноярск, 2010. 158 с.
19. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. Р-58. О. 1. Д. 49.
20. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. Р-58. О. 1. Д. 127.
21. Орлова И.В. Социальные проблемы нэпа: пути их решения в Иркутской и Енисейской губерниях. Иркутск, 2009. 232 с.
22. Петров П.А., Ягья Н.С. Здравоохранение Якутии. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1972. 120 с.
УДК 343.918
ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ, СОЗДАННЫМИ НА ЭТНИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ
© Е.И. Баских1
Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.
Рассматриваются особенности преступлений, совершаемых организованными группами, созданными на этнической основе, а также состав участников этнических преступных групп, их криминальная направленность и характеристика противоправной деятельности в целом и в отдельности. Кроме того, автор затрагивает актуальные вопросы, связанные с миграционным режимом и миграционным контролем в Российской Федерации в настоящее время.
Ключевые слова: организованные этнические группы; миграционная система; иностранные граждане; этническая преступность.
FEATURES OF CRIMES COMMITTED BY ORGANIZED ETHNIC CRIMINAL GROUPS E.I. Baskikh
East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 110 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article considers the features of crimes committed by the organized criminal groups created on the principle of ethnic belonging. It discusses the composition of ethnic criminal groups, their criminal orientation and gives both general and particular characteristics of their illegal activities. Besides, the author dwells upon the topical issues related to current migration regime and migration control in the Russian Federation. Keywords: organized ethnic groups; migration system; foreign nationals; ethnic crime.
В последние десятилетия проблемы миграции, мигрантов и представителей национальных меньшинств выходят на одно из первых мест в мире среди других социальных проблем, аккумулируя при этом целый спектр болезненных вопросов: социальное неравенство, столкновение культур, этническая преступность, религиозный экстремизм и терроризм и т.п. Все это и приводит порой к межнациональным столкновениям в различных государствах и между государствами.
Следствием изменений миграционной ситуации в Российской Федерации начала 90-х гг. ХХ в. явились
новые проблемы, наиболее актуальные из которых -преступность иностранных граждан и лиц без гражданства, этническая преступность [4].
Благодатной почвой для формирования и распространения организованных преступных групп, созданных на этнической основе, является миграция граждан из стран ближнего зарубежья в Россию. Они приезжают в поисках жилья, заработка, убежища и довольно быстро оказываются под влиянием своих земляков, которые уже смогли обжиться, сформировать капитал зачастую незаконным путем. Невозможность быстро заработать деньги, трудности с поиском работы,
1Баских Екатерина Игоревна, адъюнкт, тел.: 89501115770, e-mail: [email protected] Baskikh Ekaterina, Postgraduate, tel.: 89501115770, e-mail: [email protected]
сложности в общении с коренными жителями способствуют совершению преступлений приезжими лицами. Происходит стихийное объединение людей на этнической основе для совершения преступлений, обусловленных сложившейся ситуацией. Функционирование групп осуществляется в форме сложного соучастия, где наряду с непосредственными исполнителями преступлений фигурируют скрытые организаторы, подстрекатели и пособники. Такая группа характеризуется повышенной согласованностью действий ее участников, предварительной подготовкой к совершению преступлений, единым руководством совместных действий, распределением ролей. Преступная деятельность становится для этнических сообществ ведущим способом добывания денег.
Число въехавших в Россию иностранных граждан
стабильно превышает количество выехавших граждан. Миграционный прирост в нашей стране увеличился в большей степени за счет сокращения выезда из нее, чем за счет въезда. Данная проблема актуализируется отсутствием эффективного миграционного контроля при въезде в РФ и выезде из РФ. Бесконтрольное пребывание на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства привело к резкому увеличению потоков мигрантов и количеству совершаемых ими и в отношении них преступлений [2].
Согласно официальным данным МВД РФ, на территории России наблюдается следующая картина преступлений как в целом, так и совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (табл., рис.) [3].
Преступления в Российской Федерации
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Всего зарегистрировано преступлений 2 628 799 2 404 807 2 302 168 2 206 249 2 166 399
Темп прироста преступности, % -12,2 -8,5 -4,3 -4,2 -1,8
Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без 48 992 44 956 42 700 46 984 44 441
гражданства
Удельный вес преступлений, совершенных
иностранными гражданами и лицами без 1,9 1,9 1,8 2,1 2,0
гражданства, %
Темп прироста преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без -5,5 -8,2 -5,1 +10,2 -5,4
гражданства, %
Удельный вес преступлений, совершенных
гражданами государств-участников СНГ из общего количества преступлений, 91,0 90,1 87,5 85,8 86,4
совершенных иностранными гражданами
и лицами без гражданства, %
Выявлено иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления 37 926 36 976 35 448 38 978 37 739
Темп прироста выявленных иностранных граждан и лиц без гражданства, -10,8 -2,5 -4,1 +10,0 -3,2
совершивших преступления, %
Удельный вес выявленных граждан
государств-участников СНГ из общего числа выявленных иностранных граждан и лиц без 91,7 90,9 88,0 87,2 86,8
гражданства, совершивших преступления, %
Количество зарегистрированных преступлений в РФ
2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 1.0 Количество преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства, тыс. Ш Количество преступлений, совершаемых гражданами государств-участников СНГ, тыс.
Около 90% всех преступлений иностранцев совершается гражданами стран-участниц СНГ. Среди них лидирующее положение в последние годы занимают граждане Таджикистана, затем - Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Украины. Анализируя представленные статистические данные, следует сделать вывод о том, что преступность иностранных граждан в Российской Федерации имеет различную динамику, то - тенденцию роста, то - снижения.
Необходимо отметить, что в связи с усилением миграционных процессов, в Россию нередко прибывают уже сформированные организованные этнические преступные группы, которые из-за резкого падения уровня жизни местного населения в республиках, постоянно возникающих вооруженных столкновений в ряде из них, в том числе на межнациональной почве, прибывают в РФ для возможности получения постоянных доходов от преступной деятельности. Данные группировки представляют повышенную общественную опасность, так как обладают устойчивой структурой, имеют опыт ведения боевых действий и значительное количество огнестрельного оружия. Одни из них вливаются в уже существующие преступные сообщества, а другие вступают с ними в прямую конфронтацию, пытаясь добиться передела сфер влияния, что приводит к открытым столкновениям и человеческим жертвам.
Устойчивость организованных преступных групп, созданных на этнической основе, значительно выше, чем у группировок, имеющих своей целью только материальный интерес. Идеология играет большую роль в подобных сообществах. Преступные группировки, целью которых является только получение прибыли, наиболее уязвимы и менее устойчивы.
Сложность изучения этнических преступных групп заключается в том, что они практически закрыты для посторонних и с ними трудно установить контакт, так как построены группы по национальному или национально-родственному принципу, а их участники являются последователями одной религии и общаются между собой преимущественно на родном языке. Особенно данный признак относится к группам, которые в свой состав включают людей только одной национальной принадлежности, например, только цыган или только китайцев. Отличие организованных преступных групп, созданных на этнической основе, -это стремление вовлечь в сферу своей деятельности как можно больше членов национальных диаспор.
Проанализировав социальные условия, предшествующие совершению преступлений представителями разных этнических групп, с учетом антиобщественных традиций, обычаев и привычек этих групп на основе изучения специальной литературы по данной проблеме, приходим к выводу, что рассматриваемый вопрос начинается с противоправных традиций, с момента попадания человека в антиобщественное окружение профессионального преступного мира, пропитанного субкультурой. Некоторые исследователи зачастую не учитывают, что становление личности происходит многим ранее - в семье, общине, этнической
группе.
Говоря о составе участников организованной преступной группы, созданной на этнической основе, и их противоправной направленности, на основании изучения 191 уголовного дела по Сибирскому федеральному округу, можно дать следующую характеристику:
1. По преступной направленности, %:
- общеуголовные - 75;
- экономические - 17;
- смешанные - 8.
2. По количеству членов, %:
- от 5 до 10 чел. - 49;
- от 10 до 20 чел. - 33;
- от 20 до 30 чел. - 13;
- более 30 чел. - 5.
3. По срокам преступного функционирования, %:
- действовали от 6 мес. до 1 года - 10;
- действовали от 1 до 2 лет - 15;
- действовали от 2 до 5 лет - 75.
4. По национальному составу, %:
- одной национальности - 57;
- 2-х национальностей - 31;
- более 2-х национальностей - 12.
5. По наличию оружия, %:
- имеющие огнестрельное оружие - 96;
- имеющие огнестрельное оружие в совокупности со взрывными устройствами - 4.
Анализируя противоправную деятельность этнических организованных преступных групп по материалам уголовных дел, следует выделить и отметить определенную специализацию по видам преступного промысла. Рассмотрим это более подробно.
Характеризуя азербайджанские этнические преступные группы (ЭПГ), на базе изучения 36 уголовных дел по Сибирскому федеральному округу, следует отметить, что в отличие от других преступных групп азербайджанские отличаются именно тем, что спектр преступной деятельности широк и разнообразен -кражи металлопроката, кражи ГСМ с магистральных трубопроводов, игорный бизнес, проституция, посредничество при сделках с наркотиками. В противоправных деяниях преобладают корыстно-имущественные преступления. Представители данной национальности охотно идут на сотрудничество с сотрудниками ОВД, но не отличаются сдержанностью в эмоциях, конспиративностью, действуют только в своих интересах, велика вероятность двурушничества. Уникальность азербайджанского менталитета в том, что ради собственной выгоды человек легко предоставляет информацию о соотечественниках, совершивших противоправные действия.
Армянские ЭПГ, на базе изучения 32 уголовных дел по СФО, отличаются также разнообразием своей преступной деятельности: заказные угоны автотранспорта, вымогательства (в отношении своих соплеменников), экономические преступления (незаконное предпринимательство), имущественные преступления (мошенничества, кражи, грабежи, как правило, богатых соплеменников), незаконный оборот наркотиков, алкогольной продукции, драгоценных металлов и кам-
ней. По своей численности количество участников колеблется в среднем от 8 до 20 человек.
На основании изучения 19 уголовных дел по СФО грузинские этнические преступные группы являются наиболее «старыми». На учете МВД находится большое количество грузинских «воров в законе», «коронованных» еще в советские годы. Грузинская диаспора не оказывает влияние на политическую обстановку в регионе и в политическую борьбу не вмешивается. Сведениями о намерении проникновения в органы власти и управления, участии в выборных органах оперативные аппараты не имеют. Характеризуя направления преступной деятельности, следует отметить: вымогательства, экономические преступления (незаконное предпринимательство), имущественные преступления, незаконный оборот алкогольной продукции.
Чеченские (чечено-ингушские) ЭПГ в Сибирском федеральном округе, на базе изучения 28 уголовных дел, представляют собой наиболее сложные и серьезные организации. В отличие от других группировок чечено-ингушские формируются строго по клановому принципу, отличаются высокой дисциплинированностью, жестокостью, выраженной иерархией. Действуют по «ступенчатой» системе: малозначимая, малочисленная группа работает на одной определенной территории, конфликты между собой разрешаются, как правило, мирным путем. Позднее, по мере накопления сил и средств, группа переходит в открытое физическое противоборство и жестоко давит и уничтожает конкурентов. Представители чечено-ингушских ЭПГ отличаются особой преданностью интересам группировки и недоверием к посторонним -их практически невозможно завербовать или к ним внедриться. В случае задержания всё берут «на себя», выгораживая соотечественников. Характеризуя направления преступной деятельности, следует отметить: экономические преступления, имущественные преступления (кражи, грабежи, мошенничества), заказные угоны автотранспорта.
Исследуя 21 уголовное дело по Сибирскому федеральному округу, приходим к следующему выводу, что таджикские ЭПГ наиболее многочисленны. Ее представителями совершена основная часть всех преступлений, содеянных этническими преступными группами, что составляет 61%. Группировки осуществляют торговлю наркотиками, а также множество имущественных преступлений. Нельзя не учитывать, что в Таджикистане значительная часть молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет не учится и нигде не работает, а значит, не получает знаний, трудовой закалки и понятий о нормах общественного поведения. Это создает дополнительные резервы, через которые идет постоянная подпитка криминальной среды выходцев из Таджикистана.
Характеризуя китайско-корейские ЭПГ, на базе изучения 20 уголовных дел, следует отметить, что трудность работы с китайцами, корейцами заключается в первую очередь в языковом барьере, частой смене местожительства, а также страхом перед ки-
тайскими группировками за связь с правоохранительными органами. Как правило, в китайско-корейских ЭПГ помимо лидера, приближенных, осведомителей, помощников существует от 5 до 20 человек непосредственных исполнителей преступлений. Китайско-корейские ЭПГ отличаются крайне жесткой дисциплиной в духе «китайских триад», где за неподчинение лидеру, отказ от совершения преступления и сотрудничество с правоохранительными органами члены сурово наказываются, вплоть до смерти. Как правило, члены ЭПГ проживают по поддельным документам или по документам граждан Узбекистана. После серии преступлений группа рассеивается и собирается в другом городе России. Характеризуя направления преступной деятельности данной категории групп, следует отметить: экономические преступления (незаконное предпринимательство), имущественные преступления (кражи, грабежи, мошенничества) и др.
Среди этнических преступных формирований особо следует выделить цыганские ЭПГ. К сожалению, в правоохранительных органах Иркутской области информации о структуре, лидерах и активных членах цыганских этнических преступных групп недостаточно. Однако на основании изучения 35 уголовных дела в СФО сделан анализ, который позволил установить достаточно замкнутый характер преступной деятельности. Как правило, цыганская этническая преступная группа складывается из родственников - членов конкретной семьи. Количество людей в подобных группах может достигать несколько десятков, причем возрастной состав чрезвычайно обширен. Цыганские ЭПГ отмечаются узкоспециализированным направлением преступной деятельности, которая осуществляется по месту жительства.
По результатам анкетирования сотрудников правоохранительных органов Иркутской области выявлено, что в последние 2 года на долю лиц цыганской национальности приходится около 40% наркобизнеса в Иркутской области, азербайджанцев и чеченцев -35%, таджиков и узбеков - 20%, русских - 5%. Отмечаются процессы сращивания межнационального незаконного оборота наркотиков. В настоящее время действует схема: наркокурьеры - таджики; оптовые сбытчики - цыгане, чеченцы, азербайджанцы; мелкорозничные сбытчики, как правило, - русские.
На данный период времени правоохранительными органами выявлены почти во всех субъектах РФ преступные организованные группы, созданные на этнической основе. Наибольшая активность таких формирований отмечается в крупных и особо крупных городах с развитой инфраструктурой.
С учетом вышеизложенного следует отметить, что существуют определенные особенности проведения профилактики преступлений, совершаемых организованными преступными группами, созданными на этнической основе.
Зачастую, проживая на территории России, члены формирования руководствуются не законами страны, а постулатами Корана [1], на наш взгляд, это особенно характерно для молодого поколения граждан, что
приводит к совершению преступлений экстремистской направленности. Это, в свою очередь, может стать предпосылкой образования организованных преступных групп, созданных на этнической основе. Поэтому для пресечения формирования организованных преступных групп, созданных на этнической основе, сотрудникам внутренних дел приходится изучать традиции и религиозные постулаты представленных групп.
На взгляд автора статьи, в Российской Федерации должна существовать стратегия борьбы с организованной преступностью, созданной на этнической основе, которую целесообразно строить с учетом психологических и поведенческих особенностей представителей различных этнических общностей.
В результате проведенного исследования необходимо сделать обобщенный вывод о том, что самыми распространенными направлениями противоправной деятельности ЭПГ являются преступления: имущественные, экономические и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Однако полную картину совершения преступлений организованными преступными группами, созданными на этнической основе, представить сложно в связи с отсутствием (либо малым количеством, имеющимся в городских и районных управлениях внутренних дел) сведений статистической отчетности. Предлагаем включить данный раздел в статистическую базу России. Также следует обратить внимание на необходимость внесения изменений существующих форм статистической отчетности по учету особенностей этнического преступника, добавить более обширный характеризующий список по личности и социальному положению преступника.
Кроме этого, необходимо провести ряд следующих мероприятий:
1. Улучшить взаимодействие правоохранительных органов МВД РФ с органами ФМС России; обеспечить доступ сотрудникам правоохранительных органов к базе данных по миграционному контролю и режиму ФМС России; иметь доступ получения информации, значимой для определения стратегии геополитики, рационализации криминологической политики в области межэтнических отношений на федеральном и региональном уровнях, разработки нового и совершен-
ствования действующего законодательства, касающегося более эффективного миграционного контроля въезда и выезда в Российскую Федерацию, пересечения границы Российской Федерации. Запретить въезд на территорию Российской Федерации гражданам других государств, которые ранее привлекались к уголовной ответственности за совершение преступлений, либо которые имеют непогашенную судимость; также необходимо ужесточить контроль за лицами, которые пребывают в Российскую Федерацию для работы, и разрешить въезд только высококвалифицированным специалистам, в которых наша страна нуждается.
2. Создать в правоохранительных органах всех субъектов РФ подразделения, специализирующиеся на противодействии организованной этнической преступности, в функции которых должно входить и взаимодействие с социальными органами, органами местного самоуправления для устранения выявленных причин и условий, способствующих совершению преступлений и антиобщественных проступков. Привлечь к работе специализированных подразделений переводчиков, для чего необходимо создание базы данных лиц, привлекаемых в качестве переводчиков, совершенствование существующей оплаты услуг переводчиков и привлекаемых специалистов.
3. В целях профилактики пополнения организованных преступных групп, созданных на этнической основе, на государственном и региональном уровнях необходимо изменить отношение представителей власти в вопросах оказания помощи в бытовом и трудовом устройстве лиц, освобожденных из мест лишения свободы и желающих начать законопослушную жизнь, но испытывающих трудности. Рекомендуется создать центры социальной реабилитации для лиц, отбывших наказание и утративших родственные и иные социальные связи, и возложить данные обязанности на органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Представляется, что реализация предложенных мероприятий существенным образом отразится на эффективности индивидуально-профилактической работы служб ОВД по борьбе с организованной преступностью, созданной на этнической основе.
Статья поступила 27.02.2015 г.
Библиографический список
1. Головин Г.В. Организованная преступность в транснациональном аспекте // Следователь. 2004. № 2. 56 с.
2. Костюк М.Ф. Уголовная политика по правовому регулированию и противодействию организации незаконной миграции // Пробелы в Российском законодательстве. 2013. № 2. 131 с.
3. Официальный сайт МВД России. Статистика. Состояние
преступности в России за 2011-2014 гг. [Электронный ресурс]. иР1_: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item /209743/ (02 дек. 2014).
4. Сандугей А.Н. Проблемы формирования и реализации миграционной политики в Российской Федерации: монография. М.: Изд-во ВНИИ МВД России, 2008. 215 с.